Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1 изменено. - Постановление Администрации Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 1 апреля 2019 г. N 48
Приложение N 1
Муниципальная программа
Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия "Повышение эффективности муниципального управления" на 2016 - 2021 годы
1 апреля 2019 г.
Паспорт
муниципальной программы Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия "Повышение эффективности муниципального управления" на 2016 - 2021 годы
Наименование муниципальной программы |
Повышение эффективности муниципального управления на 2016 - 2021 гг. |
Подпрограммы |
1) подпрограмма "Организация муниципального управления"; 2) подпрограмма "Противодействие коррупции в Октябрьском районе" 3) Подпрограмма "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия 4) подпрограмма "Обеспечивающая подпрограмма" |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Администрация Октябрьского РМО РК |
Соучастники муниципальной программы |
Министерство образования и науки Республики Калмыкия, Аппарат Правительства РК, структурные подразделения Администрации ОРМО; Администрации СМО (по согласованию) |
Цель муниципальной программы |
- совершенствование муниципального управления в Октябрьском районе |
Задачи муниципальной программы |
- обеспечение осуществления управленческих функций органов местного самоуправления Октябрьского района; - принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального района; - обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности администрации района и ее структурных подразделений; - совершенствование системы предоставления муниципальных услуг; - повышение эффективности организационно-документационной деятельности администрации Октябрьского района: - повышение оперативности и качества работы с документами, упорядочение документооборота, обеспечение контроля исполнения; - формирование кадрового состава муниципальной службы; - организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений; - проведение административной реформы, развитие муниципальной службы; - содержание печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации; - материально-техническое обеспечение проведения выборов в представительные органы муниципальных образований района; - формирование муниципального архива; - обеспечение бесперебойного функционирования средств офисной техники; - эффективное взаимодействие с сельскими муниципальными образованиями; - реализация мероприятий в организации муниципального управления, не отнесенных к другим подпрограммам муниципальной программы |
Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы |
- количество подготовленных нормативных правовых актов на уровне муниципального района; - количество подготовленных и размещенных отчетов главы РМО, структурных подразделений, специалистов о выполнении своих полномочий и должностных обязанностей; - количество нормативных правовых актов администрации района, противоречащих законодательству РФ по решению суда и не приведенных в соответствие в течение установленного федеральным законодательством срока со дня вступления решения суда в законную силу; - доля неисполненных решений Собрания депутатов РМО, постановлений, распоряжений и поручений Главы администрации РМО к количеству поставленных на контроль, %; - количество обращений граждан в органы местного самоуправления района, рассмотренных с нарушением сроков, установленных законодательством; - численность муниципальных служащих в органах местного самоуправления района прошедших переподготовку, повышение квалификации от количества муниципальных служащих обязанных пройти профессиональную переподготовку; - доля муниципальных услуг, по которым приняты административные регламенты предоставления услуги, соответствующие требованиям федерального законодательства,%; - удовлетворенность населения качеством и (или) доступности бюджетных услуг, предоставляемых поставщиками услуг, %; - доля исправного оборудования, программного обеспечения,%; - доля модернизированных и новых средств вычислительной и офисной техники, % |
Сроки и этапы реализации муниципальной программы |
2016 - 2021 годы, этапы реализации программы не выделяются |
Ресурсное обеспечение за счет средств бюджета муниципального образования |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы из средств бюджета Октябрьского РМО составляет - 64848,9 тыс. руб. Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограмм из средств бюджета Октябрьского РМО составляет: Подпрограмма 1 - 17857,5 тыс. руб.; Подпрограмма 2 - 106,0 тыс. руб.; Подпрограмма 3 - 0,0 тыс. руб. Подпрограмма 4 - 46885,4 тыс. руб.; Объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы по годам составляет: 2016 год - 10068,1 тыс. рублей; 2017 год - 10329,1 тыс. рублей; 2018 год - 10371,0 тыс. рублей; 2019 год - 11556,8 тыс. рублей; 2020 год - 11211,9 тыс. рублей; 2021 год - 11312,0 тыс. рублей Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета Октябрьского РМО на очередной финансовый год и плановый период |
Ожидаемые конечные результаты, оценка планируемой эффективности |
Реализация муниципальной программы позволит: - качественно исполнять свои полномочия органами муниципальных образований, обеспечит ответственный подход глав администраций к отчетам перед населением; - увеличить рост доверия к муниципальной власти при совместном решении проблем населения с органами исполнительной власти; - повысить эффективность организационно-документационной деятельности администрации РМО, совершенствовать систему контроля исполнения документов (служебной корреспонденции, поручений главы, обращений граждан) предполагающую сокращение сроков исполнения документов, а также повысить уровень открытости и доступности к проектам и принятым нормативным правовым актам администрации ОРМО; - повысить качество и доступность муниципальных услуг, регламентировать процедуру предоставления муниципальных услуг и достичь снижения административных барьеров; - сформировать систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки муниципальных служащих, что позволит качественно выполнять должностные обязанности в органах местного самоуправления; - улучшить качество эксплуатации программно-аппаратурных средств, надежности, хранения и защиты информации, перевод документов в электронную форму, уменьшение срока обработки, поиска документов К 2020 году ожидается: - отсутствие нормативных правовых актов администрации района, противоречащих законодательству РФ; - отсутствие обращений граждан в органы местного самоуправления района, рассмотренных с нарушением сроков, установленных законодательством; - сохранение численности муниципальных служащих в органах местного самоуправления оптимальной для выполнения полномочий возложенных на органы местного самоуправления; |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, приоритеты и прогноз ее развития
В основу муниципальной программы "Повышение эффективности муниципального управления" на 2016 - 2021 годы (далее - программа) заложена целостная модель формирования системы качественного муниципального управления, включающие мероприятия по финансовому, материально-техническому, информационному и организационно - правовому обеспечению процесса совершенствования муниципального управления.
Мероприятия программы направлены на повышение эффективности муниципального управления путем кардинального улучшения деятельности администрации Октябрьского района.
Совершенствование и оптимизация системы муниципального управления Октябрьского района, повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления - одна из важнейших целей деятельности муниципального управления района.
Обеспечение деятельности администрации района, деятельность которых направлена на достижение стратегической цели Октябрьского района - повышение качества жизни населения на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы, осуществляется в следующих направлениях:
- важным фактором в эффективности внедрения современных технологий в муниципальное управление является наличие современного программного обеспечения и оборудования, поэтому нужно планомерно производить его замену и модернизацию;
- для развития системы информационных технологий важно иметь единое информационное пространство. Проблема решается созданием и поддержкой развитой структурированной сетью муниципального образования, наличием доступа муниципальных служащих к сети Интернет;
- в связи выходом ФЦП "Электронная Россия" в соответствии с ее задачами, нужно развивать электронные системы документооборота, увеличить число документов хранимых в электронном виде;
- для реализации Федерального закона 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" нужно развивать системы электронного межведомственного взаимодействия. Увеличить доступность пользователей занимающейся этой проблемой в системе СИР СМЭВ. Для этого нужно создавать автоматизированные рабочие места для эксплуатации СИР СМЭВ, создать отдельную защищенную сеть для подключения рабочих мест с СМЭВ;
- подготовка и участие в подготовке в установленном порядке проектов постановлений и распоряжений администрации района, а также договоров и соглашений, заключаемых от имени администрации района;
- подготовка и участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам муниципального управления;
- осуществление организационного, правового и технического обеспечения заседаний администрации РМО и других мероприятий, проводимых с участием главы РМО и заместителей главы администрации района;
- обеспечение документационного сопровождения управленческой деятельности администрации района;
- оформление и регистрация нормативных правовых актов администрации района, организация их рассылки;
- учет и хранение в течение установленного срока протоколов заседаний, постановлений и распоряжений администрации района, документов структурных подразделений, передача их в установленном порядке на государственное хранение;
- ведение справочно-информационной работы по хранящимся документам, выдача архивных справок по запросам юридических и физических лиц;
- организация в установленном порядке проработки поступивших из судов, органов прокуратуры в администрацию района документов, подготовка документов о представлении в суде интересов администрации района;
- обеспечение подготовки и проведения протокольных мероприятий;
- обеспечение взаимодействия с территориальной избирательной комиссией;
- осуществление правового, организационного, кадрового, финансового, материально-технического, документационного и иного обеспечения деятельности администрации района;
- создание условий для обеспечения выполнения органами местного самоуправления района своих полномочий.
Для обеспечения финансово-хозяйственного, технического сопровождения деятельности администрации района осуществляются меры по поставке товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд администрации. В соответствии с заявками поставляется бумага, канцелярские принадлежности, оказываются услуги связи, в том числе услуги почтовой, фельдъегерской, специальной связи, услуги по подписке на периодические печатные издания, автотранспортные расходы (бензин, запчасти), услуги по опубликованию информации в средствах массовой информации и т.д.
Важной задачей стоящей перед администрацией района является создание условий для материально-технического, транспортного, информационно-коммуникационного и кадрового обеспечения выполнения органами местного самоуправления района своих полномочий.
Для обеспечения эксплуатации зданий находящихся в оперативном управлении в соответствии с действующими нормами и правилами необходим ремонт кабинетов, замена электропроводки и системы коммуникаций. Требует замены морально и физически устаревшее оборудование и мебель в кабинетах работников администрации района.
Особое значение для обеспечения деятельности администрации имеет транспортное обслуживание. Регулярное проведение технических осмотров, а также по мере необходимости - текущие ремонты с заменой запасных частей, узлов и агрегатов.
Эффективная деятельность органов местного самоуправления района невозможна без современных средств информационно-коммуникационной системы. Необходимо осуществлять модернизацию технических систем, обеспечение надежности и скорости работы оборудования, создания условий для эффективного управления и обеспечения информационным обслуживанием.
Совершенствование использования архивной информации, расширение доступа к ней граждан и юридических лиц, эффективное использование архивных документов является важным направлением муниципального управления.
Текущее финансирование и материально-техническое обеспечение архива, в том числе и обеспечение помещениями, его содержание, техническое оснащение, оборудование пожарно-охранной сигнализацией, комплектование документами и их использование, обеспечение сохранности документов и создание необходимых условий труда работнику осуществляется за счет средств бюджета Октябрьского РМО.
В настоящее время требования российского законодательства обязывает архивы использовать новые информационные технологии: принимать запросы от граждан и юридических лиц и обеспечивать доступ к архивным документам через сеть Интернет, создавать электронные формы пользования, то есть производить оцифровку наиболее востребованных материалов архива, что позволит удовлетворить различные гражданско-правовые запросы.
Важные задачи стоят в сфере развития кадрового потенциала. Современная муниципальная служба должна быть ориентирована на обеспечение прав и законных интересов граждан, эффективное взаимодействие институтов гражданского общества и органов местного самоуправления, противодействие коррупции, повышение престижа муниципальной службы, основанного на авторитете и профессионализме муниципальных служащих.
Эффективность муниципального управления обеспечивается высоким уровнем профессионализма муниципальных служащих и их заинтересованностью в результатах своей деятельности.
Формирование профессиональной муниципальной службы требует совершенствования системы подготовки кадров и дополнительного профессионального образования муниципальных служащих.
Необходимо обеспечить надлежащие условия для качественного исполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей для эффективного функционирования муниципальной службы. Важно, чтобы уровень денежного содержания муниципальных служащих напрямую зависел от результатов их труда.
Постоянное обновление кадрового состава органов местного самоуправления требует регулярной переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих по основным вопросам деятельности органов местного самоуправления.
2. Цели и задачи программы
Целями программы являются совершенствование и оптимизация системы муниципального управления Октябрьского района, повышение эффективности и информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления района.
В целях достижения целей программы должны быть решены следующие задачи:
- обеспечение осуществления управленческих функций органов местного самоуправления района;
- обеспечение хозяйственной деятельности администрации Октябрьского РМО;
- принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального района;
- обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности администрации района и ее структурных подразделений;
- совершенствование системы предоставления муниципальных услуг;
- повышение эффективности организационно-документационной деятельности администрации Октябрьского района:
- повышение оперативности и качества работы с документами, упорядочение документооборота, обеспечение контроля исполнения;
- формирование кадрового состава муниципальной службы района;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;
- проведение административной реформы, развитие муниципальной службы;
- содержание печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
- материально-техническое обеспечение проведения выборов в представительные органы муниципальных образований района;
- формирование муниципального архива;
- обеспечение бесперебойного функционирования средств офисной техники;
- эффективное взаимодействие с сельскими муниципальными образованиями;
- реализация мероприятий в организации муниципального управления, не отнесенных к другим подпрограммам программы;
- укрепление доверия населения муниципального района к органам местного самоуправления;
- недопущение коррупциогенности правовых актов;
- повышение качества и доступности муниципальных услуг для населения района;
3. Целевые показатели эффективности реализации программы, описание конечных результатов программы
Состав целевых показателей эффективности реализации программы определен исходя из достижения цели и решения задач программы. Сведения о целевых показателях эффективности программы отражаются в приложении N 1.
Основными ожидаемыми результатами программы в качественном выражении должны стать:
- качественное исполнение своих полномочий органами муниципальных образований, обеспечение ответственного подхода глав к отчетам перед населением;
- увеличение роста доверия к муниципальной власти при совместном решении проблем населения с органами исполнительной власти;
- повышение эффективности организационно-документационной деятельности администрации РМО, совершенствование системы контроля исполнения документов (служебной корреспонденции, поручений главы, обращений граждан), предполагающую сокращение сроков исполнения документов, а также повышение уровня открытости и доступности к проектам и принятым нормативным правовым актам администрации ОРМО;
- повышение качества и доступность муниципальных услуг, регламентирование процедуры предоставления муниципальных услуг и достижение снижения административных барьеров;
- формирование системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки муниципальных служащих, что позволит качественно выполнять должностные обязанности в органах местного самоуправления;
- улучшение качества эксплуатации программно-аппаратурных средств, надежности, хранения и защиты информации, перевод документов в электронную форму, уменьшение срока обработки, поиска документов.
К 2020 году ожидается:
- отсутствие нормативных правовых актов администрации района, противоречащих законодательству РФ;
- отсутствие обращений граждан в органы местного самоуправления района, рассмотренных с нарушением сроков, установленных законодательством;
- сохранение численности муниципальных служащих в органах местного самоуправления оптимальной для выполнения полномочий, возложенных на органы местного самоуправления;
- отсутствие нормативных правовых актов администрации района, противоречащих законодательству РФ по решению суда и не приведенных в соответствие в течение установленного федеральным срока со дня вступления решения суда в законную силу (0 единиц);
- отсутствие обращений граждан в органы местного самоуправления района, рассмотренных с нарушением сроков, установленных законодательством (0 единиц);
- обеспечение мероприятий по мобилизационной подготовке и переводу администрации района на работу в условиях военного времени в соответствии с утвержденными планами мобилизационной подготовки - 100%.
Методика оценки эффективности программы рассчитывается согласно Порядка разработки, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ Октябрьского РМО РК и методических указаний по разработке и проведению муниципальных программ Октябрьского РМО, утвержденного Постановлением ОРМО РК N 96 от 29.08.2015.
4. Сроки и этапы ее реализации
Срок реализации программы рассчитан на 2016 - 2021 годы. Разделения реализации программы на этапы не предусматривается.
5. Основные мероприятия программы
Достижение целей и решение задач программы будут осуществляться в рамках реализации подпрограмм:
1) подпрограмма "Организация муниципального управления";
2) подпрограмма "Предупреждение и противодействие коррупции";
3) подпрограмма "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия;
4) подпрограмма "Обеспечивающая подпрограмма".
Перечень основных мероприятий программы приведен в Приложении N 2 к настоящей программе.
6. Ресурсное обеспечение программы
Расходы на реализацию программы планируется осуществлять за счет средств республиканского бюджета и бюджета Октябрьского РМО.
Ресурсное обеспечение программы представлено в приложении N 3, в том числе по годам реализации программы.
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации программы представлена в приложении N 4, в том числе по годам реализации программы.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета Октябрьского РМО на очередной финансовый год и на плановый период.
7. Анализ рисков реализации программы и описание мер управления рисками
В ходе реализации программы возможны риски:
- недофинансирование мероприятий программы;
- изменение федерального законодательства.
Предложения по мерам управления рисками реализации таковы:
В ходе реализации программы возможно внесение корректировок в разделы программы; Изменения в действующие нормативно-правовые акты района должны вноситься своевременно.
В частности, управление рисками реализации программы осуществляется на основе: Подготовки и представления в соответствии с постановлением администрации Октябрьского РМО N 121 от 20 августа 2015 года "Об организации разработки муниципальных программ Октябрьского РМО РК на среднесрочный период 2016 - 2021 годов" ежегодно в администрацию района, отдел экономики, ЖКХ и градостроительства, финансовый отдел района отчета о ходе и результатах реализации программы, в котором при необходимости могут вноситься предложения о корректировке программы.
Внесения изменений в решение Собрания депутатов РМО о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
8. Конечные результаты и оценка эффективности программы
Основными ожидаемыми результатами целевой программы в качественном выражении должны стать:
- качественное исполнение своих полномочий органами муниципальных образований, обеспечение ответственного подхода глав администраций к отчетам перед населением;
- увеличение роста доверия к муниципальной власти при совместном решении проблем населения с органами исполнительной власти;
- повышение эффективности организационно-документационной деятельности администрации РМО, совершенствование системы контроля исполнения документов (служебной корреспонденции, поручений главы, обращений граждан) предполагающую сокращение сроков исполнения документов, а также повышение уровня открытости и доступности к проектам и принятым нормативным правовым актам администрации ОРМО;
- повышение качества и доступности муниципальных услуг, регламентирование процедуры предоставления муниципальных услуг и достижения снижения административных барьеров;
- формирование системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки муниципальных служащих, что влечет качественное выполнение должностных обязанностей в органах местного самоуправления;
- улучшение качества эксплуатации программно-аппаратурных средств, надежности, хранения и защиты информации, перевод документов в электронную форму, уменьшение срока обработки, поиска документов.
К 2020 году ожидается:
- отсутствие нормативных правовых актов администрации района, противоречащих законодательству РФ;
- отсутствие обращений граждан в органы местного самоуправления района, рассмотренных с нарушением сроков, установленных законодательством;
- сохранение численности муниципальных служащих в органах местного самоуправления оптимальной для выполнения полномочий возложенных на органы местного самоуправления;
- отсутствие нормативных правовых актов администрации района, противоречащих законодательству РФ по решению суда и не приведенных в соответствие в течение установленного федеральным срока со дня вступления решения суда в законную силу (0 единиц);
- отсутствие обращений граждан в органы местного района, рассмотренных с нарушением сроков, установленных законодательством (0 единиц);
- обеспечение мероприятий по мобилизационной подготовке и переводу администрации района на работу в условиях военного времени в соответствии с утвержденными планами мобилизационной подготовки - 100%.
Методика расчета целевых показателей эффективности реализации программы в целом, а также в отношении подпрограмм муниципальной программы осуществляется в соответствии с Методикой оценки эффективности муниципальных программ, утвержденной Постановлением администрации ОРМО от 29.08.2014 N 96 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия".
Подпрограмма 1. "Организация муниципального управления"
Паспорт
подпрограммы муниципальной программы Октябрьского РМО "Повышение эффективности муниципального управления" на 2016 - 2021 годы
Наименование подпрограммы |
"Организация муниципального управления" |
Координатор |
Администрация Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия |
Ответственный исполнитель |
Администрация Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - Администрация ОРМО) |
Соучастники |
Структурные подразделения Администрации РМО |
Цель |
- организация деятельности Администрации РМО; - совершенствование и оптимизация системы муниципального управления Октябрьского района; - повышение эффективности и информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления района; |
Задачи |
- обеспечение осуществления управленческих функций органов местного самоуправления Октябрьского района; - принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального района; - обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности администрации района и ее структурных подразделений; - совершенствование системы предоставления муниципальных услуг; - повышение эффективности организационно-документационной деятельности администрации Октябрьского района: повышение оперативности и качества работы с документами, упорядочение документооборота, обеспечение контроля исполнения; - формирование кадрового состава муниципальной службы района; - организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений; - проведение административной реформы, развитие муниципальной службы; - содержание печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации; - материально-техническое обеспечение проведения выборов в представительные органы муниципальных образований района; - организация и развитие архивного дела; - обеспечение бесперебойного функционирования средств офисной техники; - эффективное взаимодействие с сельскими муниципальными образованиями; - реализация мероприятий в организации муниципального управления, не отнесенных к другим подпрограммам муниципальной программы. - осуществление мер по противодействию коррупции |
Целевые показатели (индикаторы) |
- количество подготовленных нормативных правовых актов на уровне муниципального района; - количество подготовленных и размещенных отчетов главы, структурных подразделений, специалистов о выполнении своих полномочий и должностных обязанностей; - количество нормативных правовых актов администрации района, противоречащих законодательству РФ по решению суда и не приведенных в соответствие в течение установленного федеральным законодательством срока со дня вступления решения суда в законную силу; - доля неисполненных решений Собрания депутатов РМО, постановлений, распоряжений и поручений Главы РМО к количеству поставленных на контроль, %; - количество обращений граждан в органы местного самоуправления района, рассмотренных с нарушением сроков, установленных законодательством; - численность муниципальных служащих в органах местного самоуправления района прошедших переподготовку, повышение квалификации от количества муниципальных служащих обязанных пройти профессиональную переподготовку; - доля муниципальных услуг, по которым приняты административные регламенты предоставления услуги, соответствующие требованиям федерального законодательства, %; - удовлетворенность населения качеством и (или) доступности бюджетных услуг, предоставляемых поставщиками услуг, %; - доля исправного оборудования, программного обеспечения, %; - доля модернизированных и новых средств вычислительной и офисной техники, % |
Сроки и этапы реализации |
Срок реализации 2016 - 2021 годы. Этапы реализации подпрограммы не выделяются |
Ресурсное обеспечение за счет средств бюджета муниципального образования |
Средства бюджета Октябрьского РМО, всего - 17857,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 3116,7 тыс. рублей; 2017 год - 3968,6 тыс. рублей; 2018 год - 3087,4 тыс. рублей; 2019 год - 2561,6 тыс. рублей; 2020 год - 2561,6 тыс. рублей; 2021 год - 2561,6 тыс. рублей Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета Октябрьского РМО на очередной финансовый год и плановый период |
Ожидаемые конечные результаты, оценка планируемой результативности |
Реализация муниципальной программы позволит: - качественное исполнение своих полномочий органами местного самоуправления, обеспечение ответственного подход глав к отчетам перед населением; - увеличение роста доверия к муниципальной власти при совместном решении проблем населения с органами исполнительной власти; - повышение эффективности организационно-документационной деятельности администрации РМО, совершенствование системы контроля исполнения документов (служебной корреспонденции, поручений главы, обращений граждан) предполагающую сокращение сроков исполнения документов, а также повышение уровня открытости и доступности к проектам и принятым нормативным правовым актам администрации ОРМО; - повышение качества и доступности муниципальных услуг, регламентирование процедуру предоставления муниципальных услуг и достичь снижения административных барьеров; - доля описания документов, постоянного хранения и по личному составу, (100%) - доля архивохранилищ отвечающих нормативным требованиям, (100%) - сформировать систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки муниципальных служащих, что позволит качественно выполнять должностные обязанности в органах местного самоуправления; - улучшить качество эксплуатации программно-аппаратурных средств, надежности, хранения и передачи, защиты информации, перевод документов в электронную форму, уменьшение срока обработки, поиска документов К 2020 году ожидается: - отсутствие нормативных правовых актов администрации района, противоречащих законодательству РФ; - отсутствие обращений граждан в органы местного самоуправления района, рассмотренных с нарушением сроков, установленных законодательством; - сохранение численности муниципальных служащих в органах местного самоуправления оптимальной для выполнения полномочий возложенных на органы местного самоуправления; |
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена подпрограмма
Современный этап социально-экономического развития Октябрьского района диктует необходимость перехода администрации ОРМО на качественно новый уровень деятельности, ставит новые задачи по его развитию и совершенствованию муниципального управления в администрации ОРМО.
В основу муниципальной подпрограммы "Организация муниципального управления" (далее - подпрограмма) заложена целостная модель формирования системы качественного муниципального управления, включающая мероприятия по финансовому, материально-техническому, информационному и организационно-правовому обеспечению процесса совершенствования муниципального управления.
Обеспечение деятельности администрации района, деятельность которых направлена на достижение стратегической цели Октябрьского района - повышение качества жизни населения на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы, осуществляется в следующих направлениях:
подготовка и участие в подготовке в установленном порядке проектов постановлений и распоряжений администрации района, а также договоров и соглашений, заключаемых от имени администрации района;
подготовка и участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам муниципального управления;
осуществление организационного, правового и технического обеспечения заседаний администрации РМО и других мероприятий, проводимых с участием главы района и заместителей главы администрации района;
обеспечение документационного сопровождения управленческой деятельности администрации района;
оформление и регистрация нормативных правовых актов администрации района, организация их рассылки;
учет и хранение в течение установленного срока протоколов заседаний, постановлений и распоряжений администрации района, документов структурных подразделений, передача их в установленном порядке на государственное хранение;
ведение справочно-информационной работы по хранящимся документам, выдача архивных справок по запросам юридических и физических лиц;
организация в установленном порядке проработки поступивших из судов, органов прокуратуры в администрацию района документов, подготовка документов о представлении в суде интересов администрации района;
обеспечение подготовки и проведения протокольных мероприятий;
обеспечение взаимодействия с территориальной избирательной комиссией;
осуществление правового, организационного, кадрового, финансового, материально-технического, документационного и иного обеспечения деятельности администрации района;
создание условий для обеспечения выполнения органами местного самоуправления района своих полномочий.
Мероприятия подпрограммы направлены на повышение эффективности муниципального управления путем кардинального улучшения деятельности администрации ОРМО.
Для обеспечения финансово-хозяйственного, технического сопровождения деятельности администрации района осуществлялись меры по поставке товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд администрации. В соответствии с заявками поставлялись бумага, канцелярские принадлежности, оказывались услуги связи, в том числе услуги почтовой, фельдъегерской, специальной связи, услуги по подписке на периодические печатные издания, автотранспортные расходы (бензин, запчасти), услуги по опубликованию информации в средствах массовой информации и т.д.
Важной задачей стоящей перед администрацией района является создание условий для материально-технического, транспортного, информационно-коммуникационного и кадрового обеспечения выполнения органами местного самоуправления района своих полномочий.
Для обеспечения эксплуатации зданий находящихся в оперативном управлении в соответствии с действующими нормами и правилами необходим ремонт кабинетов, замена электропроводки и системы коммуникаций. Требует замены морально и физически устаревшее оборудование и мебель в кабинетах работников администрации района.
Особое значение для обеспечения деятельности администрации имеет транспортное обслуживание. Регулярное проведение технических осмотров, а также по мере необходимости - текущие ремонты с заменой запасных частей, узлов и агрегатов.
Эффективная деятельность органов местного самоуправления района невозможна без современных средств информационно-коммуникационной системы. Необходимо осуществлять модернизацию технических систем, обеспечение надежности и скорости работы оборудования, создания условий для эффективного управления и обеспечения информационным обслуживанием.
Важные задачи стоят в сфере развития кадрового потенциала.
Современная муниципальная служба должна быть ориентирована на обеспечение прав и законных интересов граждан, эффективное взаимодействие институтов гражданского общества и органов местного самоуправления, противодействие коррупции, повышение престижа муниципальной службы, основанного на авторитете и профессионализме муниципальных служащих.
Эффективность муниципального управления обеспечивается высоким уровнем профессионализма муниципальных служащих и их заинтересованностью в результатах своей деятельности.
Формирование профессиональной муниципальной службы требует совершенствования системы подготовки кадров и дополнительного профессионального образования муниципальных служащих.
Необходимо обеспечить надлежащие условия для качественного исполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей для эффективного функционирования муниципальной службы. Важно, чтобы уровень денежного содержания муниципальных служащих напрямую зависел от результатов их труда.
Постоянное обновление кадрового состава органов местного самоуправления требует регулярной переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальных служащих по основным вопросам деятельности органов местного самоуправления.
По состоянию на 01.03.2015 количество муниципальных служащих района составляло 53 человек, в т.ч. 19 в СМО, на 01.05.2016 - 36, в т.ч. в СМО - 4. По итогам 2015 года муниципальные служащие не повышали квалификацию.
В настоящее время в районе разработаны и реализуются среднесрочные программы социально-экономического развития района.
Современное состояние местного самоуправления в районе характеризуется рядом основных проблем:
недостаточной для качественного исполнения финансовой обеспеченностью закрепленных полномочий;
нехваткой квалифицированных кадров в органах местного самоуправления;
слабым внедрением современных технологий в муниципальное управление.
2. Приоритеты, цели и задачи подпрограммы
Целями подпрограммы являются совершенствование и оптимизация системы муниципального управления района, повышение эффективности и информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления Октябрьского района.
В целях достижения целей подпрограммы должны быть решены следующие задачи:
- обеспечение осуществления управленческих функций органов местного самоуправления района;
- принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального района;
- обеспечение использования современных информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности администрации района и ее структурных подразделений;
- совершенствование системы предоставления муниципальных услуг;
- повышение эффективности организационно-документационной деятельности администрации Октябрьского района:
- повышение оперативности и качества работы с документами, упорядочение документооборота, обеспечение контроля исполнения;
- формирование кадрового состава муниципальной службы района;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;
- проведение административной реформы, развитие муниципальной службы;
- содержание печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
- материально-техническое обеспечение проведения выборов в представительные органы муниципальных образований района;
- организация и развитие архивного дела;
- обеспечение бесперебойного функционирования средств офисной техники;
- эффективное взаимодействие с сельскими муниципальными образованиями;
- реализация мероприятий в организации муниципального управления, не отнесенных к другим подпрограммам муниципальной программы.
3. Целевые показатели (индикаторы)
Состав целевых показателей эффективности реализации подпрограммы определен в ее паспорте.
4. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма будет реализована с 2016 по 2021 годы без разбивки на этапы.
5. Основные мероприятия
В рамках подпрограммы предусмотрена реализация следующих мероприятий:
"Принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального района";
"Проведение административной реформы, развитие муниципальной службы";
"Информатизация в органах местного самоуправления";
"Совершенствование системы предоставления муниципальных услуг";
"Формирование и развитие муниципального архива";
"Повышение эффективности организационно-документационной деятельности администрации Октябрьского РМО";
"Развитие кадрового потенциала";
"Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности администрации Октябрьского РМО".
6. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Расходы на реализацию подпрограммы планируется осуществлять за счет средств бюджета Октябрьского РМО. Ресурсное обеспечение подпрограммы представлено в приложении N 3, в том числе по годам реализации подпрограммы.
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации подпрограммы представлена в приложении N 4, в том числе по годам реализации подпрограммы.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета Октябрьского РМО на очередной финансовый год и на плановый период.
7. Риски и меры по управлению рисками
В ходе реализации подпрограммы возможны риски:
Недофинансирование мероприятий муниципальной подпрограммы.
Изменение федерального законодательства.
Предложения по мерам управления рисками реализации таковы:
В ходе реализации муниципальной подпрограммы возможно внесение корректировок в разделы муниципальной программы.
Изменение в действующие нормативно-правовые акты района должны вноситься своевременно.
В частности, управление рисками реализации подпрограммы осуществляется на основе:
Подготовки и представления в соответствии с постановлением администрации Октябрьского РМО N 121 от 20 августа 2015 года "Об организации разработки муниципальных программ Октябрьского РМО РК на среднесрочный период 2016 - 2021 годов" ежегодно в отдел экономики, ЖКХ и градостроительства, финансовый отдел района отчет о ходе и результатах реализации муниципальной программы, в котором при необходимости могут вноситься предложения о корректировке муниципальной программы.
Внесения изменений в решение Собрания депутатов Октябрьского РМО о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
8. Конечные результаты и оценка эффективности подпрограммы
Ожидаемые конечные результаты подпрограммы определены в ее паспорте.
Методика расчета целевых показателей эффективности реализации подпрограммы осуществляется в соответствии с Методикой оценки эффективности муниципальных программ, описанным для программы в целом.
Подпрограмма 2 "Противодействие коррупции в Октябрьском районе на 2016 - 2021 гг."
Наименование программы |
Противодействие коррупции в Октябрьском районе на 2016 - 2021 годы |
Основание для разработки |
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ О противодействии коррупции"; |
Заказчик программы |
Администрация Октябрьского РМО РК |
Ответственные исполнители программы |
Структурные подразделения Администрации Октябрьского РМО РК, органы местного самоуправления района и специальные отраслевые и административные органы по направлениям реализации программы, привлеченные специалисты |
Цели и задачи программы |
Цели: создание системы по предупреждению коррупционных действий на территории Октябрьского РМО РК (далее - район); снижение уровня коррупции; укрепление доверия жителей района к органам местного самоуправления. Задачи: внедрение практики проверки проектов правовых актов в органах местного самоуправления района на коррупциогенность; выработка рекомендаций по устранению коррупциогенных факторов; разработка рекомендаций и проектов правовых актов органов местного самоуправления района, направленных на снижение уровня коррупции; предупреждение коррупционных правонарушений; устранение условий, порождающих коррупцию; оптимизация контрольных и надзорных функций, их разделение, исключение дублирующих функций в органах местного самоуправления района; содействие доступу граждан и организаций к информации о фактах коррупции, в том числе путем освещения таких факторов в средствах массовой информации; формирование антикоррупционного общественного сознания, нетерпимости к проявлениям коррупции |
Сроки реализации программы |
2016 - 2021 годы |
Перечень мероприятий |
- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, правонарушениям; - обеспечение соответствия нормативных правовых актов органов местного самоуправления района антикоррупционным стандартам, в том числе путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов; - предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; - внедрение в практику кадровой работы органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему специального звания, классного чина или при его поощрении; - опубликование информации о реализации мер антикоррупционной политики в средствах массовой информации; - осуществление иных мероприятий, способных устранить причины и условия совершения коррупционных правонарушений, предусмотренных федеральным законодательством |
Объемы и источники финансирования |
местный бюджет - 106,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты |
В политической сфере: - укрепление доверия населения муниципального района к органам местного самоуправления; - недопущение коррупциогенности правовых актов; - снижение угрозы ослабления демократических институтов и повышение авторитета органов местного самоуправления. В экономической сфере: - оптимизация бюджетных расходов; - повышение инвестиционной привлекательности муниципального района путем увеличения уровня доверия инвесторов к органам местного самоуправления. В социальной сфере: - создание нетерпимого отношения общественности к проявлениям коррупции; закрепление в обществе идей некоррумпированного рынка труда; - повышение качества и доступности муниципальных услуг для населения района; - прозрачность системы социального обеспечения |
Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Реализация настоящей программы даст возможность разработать и внедрить систему мониторинга антикоррупционных мероприятий, позволяющую определять их приоритетные направления, оценивать эффективность и своевременно корректировать проведение антикоррупционной политики. Система мониторинга включает в себя определение уровня коррупции; определение структуры коррупции (по органам власти, отраслям экономики и т.п.); мониторинг эффективности антикоррупционных мероприятий.
Важным элементом программы является проверка проектов правовых актов органов местного самоуправления района на коррупциогенность.
Одним из приоритетных направлений программы является информирование общества о противодействии коррупции в органах местного самоуправления.
Во-первых, любая общественно-политическая программа должна быть прозрачной для общества.
Во-вторых, данному направлению корреспондирует основная цель не только программы, но и главной идеи противодействия коррупции - формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции. Физические лица и представители организаций, информированные об уровне и эффективности противодействия коррупции, уверенные в правовой защите, не станут субъектами коррупционных правонарушений.
В-третьих, повышение престижа муниципальной службы. Необходимо избавляться от распространения вредного мифа "воруют все", создающего дополнительный благоприятный фон для распространения коррупции.
Помимо информирования, необходимым условием эффективности противодействия коррупции является повышение уровня правовой грамотности населения и создание такого психологического климата в обществе, при котором нетерпимое отношение к коррупции становится нормой и стимулирует участие граждан в политической жизни муниципального района и государства в целом. Основная задача - разъяснение основных положений международного, федерального, регионального законодательства и местного нормотворчества по противодействию коррупции, корпоративных ценностей органов местного самоуправления, вопросов юридической ответственности за коррупционные правонарушения, ситуаций конфликта интересов и механизмов его преодоления.
Настоящая программа является важной составной частью антикоррупционной политики в муниципальном образовании и обеспечивает согласованное проведение мероприятий, направленных на предупреждение коррупции.
Основные цели и задачи подпрограммы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей
Подпрограмма является важнейшей составной частью антикоррупционной политики в Октябрьском районе.
Целями подпрограммы являются:
1. Создание системы по предупреждению и профилактике коррупционных действий. Недопущение коррупции, ее влияния на активность и эффективность бизнеса, деятельность органов местного самоуправления, повседневную жизнь граждан на территории района. Достижение цели обеспечивается решением следующих задач: выработка рекомендаций по устранению коррупциогенных факторов; оценка существующего уровня коррупции; мониторинг уровня доверия предпринимателей и населения района к деятельности органов местного самоуправления; предупреждение коррупционных правонарушений; устранение условий, порождающих коррупцию.
2. Обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от проявлений коррупции.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач: содействие доступу граждан и организаций к информации о фактах коррупции, в том числе путем освещения таких фактов в средствах массовой информации; формирование антикоррупционного общественного сознания, нетерпимости к проявлениям коррупции.
Начало реализации программы - 2016 год, окончание - 2021 год.
Этапы реализации программы:
1-й этап: 2016 - 2019 год. Формирование многоуровневой системы профилактики коррупции, создание условий для повышения уровня правовой культуры.
2-й этап: 2020 - 2021 год. Совершенствование взаимодействия субъектов профилактической деятельности.
Подпрограмма 3 "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия на 2016 - 2021 годы"
Наименование подпрограммы |
"Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия на 2016 - 2020 годы" |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Администрация Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия |
Соисполнители подпрограммы |
отсутствуют |
Участники подпрограммы |
Администрация Октябрьского РМО Республики Калмыкия, структурные подразделения администрации Октябрьского районного муниципального образования во взаимодействии с: главами Администраций сельских муниципальных образований района; Общественным Советом предпринимателей при Главе Администрации Октябрьского РМО РК; КУ Центром занятости населения Октябрьского района (ЦЗН) (по согласованию), ИФНС России N 2 по Республике Калмыкия (ИФНС) (по согласованию), |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
отсутствуют |
Цели подпрограммы |
- обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки в Октябрьском районе, как одного из источников создания новых рабочих мест, развития экономики района, формирования районного бюджета, стимулирование экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства в районе |
Задачи подпрограммы |
- создание благоприятных условий для развития предпринимательской среды; - оказание организационной, информационно-консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; - развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; - финансовая и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства |
Целевые индикаторы подпрограммы |
- число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения ед.; - численность индивидуальных предпринимателей, ед. - среднесписочная численность работников в сфере малого предпринимательства, чел. - доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций, %; - предоставление начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства финансовой поддержки в виде субсидии (гранта) на создание собственного бизнеса, ед. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2016 - 2021 годы |
Объемы финансирования подпрограммы с указанием источников |
Общий объем финансирования Программы на 2016 - 2021 годы составляет 0 тыс. рублей из средств бюджета Октябрьского РМО Республики Калмыкия, в том числе 2016 год - 0 тыс. руб.; 2017 год - 0 тыс. руб.; 2018 год - 0 тыс. руб.; 2019 год - 0 тыс. руб.; 2020 год - 0 тыс. руб. Допускаются иные источники финансирования, разрешенные законодательством РФ. Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению при формировании бюджета на очередной финансовый год |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- увеличение количества индивидуальных предпринимателей до 350 ед. в 2020 году; - увеличение субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения с 261 единицы в 2015 году до 385 единиц в 2020 году; - увеличение доли среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций с 21,5% в 2015 году до 24,0% в 2020 году; - увеличение налоговых поступлений от деятельности СМП в местный бюджет - не менее 10% ежегодно; - рост среднемесячной заработной платы занятых в малом и среднем предпринимательстве - не менее 10% ежегодно |
Раздел 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Подпрограмма разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и определяет основные цели, задачи и принципы политики органа исполнительной власти Республики Калмыкия в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия.
Предпринимательство - это сфера самореализации и самообеспечения граждан в рамках свободной предпринимательской деятельности, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации.
В настоящее время предпринимательство стало неотъемлемой частью рыночной системы хозяйства района. По состоянию на 1 января 2015 г. на территории Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия осуществляли свою деятельность 18 малых предприятий, 261 индивидуальных предпринимателей. Сведения о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства приведены в таблице 1.
Таблица 1
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Октябрьском районном муниципальном образовании Республики Калмыкия за 2010 - 2014 годы
Показатели |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, ед. |
|||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г. к 2010 г., % |
|
Малые предприятия |
19 |
16 |
18 |
18 |
17 |
89,4 |
Индивидуальные предприниматели |
427 |
413 |
384 |
384 |
285 |
66,7 |
За анализируемый 5-летний период динамика количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей снизилось на 10,6% и 33,3% соответственно, поскольку данная категория субъектов предпринимательства весьма чувствительна ко всем изменениям экономических условий ведения бизнеса и наиболее мобильна в вопросе оптимизации расходов. Причины сокращения заключаются в следующем: во-первых, ликвидируются зарегистрированные, фактически не осуществляющие деятельность субъекты предпринимательства, во-вторых, ликвидируются наименее рентабельные субъекты предпринимательства, оценившие риски повышения налоговой нагрузки в 2013 году. Наибольшее значение в оценке рисков отведено увеличению суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования.
Структура субъектов малого и среднего предпринимательства Октябрьского района по видам деятельности приведена в таблице 2.
Таблица 2
Структура
субъектов малого и среднего предпринимательства Октябрьского района по видам деятельности в 2014 году
N |
Наименование секторов экономики |
Малые предприятия |
ИП |
1 |
сельское хозяйство |
9 |
141 |
2 |
обрабатывающие производства |
5 |
16 |
3 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
1 |
- |
4 |
строительство |
- |
3 |
5 |
оптовая и розничная торговля |
2 |
71 |
6 |
общественное питание |
- |
7 |
7 |
бытовые услуги населению |
- |
16 |
8 |
транспортные услуги |
- |
4 |
9 |
другие виды деятельности |
- |
27 |
|
Всего |
17 |
285 |
Сложившаяся в последние годы на территории Октябрьского РМО Республики Калмыкия отраслевая структура субъектов малого и среднего предпринимательства представлена всем разнообразием видов деятельности. Наибольший удельный вес в общем количестве действующих малых предприятий занимают сельское хозяйство, торговля и общественное питание, строительство, бытовые услуги, обрабатывающие производства. Вместе с тем, следует отметить, что реальный экономический потенциал далеко не исчерпан, еще надо решить немало проблем, имеющихся в малом бизнесе.
Сведения о среднесписочной численности работников в сфере предпринимательства приведены в таблице 3.
Таблица 3
Сведения
о среднесписочной численности работников в сфере малого и среднего предпринимательства в Октябрьском районном муниципальном образовании Республики Калмыкия за 2010 - 2014 годы
Показатели |
Среднесписочная численность работников в сфере малого и среднего предпринимательства, чел. |
|||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г. к 2010 г., % |
|
Малые предприятия |
238 |
246 |
252 |
216 |
176 |
73,9 |
Индивидуальные предприниматели |
427 |
413 |
384 |
384 |
285 |
66,7 |
За анализируемый 5-летний период наблюдается снижение среднесписочной численности работников в сфере малого и среднего предпринимательства на 26,1% и 33,3% соответственно. Причины сокращения численности работников заключается в первую очередь налоговой нагрузкой, не оформление трудовых отношений. Наиболее характерна низкая формализованность трудовых отношений в сфере розничной торговли, агропромышленного комплекса (крестьянские (фермерские) хозяйства).
Среднемесячная заработная плата в 2014 году составила 7373,7 рублей, что на 13% больше аналогичного периода 2013 года.
Низкий уровень среднемесячной заработной платы отмечен в отрасли сельского хозяйства, так как на заработную плату влияет сезонность работ в данной отрасли. Но по сравнению с 2013 годом произошел рост почти на 6%.
Малыми предприятиями Октябрьского района за 2014 год - отгружено товаров (работ, услуг) собственного производства на сумму 151522,4 тыс. рублей. При этом основной вклад в рост объемов производства товаров, работ и услуг в сфере малого предпринимательства вносят сельское хозяйство и обрабатывающие производства.
Оборот розничной торговли по всем каналам реализации за 2014 год составил 532 млн. 400 тыс. рублей, что в действующих ценах превышает уровень соответствующего периода 2013 года на 27%.
Оборот общественного питания по всем каналам реализации за 2014 год составил в сумме 3 млн. 583 тыс. рублей, что на 51,1% выше уровня 2013 года.
Объем платных услуг, оказываемых населению Октябрьского района за 2014 год составил 4 млн. 348 тыс. рублей, что ниже уровня прошлого года на 26,1%.
За 2014 год от деятельности малого и среднего предпринимательства в районный бюджет поступило налогов в сумме 7085,9 тыс. рублей, в том числе: единый сельскохозяйственный налог - 4242 тыс. рублей; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 2443 тыс. рублей, единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения - 400,9 тыс. руб. Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в общей сумме собственных доходов составляет 9,5%.
Таблица 4
Объем
налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия за 2010 - 2014 гг.
Наименование налога |
Поступило платежей, тыс. руб. |
|||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г. к 2010 г., % |
|
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
|
|
304,4 |
512 |
437,4 |
|
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
2121,2 |
2061,9 |
2715,8 |
2905,6 |
2762,3 |
130,2 |
Единый сельскохозяйственный налог |
945,9 |
1407,8 |
1186,3 |
1602,5 |
2655,3 |
280,7 |
ВСЕГО |
3067,1 |
3469,7 |
4206,5 |
5020,1 |
5855 |
190,8 |
На основании анализа развития малого и среднего предпринимательства за 2010 - 2014 годы следует отметить, что несмотря на улучшение правовых и финансово-экономических условий для деятельности малого предпринимательства, представители малого и среднего бизнеса в районе сталкиваются с рядом проблем, характерных для российского предпринимательства в целом, в том числе:
- нехватка производственных и офисных помещений;
- рост цен на энергоносители и сырье;
- низкое качество транспортно-логистической инфраструктуры;
- недостаточность собственных средств для организации и развития собственного дела, высокая стоимость заемных средств (в том числе для начинающих предпринимателей);
- нехватка квалифицированных специалистов;
- низкий уровень правовой защиты предпринимателей;
- высокая доля нелегального предпринимательства;
- неразвитость производственной и инновационной инфраструктуры поддержки бизнеса;
- недостаточная социальная защищенность наемных работников в сфере малого и среднего предпринимательства, сохранение нарушений в трудовых отношениях работодателей с работающими по найму, вызывающими текучесть кадров в предпринимательской среде. Практика показывает, что существующие в экономике проблемы, в том числе в малом и среднем предпринимательстве, наиболее эффективно решаются программными методами, поскольку комплексный подход позволяет обеспечить наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов в приоритетных направлениях.
Для того чтобы сохранить существующие и создать новые предприятия, увеличить количество рабочих мест, налоговые и неналоговые поступления, субъектам малого и среднего бизнеса необходимо оказывать организационно-техническую, финансовую и имущественную поддержку.
Реализация Подпрограммы исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.
Разработка Подпрограммы обусловлена необходимостью решения в среднесрочной перспективе проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства.
Раздел 2. Приоритеты политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Реализация мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства оказывает положительное влияние на предпринимательский климат в районе и способствует развитию этого сектора экономики. Главным стимулом экономического роста должно стать улучшение инвестиционного климата, одним из основных значений которого является развитие предпринимательства.
2.1. Основные цели и задачи подпрограммы
Подпрограмма представляет собой план действий по совершенствованию внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства.
Основной целью Подпрограммы является обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер поддержки в Октябрьском районе, как одного из источников создания новых рабочих мест, развития экономики района, формирования районного бюджета, стимулирование экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства в районе.
Добиться достижения поставленных целей возможно, решив следующие задачи:
1) создание благоприятных условий для развития предпринимательской среды;
2) оказание организационной, информационно-консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
3) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) финансовая и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
2.2. Сроки реализации подпрограммы
Реализация мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, рассчитана на пять лет (2016 - 2020 годы) с возможными ежегодными дополнениями.
Подпрограмма реализуется без выделения этапов.
Прекращение реализации мероприятий подпрограммы осуществляется в случаях прекращения финансирования подпрограммы или низкой оценки эффективности данной подпрограммы.
2.3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы
Для оценки хода реализации Подпрограммы и характеристики состояния данной сферы деятельности предусмотрена система целевых показателей (индикаторов):
N |
Показатель (индикатор) подпрограммы |
Единица измерения |
Значение показателей |
||||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||
1 |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения |
Ед. |
285 |
261 |
241 |
252 |
260 |
280 |
300 |
2 |
Численность индивидуальных предпринимателей |
Ед. |
285 |
261 |
241 |
252 |
260 |
280 |
300 |
3 |
Среднесписочная численность работников в сфере малого предпринимательства |
Чел. |
285 |
261 |
241 |
252 |
260 |
280 |
300 |
4 |
Доля среднесписочной численности работников СМП в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций |
% |
21,5 |
21,2 |
22,5 |
23,4 |
23,5 |
23,6 |
24,0 |
5 |
Предоставление начинающим СМП финансовой поддержки в виде субсидии (гранта) на создание собственного бизнеса |
Ед. |
|
|
|
|
|
|
|
2.4. Конечные результаты реализации подпрограммы
В результате реализации мероприятий Подпрограммы будут достигнуты следующие показатели развития малого и среднего предпринимательства:
- увеличение количества индивидуальных предпринимателей до 300 ед. в 2021 году;
- увеличение субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения с 285 единицы в 2015 году до 300 единиц в 2021 году;
- увеличение доли среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций с 21,5% в 2014 году до 24,0% в 2020 году;
- увеличение налоговых поступлений от деятельности СМП в местный бюджет - не менее 10% ежегодно;
- рост среднемесячной заработной платы занятых в малом и среднем предпринимательстве - не менее 10% ежегодно.
Раздел 3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Для решения поставленных задач Подпрограмма содержит Перечень мероприятий, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории Октябрьского района. Система подпрограммных мероприятий разработана по двум направлениям:
1. Информационная, консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вопросы информационной поддержки являются одной из проблем, с которой приходится сталкиваться субъектам малого и среднего предпринимательства и органам местного самоуправления.
Отсутствие у органов местного самоуправления достоверной информации о численности работающих в малом бизнесе, полученной в этой сфере экономики прибыли, уплаченных налогах, объеме выпуска продукции и многих других факторах затрудняет определение наиболее эффективных и востребованных форм и методов поддержки малого и среднего предпринимательства.
Данное направление включает в себя следующий комплекс мероприятий, направленных на информационную поддержку малого и среднего предпринимательства и популяризацию их деятельности:
1) Проведение заседаний общественного совета, рабочих встреч, "круглых столов", семинаров с участием представителей субъектов, выражающими их интересы малого предпринимательства по актуальным темам становления и развития малого и среднего предпринимательства;
2) Формирование и размещение на сайте администрации района информационной базы данных по вопросам деятельности субъектов малого предпринимательства.
2. Финансовая и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Данное направление включает в себя следующий комплекс мероприятий:
1) Формирование перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, а также имущества подлежащего выкупу на условиях преимущественного права в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159;
2) Финансовая поддержка в виде грантов (субсидий) начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела, предоставляемая на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности.
Финансовая поддержка предоставляется на конкурсной основе. Информационное сообщение о начале и (или) сроках приема документов субъектов малого предпринимательства на оказание финансовой поддержки публикуется администрацией в районном печатном издании, а также размещается на официальном сайте администрации.
Раздел 4. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы обеспечивается за счет средств бюджета Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия:
Годы |
Всего |
Объем финансовых средств, тыс. руб. |
|||
|
|
ФБ |
РК |
РМО |
Внеб. |
2016 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2017 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2018 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2019 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2020 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2021 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Объемы финансирования Подпрограммы подлежат ежегодной корректировке с учетом сумм, утвержденных решением Сессии Собрания депутатов Октябрьского РМО РК о бюджете Октябрьского РМО РК на очередной финансовый год и плановый период.
Привлечение субсидий из средств республиканского бюджета осуществляется в рамках республиканской программы софинансирования муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства на конкурсной основе муниципальных программ.
Раздел 5. Организация управления и механизм реализации Подпрограммы
Координатором Подпрограммы является Администрация Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия.
Текущее управление реализацией Подпрограммы осуществляется отделом экономики и прогнозирования Администрации Октябрьского РМО РК.
Отдел экономики и прогнозирования:
- обеспечивает реализацию Подпрограммы;
- осуществляет координацию деятельности ее участников;
- согласование объемов финансирования на очередной финансовый год;
- подготавливает в установленном порядке предложения по уточнению перечня подпрограммных мероприятий, уточняет затраты по подпрограммным мероприятиям, а также механизм реализации Подпрограммы;
- обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Подпрограммы;
- контролирует выполнение работ по мероприятиям Подпрограммы;
- осуществляет мониторинг результатов и формирование аналитической информации о реализации Подпрограммы;
- производит оценку эффективности Подпрограммы;
- подготавливает ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным годом, доклад о ходе реализации Подпрограммы для рассмотрения на совещании при главе Администрации района;
- организует размещение на сайте Администрации района Подпрограммы и информацию о результатах ее реализации.
Текущий финансовый контроль за использованием бюджетных средств осуществляет финансовое управление администрации Октябрьского РМО РК.
Раздел 6. "Прогноз сводных показателей муниципальных заданий в рамках реализации подпрограммы"
Муниципальные задания в рамках реализации подпрограммы не формируются.
Раздел 7. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
К рискам реализации подпрограммы, которые могут возникнуть в процессе реализации мероприятий, могут быть отнесены:
1. Финансовые риски связаны с финансированием подпрограммы не в полном объеме. Возможными проблемами при реализации мероприятий Подпрограммы является недофинансирование из средств бюджета Октябрьского РМО РК.
2. Организационные риски связаны с несвоевременным выполнением мероприятий, предусмотренных подпрограммой.
В этом случае не будут осуществлен ряд мероприятий Подпрограммы, что повлечет недостижение запланированных значений индикаторов (показателей) Подпрограммы.
Подпрограмма 4 "Обеспечивающая подпрограмма"
Наименование подпрограммы |
Обеспечивающая подпрограмма |
Координатор |
Администрация Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - Администрация ОРМО) |
Ответственный исполнитель |
Аппарат Администрации Октябрьского районного муниципального образования Республики Калмыкия |
Соучастники |
Министерство образования и науки Республики Калмыкия; |
Цель |
Обеспечение реализации мероприятий муниципальной программы "Развитие муниципального управления" на 2016 - 2021 годы |
Задачи |
1) Обеспечение деятельности Администрации ОРМО на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения (без ведущего специалиста по делам молодежи и спорта ЕДДС); 2) Обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении передаваемых полномочий: - в сфере формирования и организации деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних; - в сфере архивного дела 3) Выполнение муниципальных услуг (функций) в рамках реализации муниципальной программы; 4) Формирование и совершенствование механизмов взаимодействия ответственного исполнителя с соисполнителем по реализации мероприятий муниципальной программы |
Целевые показатели (индикаторы) |
1) Соответствие муниципальных правовых актов в сфере муниципальной эффективности службы действующему законодательству; 2) Количество муниципальных служащих, прошедших аттестацию, от числа муниципальных служащих, подлежащих аттестации 3) Расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования 4) Информирование населения муниципального образования по вопросам муниципальной службы (через СМИ, официальный сайт) |
Сроки и этапы реализации |
Срок реализации подпрограммы: 2016 - 2021 годы. Подпрограмма этапов не содержит |
Ресурсное обеспечение за счет средств бюджета муниципального образования |
Средства бюджета РМО, всего - 46882,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 6951,4 тыс. рублей 2017 год - 6360,5 тыс. рублей; 2018 год - 7280,6 тыс. рублей; 2019 год - 8992,2 тыс. рублей; 2020 год - 8600,3 тыс. рублей; 2021 год - 8700,4 тыс. рублей. Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета Октябрьского РМО на очередной финансовый год и плановый период |
Ожидаемые конечные результаты, оценка планируемой эффективности |
Обеспечение выполнения задач подпрограммы и достижения, предусмотренных подпрограммой значений показателей (индикаторов) |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Выделение муниципальной подпрограммы "Обеспечивающая подпрограмма" (далее - подпрограмма) предусматривается в целях обеспечения реализации мероприятий программы "Повышение эффективности муниципального управления" на 2016 - 2020 годы.
Сферой осуществления подпрограммы является управленческая и организационная деятельность Аппарата администрации ОРМО.
Реализуемая подпрограмма имеет существенные отличия от других муниципальных программ Октябрьского РМО. Она является "обеспечивающей", т.е. ориентирована (через развитие правового регулирования и методического обеспечения) на создание общих для всех участников бюджетного процесса, в том числе органов местного самоуправления Октябрьского РМО, реализующих другие муниципальные программы, условий и механизмов их реализации.
Поэтому реализация подпрограммы предполагает дальнейшее совершенствование взаимодействия Администрации ОРМО с Правительством Республики Калмыкия, с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Калмыкия, органами местного самоуправления поселений района по вопросам организации деятельности Администрации ОРМО, повышения уровня и качества жизни населения района.
Практическое управление реализацией подпрограммы основывается на повышении эффективности использования бюджетных средств Октябрьского РМО, повышение качества ведения архивного дела, организация деятельности комиссии по делам несовершеннолетних, органа опеки и попечительства, развитии и оптимальном использовании профессиональных навыков сотрудников.
Основными направлениями, в которых могут возникнуть проблемы при реализации подпрограммы, являются финансовое обеспечение выполнения основных мероприятий программы, достижение ожидаемых результатов и прогнозных показателей (индикаторов) программы.
Соответственно, необходимо дальнейшее совершенствование организации и управления программой на всех уровнях ее реализации.
2. Приоритеты, цели и задачи в сфере реализации подпрограммы
Приоритеты реализации подпрограммы соответствуют приоритетам, описанным для программы в целом.
Достижение цели подпрограммы требует решения ее задач путем реализации соответствующих основных мероприятий подпрограммы.
Состав целей и задач подпрограммы приведен в ее паспорте.
3. Целевые показатели (индикаторы) эффективности реализации подпрограммы
Состав целевых показателей эффективности реализации подпрограммы определен в ее паспорте.
Методика расчета целевых показателей эффективности реализации подпрограммы осуществляется расчетным способом, описанным для программы в целом.
4. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма будет реализована с 2016 по 2021 годы без разбивки на этапы.
5. Основные мероприятия подпрограммы
Целью реализации подпрограммы является обеспечение реализации программы.
В рамках реализации основного мероприятия подпрограммы по обеспечению мероприятий программы Администрации ОРМО:
осуществляет полномочия в соответствии с Положением об Администрации ОРМО;
обеспечивает доступность, качество и эффективность оказания муниципальных услуг (функций), предусмотренных в соответствии с постановлением Администрации ОРМО от 08.09.2011 N 149 "Об утверждении перечня муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями, обеспечивает деятельность Администрации ОРМО на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения (без ведущего специалиста по делам молодежи и спорта, ЕДДС) обеспечивает расходные обязательства муниципальных образований, возникающих при выполнении передаваемых полномочий:
а) в сфере формирования и организации деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних;
б) в сфере архивного дела:
организует профессиональную подготовку работников Администрации ОРМО, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
обеспечивает системно-техническую и информационную поддержку деятельности Администрации ОРМО;
обеспечивает соблюдение норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления РМО;
обеспечивает взаимодействие ответственного исполнителя с соисполнителем муниципальной программы.
Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием ответственного исполнителя, сроков реализации и ожидаемых непосредственных результатов представлен в Приложении 2 к муниципальной программе.
6. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Расходы на реализацию подпрограммы планируется осуществлять за счет средств бюджета Октябрьского РМО и республиканского бюджета.
Ресурсное обеспечение подпрограммы представлено в приложении N 3, в том числе по годам реализации подпрограммы.
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации подпрограммы представлена в приложении N 4, в том числе по годам реализации подпрограммы.
Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета Октябрьского РМО на очередной финансовый год и на плановый период.
7. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками
Риски реализации подпрограммы следующие:
1. Организационные риски, которые связаны с возникновением проблем в реализации подпрограммы в результате недостаточной квалификации и (или) недобросовестности ответственного исполнителя (соисполнителей), что может привести к нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий подпрограммы. Снижению указанных рисков будут способствовать повышение квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей для своевременной и эффективной реализации предусмотренных мероприятий, координация деятельности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей и налаживание административных процедур для снижения организационных рисков.
2. Риски финансового обеспечения, которые связаны с финансированием подпрограммы в неполном объеме. Данные риски могут возникнуть по причине значительной продолжительности подпрограммы, возможного снижения доходов бюджета Октябрьского РМО вследствие ухудшения состояния экономики. Их снижению будут способствовать внедрение в практику программного бюджетирования и своевременная корректировка объемов финансирования основных мероприятий подпрограммы.
8. Ожидаемые конечные результаты и методика оценки эффективности реализации подпрограммы
Социально-экономическая эффективность от реализации подпрограммного мероприятия выражается в создании условий для реализации программы.
Ожидаемые конечные результаты подпрограммы определены в ее паспорте.
Методика расчета целевых показателей эффективности реализации подпрограммы осуществляется в соответствии с Методикой оценки эффективности муниципальных программ, описанным для программы в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.