Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к основным показателям
прогноза социально-экономического
развития Республики Марий Эл
на 2020 год и на плановый
период 2021 и 2022 годов
Пояснительная записка
к основным показателям прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Введение
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - среднесрочный прогноз) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 июля 2015 г. N 371 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на среднесрочный период".
Среднесрочный прогноз сформирован на основе анализа социально-экономического развития Республики Марий Эл, предполагаемой реализации инвестиционных проектов и соглашений на территории Республики Марий Эл, в соответствии со сценарными условиями, основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, направленными на достижение целей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204.
В среднесрочном прогнозе учтены положения Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года, государственных программ Республики Марий Эл, а также прогнозные показатели органов исполнительной власти Республики Марий Эл, муниципальных образований, основных налогообразующих организаций республики.
Прогноз разработан в двух вариантах: базовом (вариант I) и целевом (вариант II). Базовый вариант характеризует основные тенденции развития экономики в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных направлений развития, целевой вариант базируется на успешной реализации региональных проектов, направленных на реализацию федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, что обеспечит более быстрый экономический рост.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации (протокол от 18 апреля 2019 г. N 13) базовый вариант прогноза рассматривается как основной. При разработке республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов использовался базовый вариант прогноза.
I. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития. Итоги социально-экономического развития Республики Марий Эл в январе - августе 2019 г.
Экономика Республики Марий Эл в текущем году показывает высокие темпы развития. По большинству основных показателей наблюдается рост по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.
В январе - августе 2019 г. отгружено промышленной продукции в объеме 122,9 млрд. рублей, индекс производства составил 109,9 процента. Республика Марий Эл по индексу промышленного производства за 8 месяцев 2019 года заняла 1 место среди регионов Приволжского федерального округа.
Увеличение индекса производства обеспечено в первую очередь ростом производства по виду деятельности "обрабатывающие производства" - 114,5 процента к соответствующему периоду 2018 года.
Наибольший рост достигнут в производстве электронных и оптических изделий (179,2 процента), текстильных изделий (129,7 процента), производстве прочей неметаллической минеральной продукции (126,8 процента), готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (122,7 процента), пищевых продуктов (119,8 процента) и других производствах.
Увеличение объемов производства обеспечивают предприятия: акционерное общество "Марийский машиностроительный завод", открытое акционерное общество "Марийский целлюлозно-бумажный комбинат", акционерное общество "Контакт", общество с ограниченной ответственностью "Потенциал", закрытое акционерное общество "Сернурский сырзавод", общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Сувенир" и другие.
По оценке 2019 года объем отгруженной промышленной продукции составит около 182,0 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах превысит уровень 2018 года на 3 процента.
На оценочные показатели по итогам 2019 года существенное влияние оказала временная приостановка производственной деятельности общества с ограниченной ответственностью "Марийский нефтеперерабатывающий завод".
За 8 месяцев 2019 года в республике произведено продукции сельского хозяйства на сумму 30,2 млрд. рублей, что на 7,4 процента больше чем за 8 месяцев 2018 года.
Производство мяса увеличилось на 16,5 процента и составило 217,3 тыс. т, молока - на 1,5 процента (122,7 тыс. т), яиц - на 1,2 процента (230,1 млн. штук).
Увеличение объемов отгруженной продукции агропромышленного комплекса отмечается на предприятиях: общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Акашевская", акционерное общество племзавод "Шойбулакский", закрытое акционерное общество "Марийское", закрытое акционерное общество племзавод "Семеновский", сельскохозяйственный производственный кооператив - сельскохозяйственная артель (колхоз) "Первое мая" и другие.
По оценке в 2019 году объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составит 47 млрд. рублей, в том числе в сельскохозяйственных организациях - 31,6 млрд. рублей, или 67,2 процента.
В январе - августе 2019 г. оборот розничной торговли достиг 59,4 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах соответствует аналогичному периоду 2018 года.
В макроструктуре розничного товарооборота удельный вес продовольственных товаров составил 51,3 процента, непродовольственных товаров - 48,7 процента.
По оценке 2019 года оборот розничной торговли увеличится на 0,7 процента и составит 92,5 млрд. рублей.
В августе 2019 г. по сравнению с июлем 2019 г. наблюдалось снижение индекса потребительских цен на 0,4 процента, к декабрю 2018 г. прирост составил 1,9 процента, что ниже среднероссийского уровня (2,4 процента).
Внешнеторговый оборот республики за январь - август 2019 г. составил 326,9 млн. долларов США и по сравнению с соответствующим периодом 2018 года снизился на 6,3 процента, в том числе экспорт уменьшился на 7,6 процента, импорт - на 0,7 процента. В общем объеме внешнеторгового оборота на долю экспорта приходится 81.1 процента, на долю импорта - 18,9 процента.
Сальдо торгового баланса сложилось положительное - 203.1 млн. долларов США.
В товарной структуре экспорта преобладает продукция топливно-энергетического комплекса, или 68,1 процента от общего объема экспорта, в импорте товаров ведущее место занимает машиностроительная продукция, доля которой составила 39 процентов.
По оценке в 2019 году внешнеторговый оборот республики составит 461,2 млн. долларов США (81,9 процента к 2018 году), в том числе экспорт - 370,0 млн. долларов США (79,2 процента), импорт - 91,2 млн. долларов США (95,4 процента). Снижение объемов экспорта связано с сокращением поставок общества с ограниченной ответственностью "Марийский нефтеперегонный завод" продукции топливно-энергетического комплекса на зарубежный рынок.
На развитие экономики и социальной сферы республики в январе - июне 2019 г. предприятиями и организациями всех форм собственности направлено инвестиций в основной капитал в сумме 8,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 20,7 процента меньше чем в январе - июне 2018 г.
Снижение инвестиционной активности по отраслям "Сельское хозяйство" и "Обрабатывающие производства" обусловлено завершением реализации ряда крупных инвестиционных проектов в предыдущем отчетном периоде.
Бюджетные инвестиции за счет федеральных и республиканских средств в первом полугодии 2019 г. увеличились в 2,8 раза (в сопоставимых ценах) по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Рост связан с привлечением бюджетных ассигнований на строительство, реконструкцию, приобретение оборудования на объекты капитального строительства в связи с началом реализации в 2019 году региональных проектов.
За прошедший период текущего года завершено строительство детского сада на 320 мест в микрорайоне "Восточный" в г. Йошкар-Оле, здания детского сада на 320 мест в микрорайоне "Машиностроитель" в г. Волжске (заканчиваются внутренние отделочные работы), площадки для хоккея с шайбой на стадионе в г. Козьмодемьянске, реконструкция крыши здания Красностекловарского социально-культурного комплекса Моркинского района.
В настоящее время с привлечением средств федерального бюджета осуществляется строительство и реконструкция ряда социально значимых объектов:
строительство средней общеобразовательной школы в микрорайоне 9В, детского сада на 320 мест в микрорайоне "Интеграл", защитных сооружений на участке от ул. Водопроводной до ул. Красноармейской в г. Йошкар-Оле, второго пускового комплекса школы в г. Волжске (учебный корпус для средней школы, спортзал, актовый зал, библиотека), фельдшерско-акушерского пункта в дер. Марково Оршанского района, жилого корпуса на 100 человек Красностекловарского психоневрологического интерната Моркинского района, водопровода в пгт Килемары, площадок для установки оборудования физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа в г. Йошкар-Оле и г. Козьмодемьянске, первой очереди стадиона в г. Козьмодемьянске (футбольное поле и беговая дорожка), устройство подъездных путей новой застройки дер. Шоядур Медведевского района, внутрипоселковых газовых сетей в населенных пунктах Сернурского района;
реконструкция Карлыганского центрального сельского дома культуры в дер. Большой Карлыган Мари-Турекского района, кровель Дома культуры в с. Виловатово Горномарийского района, Лажъяльского Дома культуры Сернурского района, Юркинского Дома культуры Юринского района.
В 2019 году (по оценке) объем инвестиций в основной капитал составит 30,3 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 101,1 процента к уровню 2018 года.
В январе - августе 2019 г. наблюдался значительный рост объемов работ, выполненных по виду деятельности "строительство", - на 50,4 процента в сопоставимых ценах к январю - августу 2018 г. Рост обеспечен за счет реализации национальных проектов на территории республики и в первую очередь по строительству и реконструкции автомобильных дорог, а также выполнения строительных работ организациями из других регионов (строительство водных сооружений в Юринском муниципальном районе (общество с ограниченной ответственностью Транснефть "Подводсервис", г. Нижний Новгород) и прокладка нефтепроводов на территории республики (открытое акционерное общество "Строительное управление N 7 Сварочно-монтажного треста", г. Арзамас).
В 2019 году предполагается построить и ввести в эксплуатацию 15,4 км автомобильных дорог в сельской местности, отремонтировать 8,7 км автомобильных дорог общего пользования, привести в нормативное состояние 127,4 км автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения.
По итогам 2019 года объем работ по виду деятельности "строительство" по оценке составит 16,4 млрд. рублей, что на 3 процента превысит уровень 2018 года в сопоставимых ценах.
За 8 месяцев 2019 года застройщиками республики введено жилья общей площадью 151,4 тыс. кв. метров, или 77,9 процента к аналогичному периоду 2018 года, при этом индивидуальными застройщиками введено жилья на 38,2 процента больше (105,6 тыс. кв. метров), что обусловлено реализацией мероприятий по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, выделенных под индивидуальное жилищное строительство.
Оценивается, что по итогам 2019 года будет введено жилья общей площадью 410 тыс. кв. метров.
Результатом положительной работы отраслей реального сектора экономики в текущем году является увеличение прибыли, полученной крупными и средними организациями республики. За 8 месяцев 2019 года сумма прибыли составила 8,5 млрд. рублей, что на 20 процентов превышает соответствующий уровень 2018 года. Наибольшая прибыль получена в промышленности (обрабатывающие производства) - 79,2 процента от общей суммы прибыли. Доля прибыльных организаций в общем числе организаций составила 67,8 процента (за 8 месяцев 2018 года - 64,9 процента).
По итогам 2019 года сумма полученной прибыли оценивается в размере 11,1 млрд. рублей.
В текущем году отмечается умеренный рост заработной платы работающих в организациях, что связано с высокими темпами роста в 2018 году в частном секторе экономики в результате повышения минимального размера оплаты труда с 1 января и 1 мая 2018 г. до размера 11 163 рубля и незначительным повышением его размера с 1 января 2019 г. до 11 280 рублей.
Среднемесячная заработная плата работающих по полному кругу организаций, являющаяся основным источником доходов населения, за январь - август 2019 г. составила 29,2 тыс. рублей и увеличилась на 5,3 процента, реальная заработная плата составила 99,5 процента.
Ожидается, что к концу 2019 года среднемесячная заработная плата с учетом намерений основных налогообразующих организаций достигнет более 29,5 тыс. рублей, реальная заработной платы составит 100 процентов к уровню 2018 года.
В целом ситуация на рынке труда в 2019 году находится под контролем и показатели, характеризующие регистрируемую безработицу, не превысили ожидаемых оценок.
С начала текущего года:
численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, увеличилась на 2,9 процента и на 1 сентября 2019 г. составила 2,7 тыс. человек;
уровень регистрируемой безработицы незначительно увеличился (на 0,06 процента) и составил 0,82 процента;
количество вакансий, заявленных работодателями, увеличилось в 1,7 раза и составило 6,1 тыс. единиц;
коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда снизился с 0,8 до 0,5 незанятых граждан в расчете на одно вакантное рабочее.
Принимаемые меры в сфере занятости населения позволят снизить численность безработных граждан на конец 2019 года до 2,47 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы не превысит значения 0,75 процента.
II. Прогноз социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
2.1. Валовой региональный продукт
Валовой региональный продукт Республики Марий Эл (далее - ВРП) как обобщающий показатель развития экономики в прогнозируемом периоде зависит от развития основных отраслей.
Реализация инвестиционных проектов по созданию новых (расширению имеющихся) производств, модернизация технологической базы предприятий, повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, оказание государственной поддержки способствуют положительной динамике валовой добавленной стоимости основных отраслей экономики.
По оценке за 2019 год объем ВРП составит 189,7 млрд. рублей, что на 2,4 процента больше по сравнению с 2018 годом в сопоставимых ценах.
В 2020 - 2022 годах темп роста ВРП прогнозируется на уровне 101,7 - 102,6 процента в год. Объем ВРП в 2022 году достигнет 221,2 - 224,8 млрд. рублей.
Прирост объемов ВРП обусловлен положительным развитием следующих видов деятельности реального сектора экономики: "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство", "обрабатывающие производства", "строительство", "оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств".
В структуре экономики будет укрепляться доля обрабатывающих производств и сельского хозяйства.
2.2. Промышленное производство
Промышленная политика в 2020 - 2022 годах будет направлена на реализацию комплекса мероприятий по поддержке развития промышленного комплекса Республики Марий Эл, в том числе развитию кластерных образований, реализации проектов в рамках промышленных парков.
В среднесрочной перспективе в структуре промышленного производства не ожидается существенных изменений. Доля обрабатывающих производств в общем объеме промышленного производства в 2020 - 2022 годах сохранится в пределах 90 процентов.
Из обрабатывающих производств формирование объемов промышленного производства будет определяться в первую очередь предприятиями по производству продукции машиностроения (электронных и оптических изделий, готовых металлических изделий, машин и оборудования), пищевых продуктов, нефтепродуктов, бумаги и бумажных изделий, занимающих наибольший объем выпуска промышленной продукции.
Прогнозные намерения основных предприятий республики, реализация инвестиционных проектов, незначительное снижение объема государственного оборонного заказа в 2020 - 2021 годах, а также нестабильная деятельность общества с ограниченной ответственностью "Марийский нефтеперерабатывающий завод" отразились в целом на прогнозных показателях по развитию промышленного комплекса.
В 2020 - 2022 годах среднегодовой индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 101,5 - 102,1 процента в год, объем отгруженной промышленной продукции в 2022 году составит 206,5 - 211,5 млрд. рублей.
Динамику развития промышленного сектора, как и в предыдущие годы, будут определять предприятия городских округов: "Город Йошкар-Ола" (37,0 процента от общего объема отгруженной промышленной продукции республики), "Город Волжск" (12,6 процента), а также Звениговского (10,4 процента) и Медведевского (6,5 процента) муниципальных районов.
Положительная стабильная динамика развития прогнозируется в производстве пищевых продуктов, где сосредоточен большой потенциал роста как за счет импортозамещения, так и за счет создания производств по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья.
С ростом инвестиционного спроса позитивная динамика будет наблюдаться в отраслях, связанных с производством товаров инвестиционного назначения (обработка древесины и производство изделий из дерева, прочих неметаллических минеральных продуктов, химическое производство).
Прогнозируется рост по производству готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, что связано с реализацией в Юринском муниципальном районе инвестиционного проекта "Строительство завода по изготовлению металлических слитков с дальнейшей механической обработкой".
Прогнозируется, что внедрение инновационной продукции и технологий предприятиями по производству бумаги и бумажных изделий окажет влияние на ежегодное увеличение объемов отгруженной продукции в отрасли.
В целях повышения рационального использования водных ресурсов и сокращения негативного антропогенного воздействия на водные объекты начиная с 2014 года акционерное общество "Марийский целлюлозно-бумажный комбинат" реализует инвестиционный проект "Очистные сооружения сточных вод открытого акционерного общества "Марийский целлюлозно-бумажный комбинат". Срок окончания реализации проекта - 2021 год.
На ведущих предприятиях по производству электронных и оптических изделий продолжится развитие производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения.
В среднесрочной перспективе прогнозируются сохранить динамику роста в производстве прочей неметаллической минеральной продукции, текстильных изделий, одежды, кожи, изделий из кожи, химических веществ и химических продуктов, лекарственных средств.
Ключевым условием экономического роста и обеспечения конкурентоспособности предприятий, производящих промышленную продукцию является повышение производительности труда. Реализация региональных проектов в рамках национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" позволит вовлечь в выполнение мероприятий 38 предприятий и обеспечить на них ежегодный прирост производительности труда не менее 5 процентов. Реализация региональных проектов начинается с 2020 года.
2.3. Сельское хозяйство
Среднесрочная динамика развития агропромышленного комплекса будет по-прежнему зависеть от природно-климатических условий, объемов государственной поддержки, внутренней и мировой конъюнктуры рынков.
Согласно среднесрочному прогнозу в 2020 - 2022 годах объем производства сельскохозяйственной продукции будет увеличиваться в сопоставимых ценах в среднем на 0,3 - 1,4 процента в год и в 2022 году составит 52,2 - 53,1 млрд. рублей.
Основными приоритетными направлениями развития агропромышленного комплекса являются:
развитие импортозамещающих производств в сельском хозяйстве на основе ресурсосберегающих земледельческих технологий и использования высокопродуктивного посевного материала;
применение минеральных удобрений и расширение доли сортовых посевов в структуре посевных площадей сельскохозяйственных культур, способных повысить эффективность сельскохозяйственного производства;
развитие инновационной деятельности, модернизация материально-технической и технологической базы агропромышленного комплекса;
повышение производительности труда за счет внедрения интенсивных технологий, базирующихся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин;
наращивание объемов производства мяса, молока, яиц за счет улучшения генетического потенциала животных, сохранения государственной поддержки, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в указанную сферу деятельности, внедрения энергосберегающих технологий.
Проводимые мероприятия позволят в 2022 году увеличить производство мяса скота и птицы в живом весе до 302,5 тыс. т, молока - до 172,1 тыс. т, яиц - до 348 млн. штук.
В растениеводстве валовое производство зерна в хозяйствах всех категорий в 2022 году по прогнозу составит 229,8 тыс. т, овощей - 103,3 тыс. т, картофеля - 206,7 тыс. т.
Стабильное производство продукции сельского хозяйства будет обеспечено за счет реализации инвестиционных проектов предприятиями: акционерное общество племзавод "Шойбулакский", закрытое акционерное общество племзавод "Семеновский", сельскохозяйственный производственный кооператив "Звениговский", общество с ограниченной ответственностью "Лукоз", общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Онар", общество с ограниченной ответственностью "Оршанский Агрохолдинг "Лен" и других.
2.4. Малое и среднее предпринимательство
Прогноз развития малого и среднего предпринимательства на 2020 год и на период до 2022 года предусматривает создание благоприятного предпринимательского климата и оказание государственной поддержки на республиканском, федеральном и муниципальном уровнях.
По прогнозу число занятых на малых и средних предприятиях возрастет с 47,1 тыс. человек в 2018 году до 47,5 тыс. человек в 2022 году, оборот малых и средних предприятий увеличится со 194 млрд. рублей до 218,5 - 226,6 млрд. рублей.
Росту основных показателей развития малого и среднего бизнеса будет способствовать национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной
предпринимательской инициативы", в рамках которого реализуется пять региональных проектов.
Региональные проекты направлены на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе льготному финансированию, комплекс мер по развитию и модернизации региональной инфраструктуры поддержки бизнеса, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, создание поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.
Также важным мероприятием регионального проекта является создание технопарка с целью обеспечения производственных предприятий доступными площадями, что позволит увеличить объем инвестиций субъектов малого и среднего предпринимательства в основной капитал и создать качественно новые производства.
Кроме того, в рамках реализации проекта с целью содействия в выходе субъектов малого и среднего предпринимательства на внешние рынки предусмотрено развитие центра поддержки экспорта.
2.5. Рынок товаров и услуг
В среднесрочной перспективе сохранится тенденция устойчивого роста потребительского рынка республики.
Динамика развития потребительского рынка и его структура на 2020 - 2022 годы будут базироваться на основных тенденциях, сложившихся в предыдущие годы, динамике денежных доходов населения и уровне потребительских цен на товары и услуги.
В 2020 - 2022 годах прогнозируется среднегодовой темп роста оборота розничной торговли в пределах 101,5 - 101,7 процента в год в сопоставимых ценах, его объем в 2022 году достигнет 108,9 - 109,4 млрд. рублей.
Рост объема платных услуг населению в среднесрочной перспективе прогнозируется темпами не менее 102 процентов в год.
Основной задачей развития потребительского рынка остается расширение ассортимента товаров, развитие конкурентной среды для обеспечения условий по снижению цен, поддержка местных товаропроизводителей, повышение качества и безопасности товаров.
В предстоящей перспективе сохранится тенденция роста сетевого ритейла, который создает дополнительные возможности расширения рынка, позволяет внедрять современные, передовые технологии.
Для рынка платных услуг населению в прогнозируемом периоде будет характерно увеличение объемов услуг, связанных с предложением новых видов услуг в сфере мобильной связи, формирование конкурентной среды на рынке услуг за счет вовлечения в отрасль малого бизнеса и увеличения объемов платных услуг за счет расширения ассортимента услуг, осуществление модернизации социально-культурной сферы.
Среднесрочный прогноз предполагает рост индекса потребительских цен на конец 2020 года не выше 104 процентов, среднегодовой индекс потребительских цен составит 103,8 процента. В дальнейшем инфляция прогнозируется на целевом уровне 104 процента.
2.6. Внешнеэкономическая деятельность
Прогноз внешнеэкономической деятельности до 2022 года предусматривает совершенствование институциональной экспортной среды в Республике Марий Эл, развитие региональной инфраструктуры поддержки экспорта, упрощение административных процедур при экспорте произведенной продукции.
В среднесрочном периоде ожидается постепенный рост экспортных поставок продукции, произведенной на территории Республики Марий Эл. Объем экспорта к 2022 году составит 412-430 млн. долларов США с преобладанием в структуре продукции топливно-энергетического комплекса.
В 2022 году объем импорта продукции в Республику Марий Эл составит 105,6-109,6 млн. долларов США. В структуре импорта не ожидается значительных изменений - ведущее место будут занимать машиностроительная продукция, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
Росту показателей внешнеэкономической деятельности будет способствовать реализация в Республике Марий Эл регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" национального проекта "Международная кооперация и экспорт".
Региональным проектом предусмотрена активизация экспортной деятельности в регионе посредством организации участия представителей Республики Марий Эл в выставочных мероприятиях и бизнес-миссиях за рубежом, продвижение региональной продукции на зарубежные рынки, оказание информационной и консультационной поддержки экспортно ориентированным предприятиям, стимулирование производств.
Внедрение перечисленных инструментов окажет положительное влияние на развитие торгово-экономического сотрудничества Республики Марий Эл с зарубежными партнерами и, как следствие, будет способствовать увеличению внешнеторгового оборота.
2.7. Инвестиции
В предстоящий среднесрочный период прогнозируется прирост инвестиций в основной капитал, что объясняется улучшением инвестиционного климата, увеличением объема инвестиционных вложений предприятий, осуществляющих модернизацию и расширение производства, а также реализацией региональных проектов.
В 2020 - 2022 годах при условии стабильной экономической ситуации, увеличения инвестиционной активности прогнозируется среднегодовой темп роста инвестиций 102,2 - 103,0 процента в сопоставимых ценах. В 2022 году объем инвестиций в основной капитал возрастет до 37,9 млрд. рублей.
Кроме стабильного роста бюджетных инвестиций в основной капитал, прогнозируется увеличение инвестиций за счет собственных и привлеченных средств организаций.
В республике реализуются и (или) планируются к реализации инвестиционные проекты, из них наиболее крупные:
в промышленности:
"Технологическая модернизация производства и внедрение прорывных технологий для освоения безвыводных и многовыводных корпусов", инициатор акционерное общество "Завод полупроводниковых приборов";
"Очистные сооружения сточных вод акционерного общества "Марийский целлюлозно-бумажный комбинат", "Модернизация оборудования (второй и шестой бумагоделательной машины)", инициатор акционерное общество "Марийский целлюлозно-бумажный комбинат";
"Создание высокотехнологичного производства многофункционального роботизированного экзоскелета медицинского назначения ("РЭМ")", инициатор акционерное общество "Волжский электромеханический завод";
"Технологическая модернизация производства", инициатор акционерное общество "Марийский машиностроительный завод";
"Новый корпус Йошкар-Олинской обувной фабрики", инициатор общество с ограниченной ответственностью "Йошкар-Олинская обувная фабрика";
"Модернизация производства", инициатор закрытое акционерное общество "Йошкар-Олинский мясокомбинат";
"Реконструкция и модернизация птицеводческого комплекса", инициатор общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Акашевская";
в сельском хозяйстве:
"Строительство свинофермы на 1250 свиноматок с полным циклом в дер. Овечкино Оршанского района Республики Марий Эл", "Строительство второй очереди элеватора в д. Большая Орша Оршанского района", инициатор акционерное общество племзавод "Шойбулакский";
"Реконструкция животноводческих комплексов молочного направления в д. Новое Комино и с. Азаново Медведевского района", инициатор закрытое акционерное общество племзавод "Семеновский";
"Строительство комплекса (молочной фермы) для содержания 10 тыс. фуражных коз в районе дер. Кочанур Сернурского района", инициатор общество с ограниченной ответственностью "Лукоз";
"Строительство предприятия по глубокой, безотходной переработке льна-долгунца", инициатор общество с ограниченной ответственностью "Оршанский агрохолдинг "Лен";
"Строительство современного семеноводческого комплекса с замкнутым циклом производства", инициатор общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Онар";
"Строительство молочного комплекса на 3000 голов коров в дер. Шереганово", инициатор сельскохозяйственный производственный кооператив "Звениговский".
2.8. Строительство
В среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение объема работ по виду деятельности "строительство" с ежегодными темпами роста 102,1 - 103,1 процента в сопоставимых ценах.
За счет средств федерального, республиканского и муниципального бюджетов в рамках региональных проектов планируется осуществить строительство и реконструкцию около 60 социально значимых объектов:
в сфере здравоохранения: строительство поликлиники республиканского онкологического диспансера, инфекционного корпуса Детской республиканской клинической больницы в г. Йошкар-Оле, вертолетной площадки в г. Козьмодемьянске;
в сфере культуры: завершение строительства Марийской государственной филармонии им. Я. Эшпая, проведение реконструкции существующего театра кукол под театр юного зрителя, концертного зала колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая в г. Йошкар-Оле, строительство и реконструкция домов культуры в районах республики;
в сфере образования: строительство общеобразовательных школ и детских садов в городах и районах республики;
в спортивной сфере: строительство второй очереди стадиона в г. Козьмодемьянске, стадиона в пгт Юрино;
в социальной сфере: строительство и реконструкция объектов социального обслуживания населения в муниципальных образованиях республики.
Кроме того, в республике планируется строительство мусоросортировочных комплексов, промышленного технопарка, строительство и реконструкция очистных сооружений канализации и объектов водоснабжения, автомобильных дорог.
В 2020 - 2022 годах прогнозируется ежегодный рост ввода жилья, что будет связано с проведением следующих мероприятий:
обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. категорий ветераны и инвалиды боевых действий, члены семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов; обеспечение жильем молодых семей; ликвидация аварийного жилья.
Всего за три года (2020 - 2022 годы) прогнозируется ввести жилья общей площадью 1360 тыс. кв. метров.
В среднесрочной перспективе реализация мероприятий в дорожной отрасли будет осуществляться в рамках государственной программы Республики Марий Эл "Развитие дорожного хозяйства на период до 2025 года" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2014 - 2025 годы.
В 2020 - 2022 годах планируется:
построить и ввести в эксплуатацию 33,2 км автомобильных дорог в сельской местности в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий";
привести в нормативное состояние 634,2 км автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения в рамках регионального проекта "Дорожная сеть".
2.9. Демографические тенденции, занятость и уровень жизни населения
Прогноз численности постоянного населения республики на среднесрочную перспективу разработан с учетом численности населения на начало 2019 года, который предполагает усиление тенденции старения населения и соответствующего изменения его возрастной структуры.
Изменение возрастной структуры населения подтверждается данными статистики на 1 января 2019 г.: численность населения моложе трудоспособного возраста увеличилась по сравнению с 1 января 2010 г. на 17 процентов, трудоспособного возраста снизилась на 17,2 процента, старше трудоспособного возраста возросла на 26,8 процента.
В 2020 - 2022 годах формированию предпосылок к улучшению демографической ситуации будет способствовать комплекс мер демографической политики в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204, положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", реализация государственной программы Республики Марий Эл "Развитие здравоохранения" на 2013 - 2025 годы.
В 2020 - 2022 годах прогнозируется незначительное снижение рождаемости (в среднем на 0,9 процента в год), обусловленное цикличностью демографических процессов в связи с уменьшением числа женщин фертильного возраста (15-49 лет). Стимулированию рождаемости будут способствовать такие меры, как совершенствование оказания медицинской помощи матерям и детям, социальная поддержка многодетных семей, выплата регионального материнского капитала, предоставление на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома при рождении третьего (или последующего) ребенка, государственная поддержка граждан, имеющих детей, а именно назначение и выплата государственных пособий и компенсаций.
Основные меры по снижению смертности населения в среднесрочном периоде будут направлены на совершенствование организации медицинской помощи и повышение ее доступности, профилактику социально значимых заболеваний, предотвращение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, своевременное выявление на ранних стадиях и лечение заболеваний, угрожающих жизни и здоровью населения. За счет указанных мер по прогнозу удастся снизить общий коэффициент смертности, несмотря на тенденцию роста численности населения старших возрастов, до 11,7 на 1 000 человек населения в 2022 году (оценка 2019 года - 12,0).
По прогнозу в 2020 - 2022 годах сохранится миграционная убыль населения с динамикой снижения.
Указанные меры позволят замедлить снижение численности постоянного населения республики в среднесрочной перспективе до 0,3 процента в год. По прогнозу численность постоянного населения республики в 2022 году составит не менее 674,0 тыс. человек.
По прогнозу в среднесрочной перспективе среднесписочная численность работников организаций республики будет иметь тенденцию к незначительному снижению и к концу 2022 года составит 172,6 - 173,6 тыс. человек, что определяется оптимизацией численности работающих в организациях реального сектора, в том числе в связи с увеличением числа высокотехнологичных рабочих мест.
Снижению напряженности и сохранению стабильности труда в прогнозируемом периоде будет способствовать реализация региональных проектов на территории Республики Марий Эл.
Реализация региональных проектов "Старшее поколение", "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет" направлена на оказание целевой поддержки лиц предпенсионного возраста и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Проводимые мероприятия позволят повысить качество рабочей силы и ее конкурентоспособность.
С 2020 года начнется реализация регионального проекта "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда" в целях поддержки уровня занятости населения и содействия в удовлетворении дополнительной потребности предприятий в кадровых ресурсах.
Также республике распределены субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, в рамках которого предусмотрена реализация мероприятий активной политики занятости.
Предполагается, что проводимые мероприятия позволят за три года оказать содействие трудоустройству около 18 тыс. незанятых граждан, различные образовательные услуги с учетом потребностей работодателей и развития рынка труда получат 3,5 тыс. человек.
В 2020 - 2022 годах ситуация в сфере занятости останется довольно сдержанной и предполагает колебания уровня регистрируемой безработицы от 0,7 процента до 0,95 процента.
В среднесрочном периоде на фоне умеренного роста основных отраслей экономики и повышения минимального размера оплаты труда прогнозируется повышение среднемесячной заработной платы работающих в среднем на 5 - 6 процентов.
Прогнозируется, что среднемесячная заработная плата работающих вырастет с 29,5 тыс. рублей в 2019 году до 35 - 36,5 тыс. рублей в 2022 году.
Среднедушевые денежные доходы населения республики по прогнозу увеличатся с 20,7 тыс. рублей в 2019 году до 24,7 - 25,7 тыс. рублей в 2022 году. Рост среднедушевых денежных доходов прогнозируется в основном за счет увеличения оплаты труда и индексации пенсионных выплат.
С учетом индекса потребительских цен, прогнозируемого на трехлетний период, прожиточный минимум в среднем на душу населения в Республике Марий Эл будет ежегодно увеличиваться и составит в 2022 году порядка 10,6 тыс. рублей.
2.10. Основные параметры государственных программ Республики Марий Эл
Государственные программы Республики Марий Эл - это документы стратегического планирования, содержащие комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития Республики Марий Эл.
Перечень государственных программ республики утвержден распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 11 апреля 2012 г. N 193-р "Об утверждении перечня государственных программ Республики Марий Эл" (с последними изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Марий Эл от 10 сентября 2019 г. N 271).
В настоящее время в республике реализуется 26 государственных программ Республики Марий Эл, включающих 111 подпрограмм.
Из общего количества государственных программ Республики Марий Эл 14 программ входят в блок "новое качество жизни", 8 программ - в блок "инновационное развитие и модернизация экономики" и 4 программы - в блок "эффективное государство".
В блоке "новое качество жизни" представлены государственные программы Республики Марий Эл, которые связаны в основном с выполнением социальных, нормативно обусловленных обязательств и инвестированием в человеческий капитал. Данный блок имеет приоритетное значение для реализации государственной политики и выполнения обязательств государства. Доля объемов финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл по блоку "новое качество жизни" по утвержденным в государственных программах Республики Марий Эл потребностям составляет в 2020 - 2022 годах 55,5 процента от общей необходимой суммы финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл по всем государственным программам.
По 22 государственным программам Республики Марий Эл на финансирование мероприятий предусмотрено получение средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
В 26 государственных программах Республики Марий Эл утверждено 163 индикатора, характеризующие изменения состояния определенных сфер деятельности, из них 94 индикатора характеризуют блок программ "новое качество жизни", 54 индикатора блок "инновационное развитие и модернизация экономики" и 15 индикаторов - блок "эффективное государство".
В 15 государственных программах Республики Марий Эл интегрированы региональные проекты в виде структурных элементов.
Перечень государственных программ Республики Марий Эл представлен в таблице 1.
Таблица 1
Перечень государственных программ Республики Марий Эл
|
Наименование государственной программы Республики Марий Эл |
Информация об утверждении государственной программы Республики Марий Эл |
1 |
2 |
3 |
1. |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2012 г. N 492 |
|
2. |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 452 |
|
3. |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 450 |
|
4. |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 25 декабря 2012 г. N 475 |
|
5. |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 октября 2012 г. N 382 |
|
6. |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 14 сентября 2012 г. N 350 |
|
7. |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 16 ноября 2012 г. N 427 |
|
8. |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 17 декабря 2012 г. N 467 |
|
9. |
"Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 15 октября 2012 г. N 398 |
10. |
"Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики в Республике Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 449 |
11. |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 ноября 2012 г. N 437 |
|
12. |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2012 г. N 326 |
|
13. |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 1 ноября 2012 г. N 406 |
|
14. |
"Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 453 |
15. |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 448 |
|
16. |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 декабря 2018 г. N 520 |
|
17. |
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 20 ноября 2012 г. N 428 |
18. |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 451 |
|
19. |
"Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 20 ноября 2012 г. N 429 |
20. |
"Управление имуществом государственной собственности Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 445 |
21. |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2012 г. N 446 |
|
22. |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 8 октября 2012 г. N 387 |
|
23. |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 29 марта 2019 г. N 81 |
|
24. |
"Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодежи к военной службе" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 10 октября 2016 г. N 440 |
25. |
"Профилактика правонарушений на территории Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 22 февраля 2017 г. N 84 |
26. |
"Формирование современной городской среды на территории Республики Марий Эл" |
постановление Правительства Республики Марий Эл от 19 сентября 2017 г. N 380 |
2.11. Изменение основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития приводится сопоставление параметров прогноза с ранее утвержденными параметрами.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов по сравнению с основными показателями прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов имеют отклонения по ряду показателей.
По темпам роста ВРП, индексу промышленного производства, инвестициям в основной капитал, виду деятельности "строительство", обороту розничной торговли наблюдаются незначительные расхождения с ранее принятым прогнозом. По темпам роста производства продукции сельского хозяйства и вводу в эксплуатацию жилых домов отклонения отсутствуют.
С учетом оценки и прогнозных намерений основных предприятий республики прогнозируется снижение прибыли прибыльных крупных и средних организаций республики по сравнению с ранее прогнозируемыми значениями, при этом прибыль организаций будет ежегодно возрастать.
Положительные тенденции развития реального сектора экономики позволили спрогнозировать рост среднемесячной заработной платы и среднедушевых денежных доходов населения более высокими темпами от ранее спрогнозированных значений. Ежегодный прирост среднемесячной заработной платы в 2020 - 2022 годах составит 5,2 - 6,3 процента в год, среднедушевых денежных доходов - 5,4 - 6,7 процента в год.
Изменение основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл представлено в таблице 2.
Таблица 2
Изменение основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов по сравнению с основными показателями прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Показатель |
2019 год |
Отклонение |
2020 год |
Отклонение |
2021 год |
Отклонение |
|||
по прогнозу на 2019 - 2021 гг. |
по прогнозу на 2020 - 2022 гг. |
по прогнозу на 2019 - 2021 гг. |
по прогнозу на 2020 - 2022 гг. |
по прогнозу на 2019 - 2021 гг. |
по прогнозу на 2020 - 2022 гг. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Индекс потребительских цен на конец года, в процентах к декабрю предыдущего года |
104,3 |
104,3 |
- |
103,7 |
104,0 |
+0,3 |
104,0 |
104,0 |
- |
Темп роста валового регионального продукта, процентов |
101,5 |
102,4 |
+0,9 |
101,6 |
101,7 |
+0,1 |
101,7 |
101,8 |
+0,1 |
Индекс промышленного производства, процентов |
101,5 |
103,0 |
+1,5 |
101,2 |
101,1 |
-0,1 |
101,5 |
101,5 |
- |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, процентов |
101,7 |
101,1 |
-0,6 |
102,7 |
101,6 |
+1,1 |
103,0 |
102,1 |
-0,9 |
Индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства, процентов |
100,4 |
100,4 |
- |
100,3 |
100,3 |
- |
100,3 |
100,3 |
- |
Индекс физического объема работ и услуг по виду деятельности "строительство", процентов |
100,0 |
103,0 |
+3,0 |
100,1 |
102,1 |
+2,0 |
100,2 |
102,1 |
+1,9 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли, процентов |
102,9 |
100,7 |
-2,2 |
103,0 |
101,0 |
-2,0 |
103,1 |
101,5 |
-1,6 |
Прибыль прибыльных крупных и средних организаций, млн. рублей |
12 117,5 |
11 121,9 |
-995,6 |
12 987,8 |
11 927,1 |
-1060,7 |
12511,8 |
12 056,1 |
-455,7 |
Среднемесячная заработная плата, рублей, в процентах к предыдущему году |
104,7 |
105,0 |
+0,3 |
105,1 |
105,2 |
+0,1 |
105,4 |
105,9 |
+0,5 |
Денежные доходы в расчете на душу населения (в месяц), рублей |
20 365,4 |
20710,0 |
+644,6 |
21 365,7 |
21 830,0 |
+464,3 |
22 429,4 |
23 183,0 |
+753,6 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов, тыс. кв. метров |
410,0 |
410,0 |
- |
420,0 |
420,0 |
- |
430,0 |
430,0 |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.