Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждены
приказом департамента образования
мэрии города Ярославля
от 6 сентября 2019 г. N 01-05/757
Требования
к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по географии
1. Общие положения
1.1. Настоящие требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по географии (далее - Олимпиада) составлены на основе Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).
1.2. Данные требования включают в себя характеристику особенностей школьного этапа Олимпиады, принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий, описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий, перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения Олимпиады, критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий, процедуру регистрации участников Олимпиады, показ олимпиадных работ, рассмотрение апелляций участников Олимпиады.
1.3. Школьный этап Олимпиады по географии проводится по заданиям, разработанным муниципальной предметно-методической комиссией.
1.4. На школьном этапе Олимпиады по географии на добровольной основе принимают индивидуальное участие обучающиеся 5 - 11 классов.
1.5. Задания школьного этапа Олимпиады по географии разработаны для шести параллелей: 5, 6, 7, 8, 9, 10 - 11 классов.
1.6. Школьный этап Олимпиады по географии проводится в один тур.
1.7. Продолжительность Олимпиады по географии для всех возрастных параллелей - 135 минут.
1.8. В случае нарушения участником Олимпиады Порядка и (или) настоящих требований к организации и проведению школьного этапа Олимпиады, представитель организатора вправе удалить участника Олимпиады из аудитории, составив акт об удалении участника Олимпиады. Участники Олимпиады, которые были удалены, лишаются права дальнейшего участия в олимпиаде по данному общеобразовательному предмету в текущем году.
1.9. Итоги школьного этапа всероссийской Олимпиады школьников по географии подводятся в каждой возрастной параллели отдельно, независимо от комплекта заданий.
2. Принципы составления и формирования комплектов олимпиадных заданий
2.1. Принципы составления и формирования комплектов заданий школьного этапа Олимпиады по географии составлены с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии всероссийской Олимпиады школьников по географии.
2.2. Задания теоретического тура:
- задания отличаются от обычной контрольной работы по географии и включают в себя творческие задания;
- в комплекты заданий включены вопросы по разделам географии, уже изученным обучающимися к моменту проведения Олимпиады;
- в комплекте заданий для каждого класса задачи и элементы задач различаются по сложности;
- в задания включены термины и понятия, знакомые обучающимся конкретного возраста;
- при составлении заданий использовано несколько различных источников.
2.3. Тестовые задания:
В предложенных материалах используются тестовые задания закрытого и открытого типов, при этом большая часть тестовых заданий - закрытого типа. Тестовые задания закрытого типа предусматривают несколько вариантов ответов на поставленный вопрос, среди которых лишь один является правильным. Один из видов закрытых тестовых заданий - задания множественного выбора, которые предполагают наличие вариативности в выборе. Другим видом закрытых тестовых заданий являются задания на восстановление соответствия. Еще одним видом закрытых тестовых заданий являются задания на восстановление последовательности.
К тестовым заданиям открытого типа относятся задания двух видов. Первый вид открытых тестовых заданий - задания-дополнения. Второй вид открытых тестовых заданий - задания свободного изложения или свободного конструирования. Они предполагают свободные ответы участников по сути задания.
2.4. Набор заданий включает следующие типы задач, ориентированных на выявление у обучающихся различных навыков:
- задачи на пространственный анализ - знание особенностей расположения различных географических объектов, специфики формирования пространственного рисунка распространения различных природных явлений;
- задачи на распознавание образов территорий (например, по изображениям на фотографиях и репродукциях картин, фрагментам художественных произведений, документальным фрагментам);
- задачи на определение логических цепочек и причинно-следственных связей (например, взаимосвязей компонентов ландшафта, их зависимость от общепланетарных и региональных географических закономерностей);
- задачи на сопоставление (перебор, выборку в соответствии с заданными критериями) различных географических объектов, территорий, стран и т.п.
- задачи на классификацию географических объектов, приборов, понятий и т.п.
- задачи картографического (в том числе, картометрического) содержания.
2.5. При составлении заданий на знание фактического материала используется алгоритм задач типа "определи страну/территорию и ее соседей". При решении картографических задач, предполагающих анализ участниками фрагмента географической карты, аэрофотоснимка, космического снимка, плана города участники Олимпиады должны показать умение "считывать" с исходного изображения информацию о природных и социально-экономических объектах. В условиях задачи может содержаться требование описать местность по маршруту в пределах данной территории, обосновать маршрут для прокладки трассы автомобильной дороги, предложить места для размещения различных хозяйственных объектов и т.д.
3. Описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий
3.1. При проведении Олимпиады каждому участнику должно быть предоставлено отдельное рабочее место, оборудованное в соответствии с настоящими требованиями к проведению школьного этапа Олимпиады по географии. Все рабочие места участников Олимпиады должны обеспечивать участникам Олимпиады равные условия. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом) в соответствии с его ростом. Для рассадки участников могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.
3.2. Для каждого участника необходимо подготовить бланки заданий, листы ответов; письменные принадлежности, линейки, транспортиры, непрограммируемые калькуляторы, индивидуальные комплекты атласов или географических карт для выполнения заданий.
4. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения всероссийской олимпиады школьников
4.1. Участникам школьного этапа Олимпиады запрещено пользоваться во время выполнения заданий справочной литературой, учебниками, любыми электронными устройствами, служащими для передачи, получения или накопления информации.
4.2. Участникам школьного этапа Олимпиады разрешено использование комплектов атласов или географических карт для выполнения заданий выданных оргкомитетом школьного этапа Олимпиады (далее - Оргкомитет).
5. Критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий
5.1. Для задач теоретического тура определяется одинаковое максимально возможное количество баллов за полностью правильный ответ. Если задания теоретического тура имеют разный уровень сложности, то они могут быть оценены разным максимально возможным количеством баллов.
5.2. При проверке недопустимо снятие баллов за слишком длинный или короткий ответ. Любые исправления в работе, в том числе зачеркивание ранее написанного текста, не являются основанием для снятия баллов, как и неаккуратность записи решений при выполнении задания (кроме заданий, где требуется построение плана местности, так как аккуратность - неотъемлемая часть создания плана).
5.3. За правильные ответы тестового тура рекомендуется начислять участнику 0,5 - 1 балл.
5.4. Проверка работ участников Олимпиады осуществляется согласно следующей методике оценивания:
Класс |
N задачи/балл |
Максимальный балл |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
5 |
5 |
3 |
10 |
2 |
10 |
30 |
6 |
7 |
10 |
5 |
7 |
4 |
33 |
7 |
7 |
3 |
12 |
8 |
5 |
35 |
8 |
7 |
6 |
18 |
10 |
9 |
50 |
9 |
7 |
13 |
11 |
6 |
13 |
50 |
10 - 11 |
7 |
5 |
16 |
9 |
13 |
50 |
6. Процедура регистрации участников всероссийской олимпиады школьников
6.1. Все участники Олимпиады в обязательном порядке проходят процедуру регистрации.
6.2. Регистрация обучающихся в месте проведения Олимпиады осуществляется Оргкомитетом перед началом ее проведения.
6.3. При регистрации участники получают информацию о том, в какой аудитории будет проходить Олимпиада.
7. Процедура разбора заданий и показ олимпиадных работ
7.1. Процедура разбора заданий проводится с целью информирования участников Олимпиады о правильных варианта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.