Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 24.10.2019 N 2270
Обращение
Тюменской областной Думы к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину и Министру сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. Патрушеву о необходимости дополнительного правового регулирования в сфере государственного надзора за оборотом пестицидов при сельскохозяйственном производстве
Уважаемый Вячеслав Викторович!
Уважаемый Дмитрий Николаевич!
В Тюменскую областную Думу поступают обращения граждан, в которых поднимается проблема контроля за применением пестицидов в сельском хозяйстве.
Ограничения по времени и месту применения пестицидов содержатся в регламентах, которые утверждаются Минсельхозом России для каждого препарата индивидуально. В регламентах применения пестицидов указываются ограничения по применению, транспортировке и хранению, рекомендации по охране полезных объектов флоры и фауны, в том числе пчел. Поэтому одним из способов соблюдения законных прав и интересов граждан является контроль за выполнением регламентов применения пестицидов.
В 2011 году полномочия по контролю за оборотом пестицидов, которые осуществлял Россельхознадзор, в соответствии с новой редакцией статьи 15 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" были разделены между федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Роспотребнадзор), федерального государственного экологического надзора (Росприроднадзор) и государственного ветеринарного надзора (Россельхознадзор) согласно их компетенции.
Исходя из буквального толкования указанной нормы, Россельхознадзор стал осуществлять контроль за обращением пестицидов, только в сфере ветеринарии (Письмо Россельхознадзора от 13.02.2012 N ФС-АС-4/1793).
В результате указанного перераспределения полномочий образовался пробел правового регулирования в указанной сфере, который охарактеризован в письме Общественной палаты Российской Федерации от 07.04.2015 N 5ОП-2/664 следующим образом: "В настоящее время отсутствует обязанность органов исполнительной власти по контролю: а) за регламентом применения пестицидов и агрохимикатов при выращивании сельскохозяйственных культур; б) за пресечением оборота контрафактных, фальсифицированных, не прошедших государственную регистрацию на территории Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов; в) за процессом утилизации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; г) за ввозимыми на территорию Российской Федерации пестицидами и агрохимикатами; д) за безопасностью отечественной и импортной пищевой продукции растительного происхождения в части содержания пестицидов, нитратов, нитритов и радионуклидов и дальнейшими мерами реагирования по недопущению некачественной продукции до потребителя.".
С целью восполнения указанного пробела в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2014 - 2015 годах были внесены 4 законопроекта: N 583686-6, N 636825-6, N 639676-6, N 683344-6. Все указанные законопроекты были Госдумой отклонены, в том числе и получивший поддержку Общественной палаты законопроект N 583686-6.
Главной причиной отклонения законопроекта явилось то, что представленные с законопроектом материалы не содержали данных о неэффективности государственного надзора за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами в рамках существующих видов надзоров (официальный отзыв Правительства РФ от 24.07.2015 N 4857п-П11 на проект федерального закона N 583686-6).
Несмотря на неизменность текста статьи 15 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" Минсельхоз России издал приказ от 27.12.2016 N 591 "Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В соответствии с указанным регламентом в предмет надзора указанной службы возвращены случаи порчи земель сельхозназначения в результате нарушения правил обращения с пестицидами.
Однако контроль за выполнением регламентов применения пестицидов при производстве сельскохозяйственных культур до сих пор не входит в компетенцию ни одной из федеральных надзорных служб.
С каждым годом общая посевная площадь увеличивается, следовательно, увеличивается объем применения пестицидов и внесения агрохимикатов. Создаются условия бесконтрольного, необоснованного применения препаратов, несоблюдение норм расхода, кратности, сроков обработки, учета климатических условий, фитосанитарной обстановки, потребности растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв). Данные нарушения ведут к накоплению в продуктах растительного происхождения пестицидов, нитратов, нитритов, а в почве стойких и активно мигрирующих пестицидов, что в конечном итоге ведет к росту числа онкологических заболеваний, ухудшению репродуктивных способностей, сокращению рождаемости и продолжительности жизни человека.
По данным территориального управления Россельхознадзора объем ввозимых в Тюменскую область препаратов исчисляется тысячами тонн, поэтому остро стоит проблема отсутствия в Тюменской области специализированных хранилищ предназначенных для хранения пестицидов и агрохимикатов.
Ликвидация организаций, осуществляющих деятельность по завозу, хранению и внесению пестицидов и агрохимикатов в 1980 - 1990 годах, привела к накоплению препаратов, срок годности которых давно истек, и они непригодны к использованию. Такие препараты передаются "по наследству" новым хозяйствам либо вовсе остаются "без хозяина", постепенно разлагаются, накапливаются в почве и могут нанести непоправимый вред жизни, здоровью человека и окружающей среде.
Под контролем специалистов Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам за период с 2005 по 2010 годы к местам утилизации вывезено около 600 тонн запрещенных и пришедших в негодность пестицидов, а также ликвидировано 3 места несанкционированного захоронения таких пестицидов.
По состоянию на 01.01.2012 на территории юга Тюменской области находилось на хранении более 1 тонны запрещенных к использованию и пришедших в негодность пестицидов и около 8 тыс. тонн "бесхозных" агрохимикатов.
Остро стоит проблема с оборотом тары из-под пестицидов и агрохимикатов. В соответствии с установленными требованиями, специальная тара из полимерных материалов в необезвреженном виде подлежит возврату. Однако в большинстве случаев как бумажная тарная упаковка, так и из полимерных материалов уничтожается путем сжигания без согласования с органами госсанэпидслужбы и охраны природы, что негативно сказывается как на здоровье человека, так и на безопасности окружающей среды.
Проблемой является и оборот (ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из российской Федерации, производство, реализация, применение, хранение, транспортировка, уничтожение) пестицидов и агрохимикатов без государственной регистрации, когда препарат не прошел соответствующие испытания для работы в климатических условиях Российской Федерации и не получил допуска для его оборота на данной территории, оборот препаратов иностранного происхождения (в частности китайского).
До упразднения полномочий Россельхознадзора случаи нарушения правил применения пестицидов в сельском хозяйстве выявлялись и пресекались. В настоящее же время статистка случаев таких нарушений не ведется, дела об административных правонарушениях не возбуждаются, так как нет соответствующего уполномоченного органа власти.
По информации СМИ, летом 2019 года из-за обработок полей препаратами 1 класса опасности для пчел без оповещения пчеловодов о начале проведения данных мероприятий массовая гибель пчел зафиксирована в Республике Мордовия, Ульяновской, Саратовской, Воронежской, Курской, Тюменской областях, Алтайском крае. Гибель пчел в этих областях исчисляется сотнями и тысячами пчелосемей. Всего по сообщению Минсельхоза России летом 2019 года от отравления пестицидами погибло 39,7 тыс. пчелосемей, что составляет 1,3% от их общего количества.
При этом пострадавшие пчеловоды сталкиваются с невозможностью получения доказательств наличия причинно-следственной связи между нарушением регламентов применения пестицидов и гибелью пчел из-за отсутствия доступных лабораторий, способных сделать качественный и количественный анализ на остаточные количества пестицидов в образцах, а также отсутствия возбужденных дел об административных правонарушениях, которые могли бы стать доказательствами в гражданском судопроизводстве.
Для системного решения проблемы обеспечения государственного надзора за обращением с пестицидами требуется внесение изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и Положение о Россельхознадзоре.
Учитывая вышеизложенное, в целях создания условий для осуществления эффективного государственного надзора за применением пестицидов в сельском хозяйстве депутаты Тюменской областной Думы обращаются к вам с предложением рассмотреть возможность следующих мер нормотворческого характера:
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
Внести изменения в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и (или) иные федеральные законы в части установления понятия, предмета и объектов государственного надзора за оборотом пестицидов при сельскохозяйственном производстве.
Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
С целью определения органа, уполномоченного на осуществление государственного надзора за оборотом пестицидов при сельскохозяйственном производстве внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 (ред. от 08.05.2019) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" в части дополнения сферы деятельности данной службы полномочиями по надзору: за регламентом применения пестицидов и агрохимикатов при выращивании сельскохозяйственных культур; по пресечению оборота контрафактных, фальсифицированных, не прошедших государственную регистрацию на территории Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов; за утилизацией пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; за ввозимыми на территорию Российской Федерации пестицидами и агрохимикатами.
Председатель областной Думы С.Е. Корепанов
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 24 октября 2019 г. N 2270 "Об обращении Тюменской областной Думы к Председателю... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.