Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 октября 2019 г. N 19-АПА19-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильева Игоря Александровича о признании недействующей строки 3 Перечня государственных должностей Ставропольского края, являющегося приложением к Закону Ставропольского края от 29 декабря 2006 г. N 98-кз "О статусе лиц, замещающих государственные должности Ставропольского края", по апелляционной жалобе Васильева И.А. на решение Ставропольского краевого суда от 3 июня 2019 г., которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Васильева И.А. - адвоката Кобрянова С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя Губернатора Ставропольского края Берест Е.Л., представителя Думы Ставропольского края Закоты С.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Государственной Думой Ставропольского края принят Закон от 29 декабря 2006 г. N 98-кз "О статусе лиц, замещающих государственные должности Ставропольского края", которым утвержден Перечень государственных должностей Ставропольского края. Данный нормативный правовой акт опубликован в "Сборнике законов и других правовых актов Ставропольского края" от 15 марта 2007 г. N 16 (226). Законом Ставропольского края от 12 октября 2010 г. N 79-кз в него были внесены изменения.
Васильев И.А., замещавший со 2 октября 2014 г. по 6 мая 2015 г. должность министра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, а с 6 мая 2015 г. по 3 ноября 2017 г. - министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, обратился в суд с административным иском о признании не действующей строки 3 Перечня в части, относящей министра Ставропольского края к государственным должностям Ставропольского края, как не соответствующей федеральному законодательству с 22 октября 2013 г., сославшись на то, что должность министра Ставропольского края может являться государственной должностью лишь в случае включения ее в состав Правительства Ставропольского края, которое непосредственно исполняет полномочия, установленные федеральным и региональным законодательством. Поскольку в Ставропольском крае министры не являются членами высшего исполнительного органа государственной власти - Правительства Ставропольского края, указанная должность не могла быть отнесена к государственным должностям, в связи с чем подлежит исключению из Перечня государственных должностей Ставропольского края.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на противоречие оспариваемой нормы положениям пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ), Указа Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 г. N 1381 "О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 г. N 1381).
Решением Ставропольского краевого суда от 3 июня 2019 г. в удовлетворении заявленных Васильевым И.А. требований отказано.
В апелляционной жалобе Васильев И.А. просит об отмене решения суда и о принятии нового решения об удовлетворении административного иска в связи с неправильным толкованием и применением судом норм материального права.
Участвующим в деле прокурором, а также Губернатором и Думой Ставропольского края представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда исходя из следующего.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что в Перечень государственных должностей Ставропольского края, являющийся приложением к Закону Ставропольского края от 29 декабря 2006 г. N 98-кз "О статусе лиц, замещающих государственные должности Ставропольского края", включена должность министра Ставропольского края.
Статьей 5 Закона Ставропольского края от 12 октября 2010 г. N 79-кз "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края, касающиеся лиц, замещающих государственные должности Ставропольского края, и государственных гражданских служащих Ставропольского края" указанный выше Перечень государственных должностей Ставропольского края изложен в новой редакции с сохранением в нем должности министра Ставропольского края. Названный закон опубликован в "Сборнике законов и других правовых актов Ставропольского края" от 30 ноября 2010 г. N 25.
Отказывая в удовлетворении заявленных Васильевым И.А. требований, суд первой инстанции указал на соблюдение процедуры принятия и порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта, принятого уполномоченным законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, а также на отсутствие нарушений прав и законных интересов административного истца оспариваемым актом.
Суд указал, что в соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ), пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ государственные должности субъекта Российской Федерации устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Суд правильно указал, что в силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 г. N 1381 был утвержден перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации.
В то же время пункт 2 названной выше статьи Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, регламентирующий вопросы учреждения государственных должностей субъекта Российской Федерации, предоставляет право субъектам Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
В силу положений, содержащихся в названных нормативных правовых актах, федеральный законодатель, говоря о системе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, не установил в императивной форме конкретный перечень государственных должностей субъектов Российской Федерации, в связи с чем органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принимая во внимание названный перечень типовых государственных должностей, вправе самостоятельно ввести в нормативное регулирование конкретный перечень таких должностей.
В соответствии со статьей 17 Устава Ставропольского края в самостоятельном ведении Ставропольского края находится установление системы органов государственной власти Ставропольского края, определение порядка формирования, организации и деятельности, разграничения компетенции органов государственной власти Ставропольского края в соответствии с принципами, закрепленными Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством; образование и формирование органов государственной власти Ставропольского края. Согласно пункту "г" статьи 40 Устава Ставропольского края Правительство Ставропольского края формирует иные органы исполнительной власти Ставропольского края.
Закон Ставропольского края от 31 июля 1996 г. N 15-кз "О системе органов государственной власти Ставропольского края" предусмотрел систему органов государственной власти Ставропольского края, которую образуют: Губернатор Ставропольского края, Дума Ставропольского края, Правительство Ставропольского края, отраслевые и межотраслевые органы исполнительной власти Ставропольского края.
Правительство Ставропольского края, отраслевые и межотраслевые органы исполнительной власти Ставропольского края составляют единую систему исполнительной власти Ставропольского края, возглавляемую высшим должностным лицом Ставропольского края - Губернатором Ставропольского края (статья 3 названного выше закона).
К отраслевым и межотраслевым органам исполнительной власти Ставропольского края отнесены министерства, которые проводят государственную политику и осуществляют управление в установленной сфере деятельности, а также контролируют деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Ставропольского края и выполняют другие полномочия (статья 9 названного выше закона).
Таким образом, министерства осуществляют непосредственное исполнение государственно-властных полномочий государственных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а государственные должности, как указано выше, учреждаются для непосредственного исполнения этих полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Изложенное выше свидетельствует о том, что установление структуры органов государственной власти Ставропольского края предполагает и учреждение наименований должностей руководителей указанных органов, имеющих статус государственных должностей, которые и подлежат включению в оспариваемый Перечень государственных должностей Ставропольского края.
Системное толкование приведенных выше норм права во взаимосвязи с положениями федерального законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, позволило суду первой инстанции сделать правильный вывод относительно правомочий представительного органа - Думы Ставропольского края устанавливать перечень государственных должностей Ставропольского края, отличный от предусмотренных Указом Президента Российской Федерации.
В силу положений пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Исходя из изложенного у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания административного искового заявления обоснованным, а оспариваемой части нормативного правового акта - недействующей, в связи с чем решение суда не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Не могут являться основанием для отмены судебного акта доводы апелляционной жалобы относительно нарушения судом первой инстанции принципа единообразия судебной практики, поскольку судебные акты, на которые ссылается в своей жалобе административный истец, касаются иных правоотношений.
Доводы апелляционной жалобы по своей сути сводятся к иному субъективному толкованию административным истцом положений действующего законодательства, в связи с чем не могут являться основанием для отмены законного судебного решения.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемая Васильевым И.А. норма закона Ставропольского края не противоречит требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, принята уполномоченным на то органом в соответствии с предоставленными ему полномочиями, с соблюдением процедуры принятия и опубликования, ввиду чего постановленное решение суда не подлежит отмене.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 3 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильева Игоря Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 октября 2019 г. N 19-АПА19-16
Текст определения опубликован не был