Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального района "Сыктывдинский"
от 24 октября 2019 г. N 10/1323
Порядок
ликвидации аварийных ситуаций в системах электроснабжения, водоснабжения и теплоснабжения, с учетом взаимодействия ресурсоснабжающих организаций, потребителей и служб жилищно-коммунального комплекса всех форм собственности муниципального района "Сыктывдинский"
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах электроснабжения, водоснабжения и теплоснабжения с учетом взаимодействия ресурсоснабжающих организаций, потребителей и служб жилищно-коммунального комплекса всех форм собственности муниципального района "Сыктывдинский" (далее - Порядок) разработан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" нормами и правилами в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям.
1.2. Цели:
- повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- мобилизация усилий по ликвидации технологических нарушений и аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения;
- минимизация последствий при возникновении технологических нарушений и аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения.
1.3. Задачи:
- приведение в готовность оперативных штабов по ликвидации аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения, концентрация необходимых сил и средств;
- организация работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, а также их последствий;
- обеспечение работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций материально-техническими ресурсами;
- восстановление эксплуатационных режимов теплоснабжения.
2. Термины и определения
2.1. Единая дежурно-диспетчерская служба (далее - ЕДДС) - орган повседневного управления местной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб района и созданный при администрации муниципального района "Сыктывдинский".
2.2. Дежурно-диспетчерская служба (далее - ДДС) - дежурный и/или диспетчерский орган местной службы на объектовом уровне и имеющий силы и средства постоянной готовности к действиям при возникновении технологических нарушений, аварий, инцидентов в чрезвычайных ситуациях. Под дежурно-диспетчерскими службами подразумеваются инженерные оперативно-, аварийно-, информационно-диспетчерские (ОДС, АДС, ИДС) и другие подобные службы.
2.3. Система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.
2.4. Источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии.
2.5. Объекты теплоснабжения - источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность.
2.6. Технологические нарушения - нарушения в работе систем коммунального энергоснабжения (электроснабжения; теплоснабжения) и эксплуатирующих их организаций в зависимости от характера и тяжести последствий (воздействие на персонал; отклонение параметров энергоносителя; экологическое воздействие; объем повреждения оборудования; другие факторы снижения надежности) подразделяются на аварии и инциденты:
2.6.1. авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;
2.6.2. инцидент - отказ или повреждение оборудования и (или) сетей, отклонения от установленных режимов, нарушение федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте, включая:
- технологический отказ - вынужденное отключение или ограничение работоспособности оборудования, приведшее к нарушению процесса производства и (или) передачи электрической и тепловой энергии потребителям, если они не содержат признаков аварии;
- функциональный отказ - неисправности оборудования (в том числе резервного и вспомогательного), не повлиявшие на технологический процесс производства и (или) передачи энергии, а также неправильное действие защит и автоматики, ошибочные действия персонала, если они не привели к ограничению потребителей и снижению качества отпускаемой энергии.
2.7. Потребители тепловой энергии по надежности теплоснабжения делятся на три категории:
2.7.1. первая категория - потребители, в отношении которых не допускается перерывов в подаче тепловой энергии и снижения температуры воздуха в помещениях ниже значений, предусмотренных техническими регламентами и иными обязательными требованиями;
2.7.2. вторая категория - потребители, в отношении которых допускается снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 ч.: жилых и общественных зданий до 12°C; промышленных зданий до 8°C;
2.7.3. третья категория - остальные потребители.
3. Классификация технологических нарушений систем энергоснабжения
3.1. Авариями в коммунальных отопительных котельных считаются:
3.1.1. разрушения (повреждения) зданий, сооружений, паровых и водогрейных котлов, трубопроводов пара, горячей и холодной воды, взрывы и воспламенения топлива в топках и газоходах котлов, вызвавшие их разрушение, а также разрушения топливопроводов и топливного оборудования, взрывы в топках котлов, работающих на твердом и жидком топливе, вызвавшие остановку их на ремонт;
3.1.2. повреждение котла (вывод его из эксплуатации во внеплановый ремонт), если объем работ по восстановлению составляет не менее объема капитального ремонта;
3.1.3. повреждение насосов, подогревателей, вызвавших вынужденный останов котла (котлов), приведший к снижению общего отпуска тепла более чем на 50% продолжительностью свыше 16 часов.
3.2. Технологическими отказами в коммунальных отопительных котельных считаются:
3.2.1. неисправность котла с выводом его из эксплуатации во внеплановый ремонт, если объем работ по восстановлению его работоспособности составляет не менее объема текущего ремонта;
3.2.2. неисправность насосов, подогревателей, другого вспомогательного оборудования, вызвавших вынужденный останов котла (котлов), приведший к общему снижению отпуска тепла более чем на 30, но не более 50% продолжительностью менее 16 часов;
3.2.3. останов источника тепла из-за прекращения по вине эксплуатационного персонала подачи воды, топлива или электроэнергии при температуре наружного воздуха:
- до (-10°C) - более 8 часов;
- от (-10°C) до (-15°C) - более 4 часов;
- ниже (-15°C) - более 2 часов.
3.3. Функциональными отказами в коммунальных отопительных котельных считаются нарушения режима, не вызвавшие последствий, указанных в пп. 3.1 и 3.2 настоящего порядка.
3.4. К инцидентам не относится вывод из работы оборудования по оперативной заявке для устранения мелких дефектов и неисправностей (замена прокладок и набивок, замена крепежных деталей, замена мелкой арматуры, регулировка устройств автоматики и т.п.), выявленных при осмотрах при условии, что вывод оборудования не привел к отключениям или ограничениям потребителей.
3.5. Авариями в тепловых сетях считаются:
3.5.1. разрушение (повреждение) зданий, сооружений, трубопроводов тепловой сети в период отопительного сезона при отрицательной среднесуточной температуре наружного воздуха, восстановление работоспособности которых продолжается более 36 часов;
3.5.2. повреждение трубопроводов тепловой сети, оборудования насосных станций, тепловых пунктов, вызвавшее перерыв теплоснабжения потребителей I категории (по отоплению) на срок более 8 часов, прекращение теплоснабжения или общее снижение более чем на 50% отпуска тепловой энергии потребителям продолжительностью выше 16 часов.
3.6. Технологическими отказами в тепловых сетях считаются: неисправности трубопроводов тепловой сети, оборудования насосных станций, тепловых пунктов, поиск утечек, вызвавшие перерыв в подаче тепла потребителям I категории (по отоплению) свыше 4 до 8 часов, прекращение теплоснабжения (отопления) объектов соцкультбыта на срок более 16 часов при температуре воздуха в помещении не ниже 12°C; более 8 часов при температуре воздуха в помещении не ниже 10°C; более 4 часов при температуре воздуха в помещении не ниже 8°C.
3.7. Функциональными отказами в тепловых сетях считаются нарушения режима, не вызвавшие последствий, указанных в пп. 3.5 и 3.6 настоящего порядка, а также отключение горячего водоснабжения, осуществляемое для сохранения режима отпуска тепла на отопление при ограничениях в подаче топлива, электро- и водоснабжении.
3.8. Инцидентами не являются повреждения трубопроводов и оборудования, выявленные во время испытаний, проводимых в неотопительный период.
3.9. Не являются инцидентами потребительские отключения, к которым относятся отключения:
3.9.1. линии электропередач, подстанции, находящихся на балансе потребителя, если оно произошло не по вине организации, осуществляющей деятельность по передаче и распределению электроэнергии;
3.9.2. линии электропередач, подстанции, находящихся на балансе предприятия электрических сетей, из-за повреждения оборудования, неправильных действий персонала потребителя или устройства защиты на установке потребителя;
3.9.3. теплопровода и системы теплопотребления объектов, находящихся на балансе потребителя, если оно произошло не по вине персонала теплоснабжающей организации.
3.10. Авариями на дизельных электростанциях считаются:
3.10.1. разрушение (повреждение) зданий, сооружений основного оборудования (дизель; генератор; силовой трансформатор; секция сборных шин распределительного устройства), восстановление работоспособности которых может быть произведено в срок, превышающий 7 суток после выхода из строя;
3.10.2. повреждение оборудования, вызвавшее перерыв электроснабжения:
- одного и более потребителей первой категории, превышающий время действия устройств автоматического повторного включения (далее - АПВ) электростанции;
- при несоответствии схемы питания потребителей первой категории требованиям Правил устройства электроустановок (далее - ПУЭ), аварией считается перерыв электроснабжения этих потребителей продолжительностью более 10 часов, если нарушение электроснабжения произошло по вине персонала, обслуживающего электростанцию (вывод из работы одного из двух независимых источников питания потребителей первой категории для производства ремонтных или других профилактических работ не является основанием считать схему питания указанных потребителей не соответствующей требованиям ПУЭ);
- одного и более потребителей второй категории продолжительностью более 10 часов, если нарушение электроснабжения потребителей произошло по вине персонала, обслуживающего электростанцию;
- одного и более потребителей третьей категории продолжительностью более 24 часов, если нарушение произошло по вине персонала, обслуживающего электростанцию;
3.10.3. повреждение оборудования, вызвавшее снижение общей электрической нагрузки более чем на 50% от заданной диспетчерским графиком, продолжительностью свыше 8 часов, приведшее к отключениям или ограничениям потребителей.
3.11. Технологическими отказами на дизельных электростанциях считаются:
3.11.1. неисправности основного оборудования, устранение которых может быть произведено в течение не более 7 суток после выхода его из строя;
3.11.2. неисправности оборудования, вызвавшие перерыв электроснабжения:
- одного и более потребителей первой категории при несоответствии схемы питания требованиям ПУЭ, продолжительностью от 3 до 10 часов, если нарушение электроснабжения потребителей произошло по вине персонала, обслуживающего электростанцию (вывод из работы одного из двух независимых источников питания потребителей первой категории для производства ремонтных или других профилактических работ не является основанием считать схему питания указанных потребителей не соответствующей требованиям ПУЭ);
- одного и более потребителей второй категории продолжительностью от 3 до 10 часов, если нарушение электроснабжения произошло по вине персонала, обслуживающего электростанцию;
- одного и более потребителей третьей категории продолжительностью до 24 часов, если нарушение электроснабжения произошло по вине персонала, обслуживающего электростанцию.
3.12. Неисправности оборудования, вызвавшие снижение электрической нагрузки более чем на 50% от заданной диспетчерским графиком продолжительностью до 4 часов.
3.13. Функциональными отказами на дизельных электростанциях считаются нарушения режима работы, не вызвавшие последствий, указанных в пп. 3.10 и 3.11 настоящего порядка.
3.14. К инцидентам не относится вывод из работы оборудования по оперативной заявке для устранения дефектов и неисправностей (замена прокладок, устранение утечек масла, топлива, неисправностей топливной аппаратуры, устранение перегрева охлаждающей воды, смазочного масла, падения давления масла, нагрева подшипников дизеля и генератора, появление ненормальных стуков и шумов и т.п.), выявленных при профилактических плановых контрольных осмотрах при условии, если вывод оборудования из работы не привел к отключениям или ограничениям потребителей.
3.15. Авариями в электрических сетях считаются:
3.15.1. разрушение (повреждение) зданий, основного оборудования подстанций (силовые трансформаторы; оборудование распределительных устройств напряжением 10 (6) кВ и выше), восстановление работоспособности которых может быть произведено в срок более 7 суток после выхода из строя;
3.15.2. повреждение питающей линии электропередачи от центра питания до распределительного пункта или прямой линии связи между распределительными пунктами напряжением 10 (6) кВ и выше, которая была восстановлена после выхода ее из строя:
- воздушная линия за период более 3 суток;
- кабельная линия за период более 10 суток;
3.15.3. неисправности оборудования и линий электропередач, вызвавшие перерыв электроснабжения:
- одного и более потребителей первой категории, превышающий время действия устройств АПВ или АВР электроснабжающей или электросетевой организации. При несоответствии схемы питания потребителей первой категории требованиям ПУЭ аварией считается перерыв электроснабжения этих потребителей продолжительностью более 10 часов, если нарушение электроснабжения потребителей произошло по вине персонала предприятия электрических сетей;
- одного и более потребителей второй категории продолжительностью более 10 часов, если нарушение электроснабжения произошло по вине персонала предприятия электрических сетей;
- одного и более потребителей третьей категории продолжительностью более 24 часов, если нарушение электроснабжения произошло по вине персонала предприятия электрических сетей.
3.16. Технологическими отказами в электрических сетях считаются:
3.16.1. неисправности основного оборудования, восстановление работоспособности которого может быть произведено в течение не более 7 суток после выхода его из строя;
3.16.2. неисправности питающей линии электропередачи от центра питания до распределительного пункта или прямой линии связи между распределительными пунктами напряжением 10 (6) кВ и выше, которая была восстановлена после выхода ее из строя:
- воздушная линия за период от 12 часов до 3 суток;
- кабельная линия за период от 2 до 10 суток;
3.16.3. неисправности оборудования и линий электропередач, вызвавшие перерыв электроснабжения:
- одного и более потребителей первой категории при несоответствии схемы их питания требованиям ПУЭ, продолжительностью от 3 до 10 часов, если нарушение электроснабжения потребителей произошло по вине персонала предприятия электрических сетей;
- одного и более потребителей второй категории продолжительностью от 3 до 10 часов;
- одного и более потребителей третьей категории продолжительностью более 10 до 24 часов.
3.17. Функциональными отказами в электрических сетях считаются нарушения режима работы, не вызвавшие последствий, указанных в пп. 3.15 и 3.16 настоящего порядка, а также:
- выход из строя измерительных трансформаторов, разрядников, трансформаторов и др., не относящихся к основному оборудованию;
- выход из строя устройств АПВ, АВР, релейной защиты, телемеханики.
3.18. Не относится к инцидентам вывод из работы оборудования по оперативной заявке для устранения мелких дефектов и неисправностей (замена элементов опоры, подтяжка бандажей, чистка изоляции, устранение течи масла в трансформаторах силовых и масляных выключателях, подтяжка болтовых соединений в РП, ТП, выправка опор, устранение других неисправностей, угрожающих нормальной эксплуатации электроустановок или электроснабжения потребителей и т.д.), выявленных при профилактическом осмотре и контроле.
4. Классификация технологических нарушений по причинам их возникновения
4.1. Аварии, технологические отказы и функциональные отказы классифицируются по признаку непосредственных причин их возникновения и развития:
- применение материалов, не соответствующих требованиям нормативно-технической документации;
- ошибки в конструкциях оборудования и сетей;
- дефекты строительства, монтажа;
- некачественный ремонт;
- изменение свойств материалов в процессе эксплуатации;
- неудовлетворительное выполнение наладки и испытаний;
- нарушение условий эксплуатации, отсутствие системы технического обслуживания и производственного контроля;
- естественный износ;
- другие причины.
4.2. Аварии, технологические отказы и функциональные отказы классифицируются по признаку действий или бездействия персонала:
- энергетической организации системы жилищно-коммунального хозяйства;
- завода (фирмы)-изготовителя оборудования и материалов;
- проектной организации;
- строительной, строительно-монтажной организации;
- пусконаладочной организации;
- ремонтной организации;
- организаций-потребителей;
- других организаций;
- посторонних лиц (нарушения правил охраны электрических и тепловых сетей; несанкционированное проникновение на объекты и т.п.).
4.3. Аварии и отказы классифицируются по видам стихийных явлений природного характера:
- грозы; ливни;
- гололед; снегопад;
- сильный ветер; ураган; смерч;
- паводок; наводнение;
- землетрясение;
- другие стихийные явления.
4.4. Классификационными признаками организационных причин технологических нарушений являются:
4.4.1. ошибочные или неправильные действия оперативных руководителей, оперативного персонала, нарушивших положения и требования правил устройства и технической эксплуатации оборудования, техники безопасности, пожарной безопасности, производственных и должностных инструкций, не принявших меры к локализации и устранению причин технологических нарушений;
4.4.2. действия оперативно-ремонтного, ремонтного и наладочного персонала, допустившего нарушение нормативов технического обслуживания, некачественный и (или) неполный ремонт, отклонения от требований действующих правил, инструкций и технологических нормативно-технических документов;
4.4.3. действия или бездействие руководящих работников организаций, руководителей производственных подразделений, других специалистов, выразившиеся в непринятии своевременных мер по устранению аварийных очагов и дефектов оборудования, неудовлетворительной приемке оборудования и сетей из монтажа, капитального ремонта, наладки, невыполнения требований органов государственного надзора по повышению надежности работы оборудования, несвоевременном или в недостаточном объеме проведении всех видов ремонтов и профилактических испытаний оборудования и сетей, нарушении требований правил устройства технической эксплуатации, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правил работы с персоналом.
5. Сведения о поставщиках и потребителях коммунальных услуг
5.1. Теплоснабжающие и теплосетевые организации:
- ООО "Сыктывдинская тепловая компания" (осуществляющей теплоснабжение потребителей на территории сельских поселений "Выльгорт", "Слудка", "Шошка", "Палевицы", "Пажга", "Часово", "Ыб", "Яснэг"), с. Выльгорт, ул. Д. Каликовой, д. 202а. тел.(882130) 7-28-68, дежурно-диспетчерская служба: тел. (882130) 7-17-95;
- МУП "Энергия" (осуществляющей теплоснабжение потребителей на территории сельского поселения "Зеленец"): с. Зеленец, ул. II квартал, д. 13а, тел. (882130) 7-60-62, дежурно-диспетчерская служба: тел. (882130) 7-66-96;
- ООО "Т плюс" (осуществляющей теплоснабжение санатория "Лэзым"): г. Сыктывкар, ул. Сысольское шоссе, д. 9, дежурно-диспетчерская служба: тел. (88212) 24-15-70.
5.2. Организации, осуществляющие деятельность по передаче и распределению электроэнергии на территории Сыктывдинского района, а также организации, обеспечивающие безаварийность работы ТП и линий электропередач:
- филиал ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго"; организация, обеспечивающая безаварийность работы ТП и линий электропередач на территории сельских поселений Сыктывдинского района - Сыктывдинский РЭС производственного отделения "Южные электрические сети" филиала ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Комиэнерго", Эжвинский РЭС производственного отделения "Южные электрические сети" филиала ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Комиэнерго", Сыктывкарский РЭС производственного отделения "Южные электрические сети" филиала ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Комиэнерго", дежурно-диспетчерская служба: тел. 21-33-12, 39-05-52, 22-76-91.
5.3. Управляющие и обслуживающие организации:
- ООО "Расчетный центр": с. Выльгорт, ул. Гагарина, д. 5, тел. (882130) 7-26-08, 7-18-94;
- ООО "Теплоком": с. Зеленец, ул. II квартал, д. 13а, тел. (882130) 7-60-61;
- ООО "Домсервис": с. Выльгорт, ул. Д. Каликовой, д. 100а, тел. (882130) 7-29-35.
5.4. Потребители коммунальных услуг:
- жилфонд (независимо от формы собственности) на территории Сыктывдинского района;
- учреждения образования, культуры и спорта на территории Сыктывдинского района;
- учреждения здравоохранения на территории Сыктывдинского района;
- прочие потребители.
6. Взаимодействие организаций при локализации и ликвидации технологических нарушений в системах теплоснабжения
6.1. Нормы взаимодействия включают общие для всех участников цели и задачи; недопущение дублирования в использовании сил и средств; сосредоточение и согласованность общих усилий участников, и взаимодействие всех субъектов, задействованных в решении конкретной оперативной проблемы, возникшей на территории Сыктывдинского района.
6.2. Взаимообусловленная в рамках конкретной деятельности по ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения на территории Сыктывдинского района и необходимая для исполнения принятых на соответствующем уровне решений связь всех участников осуществляется по согласованию с участниками настоящего порядка.
6.3. Взаимодействие теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии с транспортными сетевыми организациями, оказывающими услуги по транспорту электрической энергии, и организациями, обеспечивающими безаварийность работы ТП и линий электропередач на территории сельских поселений, осуществляется по согласованию в соответствии с внутренними организационно-правовыми документами организаций.
6.4. Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, повлекшая последствия, которые привели:
- к прекращению теплоснабжения потребителей в отопительный период на срок более 24 часов;
- к разрушению или повреждению оборудования объектов, которое привело к выходу из строя источников тепловой энергии или тепловых сетей на срок 3 суток и более;
- к разрушению или повреждению сооружений, в которых находятся объекты, которое привело к прекращению теплоснабжения потребителей, осуществляет передачу оперативной информации незамедлительно.
6.5. Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, не повлекшая последствия, указанные в пп. 6.4 настоящего порядка, ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения, но вызвавшая перерыв теплоснабжения потребителей на срок более 6 часов или приведшая к снижению температуры теплоносителя в подающем трубопроводе тепловой сети в отопительный период на 30 процентов и более по сравнению с температурным графиком системы теплоснабжения, - в течение 8 часов с момента возникновения аварийной ситуации.
6.6. Передача оперативной информации осуществляется посредством факсимильной связи и (или) по электронной почте либо при отсутствии такой возможности устно по телефону с последующим направлением оперативной информации в письменной форме.
6.7. Все предприятия и организации, обеспечивающие энергоснабжение потребителей, должны иметь круглосуточно работающие ДДС.
6.8. Общую связь по взаимодействию, координации, обмену информацией ДДС осуществляет Единая дежурная диспетчерская служба администрация Сыктывдинского района (далее - ЕДДС), тел./факс 7-10-42, 7-14-88.
6.9. В организациях жилищно-коммунального хозяйства и в организациях, обеспечивающих энергоснабжение потребителей, рекомендуется составлять алгоритм действий при возникновении аварийных ситуаций, которые устраняются:
- собственными силами, без привлечения сил и средств других организаций и предприятий;
- совместными силами и средствами, с привлечением сил и средств других организаций и предприятий, выделяющих специализированную технику и специалистов.
6.10. На случаи возникновения (угрозы возникновения) технологических нарушений и отключений (ограничений) потребителей от теплоснабжения в ДДС организаций должны быть разработаны и утверждены инструкции (положения) с четко разработанным оперативным планом (регламентом) действий и оповещения всех заинтересованных организаций.
6.11. В целях взаимодействия и отработки слаженности действий при локализации и ликвидации технологических нарушений ДДС организаций проводят противоаварийные тренировки.
6.12. Для проведения работ по локализации и ликвидации аварии каждое подразделение и организация должны располагать необходимыми инструментами, материалами, приспособлениями, механизмами, транспортом и средствами связи. Объем аварийного запаса устанавливается в соответствии с действующей нормативной документацией, место хранения определяется руководством предприятия.
6.13. ДДС соответствующей организации, в хозяйственном ведении которой находятся сооружения и инженерные коммуникации, организовывает оперативные меры по обеспечению безопасности на месте аварийной ситуации (ограждение, освещение, охрана и др.) и действует в соответствии с инструкцией по ликвидации аварийных ситуаций, которая имеется в каждой организации.
6.14. Руководитель организации назначает ответственное лицо по ликвидации аварийной ситуации. Диспетчер немедленно высылает на место аварийную бригаду, которая под руководством ответственного лица по ликвидации аварийной ситуации приступает к ликвидации аварийной ситуации и устранению ее последствий. При этом должны обеспечиваться безопасность граждан, безопасность движения автотранспорта, а также сохранность рядом расположенных коммуникаций и сооружений.
6.15. В процессе устранения аварийной ситуации ответственное лицо по ликвидации аварийной ситуации оценивает сложившуюся ситуацию. Если при устранении аварийной ситуации необходимо привлечение дополнительных сил и средств, а также временной период устранения аварийной ситуации, возможно, превысит нормативные сроки устранения, ответственное лицо по ликвидации аварийной ситуации сообщает данную информацию руководителю своей организации, который в свою очередь информирует главу поселения, ДДС других организаций согласно планам взаимодействия.
6.16. С целью устранения аварийной ситуации в кратчайшие сроки и с наименьшими негативными последствиями орган местного самоуправления сельского поселения принимает решение о необходимости организации оперативного штаба. Решения о развертывании дополнительных сил и средств для ликвидации аварийной ситуации принимаются председателем оперативного штаба. Ликвидация аварийной ситуации на тепловых сетях со значительным количеством отключаемых потребителей производится по плану, согласованному со штабом.
6.17. Организации, имеющие в месте аварийной ситуации надземные или подземные сооружения и коммуникации, при получении телефонограммы обязаны немедленно направить на место аварийной ситуации своего представителя, который должен указать расположение подведомственных им сооружений и инженерных коммуникаций на местности.
6.18. Организации, складирующие материалы, оборудование или другие материальные ценности вблизи места аварийной ситуации, обязаны по первому требованию руководителя аварийных работ немедленно освободить участок.
6.19. Решение об отключении централизованных тепловых сетей и внутренних инженерных систем принимается теплоснабжающей и теплосетевой организацией по согласованию с руководителем органа местного самоуправления сельского поселения и с потребителем в зависимости от вида сетей или систем.
6.20. В отношении социально значимых категорий потребителей применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. В отношении таких потребителей в обязательном порядке в договоре теплоснабжения определяются режимы введения ограничений.
6.21. К социально значимым категориям потребителей (объектам потребителей) относятся:
- органы государственной власти;
- медицинские учреждения;
- учебные заведения начального и среднего образования;
- учреждения социального обеспечения;
- воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы охраны Российской Федерации;
- исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы;
- животноводческие и птицеводческие хозяйства, теплицы;
- объекты систем диспетчерского управления железнодорожного, водного и воздушного транспорта.
6.22. При аварийных ситуациях на объекте теплоснабжения в течение всего ремонтно-восстановительного периода должны обеспечиваться (если иные режимы не предусмотрены договором теплоснабжения):
- подача тепловой энергии (теплоносителя) в полном объеме потребителям первой категории;
- подача тепловой энергии (теплоносителя) на отопление жилищно-коммунальным и промышленным потребителям второй и третьей категорий в объемах не ниже, предусмотренных действующим законодательством;
- согласованный сторонами договор теплоснабжения аварийный режим расхода пара и технологической горячей воды;
- среднесуточный расход теплоты за отопительный период на горячее водоснабжение (при невозможности его отключения).
6.23. В отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.
6.24. Специальный порядок ограничения (прекращения) теплоснабжения социально значимых категорий потребителей применяется в отношении тех объектов потребителей, которые используются для непосредственного выполнения социально значимых функций.
6.25. Решение о введении частичного ограничения режима потребления тепловой энергии или прекращения подачи тепловой энергии принимается руководством теплоснабжающих и теплосетевых организаций в соответствии с порядком ограничения, прекращения подачи тепловой энергии при возникновении (угрозе возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения, изложенным в Постановлении Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации").
6.26. В случае возникновения аварийной ситуации на бесхозяйных сетях дежурный диспетчер эксплуатирующей теплоснабжающей и теплосетевой организации незамедлительно сообщает об аварийной ситуации руководителю органа местного самоуправления сельского поселения и оперативному дежурному ЕДДС.
6.27. В соответствии с требованиями нормативных документов каждая авария должна быть расследована комиссией, состав которой устанавливается в зависимости от характера и тяжести происшедшего нарушения. По результатам расследования аварии в организации составляется перечень (план) мероприятий по ликвидации последствий и предупреждению аварий и отказов, который должен быть утвержден приказом (распоряжениям) руководителя организации.
Таблица 1
Организация
производственного взаимодействия
Наименование и критерии нарушения |
Ответственные за устранение нарушений организации |
Исполнитель |
1 |
2 |
3 |
Технологические нарушения в работе теплового магистрального трубопровода, прекращение теплоснабжения потребителей |
Теплоснабжающие и теплосетевые организации в соответствующей зоне действия системы теплоснабжения |
Собственные и (или) привлеченные ремонтные бригады |
Аварийная остановка котельной, снижение надежности работы источника тепловой энергии вследствие вывода в аварийный ремонт основного оборудования |
Теплоснабжающие и теплосетевые организации в соответствующей зоне действия системы теплоснабжения |
Собственные и (или) привлеченные ремонтные бригады |
Технологические нарушения водоснабжения котельной |
Теплоснабжающие и теплосетевые организации в соответствующей зоне действия системы теплоснабжения |
Собственные и (или) привлеченные ремонтные бригады |
Снижение надежности работы источника тепловой энергии вследствие вывода в аварийный ремонт одного из фидеров электроснабжения источника тепловой энергии |
Теплоснабжающие и теплосетевые организации в соответствующей зоне действия системы теплоснабжения |
Организации, обеспечивающие безаварийность работы ТП и ЛЭП |
Технологические нарушения электроснабжения котельной при гашении центров питания (ПС 35-220 кВ) |
Теплоснабжающие и теплосетевые организации в соответствующей зоне действия системы теплоснабжения |
Организации, обеспечивающие безаварийность работы ТП и ЛЭП |
Технологические нарушения в работе внутренних систем отопления |
Управляющие и обслуживающие организации, руководители организаций и учреждений |
Собственные и (или) привлеченные ремонтные бригады |
Таблица 2
Организация
информационного взаимодействия
N |
Мероприятия |
Исполнитель |
Адрес предоставления информации |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Технологические нарушения в системах теплоснабжения, устраняемые обслуживающим персоналом объекта в расчетные сроки | |||
1.1 |
Оповещение и передача информации о возникновении технологического нарушения на объекте теплоснабжения |
Теплоснабжающие и теплосетевые организации в соответствующей зоне действия системы теплоснабжения |
ЕДДС, руководитель администрации или глава муниципального образования (далее - МО), ДДС организаций по планам взаимодействия |
1.2 |
Ликвидация аварийной ситуации на объекте теплоснабжения |
Теплоснабжающие и теплосетевые организации в соответствующей зоне действия системы теплоснабжения, привлекаемые организации (при необходимости) - организации, обеспечивающие безаварийность работы ТП и ЛЭП, другие хозяйствующие субъекты на территории поселения |
ЕДДС, руководитель администрации или глава МО, ДДС организаций по планам взаимодействия |
1.3 |
Доклад о ликвидации аварийной ситуации и вводе объекта в рабочий режим |
Теплоснабжающие и теплосетевые организации в соответствующей зоне действия системы теплоснабжения |
ЕДДС, руководитель администрации или глава МО, ДДС организаций по планам взаимодействия |
2. Технологические нарушения в системах теплоснабжения, сроки устранения которой больше допустимого расчетного времени | |||
2.1 |
Оповещение и передача информации о возникновении аварийной ситуации на объекте теплоснабжающей и теплосетевой организации |
Теплоснабжающие и теплосетевые организации в соответствующей зоне действия системы теплоснабжения |
ЕДДС, руководитель администрации или глава МО, ДДС организаций по планам взаимодействия |
2.2 |
Организация оперативного штаба |
Руководитель администрации МО |
ЕДДС |
2.3 |
Доработка с учетом конкретной ситуации, плана локализации и ликвидации аварийной ситуации, плана привлечения дополнительных сил и средств |
Теплоснабжающие и теплосетевые организации в соответствующей зоне действия системы теплоснабжения, привлекаемые организации (при необходимости) - организации, обеспечивающие безаварийность работы ТП и ЛЭП, другие хозяйствующие субъекты на территории поселения |
ЕДДС, ДДС организаций по планам взаимодействия |
2.4 |
Развертывание дополнительных сил и средств для ликвидации аварийной ситуации |
Теплоснабжающие и теплосетевые организации в соответствующей зоне действия системы теплоснабжения, привлекаемые организации (при необходимости) - организации, обеспечивающие безаварийность работы ТП и ЛЭП, другие хозяйствующие субъекты на территории поселения |
ЕДДС, ДДС организаций по планам взаимодействия, председатель оперативного штаба |
2.5 |
Оповещение населения |
Руководитель администрации МО СП, теплоснабжающие и теплосетевые организации в соответствующей зоне действия системы теплоснабжения, привлекаемые организации (при необходимости) - организации, обеспечивающие безаварийность работы ТП и ЛЭП, другие хозяйствующие субъекты на территории поселения |
ЕДДС, ДДС организаций по планам взаимодействия, председатель оперативного штаба |
2.6 |
Ликвидация аварийной ситуации и ввод объекта в рабочий режим |
Теплоснабжающие и теплосетевые организации в соответствующей зоне действия системы теплоснабжения, привлекаемые организации (при необходимости) - организации, обеспечивающие безаварийность работы ТП и ЛЭП, другие хозяйствующие субъекты на территории поселения |
ЕДДС, ДДС организаций по планам взаимодействия, председатель оперативного штаба |
3. Угроза возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС) | |||
3.1 |
Оповещение и передача информации о возможности возникновения ЧС на территории поселения |
Председатель оперативного штаба, руководитель администрации МО СП, ДДС организаций по планам взаимодействия |
ЕДДС, КЧС и ОПБ |
3.2 |
Приведение в состояние готовности соответствующих служб предприятия, организаций ЖКХ и дополнительных сил и средств. Организация ликвидации угрозы возникновения ЧС согласно утвержденному плану действий |
КЧС и ОПБ, теплоснабжающие и теплосетевые организации в соответствующей зоне действия системы теплоснабжения, привлекаемые организации (при необходимости) - организации, обеспечивающие безаварийность работы ТП и ЛЭП, другие хозяйствующие субъекты на территории поселения |
ЕДДС, ДДС организаций, силы и средства которых привлекаются для ликвидации ЧС, штаб ликвидации ЧС, руководитель работ по ликвидации ЧС |
Таблица 3
Нормативные сроки
устранения технологических нарушений в работе подземных трубопроводов тепловых сетей (час)
N |
Этапы работы |
Диаметры труб, мм |
|
57 - 219 |
273 - 426 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Отключение дефектного участка, ограждение, вызов ГИБДД при необходимости |
2,0 |
2,0 |
2 |
Откачка воды из затопленных камер, шахт, каналов |
1,0 |
2,0 |
3 |
Вызов комиссии, опорожнение отключенного участка |
1,0 |
2,0 |
4 |
Вскрытие дефектного участка трубы, определение размеров и границ дефекта |
1,5 |
2,0 |
5 |
Вырезка дефектного участка трубы |
0,5 |
0,5 |
6 |
Подготовка участка под укладку новой трубы |
- |
0,5 |
7 |
Установка новой трубы и сварка стыков |
1,0 |
2,0 |
8 |
Заполнение отключенного участка, восстановление теплоснабжения потребителей |
1,0 |
2,0 |
Итого: |
|
8 |
13 |
Таблица 4
Нормативные сроки
выполнения дополнительных операций на участках тепловых сетей при устранении технологических нарушений (час.)
N |
Наименование и характеристика строительных работ и конструкции |
Единица измерения |
Затраты труда бригадой в час при диаметре (трубы, арматуры, компенсатора, заглушки) |
|
до 159 мм |
219 - 426 мм |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Замена щитовой неподвижной опоры |
1 опора |
3,9 |
6,2 |
2 |
Замена компенсатора сальникового, сильфонного |
1 компенсатор |
4,2 |
7,9 |
3 |
Замена компенсатора П-образного |
то же |
2,4 |
2,5 |
4 |
Замена арматуры |
1 единица |
4,0 |
12,0 |
5 |
Замена металлоконструкций в камерах, тоннелях |
1 т конструкции |
8,5 |
8,5 |
6 |
Установка и снятие заглушек |
1 заглушка |
1,2 |
3,5 |
7 |
Ручная шурфовка электрических кабелей |
1 шурф |
2,0 |
2,0 |
Таблица 5
Нормативные сроки
устранения технологических нарушений во внутренних системах центрального отопления (на стояке с Dу от 20 до 40 мм)
1. Нормами предусмотрена смена участка трубопровода длиной до 1 м. На смену каждого следующего метра трубопровода на работы по п. 4 к норме времени применять на к = 1,05, на резьбе к = 1,2.
2. В случае закрытой прокладки стояков центрального отопления следует увеличивать норму времени по п. 4 на пробивку борозд в бетонных конструкциях на 0,39 ч., в кирпичных конструкциях - на 0,22 ч.
Таблица 6
Нормативные сроки
устранения технологических нарушений во внутренних системах центрального отопления (на отопительном приборе)
N |
Этапы работ |
Норма времени, ч. |
1 |
2 |
3 |
1 |
Проезд к месту технологического нарушения |
0,500 |
2 |
Осмотр отопительного прибора с отметкой дефектных мест |
0,031 |
3 |
Отключение стояка, спуск воды из стояка через спускной кран: |
|
для систем с нижней разводкой |
0,250 |
|
для систем с верхней разводкой |
0,200 |
|
4 |
Отсоединение радиаторного блока от трубопровода, снятие радиаторного блока (до 80 кг), установка нового блока с присоединением его к трубопроводу |
1,100 |
5 |
Заполнение стояка, осмотр отремонтированного прибора при заполнении системы водой: |
|
с нижней разводкой |
0,308 |
|
с верхней разводкой |
0,200 |
|
6 |
Проверка на прогрев с регулировкой |
0,250 |
Итого: |
для систем с нижней разводкой |
2,439 |
для систем с верхней разводкой |
2,281 |
Таблица 7
Нормативные сроки
устранения технологических нарушений во внутренних системах центрального отопления (на подающем или обратном трубопроводе системы центрального отопления с диаметром трубопровода от стояка с Dу от 50 до 100 мм)
1. Нормами предусмотрена смена участка трубопровода длиной до 1 м. На смену каждого следующего метра трубопровода на работы по п. 7 к норме времени применять к = 1,05.
2. При проведении работ в техническом подполье с высотой до 1,8 м к норме времени по п. 7 применять к = 1,2.
N |
Этапы работ |
Норма времени, ч. |
1 |
2 |
3 |
1 |
Проезд к месту технологического нарушения |
0,500 |
2 |
Закрытие задвижек на подающем и обратном трубопроводах теплового пункта, спуск воды из системы центрального отопления |
0,470* |
3 |
Откачка воды из помещения подвала |
0,500 |
4 |
Проветривание помещения подвала |
0,250 |
5 |
Проверка помещения подвала на загазованность |
0,110 |
6 |
Очистка изоляции и осмотр трубопровода с отметкой дефектных мест |
0,100 |
7 |
Вырезка дефектного участка трубопровода с установкой нового участка трубопровода и сварка стыков |
2,500 |
8 |
Открытие задвижки на обратном трубопроводе в тепловом пункте и заполнение системы центрального отопления |
0,308* |
9 |
Открытие задвижки на подающем трубопроводе в тепловом пункте, осмотр отремонтированного участка трубопровода при заполнении системы водой, проверка на прогрев с регулировкой |
0,560 |
Итого: |
|
5,298 |
* - норма времени на 1000 объема здания.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
8. Прохождение зимнего максимума и эксплуатация систем теплоснабжения при технологических нарушениях
8.1. Зимний максимум (зимний пик нагрузки энергосистем) определяется периодом среднемесячных отрицательных температур наружного воздуха.
8.2. До 1 ноября должен быть закончен ремонт оборудования на объектах теплоснабжения, устранены замечания и дефекты, выявленные с начала отопительного периода, выполнены все установленные действующим законодательством регламентные работы на объектах теплоснабжения, обеспечивающие их работоспособность и безаварийность при прохождении зимнего максимума.
8.3. На базе районных межведомственных комиссий создаются постоянно действующие группы по оперативному принятию мер для обеспечения устойчивой работы объектов топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства района.
8.4. С объявлением усиленного режима (снижение температуры наружного воздуха от -29°C до -39°C):
- уточняется схема оповещения, устанавливается дежурство ответственных работников теплоснабжающих и теплосетевых организаций, жилищно-эксплуатационных организаций и других потребителей, при необходимости с привлечением арендаторов;
- приводятся в готовность аварийно-восстановительные бригады теплоснабжающих и теплосетевых организаций и организаций жилищно-коммунального хозяйства;
- персоналом потребителя организуются периодический обход и контроль работы системы теплопотребления и состояния утепленности зданий;
- на источниках теплоснабжения проверяется работа резервного и аварийного оборудования, наличие основного и резервного топлива, инструмента, материалов и запасных частей.
8.5. С объявлением внерасчетного режима (снижение температуры наружного воздуха ниже -39°C) в дополнение к пп. 8.4:
- во всех теплоснабжающих, жилищно-эксплуатационных организациях и предприятиях вводится круглосуточное дежурство лиц из руководящего состава;
- в организациях вводится повышенная готовность вспомогательных аварийно-восстановительных бригад, обеспеченных механизмами и материалами, для использования в аварийных ситуациях.
8.6. Необходимые мероприятия и действия персонала теплоснабжающих и теплосетевых организаций и жилищно-эксплуатационных организаций (управляющих и обслуживающих организаций, в том числе ТСЖ, ЖК, ЖСК) при усиленном и внерасчетном режимах должны быть указаны в местных инструкциях.
8.7. При возникновении технологических нарушений в системе теплоснабжения ответственное лицо за исправное состояние и безопасную эксплуатацию теплопотребляющих установок обязано:
- при получении уведомления теплоснабжающей организации об ограничении или прекращении теплоснабжения немедленно организовать работу по обеспечению циркуляции или опорожнению систем центрального отопления; принять меры по отключению или опорожнению групп стояков, системы отопления отдельных секций дома или всего дома;
- уведомить теплоснабжающую организацию о принятом решении по опорожнению групп стояков, системы отопления отдельных секций дома или всего дома и согласовать данное решение с начальником штаба для координации действий ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций и объединений собственников жилья.
8.8. Отключение отдельных нагревательных приборов, стояков или систем отопления разрешается в следующих случаях:
- отдельные приборы отключаются при разрыве, наличии неустранимой течи в футорке, пробке;
- отдельные стояки - при замерзании воды в стоке или подводках к приборам, разрыв труб стояка или подводок по шву, неустранимой течи в резьбовых соединениях;
- группы стояков (ветки и кольца) - при замерзании воды или разрыве трубопроводов верхней и нижней разводки данной группы стояков;
- систем отопления дома или секции дома - при выводе из строя главного стояка, при отсутствии перепада давления в системе.
8.9. При отрицательной температуре наружного воздуха, если прекратилась циркуляция воды в системе отопления и температура воды снизилась до +5°C, необходимо производить опорожнение системы отопления.
8.10. Заполнение системы отопления после устранения технологического нарушения разрешается без ее опрессовки, но при условии внешнего осмотра восстановленных приборов и трубопроводов в рабочем состоянии.
8.11. На основании приведенных в таблице N 8.1 данных можно ориентировочно оценить время, в течение которого температура внутри отапливаемых помещений понизится до нормируемого минимального уровня, для ликвидации аварии или принятия мер по предотвращению лавинообразного развития аварии, т.е. замерзания теплоносителя в системах отопления зданий, в которых прекращена подача тепла.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В настоящем Порядке отсутствует таблица 8.1
Таблица 8
Время
понижения температуры воздуха в отапливаемых помещениях жилых зданий при отключении системы отопления
Температура наружного воздуха, °C |
Время понижения температуры воздуха в помещениях до 12°C, часов |
|
Для кирпичных жилых зданий средней массивности (= 60 ч.) |
Для деревянных жилых зданий из легких ограждающих конструкций (= 20 ч.) |
|
1 |
2 |
3 |
+5 |
26,7 |
16,0 |
0 |
20,0 |
10,0 |
-5 |
16,0 |
7,3 |
-10 |
13,3 |
5,7 |
-15 |
11,4 |
5,0 |
-20 |
10,0 |
4,4 |
-25 |
8,9 |
3,8 |
-30 |
8,0 |
3,3 |
-35 |
7,3 |
3,0 |
-39 |
6,7 |
2,7 |
9. Перечень основных нормативных документов и организационно-методических рекомендаций, используемых при разработке настоящего порядка
9.1. Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении";
9.2. Правила оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103;
9.3. Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации");
9.4. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов");
9.5. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";
9.6. Приказ Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок";
9.7. "МДС 41-6.2000. Организационно-методические рекомендации по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации" (утв. Приказом Госстроя РФ от 06.09.2000 N 203).
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" Республики Коми от 24 октября... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.