Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждены
приказом департамента образования
мэрии города Ярославля
от 30 сентября 2019 г. N 01-05/825
Требования
к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
1. Общие положения
1.1. Настоящие требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию (далее - Олимпиада) составлены на основе Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 N 1252 (с изменениями и дополнениями от 17.03.2015 N 249, от 17.12.2015 N 1488, от 17.11.2016 N 1435) (далее - Порядок).
1.2. Организатором Олимпиады является департамент образования мэрии города Ярославля (далее - Организатор).
1.3. Организатор Олимпиады формирует и утверждает составы оргкомитета, жюри, муниципальной предметно-методической комиссии, требования к организации и проведению Олимпиады по обществознанию.
1.4. Олимпиада проводится по заданиям, разработанным муниципальной предметно-методической комиссией, с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии.
1.5. Данные требования включают в себя характеристику особенностей Олимпиады; принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий; описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий; перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения Олимпиады; критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий; процедуру регистрации участников Олимпиады; показ олимпиадных работ; рассмотрение апелляций участников Олимпиады.
1.6. В Олимпиаде на добровольной основе принимают индивидуальное участие обучающиеся 6 - 11 классов.
1.7. Задания Олимпиады разработаны для шести параллелей: 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов.
1.8. Олимпиада проводится в один тур.
1.9. Продолжительность Олимпиады:
Класс |
Время выполнения заданий (мин.) |
6 |
45 |
7 |
60 |
8 |
60 |
9 |
80 |
10 |
80 |
11 |
80 |
1.10. В случае нарушения участником Олимпиады Порядка и (или) настоящих требований к организации и проведению Олимпиады, представитель организатора вправе удалить данного участника Олимпиады из аудитории, составив акт об удалении участника Олимпиады. Участники Олимпиады, которые были удалены, лишаются права дальнейшего участия в Олимпиаде по данному предмету в текущем учебном году.
1.11. Итоги Олимпиады подводятся в каждой параллели отдельно: 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы.
2. Принципы составления и формирования комплектов олимпиадных заданий
2.1. Принципы составления и формирования комплектов олимпиадных заданий определены с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии.
2.2. Олимпиадные задания по обществознанию составлены на основе содержания образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня и соответствующей направленности (профиля).
2.3. Специфика заданий Олимпиады определяется: нормативными требованиями к углубленному уровню подготовленности учащихся по предмету, творческим характером Олимпиады, необходимостью оценки эрудированности и общей культуры участников.
2.4. При формировании комплектов олимпиадных заданий учитывались:
- степень сложности заданий. Задания Олимпиады содержат материал различной степени сложности;
- продолжительность олимпиады. Время, отведенное на выполнение олимпиадных заданий зависит от уровня сложности;
- содержательные линии курса обществознания;
- знания событий и процессов по предмету;
- представления заданий через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.);
- опора на межпредметные связи в заданиях.
2.5. В задания Олимпиады включены: 6 класс - 7 заданий, 7 класс - 8 заданий, 8 - 11 класс - 9 заданий.
2.6. Количество олимпиадных заданий в каждом комплекте зависит от сложности отдельных заданий, трудоемкости их выполнения.
3. Описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий
3.1. При проведении Олимпиады каждому участнику должно быть предоставлено отдельное рабочее место. Все рабочие места участников Олимпиады должны обеспечивать равные условия. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом) в соответствии с его ростом. Для рассадки участников могут быть использованы различные виды ученической мебели: столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.
3.2. Количество мест в аудиториях должно обеспечивать самостоятельное выполнение заданий Олимпиады каждым участником.
3.3. Каждому участнику необходимо иметь при себе письменные принадлежности: ручку с синей пастой, простой карандаш, линейку, листы для черновика.
3.4. Оргкомитету Олимпиады для каждого участника необходимо подготовить бланки заданий, листы для черновиков, запасные ручки с синей пастой, запасные комплекты заданий.
3.5. Во всех аудиториях должны быть часы, находящиеся в зоне видимости участников.
3.6. Участники с ОВЗ, дети-инвалиды, инвалиды работают в аудитории, оборудованной с учетом их состояния здоровья, особенностей психофизического развития.
3.7. Участники, имеющие право на создание специальных условий при проведении Олимпиады, предоставляют в оргкомитет подтверждающие документы (медицинская справка, выписка из истории болезни и др.).
4. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения Олимпиады
4.1. Во время работы над заданиями участник Олимпиады имеет право пользоваться канцелярскими принадлежностями (см. п. 3.3 Требований).
4.2. Во время работы над заданиями участнику запрещается пользоваться любыми справочными материалами, мобильным телефоном (в любой его функции), диктофонами, плейерами, планшетами, калькулятором.
5. Критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий
5.1. Каждое задание имеет систему оценивания по определённым параметрам, которые разрабатываются муниципальной предметно-методической комиссией по обществознанию.
5.2. Критерии оценивания выполненных олимпиадных заданий достаточно гибкие (необходимо учитывать возможность различных путей и способов решения), дифференцированные (несмотря на различие в способах решения, следует выделить его инвариантные этапы или компоненты и оценивать выполненное задание не по принципу "все или ничего", а пропорционально степени завершенности и правильности решения), обозначенные (четко указывается, за какую часть/уровень/степень решения, сколько баллов начисляется участнику Олимпиады).
5.3. При оценивании работ участников Олимпиады следует отметить дискуссионность в содержании и подаче материала, требующей учета возможности и целесообразности высказывания участниками Олимпиады собственной позиции, которая может расходиться с взглядами членов жюри. Когда высказанная участником позиция не выходит за рамки научных представлений и общепризнанных моральных норм, в этом случае оценивается уровень ее подачи, научность и грамотность приведения аргументов и др. Следовательно, необходимо принимать ответы участников как правильные, те которые даны не по предложенному эталону, сформулированы иначе, но верны, по сути.
5.4. Проверка работ участников Олимпиады осуществляется согласно следующей методике оценивания:
Класс |
N задачи/балл |
Максимальный балл |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
6 |
16 |
12 |
6 |
15 |
9 |
15 |
27 |
- |
- |
100 |
7 |
10 |
26 |
9 |
12 |
5 |
6 |
12 |
20 |
- |
100 |
8 |
16 |
12 |
4 |
16 |
12 |
5 |
7 |
8 |
20 |
100 |
9 |
16 |
3 |
16 |
10 |
10 |
7 |
8 |
2 |
28 |
100 |
10 |
8 |
6 |
11 |
18 |
21 |
7 |
5 |
5 |
19 |
100 |
11 |
12 |
9 |
10 |
18 |
10 |
10 |
8 |
7 |
16 |
100 |
6. Процедура регистрации участников Олимпиады
6.1. Все участники Олимпиады в обязательном порядке проходят процедуру регистрации.
6.2. Регистрация обучающихся в образовательной организации - месте проведения Олимпиады (далее - ОО - место проведения Олимпиады) осуществляется оргкомитетом перед началом ее проведения.
6.3. При регистрации участники получают информацию о том, в какой аудитории будет проходить Олимпиада.
6.4. Листы регистрации участников Олимпиады формируются оргкомитетом на основании заявлений, поданных участниками.
7. Процедура разбора заданий и показ олимпиадных работ
7.1. Процедура разбора заданий проводится с целью информирования участников Олимпиады о правильных вариантах ответов на предложенные задания, объяснения допущенных ими ошибок и недочетов.
7.2. Порядок, сроки и место проведения разбора олимпиадных заданий и показа олимпиадных работ устанавливаются оргкомитетом.
7.3. Члены оргкомитета в ОО - месте проведения Олимпиады до начала проведения Олимпиады и в день проведения Олимпиады (во время проведения инструктажа с участниками) информируют участников и их родителей (законных представителей) о дате, месте и времени разбора олимпиадных заданий, показе олимпиадных работ в ОО - месте проведения Олимпиады.
7.4. В ходе разбора заданий жюри анализирует типичные ошибки, допущенные участниками, подробно объясняет критерии оценивания каждого из заданий и дает общую оценку по итогам выполнения всех заданий Олимпиады.
7.5. На разборе заданий могут присутствовать все участники Олимпиады, а также их родители (законные представители).
7.6. Показ работ происходит в одной (или нескольких) аудиториях, оборудованных столами для жюри и столами для участников, за которыми они самостоятельно просматривают свои работы.
7.7. В ходе самостоятельного просмотра участники имеют право задать члену жюри вопросы по оценке выполненной работы.
7.8. В случае, если участник не согласен с выставленными баллами, то он вправе подать заявление на апелляцию.
8. Рассмотрение апелляций участников Олимпиады
8.1. Участники Олимпиады вправе подать в письменной форме апелляцию о несогласии с выставленными баллами в жюри в ОО - место проведения Олимпиады в срок не позднее дня разбора олимпиадных заданий и показа олимпиадных работ. Критерии оценивания не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат.
8.2. Участник Олимпиады перед подачей апелляции вправе убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными критериями и методикой оценивания выполненных олимпиадных заданий.
8.3. Порядок, сроки и место проведения апелляции устанавливаются оргкомитетом.
8.4. Срок рассмотрения апелляции - в течение одного рабочего дня с момента подачи заявления.
8.5. Апелляции участников Олимпиады рассматриваются членами жюри.
8.6. Рассмотрение апелляции проводится с участием самого участника Олимпиады. Родители (законные представители) участников имеют право присутствовать при рассмотрении апелляции без права голоса.
8.7. Устные пояснения участника во время апелляции не оцениваются.
8.8. Процедура апелляции проводится с использованием видеофиксации.
8.9. Решения по апелляции принимаются большинством голосов. В случае равенства голосов председатель жюри имеет право решающего голоса.
8.10. По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами жюри принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов или об удовлетворении апелляции и корректировке баллов. Жюри заполняет после апелляционный протокол.
8.11. Окончательные итоги Олимпиады определяет жюри с учетом проведения апелляции.
8.12. Решения по апелляции являются окончательными и пересмотру не подлежат.
8.13. Измененные результаты являются основанием для пересмотра победителей и призеров Олимпиады.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.