Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 802512-7 "О внесении изменений в статью 33.3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 6.1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект внесен в Государственную Думу одновременно с проектами федеральных законов "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и предусматривает внесение изменений в статью 33.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 6.1 Федерального закона от 04.12.2013 N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения", в соответствии с которыми действующий с 2014 года мораторий на формирование средств пенсионных накоплений будет пролонгирован на 2022 год. Следовательно, и в 2022 году полный размер индивидуальной части тарифа страхового взноса (16%) будет направляться на финансирование страховой пенсии в распределительной составляющей пенсионной системы.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту направление суммы страховых взносов в полном объеме на финансирование страховой пенсии в 2022 году позволит увеличить доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, по предварительной оценке на 634,8 млрд. руб. Дополнительные поступления по распределительной составляющей пенсионной системы будут направлены на текущие выплаты страховых пенсий. Таким образом, реализация законопроекта будет способствовать уменьшению на указанную сумму трансферта на обязательное пенсионное страхование, предоставляемого бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Что касается пенсионных прав застрахованных лиц, то, как и в предыдущие годы действия моратория, весь соответствующий индивидуальной части тарифа размер страхового взноса будет направлен на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица и учтён при определении величины его индивидуального пенсионного коэффициента.
Понимая, что законопроект носит технический характер и необходимость его принятия связана с особенностью формирования федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на трехлетний бюджетный цикл, комитет вместе с тем полагает, что очередное продление моратория на формирование средств пенсионных накоплений вызовет широкую общественную дискуссию и еще в большей степени подорвет доверие к накопительному компоненту пенсионной системы.
Отмечаем также, что в 2017 году Государственной Думой было рекомендовано Правительству Российской Федерации ускорить рассмотрение вопроса реформирования накопительной пенсионной системы (Постановление от 19.07.2017 N 2111-7 ГД), в связи с чем Министерству финансов РФ было поручено совместно с Центральным банком РФ разработать законопроект о выводе накопительной пенсии из системы обязательного пенсионного страхования с формированием её на добровольной основе. Разработка концепции "индивидуального пенсионного капитала", а затем "гарантированного пенсионного продукта" ведется на протяжении нескольких лет. Однако до настоящего времени законопроект по указанной тематике в Государственную Думу не внесен.
С учетом изложенного полагаем, что вопрос о выводе накопительной пенсии из системы обязательного пенсионного страхования требует скорейшего решения.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы правовых замечаний концептуального характера по проекту федерального закона не имеет.
Комитет Совета Федерации по социальной политике, поддерживая концепцию проекта федерального закона, отмечает, что существующая неопределенность в формировании накопительной пенсии негативно сказывается на доверии граждан к проводимой политике в области пенсионного обеспечения.
Счетная палата Российской Федерации замечаний и предложений по законопроекту не имеет.
В связи с изложенным Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.