Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к распоряжению государственного органа
Московской области "Уполномоченный
по правам человека в Московской
области и его аппарат"
от 28 фев 2019 N РГОМО-33/2019
Отчет
о результатах правового мониторинга обеспечения доступности для посещений инвалидами и другими маломобильными группами населения административных зданий правоохранительных органов и уголовно-исполнительных учреждений Московской области, в которых предоставляются услуги и осуществляется прием граждан
1. Общие положения
Объект мониторинга: нормы международного, федерального и регионального законодательства по формированию и обеспечению доступной среды для маломобильных групп граждан в административных зданиях правоохранительных органов и уголовно-исполнительных учреждений Московской области.
Цели и задачи проведения мониторинга:
1. Определение имеющихся условий доступности административных зданий правоохранительных органов и уголовно-исполнительных учреждений Московской области в соответствии с требованиями нормативно-правовой документации.
2. Обеспечение прав инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы на доступ в административные здания правоохранительных органов: полиции, прокуратуры, следственного комитета и уголовно-исполнительных учреждений Московской области: СИЗО, исправительных колоний.
3. Выявление факторов, снижающих эффективность реализации законов и иных нормативных правовых актов в указанной сфере.
4. Обеспечение взаимодействия с ответственными должностными лицами и руководителями учреждений, посещаемых при проведении мониторинга.
Время проведения мониторинга: апрель - ноябрь 2018 года.
2. Деятельность исполнителей
Исполнители: Тихомиров А.Н., Шаталов В.И., Копылов Е.И., представители Уполномоченного по правам человека в Московской области в муниципальных образованиях Московской области (далее - представители УПЧ в МО).
Проведенные мероприятия:
N |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
Отметка о выполнении |
1 |
Изучение и анализ законодательства в сфере формирования и обеспечения доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения |
апрель - май 2018 г. |
Тихомиров А.Н., Шаталов В.И., Копылов Е.И., представители УПЧ в МО |
Исполнено |
2 |
Подготовка проекта письма Председателю Московской областной организации Всероссийского общества инвалидов (далее - ВОИ) Зеликову Н.И. для оказания содействия в проведении мониторинга административных зданий правоохранительных органов на территориях муниципальных образований путем привлечения экспертов районных обществ ВОИ и получения от них информации, связанной с темой мониторинга |
апрель - май 2018 г. |
Шаталов В.И., Копылов Е.И. |
Исполнено |
3 |
Подготовка проектов поручений Уполномоченного по правам человека в Московской области представителям УПЧ в МО по проверке условий, обеспечивающих равный доступ инвалидов и лиц с физическими недостатками в административные здания правоохранительных органов, с привлечением специалистов ВОИ |
апрель - май 2018 г. |
Шаталов В.И., Копылов Е.И. |
Исполнено |
4 |
Проведение представителями УПЧ в МО проверок условий, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с физическими недостатками в административные здания правоохранительных органов. Анализ результатов и представление их в аппарат Уполномоченного по правам человека в Московской области |
май - август 2018 г. |
Тихомиров А.Н. Шаталов В.И., Копылов Е.И., Квасов С.И., представители УПЧ |
Исполнено |
5 |
Осуществление выездов для проведения мониторинга в муниципальные образования, где отсутствуют представители УПЧ в МО |
По отдельному графику |
Шаталов В.И., Копылов Е.И. |
Исполнено |
6 |
Анализ результатов, подведение итогов мониторинга, подготовка предложений по устранению выявленных проблем |
Ноябрь 2018 г. |
Тихомиров А.Н., Шаталов В.И., Копылов Е.И. |
Исполнено |
7 |
Подготовка отчета о проведенном мониторинге |
Ноябрь 2018 г. |
Копылов Е.И. |
Исполнено |
3. Проведение мониторинга
В 1975 году ООН приняла Декларацию о правах инвалидов, затем были приняты такие международные документы, как Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982 г.) и Конвенция о правах инвалидов (2006 г.), которые регламентировали права инвалидов и людей с ограниченными возможностями в сфере доступности окружающей среды для их жизнедеятельности.
Одной из объективно сложных проблем, с которой приходится сталкиваться людям с инвалидностью при реализации своих прав, является проблема обеспечения беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной, социальной и информационной инфраструктур. Невозможность самостоятельно перемещаться в современном городском пространстве, неготовность к посещению инвалидами социально значимых учреждений существенно затрудняет жизнь людей с инвалидностью.
Доступной является такая среда, которая создает условия для свободного перемещения и самореализации гражданина с физическими недостатками. Она включает доступные услуги, возможность беспрепятственно посещать культурные, медицинские, муниципальные и административные здания государственных и правоохранительных учреждений.
К категории маломобильных групп населения и людей с ограниченными возможностями относятся: инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалиды по зрению (слепые и слабовидящие), инвалиды по слуху (глухие и слабослышащие), люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, люди с временным нарушением здоровья и люди преклонного возраста, беременные женщины и люди с детскими колясками.
Утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы подлежит реализации на федеральном и региональном уровнях, направлена на улучшение качества жизни инвалидов и маломобильных групп населения. Целью программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к объектам и услугам, предоставляемым для населения. Она предполагает доступ как к объектам социальной инфраструктуры, так и к административным зданиям правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы, оборудование их специальными техническими средствами и приспособлениями, которые помогут людям с ограниченными возможностями лучше ориентироваться, свободно перемещаться при входе и внутри помещений.
В России в настоящее время действует ряд нормативных правовых документов, регламентирующих реализацию требований доступности для инвалидов и людей с физическими недостатками. К таким нормативным актам относятся: Конвенция о правах инвалидов (13.12.2006); Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"; Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пунктом 41 которого определен Свод правил (СП59.13330.2012) "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ для разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей социальной интеграции в общество. В Московской области действует Закон Московской области от 22.10.2009 N 121/2009-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области", постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 N 783/39 утверждена Государственная программа Московской области "Социальная защита населения Московской области" на 2017 - 2021 годы.
Условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп граждан регламентированы не только федеральными законодательными актами, но и ведомственными актами. Так, приказом МВД России от 30.07.2015 N 809 утвержден Порядок обеспечения условий доступности объектов системы МВД России и предоставляемых услуг для инвалидов, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечивать беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Вопрос о возложении на органы местного самоуправления расходов на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры был предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, позиция по которому была изложена в определении от 13.05.2010 N 689-О-О. Указанным определением признано незаконным бездействие администрации ЗАТО "Город Зеленогорск" Красноярского края, не обеспечившей устройство в общественном здании администрации и в расположенном в многоквартирном доме нежилом помещении "Аптека N 100" входов с пандусами для доступа инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и использующих технические средства реабилитации. Суд, обязав администрацию обеспечить устройство пандусов, указал в своем решении, что к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, указанные объекты являются объектами муниципальной собственности, а органы местного самоуправления создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" на сотрудников организаций возложено оказание "помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами", что подразумевает, к примеру, навигацию и сопровождение человека с нарушением зрения внутри отделения.
С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 07.06.2017 N 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с которым с 01.01.2018 региональный государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг устанавливается положением о соответствующем виде государственного контроля (надзора), утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 15.1).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" юридические и должностные лица за уклонение от исполнения законодательством требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур несут административную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 9.13 КоАП РФ уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ст. 12 и 30 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здания и сооружения любого назначения, а также связанные с ними процессы проектирования, строительства и реконструкции должны отвечать требованиям доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. На основании п. 7 ст. 30 указанного Технического регламента доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения должна обеспечиваться не только за счет досягаемости ими мест посещения, но и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений.
В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" требования об обеспечении доступности для инвалидов объектов применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам.
Не все требования носят обязательный характер. Обязательные для применения нормативы и правила обеспечения доступности объектов и услуг определены в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (постановление Правительства РФ N 1521 от 26.12.2014). В Перечне также сказано о том, что "нормативные документы (их части), на которые имеются ссылки в национальных стандартах и сводах правил (их частях), включенных в настоящий перечень, применяются на обязательной основе в случае, если нормативные документы (их части) содержатся в настоящем перечне". Это означает, что если в обязательном пункте есть ссылка на ГОСТ или СП, которого нет в утвержденном списке, то его применение носит допустимый (добровольный) характер.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В случае когда существующий объект невозможно приспособить полностью, следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания с территориальным общественным объединением инвалидов или обеспечить альтернативный способ получения услуги.
В соответствии со ст. 2 Конвенции о правах инвалидов разумное приспособление это "внесение необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод". "Разумное приспособление" означает, что при реконструкции и капитальном ремонте зданий необходимо ориентироваться на разумные меры, создающие условия жизнедеятельности инвалидов в степени, необходимой и достаточной для конкретной ситуации.
В рамках мониторинга сотрудниками аппарата посещены административные здания 167 управлений, отделов и отделений полиции Главного управления МВД России по Московской области, 47 зданий подмосковных прокуратур, 37 зданий следственных отделов Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Московской области и 16 административных зданий уголовно-исполнительных учреждений и мест содержания обвиняемых (подозреваемых), заключенных под стражу.
В ходе посещений было установлено, что все административные здания, занимаемые правоохранительными учреждениям и органами уголовно-исполнительной системы Московской области, построены и введены в эксплуатацию до 1 июля 2016 года, в связи с чем данные объекты невозможно приспособить полностью для беспрепятственного доступа в них людей с ограниченными возможностями. Но возможно принять разумные меры, создающие условия для инвалидов в степени, необходимой и достаточной для данных помещений с учетом принципа "разумного приспособления".
Основные недостатки, выявленные при посещении зданий, занимаемых правоохранительными учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Московской области: отсутствует дублирование лестницы пандусом; перед лестничным маршем нет тактильных средств; для предотвращения соскальзывания трости или ноги не предусмотрены бортики на боковых краях ступеней, не примыкающих к стене; кнопки вызова персонала в большинстве учреждений не выделены контрастным цветом и не обозначены специальным символом; для инвалидов с нарушениями зрения и слуха отсутствуют указатели и сигналы, в т.ч. направления движения; не предусмотрена стоянка для транспортных средств инвалидов у зданий.
У большинства зданий прокуратур отсутствуют пандусы, как при входе в Луховицкую и Дмитровскую городские прокуратуры:
В некоторых учреждениях предприняли определенные меры, направленные на обеспечение доступа инвалидов и людей с ограниченными возможностями в здания и объекты для оказания необходимых услуг. Однако пандусы установлены неправильно, отсутствуют поручни или один из них, человек в инвалидной коляске не в состоянии дотянуться до установленного сигнала вызова. Так, при входе в здания Подольской городской прокуратуры и прокуратуры г. Долгопрудного пандусы изготовлены с нарушением технического регламента, имеют по одному поручню, что создает препятствия для движения.
Пандусы с поручнями при входе в здание и отмеченные специальным символом стоянки для автотранспорта инвалидов находятся при входе в здания и помещения Истринской, Щелковской, Павлово-Посадской, Раменской, Электростальской, Ивантеевской прокуратур.
При посещении административных зданий следственных отделов (далее - СО) ГСУ СК РФ по Московской области в муниципальных образованиях только в 7 имеются не всегда соответствующие техническим регламентам пандусы при входе в здания: СО по г. Орехово-Зуево, СО по г. Королев, СО по г. Чехов, СО по г. Химки, СО по г. Щелково, СО по г. Долгопрудный и СО по г. Раменское. Из перечисленных следственных отделов только в четырех имеются отмеченные стоянки для автотранспорта инвалидов (Раменское, Долгопрудный, Химки и Щелково).
Доступ в здания СО по г. Красногорску, СО по г. Луховицы и СО по г. Солнечногорску отмечает характерные признаки входа в большинство зданий следственных комитетов - отсутствие пандусов и поручней.
Те же проблемы отмечены при посещении административных зданий уголовно-исполнительных учреждений и мест содержания обвиняемых (подозреваемых) под стражей (исправительные колонии (ИК), колонии-поселения (КП), следственные изоляторы (СИЗО). Результаты посещения административных зданий указанных учреждений на предмет обеспечения доступа маломобильных групп населения и инвалидов в помещения для приема сотрудниками и свиданий с родными приведены в таблице 1:
Таблица 1
N |
Название УИС и СИЗО |
Адрес административных зданий |
Помещение расположено на 1 эт., 2 эт. и последующих этажах |
Наличие подъемных механизмов (подъемников, лифтов) для помещений, находящихся на 2-м и последующих эт. |
Наличие пандуса при входе в здание с поручнями, а также кнопок и систем вызова помощи |
Наличие в помещении туалета, оборудованного для инвалида |
Наличие иного специального оборудования для инвалидов (тактильные полосы, цветовые и звуковые сигналы, "тревожные кнопки вызова") |
Наличие инструктажа для лиц, осуществляющих сопровождение инвалидов в учреждении |
Наличие оборудованных мест для парковок инвалидов |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
8 |
9 |
11 |
12 |
1. |
ФКУ СИЗО-5 УФСИН МО |
г. Кашира, ул. Советская, дом 2 |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
2. |
ФКУ СИЗО-6 УФСИН МО |
г. Коломна, ул. Гражданская, д. 112 |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
3. |
ФКУ ИК-6 УФСИН МО |
г. Коломна, Колычевский пр-д, д. 6 |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
4. |
ФКУ СИЗО-12 УФСИН МО |
г. Зеленоград, ул. Гоголя, дом 21 |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
5. |
ФКУ КП-2 УФСИН МО |
г. Зеленоград, ул. Панфилова, дом 21 |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
6. |
ФКУ СИЗО-2 УФСИН МО |
г. Волоколамск, ул. Горвал, дом 6 |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
7. |
ФКУ СИЗО-7 УФСИН МО |
г. Егорьевск, ул. Октябрьская, дом 20 |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
8. |
ФКУ КП-3 УФСИН МО |
г. Электросталь, ул. Горького, дом 40 |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
9. |
ФКУ ИК-5 УФСИН МО |
г. Можайск, ул. Дзержинского |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборудования не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
10. |
ФКУ СИЗО-10 УФСИН МО |
г. Можайск, п. Дзержинского, ул. Горького, 40 |
Отсутствуют специально оборудованные помещения |
Не имеется |
Не имеется |
Оборудованного туалета не имеется |
Специального оборуд-я не имеется |
Имеется |
Специального парковочного места нет |
11. |
ФКУ СИЗО-4 УФСИН |
г. Можайск, Комсомольская пл., д. 7 |
Отсутству |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.