Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Г
(справочное)
Пример расчета тормоза
Г.1 Общие характеристики вагона приведены в таблице Г.1.
Таблица Г.1 - Общие характеристики вагона
Параметр |
Условное обозначение |
Значение |
Тара вагона, m: |
Т |
|
- номинальное значение |
24 |
|
- минимальное значение |
23,6 |
|
- максимальное значение |
24,5 |
|
Максимальная загрузка вагона, т |
Q |
75,5 |
Тип вагона |
Четырехосный полувагон |
|
Наличие авторежима |
Есть |
|
Тип тормоза |
Колодочный |
|
Тип тормозных колодок |
Композиционные |
|
Максимальная скорость движения, км/ч: |
|
|
- порожнего вагона |
100 |
|
- груженого вагона |
90 |
Г.2 Характеристики тормозного оборудования вагона, необходимые для расчета тормоза, приведены в таблицах Г.2-Г.7.
Таблица Г.2 - Общие характеристики тормозной системы
В штуках
Параметр |
Условное обозначение |
Значение |
Количество тормозных цилиндров |
- |
2 |
Число колодок (накладок) на вагоне |
mк/д |
8 |
Число тормозных колодок (накладок), на которые действует сила от одного тормозного цилиндра |
m |
4 |
Число тормозных колодок (накладок), воздействующих на одну колесную пару |
m0 |
2 |
Таблица Г.3 - Характеристики тормозной рычажной передачи
Параметр |
Условное обозначение |
Значение |
Передаточное отношение тормозной рычажной передачи |
n |
5,70 |
Коэффициент полезного действия тормозной рычажной передачи |
0,95 |
Таблица Г.4 - Характеристики тормозного цилиндра
Параметр |
Условное обозначение |
Значение |
Диаметр тормозного цилиндра, м |
dц |
0,254 |
Коэффициент полезного действия тормозного цилиндра |
0,98 |
|
Сила предварительного сжатия внутренней отпускной пружины тормозного цилиндра, кН |
Р0 |
0,883 |
Жесткость отпускной пружины тормозного цилиндра, кН/м |
Жц |
2,3 |
Выход штока тормозного цилиндра, м: |
lшт |
|
- минимальное значение |
0,025 |
|
- максимальное значение |
0,065 |
Таблица Г.5 - Характеристики автоматического регулятора тормозной рычажной передачи
Параметр |
Условное обозначение |
Значение |
Сила предварительного сжатия пружины автоматического регулятора тормозной рычажной передачи, кН |
Рр |
0,883 |
Жесткость пружины автоматического регулятора тормозной рычажной передачи, кН/м |
Жр |
20,8 |
Величина сжатия пружины автоматического регулятора тормозной рычажной передачи при торможении, м |
lр |
0,01 |
Передаточное число привода автоматического регулятора тормозной рычажной передачи |
nр |
0,47 |
Таблица Г.6 - Характеристики стояночного тормоза
Параметр |
Условное обозначение |
Значение |
Нормативный момент силы, прикладываемый к штурвалу стояночного тормоза, |
М |
100 |
Коэффициент полезного действия стояночного тормоза |
0,2 |
|
Среднее расстояние от точки крепления тяги до оси червячного сектора, м |
L |
0,087 |
Передаточное отношение червячной передачи |
nЧП |
72 |
Передаточное число рычажной передачи стояночного тормоза от червячного сектора до штока тормозного цилиндра |
nрп.ст |
1,2 |
Таблица Г.7 - Расчетное давление в тормозном цилиндре
В килопаскалях
Параметр |
Условное обозначение |
Значение |
Давление в тормозном цилиндре: |
рц |
|
1) минимальное давление: |
|
|
- порожний вагон |
130 |
|
- груженый вагон |
300 |
|
2) максимальное давление: |
|
|
- порожний вагон |
160 |
|
- груженый вагон |
340 |
Г.3 Нормативные требования, которым должен соответствовать вагон, приведены в таблице Г.8.
Таблица Г.8 - Нормативные величины
Параметр |
Условное обозначение |
Значение |
Длина тормозного пути, м: |
Sт |
|
- для груженого вагона со скорости 90 км/ч |
Не более 1060 |
|
- для порожнего вагона со скорости 100 км/ч |
Не более 890 |
|
Расчетный коэффициент силы нажатия композиционных тормозных колодок: |
|
|
- для груженого вагона |
Не менее 0,14 |
|
- для порожнего вагона |
Не менее 0,22 |
|
Средняя мощность, приходящаяся на одну колодку (накладку) при экстренном торможении, кВт |
N |
Не более 70 |
Г.4 Результаты расчета действительной силы нажатия колодки на колесо вагона по формулам (1)-(3) приведены в таблице Г.9.
Таблица Г.9 - Результаты расчета действительной силы нажатия тормозных колодок
В килоньютонах
Наименование |
Условное обозначение |
Значение |
Действительная сила нажатия тормозных колодок: |
Kд |
|
1) порожний вагон: |
|
|
- минимальная |
6,65 |
|
- максимальная |
9,48 |
|
2) груженый вагон: |
|
|
- минимальная |
18,08 |
|
- максимальная |
21,58 |
Г.5 Результаты расчета тормозного пути Sт вагона в перечете на состав поезда по формулам (4), (5) и (12) приведены в таблице Г.10. Основное удельное сопротивление движению wОx рассчитано по формуле (7). Действительный коэффициент трения рассчитан по формуле (14). Изменение действительной силы нажатия тормозных колодок в начальный период торможения (с первой по двадцатую секунду) Kд рассчитано по формуле (13).
Таблица Г.10 - Результаты расчета тормозного пути для груженого вагона с максимальной массой и минимальной действительной силой нажатия тормозных колодок со скорости 90 км/ч
t, с |
Kд, кН |
bm, Н/т |
wOx, Н/т |
v, км/ч |
v, км/ч |
vcp, км/ч |
Sт, м |
Sт, м |
|
0 |
0,00 |
0,3200 |
0,0 |
16,33 |
0,055 |
90,00 |
90,00 |
0,00 |
0,0 |
1 |
0,00 |
0,3200 |
0,0 |
16,33 |
0,055 |
89,94 |
89,97 |
24,99 |
25,0 |
2 |
0,00 |
0,3201 |
0,0 |
16,32 |
0,055 |
89,89 |
89,92 |
24,98 |
50,0 |
3 |
1,58 |
0,3127 |
39,4 |
16,31 |
0,189 |
89,70 |
89,86 |
24,96 |
74,9 |
4 |
3,14 |
0,3060 |
76,9 |
16,26 |
0,316 |
89,38 |
89,61 |
24,89 |
99,8 |
5 |
4,68 |
0,2999 |
112,3 |
16,19 |
0,435 |
88,95 |
89,23 |
24,79 |
124,6 |
6 |
6,18 |
0,2943 |
145,6 |
16,09 |
0,548 |
88,40 |
88,73 |
24,65 |
149,3 |
7 |
7,64 |
0,2892 |
176,8 |
15,98 |
0,653 |
87,75 |
88,13 |
24,48 |
173,7 |
8 |
9,04 |
0,2847 |
205,9 |
15,85 |
0,751 |
87,00 |
87,42 |
24,28 |
198,0 |
9 |
10,37 |
0,2806 |
232,8 |
15,71 |
0,842 |
86,15 |
86,62 |
24,06 |
222,1 |
10 |
11,62 |
0,2770 |
257,5 |
15,55 |
0,925 |
85,23 |
85,73 |
23,81 |
245,9 |
11 |
12,78 |
0,2739 |
280,1 |
15,37 |
1,001 |
84,23 |
84,77 |
23,55 |
269,4 |
12 |
13,85 |
0,2712 |
300,5 |
15,19 |
1,070 |
83,16 |
83,73 |
23,26 |
292,7 |
13 |
14,81 |
0,2690 |
318,8 |
14,99 |
1,131 |
82,03 |
82,62 |
22,95 |
315,6 |
14 |
15,66 |
0,2672 |
334,8 |
14,79 |
1,185 |
80,84 |
81,46 |
22,63 |
338,3 |
15 |
16,39 |
0,2659 |
348,5 |
14,58 |
1,231 |
79,61 |
80,25 |
22,29 |
360,6 |
16 |
16,99 |
0,2649 |
360,1 |
14,37 |
1,269 |
78,34 |
79,00 |
21,94 |
382,5 |
17 |
17,46 |
0,2644 |
369,3 |
14,16 |
1,300 |
77,04 |
77,71 |
21,59 |
404,1 |
18 |
17,81 |
0,2642 |
376,3 |
13,94 |
1,323 |
75,72 |
76,39 |
21,22 |
425,3 |
19 |
18,01 |
0,2644 |
381,0 |
13,72 |
1,338 |
74,38 |
75,06 |
20,85 |
446,2 |
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
51 |
18,08 |
0,3022 |
437,1 |
8,23 |
1,509 |
29,12 |
29,88 |
8,30 |
910,2 |
52 |
18,08 |
0,3040 |
439,7 |
8,11 |
1,518 |
27,61 |
28,37 |
7,88 |
918,1 |
53 |
18,08 |
0,3059 |
442,5 |
7,99 |
1,527 |
26,08 |
26,85 |
7,46 |
925,5 |
54 |
18,08 |
0,3079 |
445,3 |
7,87 |
1,536 |
24,54 |
25,32 |
7,03 |
932,5 |
55 |
18,08 |
0,3100 |
448,3 |
7,76 |
1,546 |
23,00 |
23,78 |
6,60 |
939,1 |
56 |
18,08 |
0,3121 |
451,4 |
7,65 |
1,556 |
21,44 |
22,23 |
6,17 |
945,3 |
57 |
18,08 |
0,3143 |
454,6 |
7,55 |
1,566 |
19,88 |
20,67 |
5,74 |
951,1 |
58 |
18,08 |
0,3166 |
457,9 |
7,45 |
1,577 |
18,30 |
19,09 |
5,30 |
956,4 |
59 |
18,08 |
0,3190 |
461,4 |
7,35 |
1,589 |
16,71 |
17,51 |
4,86 |
961,2 |
60 |
18,08 |
0,3215 |
465,0 |
7,26 |
1,601 |
15,11 |
15,92 |
4,42 |
965,7 |
61 |
18,08 |
0,3241 |
468,8 |
7,17 |
1,613 |
13,50 |
14,31 |
3,98 |
969,6 |
62 |
18,08 |
0,3269 |
472,8 |
7,08 |
1,626 |
11,87 |
12,69 |
3,53 |
973,2 |
63 |
18,08 |
0,3297 |
476,9 |
7,00 |
1,640 |
10,23 |
11,06 |
3,07 |
976,2 |
64 |
18,08 |
0,3327 |
481,2 |
6,92 |
1,654 |
8,58 |
9,41 |
2,61 |
978,8 |
65 |
18,08 |
0,3359 |
485,8 |
6,85 |
1,669 |
6,91 |
7,75 |
2,15 |
981,0 |
66 |
18,08 |
0,3392 |
490,6 |
6,78 |
1,685 |
5,22 |
6,07 |
1,69 |
982,7 |
67 |
18,08 |
0,3426 |
495,6 |
6,71 |
1,702 |
3,52 |
4,38 |
1,22 |
983,9 |
68 |
18,08 |
0,3463 |
500,9 |
6,65 |
1,720 |
1,80 |
2,67 |
0,74 |
984,6 |
69 |
18,08 |
0,3502 |
506,5 |
6,60 |
1,739 |
0,06 |
0,94 |
0,26 |
984,9 |
70 |
18,08 |
0,3524 |
509,7 |
6,57 |
1,749 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
984,9 |
Г.6 Тормозные пути для других сил нажатия тормозных колодок из таблицы Г.9, определенные аналогичным образом, приведены в таблице Г.11.
Таблица Г.11 - Результаты расчета тормозного пути
В метрах
Тормозной путь |
Значение |
Для порожнего вагона с максимальной массой и минимальной действительной силой нажатия тормозных колодок со скорости 100 км/ч |
771 |
Для груженого вагона с максимальной массой и минимальной действительной силой нажатия тормозных колодок со скорости 90 км/ч |
985 |
Для груженого вагона с максимальной массой и максимальной действительной силой нажатия тормозных колодок со скорости 90 км/ч |
879 |
По результатам расчетов длины тормозных путей не превышают нормативные значения, приведенные в таблице Г.8.
Г.7. Результаты расчета коэффициента силы нажатия тормозных колодок по формулам (15)-(17) для порожнего и груженого вагонов с максимальной массой приведены в таблице Г.12.
Таблица Г.12 - Результаты расчета коэффициента силы нажатия тормозных колодок
Наименование рассчитанного показателя |
Условное обозначение |
Значение |
Минимальная расчетная сила нажатия тормозных колодок, кН: |
Kр |
|
- порожнего вагона |
7,40 |
|
- груженого вагона |
17,66 |
|
Расчетный коэффициент силы нажатия тормозных колодок: |
|
|
- порожнего вагона |
0,246 |
|
- груженого вагона |
0,144 |
По результатам расчета коэффициенты силы нажатия тормозных колодок не ниже нормативных значений, приведенных в таблице Г.8.
Г.8. Результаты проверки на отсутствие юза при торможении приведены в таблицах Г.13 и Г.14 соответственно для порожнего и груженого вагонов с минимальной массой. Расчеты проведены по формулам (18)-(21). Для расчета приняты максимальные значения действительной силы нажатия тормозных колодок.
Таблица Г.13 - Результаты проверки отсутствия юза колес порожнего вагона с минимальной массой при экстренном торможении
v, км/ч |
Kд, кН |
1000 g |
bm, Н/т |
Состояние колесной пары (юз/качение) |
||||
20 |
9,48 |
0,347 |
0,169 |
0,746 |
0,126 |
1234 |
1114 |
Качение |
40 |
9,48 |
0,320 |
0,169 |
0,653 |
0,110 |
1079 |
1028 |
Качение |
60 |
9,48 |
0,301 |
0,169 |
0,599 |
0,101 |
991 |
968 |
Качение |
80 |
9,48 |
0,287 |
0,169 |
0,564 |
0,095 |
933 |
924 |
Качение |
100 |
9,48 |
0,277 |
0,169 |
0,540 |
0,091 |
892 |
889 |
Качение |
Таблица Г.14 - Результаты проверки отсутствия юза колес груженого вагона с минимальной массой при экстренном торможении
v, км/ч |
Kд, кН |
1000 g |
bm, Н/т |
Состояние колесной пары (юз/качение) |
||||
20 |
21,58 |
0,305 |
0,140 |
0,746 |
0,105 |
1025 |
531 |
Качение |
40 |
21,58 |
0,281 |
0,140 |
0,653 |
0,091 |
897 |
490 |
Качение |
60 |
21,58 |
0,265 |
0,140 |
0,599 |
0,084 |
823 |
461 |
Качение |
80 |
21,58 |
0,253 |
0,140 |
0,564 |
0,079 |
775 |
440 |
Качение |
90 |
21,58 |
0,248 |
0,140 |
0,551 |
0,077 |
757 |
431 |
Качение |
Значение средней мощности N, кВт, приходящейся на одну колодку (накладку) при экстренном торможении [формула (23)] груженого вагона с максимальной массой, составляет 55,5 кВт и не превышает нормативного значения. Тормозной путь для расчета взят из таблицы Г.11.
Г.9. Результаты расчета стояночного тормоза приведены в таблице Г.15.
Таблица Г.15 - Результаты расчета стояночного тормоза
Действительная сила нажатия тормозных колодок от действия стояночного тормоза Kдс, кН |
Действительный статический коэффициент трения |
Расчетный уклон пути i, на котором удерживается вагон стояночным тормозом, |
24,8 |
0,33 |
33 |
По результатам расчета вагон удерживается на уклоне 33 .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.