Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к прогнозу
социально-экономического развития
Республики Крым на 2020 год и
на плановый период 2021 и 2022 годов
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Прогноз социально-экономического развития Республики Крым на период до 2022 года (далее - прогноз) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Совета министров Республики Крым от 28 апреля 2015 года N 219 "О Порядке разработки и корректировки прогнозов социально-экономического развития Республики Крым на среднесрочный и долгосрочный периоды".
При разработке прогноза до 2022 года учтены итоги социально-экономического развития Республики Крым (2017 - 2018 годов), тенденции развития отраслей экономики в 2019 году, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, показатели стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 9 января 2017 года N 352-ЗРК/2017 (далее - Стратегия), а также основные параметры государственных программ Республики Крым и региональных проектов.
Основные показатели прогноза рассчитывались на основании статистических данных, материалов, представленных исполнительными органами государственной власти Республики Крым, с применением индексов-дефляторов Министерства экономического развития Российской Федерации.
Прогноз отдельных показателей социально-экономического развития Республики Крым разработан с учетом реализации положений, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года, реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года N 63.
Прогноз представлен по двум вариантам:
- вариант 1 (консервативный) соответствует консервативному сценарию Стратегии и предполагает инерционное развитие Республики Крым в условиях сдержанных темпов роста российской экономики. Ключевой характеристикой сценария является реализация федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790 (далее - ФЦП "Крым - 2022"), отсутствие заметных изменений в социальноэкономической политике Республики Крым;
вариант 2 (базовый) соответствует модернизационному сценарию Стратегии и предполагает постепенное приближение к среднему уровню социально-экономического развития по Южному федеральному округу. Ключевой характеристикой сценария является реализация ФЦП "Крым - 2022", а также решение наиболее критичных проблем формирования необходимой инфраструктуры.
Общая оценка социально-экономической ситуации в регионе за отчетный период
В 2017 - 2018 годах экономика Республики Крым активно набирала обороты. Возможности работы и инвестирования в рамках свободной экономической зоны, реализация ряда федеральных целевых программ по снятию инфраструктурных ограничений, оказание господдержки промышленным предприятиям, сельхозтоваропроизводителям и малому бизнесу способствуют развитию всех отраслей экономики региона.
Построены ключевые объекты транспортной и энергетической инфраструктуры (Крымский мост, трасса "Таврида", новый аэровокзальный комплекс Международного аэропорта "Симферополь" имени Ивана Константиновича Айвазовского, энергетический мост и электростанции - Таврическая и Балаклавская).
Решены проблемы, связанные с энергодефицитом и ограничением транспортной доступности, которые тормозили развитие экономики. Обеспечено стабильное водоснабжение.
Завершена интеграция Республики Крым в экономическое, правовое, социальное, гуманитарное пространство России.
При этом в прогнозируемом периоде экономика Республики Крым будет оставаться под влиянием определённых системных проблем, это:
- недостаточная обеспеченность стратегически важными природными ресурсами: сырьевыми и водными;
- зависимость крымских производителей от поставок сырья и комплектующих и, как результат, недостаточная конкурентоспособность производимой продукции;
- высокий износ и неудовлетворительное общее состояние объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения;
- выраженный сезонный характер работы ряда предприятий;
- действие антироссийских санкций: запрет экспорта (импорта)
продукции и сырья предприятиями Республики Крым в страны ЕС, отсутствие прямого сообщения Республики Крым с иностранными государствами, невозможность захода иностранных судов в крымские морские порты.
1. Производство валового регионального продукта
Объем валового регионального продукта Республики Крым (далее - ВРП) за 2018 год предварительно оценивается в 415,9 млрд. рублей (рассчитан Министерством экономического развития Республики Крым на основе показателей роста базовых отраслей экономики, Федеральной службой государственной статистики будет рассчитан в 2020 году).
В 2019 году ожидается относительный прирост ВРП в сопоставимых ценах на 5,3%, что объясняется ожидаемым ростом промышленного производства, строительной и транспортной отраслей, ростом товарооборота.
Отраслями специализации экономики Республики Крым являются лечебно-оздоровительный и туристический комплекс, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, виноделие, рыболовство, производство товаров неорганической химии (соды, соли, диоксида титана), судостроение.
В прогнозируемом периоде 2020 - 2022 годов ожидается постепенный рост ВРП (2020 год - консервативный +3,2%, базовый +4,8%, 2021 год соответственно +3,2%, +4,3%, в 2022 году прирост составит +1,8%, +3,2%), который будет обеспечен за счет роста базовых отраслей экономики (агропромышленный комплекс, санаторно-курортный и туристический сектор, промышленность, транспорт), развития экспортно-ориентированных предприятий, реализации крупных инвестиционных проектов, строительства крупных инфраструктурных объектов в рамках ФЦП "Крым - 2022".
2. Промышленное производство
Промышленный комплекс Республики Крым - ведущий сектор экономики региона по удельному весу в валовом региональном продукте. Основу промышленности составляют пищевая, химическая промышленности, машиностроение, в том числе судостроение, а также поставка электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха.
Промышленный комплекс формирует не менее 1/3 части консолидированного бюджета Республики Крым и обеспечивает занятостью порядка 70 тысяч человек. При этом уровень заработной платы в промышленной отрасли превышает среднекрымский уровень.
Промышленность Республики Крым стабильно демонстрирует прирост объёмов производства: по итогам 2014 года - на 4,3%, 2015 года - на 27,2%, 2016 года - на 25,0%, 2017 года - на 4,5%, 2018 года - на 9,5%. За 2018 год отгружено крымскими товаропроизводителями промышленной продукции на 150,75 млрд. руб., что на 15,1% выше, чем в 2017 году.
В 2019 году прогнозируется рост объемов промышленного производства на уровне 125,7%.
В 2020 - 2022 годах прогнозируется положительная динамика промышленного производства по базовому сценарию (в 2020 году - 103,7%, 2021 году - 105,5%, 2022 году - 105,4%).
При благоприятном сценарии (наличие достаточного объема оборотных средств, возможность кредитования на длительные сроки на приемлемых условиях с одновременным продолжением мероприятий по государственной поддержке, максимальная кооперация с профильными предприятиями материковой России, развитие инновационной инфраструктуры в отрасли, в частности создание индустриальных парков и промышленных кластеров) предприятия отрасли как наиболее инновационно насыщенные будут стабильно наращивать производство.
3. Агропромышленный комплекс
Темп роста (снижения) валовой продукции сельского хозяйства в 2018 году составил 88,9% к уровню 2017 года, в том числе по отрасли растениеводства - 76,8%, животноводства - 107,4%.
В структуре продукции сельского хозяйства Республики Крым в 2018 году преобладает продукция растениеводства - 56%, продукция
животноводства составила 44%.
Прогнозный индекс отрасли в 2020 - 2022 годах для консервативного варианта рассчитан с учетом существующих проблемных вопросов, а именно: значительное влияние неблагоприятных погодных условий,
дефицит водных ресурсов, санкции, отсутствие эффективных логистических схем движения продукции, затрудненное транспортное сообщение с материком.
Базовый вариант рассчитан с учетом умеренного (или минимального) влияния неблагоприятных факторов на производственные процессы в агропромышленном комплексе.
Индекс производства продукции сельского хозяйства по базовому сценарию в 2019 году ожидается на уровне 111,0%, в том числе на среднесрочный период: в 2020 году - 100,8%, в 2021 году - 101,1%, в 2022 году - 100,7%.
Определены основные направления развития сельскохозяйственной отрасли на 2019 - 2022 годы, наиболее актуальные для Республики Крым:
- реконструкция многолетних насаждений, закладка садов, виноградников, плантаций лаванды и розы интенсивного типа;
- развитие тепличного хозяйства;
- развитие элитного семеноводства;
- развитие молочного скотоводства, овцеводства;
- расширение базы хранения фруктов и винограда;
- развитие мелиоративного комплекса;
- развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка;
- развитие сельских территорий республики;
- техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие базы производства и переработки продукции сельского хозяйства;
- увеличение производства высококачественных, экологически чистых продуктов питания с доведением объемов до научно обоснованных норм потребления на душу населения;
- содействие развитию системы обеспечения качества и сертификации продукции, внедрение предприятиями системы качества с применением международных стандартов, аттестация и аккредитация производств, внедрения Системы управления безопасностью пищевых продуктов, выпуск продуктов, отвечающих требованиям безопасности;
- государственная поддержка кредитования приоритетных отраслей сельского хозяйства;
- взаимодействие с научными учреждениями по вопросам разработки и внедрения инновационных технологий в отрасли сельского хозяйства.
4. Строительство
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", включая работы, выполненные хозяйственным способом, за 2018 год составил 147,1 млрд. рублей. На формирование данного показателя оказали существенное влияние объемы строительства транспортной инфраструктуры (дорожное (мостовое) строительство), строительство Симферопольской ТЭЦ, многопрофильного республиканского медицинского центра).
Прогнозируемый индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" по базовому сценарию на 2020 - 2022 годы составит 101,0%.
В 2018 году введено в эксплуатацию 774,9 тыс. кв. м общей площади жилых домов.
В прогнозируемом периоде 2020 - 2022 годов предполагается постепенный рост введенных в эксплуатацию жилых домов (2020 год - 550 тыс. кв. метров, 2021 год - 575 тыс. кв. метров, в 2021 году показатель достигнет уровня 600 тыс. кв. метров в общей жилой площади).
Повысить объемы строительных работ позволит:
- реализация ФЦП "Крым - 2022";
- оживление рынка недвижимости и либерализация политики ипотечного кредитования населения;
- в целом стабилизация экономической ситуации.
5. Инвестиции
В 2018 году в экономику Республики Крым (по полному кругу хозяйствующих субъектов с учетом оценки объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) вложено 296,0 млрд. руб. инвестиций в основной капитал, что на 34,1% больше, чем в 2017 году.
До 2022 года прогнозируется следующий объем инвестиций по базовому сценарию: 2020 год - 238,5 млрд. руб., 2021 год - 233,4 млрд. руб., 2022 год - 235,7 млрд. руб. Сохранению высокой инвестиционной активности в регионе будет способствовать активная и планомерная работа органов власти по созданию благоприятного инвестиционного климата.
В настоящее время в рамках подписанных Соглашений по реализации инвестиционных проектов реализуется 181 инвестиционный проект (с учетом расторгнутых и приостановленных соглашений) на общую сумму инвестиций более 149,6 млрд. рублей, в результате реализации которых будет создано порядка 13,3 тыс. рабочих мест.
Реализуются такие крупные инвестиционные проекты, как:
- "Строительство современного жилого микрорайона "Жигулина роща", общий объем инвестиций - 16 226,975 млн руб.;
- "Многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс", общий объем инвестиций - 9 792,1 млн руб.;
- "Многоэтажная жилая застройка с объектами бытового назначения - жилой комплекс "Город Мира", общий объем инвестиций - 6 303,476 млн руб.;
- "Автокемпинг на 500 номеров с последующим перепрофилированием в гостиничный комплекс на 1000 номеров", общий объем инвестиций - 3 421,118 млн руб.
Увеличение объёма инвестиций возможно за счёт реализации мероприятий в нескольких направлениях:
- создание наиболее благоприятного инвестиционного климата;
- снижение административных барьеров для развития бизнеса;
- увеличение объема привлекаемых средств федерального бюджета и федеральных институтов развития;
- развитие финансового сектора, повышение доступности кредитных ресурсов;
- развитие инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов;
- привлечение иностранных инвестиций, развитие внешнеэкономической деятельности, укрепление международного сотрудничества.
Функционирует инвестиционный портал, который позволяет в удаленном доступе получить необходимую информацию о регионе, подать документы и заключить инвестиционное соглашение или договор на участие в свободной экономической зоне.
В целях организации сопровождения инвесторов по принципу "одного окна" действует специализированная организация - АО "Корпорация развития Республики Крым".
Положительное влияние на рост объемов инвестиций оказывает функционирование свободной экономической зоны на территории Крыма.
Приоритетными направлениями привлечения инвестиций в Республику Крым в 2019 году являются:
- туризм и рекреационный комплекс;
- вода и технологии её рационального использования;
- высокотехнологичные производства в машиностроении, судостроении и приборостроении, химической промышленности;
- агропромышленный комплекс;
- информационно-телекоммуникационные технологии и биотехнологии;
- активный рост малого бизнеса в торговле, строительстве, аграрном секторе, туристическом бизнесе, услугах;
- транспортно-логистический комплекс;
- фармацевтика.
6. Торговля и потребительский рынок
В 2018 году оборот розничной торговли на 82,9% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка. Доля продажи товаров, реализуемых на розничных рынках и ярмарках, составила 17,1%.
Потребительский рынок Республики Крым насыщен продовольственными товарами в достаточном количестве и ассортименте (треть из которых товары местных производителей).
Индекс физического объема оборота розничной торговли в 2019 году к уровню 2018 года в сопоставимых ценах прогнозируется 102,2%.
В среднесрочной перспективе динамика розничного товарооборота останется стабильной, прирост розничного товарооборота в сопоставимых ценах в 2020 году составит 2,0-2,1%, в 2021 году - 2,2-2,5%, в 2022 году - 2,3-2,6%.
Факторы, влияющие на темпы роста товарооборота: увеличение объемов производства крымскими предприятиями, изменение структуры покупок и ассортимента продовольственных товаров в торговых сетях.
Ввод в эксплуатацию Керченского моста обеспечивает:
- транспортную доступность Республики Крым и, как следствие, увеличение грузопотока, расширение географии поставок, а также сокращение дополнительных транспортных расходов на доставку товаров;
- увеличение пассажиропотока и рост количества граждан, прибывающих на отдых, что способствует росту количества продаж (потребления) и росту товарооборота.
Основными причинами изменения розничных цен на продукты питания в Республике Крым в 2018 году являлись естественные колебания цен, связанные с действием рыночных механизмов и сезонными факторами.
Индекс потребительских цен (среднегодовой) за 2018 год относительно 2017 года составил 102,5%, ожидаемый уровень показателя в 2019 году планируется в размере 104,3%.
Данный показатель рассчитан с учетом параметров основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2022 года, а также прогнозного плана изменения цен (тарифов) на электрическую энергию, газ, услуги теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, транспорта исходя из особенностей экономически обоснованного уровня к 31.12.2018.
Так, индекс потребительских цен (среднегодовой) в 2020 - 2022 годах по базовому сценарию прогнозируется на уровне 104,1%.
7. Уровень жизни населения
Среднемесячная номинальная заработная плата за 2018 год составила 29,6 тыс. руб.
По прогнозной оценке, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по региону в 2019 году составит 31,6 тыс. руб., в 2020 году соответственно 33,4 тыс. руб., в 2021 году - 35,7 тыс. руб., в 2022 году - 38,1 тыс. руб. (при базовом сценарии).
При расчете размера среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в Республике Крым в прогнозируемом периоде учитывались:
1. Проект федерального закона "О внесении изменений в часть 1 статьи 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", предусматривающий установление с 1 января 2020 года размер минимальной заработной платы в сумме 12 130 рублей, что соответствует величине прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России за II квартал 2019 года.
2. Республиканское соглашение между Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей на 2019 - 2021 годы.
3. Показатели по заработной плате работников отдельных отраслей бюджетной сферы, а также в целом по видам экономической деятельности, сложившиеся в предыдущие периоды, а также темпы их роста (ежеквартальная информация Федеральной службы государственной статистики).
4. Реализация в Республике Крым Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Медведевым Д.А. от 29.09.2018.
5. Реализация в Республике Крым мероприятий по повышению средней заработной платы отдельных категорий работников во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
6. Реализация мероприятий по повышению реальных доходов населения и снижения уровня бедности во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
7. Реализация мероприятий по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В 2020 - 2022 годах прогнозируется рост в реальном выражении основных составляющих доходов населения (индексация заработной платы и пенсий).
8. Труд и занятость
Уровень зарегистрированной безработицы в 2018 году составил 0,5% от численности экономически активного населения.
В Республике Крым сохраняется тенденция превышения спроса на рабочую силу над её предложением на рынке труда. Потребность предприятий в работниках на 01.09.2019 составляла 18,2 тыс. единиц. В настоящее время в базе вакансий имеется 16,1 тыс. свободных рабочих мест.
В 2020 - 2022 годах прогнозируется, что численность экономически активного населения будет увеличиваться с 905 тыс. человек в 2020 году до 908 тыс. человек в 2022 году. Численность занятого населения возрастет при благоприятном прогнозе развития экономики с 843,6 тыс. человек в 2020 году до 845,6 тыс. человек в 2022 году, количество безработных, определенных по методологии Международной организации труда, сократится до 51,5 тыс. человек, уровень безработицы - до 5,7% в 2022 году.
9. Демография
Среднегодовая численность постоянного населения Республики Крым в 2018 году составила 1912,8 тыс. человек. По прогнозной оценке среднегодовая численность постоянного населения в 2019 году составит 1911,3 тыс. человек, в 2020 году - 1910,0 тыс. человек, в 2021 году - 1908,8 тыс. человек, в 2022 году - 1908,5 тыс. человек (по базовому варианту прогноза).
Проблемой в демографическом развитии Республики Крым продолжает оставаться естественная убыль населения.
При сохранении существующей тенденции в прогнозируемом периоде ожидается незначительная убыль численности населения, которая не компенсируется за счёт миграционного прироста и уменьшения показателя смертности. При этом ожидается снижение показателя рождаемости по причине сокращения числа женщин репродуктивного возраста (влияние снижения рождаемости в начале 1990-х годов).
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении за период с 2008 по 2019 год имела тенденцию к росту (в 2008 году - 68,05 года, в 2019 году - 72,5 года). По прогнозной оценке на 2020 - 2022 годы эта тенденция сохранится, ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2020 году составит 74 года, в 2021 году - 74,8 года, в 2022 году - 75,7 года (по базовому варианту прогноза).
Основные параметры государственных программ Республики Крым
В соответствии с перечнем государственных программ Республики Крым, утвержденным распоряжением Совета министров Республики Крым от 13.09.2019 N 1160-р, в 2020 году запланирована реализация 35 государственных программ Республики Крым.
Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели, сроки реализации, объемы финансового обеспечения и ожидаемые результаты государственных программ Республики Крым утверждаются постановлениями Совета министров Республики Крым.
Мероприятия, предусмотренные государственными программами Республики Крым, направлены на достижение показателей прогноза социально-экономического развития Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и устойчивого социально-экономического развития Республики Крым.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.