В соответствии с приказами Минздравсоцразвития России от 01.06.2007 года N 389 "О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях", Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.11.2012 года N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" и в целях реализации мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья женщин, профилактику нежелательной беременности и абортов приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
перечень медицинских организаций Челябинской области, на базе которых организованы Центры медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
перечень муниципальных образований Челябинской области, в которых организованы Кабинеты медико-социальной помощи (на базе медицинских организаций), координируемые Центрами медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
примерный алгоритм оказания медико-социальной помощи;
примерный алгоритм работы по профилактике отказов от новорожденных;
ежемесячную форму отчет Центра поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации/Кабинета медико-социальной помощи.
2. Главному врачу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной перинатальный центр" Семенову Ю.А.:
1) организовать на функциональной основе областной Центр медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
2) представить для согласования в Министерство здравоохранения Челябинской области проекты нового штатного расписания, положения и структуры областного Центра медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в срок до 1 ноября 2019 года;
3) обеспечить координацию деятельности Кабинетов медико-социальной помощи медицинских организаций и Центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
3. Руководителям медицинских организаций Челябинской области, в отношении которых Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет функции и полномочия учредителя:
организовать работу Кабинетов медико-социальной помощи на базе медицинских организаций в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2007 г. N 389 "О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях" (далее именуются - Кабинеты);
утвердить Положение об организации деятельности Кабинета;
обеспечить оказание медико - социально-психологической помощи специалистами Кабинета женщинам в период беременности и в послеродовый период;
обеспечить представление отчета о работе Кабинета в Центр медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с зоной закрепления ежемесячно, до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
4. Руководителям медицинских организаций Челябинской области, в отношении которых Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет функции и полномочия учредителя, на базе которых организуются Центры медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (далее именуются - Центры):
организовать работу Центра в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.11.2012 года N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)";
утвердить Положение об организации деятельности Центра;
обеспечить оказание медико - социально-психологической помощи специалистами Центра женщинам в период беременности и в послеродовый период;
организовать межведомственное взаимодействие Центра и Кабинетов в соответствии с зоной закрепления, утвержденной пунктом 1 настоящего приказа;
обеспечить организационно-методическую поддержку работы Кабинетов в соответствии с закреплением;
ежегодно разрабатывать план мероприятий работы Центра;
ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять отчет в управление организации медицинской помощи детям и матерям, при социально значимых заболеваниях и профилактики Министерства здравоохранения Челябинской области.
5. Начальнику Управления здравоохранения Администрации города Челябинска Горловой Н.В. и руководителям муниципальных медицинских организаций Челябинской области, главному врачу Клиники федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации Кремлеву С.Л. рекомендовать обеспечить организацию работы в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящего приказа.
6. Начальникам Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 71 Федерального медико-биологического агентства" Фомину Е.П., Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 15 Федерального медико-биологического агентства" Дронову Е.В., Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 72 Федерального медико-биологического агентства" Соколову Д.В., Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 162 Федерального медико-биологического агентства" Мингалеву А.А. рекомендовать обеспечить организацию работы в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящего приказа.
7. Признать утратившими силу приказы Министерства здравоохранения Челябинской области:
от 18.05.2011 г. N 656 "О совершенствовании медицинской помощи, направленной на охрану репродуктивного здоровья женщины";
от 30.12.2011 г. N 1712 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от 18.05.2011 г. N 656 "О совершенствовании медицинской помощи, направленной на охрану репродуктивного здоровья женщины";
от 12.05.2012 г. N 651/1 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от. 18.05.2011 г. N 656 "О совершенствовании медицинской помощи, направленной на охрану репродуктивного здоровья женщины".
8. Директору Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинский областной медицинский информационно-аналитический центр" Пластовцу А.И. разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства здравоохранения Челябинской области в сети Интернет.
9. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на исполняющего обязанности заместителя Министра здравоохранения Челябинской области Сахарову В.В.
Исполняющий обязанности Министра |
С.И. Приколотин |
Утвержден
приказом
Министерства здравоохранения
Челябинской области
от 01.07.2019 г. N 616
Перечень
медицинских организаций Челябинской области, на базе которых организованы Центры медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
N п/п |
Центр медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
1. |
Муниципальное автономное учреждение здравоохранения Ордена Трудового Красного Знамени Городская клиническая больница N 1 г. Челябинск |
2. |
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная клиническая больница N 3" г. Челябинск |
3. |
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 2 г. Миасс" |
4. |
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Родильный дом N 2 г. Магнитогорск" |
5. |
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная больница г. Троицк" |
6. |
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница г. Златоуст" |
7. |
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница им. А.П. Силаева г. Кыштым" |
8. |
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областной перинатальный центр" |
Утвержден
приказом
Министерства здравоохранения
Челябинской области
от 01.07.2019 г. N 616
Перечень
муниципальных образований Челябинской области, в которых организованы Кабинеты медико-социальной помощи (на базе медицинских организаций), координируемые Центрами медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
N п/п |
Муниципальные образования |
Центр медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
1. |
Челябинский городской округ |
Муниципальное автономное учреждение здравоохранения Ордена Трудового Красного Знамени Городская клиническая больница N 1 г. Челябинск |
2. |
Аргаяшский муниципальный район Еманжелинский муниципальный район Еткульский муниципальный район Копейский городской округ Коркинский муниципальный район Красноармейский муниципальный район Кунашакский муниципальный район Сосновский муниципальный район Увельский муниципальный район Южноуральский городской округ |
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная клиническая больница N 3" г. Челябинск |
3. |
Карабашский городской округ Миасский городской округ Уйский муниципальный район Чебаркульский городской округ и муниципальный район |
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 2 г. Миасс" |
4. |
Агаповский муниципальный район Брединский муниципальный район Варненский муниципальный район Верхнеуфалейский муниципальный район Карталинский муниципальный район Кизильский муниципальный район Локомотивный городской округ Магнитогорский городской округ Нагайбакский муниципальный район |
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Родильный дом N 2 г. Магнитогорск" |
5. |
Октябрьский муниципальный район Пластовский муниципальный район Троицкий городской округ и муниципальный район Чесменский муниципальный район |
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная больница г. Троицк" |
6. |
Ашинский муниципальный район Златоустовский городской округ Катав-Ивановский муниципальный район Кусинский муниципальный район Саткинский муниципальный район Усть-Катавский городской округ |
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница г. Златоуст" |
7. |
Верхнеуфалейский муниципальный район Каслинский муниципальный район Кыштымский городской округ Нязепетровский муниципальный район |
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница им. А.П. Силаева г. Кыштым" |
8. |
Все муниципальные образования Челябинской области |
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областной перинатальный центр" |
Утвержден
приказом
Министерства здравоохранения
Челябинской области
от 01.07.2019 г. N 616
Примерный алгоритм оказания медико-социальной помощи
1. Показаниями для направления в Центр/Кабинет медико-социальной помощи являются:
1.1. Социальные факторы, влияющие на жизнь и здоровье беременной женщины, в том числе:
трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно;
невыполнение родительских обязанностей;
необходимость социальной адаптации и интеграции ребенка в случае семейного воспитания или устройства в специализированное учреждение;
материальные трудности (увольнение с работы, отсутствие источника средств существования).
1.2. Психологические факторы, влияющие на жизнь и здоровье женщины, в том числе:
наличие нежеланной беременности, сомнения в сохранении беременности;
семейные проблемы (насилие в семье, проблемы в супружеских отношениях, кризис, связанный с рождением ребенка);
беременные женщины, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
психологические проблемы, связанные непосредственно с рождением и воспитанием ребенка (отсутствие эмоциональной связи с ребенком, отсутствие представлений о воспитании ребенка; подозрение на тяжелую патологию у ребенка).
1.3. Медицинские факторы, влияющие на жизнь и здоровье женщины, в том числе:
отказ беременной женщины от диспансерного наблюдения или нарушение графика посещения специалистов;
высказывание намерений отказа от ребенка после родов;
депрессивные состояния;
химическая зависимость (алкогольная, наркотическая).
2. Направление женщин в Центр/Кабинет медико-социальной помощи осуществляется врачами медицинской организации, представителями органов социальной защиты, работниками правоохранительных органов и иных организаций. Возможно самостоятельное обращение женщин, без направления.
3. При выявлении социальных, психологических или медицинских факторов риска в учреждениях родовспоможения, влияющих на жизнь и здоровье женщины и представляющих угрозу для жизни и здоровья новорожденного ребенка, с целью профилактики младенческой смертности информация о пациентке передается в Центр/Кабинет медико-социальной помощи и в территориальный орган социальной защиты населения для осуществления совместного межведомственного патронажа и последующего наблюдения.
4. При первичном обращении рекомендуется проводить консультацию всеми штатными специалистами.
5. Все пациентки информируются о возможностях психологической и социальной помощи во время беременности, о квалифицированной и доступной медицинской помощи во время беременности, родов и в послеродовом периоде, о пособии по беременности и родам, о материнском капитале. Врач - акушер-гинеколог или специалист Центра/Кабинета медико-социальной помощи оформляет информированное согласие (отказ) пациента на медико - социально-психологическое сопровождение и передачу персональных данных пациента и его семьи в установленном действующим законодательством порядке.
6. Всем беременным женщинам и кормящим матерям даются рекомендации о здоровом питании, по отказу от употребления алкоголя, табака и других психоактивных веществ.
7. По желанию пациенток проводится обучение основам ухода за ребенком, питанию, гигиене.
8. Все пациентки консультируются по вопросам контрацепции.
9. У женщин с установленными факторами социального риска составляется план медицинской и социальной помощи до улучшения жизненной ситуации, исчезновения факторов социального риска и осуществляется контроль за его выполнением.
10. Специалисты оказывают медико - социально-психологическую помощь в соответствии с функциональными обязанностями психолога/медицинского психолога, врача-психотерапевта, специалиста по социальной работе, врача - акушера-гинеколога.
11. Ежемесячно, до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, специалистами Кабинета медико-социальной помощи представляется отчет о проделанной работе в Центр медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с формой, утвержденной пунктом 1 настоящего приказа.
12. Ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, специалистами Центра медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, представляется отчет о проделанной работе в управление организации медицинской помощи детям и матерям, при социально значимых заболеваниях и профилактики Министерства здравоохранения Челябинской области в соответствии с формой, утвержденной пунктом 1 настоящего приказа.
Утвержден
приказом
Министерства здравоохранения
Челябинской области
от 01.07.2019 г. N 616
Примерный алгоритм работы по профилактике отказов от новорожденных
Работа по профилактике отказов от новорожденных осуществляется Центрами медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совместно с Кабинетами медико-социальной помощи, а также с социальными работниками и психологами/медицинскими психологами акушерских стационаров, которые осуществляют мероприятия по выявлению женщин "групп риска" по отказу от новорожденного ребенка.
К пациенткам "групп риска" по отказу от новорожденного ребенка относятся:
женщины, высказывающие просьбу отказаться от новорожденного ребенка после родов;
женщины, лишенные родительских прав на других детей;
женщины, обратившиеся для прерывания беременности в поздние сроки и получившие отказ в связи с отсутствием оснований в прерывании;
женщины, поступившие в учреждения родовспоможения без документов, подтверждающих личность;
женщины, не проявляющие интереса к беременности и к состоянию плода;
женщины, имеющие сложное материальное положение (отсутствие жилья, работы, иных источников доходов);
женщины, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики;
юные беременные, находящиеся в трудной жизненной ситуации (одинокая, отсутствует жилье, работа, отказ родителей от оказания помощи, отсутствие родственников и пр.).
При поступлении информации из женской консультации/поликлиники о наличии беременной, относящейся к группе высокого социального риска (одинокая, студентка, потеря мужа, наличие инвалидности и др.), информация о ней передается ответственному специалисту за медико-социальную работу в медицинской организации (специалисту Кабинета медико-социальной помощи/Центра медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации), который начинает работать с данной пациенткой.
При поступлении информации из акушерского стационара о наличии матери, которая относится к "группе риска" по отказу от новорожденного ребенка, специалист, ответственный за медико-социальную работу в медицинской организации (специалист Кабинета медико-социальной помощи/Центра медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации), осуществляет выезд в родильный дом (отделение) для проведения работы, направленной на профилактику отказа от новорожденного.
При проведении консультирования пациентки "группы риска" по отказу от новорожденного ребенка специалист проводит следующие мероприятия:
предварительная оценка потребностей пациентки в медико - социально-психологической поддержке;
консультирование по вопросам социальной защиты женщин (разового или постоянного характера);
формирование у женщины сознания необходимости вынашивания беременности и дальнейшего воспитания ребенка;
организация групп психологической поддержки женщин в период беременности с привлечением врачей-психотерапевтов;
решает вопрос о необходимости создания программы сопровождения по случаю потенциальной "матери-отказницы", которая реализуется до вывода семьи из кризисной ситуации.
На всех пациенток оформляется информированное согласие (отказ) на медико - социально-психологическое сопровождение и передачу персональных данных в установленном действующим законодательством порядке.
В работе специалисты Центра медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и Кабинета медико-социальной помощи используют алгоритм консультации психолога/медицинского психолога по профилактике отказов на поздних сроках беременности и алгоритм консультации социального работника по профилактике отказов на поздних сроках беременности в соответствии с приложением к настоящему Алгоритму.
Приложение
к примерному Алгоритму работы по
профилактике отказов от новорожденных,
утвержденному приказом Министерства
здравоохранения Челябинской области
от 01.07.2019 г. N 616
Алгоритм
консультации психолога/медицинского психолога по профилактике отказов от новорожденных на поздних сроках беременности в Центре медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации/ Кабинете медико-социальной помощи
Консультация психолога/медицинского психолога включает в себя:
1. Установление контакта и ориентирование беременной женщины на взаимодействие со специалистом.
Уже на первой стадии консультирования, уделяя внимание тому, что и как говорит женщина, психолог/медицинский психолог может получить много ценной информации о ее личности, способе существования, о целях и о том, как будет протекать консультативный процесс дальше. В начале непосредственного общения психолог/медицинский психолог устанавливает с беременной женщиной контакт. Контакт - это такой уровень безопасности, принятия и доверия во взаимодействии, который позволяет выразить то, что беспокоит. Поэтому очень важно, чтобы с первых мгновений встречи психолог/медицинский психолог расположил к себе беременную женщину.
2. Сбор информации о беременной женщине и выделение "проблемы". Беседа с женщиной.
В рамках встречи психолог/медицинский психолог проводит диагностику причин отказа, оценку реабилитационного потенциала женщины и ее ближайшего окружения, сбор информации о жизненной ситуации женщины, ее отношения к ней.
3. Формулировка и осознание желаемого результата. Разработка плана по сохранению ребенка в семье.
Ключевой принцип эффективности - женщина вовлекается психологом/медицинским психологом в процесс планирования актуальных мероприятий, то есть непосредственно в работу по сохранению ребенка в семье. В рамках разработки плана психолог/медицинский психолог проводит изучение природы возникновения отказа (причины отказа) через собеседование с женщиной. Цель этапа: принятие женщиной осознанного решения о сохранении ребенка в семье.
4. Выработка альтернативных решений. В некоторых случаях возможно (как альтернатива сохранению ребенка с матерью) рассмотрение варианта семейного устройства ребенка у родственников или представителей ближайшего окружения.
5. Обобщение результатов, переход к действию.
В зависимости от ситуации возможно два вида решения - закрытие случая либо перевод на сопровождение.
Случай закрывается, если женщина решение об отказе изменила и проблемы, которые привели к отказу, минимизированы/устранены.
Случай переводится на сопровождение, если женщина не изменила решение об отказе и проблемы, которые привели к отказу, не устранены и необходима дальнейшая совместная работа по их устранению и минимизации. В зависимости от выявленных причин отказа, психолог/медицинский психолог может осуществлять выезды к близкому окружению женщины, к ней домой, привлекать необходимые для решения ее проблем ресурсы психологического кризисного консультирования.
Алгоритм
консультации социального работника по профилактике отказов от новорожденных на поздних сроках беременности в Центре медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации/кабинете медико-социальной помощи (по согласованию)
1. Установление контакта в зависимости от индивидуальных и культурных особенностей беременной женщины. Создание климата, способствующего обсуждению значимых проблем.
Специалист устанавливает с женщиной доверительные отношения, проводит ее интервьюирование, проводит анализ выявленных проблем, вовлекает женщину в совместную работу.
2. Изучение ситуации и мотивов отказа от ребенка. Проведение социальной диагностики беременной женщины (изучение социальных условий жизни семьи):
жилищных условий;
оценка социальной среды и ближайшего окружения;
знакомство с установленными правилами поведения и взаимоотношениями;
получение сведений о занятости членов семьи;
определение проблем семьи;
оценка ресурсов (потенциала) беременной женщины и ее окружения.
3. Определение объема и вида услуг для оказания социальной помощи беременной женщине. Составление индивидуальной программы (плана) работы.
Социальный работник помогает женщине сформулировать, проанализировать проблемы, а также спроектировать пути устранения проблем.
3.1. Отказ от новорожденного ребенка по экономическим мотивам (отсутствие жилья, работы, тяжелое материальное положение):
выяснение причин тяжелого материального положения, отсутствия средств к существованию;
при отсутствии жилья, временное размещение в социальной гостинице; в некоторых случаях можно использовать даже дома престарелых, где женщина может подрабатывать;
при отсутствии документов, помощь в оформлении необходимых документов, в получении необходимых социальных льгот и гуманитарной помощи.
3.2. Отказ от новорожденного ребенка из-за патологии ребенка:
помощь в оформлении документов для получения различных льгот, реализация мероприятий по оказанию ранней помощи и реабилитации ребенка.
3.3. Отказ от новорожденного ребенка в связи с разрывом семейных отношений или отношений с отцом ребенка при незарегистрированном браке:
помощь психолога;
разговор с отцом ребенка (обязательно с согласия матери) о согласии на помощь с его стороны.
3.4. Отказ от новорожденного ребенка по социокультурному мотиву (отсутствие поддержки близких, рождение ребенка вне брака):
работа с семьей женщины (обязательно с ее разрешения);
возможен разговор с отцом ребенка, с его семьей (обязательно с ее разрешения);
если близкие отказываются сотрудничать - помощь беременной женщине (предоставление социальной гостиницы, помощь в оформлении льгот).
3.5. "Матери-отказницы", у которых отсутствует половое воспитание:
профилактическая работа;
работа психолога/медицинского психолога.
3.6. "Матери-отказницы", на которых негативно повлияло современное представление о социальной роли женщины (неготовность к материнству, стремление пожить в свое удовольствие):
работа психолога/медицинского психолога;
обращение к чувству материнства.
4. Итоговый анализ результатов проделанной работы.
Принятие решения о том, кого необходимо привлечь к работе с беременной женщиной - специалисты по социальной работе, педагоги, социальные педагоги, врачи-специалисты, юристы, психологи/медицинские психологи и т.д. и какие организации либо учреждения к этой работе могут быть подключены.
Утверждена
приказом
Министерства здравоохранения
Челябинской области
от 01.07.2019 г. N 616
Форма
Ежемесячный отчет
Центра поддержки беременных, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации/Кабинета медико-социальной помощи
N п/п |
Название муниципального образования |
Месяц |
Итого |
|
Количество Центров/Кабинетов медико-социальной помощи |
X |
|
|
Количество медицинских организаций (акушерско-гинекологических кабинетов) с наличием в штате специалиста по социальной работе |
X |
|
|
Количество специалистов по социальной работе в медицинской организации субъекта (всего), в том числе: |
X |
|
- в женских консультациях (акушерско-гинекологических кабинетах) |
X |
|
|
|
Количество женщин проконсультированных в Центре/Кабинете, всего |
|
|
в т.ч. первобеременных |
|
|
|
вторая беременность |
|
|
|
третья и последующие беременности |
|
|
|
|
Количество женщин прошедших консультацию перед абортом, всего |
|
|
в т.ч. первобеременных |
|
|
|
вторая беременность |
|
|
|
третья и последующие беременности |
|
|
|
|
Количество женщин, отказавшихся от аборта после консультации, всего |
|
|
|
Количество женщин, которые имели намерения отказаться от ребенка и были проконсультированы, всего: |
|
|
- в т.ч. в Центре/Кабинете |
|
|
|
- в акушерских стационарах |
|
|
|
|
Количество женщин, которые приняли решение не оставлять ребенка после консультации |
|
|
|
Количество женщин, которые оставили ребенка после консультации |
|
|
Подпись руководителя Центра _______________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от 1 июля 2019 г. N 616 "Об организации медико-социальной помощи женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в медицинских организациях Челябинской области"
Текст приказа опубликован не был