Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 699015-7 "О внесении изменения в пункт 6 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части предоставления субъектам Российской Федерации права на сокращение сроков заключения договоров найма специализированных жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам),
внесенный Народным Хуралом Республики Бурятия
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 27.05.2019 года (выписка из протокола N 194, п. 67) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального N 699015-7 "О внесении изменения в пункт 6 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части предоставления субъектам Российской Федерации права на сокращение сроков заключения договоров найма специализированных жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам), внесенный Народным Хуралом Республики Бурятия, (далее - законопроект) в части своей компетенции.
В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок действия договора найма специализированного жилого помещения (далее - договор найма), предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее - дети-сироты) составляет пять лет. Этот срок может быть продлен по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на новый пятилетний срок в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
Таким образом, у субъектов Российской Федерации есть право продлить срок договора найма, но отсутствует право его сократить.
Законопроектом предлагается сократить срок действия договора найма до двух лет по решению органа власти субъекта Российской Федерации в случае высокой степени социализации лица, которому это помещение предоставлено, при наличии следующих обстоятельств: достижение нанимателем возраста 25 лет, наличие двух и более несовершеннолетних детей, проживающих совместно с ним; наличие документально подтвержденного постоянного дохода от трудовой или предпринимательской деятельности, иного дохода от источников, не запрещенных в Российской Федерации, не менее чем за 12 месяцев, предшествующих дате обращения; отсутствия заявителя на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере; отсутствие судимости в период действия договора найма специализированного жилого помещения; отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицу содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
С 1 января 2013 года право на получение жилого помещения распространено и на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Примеры из субъектов Российской Федерации показывают, что это граждане в основном в возрасте старше 30 лет. Большинство из них имеют представление о правах и обязанностях нанимателя жилого помещения и осознают свою ответственность за надлежащее содержание предоставленных им квартир. Безусловно указанным лицам не требуется дополнительное государственное сопровождение в течение срока действия договора найма специализированного жилого помещения ввиду их полной адаптации к постинтернатным условиям проживания.
Полномочие по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа отнесено к государственному полномочию, реализация которого находится в компетенции государственных органов власти субъекта Российской Федерации. Порядок реализации права на жилые помещения детей-сирот и лиц из их числа устанавливается законодательством того субъекта Российской Федерации, на территории которого проживают нуждающиеся в жилых помещениях граждане из данной категории лиц.
Комитет полагает, что субъект Российской Федерации, реализуя свои полномочия по обеспечению жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа, может как увеличить, так и сократить срок действия договора найма специализированного жилого помещения в случае высокой степени социализации лица, которому это помещение предоставлено.
Поддерживая идею законопроекта, Комитет отмечает, что обстоятельства для сокращения срока действия указанного договора найма, требуют дополнительной проработки по следующим основаниям:
- отсутствует указание на условие о наличии указанных в законопроекте обстоятельств в совокупности;
- обязательный критерий о наличии двух и более детей представляется чрезмерным и сопоставляется с так называемой высокой степенью социализации лица и возможностью заключить договор социального найма и т.д., что вызывает некоторые сомнения, так как однокомнатная квартира зачастую не отвечает необходимым жилищно-бытовым условиям, достаточным для обеспечения полноценного воспитания и всестороннего развития этих детей;
- отсутствует критерий об исполнении заявителем обязанностей нанимателя, предусмотренных законодательством Российской Федерации и договором найма.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 699015-7 "О внесении изменения в пункт 6 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с учетом его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.