Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждены
приказом департамента образования
мэрии города Ярославля
от 2 октября 2019 г. N 01-05/847
Требования
к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе
1. Общие положения
1.1. Настоящие требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе (далее - Олимпиада) составлены на основе Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 18.11.2013 N 1252 (с изменениями и дополнениями от 17.03.2015 N 249, от 17.12.2015 N 1488, от 17.11.2016 N 1435) (далее - Порядок).
1.2. Организатором Олимпиады является департамент образования мэрии города Ярославля (далее - Организатор).
1.3. Организатор Олимпиады формирует и утверждает составы оргкомитета, жюри, муниципальной предметно-методической комиссии, требования к организации и проведению Олимпиады по литературе.
1.4. Олимпиада проводится по заданиям, разработанным муниципальной предметно-методической комиссией, с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии по литературе.
1.5. Данные требования включают в себя характеристику особенностей Олимпиады; принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий; описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий; перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения Олимпиады; критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий; процедуру регистрации участников Олимпиады; показ олимпиадных работ; рассмотрение апелляций участников Олимпиады.
1.6. В Олимпиаде на добровольной основе принимают индивидуальное участие обучающиеся 5 - 11 классов.
1.7. Задания Олимпиады разработаны для пяти параллелей: 5 - 6, 7 - 8, 9, 10, 11 классов.
1.8. Олимпиада проводится в один тур.
1.9. Продолжительность Олимпиады:
Класс |
Время выполнения заданий (мин.) |
5 - 6 |
120 |
7 - 8 |
180 |
9 |
300 |
10 |
300 |
11 |
300 |
1.10. В случае нарушения участником Олимпиады Порядка и (или) настоящих требований к организации и проведению Олимпиады, представитель организатора вправе удалить данного участника Олимпиады из аудитории, составив акт об удалении участника Олимпиады. Участники Олимпиады, которые были удалены, лишаются права дальнейшего участия в Олимпиаде по данному предмету в текущем учебном году.
1.11. Итоги Олимпиады подводятся в каждой параллели отдельно: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы.
2. Принципы составления и формирования комплектов олимпиадных заданий
2.1. Комплекты олимпиадных заданий составлены на основе содержания образовательных программ основного общего и среднего общего образования по литературе углубленного уровня и соответствующей направленности (профиля) и на основании методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии по литературе.
2.2. При составлении и формировании комплектов олимпиадных заданий были учтены следующие принципы:
- посильности и занимательности, который способствует формированию желания у участников заниматься литературой;
- созидательного творчества, т.е. участники создают текст ответа, опираясь на предложенные вопросы, что позволяет выявить творческие способности участников, умение создавать разные по жанру и стилю тексты;
- целостного анализа текста. Анализируя текст, участник должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков, методов и приёмов анализа, структуру и последовательность изложения своих мыслей.
2.3. Задания Олимпиады интересные и познавательные, не отпугивают детей своей сложностью и наукообразием, дают простор творчеству.
2.4. Комплекты олимпиадных заданий разработаны для 5 - 6, 7 - 8, 9, 10, 11 классов.
2.5. Задания для участников 5 - 8 классов не дублируют по своему типу задания 9 - 11 классов.
2.6. Задания для 5 - 8 классов носит творческий характер.
2.7. Задания для 9 - 11 классов комбинированные: аналитического и творческого характера.
3. Описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий
3.1. При проведении Олимпиады каждому участнику должно быть предоставлено отдельное рабочее место. Все рабочие места участников Олимпиады должны обеспечивать равные условия. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом) в соответствии с его ростом. Для рассадки участников могут быть использованы различные виды ученической мебели: столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.
3.2. Количество мест в аудиториях должно обеспечивать самостоятельное выполнение заданий Олимпиады каждым участником.
3.3. Каждому участнику необходимо иметь при себе письменные принадлежности: ручку с синей пастой, простой карандаш, линейку, листы для черновика.
3.4. Оргкомитету Олимпиады для каждого участника необходимо подготовить бланки заданий, листы для черновиков, запасные ручки с синей пастой, запасные комплекты заданий.
3.5. Во всех аудиториях должны быть часы, находящиеся в зоне видимости участников.
3.6. Участники с ОВЗ, дети-инвалиды, инвалиды работают в аудитории, оборудованной с учетом их состояния здоровья, особенностей психофизического развития.
3.7. Участники, имеющие право на создание специальных условий при проведении Олимпиады, предоставляют в оргкомитет подтверждающие документы (медицинская справка, выписка из истории болезни и др.).
4. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения Олимпиады
4.1. Во время работы над заданиями участник Олимпиады имеет право пользоваться канцелярскими принадлежностями (см п. 3.3 требований).
4.2. Во время работы над заданиями участнику запрещается пользоваться любыми справочными материалами, средствами связи и электронно-вычислительной техникой (мобильным телефоном (в любой его функции), диктофонами, плейерами, планшетами, смарт-часами, Bluetooth-гарнитурой, наушниками).
5. Критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий
5.1. Каждое задание имеет чёткую систему оценивания по определённым параметрам, разработанным муниципальной предметно-методической комиссией по литературе.
5.2. Количество баллов устанавливается в зависимости от уровня сложности конкретного вопроса.
5.3. Дифференцированная шкала ответов позволяет учитывать различные нюансы ответов участников. Итог выполнения задания не подводится по принципу "решено - не решено".
5.4. Олимпиадные задания выполняются только в прозаической форме (если в задании специально не оговаривается иное). Если участник использовал черновик, он сдаёт его вместе с работой. Члены жюри оценивают записи, приведённые в чистовике. Черновики не проверяются. Если задание выполнено не полностью, то члены жюри обращаются к черновику работы (участник должен сделать пометку в чистовике "См. черновик"). Черновик может быть учтён при оценке работы в пользу участника.
5.5. Объём работ не регламентируется, но должен соответствовать поставленной задаче.
5.6. Целесообразно перед проверкой договориться о том, как распределять баллы, чтобы обеспечить единство подходов к проверке.
5.7. Проверка работ участников Олимпиады осуществляется согласно следующей методике оценивания:
Класс |
Критерии оценивания |
Кол-во баллов |
5 - 6 |
Соответствие каждого выбранного из сказок героя/элемента той функции, под которую он выбирался (протагонист, антагонист, помощник(и), волшебный предмет). |
до 5 |
Соответствие требованию использовать элементы из разных сказок. |
до 3 |
|
Общая связность, логичность повествования, обоснованное разнообразие сюжетных поворотов, стилистическая однородность текста. |
до 7 |
|
Итого |
15 |
|
7 - 8 |
Умение выделить значимые детали биографии и судьбы, показать, как они связаны в стихотворении, объяснить, как/какой образ художника из них складывается. |
до 8 |
Умение выделить характерные черты живописной манеры, показать, какую трактовку они получают в стихотворении. |
до 9 |
|
Точность, правильность, выразительность речевого оформления ответов. |
до 3 |
|
Итого |
20 |
|
9, 10, 11 Аналитическое задание оценивается по единой схеме |
Понимание произведения как "сложно построенного смысла", последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в "лабиринте сцеплений", через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. |
до 30 Шкала оценок: 0 - 10 - 20 - 30 |
Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения. |
до 15 Шкала оценок: 0 - 5 - 10 - 15 |
|
Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы. |
до 10 Шкала оценок: 0 - 3 - 7 - 10 |
|
Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использовании фонового материала из области культуры и литературы. |
до 10 Шкала оценок: 0 - 3 - 7 - 10 |
|
Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов. |
до 5 Шкала оценок: 0 - 1 - 3 - 5 |
|
Итого |
70 |
|
9, 10, 11 Творческое задание оценивается по единой схеме. |
Содержательность, ясность концепции оформления тетради по литературе, детальная ее обоснованность (ответ на вопросы "для чего так" и "почему именно так"). |
до 4 |
Уместность визуального ряда, его обоснованность первоначальным концептуальным решением. |
до 4 |
|
Уместность предлагаемых текстовых компонентов на обложке, связь их с визуальным рядом и с концепцией оформления. |
до 4 |
|
Нешаблонность, обоснованность, встроенность в общую дизайнерскую стилистику дополнительных элементов оформления (или ясное обоснование отсутствия необходимости их использовать). |
до 3 |
|
Итого |
15 |
Класс |
N задания |
Максимальный балл |
||
1 |
2 |
3 |
||
5 - 6 |
15 |
- |
- |
15 |
7 - 8 |
20 |
- |
- |
20 |
9 |
70 |
15 |
- |
85 |
10 |
70 |
15 |
- |
85 |
11 |
70 |
15 |
- |
85 |
6. Процедура регистрации участников Олимпиады
6.1. Все участники Олимпиады в обязательном порядке проходят процедуру регистрации.
6.2. Регистрация обучающихся в образовательной организации - месте проведения Олимпиады (далее - ОО - место проведения Олимпиады) осуществляется оргкомитетом перед началом ее проведения.
6.3. При регистрации участники получают информацию о том, в какой аудитории будет проходить Олимпиада.
6.4. Листы регистрации участников Олимпиады формируются оргкомитетом на основании заявлений, поданных участниками.
7. Процедура разбора заданий и показ олимпиадных работ
7.1. Процедура разбора заданий проводится с целью информирования участников Олимпиады о правильных вариантах ответов на предложенные задания, объяснения допущенных ими ошибок и недочетов.
7.2. Порядок, сроки и место проведения разбора олимпиадных заданий и показа олимпиадных работ устанавливаются оргкомитетом.
7.3. Члены оргкомитета в ОО - месте проведения Олимпиады до начала проведения Олимпиады и в день проведения Олимпиады (во время проведения инструктажа с участниками) информируют участников и их родителей (законных представителей) о дате, месте и времени разбора олимпиадных заданий, показе олимпиадных работ в ОО - месте проведения Олимпиады.
7.4. В ходе разбора заданий жюри анализирует типичные ошибки, допущенные участниками, подробно объясняет критерии оценивания каждого из заданий и дает общую оценку по итогам выполнения всех заданий Олимпиады.
7.5. На разборе заданий могут присутствовать все участники Олимпиады, а также их родители (законные представители).
7.6. Показ работ происходит в одной (или нескольких) аудиториях, оборудованных столами для жюри и столами для участников, за которыми они самостоятельно просматривают свои работы.
7.7. В ходе самостоятельного просмотра участники имеют право задать члену жюри вопросы по оценке выполненной работы.
7.8. В случае, если участник не согласен с выставленными баллами, то он вправе подать заявление на апелляцию.
8. Рассмотрение апелляций участников Олимпиады
8.1. Участники Олимпиады вправе подать в письменной форме апелляцию о несогласии с выставленными баллами в жюри в ОО - место проведения Олимпиады в срок не позднее дня разбора олимпиадных заданий и показа олимпиадных работ. Критерии оценивания не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат.
8.2. Участник Олимпиады перед подачей апелляции вправе убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными критериями и методикой оценивания выполненных олимпиадных заданий.
8.3. Порядок, сроки и место проведения апелляции устанавливаются оргкомитетом.
8.4. Срок рассмотрения апелляции - в течение одного рабочего дня с момента подачи заявления.
8.5. Апелляции участников Олимпиады рассматриваются членами жюри.
8.6. Рассмотрение апелляции проводится с участием самого участника Олимпиады. Родители (законные представители) участников имеют право присутствовать при рассмотрении апелляции без права голоса.
8.7. Устные пояснения участника во время апелляции не оцениваются.
8.8. Процедура апелляции проводится с использованием видеофиксации.
8.9. Решения по апелляции принимаются большинством голосов. В случае равенства голосов председатель жюри имеет право решающего голоса.
8.10. По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами жюри принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов или об удовлетворении апелляции и корректировке баллов. Жюри заполняет после апелляционный протокол.
8.11. Окончательные итоги Олимпиады определяет жюри с учетом проведения апелляции.
8.12. Решения по апелляции являются окончательными и пересмотру не подлежат.
8.13. Измененные результаты являются основанием для пересмотра победителей и призеров Олимпиады.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.