Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 674582-7 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О противодействии коррупции"
(в части уточнения понятия "конфликт интересов" и перечня лиц, обязанных принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов)
внесен Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия
(утв. решением Комитета от 18 июня 2019 г. N 102/10)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 27 мая 2019 года (протокол N 194, пункт 83) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 674582-7 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести в статью 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) изменение, указав в ней что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта, предусмотренная частью 4.1 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ, ранее действовавшая только в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности на постоянной основе, была распространена на указанных лиц, вне зависимости от порядка исполнения ими полномочий. Таким образом, правоотношения в данной части уже урегулированы.
Основанием для досрочного прекращения полномочий по части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) является не сам факт замещения той или иной должности, а факт непринятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе, несообщение о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей или полномочий, а равно уклонение от урегулирования уже имеющего место конфликта интересов.
Понятие конфликта интересов, используемое в Федеральном законе N 273-ФЗ, предполагает сущностную оценку той или иной ситуации как на предмет наличия или отсутствия личной заинтересованности, так и на возможность влияния такой заинтересованности на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение обязанностей конкретным должностным лицом или полномочий депутата.
При этом Федеральный закон N 273-ФЗ (статья 11) предусматривает открытый перечень способов урегулирования конфликта интересов, и в этом перечне увольнение является только одним из способов урегулирования такого конфликта наряду с изменением должностного положения, самоотводом и другими.
Под конфликтом интересов в Федеральном законе N 273-ФЗ понимается (статья 10) ситуация, при которой заинтересованность (прямая или косвенная) лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). При этом указанная заинтересованность должна носить именно личный характер: возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) как самим лицом, так и его близкими родственниками.
Учитывая вышеизложенное полагаем, что исключение слов "или может повлиять" на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) из части 1 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ может привести к ситуации, когда стороны не будут сообщать о возможности возникновения конфликта интересов (посчитав такую возможность незначительной), и, как следствие, последует их увольнение (лишение полномочий) при выявлении таких случаев работодателем (уполномоченным на проведение проверки органом).
Кроме того, в силу указания пункта 4 части 3 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ на то, что "иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами" обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и нормы части 4.1 статьи 12.1 указанного Федерального закона, полагаем внесение предлагаемых норм избыточным.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П отмечается, что при принятии и изменении законодательства должен соблюдаться "принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм".
Принимая во внимание данный принцип и вышесказанное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.