Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждены
приказом департамента
образования мэрии
города Ярославля
от 30 сентября 2019 г. N 01-05/828
Требования
к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике
1. Общие положения
1.1. Настоящие требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике (далее - Олимпиада) составлены на основе Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1252 (с изменениями и дополнениями от 17 марта, 17 декабря 2015 г., 17 ноября 2016 г. (далее - Порядок).
1.2. Организатором Олимпиады является департамент образования мэрии города Ярославля (далее - Организатор).
1.3. Организатор Олимпиады формирует и утверждает составы оргкомитета, жюри, муниципальной предметно-методической комиссии, требования к организации и проведению Олимпиады.
1.4. Олимпиада проводится по заданиям, разработанным муниципальной предметно-методической комиссией, с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии.
1.5. Данные требования включают в себя характеристику особенностей Олимпиады; принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий; описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий; перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения Олимпиады; критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий; процедуру регистрации участников Олимпиады; показ олимпиадных работ; рассмотрение апелляций участников Олимпиады.
1.6. В Олимпиаде на добровольной основе принимают индивидуальное участие обучающиеся 7 - 11 классов.
1.7. Задания Олимпиады разработаны для пяти параллелей: 7, 8, 9, 10, 11 классов.
1.8. Олимпиада проводится в один тур.
1.9. Продолжительность Олимпиады:
- 7, 8 классы - 90 минут;
- 9 классы - 120 минут
- 10, 11 классы - 150 минут.
1.10. В случае нарушения участником Олимпиады Порядка и (или) настоящих требований к организации и проведению Олимпиады, представитель организатора вправе удалить данного участника Олимпиады из аудитории, составив акт об удалении участника Олимпиады. Участники Олимпиады, которые были удалены, лишаются права дальнейшего участия в Олимпиаде по данному предмету в текущем учебном году.
1.11. Итоги Олимпиады подводятся в каждой параллели отдельно: 7, 8, 9, 10, 11 классы.
2. Принципы составления и формирования комплектов олимпиадных заданий
2.1. Принципы составления и формирования комплектов олимпиадных заданий составлены с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии всероссийской Олимпиады школьников по физике.
2.2. Олимпиадные задания составлены на основе содержания образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня и соответствующей направленности (профиля).
2.3. В задания Олимпиады включены задачи, выявляющие способности обучающихся применять полученные в школе знания. Задачи не предполагают в их решении акцента на математическую сложность вычислений.
2.4. Задания содержат задачи различной степени сложности. По мере прохождения тем, в зависимости от параллели, в задания включены задачи по механике, термодинамике и молекулярной физике, задачи на законы постоянного тока, по электромагнетизму, оптике.
2.5. Участникам Олимпиады предлагается комплект заданий состоящий из 4-х задач для параллелей 7 и 8 классов, и 5-ти задач для каждой из параллелей 9, 10, 11 классов.
2.6. Олимпиадные задания разработаны по следующим темам:
- Системы единиц. Участникам Олимпиады предлагается продемонстрировать свои умения выражать одни физические величины через другие, иметь представление о точности измерений и погрешностях измерений, уметь приводить внесистемные единицы к единицам СИ.
- Задачи на механическое движение. В 7, 8 классах участникам предлагаются задачи на движение со скоростью, постоянной на отдельных участках пути. В 9 классе рассматривается равноускоренное движение, в 10 классе добавляется движение в силовых полях.
- Термодинамика и молекулярная физика. Участникам предлагаются задачи по теме "Термодинамика", изучение которой начинается в 8-м классе на примере решения уравнений теплового баланса. Тогда же вводится понятие теплоемкости. Дальнейшее развитие этой темы происходит в 10-м классе, где изучаются газовые законы (на примере модели идеального газа) и элементы термодинамики.
- Электродинамика. Участникам предлагаются задачи по теме "Электродинамика", изучение которой начинается в 8-м классе на примере законов постоянного тока, а затем развивается в 10-м, где изучается электростатика, магнитостатика и в 11 классе обучающиеся приступают к изучению законов электромагнитной индукции.
- Оптика. Участникам предлагаются задачи по теме "Оптика". Раздел состоит из двух частей: геометрической и волновой оптики. В 8-м классе геометрическая оптика изучается быстро и поверхностно, задания включают задачи с плоскими зеркалами или задачами на построение изображений в тонких линзах. К концу 9 класса изучаются некоторые явления и законы волновой оптики, в том числе закон преломления.
2.7. Темы атомной и ядерной физики, специальной теории относительности и элементов квантовой физики в олимпиадные задания не включаются.
3. Описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий
3.1. При проведении Олимпиады каждому участнику должно быть предоставлено отдельное рабочее место. Все рабочие места участников Олимпиады должны обеспечивать равные условия. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом) в соответствии с его ростом. Для рассадки участников могут быть использованы различные виды ученической мебели: столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.
3.2. Количество мест в аудиториях должно обеспечивать самостоятельное выполнение заданий Олимпиады каждым участником.
3.3. Каждому участнику необходимо иметь при себе письменные принадлежности: ручку с синей пастой, простой карандаш, линейку, листы для черновика.
3.4. Оргкомитету Олимпиады для каждого участника необходимо подготовить бланки заданий, листы для черновиков, запасные ручки с синей пастой, запасные комплекты заданий.
3.5. Во всех аудиториях должны быть часы, находящиеся в зоне видимости участников.
3.6. Участники с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды работают в аудитории, оборудованной с учетом их состояния здоровья, особенностей психофизического развития.
3.7. Участники, имеющие право на создание специальных условий при проведении Олимпиады, предоставляют в оргкомитет подтверждающие документы (медицинская справка, выписка из истории болезни и др.).
4. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения Олимпиады
4.1 Во время работы над заданиями участнику запрещается пользоваться любыми справочными материалами, мобильным телефоном (в любой его функции), диктофонами, плейерами, планшетами, программируемым калькулятором.
4.2 Участник Олимпиады имеет право пользоваться собственным непрограммируемым калькулятором (возможно использование инженерного калькулятора).
5. Критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий
5.1. Каждое задание имеет чёткую систему оценивания по определённым параметрам, которые разрабатываются муниципальной предметно-методической комиссией по физике.
5.2. Во всех комплектах заданий каждая задача оценивается максимум в 10 баллов. Если ученик решает задачу своим способом с необходимыми пояснениями и ссылками на формулы, законы, то решение задачи оценивается в 10 баллов.
5.3. Не допускается снятие баллов за "плохой почерк"; решение задачи нерациональным способом; "не в общем виде" или способом, не совпадающим с предложенным методической комиссией.
5.4. Правильный ответ, приведенный без обоснования или полученный из неправильных рассуждений, не учитывается.
5.5. Если задача решена не полностью, то этапы ее решения оцениваются в соответствии с критериями оценивания по данной задаче.
5.6. Решение каждой задачи оценивается целым числом баллов от 0 до 10.
5.7. Жюри оценивает записи, приведенные только в чистовике. Черновики не проверяются.
5.8. Проверка работ участников Олимпиады осуществляется жюри Олимпиады по следующей методике оценивания решений:
Балл |
Правильность (ошибочность) решения |
10 |
Полное верное решение |
9 |
Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение |
6-8 |
Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки (не физические, а математические) |
5 |
Найдено решение одного из двух возможных случаев |
4 |
Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна, и невозможно найти решение |
2 |
Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении) |
0 |
Решение неверное, или отсутствует |
5.9. Проверка работ участников Олимпиады осуществляется согласно следующей методике оценивания:
Класс |
N задачи |
Максимальный балл |
||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
7 |
10 |
10 |
10 |
10 |
- |
40 |
8 |
10 |
10 |
10 |
10 |
- |
40 |
9 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
50 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
50 |
11 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
50 |
6. Процедура регистрации участников Олимпиады
6.1. Все участники Олимпиады в обязательном порядке проходят процедуру регистрации.
6.2. Регистрация обучающихся в образовательной организации - месте проведения Олимпиады (далее - ОО - место проведения Олимпиады) осуществляется оргкомитетом перед началом ее проведения.
6.3. При регистрации участники получают информацию о том, в какой аудитории будет проходить Олимпиада.
6.4. Листы регистрации участников Олимпиады формируются оргкомитетом на основании заявлений, поданных участниками.
7. Процедура разбора заданий и показ олимпиадных работ
7.1. Процедура разбора заданий проводится с целью информирования участников Олимпиады о правильных вариантах ответов на предложенные задания, объяснения допущенных ими ошибок и недочетов.
7.2. Порядок, сроки и место проведения разбора олимпиадных заданий и показа олимпиадных работ устанавливаются оргкомитетом.
7.3. Члены оргкомитета в ОО - месте проведения Олимпиады до начала проведения Олимпиады и в день проведения Олимпиады (во время проведения инструктажа с участниками) информируют участников и их родителей (законных представителей) о дате, месте и времени разбора олимпиадных заданий, показе олимпиадных работ в ОО - месте проведения Олимпиады.
7.4. В ходе разбора заданий жюри анализирует типичные ошибки, допущенные участниками, подробно объясняет критерии оценивания каждого из заданий и дает общую оценку по итогам выполнения всех заданий Олимпиады.
7.5. На разборе заданий могут присутствовать все участники Олимпиады, а также их родители (законные представители).
7.6. Показ работ происходит в одной (или нескольких) аудиториях, оборудованных столами для жюри и столами для участников, за которыми они самостоятельно просматривают свои работы.
7.7. В ходе самостоятельного просмотра участники имеют право задать члену жюри вопросы по оценке выполненной работы.
7.8. В случае если участник не согласен с выставленными баллами, то он вправе подать заявление на апелляцию.
8. Рассмотрение апелляций участников Олимпиады
8.1. Участники Олимпиады вправе подать в письменной форме апелляцию о несогласии с выставленными баллами в жюри в ОО - место проведения Олимпиады в срок не позднее дня разбора олимпиадных заданий и показа олимпиадных работ. Критерии оценивания не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат.
8.2. Участник Олимпиады перед подачей апелляции вправе убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными критериями и методикой оценивания выполненных олимпиадных заданий.
8.3. Порядок, сроки и место проведения апелляции устанавливаются оргкомитетом.
8.4. Срок рассмотрения апелляции - в течение одного рабочего дня с момента подачи заявления.
8.5. Апелляции участников Олимпиады рассматриваются членами жюри.
8.6. Рассмотрение апелляции проводится с участием самого участника Олимпиады. Родители (законные представители) участников имеют право присутствовать при рассмотрении апелляции без права голоса.
8.7. Устные пояснения участника во время апелляции не оцениваются.
8.8. Процедура апелляции проводится с использованием видеофиксации.
8.9. Решения по апелляции принимаются большинством голосов. В случае равенства голосов председатель жюри имеет право решающего голоса.
8.10. По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами жюри принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов или об удовлетворении апелляции и корректировке баллов. Жюри заполняет после апелляционный протокол.
8.11. Окончательные итоги Олимпиады определяет жюри с учетом проведения апелляции.
8.12. Решения по апелляции являются окончательными и пересмотру не подлежат.
8.13. Измененные результаты являются основанием для пересмотра победителей и призеров Олимпиады.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.