В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и решением Коллегии Контрольно-счётной палаты Московской области от 03.12.2018 N 39/5:
1. Утвердить прилагаемый Стандарт внешнего государственного финансового контроля "Проведение аудита эффективности реализации государственных программ Московской области" и ввести в действие c 01.01.2019.
2. Инспекции организационной и кадровой работы аппарата Контрольно-счётной палаты Московской области обеспечить опубликование (размещение) Стандарта внешнего государственного финансового контроля "Проведение аудита эффективности реализации государственных программ Московской области" в Информационном сборнике Контрольно-счётной палаты Московской области и в соответствующих разделах официального сайта Контрольно-счётной палаты Московской области, Портала Счётной палаты Российской Федерации и контрольно-счётных органов Российской Федерации.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Контрольно-счётной палаты Московской области Вильданова И.Р.
Председатель Контрольно-счётной палаты |
Т.М. Крикунова |
Утверждён
Контрольно-счётной палаты
Московской области
от 29.12.2018 N 40Р-86
Одобрен
решением Коллегии
Контрольно-счётной палаты
Московской области
от 03.12.2018 года N 39/5
Стандарт
внешнего государственного финансового контроля "Проведение аудита эффективности реализации государственных программ Московской области"
Стандарт вводится в действие c 1 января 2019 г.
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего государственного финансового контроля "Проведение аудита эффективности реализации государственных программ Московской области" (далее - Стандарт) разработан в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Закона Московской области N 135/2010-ОЗ "О Контрольно-счётной палате Московской области", на основе Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счётными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (утверждённых Коллегией Счётной палаты Российской Федерации от 17.10.2014 N 47К (993), положениями Стандарта внешнего государственного финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия".
1.2. Стандарт является специализированным стандартом и предназначен для методологического обеспечения реализации полномочий Контрольносчётной палаты Московской области (далее - КСП Московской области) по осуществлению аудита эффективности реализации государственных программ Московской области (далее - аудит эффективности реализации государственных программ).
1.3. Целью Стандарта является установление общих правил, порядка подготовки и проведения аудита эффективности реализации государственных программ.
1.4. Задачами Стандарта являются:
определение содержания аудита эффективности реализации государственных программ;
определение основных этапов и процедур организации и проведения аудита эффективности реализации государственных программ.
1.5. По вопросам, порядок решения которых не урегулирован настоящим Стандартом, решение принимается Председателем КСП Московской области и оформляется распоряжением КСП Московской области.
1.6. Стандарт является обязательным к применению членами Коллегии КСП Московской области, инспекторами КСП Московской области, а также привлеченными к проведению контрольных мероприятий КСП Московской области экспертами и специалистами.
1.7. Термины и определения, используемые в Стандарте, применяются в значениях, установленных в документах, указанных в пункте 1.1 Стандарта и иных документов стратегического планирования Московской области.
2. Понятие, цель и задачи аудита эффективности реализации государственных программ
2.1. Аудит эффективности реализации государственных программ представляет собой оценку соотношения результатов с затраченными ресурсами, достижения целей, задач, показателей государственной программы Московской области, деятельности по достижению результатов реализации государственной программы Московской области.
2.2. Целью аудита эффективности реализации государственных программ является оценка эффективности использования бюджетных средств и достижения запланированных показателей, предусмотренных государственными программами Московской области (результативности и эффективности), разработка предложений по повышению эффективности реализации государственных программ Московской области.
2.3. Задачами аудита эффективности реализации государственных программ являются:
1) оценка эффективности использования бюджетных средств на реализацию государственных программ Московской области;
2) оценка достижения цели и планируемых результатов реализации государственной программы Московской области;
3) определение причин не достижения цели и планируемых результатов реализации государственной программы Московской области;
4) подготовка предложений по повышению эффективности использования бюджетных средств при реализации государственных программ Московской области и улучшению организации их реализации.
3. Предмет и объекты аудита эффективности реализации государственных программ
3.1. Предметом аудита эффективности реализации государственных программ является государственная программа Московской области и документы к ней, использование ресурсов на реализацию государственных программ Московской области, а также деятельность государственных заказчиков государственных программ, государственных заказчиков подпрограмм, ответственных за выполнение мероприятий, направленная на достижение целей и планируемых результатов реализации государственной программы.
3.2. Объектами аудита эффективности реализации государственных программ являются государственные заказчики государственных программ, государственные заказчики подпрограмм, ответственные за выполнение мероприятий государственных программ Московской области.
3.3. Объекты аудита эффективности реализации государственных программ определяются в соответствии с положениями Стандарта внешнего государственного финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия".
4. Информационная и правовая основы проведения аудита эффективности реализации государственных программ
Правовой и информационной основой проведения аудита эффективности реализации государственных программ являются:
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
закон Московской области о бюджете Московской области на очередной финансовый год и плановый период;
нормативные правовые акты, принятые во исполнение закона о бюджете Московской области;
Закон Московской области N 151/2007-ОЗ "О бюджетном процессе в Московской области";
Закон Московской области N 123/2010-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Московской области";
Закон Московской области N 135/2010-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Московской области";
Регламент Контрольно-счетной палаты Московской области;
План работы Контрольно-счетной палаты Московской области на текущий год;
бюджетная и иная отчетность объектов аудита эффективности реализации государственных программ;
иные федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты Московской области, регулирующие бюджетные правоотношения; государственные программы Московской области; отчёты о реализации государственных программ Московской области; информация, содержащаяся в государственной информационной системе "Региональный электронный бюджет Московской области" (далее - ГИС РЭБ Московской области);
информация, содержащаяся в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет";
информация, содержащаяся в автоматизированной информационноаналитической системе "Мониторинг социально-экономического развития Московской области с использованием типового регионального сегмента ГАС "Управление";
информация, размещенная на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
информация, содержащаяся в единой автоматизированной системе управления закупками Московской области;
сборники и базы данных государственной статистической отчетности, включая данные федерального статистического наблюдения;
сведения официальных сайтов объектов аудита эффективности реализации государственных программ Московской области;
результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых КСП Московской области;
результаты проверок соответствующих контрольных и надзорных органов;
иные документы и информация в соответствии с целями проведения аудита эффективности реализации государственных программ;
информация и различные данные, полученные по запросам КСП Московской области.
5. Порядок проведения аудита эффективности реализации государственных программ
5.1. Планирование аудита эффективности реализации государственных программ осуществляется в ходе подготовки проектов планов работы КСП Московской области на соответствующий год, в том числе на основании результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП Московской области.
5.2. Аудит эффективности реализации государственных программ осуществляется в форме последующего аудита (контроля) посредством проведения контрольных мероприятий, включаемых в планы работы КСП Московской области.
5.3. Аудит эффективности реализации государственных программ включает следующие этапы:
подготовка к проведению аудита эффективности реализации государственных программ (подготовительный этап);
проведение аудита эффективности реализации государственных программ (основной этап);
оформление результатов аудита эффективности реализации государственных программ (заключительный этап).
5.4. Продолжительность проведения каждого из указанных этапов зависит от особенностей аудита эффективности реализации государственных программ, особенностей конкретной государственной программы Московской области (перечня мероприятий).
5.5. В ходе подготовки, проведения, оформления результатов аудита эффективности реализации государственных программ, осуществляемого в форме контрольного мероприятия, необходимо руководствоваться Стандартом внешнего государственного финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия" с учётом особенностей установленных настоящий Стандартом.
5.6. В случае, когда для достижения целей аудита эффективности реализации государственных программ и получения ответов на поставленные вопросы необходимы специальные знания, навыки и опыт к участию в проведении мероприятия могут привлекаться специалисты (эксперты) с учетом положений Стандарта внешнего государственного финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия".
6. Подготовка к проведению аудита эффективности реализации государственных программ (подготовительный этап)
Подготовка к проведению аудита эффективности реализации государственных программ включает осуществление следующих действий:
предварительное изучение предмета, объектов аудита эффективности реализации государственных программ и их специфики;
оценку взаимосвязи между объемами финансирования и показателями государственной программы;
определение цели (целей) и основных направлений аудита эффективности реализации государственных программ Московской области, методов сбора фактических данных и информации, выбор критериев оценки эффективности реализации программных мероприятий.
По результатам предварительного изучения предмета, объектов аудита эффективности реализации государственных программ и их специфики определяются цель (цели), критерии аудита эффективности реализации государственных программ.
Цели аудита эффективности реализации государственных программ должны быть направлены на такие аспекты анализируемой государственной программы, в которых выявлена высокая степень рисков, чтобы результаты мероприятия могли дать наибольший эффект от проведения данного аудита.
Критерии аудита эффективности определяются по каждой цели и должны ей соответствовать. Перечень и содержание критериев должны быть такими, чтобы результаты их проверки и анализа, выступающие в форме полученных доказательств, обеспечивали достижение поставленной цели аудита эффективности.
Выбор критериев оценки эффективности осуществляется в процессе предварительного изучения предмета аудита и деятельности проверяемых объектов после определения его целей, на основе анализа:
информации о деятельности государственного заказчика государственной программы, государственного заказчика подпрограммы, ответственного за выполнение мероприятия в предшествующий период;
законодательных и иных нормативных правовых актов, а также документов, относящихся к предмету аудита, которые устанавливают правила, требования, процедуры формирования и реализации государственной программы;
материалов соответствующих государственных статистических данных.
Критерии оценки эффективности должны соответствовать следующим требованиям.
Критерии оценки эффективности должны быть четкими, объективными, достаточными, сравнимыми.
Четкость критериев заключается в том, что они должны иметь формулировки, которые не содержат двусмысленности и не могут быть подвержены различным интерпретациям ни со стороны проверяющих или проверяемых, ни со стороны будущих пользователей отчета о результатах данного аудита.
Критерии являются объективными в том случае, если они выбраны в результате всестороннего анализа государственной программы, отражают ее особенности и соответствуют целям аудита эффективности реализации государственной программы.
Достаточными критерии являются в том случае, когда на основе их совокупности делаются обоснованные заключения и выводы об эффективности реализации государственной программы в соответствии с поставленными целями аудита.
Сравнимость критериев состоит в том, чтобы они увязывались с критериями оценки эффективности, использованными ранее при проведении аудита эффективности реализации этих государственных программ. При этом, указанные критерии не должны дублировать показатели, предусмотренные государственными программами Московской области. Также критерии могут сравниваться с критериями, используемыми другими субъектами Российской Федерации.
Критерии оценки эффективности должны соотноситься с документами стратегического планирования Российской Федерации и Московской области.
Необходимо, чтобы состав критериев был достаточным для формирования обоснованных заключений и выводов по результатам аудита эффективности реализации государственных программ в соответствии с поставленными целями.
Выбор критериев для осуществления оценки эффективности бюджетных расходов в рамках государственных программ Московской области проводится по следующим основным направлениям:
оценка вклада государственных программ Московской области в решение задач социально-экономического развития;
оценка качества реализации государственных программ Московской области.
Оценка вклада государственных программ в решение задач социально-экономического развития может осуществляться по таким критериям, как:
согласованность целей государственной программы Московской области с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития;
соответствие целей и показателей государственной программы Московской области нормативным правовым актам и документам, определяющим стратегические приоритеты социально-экономического развития Московской области, в том числе отраслевого характера;
соответствие целей, задач, мероприятий и конечных результатов федеральным стратегическим документам, приоритетным национальным проектам, отраслевым документам, концепциям развития отрасли;
наличие положительной динамики показателей социально-экономического развития Московской области, на которые направлено действие государственной программы Московской области;
оценка качества показателей государственной программы Московской области, в том числе достоверности, объективности показателей, характеризующих выполнение государственной программы Московской области, наличие прямой взаимосвязи между объёмами финансирования и показателями государственных программ.
Оценка качества реализации государственных программ Московской области может осуществляться по таким критериям, как:
обеспечение полного и своевременного выполнения мероприятий государственной программы Московской области;
соответствие запланированных затрат на реализацию государственной программы Московской области фактическим (в том числе оценка объема привлеченных средств федерального бюджета на 1 рубль средств бюджета Московской области, оценка объема привлеченных средств юридических лиц на 1 рубль средств бюджета Московской области, полнота обоснования объема неиспользованных бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы Московской области, перераспределение объемов бюджетных ассигнований в связи с отсутствием возможности их использования в запланированном объеме);
оценка расходования средств на осуществление государственных закупок (в том числе обоснованность объектов планов и планов-графиков государственных закупок, начальных (максимальных) цен контрактов, рациональность выбора способов размещения государственных закупок с целью достижения необходимого уровня конкуренции);
оценка расходования средств на предоставление межбюджетных трансфертов (в том числе выполнение условий софинансирования государственной программы Московской области, своевременность заключения соглашений о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, равномерность их предоставления, качество взаимодействия с органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами и другими заинтересованными организациями при реализации государственных программ Московской области);
оценка расходования средств на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (в том числе своевременность подготовки и обоснованность государственного задания, обоснованность выбора поставщиков государственных услуг, степень выполнения показателей государственного задания, соответствие задач и показателей государственных заданий задачам и показателям подпрограммы, в случае оказания государственных услуг (выполнения работ);
оценка расходования средств на осуществление бюджетных инвестиций (в том числе оценка эффективности бюджетных инвестиций, соблюдение плановых сроков ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, степень выполнения юридическими лицами своих обязательств в рамках инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств юридических лиц, и инвестиционных проектов, реализуемых на условиях государственно-частного партнерства);
степень достижения целей и показателей государственной программы Московской области;
степень реализации подпрограмм государственной программы Московской области;
качество взаимодействия государственных заказчиков государственных программ Московской области, государственных заказчиков подпрограмм и ответственных за выполнение мероприятий;
осуществление внутреннего контроля и аудита при реализации государственных программ Московской области.
В зависимости от отраслевой специфики государственной программы в оценку эффективности могут включаться иные критерии. Критерии оценки эффективности (в том числе иные) рассматриваются на Коллегии КСП Московской области, согласовываются с объектами проверки и включаются в качестве приложения к программе проведения аудита эффективности.
7. Проведение аудита эффективности реализации государственных программ (основной этап)
7.1. На основном этапе аудита эффективности реализации государственных программ проводится проверка, анализ и оценка фактических данных и информации, имеющих отношение к его предмету, в том числе полученных из различных источников в соответствии с целями и критериями аудита эффективности реализации государственных программ, предусмотренными программой проведения мероприятия.
7.2. В ходе аудита эффективности реализации государственных программ осуществляется оценка эффективности использования государственных средств по критериям и показателям, определенным на подготовительном этапе в соответствии с разделом 6 настоящего Стандарта.
7.3. При проведении аудита эффективности необходимо взаимодействовать с руководством проверяемых органов и организаций на всех этапах его проведения.
8. Оформление результатов аудита эффективности реализации государственных программ (заключительный этап)
8.1. Выводы, которые формируются по каждой цели аудита эффективности реализации государственной программы, должны содержать:
характеристику и значимость выявленных отклонений фактических результатов реализации государственной программы или деятельности объектов аудита от критериев оценки эффективности, установленных в программе аудита эффективности реализации государственной программы;
оценку достижения цели и планируемых результатов реализации государственной программы Московской области и причины их не достижения;
оценку эффективности использования бюджетных средств на реализацию государственных программ Московской области;
причины выявленных недостатков, которые привели к неэффективной реализации государственной программы, и последствия, которые эти недостатки влекут или могут повлечь за собой (при необходимости);
предложения по повышению эффективности использования бюджетных средств при реализации государственных программ Московской области и улучшению организации их реализации.
Заключения о соответствии фактических результатов реализации государственной программы установленным критериям оценки эффективности, а также сделанные на их основе выводы подготавливаются в произвольной форме в составе рабочей документации по проведению аудита эффективности реализации государственной программы.
8.2. Если в ходе проведения аудита получены какие-либо фактические данные или выявлены проблемы, которые не могут быть оценены с точки зрения утвержденных критериев оценки эффективности, следует провести дополнительное изучение вопроса, в процессе которого необходимо:
определить, имеют ли эти данные случайный характер или же они свидетельствуют о наличии общей или системной проблемы в реализации данной государственной программы;
оценить фактическое или возможное влияние данной проблемы на результаты реализации государственной программы;
установить причины наличия данной проблемы, для того чтобы подготовить соответствующие рекомендации по ее решению;
проанализировать возможности устранения выявленной проблемы самим объектом проверки, поскольку эта проблема может быть результатом действий или событий, которые от него не зависят;
обсудить данную проблему с экспертами (при наличии) и руководством объекта проверки;
собрать при необходимости дополнительные фактические материалы.
На основе анализа собранного дополнительного материала определяются характер, значимость и причины выявленных проблем, которые формулируются в выводах по результатам аудита. Если руководство объекта проверки знает о существовании этих проблем и предпринимает меры по их устранению, это следует учитывать при формулировании выводов и соответствующим образом отражать в отчете о результатах аудита.
8.3. Подготовка и оформление отчета о результатах аудита эффективности реализации государственной программы является завершающей процедурой его проведения.
Результаты аудита должны излагаться в отчете в соответствии с целями программы и отражать выводы по каждой из них. В отчете следует приводить наиболее существенные факты, свидетельствующие о неэффективной реализации государственной программы, а также указывать их причины.
Для более объективной оценки результатов реализации государственной программы в отчет о результатах аудита следует включать не только выявленные недостатки, но и заслуживающие внимания достижения в проверяемой сфере и деятельности объектов аудита, информация о которых может быть использована другими организациями для совершенствования их деятельности в целях повышения эффективности реализации программных мероприятий, использования бюджетных средств на реализацию государственных программ Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Контрольно-счетной палаты Московской области от 29 декабря 2018 г. N 40Р-86 "Об утверждении Стандарта внешнего государственного финансового контроля "Проведение аудита эффективности реализации государственных программ Московской области"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 29 декабря 2018 г.
Стандарт, утвержденный настоящим распоряжением, вводится в действие с 1 января 2019 г.
Текст распоряжения опубликован на сайте Контрольно-счетной палаты Московской области (http://ksp.mosreg.ru); в "Информационном сборнике Контрольно-счётной палаты Московской области", 2018 г., N 5