Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к приказу
от 25 сентября 2019 г. N 29п-3889
Инструкция
действий государственных лесных инспекторов при осуществлении Комитетом лесного хозяйства Московской области федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации
I. Инструкция действий государственных лесных инспекторов при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих леса
1. Общие положения
Работа государственных лесных инспекторов по контролю за соблюдением лесного законодательства осуществляется в соответствии с утвержденными планами проверок.
Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании ежегодного утвержденного плана, распоряжения или приказа, в соответствии с положениями Федерального закона РФ N 294-ФЗ от 26.12.2008.
Результаты проверок оформляются документально с соблюдением требований: Кодекса РФ об административных нарушениях, Лесного кодекса РФ, Федерального закона РФ N 294-ФЗ от 26.12.2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Записи во всех документах проверки следует производить синими чернилами (пастой) либо печатать с использованием компьютера. Гель, карандаш и другие смываемые (стираемые) писчие принадлежности не применяются.
Все записи в документах проверок должны быть выполнены чётко и грамотно. Исправления, подчистки, замазывание не допускаются. Свободные (не заполненные) строки бланков прочёркиваются.
В случае необходимости из документов проверки соблюдения лесного законодательства формируется дело об административном правонарушении. Материалы дела направляются для рассмотрения по подведомственности.
Плановые и внеплановые проверки в Комитете лесного хозяйства Московской области осуществляются в форме выездных проверок в порядке, установленном соответственно статьей 12 настоящего Федерального закона РФ N 294-ФЗ от 26.12.2008.
2. Приказ о проведении проверки соблюдения лесного законодательства
2.1. Приказ оформляется без исключения на каждую проверку соблюдения лесного законодательства, независимо от того, кто проводит проверку, и какая проводится проверка (плановая, внеплановая).
2.2. Приказ оформляется за подписью председателя Комитета.
2.3. В Приказе указываются (ч. 2 ст. 14 ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ):
наименование органа государственного контроля;
номер и дата распоряжения;
должность, фамилия, инициалы руководителя, издавшего распоряжение;
правовые основания проведения проверки;
фамилия, имя, отчество, должность лиц, направляемых на проверку;
наименование юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
адрес и площадь проверяемого лесного участка;
- сведения о проверяемом юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, гражданине (юридический, почтовый, фактический адрес), дата начала и дата окончания проверки;
при этом срок проведения документарной или выездной проверки (плановая, внеплановая) не может превышать двадцать рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных исследований и т.д. при проведении плановой выездной проверки срок может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.
подпись, фамилия, инициалы руководителя.
2.4. Копия Приказа председателя Комитета вручаются под роспись должностными лицами, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу, или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения (ч. 3 ст. 14 ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ)
3. Документы, необходимые для проведения проверки
3.1. Перед началом проверки государственный лесной инспектор обязан подготовить все необходимые документы для проведения полноценной проверки.
3.2. Необходимые документы:
- Договор аренды лесного участка, либо иной документ на основании которого осуществляется использование лесного участка;
- Проект освоения лесов;
- Лесная декларация;
- Отчеты об использовании лесов, отчеты об охране лесов от пожаров, отчеты о защите лесов, отчеты об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении;
- Сведения о наличии либо отсутствии задолженностей по платежам за использование лесного участка.
3.3. При необходимости, получить документально подтвержденную информацию о результатах патрулирования лесов на территории используемого лесного участка, ранее проводимых проверках и их результатах, в том числе: копии актов, выданных предписаний, составленных протоколов об административных правонарушениях.
3.4. При проведении проверки вышеуказанные документы и сведения необходимо иметь при себе, в том числе при проведении выездных мероприятий, и проверять в строгом соответствии с этими документами.
4. Порядок проведения выездной проверки
4.1. По прибытии на место проведения проверки осуществляется сбор всех членов комиссии, утвержденных приказом руководителя.
4.2. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с Приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения, (ч. 4 ст. 12 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ) Устанавливается явка индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица в отношении которого производится проверка. Проверяются полномочия представителей.
4.3. Действия инспектора на месте проведения проверки:
"Добрый день!
Государственный лесной инспектор - Должность, фамилия, имя,
отчество.
На основании Приказа Комитета лесного хозяйства Московской области
от _________ N ______ проводится плановая проверка/внеплановая проверка в
отношении арендатора лесного участка _________________________ по адресу:
_______________ квартал __________ выдел(ы) _____________________________
участковое лесничество ________________________. Предлагаю ознакомиться с
Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области о проведении
проверки.
Настоящая проверка проводится с целью/по причине (выбрать нужное):
исполнения плана проверок N _______________ (при проведении плановой
проверки);
проверки исполнения предписания от _______ N ______, срок исполнения
__________________________________ (при проведении внеплановой проверки);
обращения граждан;
осмотра на предмет отсутствия нарушений при патрулировании лесного
участка.
Назвать сроки проведения КНМ. Например с "____"___________20___г.
по "____"___________20___г. продолжительностью _______ дней.
При проведении проверки Вы в праве давать объяснения по предмету
проверки, получать информацию, относящуюся к предмету проверки,
предоставлять документы или информацию, знакомиться с результатами
проверки, также Вы в праве обжаловать действия проверяющих должностных
лиц, которые, по Вашему мнению, нарушили Ваши права посредством
оставления жалобы на действия инспектора на портале "Добродел", а также
официальный сайт Комитета лесного хозяйства Московской области. Перечень
обязательных требований, предъявляемых к предмету проверки, размещен на
сайте Комитета лесного хозяйства Московской области в разделе
___________, а также изложен в Приказе о проведении проверки.
Перечень документов, представление Вами которых необходимо для
проведения проверки, указано в списке (подготовить список запрашиваемых
документов, носить распечатку с собой, выдавать проверяемому лицу) (в
случае плановой проверки);
Перечень документов, представление Вами которых проведения
проверки, указано в предписании от ___________ N ______ (в случае
внеплановой проверки по исполнению предписания).
При проведении проверки осуществляется фото и видеосъемка."
4.4. В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя, (ч. 7 ст. 12 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
4.5. Осмотр лесного участка необходимо начинать осуществлять с обязательной привязкой к квартальной сети, квартальному столбу или другому ориентиру, имеющему картографическое обозначение.
4.6. Начальная точка проверки фиксируется с помощью фотоаппаратуры. Далее проводится обход используемого лесного участка по периметру с обязательной фотофиксацией поворотных точек и панорамы используемого лесного участка по всему маршруту следования.
4.7. В случае, если площадь обследуемого лесного участка превышает 100 га, применяется фото-видео съемка с применением квадрокоптера.
4.8. Обо всех выявленных нарушениях делается запись в акте осмотра территории лесного участка, с обязательной фотофиксацией.
4.9. После окончания осмотра используемого лесного участка, полученные при осмотре данные сверяются с документами на основании которых осуществляется использование лесного участка и делается вывод о наличии либо отсутствии нарушений обязательных требований, о чем составляется акт проверки.
5. Акт проверки соблюдения лесного законодательства
5.1. По окончании каждой проверки, проведённой во исполнение распоряжения руководителя, оформляется акт поверки соблюдения лесного законодательства в 2-х экземплярах (ч. 1 ст. 16 ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ).
5.2. В случае выявления признаков административного правонарушения в описательной части акта отражается что государственный лесной инспектор установил при проведении проверки касательно обнаруженного нарушения и может послужить доказательством при рассмотрении дела.
5.3. Акт проверки оформляется после ее завершения в двух экземплярах. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю проверяемого юридического лица (индивидуальному предпринимателю) (ч. 4 ст. 16 ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ) под расписку либо направляется почтой с уведомлением о вручении.
5.4. В случае отсутствия нарушений лесного законодательства проверка завершается оформлением акта с указанием об отсутствии нарушений обязательных требований.
5.5. В акте проверки указываются (ч. 2 ст. 16 ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ):
дата и время составления акта;
место составления акта;
наименование органа государственного контроля;
дата и номер распоряжения или приказа руководителя, на основании которого проведена проверка;
фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего проверку;
- наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проверке;
дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях;
сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствующих при проверке, их подписи или отказ от подписи;
подпись должностного лица, проводившего проверку.
5.6. Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) обязан иметь "Журнал учёта мероприятий по контролю", в котором проверяющий производит запись, содержащую сведения о наименовании органа государственного контроля, дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, фамилия, имя, отчество, должность проверяющего лица и его (их) подпись. В случае отсутствия журнала в акте проверки делается соответствующая запись (ч. 11 ст. 16 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
5.7. Одновременно с актом проверки выдается предписание об устранении нарушения лесного законодательства в случае выявления следующих нарушений требований лесного законодательства:
- использование лесного участка без оформленных в установленном порядке документов, в нарушение ст. 8, 9 Лесного кодекса РФ;
- использование лесного участка не в соответствии с разрешенными видами использования (ст. 25 Лесного кодекса РФ);
- использование лесного участка с нарушением проекта освоения лесов;
- невыполнение требований по сохранности лесоустроительных знаков, границ лесных участков и т.п.
6. Протокол об административном правонарушении
6.1. Если в ходе проверки получено достаточно доказательств о совершении административного правонарушения для его фиксации на основании акта проверки составляется протокол об административном правонарушении с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6.2. Протокол об административном правонарушении по завершении составления совместно с материалами, полученными при проверке, формируется в административное дело в соответствии с Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 07.12.2016 N 27П-2011и направляется для рассмотрения по подведомственности в течение трех суток с момента составления протокола (ч. 1 ст. 28.8. КоАП РФ).
7. Предписание
7.1. В соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, государственный лесной инспектор, обязан:
1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений.
II. Действия государственных лесных инспекторов при осуществлении мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах
1.1. Мероприятия по контролю (надзору) в лесах государственные лесные инспектора Московской области осуществляют в рамках патрулирования поднадзорной территории по утвержденным маршрутам.
1.2. Перед началом патрулирования государственным лесным инспектором Московской области в Журнал проведения патрулирований в лесах лесного фонда в границах Московской области вносятся следующие сведения:
- дата проведения патрулирования;
- Ф.И.О. должностного лица (должностных лиц), проводившего (их) патрулирование;
- время убытия на маршрут.
1.3. При выполнении мероприятий по контролю (надзору) в лесах, расположенных на землях лесного фонда Московской области, государственный лесной инспектор Московской области должен быть в форме установленного образца, при себе иметь: служебное удостоверение, бланки соответствующих документов (протокол об административном правонарушении; определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протокол осмотра территории лесного участка (акт осмотра); уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении; объяснение; предписание об устранении нарушений лесного законодательства; при необходимости другие бланки); Лесной кодекс РФ (ЛК РФ); Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ); Правила пожарной безопасности в лесах (ПСБ); Правила санитарной безопасности в лесах (ПСБ); Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства"; средства объективного контроля и фиксации нарушений лесного законодательства.
1.4. При движении по маршруту патрулирования государственный лесной инспектор проводит визуальный осмотр лесных участков на предмет соблюдения лесного законодательства.
1.5. В случае, если при патрулировании поднадзорной территории государственным лесным инспектором будут выявлены признаки того что может быть совершено административное правонарушение, то необходимо принять следующие меры по его недопущению.
1.5.1. При наличии лица на лесном участке (участке земель лесного фонда) необходимо:
- представиться и показать удостоверение, например: "Здравствуйте! Государственный лесной инспектор Междуреченского участкового лесничества Петров Иван Алексеевич";
- разъяснить лицу нормы и правила соблюдения лесного законодательства, а также сообщить об ответственности, предусмотренной за нарушение лесного законодательства;
- убедиться, что лицу понятны требования лесного законодательства;
- при необходимости вручить лицу памятки (брошюры или иные средства агитации и пропаганды) по недопущению нарушения лесного законодательства.
- в случае если это юридическое лицо, подготовить служебную записку на имя руководителя о рассмотрении вопроса об объявлении предостережения.
1.6. На месте выявления нарушения лесного законодательства, ответственность за которое предусмотрена VIII главой КоАП РФ, за исключением случаев самовольной рубки лесных насаждений, лесные инспекторы действуют в следующем порядке:
При наличии нарушителей на лесном участке (участке земель лесного фонда) необходимо:
- осуществить осмотр лесного участка;
- представиться и показать удостоверение.
- установить личности нарушителей, предложив предоставить документы, удостоверяющие личность нарушителя, содержащие сведения о лице, необходимые для составления протокола об административном правонарушении;
- провести фотосъемку (возможно видеосъемку, аудиозапись) места административного правонарушения, нарушителя (ей), объектов привязки места административного правонарушения (Название улицы, стационарного географического объекта и др.);
- опросить свидетелей или записать их контактные данные, если имеется такая возможность;
- зафиксировать все обстоятельства, необходимые для привлечения нарушителей к ответственности в виде Акта осмотра территории лесного участка с соответствующими приложениями;
- провести необходимые замеры для расчета размера вреда, причиненного лесам в виде замера площади административного правонарушения с использованием доступных средств, в том числе: мерной ленты, буссоли, GPS навигатора;
- в случае наличия достаточных доказательств составить протокол об административном правонарушении на месте или вручить виновному лицу уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении;
- в случае необходимости вручить или направить виновному лицу предписание об устранении нарушений лесного законодательства;
- в случае отсутствия достаточных для привлечения лица к административной ответственности доказательств вынести определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении расследования;
- в рамках административного расследования провести дополнительный сбор информации во всех заинтересованных органах власти, местного самоуправления, госучреждениях, других организациях, попытаться найти свидетелей административного правонарушения и опросить их;
- оформить материалы административного производства и в течение трех дней с момента составления административного протокола направить их на рассмотрение.
При встрече с нарушителями государственный лесной инспектор должен вести себя корректно.
В общении с нарушителями недопустимы:
- Высокомерный тон, грубость и заносчивость.
- Ироническое или невежливое изложение существа нарушения.
- Оскорбительные выражения и реплики.
- Бестактные нравоучения, упреки и необоснованные обвинения.
- Угрожающие слова, жесты и знаки.
При отсутствии нарушителей на месте нарушения необходимо:
- осуществить осмотр лесного участка;
- провести фотосъемку, (возможно видеосъемку) места административного правонарушения, нарушителя (ей), объектов привязки места административного правонарушения (Название улицы, стационарного географического объекта и др.);
- провести опрос свидетелей или записать их контактные данные (при их наличии);
- зафиксировать все обстоятельства, необходимые для возбуждения административного расследования в виде Акта осмотра территории лесного участка с соответствующими приложениями;
- провести необходимые замеры для расчета размера вреда, причиненного лесам в виде замера площади административного правонарушения с использованием мерной ленты, буссоли, GPS навигатора;
- в рамках административного расследования установить все данные, необходимые для составления протокола об административном правонарушении во всех заинтересованных органах власти, местного самоуправления, госучреждениях, других организациях, попытаться найти свидетелей административного правонарушения и опросить их;
- провести дополнительный сбор информации во всех заинтересованных органах власти, местного самоуправления, госучреждениях, других организациях;
- направить в адрес виновного лица уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении;
- составить протокол об административном правонарушении;
- оформить материалы административного производства и в течение трех дней с момента составления административного протокола предоставить их в Комитет лесного хозяйства Московской области;
- если за совершенное правонарушение имеет признаки уголовно наказуемого деяния, оформить материалы и в течение трех дней направить в правоохранительные органы с просьбой выявить и привлечь виновных лиц к предусмотренной законом ответственности с отслеживанием движения дел;
В случае необходимости, предоставить сотрудниками правоохранительных органов дополнительные сведения и оказать содействие.
В соответствии со ст. 144 УПК РФ о порядке рассмотрения сообщения о преступлении в течение 30 дней из полиции поступает ответ о возбуждении или отказе от возбуждения уголовного дела. При получении отрицательного ответа возможно обжалование решения путем направления жалобы в прокуратуру.
1.7. На месте выявления нарушения лесного законодательства, ответственность за которое предусмотрена VII главой КоАП РФ, лесные инспекторы действуют в порядке, приведенном в п. 1.5.1 и 1.5.2, за исключением частей, предусматривающих проведение административного расследования.
- подготовка дополнительной информации, необходимой для возбуждения дела об административном правонарушении может включать в себя следующие материалы:
а) подготовка схемы наложения земельного участка на земли лесного фонда в ведомственной информационной системе обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области;
б) подготовка каталога координат поворотных точек самовольно используемого лесного участка;
в) пространственная фотофиксация самовольного использования лесного участка с использованием квадрокоптера;
г) иные географо-геодезические материалы подтверждающие самовольное использование лесного участка, в том числе с использованием интернет ресурсов (данных публичной кадастровой карты спутниковых снимков).
1.8. В случае получения сообщения о совершенном нарушении обязательных требований во время патрулирования следует выяснить у заявителя:
1) место, время, способ и другие обстоятельства его совершения;
2) фамилию, имя, отчество и адрес заявителя.
3) другие необходимые данные.
В случаях, не терпящих отлагательства, немедленно принимаются меры пресечения лесного законодательства, о чем сообщается руководителю.
1.9. По окончанию проведения патрулирования государственным лесным инспектором Московской области в Журнал проведения патрулирований в лесах лесного фонда в границах Московской области вносятся следующие сведения:
- время прибытия с маршрута;
- номер маршрута;
- нарушения, выявленные в ходе патрулирования;
- подпись должностного лица (должностных лиц), проводившего (их) патрулирование.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Комитета лесного хозяйства Московской области от 25 сентября 2019 г. N 29П-3889 "Об утверждении инструкции действий... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.