Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства
Омской области
от 18 октября 2019 г. N 182-рп
Межведомственный план
мероприятий, направленных на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения (2020 - 2024 годы)
I. Общие положения
Межведомственный план мероприятий, направленных на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения (2020 - 2024 годы) (далее - План) разработан в соответствии с положениями Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года N 164-р (далее - Стратегия), с учетом Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Для целей настоящего Плана понятия "граждане пожилого возраста", "лица пожилого возраста", "пожилые граждане", "лица старшего возраста", "граждане старше трудоспособного возраста", "граждане старшего поколения" употребляются в отношении граждан, достигших возраста 60 лет и старше, в соответствии с возрастной периодизацией Всемирной организации здравоохранения и Организации Объединенных Наций.
Одной из стратегических задач государства является создание условий для увеличения ожидаемой продолжительности здоровой жизни граждан пожилого возраста путем поддержания их активного долголетия и повышения уровня их социальной защищенности. Такая постановка задачи тем более актуальна наряду с сохраняющейся тенденцией к старению населения.
На территории Омской области по состоянию на 1 января 2018 года численность населения составила 1 960,08 тыс. человек, из которых 23,2 процента составляют граждане пожилого возраста (455,8 тыс. человек). Тенденция к старению населения в равной степени проявляется как среди городских, так и среди сельских жителей, при этом доля сельского населения в 2018 году составила 38,7 процента (25,6 процента в Российской Федерации).
Показатель общей заболеваемости граждан пожилого возраста, зарегистрированной по обращаемости, в 2018 году составил 222 792,4 на 100 тыс. человек населения. В структуре общей заболеваемости преобладают болезни системы кровообращения - 30,9 процента, на втором месте болезни глаза и его придаточного аппарата - 10,3 процента, на третьем месте болезни костно-мышечной системы - 9,7 процента.
Коэффициент смертности граждан старшего возраста на 1 тыс. населения старше 60 лет составляет 45,9 процента. В 2018 году доля умерших граждан пожилого возраста в общем числе всех случаев смерти в Омской области составила 75 процентов (18 494 человек).
В структуре смертности лиц старшего возраста на первом месте заболевания системы кровообращения (49 процентов), на втором - заболевания нервной системы (15,2 процента), на третьем - злокачественные новообразования (14,6 процента), на четвертом - класс "симптомов, признаков, неточно обозначенных" (5,5 процента).
В 2018 году доля граждан, умерших от старости, составила 3,4 процента, показатель смертности от старости демонстрировал выраженную тенденцию к росту и составил в 2018 году 43,2 на 100 тыс. населения, в абсолютных числах число умерших увеличилось с 22 до 846 человек.
Реализация основных мероприятий настоящего Плана предусматривает осуществление задач по укреплению здоровья, увеличению периода активного долголетия и продолжительности жизни граждан пожилого возраста, проживающих на территории Омской области, а также по развитию гериатрической службы Омской области.
Оказание медицинской помощи гражданам пожилого возраста осуществляется государственными учреждениями здравоохранения Омской области (далее - учреждения здравоохранения) в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на соответствующий год. Особое значение отводится динамическому контролю за состоянием здоровья, включающему медицинское обследование при обращении за медицинской помощью и диспансеризацию. Диспансерное обследование указанных граждан осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав РФ) от 13 марта 2019 года N 124н "Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения".
Диспансеризация проводится в 56 медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в том числе в 24 учреждениях здравоохранения на территории города Омска и 32 учреждениях здравоохранения на территории муниципальных районов Омской области.
В целях доступности медицинской помощи в сельских районах в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 369-р было выделено 34,8 млн. рублей на приобретение модульных конструкций врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов для населенных пунктов с численностью населения от 101 до 2 тыс. человек.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 370-р за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2018 году выделено 30,3 млн. рублей на закупку передвижных медицинских комплексов для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с численностью населения до 100 человек.
По состоянию на 1 января 2019 года на территории отдаленных населенных пунктов функционирует 443 домовых хозяйства. В течение 2018 года к ответственным лицам домовых хозяйств за первой помощью обратилось более 4 тыс. человек. Основным поводом обращения граждан за первой помощью в домовые хозяйства остается артериальная гипертензия, что составляет до 20,6 процента от всех обращений. Своевременная коррекция повышенного артериального давления позволяет существенно снизить риск возникновения острого коронарного синдрома и цереброваскулярных заболеваний.
Для проведения диспансерных осмотров и оказания медицинской помощи гражданам пожилого возраста на дому, в соответствии с приказом Минздрава РФ от 15 мая 2012 года N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" в учреждениях здравоохранения организована работа 62 мобильных медицинских бригад (далее - мобильная бригада). В течение 2018 года мобильными бригадами осмотрено 35 тыс. человек.
Мобильные бригады обеспечены транспортными средствами, оснащены медицинским оборудованием, расходными материалами, лекарственными средствами, необходимыми для оказания медицинской помощи населению. Специалистами мобильных бригад осуществляется осмотр пациентов с проведением лабораторных и инструментальных обследований. Состав мобильной бригады формируется руководителем медицинской организации из числа врачей (врач-терапевт участковый, врач-невролог, врач-офтальмолог, врач-хирург) и медицинских работников со средним медицинским образованием (медицинская сестра участковая, фельдшер-лаборант, медицинская сестра кабинета электрокардиографического исследования и т.д.) с учетом потребности граждан в отдельных видах (по профилю) медицинской помощи. При необходимости привлекаются врачи других специальностей.
Во всех амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения функционируют кабинеты доврачебной помощи, в которых проводится определение роста и массы тела, уровня глюкозы крови, измерение артериального и глазного давления, температуры тела, решается вопрос о срочности направления к врачу, выписываются направления на лабораторные и инструментальные исследования.
Доступность первичной медико-санитарной помощи для граждан пожилого возраста обеспечивается возможностью осуществления предварительной записи на прием к врачам различных специальностей в удобное время с использованием различных технологий.
В холлах поликлиник для самостоятельной электронной записи на прием к врачу установлены информационные терминалы. В целях оказания информационной помощи, а также содействия при записи на прием к врачу посредством информационных терминалов в поликлиниках организована работа дежурных администраторов.
Сельские лечебно-профилактические учреждения (фельдшерско-акушерские пункты, врачебные амбулатории и участковые больницы) оснащены нетбуками, что позволяет обеспечить жителей отдаленных сел, в том числе указанной категории граждан, возможностью записи на прием к врачу пациентов в электронном виде. Для этого гражданам необходимо обращаться к медицинским работникам указанных структурных подразделений центральных районных больниц.
За 2018 год в рамках проведения диспансеризации было осмотрено 98,9 тыс. человек старше 60 лет, дополнительно обследовано по медицинским показаниям на 2 этапе диспансеризации 37,8 тыс. человек.
В рамках исполнения приказа Минздрава РФ от 6 декабря 2012 года N 1011н "Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра" в 2018 году в учреждениях здравоохранения проводились профилактические медицинские осмотры в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов. За 2018 год в рамках, профилактических медицинских осмотров было принято 84,3 тыс. человек.
Стационарная медицинская помощь лицам старше трудоспособного возраста оказывается во всех учреждениях здравоохранения с использованием профильных коек.
В 2018 году в стационары учреждений здравоохранения поступило 136,9 тыс. граждан пожилого возраста (45,8 процента от общего числа госпитализированных лиц старше 18 лет). Уровень госпитализации таких граждан остается стабильным: в 2018 году - 30 процентов, в 2017 году -30,3 процента, в 2016 году - 31,7 процента, в 2015 году - 29,4 процента.
На территории региона активно развивается система гериатрической помощи. На базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный медицинский университет" Минздрава РФ подготовлено 15 врачей-гериатров.
Кроме того, функционирует гериатрический центр на базе бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Госпиталь для ветеранов войн" (далее - Госпиталь), которым получена лицензия от 12 сентября 2013 года N ЛО-55-01-01167 на оказание специализированной гериатрической помощи. В Госпитале развернуто 200 коек круглосуточного стационара, из них 30 коек гериатрического профиля, на которых в 2018 году проведено лечение 630 пациентов. Гериатрический кабинет организован на базе Госпиталя и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская поликлиника N 10".
В целях создания условий для активного долголетия необходимо также дальнейшее совершенствование деятельности организаций социального
обслуживания Омской области с привлечением негосударственного сектора к оказанию социальных услуг.
В регионе функционирует система государственных и негосударственных организаций социального обслуживания, осуществляющих социальное обслуживание, в том числе граждан старшего возраста, включающая в себя:
1) 9 психоневрологических интернатов;
2) 2 дома-интерната для престарелых и инвалидов;
3) 1 геронтологический центр;
4) 1 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов;
5) 1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей;
6) 1 отделение стационарного социального обслуживания автономного учреждения Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района";
7) 13 частных пансионатов для пожилых и инвалидов, организованных индивидуальными предпринимателями;
8) 38 комплексных центров социального обслуживания населения (далее - комплексные центры).
Ежегодно в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Омской области (далее - стационарные учреждения) услуги получают более 5 тыс. человек.
В целях своевременного оказания социально-медицинских услуг, расширения спектра профилактических и оздоровительных мероприятий, увеличения продолжительности жизни получателей социальных услуг развивается медицинская составляющая деятельности стационарных учреждений. Во всех стационарных учреждениях действуют физиотерапевтические и стоматологические кабинеты. Особое внимание уделяется проведению культурно-досуговых мероприятий среди проживающих граждан старшего поколения. Активно проводится и спортивно-массовая работа.
Пищеблоки стационарных учреждений оснащены современным оборудованием. Организация питания осуществляется в соответствии с возрастом и заболеваниями проживающих граждан. В каждом учреждении создан совет по питанию, на заседаниях которого рассматриваются вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности питания, соблюдения гигиенических требований к ассортименту продуктов и технологии приготовления блюд, профилактики витаминной недостаточности, внедрения новых технологий профилактического, диетического и энтерального питания.
Согласно региональному проекту "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" национального проекта "Демография" (далее - региональный проект "Старшее поколение") предусмотрено строительство жилого корпуса на 100 мест со столовой, спортивным и культурно-досуговыми блоками в автономном стационарном учреждении социального обслуживания Омской области "Омский психоневрологический интернат" (далее - Омский ПНИ).
В 2019 году Правительством Российской Федерации поддержана инициатива Губернатора Омской области А.Л. Буркова и предоставлена субсидия из федерального бюджета для начала строительства объекта в размере 150,0 млн. руб.
Имущественный комплекс Омского ПНИ включает в себя 5 зданий, построенных в начале и конце прошлого века, в двух из которых проживают получатели социальных услуг.
На земельном участке Омского ПНИ площадью 2,17 га ведется строительство 3-этажного здания общей площадью 12 173,2 кв. м с теплым переходом к существующему жилому корпусу. Вместимость строящегося жилого корпуса составит 100 койко-мест. В составе жилого корпуса предусмотрены следующие подразделения:
1) жилой блок на 100 человек;
2) спортивный блок;
3) культурно-досуговый блок;
4) гостевой блок на 4 места;
5) блок столовой на 300 посадочных мест;
6) блок ритуального назначения.
На объекте планируется предоставление следующих видов услуг:
1) социально-медицинских услуг;
2) социально-психологических услуг;
3) социально-бытовых услуг;
4) социально-трудовых услуг;
5) социально-экономических услуг;
6) социально-правовых услуг.
Для Омского ПНИ утверждено государственное задание на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в количестве 368 койко-мест.
Необходимость строительства объекта вызвана отсутствием свободных мест в психоневрологических интернатах Омской области, увеличением численности инвалидов I и II групп, страдающих хроническими психическими заболеваниями, наличием очередности в психоневрологические интернаты Омской области в количестве 96 человек, а также обеспечением исполнения на территории Омской области подпункта "б" пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 августа 2014 года N ПР-2159 о ликвидации очереди в стационарные учреждения социального обслуживания.
Введение в эксплуатацию нового жилого корпуса в Омском ПНИ позволит ликвидировать очередь в психоневрологические интернаты, обеспечит создание доступной (безбарьерной) среды для размещения инвалидов, а также безопасные и комфортные условия предоставления социальных услуг для 100 человек, признанных нуждающимися в стационарном социальном обслуживании.
Нестационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Омской области осуществляют 38 комплексных центров. В течение года более 29 тыс. граждан пожилого возраста получают социальные услуги на дому.
Одним из важных направлений в создании активной среды для пожилых людей является вовлечение их в общественную жизнь. В этих целях в комплексных центрах работают социальные клубы. Для осуществления клубной деятельности открыты и оборудованы спортивные залы, кабинеты для трудотерапии. В настоящее время в комплексных центрах действует порядка 500 социальных клубов, участие в которых принимают более 20 тыс. пожилых граждан.
В целях организации активного отдыха и укрепления здоровья граждан пожилого возраста в комплексных центрах осуществляется деятельность по развитию социального туризма, разработаны пешие туристические маршруты.
С учетом социальной значимости волонтерской деятельности комплексными центрами ведется активная работа в данном направлении. Волонтерские отряды принимают участие в благотворительных акциях по оказанию социально-бытовых услуг (в том числе по уборке жилых помещений, заготовке дров, благоустройству придомовых территорий и приусадебных участков). Ежегодно более 4 тыс. пожилых людей пользуются помощью волонтеров.
Кроме того, проводятся мероприятия, направленные на вовлечение граждан старшего поколения в добровольческую деятельность, которая реализуется по многим направлениям, в том числе:
1) оказание различной помощи несовершеннолетним (организация кружков и проведение мастер-классов для детей в школах, на базе комплексных центров (кулинария, рукоделие, прикладное творчество), гражданско-патриотическое воспитание молодежи, участие в благотворительных акциях, направленных на оказание помощи семьям с детьми, оказание помощи в кратковременном присмотре за детьми);
2) оказание помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам (участие в проведении культурно-досуговых мероприятий, в организации клубной деятельности, информационно-разъяснительная работа, оказание консультационных услуг, "шефство" над одиноко проживающими пенсионерами, выращивание и безвозмездная передача цветов и рассады, организация и проведение туристических экскурсий);
3) волонтерство в сфере спорта и пропаганды здорового образа жизни (организация пеших прогулок на свежем воздухе, занятий оздоровительной гимнастикой, развитие навыков "скандинавской ходьбы", проведение шахматных турниров и т.д.);
4) участие в мероприятиях по охране и защите окружающей среды и животных (субботники, акции по благоустройству дворов, подъездов, скверов, мест отдыха, памятников и мемориалов, озеленение парков, улиц, помощь животным).
В комплексных центрах реализуются программы содействия семьям, осуществляющим уход за тяжелобольными гражданами пожилого возраста и инвалидами, школы реабилитации и ухода. Квалифицированные специалисты проводят обучение больных и членов их семей в целях формирования навыков
самообслуживания и использования специальных приспособлений. Обучение в таких школах направлено на высвобождение времени родственников за счет оптимизации процесса ухода, а также на снижение потребности тяжелобольных и инвалидов в услугах стационарных учреждений здравоохранения и социального обслуживания. За 7 месяцев 2019 года 595 родственников, осуществляющих уход за тяжелобольными гражданами пожилого возраста, приобрели необходимые навыки по уходу за ними.
В целях оказания социальных услуг, в том числе гражданам старшего поколения, на базе комплексных центров осуществляют деятельность 32 мобильные службы, в состав которых входят специалисты учреждений (социальные работники, специалисты по работе с семьей, психологи, юристы и др.), многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, территориальных управлений Министерства труда и социального развития Омской области (далее - Минтруд). По мере необходимости в выездах принимают участие работники учреждений здравоохранения, территориальных органов Пенсионного фонда, центров занятости и других организаций.
Ежегодно мобильной службой осуществляется более 1,3 тыс. выездов, различные виды помощи получают более 60 тыс. человек, среди которых 70 процентов граждан старшего поколения.
В рамках регионального проекта "Старшее поколение" Омская область получила из федерального бюджета 37,8 млн. рублей на приобретение 42 автомобилей в целях доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации для проведения дополнительных скринингов на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний. Обновление автопарка комплексных центров позволило сформировать на базе данных учреждений специальные мобильные бригады, оказывающие содействие в реализации вышеуказанного мероприятия по доставке.
Особое внимание заслуживает деятельность отделений дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов (далее - отделение дневного пребывания), которые созданы на базе 6 комплексных центров, расположенных на территории города Омска. Данные отделения созданы для оказания социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам, не утратившим способности к передвижению, самообслуживанию, сохранившим социальную активность. Работа в отделении осуществляется в форме оздоровительных заездов продолжительностью 10 рабочих дней. В ходе оздоровительных заездов удовлетворяются потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в развлекательно-досуговой, информационно-познавательной деятельности, самодеятельных и творческих занятиях, физкультурно-оздоровительных мероприятиях и социально-медицинском обслуживании.
В комплексных центрах реализуются также программы содействия семьям, осуществляющим уход за тяжелобольными гражданами пожилого возраста и инвалидами, школы реабилитации и ухода. Квалифицированные специалисты проводят обучение больных и членов их семей в целях формирования навыков самообслуживания и использования специальных приспособлений. Обучение в таких школах направлено на высвобождение времени родственников за счет оптимизации процесса ухода, а также на снижение потребности тяжелобольных и инвалидов в услугах стационарных учреждений здравоохранения и социального обслуживания. Ежегодно более 600 родственников, осуществляющих уход за тяжелобольными гражданами пожилого возраста, приобретают необходимые навыки по уходу за ними.
В Омской области внедрены и успешно реализуются стационарозамещающие технологии, в числе которых следующие:
1. Предоставление на дому услуг сиделки тяжелобольным гражданам пожилого возраста, нуждающимся в постоянном постороннем уходе. В структуре 7 комплексных центров предусмотрены отделения по уходу за гражданами, находящимися на постельном режиме или передвигающимися в пределах комнаты с посторонней помощью. В остальных комплексных центрах услуги сиделки предоставляют сиделки из отделений срочного социального обслуживания либо при необходимости социальные работники.
Периодичность предоставления услуг сиделки устанавливается индивидуально, исходя из пожеланий получателей услуг. В 2018 году услуги сиделки получили 1 633 человека. В настоящее время услуги оказывают 520 сиделок.
Участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, гражданам, имеющим звание "Ветеран Омской области", "Ветеран труда", сиротам Великой Отечественной войны при получении услуг сиделки предоставляется льгота по оплате в размере 50 процентов стоимости услуги.
2. Приемная семья для одиноких или одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов I и II группы (далее - приемная семья).
Приемные семьи создаются в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 5 июня 2013 года N 123-п "О совершенствовании социального обслуживания в Омской области и установлении ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за гражданами пожилого возраста, инвалидами I, II группы и совершеннолетними недееспособными гражданами".
Создание приемной семьи фиксируется трехсторонним договором между территориальным органом Минтруда, подопечным и помощником.
Помощником в приемной семье может быть совершеннолетний дееспособный гражданин в возрасте не старше 65 лет, не являющийся инвалидом.
Подопечными могут стать граждане, признанные нуждающимися в стационарном социальном обслуживании или проживающие в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания.
Для граждан, осуществляющих уход за подопечными, установлена ежемесячная выплата:
1) лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы, - 12 774 руб.;
2) лицам, осуществляющим уход за гражданами пожилого возраста, инвалидами II группы, - 9 580 руб.
По состоянию на 1 апреля 2019 года организовано 214 приемных семей.
Приемные семьи ежемесячно контролируют специалисты территориальных органов Минтруда и комплексных центров, которые проводят обследования с целью проверки санитарно-гигиенических условий проживания подопечного, психологического климата в семье, соблюдения условий договора об осуществлении ухода за подопечным. Семьям оказывается юридическая и социально-психологическая помощь.
3. Предоставление пожилым людям жилых помещений в домах муниципального специализированного жилищного фонда (далее - специальный дом). В 16 из 32 муниципальных районов Омской области действует 21 специальный дом, в них проживают более 540 человек. Граждане пожилого возраста находятся в специальных домах в домашних условиях и получают необходимый набор социальных услуг, что обеспечивает своевременное решение бытовых проблем, с которыми сталкиваются пожилые люди в повседневной жизни. Как правило, специальные дома состоят из квартир или одно-, двухместных комнат, помещений административного и социально-бытового назначения (кухня, комната отдыха, бытовая комната, медицинский кабинет). Практически во всех специальных домах работают отделения комплексных центров, которые обеспечивают предоставление социальных услуг, круглосуточную связь со службами экстренного реагирования, в том числе скорой медицинской помощью, тем самым обеспечивая безопасность проживания пенсионеров в этих домах.
Для развития сети специальных домов государственной программой Омской области "Социальная поддержка населения", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 256-п, определены условия предоставления региональных субсидий местным бюджетам Омской области. Программой предусмотрено софинансирование из областного бюджета расходов местных бюджетов на проведение капитального и текущего ремонтов специальных домов.
4. Ежемесячная денежная выплата опекунам совершеннолетних недееспособных граждан.
Согласно Кодексу Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан опекунам совершеннолетних недееспособных граждан за счет средств областного бюджета предоставляется мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 5 700 руб. на каждого подопечного.
Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты опекунам совершеннолетних недееспособных граждан установлены постановлением Правительства Омской области от 2 июля 2014 года N 140-п "О мерах социальной поддержки, предоставляемых опекунам совершеннолетних недееспособных граждан".
Опекунам, которые, ухаживая за совершеннолетними недееспособными гражданами, являющимися потенциальными клиентами стационарных учреждений социального обслуживания, не могут позволить себе трудоустройство и не обращаются в Минтруд с целью определить недееспособного в психоневрологический интернат, предоставляется ежемесячная денежная выплата за содержание в семье совершеннолетних недееспособных граждан.
Право на предоставление данной меры социальной поддержки имеют опекуны в возрасте до 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно, которые не состоят в трудовых отношениях.
В настоящее время 1103 неработающих опекуна совершеннолетних недееспособных граждан получают соответствующую поддержку.
5. Развитие системы негосударственных организаций социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Важной составляющей системы социального обслуживания Омской области являются негосударственные организации социального обслуживания, предназначенные для постоянного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов. На долю частных пансионатов приходится около 15 процентов от общего числа граждан, проживающих в стационарных организациях общего типа для престарелых и инвалидов, т.е. пансионаты фактически заменяют полноценный дом-интернат.
24 сентября 2013 года было принято постановление Правительства Омской области N 225-п, которым утвержден Порядок предоставления субсидий в сфере социальной политики юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям. Размер субсидии на указанные цели составляет 14 тыс. рублей на 1 человека в месяц.
В развитие положений Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" принято постановление Правительства Омской области от 6 апреля 2016 года N 90-п "Об утверждении порядка выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Омской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг", предусматривающее выплату компенсации за счет бюджетных средств негосударственным организациям социального обслуживания и индивидуальным предпринимателям, предоставившим социальные услуги и понесшим в связи с этим финансовые затраты. Указанная компенсация выплачивается с 1 июля 2016 года.
В настоящее время в Омской области функционируют 13 частных пансионатов, созданных 7 индивидуальными предпринимателями, общей коечной мощностью 539 мест, в которых проживают 317 получателей социальных услуг, признанных нуждающимися в стационарном социальном обслуживании.
В реестре поставщиков социальных услуг Омской области учитывается 21 негосударственный поставщик социальных услуг.
Немаловажное значение в решении задачи роста качества жизни граждан старшего поколения имеет поддержка инвалидов, особенно из числа лиц пожилого возраста.
В рамках государственной программы Омской области "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 261-п, граждане, признанные инвалидами, обеспечиваются техническими средствами реабилитации, включенными в региональный перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду (далее - региональный перечень). Минтрудом закупается 18 наименований технических средств реабилитации, в том числе средства для маломобильных граждан, инвалидов по зрению и слуху. Предоставление средств реабилитации во временное пользование осуществляется на основании договора об оказании дополнительных социальных услуг. Срок действия договора определяется соглашением сторон с учетом нуждаемости заявителя в средствах реабилитации.
В пунктах проката во временное пользование предоставляются средства реабилитации, облегчающие передвижение, адаптацию к условиям внешней среды, средства ухода за больными и престарелыми людьми, медицинские приборы и принадлежности, предназначенные для оказания помощи и лечения в домашних условиях (кресла-коляски прогулочные, комнатные; ходунки; вертикализаторы; костыли подмышечные; костыли с опорой под локоть; трости телескопические; аудиокниги для слепых и слабовидящих; диски для глухих и слабослышащих с субтитрами; кресла-стулья с санитарным оснащением; сиденья для ванны).
Ежегодно техническими средствами реабилитации регионального перечня обеспечиваются более 2,5 тыс. жителей Омской области.
На активное долголетие маломобильных людей, в том числе граждан старшего поколения, направлено мероприятие по обустройству жилых помещений инвалидов в соответствии с рекомендациями их индивидуальных программ реабилитации и абилитации, реализуемое в рамках постановления Правительства Омской области от 25 февраля 2013 года N 28-п "Об утверждении Порядка оказания содействия инвалидам в обустройстве жилых помещений". Данное мероприятие реализуется в форме предоставления компенсации понесенных инвалидом расходов на проведение работ, связанных с адаптацией жилого помещения для нужд инвалида (в частности, расширение дверных проемов, устранение порогов, установка поручней и других подвесных средств, установка специализированных ванн и душевых кабин, перенос электрических розеток и выключателей, укладка нескользящего покрытия и др.). Компенсация предоставляется однократно в размере до 100 тыс. рублей.
С учетом повышения пенсионного возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе досрочную), особое значение приобретает работа с гражданами предпенсионного возраста, направленная на поддержку их занятости прежде всего в части обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда. Для этих целей региональной программой "Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста" на 2019 - 2024 годы", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 30 января 2019 года N 21-п, предусмотрено обучение граждан предпенсионного возраста востребованным в экономике Омской области навыкам и компетенциям.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц предпенсионного возраста по востребованным в экономике Омской области навыкам и компетенциям направлено на поддержку занятости данной категории граждан, прежде всего в части обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда.
За первое полугодие 2019 года к профессиональному обучению приступили 527 граждан предпенсионного возраста (69,8 процента от целевого показателя, установленного Омской области федеральным проектом "Старшее поколение" национального проекта "Демография"). До конца 2024 года в Омской области предполагается осуществить профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование не менее чем 3 775 граждан предпенсионного возраста (состоящих в трудовых отношениях и незанятых граждан, ищущих работу).
Мероприятия Плана направлены на повышение качества и доступности услуг в сферах социальной защиты и здравоохранения с учетом сложившейся региональной практики. Их реализация позволит создать условия для увеличения продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения и повышения их качества жизни.
II. Цель и задачи Плана
Цель Плана - увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения путем создания условий для активного долголетия.
Задачи Плана:
1. Развитие системы социального обслуживания граждан старшего поколения, создание условий для развития рынка социальных услуг в сфере социального обслуживания и участия в нем организаций различных форм собственности.
2. Повышение доступности медицинской помощи гражданам старшего поколения Омской области.
3. Проведение профилактических программ для граждан пожилого и старческого возраста:
1) профилактические осмотры граждан старше трудоспособного возраста, включая диспансеризацию;
2) дополнительные скрининги лицам старше 65 лет, проживающим в сельской местности, на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний, оказывающих вклад в структуру смертности населения, с возможностью доставки данных лиц в медицинские организации.
4. Создание инфраструктуры гериатрической службы и развитие медицинской помощи по профилю "гериатрия".
5. Проведение вакцинации против пневмококковой инфекции граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания.
6. Создание системы долговременного ухода (оценки потребности в уходе).
7. Обеспечение совершенствования организации профессионального обучения, дополнительного профессионального образования по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям для реализации трудового потенциала граждан старшего поколения.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
<< Назад |
Раздел III. >> Сроки реализации Плана |
|
Содержание Распоряжение Правительства Омской области от 18 октября 2019 г. N 182-рп "Об утверждении Межведомственного плана мероприятий,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.