Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
на проект федерального закона N 768008-7 "О ратификации Соглашения о взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий"
(утв. Решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 24 сентября 2019 г. N 3.25-5/119)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет), рассмотрев проект федерального закона N 768008-7 "О ратификации Соглашения о взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий" (далее - Соглашение), отмечает следующее
Атомные энергоблоки и исследовательские ядерные установки, добыча урана, производство топлива для АЭС, использование радиоактивных источников являются объектами повышенной опасности с точки зрения возможного радиационного воздействия на население на территории стран Содружества в случае возникновения инцидентов или аварий.
Вопросы реагирования на чрезвычайные ситуации, возникающие при использовании таких объектов в мирных целях, регулируются специальным законодательством на национальном уровне. Тем не менее, как рекомендовано МАГАТЭ и показывает международный опыт, целесообразно принятие дополнительных регулирующих документов, в том числе многосторонних, на случай возникновения ядерных аварий и радиационных аварийных ситуаций.
Рассматриваемое Соглашение необходимо в целях совершенствования нормативно-правовой базы в области взаимодействия кризисных центров государств - участников СНГ при анализе и оценке обстановки и принятии оперативных решений.
Соглашение предусматривает определение в каждой из участвующих сторон уполномоченного (компетентного) органа, что повысит оперативность и слаженность взаимодействия, которые являются критически важными в чрезвычайных ситуациях.
Скорость передачи информации и ответная реакция в случае ядерной аварии является важнейшим требованием для обеспечения эффективных ликвидационных действий. Поэтому данным Соглашением предполагается разработка специальных унифицированных форм оповещения и согласование содержания передаваемой информации.
Помимо этого, Соглашением предусматривается упростить процедуры трансграничного перемещения специалистов, а также специальной техники и оборудования при возникновении кризисных ситуаций, чтобы снизить время реакции на любые возможные инциденты, связанные с использованием атомной энергии в мирных целях.
Предполагается, что группы по оказанию помощи, направляемые на территорию государства, запрашивающего помощь, будут финансироваться за счет средств, предусмотренных в национальном бюджете государства, предоставляющего помощь, если иное не будет согласовано сторонами дополнительно. Применительно к Российской Федерации, расходы на обеспечение деятельности аварийно-спасательных формирований (на базе АО "АТЦ Росатома") финансируются за счет средств специального резервного фонда Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Реализация Соглашения не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Рассматриваемое Соглашение было подписано 2 ноября 2018 г. в г. Астане в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2018 г. N 2147-р.
Поскольку Соглашение содержит иные правила, чем предусмотренные законом, в части, касающейся предоставления группам по оказанию помощи иммунитета от ареста, задержания и судебного разбирательства, освобождения от претензий и исков, а также освобождения от материальной ответственности, оно подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
В частности, в пункте 2 статьи 3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) установлено, что процессуальные действия в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, производятся с согласия иностранного государства и применяются в соответствии с положениями УПК РФ. Статья 447 УПК РФ не устанавливает особого порядка предоставления иммунитета от ареста, задержания и судебного разбирательства группам по оказанию помощи.
Комитет также полагает целесообразным рекомендовать Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" продолжить взаимодействие с украинской стороной по тематике аварийной готовности в рамках действующих соглашений.
Исполнение Соглашения не потребует изменения законодательства Российской Федерации или принятия новых федеральных законов.
Проект федерального закона о ратификации Соглашения не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иным международным договорам, участником которых является Российская Федерация.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение о взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий (законопроект N 768008-7).
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.