Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к распоряжению государственного органа
Московской области "Уполномоченный
по правам человека в Московской
области и его аппарат"
от 28 фев 2019 N РГОМО-33/2019
Отчет
о результатах правового мониторинга обеспечения доступности для посещений инвалидами и другими маломобильными группами населения административных зданий правоохранительных органов и уголовно-исполнительных учреждений Московской области, в которых предоставляются услуги и осуществляется прием граждан
1. Общие положения
Объект мониторинга: нормы международного, федерального и регионального законодательства по формированию и обеспечению доступной среды для маломобильных групп граждан в административных зданиях правоохранительных органов и уголовно-исполнительных учреждений Московской области.
Цели и задачи проведения мониторинга:
1. Определение имеющихся условий доступности административных зданий правоохранительных органов и уголовно-исполнительных учреждений Московской области в соответствии с требованиями нормативно-правовой документации.
2. Обеспечение прав инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы на доступ в административные здания правоохранительных органов: полиции, прокуратуры, следственного комитета и уголовно-исполнительных учреждений Московской области: СИЗО, исправительных колоний.
3. Выявление факторов, снижающих эффективность реализации законов и иных нормативных правовых актов в указанной сфере.
4. Обеспечение взаимодействия с ответственными должностными лицами и руководителями учреждений, посещаемых при проведении мониторинга.
Время проведения мониторинга: апрель - ноябрь 2018 года.
2. Деятельность исполнителей
Исполнители: Тихомиров А.Н., Шаталов В.И., Копылов Е.И., представители Уполномоченного по правам человека в Московской области в муниципальных образованиях Московской области (далее - представители УПЧ в МО).
Проведенные мероприятия:
N |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
Отметка о выполнении |
1 |
Изучение и анализ законодательства в сфере формирования и обеспечения доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения |
апрель - май 2018 г. |
Тихомиров А.Н., Шаталов В.И., Копылов Е.И., представители УПЧ в МО |
Исполнено |
2 |
Подготовка проекта письма Председателю Московской областной организации Всероссийского общества инвалидов (далее - ВОИ) Зеликову Н.И. для оказания содействия в проведении мониторинга административных зданий правоохранительных органов на территориях муниципальных образований путем привлечения экспертов районных обществ ВОИ и получения от них информации, связанной с темой мониторинга |
апрель - май 2018 г. |
Шаталов В.И., Копылов Е.И. |
Исполнено |
3 |
Подготовка проектов поручений Уполномоченного по правам человека в Московской области представителям УПЧ в МО по проверке условий, обеспечивающих равный доступ инвалидов и лиц с физическими недостатками в административные здания правоохранительных органов, с привлечением специалистов ВОИ |
апрель - май 2018 г. |
Шаталов В.И., Копылов Е.И. |
Исполнено |
4 |
Проведение представителями УПЧ в МО проверок условий, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с физическими недостатками в административные здания правоохранительных органов. Анализ результатов и представление их в аппарат Уполномоченного по правам человека в Московской области |
май - август 2018 г. |
Тихомиров А.Н. Шаталов В.И., Копылов Е.И., Квасов С.И., представители УПЧ |
Исполнено |
5 |
Осуществление выездов для проведения мониторинга в муниципальные образования, где отсутствуют представители УПЧ в МО |
По отдельному графику |
Шаталов В.И., Копылов Е.И. |
Исполнено |
6 |
Анализ результатов, подведение итогов мониторинга, подготовка предложений по устранению выявленных проблем |
Ноябрь 2018 г. |
Тихомиров А.Н., Шаталов В.И., Копылов Е.И. |
Исполнено |
7 |
Подготовка отчета о проведенном мониторинге |
Ноябрь 2018 г. |
Копылов Е.И. |
Исполнено |
3. Проведение мониторинга
В 1975 году ООН приняла Декларацию о правах инвалидов, затем были приняты такие международные документы, как Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982 г.) и Конвенция о правах инвалидов (2006 г.), которые регламентировали права инвалидов и людей с ограниченными возможностями в сфере доступности окружающей среды для их жизнедеятельности.
Одной из объективно сложных проблем, с которой приходится сталкиваться людям с инвалидностью при реализации своих прав, является проблема обеспечения беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной, социальной и информационной инфраструктур. Невозможность самостоятельно перемещаться в современном городском пространстве, неготовность к посещению инвалидами социально значимых учреждений существенно затрудняет жизнь людей с инвалидностью.
Доступной является такая среда, которая создает условия для свободного перемещения и самореализации гражданина с физическими недостатками. Она включает доступные услуги, возможность беспрепятственно посещать культурные, медицинские, муниципальные и административные здания государственных и правоохранительных учреждений.
К категории маломобильных групп населения и людей с ограниченными возможностями относятся: инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалиды по зрению (слепые и слабовидящие), инвалиды по слуху (глухие и слабослышащие), люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, люди с временным нарушением здоровья и люди преклонного возраста, беременные женщины и люди с детскими колясками.
Утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы подлежит реализации на федеральном и региональном уровнях, направлена на улучшение качества жизни инвалидов и маломобильных групп населения. Целью программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к объектам и услугам, предоставляемым для населения. Она предполагает доступ как к объектам социальной инфраструктуры, так и к административным зданиям правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы, оборудование их специальными техническими средствами и приспособлениями, которые помогут людям с ограниченными возможностями лучше ориентироваться, свободно перемещаться при входе и внутри помещений.
В России в настоящее время действует ряд нормативных правовых документов, регламентирующих реализацию требований доступности для инвалидов и людей с физическими недостатками. К таким нормативным актам относятся: Конвенция о правах инвалидов (13.12.2006); Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"; Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пунктом 41 которого определен Свод правил (СП59.13330.2012) "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ для разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей социальной интеграции в общество. В Московской области действует Закон Московской области от 22.10.2009 N 121/2009-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области", постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 N 783/39 утверждена Государственная программа Московской области "Социальная защита населения Московской области" на 2017 - 2021 годы.
Условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп граждан регламентированы не только федеральными законодательными актами, но и ведомственными актами. Так, приказом МВД России от 30.07.2015 N 809 утвержден Порядок обеспечения условий доступности объектов системы МВД России и предоставляемых услуг для инвалидов, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечивать беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Вопрос о возложении на органы местного самоуправления расходов на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры был предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, позиция по которому была изложена в определении от 13.05.2010 N 689-О-О. Указанным определением признано незаконным бездействие администрации ЗАТО "Город Зеленогорск" Красноярского края, не обеспечившей устройство в общественном здании администрации и в расположенном в многоквартирном доме нежилом помещении "Аптека N 100" входов с пандусами для доступа инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации. Суд, обязав администрацию обеспечить устройство пандусов, указал в своем решении, что к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, указанные объекты являются объектами муниципальной собственности, а органы местного самоуправления создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" на сотрудников организаций возложено оказание "помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами", что подразумевает, к примеру, навигацию и сопровождение человека с нарушением зрения внутри отделения.
С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 07.06.2017 N 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с которым с 01.01.2018 региональный государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг устанавливается положением о соответствующем виде государственного контроля (надзора), утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 15.1).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" юридические и должностные лица за уклонение от исполнения законодательством требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур несут административную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 9.13 КоАП РФ уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ст. 12 и 30 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здания и сооружения любого назначения, а также связанные с ними процессы проектирования, строительства и реконструкции должны отвечать требованиям доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. На основании п. 7 ст. 30 указанного Технического регламента доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения должна обеспечиваться не только за счет досягаемости ими мест посещения, но и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений.
В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" требования об обеспечении доступности для инвалидов объектов применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам.
Не все требования носят обязательный характер. Обязательные для применения нормативы и правила обеспечения доступности объектов и услуг определены в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (постановление Правительства РФ N 1521 от 26.12.2014). В Перечне также сказано о том, что "нормативные документы (их части), на которые имеются ссылки в национальных стандартах и сводах правил (их частях), включенных в настоящий перечень, применяются на обязательной основе в случае, если нормативные документы (их части) содержатся в настоящем перечне". Это означает, что если в обязательном пункте есть ссылка на ГОСТ или СП, которого нет в утвержденном списке, то его применение носит допустимый (добровольный) характер.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В случае когда существующий объект невозможно приспособить полностью, следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания с территориальным общественным объединением инвалидов или обеспечить альтернативный способ получения услуги.
В соответствии со ст. 2 Конвенции о правах инвалидов разумное приспособление это "внесение необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод". "Разумное приспособление" означает, что при реконструкции и капитальном ремонте зданий необходимо ориентироваться на разумные меры, создающие условия жизнедеятельности инвалидов в степени, необходимой и достаточной для конкретной ситуации.
В рамках мониторинга сотрудниками аппарата посещены административные здания 167 управлений, отделов и отделений полиции Главного управления МВД России по Московской области, 47 зданий подмосковных прокуратур, 37 зданий следственных отделов Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Московской области и 16 административных зданий уголовно-исполнительных учреждений и мест содержания обвиняемых (подозреваемых), заключенных под стражу.
В ходе посещений было установлено, что все административные здания, занимаемые правоохранительными учреждениям и органами уголовно-исполнительной системы Московской области, построены и введены в эксплуатацию до 1 июля 2016 года, в связи с чем данные объекты невозможно приспособить полностью для беспрепятственного доступа в них людей с ограниченными возможностями. Но возможно принять разумные меры, создающие условия для инвалидов в степени, необходимой и достаточной для данных помещений с учетом принципа "разумного приспособления".
Основные недостатки, выявленные при посещении зданий, занимаемых правоохранительными учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Московской области: отсутствует дублирование лестницы пандусом; перед лестничным маршем нет тактильных средств; для предотвращения соскальзывания трости или ноги не предусмотрены бортики на боковых краях ступеней, не примыкающих к стене; кнопки вызова персонала в большинстве учреждений не выделены контрастным цветом и не обозначены специальным символом; для инвалидов с нарушениями зрения и слуха отсутствуют указатели и сигналы, в т.ч. направления движения; не предусмотрена стоянка для транспортных средств инвалидов у зданий.
У большинства зданий прокуратур отсутствуют пандусы, как при входе в Луховицкую и Дмитровскую городские прокуратуры:
В некоторых учреждениях предприняли определенные меры, направленные на обеспечение доступа инвалидов и людей с ограниченными возможностями в здания и объекты для оказания необходимых услуг. Однако пандусы установлены неправильно, отсутствуют поручни или один из них, человек в инвалидной коляске не в состоянии дотянуться до установленного сигнала вызова. Так, при входе в здания Подольской городской прокуратуры и прокуратуры г. Долгопрудного пандусы изготовлены с нарушением технического регламента, имеют по одному поручню, что создает препятствия для движения.
Пандусы с поручнями при входе в здание и отмеченные специальным символом стоянки для автотранспорта инвалидов находятся при входе в здания и помещения Истринской, Щелковской, Павлово-Посадской, Раменской, Электростальской, Ивантеевской прокуратур.
При посещении административных зданий следственных отделов (далее - СО) ГСУ СК РФ по Московской области в муниципальных образованиях только в 7 имеются не всегда соответствующие техническим регламентам пандусы при входе в здания: СО по г. Орехово-Зуево, СО по г. Королев, СО по г. Чехов, СО по г. Химки, СО по г. Щелково, СО по г. Долгопрудный и СО по г. Раменское. Из перечисленных следственных отделов только в четырех имеются отмеченные стоянки для автотранспорта инвалидов (Раменское, Долгопрудный, Химки и Щелково).
Доступ в здания СО по г. Красногорску, СО по г. Луховицы и СО по г. Солнечногорску отмечает характерные признаки входа в большинство зданий следственных комитетов - отсутствие пандусов и поручней.
Те же проблемы отмечены при посещении административных зданий уголовно-исполнительных учреждений и мест содержания обвиняемых (подозреваемых) под стражей (исправительные колонии (ИК), колонии-поселения (КП), следственные изоляторы (СИЗО). Результаты посещения административных зданий указанных учреждений на предмет обеспечения доступа маломобильных групп населения и инвалидов в помещения для приема сотрудниками и свиданий с родными приведены в таблице 1:
Таблица 1
N |
Название УИС и СИЗО |
Адрес административных зданий |
Помещение расположено на 1 эт., 2 эт. и последующих этажах |
Наличие подъемных механизмов (подъемников, лифтов) для помещений, находящихся на 2-м и последующих эт. |
Наличие пандуса при входе в здание с поручнями, а также кнопок и систем вызова помощи |
Наличие в помещении туалета, оборудованного для инвалида |
Наличие иного специального оборудования для инвалидов (тактильные полосы, цветовые и звуковые сигналы, "тревожные кнопки вызова") |
Наличие инструктажа для лиц, осуществляющих сопровождение инвалидов в учреждении |
Наличие оборудованных мест для парковок инвалидов |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
8 |
9 |
11 |
12 |
1. |
ФКУ СИЗО-5 УФСИН МО |
г. Кашира, ул. Советская, дом 2 |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
2. |
ФКУ СИЗО-6 УФСИН МО |
г. Коломна, ул. Гражданская, д. 112 |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
3. |
ФКУ ИК-6 УФСИН МО |
г. Коломна, Колычевский пр-д, д. 6 |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
4. |
ФКУ СИЗО-12 УФСИН МО |
г. Зеленоград, ул. Гоголя, дом 21 |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
5. |
ФКУ КП-2 УФСИН МО |
г. Зеленоград, ул. Панфилова, дом 21 |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
6. |
ФКУ СИЗО-2 УФСИН МО |
г. Волоколамск, ул. Горвал, дом 6 |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
7. |
ФКУ СИЗО-7 УФСИН МО |
г. Егорьевск, ул. Октябрьская, дом 20 |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
8. |
ФКУ КП-3 УФСИН МО |
г. Электросталь, ул. Горького, дом 40 |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
9. |
ФКУ ИК-5 УФСИН МО |
г. Можайск, ул. Дзержинского |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
10. |
ФКУ СИЗО-10 УФСИН МО |
г. Можайск, п. Дзержинского, ул. Горького, 40 |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборуд-я не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
11. |
ФКУ СИЗО-4 УФСИН |
г. Можайск, Комсомольская пл., д. 7 |
Отсутствуют оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборуд-я не имеется |
Имеется |
Парковочного места нет |
12. |
Можайская ВТК для н/них |
г. Можайск, п. Дзержинского |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
13. |
ФКУ СИЗО-1 УФСИН МО |
г. Ногинск, ул. Толстовская, дом 5 |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
14. |
ФКУ СИЗО-11 УФСИН МО |
г. Ногинск, ул. Ревсобраний, дом 17 |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
15. |
ФКУ СИЗО-3 УФСИН МО |
г. Серпухов, ул. Калужская, дом 50/7 |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Частично оборудовано (цветовые сигналы и трев. кнопки) |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
16. |
ФКУ СИЗО-8 УФСИН МО |
г. Сергиев Посад, пр-т Красной армии, д. 58 |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
Таким образом, здания учреждений, подведомственных УФСИН России по Московской области, не приспособлены для беспрепятственного доступа и передвижения в них инвалидов и людей с ограниченными возможностями.
Об этом свидетельствует и поступившая в ходе мониторинга 27.07.2018 в адрес Уполномоченного жалоба инвалида-колясочника Рамоджановой Р.А. (Вх. ОГ-3377/2018) о том, что она у входа в ФКУ СИЗО-8 в г. Сергиев Посад для свидания с родственником не могла попасть на инвалидном кресле в учреждение, ее кресло-коляска не могла поместиться в тамбуре КПП учреждения. Только с физической помощью сотрудников учреждения она смогла получить доступ в здание, и ей оказана услуга по приему.
Приведенный пример свидетельствует, что здания уголовно-исполнительных учреждений Московской области не обустроены с учетом физиологических особенностей людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. В них отсутствуют пандусы для инвалидных колясок, оборудованные поручнями; кнопки и системы вызова помощи, специально приспособленные для инвалидов; подъемные платформы, откидные поручни, держатели костылей.
В ходе посещения ОМВД РФ по Солнечногорскому району, ОГИБДД ОМВД РФ по г.о. Лобня, 2-го отдела полиции г. Одинцово выявлены такие же нарушения, как и при посещении помещений и зданий прокуратуры и следственного комитета, - отсутствие пандусов и поручней.
Недостатки по обеспечению доступности инвалидов в административные здания, помещения и оказания им услуг по приему должностными лицами, выявленные в ходе посещения зданий управлений и отделов органов полиции Московской области в муниципальных образованиях, указаны в таблице 2:
Таблица 2
N |
Наименование правоохр. органа |
Адрес административных зданий правоохранительных органов |
Помещение расположено на 1 этаже здания |
Наличие подъемных механизмов (подъемников, лифтов) для помещений, находящихся на вторых и последующих этажах зданий |
Наличие пандуса при входе в здание с поручнями, а также кнопок и систем вызова помощи |
Наличие в помещении туалета, оборудованного для инвалида |
Наличие иного специального оборудования для инвалидов (тактильные полосы, цветовые и звуковые сигналы, "тревожные кнопки вызова") |
Наличие инструктажа для лиц, осуществляющих сопровождение инвалидов в учреждении |
Наличие оборудованных мест для парковок инвалидов |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
8 |
9 |
11 |
12 |
1. |
УМВД РФ по г.о. Химки |
г. Химки, ул. Гоголя, д. 6 |
на 1-м этаже |
Не имеется |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Кнопка вызова, другого оборудования нет |
Имеется |
Имеется |
2. |
1 Отдел полиции |
г. Химки, пр-т Мельникова, д. 32 |
на 1-м этаже |
Не имеется |
Пандус с 1 поручнем |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
3. |
УМВД РФ по г.о. Красногорск |
г. Красногорск, ул. Первомайская, д. 6 |
на 1-м этаже |
Не имеется |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Кнопка вызова, другого оборудования нет |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
4. |
Отдел полиции г. Красногорск |
г. Красногорск, ул. Братьев Горожанкиных, д. 25 |
на 1 этаже |
Не имеется |
Пандус без поручней |
Оборудованного туалета не имеется |
Кнопка вызова, другого оборудования нет |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
5. |
МУ МВД г.о. Мытищи |
г. Мытищи, ул. Колпакова, 15/2 |
на 1 этаже |
Имеется подъемник |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Имеется |
6. |
МУ МВД "Одинцовское" |
Одинцово, Можайское шоссе, д. 4 |
на 1-м этаже |
Не имеется |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Имеется |
Имеется |
Имеется |
7. |
1 отдел полиции Одинцово |
Одинцово, Можайское шоссе, д. 4 |
на 1 этаже |
Не имеется |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Имеется |
Имеется |
Имеется |
8. |
Отдел полиции пос. Лесной г-к |
Одинцово, Акуловская, д. 26 |
на 1 этаже |
Имеется подъемник |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Имеется |
9. |
УМВД РФ по Дмитровскому району |
г. Дмитров, ул. Загорская, д. 9а |
на 1 этаже |
Не имеется |
Имеется |
Имеется |
Кнопка вызова, другого оборудования нет |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
10. |
ОМВД РФ по Волоколамск. р-ну |
г. Волоколамск, Октябрьская пл., дом 7 |
на 1 этаже |
Не имеется |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Имеется |
11. |
ОМВД РФ по г.о. Егорьевск |
г. Егорьевск, ул. Советская, д. 116 |
на 1 этаже |
Не имеется |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Имеется |
12. |
УМВД РФ по Сергиево-Посадскому району |
Сергиев Посад, пр-т Красной армии, д. 212/2 |
на 1 этаже |
Не имеется |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Не имеется |
Имеется |
13. |
УМВД РФ по г.о. Подольск |
г. Подольск, Революционный проспект, д. 84 |
на 1 этаже |
Не имеется |
Пандус без поручней |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Не имеется |
Имеется |
14. |
1 Отдел полиции г. Подольск |
г. Подольск, ул. Космонавтов, 7 |
на 1 этаже |
Не имеется |
Пандус с одним поручнем |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Имеется |
15. |
МУ МВД РФ "Ногинское" |
г. Ногинск, ул. 3-го Интернационала, д. 93 |
на 1 этаже |
Не имеется |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Имеется |
16. |
2 Отдел полиции г. Ногинск |
г. Ногинск, ул. 3-го Интернационала, д. 93 |
на 1 этаже |
Не имеется |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Имеется |
17. |
УМВД РФ по г.о. Электросталь |
Электросталь, ул. Пионерская, дом 1 |
на 1 этаже |
Не имеется |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Имеется |
18. |
МУ МВД Орехово-Зуевское |
г. Орехово-Зуево, ул. Гагарина, дом 15 |
на 1 этаже |
Не имеется |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Не имеется |
Имеется |
19. |
Ликино-Дулевский отдел пол. Орехово-Зуевского |
г. Ликино-Дулево, ул. Советская, д. 34 |
на 1 этаже |
Не имеется |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Не имеется |
Имеется |
20. |
Дрезненское отделение пол-и Орехово-Зуев. р-на |
г. Дрезна, ул. Южная, 15 |
на 1 этаже |
Не имеется |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Не имеется |
Имеется |
21. |
МУ МВД "Пушкинское" |
г. Пушкино, ул. Оранжерейная, д. 19 |
на 1 этаже |
Не имеется |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Не имеется |
Имеется |
22. |
ОМВД РФ Рузского р-на |
г. Руза, ул. Революционная, 25 |
на 1 этаже |
Не имеется |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Имеется |
23. |
ОМВД РФ Истринского р-на |
г. Истра, ул. Коммуны, д. 11а |
на 1 этаже |
Имеется лифт |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Имеется |
24. |
ОМВД РФ по г. Кашира |
г. Кашира, ул. Советская, 25 |
на 1 этаже |
Не имеется |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Имеется |
25. |
УМВД РФ Наро-Фоминского р-на |
Наро-Фоминск, Володарского, дом 9 |
на 1 этаже |
Не имеется |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Имеется |
Имеется |
Имеется |
4. Результаты мониторинга. Выводы и предложения
В ходе мониторинга выявлены следующие проблемы, требующие принятия дополнительных мер:
- низкий уровень взаимодействия правоохранительных органов и уголовно-исполнительных учреждений с общественными объединениями инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования, по обследованию объектов и услуг;
- невыполнение в полном объеме должностными лицами мер, создающих условия для инвалидов в степени, необходимой и достаточной с учетом особенностей конструкции здания.
По результатам проведения мониторинга предлагаем направить письма руководителям Главного управления МВД России по Московской области, Прокуратуры Московской области, в Главное следственное управление Следственного комитета России по Московской области и Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Московской области с предложениями принять разумные меры, создающие условия для инвалидов в степени, необходимой и достаточной для данных помещений с учетом принципа "разумного приспособления".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.