Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 785133-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 23 сентября 2019 года (протокол N 216, пункт 72) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 785133-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 82-ФЗ). Так, предлагается уточнить конкретный орган государственной власти субъекта федерации, за которым закреплено полномочие по представлению перечня народов для включения в единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации).
Кроме того, в Федеральный закон N 82-ФЗ вносится новая статья, регулирующая учет лиц, относящихся к малочисленным народам. Предполагается создание списка лиц, относящихся к малочисленным народам, который будет использоваться органами государственной власти, органами местного самоуправления и внебюджетными фондами для реализации прав малочисленных народов. Сам учет будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной национальной политики (далее - уполномоченный орган).
В настоящий момент конкретный порядок учета лиц, относящихся к малочисленным народам, законодательством не установлен. Законопроектом предполагается, что учет будет осуществляться на основе сведений, представляемых самими лицами, относящимися к малочисленным народам, общинами малочисленных народов, федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
В настоящий момент учет таких лиц в соответствии с законодательством субъекта федерации может осуществляться органами государственной власти субъекта. Например, в Ямало-Ненецком автономной округе существует Единая информационная система по моделированию и прогнозированию социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа, в которую, в том числе, включаются сведения о численности населения, относящегося к коренным малочисленным народам. Таким образом, полагаем, что участие в составлении списка лиц, относящихся к малочисленным народам, должны принимать и органы государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статья 7.1 законопроекта).
Неоднозначным представляется вопрос об определении национальности лиц при их включении в список. Частью 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого определять свою национальную принадлежность, в том числе коренным малочисленным народам. Стоит учитывать, что после 1997 года отметка о национальности в паспорте гражданина Российской Федерации не ставится, а лишь в определенных документах гражданина по его желанию может быть поставлена соответствующая отметка. Правоприменительная практика в регионах показывает, что проблемы с документальным подтверждением национальной принадлежности приводят к трудностям в реализации прав малочисленных народов. Статистические данные показывают, что в некоторых случаях лица злоупотребляют правом определения национальности с целью получения установленных для малочисленных народов льгот и прав. Полагаем, с целью исключения необоснованной широты дискреционных полномочий органов, принимающих документы для учета лиц, относящихся к малочисленным народам, список документов, подтверждающих принадлежность к малочисленному народу с указанием национальности, должен быть закрытым.
Спорным является вопрос о праве общин коренных малочисленных народов (действующих в форме ассоциации (союза) или автономной некоммерческой организации) представлять права, действовать от имени их членов, в данном случает, от имени своих членов предоставлять в органы государственной власти и местного самоуправления сведения, содержащие их персональные данные.
Важно отметить, что постановления Правительства Российской Федерации, которые будут регулировать порядок ведения списка, порядок взаимодействия при его подготовке и обновлении данных, в данный момент не разработаны (большая часть положений закона вступит в силу только через 2 года после его принятия). Таким образом, непонятно, каким образом будет происходить взаимодействие органов и организаций, участвующих в формировании списка, до полного вступления закона в силу и утверждения трёх соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации.
Стоит учитывать, что возрастает нагрузка на органы местного самоуправления, которые будут участвовать в составлении списка, и соответственно, местные бюджеты, что авторами законопроекта в финансово-экономическом обосновании не учтено.
В целом Комитет поддерживает концепцию законопроекта и отмечает важность внедрения эффективного инструмента учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, в целях обеспечения реализации предоставленных им льготных прав, особенно в области природопользования.
Принимая во внимание вышеизложенное Комитет поддерживает концепцию законопроекта с учетом замечаний предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.