Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства
образования и науки
Алтайского края
от "17".10.2019 г. N 1566
Утверждаю Министр образования и науки Алтайского края |
Утверждаю Председатель Алтайской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации |
Утверждаю И.о. директора КГБУ ДПО "Алтайский институт развития образования имени А.М. Топорова |
______________ М.А. Костенко |
______________ Ю.Г. Абдуллаев |
_____________ М.В. Дюбенкова |
Утверждаю Ректор ФГБОУ ВО "Алтайский государственный педагогический университет" |
Утверждаю Председатель АКОО Клуб "Учитель года Алтая" |
|
______________ И.Р. Лазаренко |
______________ Б.А. Казанина |
|
Положение
о краевом конкурсе "Учитель года Алтая - 2020"
I. Общие положения
1.1. Конкурс "Учитель года Алтая - 2020" (далее - Конкурс) является Конкурсом профессионального мастерства, проводится в целях выявления, поддержки и поощрения талантливых педагогов; распространения инновационного педагогического опыта лучших учителей Алтайского края.
Конкурс направлен на поддержку роста профессионального мастерства педагогических работников; творческой деятельности профессионально активных учителей по обновлению содержания образования; повышения социального статуса и престижа профессии учителя; содействия утверждения приоритетов развития образования в обществе.
Конкурс проводится с учетом требований Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации", Федеральных государственных образовательных стандартов, профессионального стандарта "Педагог".
1.2. Учредителями Конкурса являются:
Министерство образования и науки Алтайского края;
Алтайская краевая организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ;
Алтайская краевая общественная организация Клуб "Учитель года Алтая";
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный педагогический университет";
педагогической работы в соответствующей должности не менее 3 лет;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Отсутствует часть текста
1.11. Участниками регионального этапа конкурса являются победители муниципального этапа конкурса или призеры/лауреаты муниципального этапа конкурса, выдвинутые организационным комитетом муниципального этапа при наличии мотивированного письменного отказа со стороны победителя.
Победители краевого конкурса "Учитель года Алтая" прошлых лет к участию в региональном этапе Конкурса не допускаются.
1.12. Победитель регионального этапа конкурса выбирается из числа лауреатов решением большого жюри и утверждается приказом Министерства образования и науки Алтайского края.
1.13. Победитель активно распространяет свой инновационный опыт, инициирует проекты по преобразованию педагогической деятельности, способствует укреплению и развитию профессионального сообщества, формулирует проблемы современного образования, предлагает пути решения.
1.14. Победитель Конкурса выполняет особую миссию. Он становится представителем педагогического сообщества края, от его имени выражает интересы учителей Алтайского края публично.
2. Организация и проведение Конкурса
Муниципальный этап Конкурса
2.1. Муниципальный этап Конкурса проводится до конца ноября 2019 года. Финал и подведение итогов муниципального этапа проводится не позднее 29 ноября 2019 года.
2.2. Подготовку и проведение Конкурса осуществляет муниципальный организационный комитет (далее - Оргкомитет). Состав Оргкомитета утверждается приказом муниципального органа управления образованием.
2.3. Порядок проведения муниципального этапа Конкурса определяется Положением, разработанным в соответствии с краевым и утвержденным приказом муниципального органа управления образованием.
2.4. Официальное подведение итогов муниципального этапа, объявление и награждение его победителей (дипломантов, лауреатов и др.) осуществляется приказом муниципального органа управления образованием на основании решения (итогового протокола заседания) жюри.
2.5. Победитель муниципального этапа направляется для участия в региональном этапе Конкурса.
2.6. Жюри муниципального этапа, перед направлением материалов победителя к участию в региональном этапе краевого конкурса проводит их предварительную экспертизу, в том числе на соблюдение авторских прав.
Материалы, предъявленные на региональный этап конкурса не рецензируются и не возвращаются.
2.7. Информация о победителе муниципального этапа конкурса и участнике регионального этапа конкурса представляется в Оргкомитет с 25 по 29 ноября 2019 года.
2.8. Для победителей муниципального этапа Конкурса в декабре 2019 года в г. Барнауле проводится установочный семинар.
Региональный этап Конкурса
2.9. Региональный этап Конкурса проводится в три тура.
Первый тур Конкурса (заочный) проводится в январе-феврале 2020 года, в нем принимают участие все зарегистрированные участники.
Второй (очный) тур регионального этапа Конкурса проводится в марте 2020 года в г. Барнауле. В нем принимают участие 24 участника, набравших по итогам первого (заочного) тура наибольшее количество баллов. Конкурс проходит в трех номинационных группах, по 8 участников в каждой, состав групп определяется способом жеребьевки.
В третьем (очном) туре принимают участие 6 участников, набравших по итогам второго (очного) тура наибольшее количество баллов и занявших верхние позиции в рейтинге в каждой номинационной группе.
2.10. Регистрация участников первого (заочного) тура регионального этапа Конкурса осуществляется со 02 по 06 декабря 2019 года на основании следующих документов:
- представление муниципального органа управления образованием (Приложение N 1).
- заявление участника Конкурса по образцу (Приложение N 2).
- информационная карта участника (Приложение N 3);
- выписка из приказа муниципального органа управления образованием об объявлении данного участника победителем муниципального этапа Конкурса;
- статья конкурсанта в сборник с кратким описанием собственных педагогических принципов и подходов в профессиональной деятельности (электронный вариант) (Приложение N 4);
- фотография участника конкурса (студийный портрет, электронный вариант);
- приказы МОУО:
- о составе организационного комитета и жюри;
- об утверждении положения о муниципальном (региональном, городском) этапе конкурса;
- о проведении муниципального (регионального, городского) этапа конкурса;
- об итогах муниципального (регионального, городского) этапа конкурса.
Документы представляются оператору конкурса в печатном и электронном виде. В печатном - по адресу г. Барнаул, пр.-т Социалистический, 60, каб. 107, в электронном виде на почту: uga@iro22.ru.
2.11. Для участия в региональном этапе Конкурса участник до 15 января 2020 года:
Размещает на internet-сервисе YouTube:
- видеозапись урока. Видеозапись урока проводится полностью без перерывов и монтажных склеек (Приложение N 4).
Размещает на личном сайте или на своей странице на сайте образовательной организации, где работает участник, следующие материалы:
- аналитический отчет (Приложение N 4);
- учебные, методические и (или) иные авторские разработки (не менее 5), отражающие инновационный опыт работы учителя (методическое портфолио).
- ссылку на видеозапись урока, размещенного на internet-сервисе YouTube.
Высылает на электронную почту uga@iro22.ru письмо со ссылками на конкурсные материалы:
- методическое портфолио (личный сайт или страница с авторскими разработками);
- аналитический отчет (прямая ссылка на страницу, где размещен ресурс);
- видеозапись урока (прямая ссылка на internet-сервис YouTube);
Ссылки вставляются в текст письма, не сканируются. В письме обязательно указывается фамилия участника конкурса, предмет, по которому предоставляется видеозапись урока. Для учителей начальных классов предмет указывать не нужно.
Ссылки, поступившие на адрес оператора конкурса после 15 января 2020 г. не рассматриваются.
Материалы. размешенные на сайтах, где требуется дополнительная регистрация для просмотра контента не принимаются.
2.12. Для оценки конкурсных работ участников первого (заочного) тура формируется предметное жюри. В состав предметного жюри, по представлению учредителей, включаются специалисты, имеющие большой опыт научной и практической работы в системе образования, владеющие навыками экспертизы конкурсных работ.
2.13. Материалы, поступившие на конкурс, передаются предметному жюри с 20 по 22 января 2020 года.
Работа предметного жюри по оценке конкурсных мероприятий первого (заочного) тура завершается не позднее 16 февраля 2020 года.
Не позднее 20 февраля 2020 года на сайте Министерства образования и науки Алтайского края, КГБУ ДПО "Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова" публикуются итоги первого тура Конкурса.
2.14. Во втором (очном) туре принимают участие конкурсанты, занявшие первые 24 места в общем рейтинге участников заочного тура. Для них с 27 по 29 февраля 2020 года на базе КГБУ ДПО "АИРО имени А.М. Топорова" проводится подготовительный семинар.
2.15. Для участия в очном туре регионального этапа конкурса участник высылает на электронную почту оператора конкурса uga@lro22.ru письмо с информацией для проведения конкурсных испытаний:
"Учебное занятие" - класс, предмет, необходимое оборудование / инвентарь.
"Учитель воспитатель" - класс, необходимое оборудование / инвентарь.
Информация представляется не позднее 2 марта 2020 года.
2.16. Для оценки конкурсных мероприятий второго (очного) тура по представлению учредителей конкурса формируется основное жюри Конкурса в количестве не менее 15 человек. Для оценки конкурсных испытаний основное жюри делится на 3 подгруппы, работающие параллельно.
2.17. Для оценки конкурсных выступлений участников третьего (очного) тура регионального этапа оргкомитет формирует большое жюри из членов основного жюри, известных учителей, деятелей науки, культуры и искусства, руководителей образовательных учреждений, представителей органов управления образованием, профессиональных общественных организаций, родительской общественности.
2.18. Составы предметного, основного и большого жюри утверждаются приказом Министерства образования и науки Алтайского края.
Критерии оценки конкурсных заданий соответствуют Порядку проведения федерального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России".
В своей работе жюри Конкурса руководствуется требованиям ФГОС, метапредметным подходом в образовании.
2.19. Последовательность выполнения участниками конкурсного задания очного тура "Презентация опыта работы" и выступления участников суперфинала конкурса определяется жеребьевкой. Последовательность выполнения конкурсных заданий "Учебное занятие" и "Учитель-воспитатель" определяется расписанием занятий образовательной организации, на базе которой проходят конкурсные мероприятия.
2.20. Рейтинги конкурсантов выстраиваются счетной группой после каждого тура конкурса. До членов жюри доводится только итоговый рейтинг. Иным лицам рейтинг не разглашается.
2.21. После каждого тура конкурса рейтинг обнуляется.
2.22. С целью достижения прозрачности работы жюри, получения качественной оценки деятельности учителя в рамках конкурса после окончания второго тура Конкурса основное жюри организует встречу со всеми 24 участниками второго (очного) тура Конкурса.
2.23. По результатам выполнения конкурсных заданий третьего (очного) тура члены Большого жюри на закрытом заседании выбирают победителя регионального этапа конкурса.
Решение большого жюри оформляется протоколом и утверждается приказом Министерства образования и науки Алтайского края.
3. Конкурсные мероприятия первого (заочного) тура регионального этапа Конкурса
3.1. "Аналитический отчет": письменный анализ и представление своего опыта работы в форме аналитического отчета, где соотносятся изучаемые педагогической теории с собственной практикой, раскрываются собственные педагогически принципы и подходы к профессиональной деятельности, демонстрируются результаты методической, инновационной, просветительской работы. (Приложение 4) Объем - не более 10 страниц. Максимальная оценка 90 баллов.
Критерии и показатели:
Актуальность и методическая обоснованность
- формулирует основные идеи своего педагогического опыта
- формулирует актуальность описываемой технологии /методов/ приемов
- обосновывает педагогическую эффективность описываемой технологии/методов/приемов
- демонстрирует знание современных достижений науки в преподаваемой области и современных педагогических технологий и методик
- демонстрирует способность ориентироваться в программах и учебно-методическом обеспечении
2. Ценностные ориентиры и образовательный потенциал
- демонстрирует соответствие представляемого опыта базовым национальным ценностям российского общества
- демонстрирует соответствие представляемого опыта актуальным задачам и перспективам развития российского образования
- акцентирует внимание на учебных и воспитательных эффектах представляемого опыта
- обозначает значимость представляемого опыта для профессионального сообщества
- обозначает значимость представляемого опыта для всех участников образовательных отношений
3. Метапредметность и межпредметный характер
- демонстрирует знание основ метапредметности и межпредметной интеграции и способов их реализации
- обосновывает целесообразность использования метапредметных подходов и межпредметной интеграции в конкретной педагогической ситуации
- демонстрирует системность использования метапредметных подходов и межпредметной интеграции
- демонстрирует тиражируемые технологии, методы, приемы, универсальные для любой предметной области
- обосновывает применимость демонстрируемого опыта в профессиональной деятельности любого учителя
4. Инновационная составляющая представляемого опыта
- выделяет инновационную составляющую в представляемом опыте
- аргументирует наличие инновационной составляющей в представляемом опыте
- проявляет творческую индивидуальность в демонстрации опыта
- демонстрирует индивидуальный стиль педагогической деятельности
- демонстрирует способность применять инновационные методики и технологии (в том числе информационно-коммуникационные) при реализации конкретного содержания мастер-класса
5. Практическая значимость и применимость
- демонстрирует элементы практической деятельности, не подменяет их теорией
- обозначает роль и место демонстрируемой технологии/ методов/ приемов в собственной методической системе
- опирается на реальные педагогические ситуации, демонстрируя возможности используемой технологии /методов / приемов
- демонстрирует педагогическую эффективность / результативность используемой технологии /методов / приемов
- предлагает конкретные рекомендации по использованию демонстрируемой технологии / методов / приемов в практической деятельности участников мастер-класса
6. Творческий подход к представлению опыта
- демонстрирует умение обобщать и транслировать свой педагогический опыт
- проявляет индивидуальность и избегает шаблонов в описании опыта
- включает в описание яркие элементы, поддерживающие интерес профессиональной аудитории
7. Информационная и языковая культура
- демонстрирует свободное владение содержанием
- использует оптимальные объём и содержание информации
- использует различные способы структурирования и представления информации
- точно и корректно использует профессиональную терминологию
- не допускает ошибок (фактических, грамматических)
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
9. Результативность
- решает поставленные задачи и достигает запланированных результатов
- убедительно доказывает актуальность, образовательный потенциал, практическую значимость и применимость представляемого педагогического опыта
3.2. "Урок по заявленной методической теме": видеозапись урока, демонстрирующая опыт работы учителя в условиях планирования и проведения учебного занятия (урока), отражающая творческий потенциал, уровень владения содержанием предмета и способность выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни. Максимальная оценка 90 баллов.
Критерии и показатели:
1. Разработка, обоснование и представление урока
- формулирует тему, цель, задачи и планируемые результаты урока в соответствии с требованиями ФГОС и возрастными особенностями обучающихся
- определяет структуру урока в соответствии с целью, задачами и планируемыми результатами
- определяет и обосновывает технологии, методы, приемы обучения и формы организации деятельности обучающихся
- планирует ресурсное обеспечение реализация проекта урока в соответствии с целью, задачами и содержанием2. Предметное содержание
- реализует дидактические возможности предметного содержания в соответствии с поставленной целью урока и целями изучения данного предмета
- реализует предметное содержание, соответствующее современному уровню развития науки, техники культуры, демонстрирует его практическую ценность
- демонстрирует свободное владение содержанием преподаваемого предмета
- выявляет в предметном содержании смыслы, интересные обучающимся
- демонстрирует межпредметный и метапредметный потенциал содержания
3. Организационная культура
- обеспечивает оптимальную пространственную организацию урока в соответствии с поставленными педагогическими задачами
- обеспечивает четкую структуру и хронометраж урока
- демонстрирует способность корректировать первоначальный план урока в соответствии с ситуацией
- дает четкие, понятные и конкретные инструкции к каждому этапу учебной работы
- целесообразно использует технические средства обучения в соответствии с возрастными особенностями обучающихся
4. Творческий подход к решению методических / профессиональных задач
- включает в содержание урока яркие содержательные элементы, стимулирующие познавательный интерес
- использует различные методы и приемы вовлечения обучающихся в учебно-познавательную деятельность
- использует формы организации учебной деятельности, стимулирующие творческую и исследовательскую активность обучающихся
- создает на уроке проблемные ситуации, ситуации выбора и принятия решений
- демонстрирует готовность к незапланированным, нестандартным ситуациям на уроке
5. Психолого-педагогическая и коммуникативная культура
- раскрывает тему урока с учетом возрастных особенностей обучающихся (обеспечивает принцип доступности и наглядности представления предметного содержания)
- выстраивает коммуникацию с обучающимися, соответствующую их возрастным особенностям и поведенческим реакциям
- грамотно и уместно использует невербальные средства общения, соблюдает правила пространственного поведения
- минимизирует риски возникновения на уроке коммуникативных ошибок и псевдокоммуникации
- создает условия для совершенствования речевой культуры обучающихся
6. Инновационная составляющая профессиональной деятельности
- демонстрирует инновационность в отборе содержания урока
- демонстрирует инновационность в отборе и реализации технологий, приемов, способов обучения
- демонстрирует инновационность отбора форм организации деятельности обучающихся
- целесообразно использует в ходе урока цифровые источники информации (электронные библиотеки, ресурсы сети интернет и др.)
- целесообразно применяет информационно-коммуникационные технологии, в том числе в формате мультимедиа (текст, изображение (графика, фото), аудио, видео)
7. Информационная и языковая грамотность
- использует оптимальные для данного урока объем и содержание учебной информации
- использует различные способы структурирования и представления учебной информации
- точно и корректно использует профессиональную терминологию
- не допускает фактических ошибок
- не допускает орфоэпических, речевых, грамматических ошибок
8. Профессионально-личностные качества
- демонстрирует активность
- демонстрирует уверенность в себе
- демонстрирует эмоциональную устойчивость
- демонстрирует артистизм и способность к творчеству
- демонстрирует высокий уровень общей культуры
9. Результативность
- обеспечивает усвоение учебного содержания обучающимися
- осуществляет оценку и / или создает условия для рефлексии обучающимися достигнутых результатов
- обеспечивает результативность применения методик, технологий, приемов, в том числе цифровых источников информации информационно-коммуникационных технологий
- эффективно реализует учебную коммуникацию
- обеспечивает результативность урока, проявляя профессионально-личностные качества
3.3. "Интернет ресурс" (приоритетно личный сайт или страница на сайте образовательной организации, где работает участник, возможно страница в социальной сети или блог): представление сетевого ресурса, на котором можно познакомиться с участником конкурса и публикуемыми им материалами (не менее 5 учебных, методических или иных авторских разработок), отражающими инновационный опыт работы, демонстрирующих использование информационно-коммуникационных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога, площадки общения с участниками образовательного процесса. Максимальная оценка 35 баллов.
Критерии и показатели:
1. Информационная насыщенность и содержательность
- содержится информация для разных категорий пользователей internet-pecypca (педагогов, обучающихся, родителей обучающихся и др.)
- используются разные формы представления информации (текстовая, числовая, графическая, аудио, видео и др.)
- представлены авторские методические разработки и видеоролики конкурсанта (в том числе ссылки на проведенные вебинары, семинары и др.)
- размещены материалы, отражающие достижения конкурсанта и (или) его обучающихся
- корректно размещены ссылки на внешние источники информации, указывается авторство
- отражается культурно-историческая специфика субъекта РФ и места расположения образовательной организации
- информация обладает методической ценностью для профессионального сообщества
2. Методическая целостность и структурированность
- обеспечивается целостность в представлении методических материалов
- представлено научно-методическое обеспечение реализации образовательных программ (размещены рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы)
- методически; материалы размещены в соответствии с рубриками, используется тематический способ представления информации
- используется навигация, которая обеспечивает быстрый поиск нужной информации (карта сайта, навигатор)
- обеспечивается содержательная взаимосвязь разделов/рубрик интернет-ресурса
- размещаются методические материалы, дающие возможность организовать для обучающихся электронное обучение, а также обучение с применением дистанционных образовательных технологии
- размещаются материалы по организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся с русским неродным языком обучения; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
3. Актуальность и периодичность обновления
- обеспечивается регулярное обновление информации профессионального содержания, в том числе нормативно-правовой базы
- размещается информация, которая соотносится с текущими событиями страны, региона, муниципалитета, образовательной организации
- присутствуют актуальные ссылки на профессиональные сообщества в социальных сетях и профессиональные блоги значимых экспертов
- размещаются объявления и анонсы образовательных событий
- размещается информация о других образовательных интернет - ресурсах, которые могут быть полезны для педагогов, обучающихся и родителей обучающихся
- обеспечивается возможность оперативной коммуникации пользователей с педагогом
- проводится систематическое (еженедельное) обновление новостной ленты
4. Безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды
- проектируется адекватная образовательным целям виртуальная среда интернет-ресурса
- учитываются требования здоровьесбережения, в том числе в размере шрифта, цветовых решениях, четкости и резкости изображении и др.
- обеспечивается возможность использования интернет-ресурса разными группами пользователей, в том числе лицами с особыми образовательными потребностями
- учитывается средняя скорость интернета при загрузке материалов (оптимизирован объем размещаемых материалов)
- даются четкие инструкции и пояснения для пользователей
- обеспечивается соблюдение правовых, нравственных и этических норм
- соблюдаются орфографические, пунктуационные и языковые нормы и правила
5. Интерактивность, уровень вовлеченности аудитории пользователей и использование инструментария сети интернет для коммуникации с разными целевыми аудиториями
- своевременно осуществляется обратная связь (не позднее чем через неделю после обращения)
- размещаются контактные данные педагога
- создаются различные возможности для получения обратной связи
- используются инструменты, обеспечивающие интерактивность ресурса
- в обратную связь вовлекаются как обучающиеся, так и их родители
- интернет-ресурс доступен и открыт различным группам обучающихся РФ без ограничении по языковому, этническому, территориальному и другим признакам
- поддерживается конструктивная профессиональная коммуникация конкурсанта с коллегами
4. Конкурсные мероприятия второго (очного) тура регионального этапа Конкурса
Второй (очный) тур - финал Конкурса включает 3 конкурсных испытания.
4.1. "Презентация опыта работы": устное представление конкурсантом своего профессионального опыта по методической теме с целью демонстрации методической грамотности, соотнесения педагогической теории с практикой, представления своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, профессиональным стандартом "Педагог". Выступление может сопровождаться мультимедийной презентацией, аудио и видео сопровождением, иллюстрирующими описание опыта профессиональной деятельности участника конкурса, используемых им технологий и методик. Испытание проходит в межпредметных группах
Максимальная оценка 50 баллов. Регламент: 7 минут - выступление, 3 минуты - вопросы жюри.
Критерии и показатели:
Результативность и практическая применимость:
- наличие количественных и качественных показателей достижения результата и разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные);
- соотнесение методики преподавания с планируемыми результатами;
- воспитательный и ценностный потенциал представленного опыта педагогической деятельности учителя;
- осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания.
Коммуникативная культура:
- умение вести диалог и понимать суть обсуждаемых проблем;
- точность и полнота ответов на вопросы экспертов;
- широкий взгляд на существующие проблемы, умение выделять главное и наличие собственной позиции по обсуждаемым вопросам. Оригинальность и творческий подход:
- умение увидеть новые стороны в обсуждаемых вопросах преподавания;
- творческий подход и способность найти неожиданные решения педагогических задач;
- проявление индивидуальности и отход от существующих шаблонов;
- яркие примеры и образы, используемые в выступлении и ответах на вопросы;
- разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал.
Научная корректность и методическая грамотность:
- убедительное и аргументированное методическое обоснование эффективности представленного педагогического опыта;
- точность и корректность использования педагогической терминологии, отсутствие фактических ошибок;
- технологичность и логическая последовательность в представлении опыта педагогической деятельности (выстраивание шагов и наличие алгоритмов);
- адекватная оценка и мониторинг собственных педагогических достижений в области методики преподавания.
Информационная и языковая грамотность:
- визуализация информации и иллюстративность;
- грамотность речи, ясность выражения мыслей и владение навыками ораторского мастерства;
- разнообразие источников информации и образовательных ресурсов;
- структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.);
- педагогический кругозор и общая эрудиция.
4.2. "Учебное занятие" (урок): проведение учебного занятия с обучающимися, отражающего опыт работы учителя по планированию и проведению урока в контексте заявленной методической темы, творческого потенциала, глубины знания своего предмета и выхода в обучении на межпредметный и метапредметный уровни. Максимальная оценка 100 баллов. Регламент: 40 минут - учебное занятие, 5 минут - самоанализ и вопросы жюри. Проводится в межпредметных группах.
Критерии и показатели:
1. Разработка, обоснование и представление урока
- формулирует тему, цель, задачи и планируемые результаты урока в соответствии с требованиями ФГОС и возрастными особенностями обучающихся
- структурирует урок в соответствии с целью, задачами и планируемыми результатами
- использует адекватные содержанию и форме урока технологии, методы, приемы обучения и формы организации деятельности обучающихся
- использует ресурсное обеспечение в реализации урока в соответствии с целью, задачами и содержанием
2. Предметное содержание
- реализует дидактические возможности предметного содержания в соответствии с поставленной целью урока и целями изучения данного предмета
- реализует предметное содержание, соответствующее современному уровню развития науки, техники культуры, демонстрирует его практическую ценность
- демонстрирует свободное владение содержанием преподаваемого предмета
- выявляет в предметном содержании смыслы, интересные обучающимся
- демонстрирует межпредметный и метапредметный потенциал содержания
3. Организационная культура
- обеспечивает оптимальную пространственную организацию урока в соответствии с поставленными педагогическими задачами
- обеспечивает четкую структуру и хронометраж урока
- демонстрирует способность корректировать первоначальный план урока в соответствии с ситуацией
- дает четкие, понятные и конкретные инструкции к каждому этапу учебной работы
- целесообразно использует технические средства обучения в соответствии с возрастными особенностями обучающихся
4. Творческий подход к решению методических / профессиональных задач
- включает в содержание урока яркие содержательные элементы, стимулирующие познавательный интерес
- использует различные методы и приемы вовлечения обучающихся в учебно-познавательную деятельность
- использует формы организации учебной деятельности, стимулирующие творческую и исследовательскую активность обучающихся
- создает на уроке проблемные ситуации, ситуации выбора и принятия решений
- демонстрирует готовность к незапланированным, нестандартным ситуациям на уроке
5. Психолого-педагогическая и коммуникативная культура
- раскрывает тему урока с учетом возрастных особенностей обучающихся (обеспечивает принцип доступности и наглядности представления предметного содержания)
- выстраивает коммуникацию с обучающимися, соответствующую их возрастным особенностям и поведенческим реакциям
- грамотно и уместно использует невербальные средства общения, соблюдает правила пространственного поведения
- минимизирует риски возникновения на уроке коммуникативных ошибок и псевдокоммуникации
- создает условия для совершенствования речевой культуры обучающихся
6. Инновационная составляющая профессиональной деятельности
- демонстрирует инновационность в отборе содержания урока
- демонстрирует инновационность в отборе и реализации технологий, приемов, способов обучения
- демонстрирует инновационность отбора форм организации деятельности обучающихся
- целесообразно использует в ходе урока цифровые источники информации (электронные библиотеки, ресурсы сети интернет и др.)
- целесообразно применяет информационно-коммуникационные технологии, в том числе в формате мультимедиа (текст, изображение (графика, фото), аудио, видео)
7. Информационная и языковая грамотность
- использует оптимальные для данного урока объем и содержание учебной информации
- использует различные способы структурирования и представления учебной информации
- точно и корректно использует профессиональную терминологию
- не допускает фактических ошибок
- не допускает орфоэпических, речевых, грамматических ошибок
8. Профессионально-личностные качества
- демонстрирует активность
- демонстрирует уверенность в себе
- демонстрирует эмоциональную устойчивость
- демонстрирует артистизм и способность к творчеству
- демонстрирует высокий уровень общей культуры
9. Результативность
- обеспечивает усвоение учебного содержания обучающимися
- осуществляет оценку и/или создает условия для рефлексии обучающимися достигнутых результатов
- обеспечивает результативность применения методик, технологий, приемов, в том числе цифровых источников информации информационно-коммуникационных технологий
- эффективно реализует учебную коммуникацию
- обеспечивает результативность урока, проявляя профессионально-личностные качества
10. Рефлексия проведенного урока (самоанализ)
- выражает эмоционально-оценочное отношение к проведенному уроку и обосновывает его
- осуществляет поэтапный анализ проведенного урока
- делает вывод о том, насколько удалось реализовать запланированный проект урока
- обосновывает корректировку (или отсутствие корректировки) проектного замысла урока представляет разработанный проект урока целостно и наглядно
- точно, содержательно и грамотно отвечает на вопросы членов жюри
4.3. "Учитель - воспитатель": Тема сообщается участнику за 1 час до проведения мероприятия. Тема выбирается случайным образом из ранее предложенных. (Темы даются по уровням образования на установочном семинаре). Участник проводит самостоятельно подготовленное мероприятие воспитательной направленности в любой форме, допустимой к проведению в учебной аудитории (убеждающая беседа, игра, проектная деятельность, совместное дело детей). Регламент: 20 минут - занятие, 5 минут - самоанализ и вопросы жюри. Максимальная оценка 80 баллов.
Критерии и показатели:
1. Актуальность и обоснованность реализации заданной темы внеурочного мероприятия
- выбранная форма внеурочного мероприятия соответствует направлению внеурочной деятельности и возрасту обучающихся
- содержание мероприятия ориентировано на базовые национальные ценности российского общества
- содержание мероприятия актуально в контексте решения воспитательных задач в соответствии со стратегией развития воспитания в российской федерации
- форма и содержание мероприятия обеспечивает формирование межпредметных связей
- форма реализации темы интересна обучающимся и актуальна для них
2. Целеполагание в организации и проведении внеурочного мероприятия
- формулирует тему, цель, задачи внеурочного мероприятия в соответствии с направлением внеурочной деятельности и возрастными особенностями обучающихся
- выбирает содержание и форму проведения внеурочного мероприятия, соответствующие возрасту обучающихся
- определяет ценностно ориентированное содержание в соответствии с темой/целью и задачами внеурочного мероприятия
- демонстрирует целесообразность выбранных методов, приемов, технологий в соответствии с заявленной формой проведения внеурочного мероприятия
- создает условия для понимания и принятия обучающимися темы/цели внеурочного мероприятия
3. Межпредметное ценностно ориентированное содержание
- обеспечивает межпредметное содержание внеурочного мероприятия
- обеспечивает содержание, способствующее реализации воспитательных задач внеурочного мероприятия
- реализует содержание, способствующее развитию эмоционально-ценностной сферы обучающихся
- представляет выбранное содержание в контексте современного уровня развития науки, техники и значимости для развития общества
- демонстрирует знание способов реализации межпредметной интеграции с учетом возраста обучающихся
4. Творческий и инновационный подход к решению воспитательных задач
- применяет современные, в том числе интерактивные формы и методы воспитательной работы
- целесообразно применяет информационно-коммуникационные технологии, в том числе в формате мультимедиа (текст, изображение (графика, фото), аудио, видео)
- демонстрирует инновационные подходы к решению методических задач в области воспитания
- включает во внеурочное мероприятие яркие элементы, имеющие воспитательный эффект
- демонстрирует готовность к незапланированным, нестандартным ситуациям
5. Психолого-педагогическая и коммуникативная культура
- создает условия для совместной деятельности обучающихся с учетом их возрастных особенностей
- выстраивает коммуникацию с обучающимися, соответствующую их возрастным особенностям и поведенческим реакциям
- создает и реализует ситуации, развивающие эмоционально-ценностную сферу обучающихся
- минимизирует риски возникновения в ходе внеурочного мероприятия коммуникативных ошибок и псевдокоммуникации
- создает условия для рефлексии обучающимися достигнутых результатов
6. Организация и проведение внеурочного мероприятия
- реализует воспитательные возможности различных видов деятельности обучающихся (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и др.) в процессе внеурочного мероприятия
- применяет различные методы и приемы вовлечения обучающихся в деятельность
- обеспечивает содержательную и структурную целостность внеурочного мероприятия
- обеспечивает оптимальную пространственную организацию внеурочного мероприятия в соответствии с поставленными задачами и выбранной формой проведения
- обеспечивает четкую структуру и хронометраж внеурочного мероприятия
7. Информационная и языковая грамотность
- использует оптимальные для данного внеурочного мероприятия объем и содержание информации
- использует различные способы структурирования и представления информации
- корректно использует профессиональную терминологию
- не допускает ошибок (фактических, орфоэпических, лексических,
- грамматических)
- создает условия для совершенствования речевой культуры обучающихся
8. Рефлексия проведенного внеурочного мероприятия (самоанализ)
- выражает эмоционально-оценочное отношение к проведенному внеурочному мероприятию и обосновывает его
- осуществляет поэтапный анализ проведенного внеурочного мероприятия
- делает вывод о том, насколько удалось реализовать запланированный проект внеурочного мероприятия
- объясняет корректировку (или отсутствие корректировки) проектного замысла внеурочного мероприятия
- точно, содержательно и грамотно отвечает на вопросы членов жюри
5. Конкурсные мероприятия третьего тура регионального этапа Конкурса (суперфинал)
Третий (очный) тур - суперфинал Конкурса включает 3 конкурсных испытания.
5.1. "Учитель-мастер": передача собственного профессионального мастерства в условиях интерактивного общения. Публичная демонстрация заявленных участником образовательных технологий, подходов к обучению, инновационной практики повышения эффективности учебных занятий в соответствии с ФГОС, метапредметным подходом в образовании (методы, эффективные приемов и др.). Контекстная тема выступления определяется членами основного жюри для каждого участника и сообщается после завершения испытаний финала конкурса. Регламент: выступление конкурсанта - до 20 мин., вопросы жюри и ответы участника - до 5 мин. Максимальная оценка 100 баллов.
Критерии и показатели:
1. Актуальность и методическая обоснованность
- формулирует основные идеи своего педагогического опыта
- формулирует актуальность демонстрируемой технологии /методов/ приемов
- обосновывает педагогическую эффективность демонстрируемой технологии/методов/приемов
- демонстрирует знание современных достижений науки в преподаваемой области и современных педагогических технологий и методик
- демонстрирует способность ориентироваться в программах и учебно-методическом обеспечении
2. Ценностные ориентиры и образовательный потенциал представленного мастер-класса
- демонстрирует соответствие представляемого опыта базовым национальным ценностям российского общества
- демонстрирует соответствие представляемого опыта актуальным задачам и перспективам развития российского образования
- акцентирует внимание на учебных и воспитательных эффектах представляемого опыта
- обозначает значимость представляемого опыта для профессионального сообщества
- обозначает значимость представляемого опыта для всех участников образовательных отношений
3. Метапредметность и межпредметный характер
- демонстрирует знание основ метапредметности и межпредметной интеграции и способов их реализации
- обосновывает целесообразность использования метапредметных подходов и межпредметной интеграции в конкретной педагогической ситуации
- демонстрирует системность использования метапредметных подходов и межпредметной интеграции
- демонстрирует тиражируемые технологии, методы, приемы, универсальные для любой предметной области
- обосновывает применимость демонстрируемого опыта в профессиональной деятельности любого учителя
4. Инновационная составляющая представляемого опыта
- выделяет инновационную составляющую в представляемом опыте
- аргументирует наличие инновационной составляющей в представляемом опыте
- проявляет творческую индивидуальность в демонстрации опыта
- демонстрирует индивидуальный стиль педагогической деятельности
- демонстрирует способность применять инновационные методики и технологии (в том числе информационно-коммуникационные) при реализации конкретного содержания мастер-класса
5. Практическая значимость и применимость
- демонстрирует элементы практической деятельности, не подменяет их теорией
- обозначает роль и место демонстрируемой технологии/ методов/ приемов в собственной методической системе
- опирается на реальные педагогические ситуации, демонстрируя возможности используемой технологии /методов / приемов
- демонстрирует педагогическую эффективность /результативность используемой технологии / методов / приемов
- предлагает конкретные рекомендации по использованию демонстрируемой технологии /методов / приемов в практической деятельности участников мастер-класса
6. Творческий подход к представлению опыта
- демонстрирует умение обобщать и транслировать свой педагогический опыт
- проявляет индивидуальность и избегает шаблонов в ходе работы с аудиторией
- включает в мастер-класс яркие элементы, поддерживающие интерес профессиональной аудитории
- демонстрирует готовность к нестандартным, незапланированным ситуациям входе работы с профессиональной аудиторией
- демонстрирует ораторские качества и артистизм с учетом особенностей профессиональной аудитории
7. Коммуникативная культура и профессиональное взаимодействие с аудиторией
- учитывает специфику работы с профессиональной аудиторией
- обеспечивает методическую целостность и структурированность мастер-класса
- обеспечивает вовлечение в деятельность всех участников мастер-класса
- соблюдает этические правила общения, придерживается делового стиля общения
- минимизирует риски возникновения коммуникативных ошибок
8. Информационная и языковая культура
- демонстрирует свободное владение содержанием
- использует оптимальные объём и содержание информации
- использует различные способы структурирования и представления информации
- точно и корректно использует профессиональную терминологию
- не допускает ошибок (фактических, орфоэпических, лексических, грамматических)
9. Результативность мастер-класса
- решает поставленные задачи и достигает запланированных результатов
- убедительно доказывает актуальность, образовательный потенциал, практическую значимость и применимость представляемого педагогического опыта
- эффективно реализует профессиональную коммуникацию
- создает условия для получения участниками мастер-класса индивидуального образовательного результата
- создает условия для оценки результативности мастер-класса его участниками
10. Рефлексивная культура
- выражает эмоционально-оценочное отношение к проведенному мастер-классу и обосновывает его
- осуществляет самоанализ проведенного мастер-класса
- делает вывод о том, насколько удалось реализовать запланированный проект мастер-класса
- объясняет корректировку (или отсутствие корректировки) проектного замысла мастер-класса
- точно, ясно и аргументировано отвечает на вопросы жюри
5.2. "Миссия учителя": публичное выступление учителя, раскрывающее его философский взгляд на профессию и место учителя в современном мире, раскрытие профессиональной и гражданской позиции участника в определении и решении насущных актуальных проблем взаимодействия школы, общества и власти, видение роли образования в современном обществе, современных социокультурных проблем и возможных путей их решения средствами образования. Регламент: выступление участника - 10 минут, вопросы жюри - 5 минут. Максимальная оценка 25 баллов.
Критерии и показатели:
1. Актуальность заявленной проблемы
- демонстрирует понимание актуальности заданного тематического направления
- определяет для своего выступления проблемную тему, раскрывающую один или несколько аспектов заданного тематического направления
- обосновывает актуальность заявленной темы в контексте современных тенденций развития системы общего образования России
- обосновывает актуальность заявленной темы в контексте функционирования системы общего образования в своем регионе
- обосновывает актуальность заявленной темы в контексте собственной педагогической деятельности
2. Реалистичность и обоснованность предложенных путей решения проблемы
- демонстрирует информированность современных научных и мониторинговых исследованиях в области заявленной проблемы
- опирается на существующий конкретный опыт решения данной или аналогичной проблемы (собственный, региональный и др.)
- обозначает условия достижения планируемого результата
- обозначает ресурсы, необходимые для достижения планируемого результата
- обозначает и учитывает возможные риски реализации предлагаемых решений
3. Ценностные основания позиции призёра
- выражает эмоционально-ценностное отношение к заявленной проблеме
- высказывает суждения, ценностная направленность которых не противоречит базовым национальным ценностям российского общества
- демонстрирует понимание роли семьи и социума в воспитании и обучении ребенка
- демонстрирует понимание роли учителя в реализации социально значимых проектов федерального и регионального уровня
- учитывает запросы к системе образования всех участников образовательных отношении
4. Информационная культура и языковая грамотность
- оперирует достоверной информацией по обсуждаемой проблеме
- излагает свои суждения логично, четко, ясно
- владеет приемами ораторской речи
- включает в свое выступление яркие элементы, привлекающие внимание слушателей
- соблюдает нормы культуры речи
5. Масштабность и нестандартность суждений
- демонстрирует способность анализировать проблемы образования федерального/регионального уровня
- рассматривает заявленную проблему с разных точек зрения, с позиций всех участников образовательных отношении
- учитывает разнообразие историко-культурных, этноконфессиональных, социально-экономических условий функционирования образовательных организации в России
- избегает стереотипов в своих суждениях
- обозначает перспективы своего профессионального участия в решении заявленных проблем
5.3. "Круглый стол образовательных политиков": открытое мероприятие по обсуждению группой участников конкурса определенной темы, связанной со стратегическими направлениями развития образования в Алтайском крае. Цель мероприятия: раскрытие потенциала лидерских качеств победителей конкурса, демонстрация понимания стратегических направлений развития образования края.
В мероприятии могут принимать представители учредителей конкурса, общественные деятели.
Тема мероприятия формулируется Оргкомитетом конкурса и доводится до всех участников очного тура конкурса не позднее 16 марта 2020 года. Регламент мероприятия - 1 час. - Максимальная оценка для каждого участника 25 баллов.
Критерии и показатели:
1. Понимание тенденций развития образования и вопросов государственной образовательной политики
- демонстрирует знание основных направлений государственной образовательной политики
- знает основные мировые тенденции развития современного образования
- демонстрирует осведомленность о событиях, происходящих в российском образовании
- демонстрирует собственное видение позиции педагога в контексте тенденций развития российского образования
- демонстрирует готовность к профессиональному росту и совершенствованию в контексте тенденции развития российского образования
2. Глубина и нестандартность суждений
- демонстрирует способность анализировать проблемы образования федерального/регионального уровня
- рассматривает заявленные проблемы с разных точек зрения, с позиций различных участников образовательных отношений
- учитывает разнообразие историко-культурных, этноконфессиональных, социально-экономических условии функционирования образовательных организации в России
- избегает стереотипов в своих суждениях
- демонстрирует готовность к обсуждению проблемных вопросов из разных сфер образовательной политики
3. Обоснованность и конструктивность предложений
- оперирует данными современных теоретических и мониторинговых исследований в области педагогики и общего образования
- соотносит обсуждаемые вопросы с конкретной ситуацией в системе образования своего региона
- соотносит обсуждаемые вопросы с собственной практикой и опытом
- демонстрирует видение положительных эффектов реализации предлагаемых решении
- обосновывает положительные эффекты реализации предлагаемых решений для всех участников образовательных отношении и указывает на возможные риски реализации предлагаемых решении
4. Коммуникативная и языковая культура
- демонстрирует понимание обсуждаемой проблемы и удерживает ее в фокусе внимания
- демонстрирует способность поддерживать конструктивный диалог
- владеет приемами невербальной коммуникации
- излагает свои суждения логично, четко, ясно
- соблюдает нормы культуры речи
5. Наличие ценностных ориентиров и личная позиция
- высказывает суждения, ценностная направленность которых не противоречит базовым национальным ценностям Российского общества
- демонстрирует понимание значимости воспитания и образования в современном Российском обществе
- видит личностно значимые смыслы в обсуждаемых вопросах
- выражает эмоционально-ценностное отношение к обсуждаемым вопросам
- обозначает приоритеты своей профессиональной деятельности
6. Определение и награждение участников Конкурса
6.1. Жюри конкурса оценивают выполнение всех конкурсных заданий в соответствии с критериями, утвержденными настоящим Положением.
6.2. По рекомендации жюри участники первого (заочного) тура регионального этапа Конкурса, не ставшие участниками второго тура, награждаются Благодарностью Министерства образования и науки Алтайского края как участники заочного этапа краевого Конкурса.
6.3. Двадцать четыре участника второго тура, набравшие наибольшее количество баллов в общем рейтинге по итогам первого (заочного) тура, становятся финалистами и награждаются памятными подарками и Почетными грамотами Министерства образования и науки Алтайского края.
6.4. Шесть участников (по два человека в каждой номинационной группе), занявшие верхние позиции рейтинга по итогам второго тура, становятся участниками третьего тура (суперфиналисты конкурса), им присваивается звание лауреатов конкурса и они награждаются памятными призами и Дипломами лауреатов Конкурса.
6.5. При равенстве суммы баллов у двух и более участников основное жюри номинационной группы Конкурса оставляет за собой право совещательно определить участников суперфинала конкурса.
6.6. По результатам выполнения конкурсных заданий третьего (очного) тура Большое жюри выбирает победителя регионального этапа конкурса.
6.7. Награждение финалистов, суперфиналистов и победителя Конкурса осуществляется на торжественной церемонии закрытия конкурса.
6.8. Опыт лауреатов и победителя Конкурса обобщается, вводится в краевой банк передового педагогического опыта, распространяется среди педагогической общественности.
6.9. Победителю Конкурса вручается денежная премия в размере 300,0 тыс. рублей из средств краевого бюджета.
6.9.1. Организаторы Конкурса, иные юридические и физические лица вправе устанавливать дополнительные номинации, подарки, денежные премии участникам очного тура конкурса.
6.10. Победителю Конкурса присваивается звание "Учитель года Алтая - 2020", ему предоставляется право участия в заключительном этапе Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2020". Победитель Конкурса (по желанию) включается в число участников конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
6.11. Победитель Конкурса включается в состав Оргкомитета, основного и Большого жюри Конкурса следующего года.
7. Финансирование конкурса
7.1. Финансирование проведения регионального этапа Конкурса осуществляет Министерство образования и науки Алтайского края.
7.2. Проживание и питание участников второго и третьего тура регионального этапа Конкурса и членов жюри и членов организационного комитета осуществляется за счет средств краевого бюджета. Проезд - за счет средств командирующих организаций.
7.3. Для проведения регионального этапа Конкурса могут привлекаться средства учредителей Конкурса и спонсорские средства.
Контактная информация:
КГБУ ДПО "Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова", Евтушевская Софья Валентиновна, пр. Социалистический, 60, каб. 205, тел. (3852)659874, uga@iro22.ru.
Министерство образования и науки Алтайского края, Алимушкина Ольга Алексеевна, ул. Ползунова, 36, каб.415, тел. (3852) 298661,
Шавкун Галина Александровна, ул. Ползунова, 36, каб.415, тел. (3852) 298667
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.