Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 26 июля 2019 года N 405-рп
Перечень
товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
1. Рынок племенного животноводства.
Рынок племенного животноводства является неотъемлемым элементом современного сельского хозяйства. Именно на него возлагаются задачи по обеспечению отрасли высокопродуктивными племенными животными. Отрасль представлена 2 репродукторами, осуществляющими реализацию племенного молодняка крупного рогатого скота местным сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях увеличения продуктивности в молочном животноводстве. Доля реализованной продукции организациями частной формы собственности, осуществляющими деятельность по разведению племенных сельскохозяйственных животных (крупный рогатый скот), в общем объеме реализованной продукции всеми организациями, осуществляющими такую деятельность, в 2018 году составила 50,0% (сведения по форме N ППС "Сведения о продаже племенного скота", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 2 апреля 2008 года N 189).
2. Рынок реализации сельскохозяйственной продукции.
Налаживание и повышение эффективности взаимодействия в технологической цепочке производства и переработки сельскохозяйственной продукции является приоритетным направлением развития конкуренции на рынке реализации сельскохозяйственной продукции согласно Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп (далее - Стратегия - 2030). Рынок реализации сельскохозяйственной продукции развивается за счет внедрения инноваций в сельскохозяйственное производство, использования новых машин, технологий, пород, материалов и других достижений научно-технического прогресса в сельском хозяйстве, улучшения качества и снижения себестоимости производимой продукции. Следовательно, рынок содействует производству конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции. Для успешной реализации производимой продукции малых форм хозяйствования целесообразно развитие кооперации и организация сбытовых кооперативов, а также участие сельхозтоваропроизводителей, в том числе кооперативов, в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
3. Рынок обработки древесины и производство изделий из дерева.
Налаживание и повышение эффективности взаимодействия в технологической цепочке переработки древесины является приоритетным направлением развития конкуренции на рынке обработки древесины и производства изделий из дерева согласно Стратегии - 2030. Доля отгрузки организаций обработки древесины и производства изделий из дерева, имеющих частную форму собственности, в общем объеме отгрузки организаций всех форм собственности на этом рынке в 2018 году составила 33,2% (Краткий статистический доклад "Социально-экономическое положение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Тюменьстат). Рынок обработки древесины и производство изделий из дерева относится к несырьевому сектору экономики с высокой степенью передела и добавленной стоимости конечной продукции, а также имеет экспортную направленность. Производственно-технологические цепочки, а также цепочки создания добавленных стоимостей рынка находятся в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ, Югра). Производство лесопромышленной продукции из древесины и производство изделий из дерева размещено в районах: Советском, Сургутском, Кондинском, Ханты-Мансийском, городе Нягань. Рынок лесопромышленной продукции представлен в большей степени организациями с государственным участием.
4. Рынок добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения.
Основными видами добываемых в автономном округе общераспространенных полезных ископаемых являются пески для планировочных работ, в меньшей степени - суглинки, супеси, торф, незначительны объемы добычи глин, песчано-гравийных смесей и сланцев.
По состоянию на 1 января 2019 года в автономном округе действовали 343 лицензии на пользование недрами для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (по информации Департамента недропользования и природных ресурсов автономного округа (далее - Депнедра и природных ресурсов Югры). Большая часть действующих лицензий предоставлена на разведку и добычу песка и торфа.
Кроме этого, добычу общераспространенных полезных ископаемых для собственных производственных и технологических нужд в границах предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - РФ) горных и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта осуществляли 26 пользователей недр на основании 458 уведомлений (по информации Депнедра и природных ресурсов Югры).
Добываемый песок используется для целей: обустройство объектов инфраструктуры нефтяных месторождений; строительство объектов городской инфраструктуры; дорожное строительство; содержание и ремонт магистральных газопроводов; производство строительных материалов.
Добываемый торф используется для рекультивации земель, нарушенных при добыче и транспортировке нефти, обустройстве нефтяных месторождений, и для благоустройства и озеленения населенных пунктов.
Песчано-гравийные смеси в основной массе применяют в строительстве для различных отсыпок. Глина используется для обустройства объектов инфраструктуры нефтяных месторождений в местах, где отсутствуют пески. Сланцы используют для производства щебня.
Включение рынка добычи общераспространенных полезных ископаемых в перечень рынков услуг обусловлено необходимостью привлечения новых пользователей недр и увеличения объемов добычи общераспространенных полезных ископаемых.
5. Рынок купли-продажи электроэнергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности).
Его включение в перечень рынков услуг обусловлено необходимостью повышения корпоративного управления и качества электроснабжения потребителей. На розничном рынке купли-продажи электроэнергии (мощности) участниками конкурентного рынка являются организации, осуществляющие виды деятельности по купле-продаже электрической энергии, которые представлены 7 гарантирующими поставщиками электрической энергии, из которых 5 являются организациями частной формы собственности с долей розничного рынка в 99,4% и 2 компании - муниципальное предприятие "Ханты-Мансийские городские электрические сети" (муниципальная собственность) и акционерное общество "Юграэнерго" (государственная собственность автономного округа) - с долей розничного рынка 0,6% (по информации Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики автономного округа (далее - Депжкк и энергетики Югры)).
6. Рынок теплоснабжения (производства тепловой энергии).
Развитие конкуренции на этом рынке обусловлено привлечением финансовых средств в коммунальный комплекс, повышением качества предоставляемых коммунальных услуг населению автономного округа.
Государственной программой "Жилищно-коммунальный комплекс и городская среда", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 347-п, предусмотрен порядок предоставления субсидии на реализацию полномочий в сфере жилищно-коммунального комплекса. Субсидия направлена на поддержку мероприятий муниципальных образований автономного округа:
капитальный ремонт (с заменой) систем газораспределения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в том числе с применением композитных материалов;
софинансирование платы концедента, в том числе в части расходов на создание, реконструкцию, модернизацию объектов концессионного соглашения, а также на использование (эксплуатацию) объектов, систем, переданных по концессионному соглашению.
7. Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В автономном округе ежегодно образуется 5,5 млн. куб. м твердых коммунальных отходов, сбор и транспортирование которых в 2018 году осуществляли 92 юридических лица и индивидуальных предпринимателя (по данным Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в автономном округе, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 21 октября 2016 года N 559-рп).
Повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов позволит повысить качество услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам.
8. Рынок поставки сжиженного газа в баллонах.
Его включение в перечень рынков услуг обусловлено необходимостью 100,0% обеспечения населения сжиженным газом в баллонах для нужд пищеприготовления по социально ориентированным розничным ценам, в том числе проживающего в городах и населенных пунктах автономного округа, не обеспеченных централизованным газоснабжением, в 16 муниципальных образованиях автономного округа (по информации Депжкк и энергетики Югры).
9. Рынок производства бетона.
Основными производителями и одновременно потребителями бетона являются строительные компании автономного округа. В автономном округе по основному виду деятельности "производство товарного бетона" в 2018 году работали 25 организаций частной формы собственности (по данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат). Основной объем потребления бетона приходится на строительство зданий, в том числе жилых домов. В связи с увеличением доли кирпично-монолитного домостроения на строительном рынке ожидается рост рынка бетона. Рост спроса и повышение потребительских требований к качеству способствуют развитию конкуренции.
10. Рынок жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства).
Необходимость развития конкуренции на рынке жилищного строительства обусловлена потребностью повышения уровня качества жизни населения автономного округа. За 2018 год организациями-застройщиками, осуществляющими многоквартирное жилищное строительство, введено в эксплуатацию 165 домов общей площадью квартир 447,5 тыс. кв. м (по информации Департамента строительства автономного округа).
К числу основных направлений, способствующих развитию рынка строительства жилья (за исключением индивидуального жилищного строительства), относятся: поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья в рыночных условиях; развитие рынка наемных домов социального и коммерческого использования; совершенствование условий приобретения жилья, в том числе с помощью ипотечного кредитования.
Основные проблемы в развитии конкуренции в области жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства): высокие капитальные затраты при освоении и осуществлении строительной деятельности; низкая обеспеченность общей площадью жилых помещений, приходящейся в среднем на 1 жителя (по данным Росстат, за 2017 год Югра - 20,8 кв. м на человека, РФ - 25,2 кв. м на человека), в связи с чем особое значение приобретает государственное регулирование ценовой доступности жилья, в том числе на первичном рынке. В соответствии со Стратегией - 2030 общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя Югры, в 2030 году составит 24,3 кв. м.
Наибольшая общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, наблюдается в районах: Березовском - 32,0 кв. м, Октябрьском - 29,6 кв. м, Советском - 28,5 кв. м, городах: Югорск - 28,7 кв. м, Ханты-Мансийск - 25,3 кв. м; наименьшая общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, в районах: Сургутском - 17,3 кв. м, Нижневартовском - 17,6 кв. м, городах: Когалым - 16,1 кв. м, Лангепас - 16,1 кв. м (по данным Росстат).
11. Рынок строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства.
Строительный комплекс занимает одну из ведущих позиций в экономике автономного округа. Доля строительства в валовом региональном продукте Югры составляет более 5,0%, при этом прирост с 2005 года составил более 2,0%. Объем работ, выполненных собственными силами по виду экономической деятельности "строительство" за 2018 год, - 338,1 млрд. рублей (краткий статистический доклад "Социально-экономическое положение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" в январе - декабре 2018 года) или 159,5% к 2017 году. Наибольший объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", наблюдается в городах: Сургут - 35,0 млрд. рублей, Нижневартовск - 18,0 млрд. рублей, Нефтеюганск - 10,5 млрд. рублей. Среди субъектов РФ в 2018 году Югра заняла 3-е место (расчет Департамента экономического развития автономного округа на основании данных Росстат) по объему работ, выполненных по виду деятельности "строительство", на душу населения с номиналом в 203,7 тыс. рублей.
Рынок строительства (за исключением дорожного строительства) влияет на развитие отраслей промышленности, таких как добыча полезных ископаемых, производство строительного оборудования и строительных материалов. За 2018 год введены в действие производственные мощности: нефтяные скважины - 3533 единицы; линии электропередачи напряжением 35 кВ и выше - 162,9 км; трансформаторные понизительные подстанции напряжением 35 кВ и выше - 450,3 тыс. кВ.А; торговые предприятия с общим объемом торговой площади 13,5 тыс. кв. м (Социально-экономическое положение городских округов и муниципальных районов автономного округа в январе-декабре 2018 года: Стат. доклад/ Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, автономному округу и Ямало-Ненецкому автономному округу).
Проблемы в развитии конкуренции на рынке строительства (за исключением дорожного строительства): несоблюдение проведения хозяйствующими субъектами отдельных видов работ; отставание федеральных подзаконных актов от принятых законов, часто меняющееся законодательство, появление в законодательстве новых процедур для согласования проектной документации перед получением разрешения на строительство.
12. Рынок дорожной деятельности (за исключением проектирования).
Территория автономного округа составляет 534,8 тыс. кв. м (по данным Росстат). Автономный округ пересекают 2 реки - Обь и Иртыш. Северная часть региона расположена в зоне вечной мерзлоты. В автономном округе многие сельские населенные пункты отнесены к труднодоступным и отдаленным территориям.
В автономном округе накоплен опыт дорожного строительства в экстремальных природно-климатических условиях и ландшафтах, отличающихся высоким уровнем заболоченности и обводненности. В среднем по Югре удельный вес территорий, занятых водой и болотами, составляет 43,6% (болота - 38,3%), в наиболее заболоченном Сургутском районе - 62% (болота - 53,7%). По причине чрезвычайно низкой несущей способности болотных грунтов затраты на строительство дороги на болотах сопоставимы с затратами на строительство мостовых переходов.
Современная сеть автомобильных дорог общего пользования автономного округа начала формироваться с начала 1990-х годов, когда он получил статус субъекта РФ.
На 1 января 2019 года протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения составляла 7070,1 км (данные сайта Федеральной службы государственной статистики gks.ru/free_doc/new_site/business/trans-sv/t2-2.xls), в том числе:
регионального значения - 2775,3 км;
федерального значения - 413,7 км.
Благодаря строительству сети автодорог улучшилось экономико-географическое положение региона и идет процесс формирования единого социально-экономического пространства. Это относится не только к количественным параметрам процесса, но и его качественным характеристикам. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием достигла 11,0% (по данным Росстат). Качественные показатели выше среднероссийских: удельный вес автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования выше на 13,0%, удельный вес автомобильных дорог общего пользования с усовершенствованным покрытием в протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием выше на 28,0% (по данным Росстат).
13. Рынок архитектурно-строительного проектирования.
Рынок архитектурно-строительного проектирования обеспечивает потребность организаций строительства в проектных работах. Его деятельность нацелена на создание архитектурного объекта: здания, сооружения, комплекса зданий или сооружений, их интерьера, объектов благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства.
К проблемам в развитии конкуренции на рынке архитектурно-строительного проектирования относятся: недостаточная подготовка кадров, в том числе низкая квалификация застройщиков и заказчиков; низкое качество инженерных изысканий и оформления их результатов; отсутствие качественного отечественного программного обеспечения для выполнения проектных работ; использование устаревших программных комплексов для осуществления проектных работ и подсчета смет; отсутствие единых стандартов, определяющих основные стандарты и правила проектирования с применением технологии информационного моделирования объекта (BIM-проектирование).
14. Рынок кадастровых и землеустроительных работ.
Необходимость развития рынка кадастровых и землеустроительных работ обусловлена получением актуальной и достоверной информации об объекте недвижимости (здание, объект капитального или незавершенного строительства, земельный участок), которая позволила бы владельцу поставить его на учет и оформить право собственности согласно требованиям законодательства. В автономном округе перечень оказываемых кадастровых услуг широк, а их оказанием могут заниматься аттестованные кадастровые инженеры с действующей лицензией.
Всего в автономном округе по состоянию на 1 января 2018 года действовали 12 крупных и средних организаций, осуществляющих деятельность на рынке кадастровых и землеустроительных работ (по данным Департамента по управлению государственным имуществом автономного округа (далее - Депимущества Югры)).
Проблемы в развитии конкуренции на рынке кадастровых и землеустроительных работ: недостаточная подготовка кадров, в том числе низкая квалификация работников.
15. Рынок вылова водных биоресурсов.
Рыбное хозяйство в экономике региона играет важную роль в качестве поставщика пищевой, кормовой и технической продукции, сырья и полуфабрикатов для медицинской, пищевой, легкой промышленности и других отраслей. При этом рыбная отрасль рассматривается прежде всего как источник обеспечения населения продуктами питания. Доля добычи (вылова) рыбы, других водных биоресурсов, за исключением изъятия объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), организаций частной формы собственности в общем объеме добычи всех организаций такого рынка в 2018 году составила 93,5% (сведения о добыче (вылове) водных биологических ресурсов в пресноводных водных объектах по пользователям водных биологических ресурсов в зоне ответственности Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству).
16. Рынок переработки водных биоресурсов.
Рынок переработки водных биоресурсов, при которой наиболее рационально и полно реализуются возможности сырья, является приоритетным в рыбной промышленности. Переработка позволяет извлекать как можно больше компонентов сырья при производстве основной продукции, расширять ассортимент выпускаемых продуктов, наиболее полно удовлетворяющих спрос потребителя. Переработка водных биоресурсов представлена 23 частными и 2 муниципальными предприятиями (по данным Росстат). Доля продукции, произведенной из водных биоресурсов организациями частной формы собственности, в общем объеме продукции всех организаций такого рынка в 2018 году составила 97,1% (по информации органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа).
17. Рынок товарной аквакультуры.
Продукция аквакультуры является важным сектором продовольственного рынка. Спрос на рынке выражается как общим состоянием экономики, определяющей платежеспособность населения, так и ассортиментом, качеством, безопасностью продукции аквакультуры и различными ценами на нее. Среди продукции аквакультуры наиболее полезной и востребованной являются объекты аквакультуры в живом и охлажденном виде. Рыбные продукты входят в набор социально значимых продуктов питания для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в белке. Доля изъятия объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) организациями частной формы собственности в общем объеме изъятия объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) всех организаций такого рынка в 2018 году составила 64,6% (сведения о реализации продукции промышленного рыбоводства (аквакультуры) (форма РППР), утвержденная приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 2 апреля 2008 года N 189).
18. Рынок услуг дошкольного образования.
В связи с благоприятной демографической ситуацией в автономном округе востребованы услуги дошкольного образования. Удельный вес численности детей, обучающихся в частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, в общей численности детей, получающих дошкольное образование, за 2018 год составил 2,0% (2326 детей) (расчет произведен Департаментом образования и молодежной политики автономного округа (далее - Депобразования и молодежи Югры) на основе данных формы статистического наблюдения N 85-к). Функционируют 24 частные организации (в том числе 5 филиалов), осуществляющие образовательную деятельность по программам дошкольного образования, большинство которых находится в городах: Сургут (6); Нижневартовск (6, в том числе 2 филиала), Ханты-Мансийск (4, в том числе 2 филиала). Доступность дошкольного образования для детей в возрасте старше 3 лет составляет 100,0%, от 1,5 до 3 лет - 85,1% (по информации Депобразования и молодежи Югры).
В целях реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в части обеспечения 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет, национального проекта "Демография", развития негосударственного сектора в сфере дошкольного образования в автономном округе разработан Комплекс мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в организациях, реализующих программы дошкольного образования на 2019 - 2020 годы, задачами которого являются:
создание мест в дошкольных образовательных организациях за счет развития негосударственного сектора в сфере дошкольного образования;
расширение вариативных форм предоставления образовательных услуг по программам дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, консультационные центры/пункты, семейные группы);
создание мест в дошкольных образовательных организациях за счет ввода/приобретения новых объектов, реконструкции функционирующих дошкольных образовательных организаций.
В этих же целях 18 февраля 2019 года в городе Сочи между Правительством автономного округа и Межрегиональной благотворительной общественной организацией "Социальная сеть добровольческих инициатив "СоСеДИ" подписано Соглашение о сотрудничестве в реализации проекта "Профессиональные няни - детям!", направленное на повышение уровня профессиональной подготовки нянь и помощников воспитателей, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми в возрасте до 3 лет, доступности и качества услуг по присмотру и уходу за детьми данного возраста.
Решение вышеуказанных задач позволит обеспечить доступность дошкольного образования и присмотра и ухода для 100,0% детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в автономном округе.
19. Рынок услуг общего образования.
С целью соблюдения конституционных прав граждан на получение образования в автономном округе созданы условия для получения обязательного бесплатного общего образования независимо от социального статуса и места проживания детей.
В 2018/2019 учебном году в 326 общеобразовательных организациях обучались 216 618 учащихся, из них 931 человек в 4 частных организациях (города: Нефтеюганск, Нижневартовск, Сургут, Югорск) (по информации Депобразования и молодежи Югры).
Проблемы развития конкуренции на рынке услуг общего образования: отсутствие четко выраженного социального и индивидуального заказа на образовательные услуги со стороны населения; недостаточная активность предпринимателей в предложении образовательных услуг; недостаточность помещений, соответствующих требованиям обязательного лицензирования этой деятельности.
При этом условия для развития конкуренции в сфере общего образования созданы. Негосударственным образовательным организациям наравне с государственными (муниципальными) предоставляется субсидия на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, дополнительное профессиональное образование педагогических работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, в том числе лицензионного программного обеспечения и (или) лицензии на программное обеспечение, расходных материалов, игр, игрушек, услуг связи в части предоставления доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), оказывается консультационная, методическая, информационная поддержка. Осуществляется сопровождение предпринимателей, желающих получить лицензию на ведение образовательной деятельности.
20. Рынок услуг среднего профессионального образования.
Потенциал системы профессионального образования равномерно распределен по 3 образовательным округам: Нижневартовский, Сургутский и Ханты-Мансийский. Сбалансированное размещение организаций профессионального образования по автономному округу обеспечивает доступность образовательных услуг, позволяет получить профессиональное образование без выезда за пределы автономного округа.
Подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена для предприятий и организаций округа осуществляют организации среднего профессионального образования - колледжи. Почти в каждом муниципалитете имеется колледж, обеспечивающий подготовку рабочих кадров по запросу муниципального рынка труда.
На 1 января 2019 года в автономном округе осуществляли свою деятельность 24 организации профессионального образования с численностью обучающихся 27,8 тыс. человек. Всего около 3,0% обучающихся получают услуги среднего профессионального образования в частных организациях (по информации Депобразования и молодежи Югры).
Депобразования и молодежи Югры реализует мероприятия, направленные на обеспечение доступности к бюджетному финансированию негосударственных организаций профессионального образования, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций (далее также - СО НКО), социальных предпринимателей на рынке образовательных услуг.
По итогам публичного конкурса по распределению контрольных цифр приема (КЦП) граждан для обучения за счет средств бюджета автономного округа Депобразования и молодежи Югры ежегодно устанавливает КЦП для профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования. В конкурсе по распределению КЦП принимают участие образовательные организации, расположенные в автономном округе, вне зависимости от формы собственности.
21. Рынок услуг дополнительного образования детей.
Система дополнительного образования представлена сетью из 261 организации дополнительного образования, из них 84 негосударственных, охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием во всех типах образовательных организаций (детские сады, школы, учреждения дополнительного, профессионального, высшего образования, негосударственный сектор) составляет 72,7% (по информации Депобразования и молодежи Югры). Развитию конкуренции на рынке услуг дополнительного образования способствовало введение системы персонифицированного финансирования (сертификат дополнительного образования).
Введение сертификата дополнительного образования осуществляется в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" в части необходимости разработки нормативно-правовой базы для введения именных сертификатов для детей на получение гарантированных бесплатных услуг дополнительного образования как меры, направленной на развитие системы дополнительного образования.
Сертификат обеспечивает детям возможность выбора программ дополнительного образования и их освоения за счет бюджета как в государственных и муниципальных, так и в частных образовательных организациях всеми без исключения детьми независимо от материальных возможностей семьи: средства на получение дополнительного образования выделяются не образовательной организации, а непосредственно ребенку - по именному сертификату.
Введение сертификата дополнительного образования способствовало получению услуг дополнительного образования за счет средств бюджета у негосударственных поставщиков 3702 детям (9,2% от общего количества детей, использующих сертификат), которые до введения сертификата получали эту услугу за счет средств родителей, а также увеличению охвата детей программами дополнительного образования на 11450 человек без дополнительного финансирования за счет введения персонифицированного (нормативно-подушевого) финансирования (по информации Депобразования и молодежи Югры).
Возможности негосударственного сектора дополнительного образования детей как перспективного направления предпринимательской деятельности положительно оценены в большинстве муниципальных образований автономного округа, за исключением городов: Пыть-Ях, Покачи, Мегион, районов: Октябрьского, Нефтеюганского, Ханты-Мансийского (по информации Депобразования и молодежи Югры).
22. Рынок услуг отдыха и оздоровления детей.
Необходимость его развития обусловлена созданием благоприятных условий для нравственного, культурного и физического развития детей в каникулярное время в целях усиления внимания государства и общества, органов власти и бизнес-сообщества, общественных организаций и средств массовой информации к организации отдыха, оздоровления детей в каникулярный период. Доля детей, которым оказаны услуги отдыха и оздоровления организациями частной формы собственности за счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ, в общей численности детей, которым оказаны услуги отдыха и оздоровления всеми организациями (всех форм собственности) за счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ, за 2018 год составила 22,5%. В 2018 году в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления в автономном округе включены 597 организаций отдыха детей и их оздоровления (далее также - лагеря), в том числе 35 лагерей, организованных негосударственными (немуниципальными) поставщиками (по информации Депобразования и молодежи Югры). Услуги по организации отдыха и оздоровления детей негосударственными (немуниципальными) поставщиками предоставлены в 16 муниципальных образованиях автономного округа (города: Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Покачи, Радужный, Сургут, Ханты-Мансийск, Урай, Югорск; Белоярский, Березовский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Сургутский, Ханты-Мансийский районы).
23. Рынок психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение условий успешной социализации и создание равных стартовых возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья определены в качестве приоритетных направлений развития системы образования. Доля негосударственных (немуниципальных) организаций, оказывающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 6 лет), в общем количестве организаций, оказывающих услуги психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья с раннего возраста, за 2018 год составила 2,0% (по информации Депобразования и молодежи Югры). В муниципальных образованиях действуют центры психолого-медико-социального сопровождения, психолого-медико-педагогические комиссии, службы сопровождения в школах. При этом такие виды услуг как диагностика развития ребенка, профилактика и коррекция отклонений в развитии ребенка, диагностика ресурсов и потребностей семьи, информационно-просветительская, методическая, психолого-педагогическая и консультативная помощь их родителям (законным представителям) предоставляют в основном муниципальные (государственные) организации. Указанные услуги в частных организациях можно получить только в крупных муниципалитетах: Сургут, Нижневартовск, Урай, Югорск, Сургутский район.
24. Рынок медицинских услуг.
Повышение образовательного уровня населения и его требований к качеству жизни приводит к росту спроса на медицинские услуги как неотъемлемой составляющей уровня и качества жизни, играющей важнейшую роль в экономическом развитии государства. Рост спроса на медицинские услуги и потребности в информированности о возможностях их предоставления стали предпосылкой к формированию в системе здравоохранения рынка медицинских услуг. Достижение высокого качества в условиях рынка предполагает повышение эффективности затрат. Конкуренция способствует реализации права выбора пациентом не только медицинского учреждения, но и врача. Объем рынка негосударственной медицины в автономном округе постепенно увеличивается. Число медицинских организаций негосударственных форм собственности, включенных в реализацию Территориальной программы обязательного медицинского страхования, составил: в 2014 году - 36 организаций, в 2018 году - 52. В рамках реализации мероприятий государственной программы автономного округа "Современное здравоохранение", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 337-п, Депздрав Югры проводит работу по привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию медицинской помощи. Спектр предоставляемых населению видов медицинской помощи, оказываемых негосударственными медицинскими организациями, значительно расширился. Это услуги по проведению программного гемодиализа, лабораторной и ультразвуковой диагностики, паллиативной медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи (прием врачей узких специалистов).
Доля затрат на медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, оказанную негосударственными медицинскими организациями, в общих расходах на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования возросла с 1,0% в 2014 году до 2,5% в 2018 году (по информации Депздрава Югры).
25. Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами.
Включение этого рынка в перечень социально значимых рынков товаров и услуг обусловлено необходимостью повышения физической и экономической доступности товаров. Аптечная организация с одной стороны - это предприятие торговли, несущее все платежи и нагрузку, как и любой торговый объект, а с другой - социальный объект со многими обязательствами по соблюдению ряда требований, в том числе лицензионных. В автономном округе деятельность по организации розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами в 2018 году (по состоянию на 1 января 2019 года) осуществляли 243 лицензиата на 843 объектах, из них частных - 218. Негосударственных точек продаж насчитывалось 766 объектов (90,1% общего количества точек продаж) (по информации Службы по контролю и надзору в сфере здравоохранения автономного округа (далее - Здравнадзор Югры)).
В автономном округе аптечные организации частной формы собственности преобладают над государственными и муниципальными организациями. Между тем в ряде труднодоступных местностей конкуренция на рынке ввиду наличия только муниципальных организаций фактически отсутствует.
Лицензию на осуществление фармацевтической деятельности получили в 2018 году 12 соискателей (все относятся к частным аптечным организациям) на 20 объектах, из них 2 индивидуальных предпринимателя на 5 объектах и 10 юридических лиц на 15 объектах (по информации Здравнадзор Югры).
По 55 заявлениям лицензиатов, относящихся к частным аптечным организациям, в связи с добавлением новых объектов деятельности открылось 82 объекта.
Количество объектов деятельности увеличилось в связи с продолжающимся развитием крупных сетевых аптечных организаций, осуществляющих фармацевтическую деятельность.
Наибольшее увеличение количества объектов, осуществляющих розничную торговлю лекарственными препаратами, наблюдалось в городах: Мегион - аптечная сеть увеличилась на 4 объекта, Нефтеюганск - на 3 объекта, Югорск - на 3 объекта.
Вместе с тем за 2018 год в автономном округе прекратили осуществлять фармацевтическую деятельность 26 лицензиатов на 38 объектах, из них 25 лицензиатов на 37 объектах относятся к частным аптечным организациям. Еще по 37 заявлениям лицензиатов указанной категории деятельность прекращена на 63 объектах. Таким образом, количество лицензиатов уменьшилось на 13, частная аптечная сеть автономного округа увеличилась на 2 объекта деятельности (по информации Здравнадзор Югры).
26. Рынок благоустройства городской среды.
Развитие конкуренции связано с необходимостью создания условий для повышения качества вновь создаваемых или обустраиваемых объектов благоустройства.
Национальный проект "Жилье и городская среда" включает реализацию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" на период 2019 - 2024 годы, которым определены основные целевые показатели:
кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение ее индекса качества, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой;
создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды.
В целом предусматривается благоустройство всех общественных территорий, нуждающихся в этом по итогам инвентаризации. Работы по благоустройству объектов осуществляют подрядчики, выбранные по итогам конкурсных процедур в соответствии с законодательством в сфере закупок товаров, работ и услуг. В 2018 году на рынке благоустройства городской среды осуществляли свою деятельность 85,0% компаний частной формы собственности (по информации Депжкка и энергетики Югры).
27. Рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В автономном округе осуществляют деятельность по управлению многоквартирными домами 282 юридических лица, из них 17 предприятий муниципальной формы собственности (по информации Службы жилищного и строительного надзора автономного округа (далее - Жилстройнадзор Югры), остальные организации - частные. Все управляющие организации имеют лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с федеральным законодательством собственники жилья несут ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме и обязаны выбрать способ управления им. При этом выбор организации, осуществляющей содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, может быть осуществлен по решению собственников жилья в любое время.
Таким образом, для развития конкуренции на рынке по обслуживанию жилищного фонда необходимо повышать заинтересованность и правовую грамотность граждан по выбору компаний, предлагающих наиболее оптимальные условия.
28. Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Доля межмуниципальных маршрутов пассажирского наземного транспорта, на которых осуществляют перевозки пассажиров негосударственные (немуниципальные) перевозчики, от общего числа межмуниципальных маршрутов пассажирского наземного транспорта составляет 91,0%. Перевозки пассажиров автомобильным транспортом осуществляются по 113 межмуниципальным и пригородным маршрутам, на которых работают 39 перевозчиков, в том числе 24 индивидуальных предпринимателя и 14 юридических лиц. В 2018 году автотранспортными предприятиями автономного округа перевезено более 750 тыс. человек в межмуниципальном сообщении по регулируемым тарифам (по информации Департамента дорожного хозяйства и транспорта автономного округа (далее - Депдорхоз и транспорта Югры)).
29. Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (городской транспорт), за исключением городского наземного электрического транспорта.
Транспортная инфраструктура является важной жизнеобеспечивающей системой, неразрывно связанной с нуждами населения округа, работой предприятий и организаций промышленности, топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства и социальной сферы, и относится к перечню социально значимых рынков услуг.
Доля негосударственных (немуниципальных) перевозчиков на муниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров наземным транспортом в общем количестве перевозчиков на муниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров наземным транспортом составляет 83,1%. Перевозку пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам осуществляют 35 предприятий и организаций пассажирского наземного транспорта различных форм собственности, 53 индивидуальных предпринимателя, регулярные перевозки пассажиров автобусами осуществляются по 230 муниципальным маршрутам. Наибольшее количество перевезенных пассажиров автобусами общего пользования по маршрутам регулярных перевозок наблюдается в городах Сургут и Нижневартовск, наименьшее - в Березовском районе, городах Лангепас и Покачи (по информации Депдорхоза и транспорта Югры)).
30. Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в автономном округе.
Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси составляют индивидуальные предприниматели и юридические лица. Количество действующих перевозчиков - 1951, из них: 35 - юридических лиц и 1916 - индивидуальных предпринимателей. Количество действующих разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси - 7613. Проблемы, обозначенные предпринимателями и потребителями услуг: отсутствие в законодательстве на федеральном и региональном уровне норм, в соответствии с которыми должен быть обеспечен уровень безопасности пассажиров, низкое качество оказания услуг, справедливая конкуренция (присутствие на рынке нелегальных перевозчиков, которые не несут расходы на: оборудование автомобиля опознавательным фонарем оранжевого цвета, нанесение на кузов автомобиля цветографической схемы, приобретение кассового аппарата, таксометра, либо квитанций в форме бланков строгой отчетности, на обеспечение технического обслуживания и ремонта, контроля технического состояния автомобиля, обеспечение прохождения водителями предрейсового медицинского осмотра), отсутствие государственной поддержки в сфере перевозки пассажиров и багажа легковым такси.
31. Рынок услуг связи по предоставлению широкополосного доступа к сети Интернет.
Связь является перспективной и динамично развивающейся отраслью автономного округа, обладающей потенциалом долгосрочного экономического роста. Одним из наиболее востребованных видов связи у населения региона является услуга широкополосного доступа в сеть Интернет (фиксированного и мобильного). В 2018 году доля домохозяйств автономного округа, имеющих возможность пользоваться услугами проводного или мобильного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет на скорости не менее 1 Мбит/сек., предоставляемыми не менее чем 2 операторами связи, составила 90,0%. Тем не менее, в 27 населенных пунктах автономного округа численностью 1730 человек (0,1% от общего количества населения автономного округа) отсутствует широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Проникновение подвижной радиотелефонной (сотовой) связи на 100 человек населения составляет более 200,0% (мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации "Показатели развития информационного общества в Российской Федерации", Росстат). При этом доступ к услугам подвижной радиотелефонной связи отсутствует в 13 населенных пунктах Белоярского, Березовского, Кондинского, Нижневартовского и Сургутского районов (по информации Департамента информационных технологий и цифрового развития автономного округа).
32. Рынок социальных услуг.
В целях развития конкуренции создаются условия для входа на рынок социального обслуживания частных компаний, развития конкуренции в сфере социального обслуживания, доступа негосударственного сектора к оказанию социальных услуг:
сформирована нормативная правовая база;
осуществляются мероприятия по обеспечению доступа негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, социальных предпринимателей, к предоставлению услуг в сфере социальной защиты и социального обслуживания.
По состоянию на 1 января 2019 года количество негосударственных поставщиков социальных услуг, состоящих в Реестре поставщиков социальных услуг в автономном округе (приказ Депсоцразвития Югры от 19 ноября 2014 года N 20-нп), по сравнению с 2015 годом увеличилось в 11 раз (2015 год - 16 поставщиков) и составляет 76,9% от общего количества организаций, действующих в данной сфере, что свидетельствует о реальном развитии конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения (по информации Депсоцразвития Югры).
33. Рынок ритуальных услуг.
Развитие конкуренции на рынке обусловлено необходимостью создания условий для повышения качества ритуальных услуг, обеспечения возможности их получения во всех муниципальных образованиях автономного округа. Соответствующие услуги являются социально значимым видом услуг. Сознание потребителей (населения) о потенциальной возможности удовлетворить потребность в ритуальных услугах на определенном качественном уровне за обоснованную плату является важным фактором социального самочувствия населения. Традиционно предоставление услуг по погребению и содержанию мест захоронения (кладбищ) в соответствии с действующим законодательством в сфере похоронного дела осуществляют создаваемые органами местного самоуправления муниципальных образований специализированные службы по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба). В отдельных муниципальных образованиях, в том числе в труднодоступных и малонаселенных пунктах, органы местного самоуправления муниципальных образований для реализации полномочий специализированной службы и обеспечения предоставления гражданам гарантированного перечня услуг по погребению привлекают на договорной основе юридические лица и индивидуальных предпринимателей. По состоянию на 1 января 2019 года в муниципальных образованиях автономного округа осуществляют свою деятельность 28 специализированных служб, являющихся организациями муниципальной формы собственности, 2 частные организации и 6 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих полномочия специализированной службы на договорной основе (по информации Депжкк и энергетики Югры).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.