Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2019 г. N 19-АПА19-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Калининой Л.А. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Дорошенко Владимира Владимировича о признании не действующим в части постановления Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 112-п "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов" по апелляционным жалобам Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 15 апреля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 112-п утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов (далее также - Порядок N 112-п).
Дорошенко В.В., являющийся арендатором земельных участков из категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования, расположенных в станице Темнолесской Шпаковского района Ставропольского края, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия Порядка N 112-п в части установления ставки арендной платы в размере 11,15% от кадастровой стоимости для земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования, расположенных в Шпаковском районе Ставропольского края (графа 50 строки 15 таблицы 2 (часть V) приложения к Порядку N 112-п). В обоснование требований сослался на несоответствие оспариваемого положения постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
Решением Ставропольского краевого суда от 15 апреля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено: графа 50 строки 15 таблицы 2 (часть V) приложения к Порядку N 112 признана не действующей со дня принятия нормативного правового акта.
В апелляционных жалобах Губернатор Ставропольского края и Правительства Ставропольского края просят отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование указывают, что оспариваемая ставка арендной платы произвольной не является, при ее установлении учтены в полной мере предусмотренные федеральным законодательством объективные критерии принципа экономической обоснованности, а именно, виды функционального использования земель и виды разрешенного использования земельных участков в процентах от кадастровой стоимости. Предусмотренные Порядком N 112-п ставки арендной платы были рассчитаны по разработанной методике, базирующейся на принципах, закрепленных в Постановлении N 582.
Относительно изложенных в апелляционных жалобах доводов прокурором, участвовавшим в деле, и административным истцом представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 112-п, опубликованным 31 марта 2016 г. на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края, утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, действовавший до 1 января 2019 г.
Согласно пункту 3 Порядка N 112-п размер арендной платы за использование земельного участка (РАП) равен произведению кадастровой стоимости земельного участка (КС) и ставки арендной платы за использование земельного участка, установленной в процентах от кадастровой стоимости земельного участка (С) в соответствии с приложением к данному порядку.
В Шпаковском районе Ставропольского края для земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования, была установлена ставка арендной платы в размере 11,15% (графа 50 строки 15 таблицы 2 (часть V) приложения к Порядку N 112-п).
До вступления в силу оспариваемого в части Порядка N 112-п соответствующая ставка арендной платы составляла 0,7%, была утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. N 64-п "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы и предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты арендных платежей в пределах текущего финансового года за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что при установлении ставки арендной платы один из основных принципов определения арендной платы - принцип экономической обоснованности - не был соблюден.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Постановлением N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, в обоснование законности определения оспариваемой арендной ставки Правительством Ставропольского края представлена Методика расчета базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых в аренду, без торгов, разработанная Ставропольским государственным центром исследования проблем собственности - филиалом ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт" (далее также - Методика).
Согласно указанной Методики ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости, исчисляется по формуле в которую входят: безрисковая ставка капитализации; коэффициент, отражающий объективное состояние рыночной среды; корректирующий коэффициент с учетом экспертных оценок; коэффициент коммерческой привлекательности земельного участка; коэффициент удорожания с поправкой на уровень инфляции; коэффициент хронотопической адаптации к изменению условий аренды.
Между тем, как правильно указано судом первой инстанции, представленная Методика не отражает экономическую обоснованность определения арендной платы земельных участков. Отсутствуют данные об оценке доходности земельных участков, расположенных в Шпаковском районе Ставропольского края; о получаемой арендаторами прибыли от осуществления коммерческой деятельности на таких участках; о доле арендных платежей совместно с затратами арендаторов, связанными с использованием земельных участков; о влиянии увеличенного размера арендной платы на рентабельность деятельности по эксплуатации и о фактической возможности арендаторов уплачивать арендную плату с учетом ее увеличения.
Анализ Методики указывает, что целью введения коэффициентов хронотопической адаптации, удорожания с поправкой на уровень инфляции и усреднения величины коэффициента коммерческой привлекательности земельного участка явилась необходимость повышения размера арендных платежей для компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов.
При определении коэффициента капитализации земли использовались показатели анкетирования, которые в свою очередь учитывали в основном статистические показатели и не отражали реальные доходы населения, платежеспособность населения и бизнес-активного сообщества, а также иные показатели, объективно свидетельствующие о возможностях арендаторов земельных участков.
Коэффициент коммерческой привлекательности определен единым в отношении всех 26 районов Ставропольского края, что применительно к условиям региона с учетом безусловных отличий центрального района не отражает доходности земельных участков в районе, установленная арендная ставка для которого оспаривается.
Принцип построения коэффициента хронотопической адаптации, предложенный авторами Методики, основан на математической модели, прямолинейно принимающей в расчет пожелания арендодателя, без учета какого-либо анализа доходности соответствующих земель в Шпаковском районе, и не учитывающей интересы арендаторов земельных участков.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности и взаимной связи имеющиеся в материалах дела доказательства, Судебная коллегия считает, что вывод суда о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части является правомерным и основанным на представленных в материалы дела доказательствах.
Основания для отмены в апелляционном порядке решения суда первой инстанции, в том числе те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 15 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Абакумова И.Д. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2019 г. N 19-АПА19-11
Текст определения опубликован не был