Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2019 г. N 59-АПА19-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е.и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Железняковой Валентины Вильямовны на решение Амурского областного суда от 17 мая 2019 года, которым отказано в удовлетворении её административного искового заявления о признании недействующим Положения о предоставлении меры по защите прав пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов, утверждённого постановлением правительства Амурской области от 20 августа 2018 года N 390.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением правительства Амурской области от 20 августа 2018 года N 390 утверждено Положение о предоставлении меры по защите прав пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов (далее также - Положение), опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 27 августа 2018 года.
Положение согласно его пункту 1.1 определяет критерии отнесения граждан к пострадавшим участникам долевого строительства многоквартирных домов, порядок и условия предоставления меры по защите прав пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов, предоставляемой путём передачи инвестором в собственность пострадавшим участникам долевого строительства многоквартирных домов жилых помещений в многоквартирных домах на территории области при условии уступки ими инвестору прав требования по договору участия в долевом строительстве к застройщику.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения пострадавший участник долевого строительства должен в совокупности отвечать следующим критериям: 1) имеет к застройщику требование о передаче жилого помещения или денежное требование, основанное на договоре участия в долевом строительстве, заключённом до даты введения в отношении застройщика процедуры наблюдения в деле о его банкротстве; 2) уплатил в полном объёме денежные средства (цену) в соответствии с договором участия в долевом строительстве; 3) включён в реестр требований кредиторов или в реестр требований о передаче жилых помещений, ведение которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; 4) не включён по указанному в заявлении о включении в реестр граждан, претендующих на предоставление инвестором меры по защите прав пострадавших участников долевого строительства, сформированный в соответствии с Положением (далее - заявление, Реестр), объекту долевого строительства в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, сформированный в соответствии с Порядком предоставления мер государственной поддержки гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены; 5) не получал по указанному в заявлении объекту долевого строительства меру государственной поддержки в виде денежной выплаты в соответствии с Порядком.
Пунктом 1.4 Положения предусмотрено, что предоставление пострадавшему участнику долевого строительства меры по защите прав пострадавших участников долевого строительства осуществляется при совокупности следующих условий:
1) включение пострадавшего участника долевого строительства в Реестр;
2) заключение пострадавшим участником долевого строительства с инвестором соглашения в соответствии с пунктом 3.13 Положения; 3) завершение инвестором строительства многоквартирного дома (введение в эксплуатацию), указанного в соглашении, предусмотренном подпунктом 2 данного пункта; 4) уступка пострадавшим участником долевого строительства инвестору прав требования по договору участия в долевом строительстве к застройщику.
Раздел 2 Положения посвящён вопросам формирования и ведения Реестра, которые в силу его пункта 2.1 осуществляет министерство транспорта и строительства Амурской области (далее также - минтрансстрой АО).
Согласно пункту 2.3 указанного акта включение в Реестр сведений о пострадавших участниках долевого строительства, внесение изменений в указанные сведения, а также хранение информации об участниках долевого строительства, содержащейся в Реестре, и иные действия по сбору, хранению и обработке персональных данных осуществляются минтрансстроем АО при условии получения согласия соответствующих пострадавших участников долевого строительства в соответствии с законодательством о защите персональных данных и с соблюдением требований, установленных законодательством о защите персональных данных.
Для включения в Реестр пострадавший участник долевого строительства (его представитель) в срок до 1 ноября текущего года представляет в минтрансстрой АО заявление по форме согласно приложению N 2 к Положению и следующие документы: 1) паспорт или иные документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации пострадавшего участника долевого строительства, и их копии; 2) паспорт или иные документы, удостоверяющие личность представителя пострадавшего участника долевого строительства; документы, подтверждающие полномочия представителя участника долевого строительства (доверенность, свидетельство о рождении, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, свидетельство об усыновлении), и их копии - в случае обращения представителя; 3) документы, подтверждающие проживание участника долевого строительства на территории Амурской области, и их копии; 4) копию вступившего в законную силу определения Арбитражного суда Амурской области, вынесенного по делу о банкротстве застройщика, о включении требований участника долевого строительства в реестр требований о передаче жилых помещений или в реестр требований кредиторов с приложением выписки из реестра требований кредиторов или реестра требований о передаче жилых помещений, выданной конкурсным управляющим и содержащей сведения о размере, составе требований, адресе объекта незавершённого строительства и дате включения в реестр; 5) копию договора участия в долевом строительстве; 6) документы (представляются при их наличии) и их копии, подтверждающие, что пострадавший участник долевого строительства: не имеет в собственности или в социальном найме иных жилых помещений; имеет статус инвалида, ветерана Великой Отечественной войны, инвалида Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий, инвалида боевых действий, Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации; имеет в составе семьи двух и более детей в возрасте до 18 лет (свидетельство о рождении детей; акт органа опеки и попечительства об установлении над ребёнком опеки или попечительства (в отношении детей, находящихся под опекой или попечительством, переданных на воспитание в приёмную семью); свидетельство об усыновлении (в случае усыновления ребёнка); свидетельство о рождении ребёнка, выданное консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при рождении ребёнка на территории иностранного государства в случаях, когда регистрация рождения ребёнка произведена компетентным органом иностранного государства); 7) письменное согласие на обработку персональных данных (пункт 2.5 Положения).
Специалист минтрансстроя АО принимает у пострадавшего участника долевого строительства (его представителя) заявление, сверяет копии представленных вместе с заявлением документов с оригиналами и возвращает оригиналы документов пострадавшему участнику долевого строительства (его представителю), а также проверяет наличие полного пакета документов. Регистрация заявления осуществляется в день его поступления в минтрансстрой АО при наличии полного пакета документов (пункт 2.6 Положения).
Согласно пункту 2.7 Положения, в случае если гражданином представлены не все документы, предусмотренные пунктом 2.5 Положения, а также заявление и документы представлены в текущем году по истечении срока, указанного в пункте 2.5 Положения, специалист минтрансстроя АО отказывает пострадавшему участнику долевого строительства в приёме заявления и документов с отметкой об этом в заявлении. Пострадавшим участникам долевого строительства, представившим неполный пакет документов, разъясняется возможность представления полного пакета документов в срок, установленный пунктом 2.5 Положения. Пострадавший участник долевого строительства несёт ответственность за достоверность и подлинность представленных документов.
В соответствии с пунктом 2.8 в течение 5 рабочих дней после получения заявления и документов, предусмотренных пунктом 2.5 Положения, минтрансстрой АО запрашивает: 1) в органе местного самоуправления - сведения о заключении с пострадавшим участником долевого строительства договора социального найма (в случае если пострадавший участник долевого строительства в заявлении указал, что он относится к первой - четвёртой очереди, установленной пунктом 2.12 Положения); 2) в министерстве социальной защиты населения Амурской области - сведения о наличии у пострадавшего участника долевого строительства статуса ветерана Великой Отечественной войны, инвалида Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий, инвалида боевых действий, Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации (в случае если пострадавший участник долевого строительства в заявлении указал, что он относится к первой - четвёртой очереди, установленной пунктом 2.12 Положения); сведения о включении (не включении) пострадавшего участника долевого строительства по указанному в заявлении, а также по иным объектам долевого строительства в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, сформированный в соответствии с Порядком, а также о получении (неполучении) пострадавшим участником долевого строительства по указанному в заявлении, а также по иным объектам долевого строительства меры государственной поддержки в виде денежной выплаты в соответствии с Порядком; 3) в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - выписку из Единого государственного реестра недвижимости в отношении пострадавшего участника долевого строительства (его супруга) о наличии у него (них) в собственности жилых помещений, а также о регистрации перехода прав собственности на жилые помещения за период начиная со дня введения в отношении застройщика процедуры наблюдения в деле о его банкротстве и до дня подачи заявления и документов в соответствии с пунктом 2.5 Положения (в случае если пострадавший участник долевого строительства в заявлении указал, что он относится к первой - четвёртой очереди, установленной пунктом 2.12 Положения).
Запросы направляются на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных. Срок ответа на указанные запросы не должен превышать 30 календарных дней.
Минтрансстрой АО в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений от органов, указанных в пункте 2.8 Положения, принимает одно из следующих решений: 1) о включении пострадавшего участника долевого строительства в Реестр; 2) об отказе во включении пострадавшего участника долевого строительства в Реестр (пункт 2.9 Положения).
Решение об отказе во включении в Реестр принимается по следующим основаниям: 1) отсутствие гражданства Российской Федерации; 2) проживание за пределами территории Амурской области; 3) несоответствие пострадавшего участника долевого строительства критериям, установленным пунктом 1.3 Положения; 4) представление документов, содержащих недостоверные сведения; 5) несоблюдение требования, предусмотренного абзацем четвёртым пункта 2.7 Положения (пункт 2.10 Положения).
Пунктом 2.11 определено, что Минтрансстрой АО письменно уведомляет пострадавшего участника долевого строительства о включении в Реестр (отказе во включении в Реестр) в течение 10 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения; в случае принятия решения об отказе во включении в Реестр минтрансстрой АО указывает в уведомлении гражданину также причины принятия такого решения.
Железнякова В.В. обратилась в суд с административным иском о признании недействующим Положения, в обоснование которого сослалась на несоответствие данного акта объективным критериям взаимодействия государственных и муниципальных органов и граждан при предоставлении государственных и муниципальных услуг, сформулированным Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ).
Как полагает истец, возлагая в разделе 2 Формирование и ведение Реестра Положения на пострадавшего участника долевого строительства излишнюю обязанность, связанную с необходимостью в срок до 1 ноября текущего года лично представлять в министерство транспорта и строительства Амурской области (при наличии иных предусмотренных законом способов представления) заявления о включении в Реестр и необходимых для этого документов; с удостоверением копий представленных вместе с заявлением документов и т.п., оспариваемый нормативный правовой акт не отвечает принципу доступности обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг, закреплённому Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ; государственные и муниципальные органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в их и иных органов распоряжении, исключением являются документы, представляемые заявителем самостоятельно, перечень которых приведён в части 6 статьи 7 названного федерального закона, но документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания, к ним не относятся.
31 октября 2018 года Железнякова В.В., считая себя пострадавшим участником долевого строительства многоквартирных домов, обратилась в министерство транспорта и строительства Амурской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Амурской области, содержащим просьбу о рассмотрении представленных документов, а также о запросе ранее представленных её представителем по доверенности Железняковым И.А. в управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району полного пакета документов.
Уведомлением от 19 ноября 2018 года N 7797-09 министерство транспорта и строительства Амурской области сообщило Железняковой В.В. об отказе в приёме заявления в связи с непредставлением полного пакета документов, предусмотренных пунктом 2.5 Положения, и о пропуске в текущем году срока для такого обращения, а также разъяснило право обратиться с заявлением о включении в Реестр с приложением необходимых документов в 2019 году.
По мнению административного истца, ограничение срока подачи заявлений гражданами - участниками долевого строительства, имеющими право на включение в Реестр пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Амурской области, нарушает принцип равенства граждан перед законом, противоречит Федеральному закону от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Пункт 1.3 Положения противоречит статье 23 названного федерального закона в части установления критериев отнесения граждан к пострадавшим участникам долевого строительства многоквартирных домов правительством Амурской области.
Решением Амурского областного суда от 17 мая 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Железнякова В.В. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к обоснованным выводам о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят правительством Амурской области в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с установленным порядком, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права заявителя не нарушает.
При этом суд правильно исходил из того, что в силу положений Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а равно по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (части 1, 2, 4 и 5 статьи 76).
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов осуществления государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (подпункт 42.1 пункта 2 статьи 26.3).
В соответствии с частью 3 статьи 26.3-1 названного федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулирует, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ).
Названный федеральный закон не обязывает субъекты Российской Федерации предоставлять гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, меры финансовой, социальной или иной поддержки. Не возлагают такую обязанность на регионы и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты.
В то же время федеральный законодатель не запретил субъектам Российской Федерации осуществлять правовое регулирование, предусматривающее меры защиты прав отдельных категорий пострадавших участников долевого строительства и меры их социальной поддержки. Поскольку финансирование таких мер осуществляется за счёт средств регионального бюджета, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить категорию субъектов, на которую распространяется действие указанных мер.
В целях защиты прав пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов в Амурской области принят Закон от 3 апреля 2018 года N 204-ОЗ "О мерах по защите прав пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Амурской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты области", в силу статьи 2 которого порядок и условия предоставления меры по защите прав пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов устанавливаются правительством области.
Во исполнение указанного регионального законоположения правительством Амурской области принято постановление от 20 августа 2018 года N 390, которым утверждено оспариваемое административным истцом Положение.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с суждениями суда о том, что нормы Положения, определяя конкретный порядок реализации права на получение мер по защите пострадавших участников долевого строительства, каким-либо образом прав Железняковой В.В. не нарушают и не ограничивают. Оспариваемым Положением не установлен пресекательный срок для обращения с заявлением о включении в Реестр граждан, претендующих на предоставление инвестором меры по защите прав пострадавших участников долевого строительства, как и не установлен запрет на последующее представление полного пакета документов в случае отказа в приёме заявления.
В настоящем административном исковом заявлении Железняковой В.В., по существу, выражено несогласие с решением об отказе в приёме заявления о включении в Реестр граждан, претендующих на предоставление меры по защите прав пострадавших участников долевого строительства, однако данные обстоятельства не подлежат обсуждению в рамках производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов.
На основании изложенного выводы суда первой инстанции о том, что рассматриваемое правовое регулирование осуществлено субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и в системе действующего права, Положение о предоставлении меры по защите прав пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов, утверждённое постановлением правительства Амурской области от 20 августа 2018 года N 390, не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права заявителя, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит обоснованными.
Ссылку в апелляционной жалобе на положения Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает несостоятельной, поскольку она не опровергает приведённые выводы суда первой инстанции.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда, а потому не могут служить поводом к отмене его решения.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Амурского областного суда от 17 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Железняковой Валентины Вильямовны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2019 г. N 59-АПА19-6
Текст определения опубликован не был