Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации
муниципального района "Сыктывдинский"
от 24 октября 2019 г. N 10/1324
План
действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в системе теплоснабжения муниципального района "Сыктывдинский"
1. Общие положения
1.1. План действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в системе теплоснабжения муниципального района "Сыктывдинский" (далее - План) определяет порядок действий органов местного самоуправления, ресурсоснабжающих организаций, персонала организаций, осуществляющих эксплуатацию систем теплоснабжения, жилищных организаций, и иных потребителей при ликвидации последствий аварийных ситуаций в системе централизованного теплоснабжения.
1.2. Действие настоящего Плана распространяется на отношения по организации взаимодействия в ходе ликвидации аварий между организациями теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, осуществляющими деятельность на территории муниципального района "Сыктывдинский" (далее - ресурсоснабжающие организации), управляющими компаниями и товариществами собственников жилья, обслуживающими жилищный фонд (далее - управляющие компании, ТСЖ), абонентами (потребителями коммунальных ресурсов) и администрацией муниципального района "Сыктывдинский".
1.3. Общую координацию действий дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) по ликвидации аварийной ситуации осуществляет Единая дежурно-диспетчерская служба администрации муниципального района "Сыктывдинский" (далее - ЕДДС) или администрация той организации, в границах эксплуатационной ответственности которой возникла аварийная ситуация.
Сведения о телефонах ДДС уточняются до начала отопительного сезона и предоставляются в ЕДДС.
1.4. В настоящем Плане под аварийной ситуацией понимается технологическое нарушение, приведшее к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования), неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии.
1.5. К перечню возможных последствий аварийных ситуаций на тепловых сетях и источниках тепловой энергии относятся:
а) прекращение теплоснабжения потребителей в отопительный период на срок более 24 часов;
б) разрушение или повреждение оборудования объектов, которое привело к выходу из строя источников тепловой энергии или тепловых сетей на срок 3 суток и более;
в) разрушение или повреждение сооружений, в которых находятся объекты, которое привело к прекращению теплоснабжения потребителей;
г) перерыв теплоснабжения потребителей на срок более 6 часов или снижение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе тепловой сети в отопительный период на 30 процентов и более по сравнению с температурным графиком системы теплоснабжения.
При возникновении аварийной ситуации собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, обязан передать оперативную информацию о возникновении аварийной в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора, и органы местного самоуправления.
Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, повлекшая последствия, предусмотренные пп. а, б, в, осуществляет передачу оперативной информации незамедлительно, а при аварийной ситуации, повлекшей последствия, предусмотренные пп. г, - в течение 8 часов с момента возникновения аварийной ситуации.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.4. Основной задачей администрации муниципального района "Сыктывдинский" является обеспечение устойчивого теплоснабжения потребителей, поддержание необходимых параметров энергоносителей и обеспечение нормального температурного режима в зданиях.
1.5. Обязанности теплоснабжающих организаций:
- организовать круглосуточную работу ДДС или заключить договоры с соответствующими организациями;
- разработать и утвердить инструкции с разработанным оперативным планом действий при технологических нарушениях, ограничениях и отключениях потребителей при временном недостатке энергоресурсов или топлива;
- при получении информации о технологических нарушениях на инженерно-технических сетях или нарушениях установленных режимов энергосбережения обеспечить выезд на место своих представителей;
- производить работы по ликвидации аварии на обслуживаемых инженерных сетях в минимально установленные сроки;
- принимать меры по охране опасных зон (место аварии необходимо оградить, обозначить знаком и обеспечить постоянное наблюдение в целях предупреждения случайного попадания пешеходов и транспортных средств в опасную зону);
- доводить до дежурного диспетчера ЕДДС информацию о прекращении или ограничении подачи теплоносителя, длительности отключения с указанием причин, принимаемых мерах и сроках устранения, привлекаемых силах и средствах.
1.6. Взаимоотношения теплоснабжающих организаций с исполнителями коммунальных услуг и потребителями определяются заключенными между ними договорами и действующим законодательством в сфере предоставления коммунальных услуг. Ответственность исполнителей коммунальных услуг, потребителей и теплоснабжающей организации определяется балансовой принадлежностью инженерных сетей и фиксируется в акте, прилагаемом к договору разграничения балансовой принадлежности инженерных сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
1.7. Исполнители коммунальных услуг и потребители должны обеспечивать:
- своевременное и качественное техническое обслуживание и ремонт теплопотребляющих систем, а также разработку и выполнение, согласно договору на пользование тепловой энергией, графиков ограничения и отключения теплопотребляющих установок при временном недостатке тепловой мощности или топлива на источниках теплоснабжения;
- допуск работников специализированных организаций, с которыми заключены договоры на техническое обслуживание и ремонт теплопотребляющих систем, на объекты в любое время суток.
2. Цели и задачи
2.1. Целью Плана действий является:
- обеспечение устойчивости и надежности функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципального района "Сыктывдинский" в течение отопительного периода;
- координация и организация усилий по ликвидации аварийных ситуаций на сетях и объектах централизованного теплоснабжения потребителей;
- снижение количества и масштаба аварийных ситуаций на сетях и объектах централизованного теплоснабжения потребителей и минимизация их последствий.
2.2. Задачами Плана действий является:
- своевременная и эффективная организация работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства муниципального района "Сыктывдинский" в отопительный период;
- обеспечение устойчивого функционирования объектов жизнеобеспечения, жилищного фонда и социально значимых объектов в ходе возникновения и ликвидации аварийной ситуации;
- мобилизация, при необходимости, сил и средств муниципального образования, координация их действий, путем формирования оперативных штабов, привлечения материально-технических, производственных и кадровых резервов;
- обеспечение готовности аварийно-диспетчерских служб организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства, энерго- и ресурсоснабжения к действиям в условиях аварийных ситуаций.
3. Ликвидация технологических нарушений
3.1. Организация управления ликвидацией аварий на объектах теплоснабжения.
Координацию работ по ликвидации аварии на муниципальном уровне осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации муниципального района "Сыктывдинский", на объектовом уровне - руководитель организации, осуществляющей эксплуатацию объекта.
Органами повседневного управления территориальной подсистемы являются:
на муниципальном уровне - ЕДДС по вопросам сбора, обработки и обмена информации, оперативного реагирования и координации совместных действий ДДС организаций, расположенных на территории муниципального образования, оперативного управления силами и средствами аварийно-спасательных и других сил постоянной готовности в условиях чрезвычайной ситуации (далее - ЧС);
на объектовом уровне - ДДС организаций.
Размещение органов повседневного управления осуществляется на стационарных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
3.2. Силы и средства для ликвидации аварий на объектах теплоснабжения.
В режиме повседневной деятельности на объектах теплоснабжения осуществляется дежурство специалистов.
Время готовности к работам по ликвидации аварии - 45 мин.
Для ликвидации аварий создаются и используются:
- Резервы финансовых и материальных ресурсов администрации муниципального района "Сыктывдинский";
- Резервы финансовых и материальных ресурсов организаций.
Объемы резервов финансовых ресурсов (резервных фондов) для администрации муниципального района "Сыктывдинский" определяются ежегодно и утверждаются нормативным правовым актом и должны обеспечивать проведение аварийно-восстановительных работ в нормативные сроки.
3.3. Порядок действий по ликвидации аварий на объектах теплоснабжения.
О причинах аварии, масштабах и возможных последствиях, планируемых сроках ремонтно-восстановительных работ, привлекаемых силах и средствах руководитель работ информирует диспетчера ЕДДС не позднее 10 минут с момента происшествия, аварии, администрацию муниципального района "Сыктывдинский".
При возникновении технологического нарушения с признаками аварии, старший по должности эксплуатационного персонала организации, осуществляющей эксплуатацию систем теплоснабжения, обязан:
- сформировать общую информацию о характере, месте и размерах технологического нарушения;
- вывести из эксплуатации поврежденное оборудование, трубопроводы;
- организовать предотвращение развития технологического нарушения;
- принять меры к обеспечению безопасности персонала находящегося в опасной зоне.
3.4. Самостоятельные действия оперативного персонала не должны противоречить требованиям правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, правил охраны труда, правил пожарной безопасности, а также производственных и должностных инструкций, с обеспечением:
- сохранности жизни людей;
- сохранности оборудования;
- своевременного восстановления нормального режима работы системы теплоснабжения.
3.5. Основными задачами оперативного персонала при ликвидации аварии являются:
- выявление причин и масштаба аварии, инцидента.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.5. Основными задачами оперативно-ремонтного и ремонтного персонала при ликвидации аварии являются:
- отключение поврежденного оборудования или участка тепловых сетей;
- устранение причин аварии;
- восстановление работы оборудования и теплоснабжения потребителей.
Работы проводятся на основании нормативных и распорядительных документов оформляемых организатором работ.
К работам привлекаются оперативно-ремонтный и ремонтный персонал, специальная техника и оборудование организации, в ведении которой находится аварийный объект теплоснабжения. Работы ведутся посменно, в круглосуточном режиме.
3.6. После окончания устранения аварии лицо, ответственное за организацию работ по ликвидации аварии (инцидента), направляет персонал для восстановления режима работы теплосети, согласовывая свои действия с диспетчерскими службами жилищных организаций.
3.7. Устранение технологических нарушений на сетях и объектах централизованного теплоснабжения, повлекшее временное прекращение теплоснабжения или отклонение параметров теплоснабжения от нормативного значения, организуется силами и средствами эксплуатирующей организации в соответствии с установленным внутри организации порядком.
В случае если возникновение технологических нарушений на сетях и объектах централизованного теплоснабжения может повлиять на функционирование иных смежных инженерных сетей и объектов, эксплуатирующая организация оповещает о повреждениях владельцев коммуникаций, смежных с поврежденной.
3.8. Оперативная информация о ходе проведения аварийно-восстановительных работ передается в ЕДДС.
3.9. О сложившейся обстановке администрация муниципального района "Сыктывдинский" информирует население через средства массовой информации, а также посредством размещения информации на официальном сайте администрации муниципального района "Сыктывдинский" в сети Интернет.
3.10. В случае необходимости привлечения дополнительных сил и средств к работам, руководитель работ докладывает руководителю администрации муниципального района "Сыктывдинский", председателю комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, диспетчеру ЕДДС.
3.11. При угрозе возникновения, в результате аварии в системе теплоснабжения, чрезвычайной ситуации координацию аварийно-восстановительных работ осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Для оперативности решения вопросов из состава комиссии формируется оперативный штаб.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.13. Риски возникновения аварий, масштабы и последствия.
Вид аварии |
Причина аварии |
Масштаб аварии и последствия |
Уровень реагирования |
Примечание |
Остановка котельной |
Прекращение подачи электроэнергии |
Прекращение циркуляции воды в систему отопления всех потребителей, понижение температуры в зданиях и жилых домах, размораживание тепловых сетей и отопительных батарей |
муниципальный |
|
Остановка котельной |
Прекращение подачи топлива |
Прекращение подачи горячей воды в систему отопления всех потребителей, понижение температуры в зданиях и жилых домах |
объектовый (локальный) |
|
Порыв тепловых сетей |
Предельный износ, гидродинамические удары |
Прекращение подачи горячей воды в систему отопления всех потребителей, понижение температуры в зданиях и жилых домах, размораживание тепловых сетей и отопительных батарей |
муниципальный |
|
Порыв сетей водоснабжения |
Предельный износ, повреждение на трассе |
Прекращение циркуляции в системе водо- и теплоснабжения |
муниципальный |
|
Расчеты допустимого времени устранения технологических нарушений:
а) на объектах водоснабжения
N |
Наименование технологического нарушения |
Диаметр труб, мм |
Время устранения, ч, при глубине заложения труб, м |
|
до 2 |
более 2 |
|||
1 |
Отключение водоснабжения |
до 400 |
8 |
12 |
2 |
Отключение водоснабжения |
св. 400 до 1000 |
12 |
18 |
3 |
Отключение водоснабжения |
св. 1000 |
18 |
24 |
б) на объектах теплоснабжения
N |
Наименование технологического нарушения |
Время на устранение |
Ожидаемая температура в жилых помещениях при температуре наружного воздуха, C |
|||
0 |
-10 |
-20 |
более -20 |
|||
1. |
Отключение отопления |
2 часа |
18 |
18 |
15 |
15 |
2. |
Отключение отопления |
4 часа |
18 |
15 |
15 |
15 |
3. |
Отключение отопления |
6 часов |
15 |
15 |
15 |
10 |
4. |
Отключение отопления |
8 часов |
15 |
15 |
10 |
10 |
в) на объектах электроснабжения
N |
Наименование технологического нарушения |
Время устранения |
1. |
Отключение электроснабжения |
2 часа |
4. Порядок расследования причин аварий на тепло-производящих объектах и тепловых сетях
В зависимости от вида и масштаба аварии расследование должно проводиться в соответствии с постановлением правительства РФ собственником объекта, на котором произошла аварийная ситуация или уполномоченным федерального государственного энергетического надзора.
Правила расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении
1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора, расследует причины аварийных ситуаций, которые привели:
а) к прекращению теплоснабжения потребителей в отопительный период на срок более 24 часов;
б) к разрушению или повреждению оборудования объектов, которое привело к выходу из строя источников тепловой энергии или тепловых сетей на срок 3 суток и более;
в) к разрушению или повреждению сооружений, в которых находятся объекты, которое привело к прекращению теплоснабжения потребителей.
2. Расследование причин аварийных ситуаций, не повлекших последствия, предусмотренные пунктом 3 "Правил расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении" (постановления правительства РФ от 17 октября 2015 г. N 1114 далее - ППРФ N 1114), но вызвавшие перерыв теплоснабжения потребителей на срок более 6 часов или приведшие к снижению температуры теплоносителя в подающем трубопроводе тепловой сети в отопительный период на 30 процентов и более по сравнению с температурным графиком системы теплоснабжения, осуществляется собственником или иным законным владельцем объекта, на котором произошла аварийная ситуация.
3. При возникновении аварийной ситуации собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, обязан:
а) передать оперативную информацию о возникновении аварийной ситуации (далее - оперативная информация) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора, и органы местного самоуправления;
б) принять меры по защите жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также собственности третьих лиц от воздействия негативных последствий аварийной ситуации;
в) принять меры по сохранению сложившейся обстановки на месте аварийной ситуации до начала расследования ее причин, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварийной ситуации и сохранению жизни и здоровья людей, а в случае невозможности сохранения обстановки на месте аварийной ситуации обеспечить ее документирование (фотографирование, видео- и аудиозапись и др.) к началу проведения работ по локализации и ликвидации аварийной ситуации и сохранность указанных материалов;
г) осуществить мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварийной ситуации на объекте, на котором произошла аварийная ситуация;
д) содействовать федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного энергетического надзора, при расследовании причин аварийных ситуаций, повлекших последствия, предусмотренные пунктом 3 "Правил расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении" ППРФ N 1114;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.01.2017 N 32)
е) организовать расследование причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, указанные в пункте 4 "Правил расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении" ППРФ N 1114;
ж) принять меры по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварийной ситуации, указанных в акте о расследовании причин аварийной ситуации.
4. Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, повлекшая последствия, предусмотренные пунктом 3 "Правил расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении" ППРФ N 1114, осуществляет передачу оперативной информации незамедлительно, а при аварийной ситуации, повлекшей последствия, предусмотренные пунктом 4 "Правил расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении" ППРФ N 1114, - в течение 8 часов с момента возникновения аварийной ситуации.
5. Передача оперативной информации осуществляется посредством факсимильной связи и (или) по электронной почте либо при отсутствии такой возможности устно по телефону с последующим направлением оперативной информации в письменной форме.
6. Оперативная информация содержит:
а) наименование собственника или иного законного владельца, на объектах которого произошла аварийная ситуация;
б) наименование и место расположения объекта, на котором произошла аварийная ситуация;
в) дату и местное время возникновения аварийной ситуации (в формате "ДД.ММ в ЧЧ:ММ");
г) обстоятельства, при которых произошла аварийная ситуация, в том числе схемные, режимные и погодные условия;
д) наименование отключившегося оборудования объекта, на котором произошла аварийная ситуация;
е) основные технические параметры оборудования (тепловая мощность, паропроизводительность объекта, на котором произошла аварийная ситуация);
ж) сведения о не включенном после аварийной ситуации (вывод в ремонт, демонтаж) оборудовании объекта, на котором произошла аварийная ситуация;
з) причину отключения, повреждения и (или) перегрузки оборудования объекта, на котором произошла аварийная ситуация (при наличии такой информации);
и) сведения об объеме полного и (или) частичного ограничения теплоснабжения с указанием категории потребителей, количества граждан-потребителей (населенных пунктов), состава отключенного от теплоснабжения оборудования;
к) хронологию (при наличии информации) ликвидации аварийной ситуации с указанием даты и местного времени (в формате "ДД.ММ в ЧЧ:ММ"), в том числе включения оборудования, отключившегося в ходе аварийной ситуации, и восстановления теплоснабжения потребителей;
л) информацию о наступивших последствиях в связи с возникновением аварийной ситуации.
7. В случае если в момент возникновения аварийной ситуации возникли последствия, предусмотренные пунктом 3 "Правил расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении" ППРФ N 1114, решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, не позднее 24 часов с момента получения оперативной информации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.01.2017 N 32)
8. В случае если в момент возникновения аварийной ситуации невозможно определить, приведет ли аварийная ситуация к последствиям, предусмотренным пунктом 3 "Правил расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении" ППРФ N 1114, решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается собственником или иным законным владельцем объекта, на котором произошла аварийная ситуация, не позднее 24 часов с момента возникновения аварийной ситуации.
9. В случае если в процессе развития аварийной ситуации возникли последствия, предусмотренные пунктом 3 "Правил расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении" ППРФ N 1114, то собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, направляет в течение 8 часов с момента наступления указанных последствий в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора, и органы местного самоуправления уведомление о возникновении последствий аварийной ситуации (далее - уведомление о возникновении последствий) для принятия решения о расследовании причин аварийной ситуации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.01.2017 N 32)
10. Решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается не позднее 24 часов с момента получения уведомления о возникновении последствий. Содержание уведомления о возникновении последствий, а также порядок и способ передачи уведомления о возникновении последствий аналогичны содержанию, порядку и способу передачи оперативной информации.
В ходе расследования причин аварийной ситуации устанавливаются причины и предпосылки возникновения аварийной ситуации, круг лиц, действия (бездействие) которых привели к возникновению аварийной ситуации, а также разрабатывается перечень противоаварийных мероприятий по устранению причин и предотвращению возникновения аварийных ситуаций на объектах (далее - противоаварийные мероприятия).
11. Для выявления причин аварийной ситуации в ходе расследования проводятся следующие необходимые действия:
а) сохранение послеаварийной обстановки (по возможности);
б) изъятие и передача по акту приема-передачи регистрограмм, записей оперативных переговоров и иных необходимых документов;
в) описание послеаварийного состояния указателей положения защитных устройств и блокировок;
г) сбор документации по техническому обслуживанию отказавшего (поврежденного) оборудования;
д) осмотр, фотографирование послеаварийной обстановки, видеосъемка (при необходимости), составление схемы и эскиза места аварийной ситуации;
е) опрос очеви
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.