Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства сельского хозяйства и
продовольствия Республики Тыва
от 7 октября 2019 г. N 180-ОД
Порядок
применения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорных функций Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва в области технического состояния самоходных машин и других видов техники
В базе данных отдела гостехнадора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва (далее - отдел гостехнадзора Министерства) зарегистрировано 394 юридических лиц, в том числе - 185 собственников из агропромышленной отрасли, 160 - из промышленной и 49 - из социальной сферы, осуществляющих свою деятельность в сфере эксплуатации самоходных машин и других видов техники и 2372 физических лиц - собственников самоходных машин.
За основу применения взяты рекомендации по применению риск-ориентированного подхода разработанные Институтом государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в ходе реализации научно-исследовательской работы по государственному контракту от 07.07.2016 N 7.2.13-85 и применение риск-ориентированного подхода Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Классификация субъектов и видов деятельности в поднадзорной сфере по потенциальному риску причинения вреда
1. Общие положения
1. Оценка риска: использование балльного метода.
2. Классификация субъектов и видов деятельности: 6 категорий риска.
3. Критерии риска: 2 критерия - тяжесть вероятных негативных последствий и вероятность несоблюдения обязательных требований.
4. Использование схема рисков для классификации подконтрольных субъектов (позволяет использовать 2 интегральных критерия).
*Содержание критериев вероятности негативных последствий и несоблюдения обязательных требований отличается для каждого вида деятельности, учитывая их специфику;
**Факторы, определяющие динамику риска (понижение или повышение), индивидуальны для каждого вида деятельности.
Критерии риска и классификация подконтрольных субъектов
Критерии риска по тяжести потенциальных негативных последствий (риск ущерба) |
Критерии риска вероятности несоблюдения обязательных требований |
1. Вид деятельности. 2. Наличие и количество категорируемых транспортных средств. 3. Наличие категорируемых объектов транспортной инфраструктуры. 4. Техническое состояние и оснащенность ТС. 5. Укомплектованность кадрами. 6. Транспортное происшествие с участием поднадзорного субъекта. 7. Отклонение поднадзорного субъекта от общего тренда по транспортным происшествиям (в расчете на 1 ТС). 10. Интенсивность движения (хозяйственной деятельности). 11. Место ведения хозяйственной деятельности (плотность населения, количество потребителей). |
1. Нарушения, выявленные в результате проверок (по категориям). 2. Наличие у предприятия внутренней системы самоконтроля. 3. Наличие обязательных для данного вида деятельности норм, стандартов и требований безопасности и качества, определенных международным правом и международными организациями и/или другими федеральными органами исполнительной власти России. |
Часть критериев влечет за собой повышение балльной оценки рисков, другая часть - снижение.
Критерии вероятности и тяжести делятся на 6 категорий в зависимости от количества присвоенных баллов. Для удобства использования, категориям риска тяжести негативных последствий можно присвоить буквенные обозначения от А до Е, в то время как риск вероятности нарушения обязательных требований можно обозначить числами от 1 до 6.
Категория риск (риск ущерба) |
Буквенное обозначение |
Баллы |
Категория риска (риск вероятности) |
Цифровое обозначение |
Баллы |
чрезвычайно высокий |
А |
7 |
чрезвычайно высокий |
1 |
6 |
высокий |
Б |
6 |
высокий |
2 |
5 |
значительный |
В |
4-5 |
значительный |
3 |
4 |
средний |
Г |
3 |
средний |
4 |
3 |
умеренный |
Д |
2 |
умеренный |
5 |
2 |
низкий |
Е |
1 |
низкий |
6 |
1 |
На основе предложенной модели обозначений, может быть построена схема рисков, позволяющая классифицировать субъекта по критериям вероятности нарушений и тяжести возможных последствий:
Матрица интегрального риска для классификации подконтрольных субъектов
Риск тяжести потенциальны х негативных |
чрезвычайно высокий |
А |
А6 |
А5 |
А4 |
А3 |
А2 |
А1 |
высокий |
Б |
Б6 |
Б5 |
Б4 |
Б3 |
Б2 |
Б1 |
|
последствий (риск ущерба) |
значительный |
В |
В6 |
В5 |
В4 |
В3 |
В2 |
В1 |
средний |
Г |
Г6 |
Г5 |
Г4 |
Г3 |
Г2 |
Г1 |
|
умеренный |
Д |
Д6 |
Д5 |
Д4 |
Д3 |
Д2 |
Д1 |
|
низкий |
Е |
Е6 |
Е5 |
Е4 |
Е3 |
Е2 |
Е1 |
|
|
|
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
|
низкий |
умеренный |
средний |
значительный |
высокий |
чрезвычайно высокий |
||
Риск вероятности несоблюдения обязательных требований |
Показатели риска (А1, Б1, В1 и т.д.) распределяются на 6 зон, исходя из той или иной периодичности проведения плановых проверок:
Показатель интегрального риска |
Категория риска |
Периодичность проведения плановых проверок |
А1, Б1 |
чрезвычайно высокий |
не менее 1 раза в год (возможен режим постоянного контроля) |
В1, Г1, А2, Б2, В2, Г2 |
высокий |
не более 1 раза в год |
Д2, Д1, Е2, Е1, А3, Б3, В3, Г3 |
значительный |
не более 1 раза в 2 года |
Д3, Е3, А4, Б4, В4, Г4 |
средний |
не более 1 раза в 3 года |
Д4, Е4, А5, Б5, В5, Г5, А6, Б6 |
умеренный |
не более 1 раза в 5 лет |
Д5, Е5, В6, Г6, Д6, Е6 |
низкий |
не проводятся |
Концепция формирования системы управления рисками
Основные цели построения риск-ориентированной модели КНД:
1. Снижение количества смертельных случаев
2. Снижение числа травмированных
3. Снижение уровня материального ущерба
4. Снижение уровня административной нагрузки на организации
5. Совершенствование процедур планирования КНД
6. Рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций
Алгоритм работы системы управления рисками состоит из 4-х основных этапов:
I. Идентификация рисков
Определение критериев риска
Определение приемлемого уровня риска
Составление перечня рисков
II. Анализ рисков
Определение условий, причин и источников риска
Оценка негативных последствий
Оценка вероятности возникновения рисков
III. Минимизация рисков
Выбор способа минимизации рисков
Выбор интенсивности КНМ
Выбор интенсивности профилактических мероприятий
IV. Совершенствование СУР
Актуализация правил идентификации риска
Актуализация методик СУР
Оптимизация алгоритма анализа
Документирование СУР
Модели реагирования на риски в зависимости от его уровня
Риск-ориентированный подход к регулированию рисков подразумевает наиболее эффективное распределение ресурсов и распределение административной нагрузки. Модель поведения надзорного органа при риск-ориентированном подходе не всегда одинакова.
Характер риска для надзорного органа может меняться от недопустимого, до не принимаемого в расчет:
Контрольно-надзорные мероприятия в зависимости от уровня риска:
Уровень риска |
Действия контрольно-надзорного органа |
Недопустимый |
Должны быть применены оперативные меры по снижению или устранению риска. Проверки проводятся в первоочередном порядке с периодичностью, установленной в нормативном документе |
Нежелательный |
Подконтрольный субъект должен принять необходимые меры по снижению рисков. Контролирующий орган может пересмотреть категорию риска субъекта в сторону увеличения или уменьшения. Проверки проводятся с периодичностью, установленной в нормативном документе |
Допустимый |
Необходимо провести анализ ранее совершенных правонарушений, организовать мониторинг ведения субъектом личного кабинета, заполнения листов самопроверки. Проверки проводятся с периодичностью, установленной в нормативном документе |
Не принимаемый в расчет |
Действия по регулированию рисков не требуются, проверки не проводятся. Меры уполномоченного органа должны быть реализованы в форме дальнейшего отслеживания исполнительской дисциплины подконтрольного лица, выполнения им требований по осуществлению самоконтроля, поддержанию качества систем внутреннего контроля, профилактики рисков |
То же самое относится и к выбору способа минимизации рисков:
Уровень риска |
Способ минимизации риска |
Недопустимый |
Полное устранение риска, а в случае невозможности устранения снижение негативных последствий от его наступления |
Нежелательный |
Снижение вероятности его возникновения, распределение ответственности в случае его наступления с другими заинтересованными сторонами |
Допустимый |
Снижение вероятности его возникновения, распределение ответственности в случае его наступления с другими заинтересованными сторонами |
Не принимаемый в расчет |
Принятие уровня риска |
Оценка эффективности контрольно-надзорной деятельности министерства сельского хозяйства и продовольствия республики тыва
Оценка эффективности применения инструментов риск-ориентированного подхода производится на основе динамики ряда ключевых показателей:
Показатель |
Положительная динамика |
Количество случаев причинения вреда в сфере эксплуатации техники |
Снижение |
Стоимостная оценка причиненного вреда в подконтрольной сфере (в результате совершенных правонарушений, происшествий) |
Снижение |
Доля взысканных штрафов в общем количестве наложенных штрафных санкций |
Увеличение |
Общее количество лиц, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда |
Снижение |
Количество случаев передачи дел о привлечении к административной, иным видам ответственности для рассмотрения в суде |
Снижение |
Доля проверок, проведенных на принципах риск- ориентированного регулирования, в общем количестве |
Увеличение |
Удельные затраты на проведение проверок (соотношение государственных затрат и количества риск-ориентированных проверок) |
Снижение |
Численность подконтрольных субъектов, имеющих положительную историю исполнения обязательных требований и взаимоотношений с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва |
Увеличение |
Доля проверок, результаты которых признаны недействительными (в процентах от общего числа проведенных проверок) |
Снижение до 0 |
Доля проверок, проведенных с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах от общего числа проведенных проверок) |
Снижение до 0 |
Количество поднадзорных субъектов, относящихся к категории недопустимого, нежелательного риска |
Снижение |
Бальная оценка риска (индивидуальной и совокупной по всем контролируемым субъектам) |
Снижение |
Количество поднадзорных субъектов, относящихся к категории не принимаемого в расчет риска |
Увеличение |
Число повторных нарушений |
Снижение |
Смертность на всех видах техники |
Снижение |
Общая сумма материального и морального ущерба в результате правонарушений и происшествий |
Снижение |
Основные задачи внедрения риск-ориентированного подхода
- распределение поднадзорных субъектов по ключевым критериям риска, отражающих тяжесть и характер последствий для охраняемых законом ценностей.
- разработка специализированных учебных программ, направленных на повышение квалификации сотрудников отдела гостехнадзора Министерства в части осуществления риск-ориентированного контроля и надзора;
- формирование плана проверок, составленного с использованием риск- ориентированного подхода.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва от 7 октября 2019 г. N 180-ОД "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.