Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития Ставропольского края
на 2020 и на период до 2022 года
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития Ставропольского края на 2020 год и на период до 2022 года
Прогноз социально-экономического развития Ставропольского края на 2020 год и на период до 2022 года (далее - Прогноз) разработан на основе анализа сложившейся ситуации в экономике, тенденций ее развития и в соответствии со сценарными условиями, основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемыми изменениями цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, базовый вариант которых принят за основу для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проектировок федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов на заседании Правительства Российской Федерации 18 апреля 2019 г. (протокол N 13), основных положений Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р, Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 221-рп, с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденных распоряжением Правительства Ставропольского края от 30 августа 2019 г. N 360-рп.
Прогноз учитывает итоги социально-экономического развития Ставропольского края за 2018 год и январь - июнь 2019 года, а также прогнозные данные органов исполнительной власти Ставропольского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других субъектов прогнозирования.
Разработка Прогноза осуществлялась в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, исходя из приоритетов и задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года (далее соответственно - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204, Послание Президента Российской Федерации), с учетом состояния и динамики мировой экономики, конъюнктуры мировых товарно-сырьевых рынков, а также состояния и тенденций развития российской экономики.
Прогноз разработан в трех основных вариантах: консервативный вариант, базовый вариант и целевой вариант. Различие вариантов Прогноза обусловлено отличием моделей поведения частного бизнеса, перспективами повышения его конкурентоспособности и эффективностью реализации государственной политики развития, перспективами структурного и бюджетного маневра, возможностью сохранения санкционного режима со стороны некоторых стран Европейского союза и Соединенных Штатов Америки и продэмбарго со стороны России.
Консервативный вариант Прогноза разрабатывается на основе сценарных условий, характеризующих существенное ухудшение темпов экономического роста Ставропольского края, внешнеэкономических и иных условий.
Базовый вариант Прогноза характеризует основные тенденции и параметры развития экономики Ставропольского края при сценарных условиях, характеризующих консервативные оценки темпов экономического роста Ставропольского края, внешнеэкономических и иных условий.
Целевой вариант Прогноза основан на сценарных условиях, предусматривающих достижение значений целевых показателей социально-экономического развития Ставропольского края, обеспечивающих достижение целей и решение задач стратегического планирования Ставропольского края.
Прогноз сформирован с учетом глубокого изучения ретроспективных данных, анализа внешней ситуации и процессов, происходящих в различных направлениях регионального развития.
Индекс промышленного производства в январе - июне 2019 года составил 97,1 процента относительно аналогичного периода 2018 года, в том числе по видам экономической деятельности: "Добыча полезных ископаемых" - 103,4 процента, "Обрабатывающие производства" - 99,3 процента, "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - 86,2 процента, "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - 94,3 процента.
За январь - июнь 2019 года отгружено промышленных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами в объеме 189,6 млрд. рублей, что в действующих ценах на 5,7 процента больше, чем за аналогичный период 2018 года.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" за январь - июнь 2019 года составил 142,8 млрд. рублей, что на 10,7 процента больше, чем за аналогичный период 2018 года.
В структуре объема отгруженной продукции предприятий обрабатывающих производств лидирующие позиции занимают производство химических веществ и химических продуктов с долей отгруженной продукции 28,1 процента и производство пищевых продуктов с долей отгруженной продукции 21,2 процента с реальными перспективами по ее увеличению.
Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельскохозяйственных производителей в январе - июне 2019 года составил 55,7 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке на 3,1 процента больше уровня января - июня 2018 года. Объем производства продукции сельскохозяйственных организаций в январе - июне 2019 года составил 39,2 млрд. рублей, что на 6,0 процента больше, чем за аналогичный период 2018 года.
Объем работ, выполненных в январе - июне 2019 года по виду экономической деятельности "Строительство", составил 41,0 млрд. рублей, что на 16,1 процента ниже, чем за аналогичный период 2018 года.
На территории Ставропольского края за январь - июнь 2019 года введено в действие жилых домов общей площадью 412,2 тыс. кв. метров, что на 1,9 процента, чем за аналогичный период 2018 года.
Крупными и средними организациями перевезено грузов за январь - июнь 2019 года 1011,6 тыс. тонн, что составляет 132,7 процента к аналогичному периоду 2018 года.
Оборот розничной торговли в январе - июне 2019 года составил 252,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 101,6 процента к аналогичному периоду 2018 года.
В январе - июне 2019 года оборот розничной торговли на 92,0 процента формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 8,0 процента.
В январе - июне 2019 года в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 47,9 процента, непродовольственных товаров - 52,1 процента.
Прогнозируется, что оборот розничной торговли по итогам 2019 года составит 545,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 1,6 процента выше уровня 2018 года.
Индекс потребительских цен с начала 2019 года (июнь 2019 года к декабрю 2018 года) составил 101,7 процента, в 2018 году - 101,6 процента (июнь 2018 года к декабрю 2017 года).
Средняя номинальная заработная плата, начисленная работникам в январе - июне 2019 года (по полному кругу организаций, включая субъекты малого предпринимательства), увеличилась в сравнении с аналогичным периодом 2018 года на 7,1 процента, реальная заработная плата (скорректированная на рост цен) за этот период выросла на 1,7 процента к уровню аналогичного периода 2018 года.
По информации министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края на конец июня 2019 года в качестве безработных в органах службы занятости Ставропольского края были зарегистрированы 10,7 тыс. человек, из них 8,7 тыс. человек получали пособие по безработице.
Численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда, в 2019 году снизилась по сравнению с 2018 годом на 1,7 процента и составила 69,0 тыс. человек.
Численность населения Ставропольского края на 01 июня 2019 года составила 2 796,4 тыс. человек. За январь - май 2019 года отмечается естественная убыль населения Ставропольского края (-2 916 человек).
В целом по Ставропольскому краю число умерших за январь - май 2019 года на 26,2 процента превысило число родившихся. Уровень младенческой смертности за январь - май 2019 года составил 5,0 промилле. В структуре младенческой смертности преобладают перинатальная смертность (51,6 процента) и смертность от врожденных аномалий (27,4 процента).
В январе - мае 2019 года на территорию Ставропольского края, исключая внутрикраевую миграцию, прибыло 19 736 человек, выбыло из Ставропольского края 15 637 человек. Миграционный прирост населения составил 4 099 человек, что обусловлено упрощением порядка осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и получения гражданства Российской Федерации для квалифицированных работников.
В январе - мае 2019 года на территории 24 муниципальных районов и городских округов Ставропольского края отмечался миграционный отток населения, максимальный отток населения наблюдался в Советском городском округе (443 человека). Самый высокий прирост населения за счет миграции был зарегистрирован на территории города Ставрополя (4 713 человек).
Планируется достижение целевых показателей Прогноза в рамках реализации государственных программ Ставропольского края (далее - государственные программы).
В соответствии с перечнем государственных программ Ставропольского края, планируемых к разработке, утвержденным распоряжением Правительства Ставропольского края от 20 сентября 2013 г. N 319-рп, на территории Ставропольского края в 2019 году реализуются 23 государственные программы по следующим направлениям:
новое качество жизни населения в Ставропольском крае (16 государственных программ);
устойчивое развитие и модернизация экономики, развитие инноваций в Ставропольском крае (7 государственных программ).
В рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 Правительство Ставропольского края обеспечило интеграцию региональных проектов в государственные программы.
Базовый вариант Прогноза предлагается использовать для разработки параметров бюджета Ставропольского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
Анализ базового варианта Прогноза в плановом периоде 2020 - 2022 годов показывает ежегодные умеренные темпы роста валового регионального продукта Ставропольского края (далее - ВРП края) в диапазоне от 2,5 процента до 3,2 процента. Индекс физического объема ВРП края по оценке в 2019 году составит 102,3 процента, а к 2022 году в динамике планируется увеличение данного показателя до 103,2 процента.
По консервативному варианту Прогноза в плановом периоде 2020 - 2022 годов темпы роста ВРП края ожидаются в диапазоне от 102,0 процента до 102,9 процента, по целевому варианту Прогноза - от 103,1 процента до 103,7 процента.
Прогнозируется, что объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2019 году по предварительной оценке составит 171,5 млрд. рублей, что на 3,1 процента выше, чем в 2018 году (158,2 млрд. рублей).
В перспективе дальнейшему инвестиционному росту экономики Ставропольского края будет способствовать реализация ряда крупных инвестиционных проектов, которые направлены на производство импортозамещающей продукции и привлечение инвесторов для выпуска продукции на территории Ставропольского края.
В 2019 - 2022 годах на территории Ставропольского края будет осуществляться реализация следующих крупных инвестиционных проектов:
"Модернизация животноводческого комплекса молочного направления на 1 700 коров" (общество с ограниченной ответственностью "Агроальянс Инвест");
"Строительство площадок по откорму индейки объемом производства 4 000 тонн мясопродукции в год" (общество с ограниченной ответственностью "Агро-Плюс");
"Строительство и запуск нового производственного горно-химического комплекса (комбината) по выпуску минеральных удобрений, магниевой и другой минеральной продукции из местного природного сырья и других доступных материалов по инновационным технологиям" (общество с ограниченной ответственностью "Альп").
Важным механизмом государственной поддержки является предоставление налоговых преимуществ субъектам инвестиционной деятельности, в том числе по налогу на прибыль организаций.
В 2017 году в Ставропольском крае в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 1606 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Невинномысск" создана территория опережающего социально-экономического развития "Невинномысск" (далее - территория опережающего развития), определены 23 вида экономической деятельности для применения особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности, предусматривающего налоговые льготы, освобождение от арендной платы за землю, льготы по платежам во внебюджетные фонды.
По состоянию на 01 июля 2019 года резидентами территории опережающего развития стали 7 предприятий, сумма инвестиций составила 2,4 млрд. рублей, запланировано создание 487 рабочих мест. В настоящее время в работе на получение статуса резидента территории опережающего развития находится еще 5 инвесторов.
В Ставропольском крае созданы 11 региональных индустриальных парков, на территории которых осуществляются инвестиционные проекты общей стоимостью около 65,5 млрд. рублей. Реализация данных проектов позволит создать в Ставропольском крае 4,1 тыс. рабочих мест. За время функционирования региональных индустриальных парков созданы 1 033 рабочих места.
По состоянию на 01 июля 2019 года между Правительством Ставропольского края и инвесторами заключены 32 инвестиционных соглашения, предусматривающие реализацию проектов общей стоимостью более 80,2 млрд. рублей и предполагающие создание свыше 4,7 тыс. рабочих мест.
Прогнозируемый рост инвестиций на 2019 - 2022 годы предполагает развитие в условиях, направленных на импортозамещение, укрепление реального сектора и повышение конкурентоспособности экономики Ставропольского края, улучшение инвестиционного климата.
Ключевую роль в развитии экономики Ставропольского края играет промышленный комплекс Ставропольского края. На его долю приходится 22,0 процента ВРП края.
С учетом роста индекса промышленного производства в Ставропольском крае за январь - июнь 2019 года в целом по 2019 году данный показатель оценивается на уровне 102,6 процента. С 2020 года ожидается умеренный рост данного показателя в диапазоне до 103,0 процента.
В связи с возобновлением производства открытого акционерного общества Научно-производственного концерна "ЭСКОМ", а также увеличением объемов производства закрытого акционерного общества "Биоком" в 2019 году ожидается увеличение индекса объема производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, до уровня 115,0 процентов.
Падение индекса объема металлургического производства обусловлено тем, что в настоящее время обществом с ограниченной ответственностью "СтавСталь" не осуществляется производство арматурной заготовки.
На конец 2019 года индекс объема производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов составит 50,0 процента. Снижение значения данного показателя обусловлено тем, что общество с ограниченной ответственностью автомобильная компания "Ставрополь Авто" приостановило контрактную сборку автомобилей в связи с отсутствием заказов.
Прогноз в сфере сельского хозяйства разработан с учетом целевых индикаторов, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, государственной программой Ставропольского края "Развитие сельского хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2018 г. N 620-п, с учетом реализации в Ставропольском крае инвестиционных проектов.
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в действующих ценах по итогам 2019 года прогнозируется в сумме 193,5 млрд. рублей. Вместе с тем в связи с неблагоприятными климатическими условиями, снижающими величину урожая, почвенной и воздушной засухой и суховейными явлениями в период налива зерна, отсутствием осадков в период формирования корневой системы сахарной свеклы индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий Ставропольского края прогнозируется на уровне 98,2 процента.
При сохранившихся темпах поступления инвестиций и государственной поддержки по базовому варианту Прогноза в 2020 году ожидается произвести продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в действующих ценах на сумму 202,4 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке составит 101,5 процента к уровню 2019 года, в 2021 году - на сумму 213,3 млрд. рублей или 101,8 процента к уровню 2020 года, в 2022 году - на сумму 225,2 млрд. рублей или 101,9 процента к уровню 2021 года.
При замедлении экономического роста и ослаблении рубля по консервативному варианту Прогноза в 2020 году ожидается произвести продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в действующих ценах на сумму 202,8 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке составит 101,0 процента к уровню 2019 года, в 2021 году - на сумму 213,3 млрд. рублей или 101,4 процента к уровню 2020 года, в 2022 году - на сумму 224,7 млрд. рублей или 101,6 процента к уровню 2021 года.
С учетом создания условий для интенсификации инвестиционной деятельности по целевому варианту Прогноза в 2020 году прогнозируется произвести продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в действующих ценах на сумму 203,0 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке составит 101,9 процента к уровню 2019 года, в 2021 году - на сумму 213,7 млрд. рублей или 102,0 процента к уровню 2020 года, в 2022 году - на сумму 225,6 млрд. рублей или 102,0 процента к уровню 2021 года.
В 2019 году замедлилась положительная динамика роста оборота розничной торговли. В январе - мае 2019 года оборот розничной торговли составил 208,5 млрд. рублей или 101,3 процента к аналогичному периоду 2018 года.
Динамика доходных показателей соответствующим образом отразится на потребительском спросе после замедления роста розничного товарооборота до 1,6 процента в 2019 году, связанного с адаптацией населения Ставропольского края к повышению налога на добавленную стоимость с 01 января 2019 года и замедлением роста заработных плат. К 2022 году прогнозируется ускорение роста доходов и нарастание платежеспособного спроса населения Ставропольского края. В результате рост оборота розничной торговли постепенно ускорится и к 2022 году возрастет до 2,6 процента.
Индекс потребительских цен в 2018 году к декабрю предыдущего года составил 104,5 процента. В 2019 году прогнозируется ускорение годовых темпов инфляции из-за повышения ставки налога на добавленную стоимость. Индекс потребительских цен в мае 2019 года к декабрю предыдущего года составил 102,1 процента, в мае 2018 года к декабрю предыдущего года - 101,4 процента. Прогнозируется, что инфляция в декабре 2019 года к декабрю 2018 года составит 4,7 процента. В дальнейшем инфляция в базовом и целевом вариантах Прогноза планируется на уровне 4,0 процента.
Прибыль прибыльных организаций по базовому варианту Прогноза к 2022 году по сравнению с 2019 годом планируется к увеличению на 15,2 процента и оценочно составит 153,0 млрд. рублей. Позитивными факторами изменения данного показателя станут рост объемов реализации продукции, ценовые факторы и операционные расходы прибыльных организаций.
Фонд начисленной заработной платы всех работников по итогам 2019 года оценивается в размере 212,7 млрд. рублей, по базовому варианту Прогноза данный показатель к уровню 2022 года планируется к увеличению до 229,0 млрд. рублей или на 2,5 процента к уровню 2021 года.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в целом по Ставропольскому краю к 2022 году увеличится по базовому варианту Прогноза до 35 191,0 рубля.
К 2022 году ожидается рост динамики денежных доходов населения, как в номинальном, так и в реальном выражении. Повышению реальных доходов населения одновременно будет способствовать устойчивый и динамичный экономический рост, стабильный уровень инфляции, а также постепенное увеличение наиболее весомых доходных компонентов за счет мер государственной политики (оплата труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты).
Существенное увеличение темпов роста заработных плат в 2018 году (108,6 процента) связано в первую очередь с достижением соотношений, установленных указами Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы. Дополнительными факторами роста заработных плат в 2018 году стали индексация оплаты труда других работников бюджетной сферы и повышение минимального размера оплаты труда с 01 января и с 01 мая 2018 года.
Устойчивому росту заработной платы в 2020 - 2022 годах будет способствовать реализация мер, проводимых в целях решения поставленных задач, определяемых Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204, направленных на обеспечение роста производительности труда в экономике, которые предусматривают повышение квалификации работников как высвобождаемых из неэффективных производств, так и вновь поступающих на рынок труда с учетом необходимости обеспечения потребности экономики соответствующими высококвалифицированными кадрами, которые будут трудоустраиваться на создаваемые высокооплачиваемые высокопроизводительные рабочие места. Указанные тенденции будут способствовать положительной динамике заработной платы во внебюджетном секторе, где рост производительности труда является одним из определяющих факторов роста данного показателя.
Для внебюджетного сектора экономики по-прежнему будет актуальна необходимость сдерживания роста издержек производства, в том числе и за счет оптимизации издержек на оплату труда.
Рост фондов заработной платы будет складываться пропорционально росту производительности труда.
Рост среднемесячного дохода от трудовой деятельности сложится в меньших темпах, чем рост среднемесячной заработной платы в связи с тем, что заработная плата работников, занятых у индивидуальных предпринимателей, ограничивается, как правило, минимальным размером оплаты труда.
В 2019 году рост реальных располагаемых доходов населения возобновляется, этому способствует положительная динамика заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Прогноз величины прожиточного минимума рассчитан в соответствии с Законом Ставропольского края "О потребительской корзине в Ставропольском крае на 2018 - 2020 годы". Рост величины прожиточного минимума будет складываться пропорционально индексу потребительских цен на продовольственные товары.
Достижение стратегических целей и задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204, Посланием Президента Российской Федерации, планируется вследствие развития базовых видов экономической деятельности, таких как сельское хозяйство, промышленное производство, перерабатывающая промышленность и развитие инфраструктуры, а также научной, технической деятельности и деятельности в области информации и связи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.