Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к государственной программе Алтайского края
"Создание условий для эффективного и ответственного
управления региональными и муниципальными финансами"
Подпрограммы
государственной программы Алтайского края "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"
Подпрограмма 1
"Обеспечение стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края"
Паспорт
подпрограммы 1 "Обеспечение стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края"
Соисполнитель государственной программы |
Министерство финансов Алтайского края |
Участники подпрограммы |
органы исполнительной власти Алтайского края, КАУ "Алтайский центр финансовых исследований" |
Цель подпрограммы |
создание условий для обеспечения стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края и эффективного управления региональными финансами |
Задачи подпрограммы |
планирование доходов и содействие в обеспечении поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Алтайского края; создание условий для финансового обеспечения задач и функций государства и повышения эффективного расходования бюджетных средств; создание условий для эффективного управления государственным долгом; создание условий для развития информационной инфраструктуры управления государственными и муниципальными финансами |
Перечень мероприятий подпрограммы |
осуществление мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Алтайского края; анализ состояния задолженности по платежам в консолидированный бюджет Алтайского края; формирование и реализация региональной бюджетной политики на среднесрочный и долгосрочный периоды; обеспечение процесса бюджетного планирования посредством формирования проекта краевого бюджета и внесения в него изменений; создание условий для эффективного расходования средств краевого бюджета; осуществление взвешенной долговой политики и поддержание кредитного рейтинга Алтайского края; развитие информационной инфраструктуры управления государственными и муниципальными финансами |
Показатели подпрограммы |
общий объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края; доля недоимки по региональным и местным налогам, налогам со специальным налоговым режимом в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края; удельный вес расходов краевого бюджета, формируемых в рамках программ; отношение объема государственного долга (за вычетом выданных гарантий) к доходам краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений; отношение объема расходов на обслуживание государственного долга края к расходам краевого бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2020-2024 годы |
Объемы финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы 1 за счет средств краевого бюджета составляет 875836,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 176189,8 тыс. рублей; 2021 год - 174911,7 тыс. рублей; 2022 год - 174911,7 тыс. рублей; 2023 год - 174911,7 тыс. рублей; 2024 год - 174911,7 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
разработка и утверждение мероприятий по росту доходного потенциала консолидированного бюджета Алтайского края; рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края до 77412,8 млн. рублей; обеспечение доли недоимки по региональным местным налогам, налогам со специальным налоговым режимом в общем объеме налоговых до ходов консолидированного бюджета Алтайской края в размере не более 5,5 процента; разработка основных направлений бюджетной налоговой политики Алтайского края на очередной год и плановый период; разработка бюджетного прогноза Алтайской края на долгосрочный период; разработка проекта закона о краевом бюджет (в установленные законодательством сроки; обеспечение доли расходов краевого бюджета формируемых в рамках программ, не менее 85 процентов; разработка и утверждение мероприятий по оптимизации расходов консолидированного бюджета Алтайского края; обеспечение отношения объема государственного долга (за вычетом выданных гарантии к доходам краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений в размере не более 6 процентов; обеспечение объема расходов на обслуживание государственного долга края в расходах краевого бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в размере не более 4 процентов; поддержание кредитного рейтинга Алтайского края. |
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1
Настоящая подпрограмма определяет систему мер, направленных на обеспечение стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края.
Высокая доля агропромышленного комплекса в экономике Алтайского края традиционно определяет более низкий уровень бюджетной обеспеченности по сравнению с регионами, обладающими сырьевыми ресурсами, или промышленными регионами. Повышение собираемости собственных доходов, а также ответственная бюджетная политика, позволяющая привлекать дополнительные средства из федерального бюджета, являются существенными факторами, определяющими наполнение бюджета Алтайского края.
В структуре финансовой помощи из федерального бюджета наиболее крупным источником являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и на сбалансированность.
Таблица 1
Структура доходов
консолидированного бюджета Алтайского края в 2014-2019 годах
млн. рублей
Наименование |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (оценка) |
Всего доходов |
94550 |
95509 |
99465 |
102067 |
119763 |
119450 |
Налоговые и неналоговые доходы |
54938 |
56774 |
66490 |
66327 |
72046 |
70614 |
удельный вес в объеме доходов |
58 |
59 |
67 |
65 |
60 |
59 |
Безвозмездные поступления |
39612 |
38735 |
32975 |
35740 |
47717 |
48836 |
удельный вес в объеме доходов |
42 |
41 |
33 |
35 |
40 |
41 |
в том числе дотации из федерального бюджета |
18870 |
17650 |
18004 |
23606 |
33487 |
29057 |
удельный вес в объеме безвозмездных поступлений |
48 |
46 |
55 |
66 |
70 |
59 |
Такой объем финансовой помощи налагает повышенную ответственность за использование предоставленных средств. С 2017 года все дотационные регионы, в том числе и Алтайский край, обязаны ежегодно заключать соглашения с Минфином России, предусматривающие меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов.
В целях выполнения такого соглашения в крае реализуется программа мероприятий по увеличению доходов и оптимизации расходов, предусматривающая легализацию налоговой базы; снижение задолженности по налогам и платежам в консолидированный бюджет; проведение работы по повышению уровня заработной платы; повышение собираемости доходов; проведение оценки эффективности предоставленных налоговых льгот и пониженных ставок; повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества; создание централизованных бухгалтерий в муниципальных образованиях и современной структуры бюджетных учреждений.
На протяжении ряда лет консолидированный бюджет Алтайского края имеет социальную направленность. Около 70 процентов расходов консолидированного бюджета края сосредоточены в отраслях социальной сферы.
Таблица 2
Структура
расходов консолидированного бюджета Алтайского края в 2014-2019 годах
млн. рублей
Наименование |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (оценка) |
Всего расходов |
95713 |
98156 |
94291 |
99772. |
110975 |
135946 |
Социальные расходы (образование, культура, здравоохранение, спорт, социальная политика) |
67659 |
63856 |
64518 |
69809 |
79197 |
93897 |
удельный вес в объеме расходов |
71 |
65 |
68 |
70 |
71 |
69 |
Национальная экономика |
16500 |
21312 |
18847 |
17756 |
18724 |
23147 |
ЖКХ |
4625 |
5857 |
4023 |
4833 |
5077 |
9141 |
Другие расходы |
6929 |
7131 |
6903 |
7374 |
7977 |
9761 |
Приоритетом при расходовании бюджетных средств консолидированного бюджета края является безусловное исполнение действующих обязательств, осуществление социально значимых расходов в первоочередном порядке.
На 01.01.2019 в Алтайском крае насчитывается 719 муниципальных образований, в том числе 10 городских округов, 59 муниципальных районов, 7 городских и 643 сельских поселения. Поддержка муниципалитетов также является приоритетной задачей, оказывающей непосредственное влияние на стабильное функционирование бюджетной системы Алтайского края в целом. Доля межбюджетных трансфертов в объеме расходов краевого бюджета стабильно высока и составляет к 2017-2019 годам почти третью часть бюджета.
Таблица 3
Межбюджетные
трансферты местным бюджетам в 2014-2019 годах
млн.рублей
Наименование |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (оценка) |
Расходы краевого бюджета, всего |
79140 |
82390 |
77865 |
83524 |
93245 |
112127 |
Расходы краевого бюджета без учета межбюджетных трансфертов местным бюджетам |
57535 |
62303 |
57851 |
59191 |
66154 |
78545 |
Межбюджетные трансферты местным бюджетам |
21605 |
20087 |
20014 |
24333 |
27091 |
33582 |
удельный вес в объеме расходов краевого бюджета |
27 |
24 |
26 |
29 |
29 |
30 |
В результате активного реформирования сферы общественных финансов в последние годы обеспечена четкая законодательная регламентация процесса формирования и исполнения краевого бюджета; осуществлен переход к формированию и утверждению бюджета Алтайского края на трехлетний период, увязка показателей бюджета с долгосрочными и среднесрочными параметрами, характеризующими бюджетную систему Алтайского края.
В то же время в условиях ограниченности финансовых ресурсов и необходимости повышения эффективности расходования бюджетных средств возрастает актуальность повышения качества планирования и исполнения краевого бюджета.
Сферой реализации подпрограммы 1, таким образом, является управление региональными и муниципальными финансами посредством создания условий для обеспечения поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Алтайского края, эффективного расходования бюджетных средств, эффективного управления государственным долгом, развития информационной инфраструктуры управления государственными и муниципальными финансами.
Сфера реализации подпрограммы 1 определяет ее цели, задачи, структуру и состав мероприятий.
II. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы цель, задача и показатели достижения цели и решения задачи, ожидаемые конечные результаты подпрограммы 1, сроки и этапы реализации подпрограммы I
1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 1
Приоритетом региональной политики в сфере реализации подпрограммы 1 является создание условий для стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края и эффективного управления региональными финансами.
2. Цель, задачи и показатели достижения цели и решения задач подпрограммы 1
Целью подпрограммы 1 является создание условий для обеспечения стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края и эффективного управления региональными финансами.
Задачами подпрограммы 1 являются:
планирование доходов и содействие в обеспечении поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Алтайского края;
создание условий для финансового обеспечения задач и функций государства и повышения эффективного расходования бюджетных средств;
создание условий для эффективного управления государственным долгом;
создание условий для развития информационной инфраструктуры управления государственными и муниципальными финансами.
Решение установленных задач будет оцениваться следующим перечнем показателей:
общий объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края;
доля недоимки по региональным и местным налогам, налогам со специальным налоговым режимом в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края;
удельный вес расходов краевого бюджета, формируемых в рамках программ;
отношение объема государственного долга (за вычетом выданных гарантий) к доходам краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений;
отношение объема расходов на обслуживание государственного долга края к расходам краевого бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
3. Ожидаемые конечные результаты подпрограммы 1
Основными ожидаемыми конечными результатами реализации подпрограммы 1 будут являться:
разработка и утверждение мероприятий по росту доходного потенциала консолидированного бюджета Алтайского края;
рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края до 77412,8 млн. рублей;
обеспечение доли недоимки по региональным и местным налогам, налогам со специальным налоговым режимом в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края в размере не более 5,5 процента;
разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики Алтайского края на очередной год и плановый период;
разработка бюджетного прогноза Алтайского края на долгосрочный период;
разработка проекта закона о краевом бюджете в установленные законодательством сроки;
обеспечение доли расходов краевого бюджета, формируемых в рамках программ, не менее 85 процентов;
разработка и утверждение мероприятий по оптимизации расходов консолидированного бюджета Алтайского края;
обеспечение отношения объема государственного долга (за вычетом выданных гарантий) к доходам краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений в размере не более 6 процентов;
обеспечение объема расходов на обслуживание государственного долга края в расходах краевого бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в размере не более 4 процентов; поддержание кредитного рейтинга Алтайского края.
Реализация подпрограммы 1 позволит:
создать условия для устойчивого исполнения консолидированного бюджета Алтайского края и эффективного управления региональными финансами;
повысить прозрачность и предсказуемость бюджетного планирования;
обеспечить развитие программно-целевых методов управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях;
сократить уровень просроченной кредиторской задолженности;
обеспечить осуществление взвешенной долговой политики Алтайского края.
Сведения о показателях подпрограммы 1 и их значениях приведены в таблице 1 государственной программы.
4. Сроки и этапы реализации подпрограммы 1
Подпрограмма 1 "Обеспечение стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края" реализуется с 2020 по 2024 год.
III. Объем финансирования подпрограммы 1
Общий объем финансирования подпрограммы 1 за счет средств краевого бюджета составляет 875836,6 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 176189,8 тыс. рублей;
2021 год - 174911,7 тыс. рублей;
2022 год - 174911,7 тыс. рублей;
2023 год - 174911,7 тыс. рублей;
2024 год - 174911,7 тыс. рублей.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
IV. Методика оценки эффективности подпрограммы 1
При оценке эффективности подпрограммы 1 следует учитывать, что рост значений следующих показателей свидетельствует о положительной тенденции:
общий объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края;
удельный вес расходов краевого бюджета, формируемых в рамках программ.
Снижение значений следующих показателей также свидетельствует о положительной тенденции:
доля недоимки по региональным и местным налогам, налогам со специальным налоговым режимом в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края;
отношение объема государственного долга (за вычетом выданных гарантий) к доходам краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений;
отношение объема расходов на обслуживание государственного долга края к расходам краевого бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
V. Механизм реализации подпрограммы 1
Министерство финансов Алтайского края осуществляет текущее управление и мониторинг реализации подпрограммы 1:
организует реализацию подпрограммы 1, принимает решение о внесении изменений в подпрограмму 1 и несет ответственность за достижение показателей подпрограммы 1, а также конечных результатов ее реализации;
рекомендует участникам подпрограммы 1 осуществить разработку отдельных мероприятий и планов их реализации; готовит ежеквартальные и годовые отчеты.
Органы исполнительной власти Алтайского края, КАУ "Алтайский центр финансовых исследований":
осуществляют реализацию мероприятий подпрограммы 1 в рамках своей компетенции;
предоставляют Министерству финансов Алтайского края информацию, необходимую для проведения оценки эффективности подпрограммы 1 и подготовки ежеквартальных и годовых отчетов.
Подпрограмма 2
"Поддержание и стимулирование устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края"
Паспорт
подпрограммы 2 "Поддержание и стимулирование устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края"
Соисполнитель государственной программы |
Министерство финансов Алтайского края |
Участники подпрограммы |
КАУ "Алтайский центр финансовых исследований", органы местного самоуправления (по согласованию) |
Цель подпрограммы |
создание условий для поддержания и стимулирование устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края |
Задачи подпрограммы |
сокращение дифференциации муниципальных образований по уровню бюджетной обеспеченности; обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований; развитие инициативного бюджетирования |
Перечень мероприятий подпрограммы |
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Алтайского края; поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Алтайского края; создание условий для устойчивого исполнения бюджетов ЗАТО; предоставление субсидий муниципальным районам, городским округам на софинансирование части расходов местных бюджетов по оплате труда работников муниципальных учреждений; компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления; предоставление дополнительной финансовой помощи в виде бюджетных кредитов муниципальным образованиям Алтайского края; предоставление субсидий муниципальным образованиям на софинансирование реализации проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на инициативах граждан |
Показатели подпрограммы |
критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов; доля просроченной кредиторской задолженности в расходах бюджетов муниципальных образований Алтайского края; количество муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), в которых имеется просроченная кредиторская задолженность по выплате заработной платы работникам муниципальных учреждений; доля внебюджетных средств, привлеченных для финансирования проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, в общем объеме средств |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2020-2024 годы |
Объемы финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы 2 за счет всех источников финансирования составляет 8688566,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 3154686,0 тыс. рублей; 2021 год - 1383470,0 тыс. рублей; 2022 год - 1383470,0 тыс. рублей; 2023 год - 1383470,0 тыс. рублей; 2024 год - 1383470,0 тыс. рублей. За счет средств из федерального бюджета - 460566 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 90686,0 тыс. рублей; 2021 год - 92470,0 тыс. рублей; 2022 год - 92470,0 тыс. рублей; 2023 год - 92470,0 тыс. рублей; 2024 год - 92470,0 тыс. рублей. За счет средств краевого бюджета - 8085000.0 тыс. рублей, том числе по годам: 2020 год - 2993000,0 тыс. рублей; 2021 год - 1273000,0 тыс. рублей; 2022 год - 1273000,0 тыс. рублей; 2023 год - 1273000,0 тыс. рублей; 2024 год - 1273000,0 тыс. рублей. За счет средств местных бюджетов - 112000.0 тыс. рублей, том числе по годам: 2020 год - 64000,0 тыс. рублей; 2021 год - 12000,0 тыс. рублей; 2022 год - 12000,0 тыс. рублей; 2023 год - 12000,0 тыс. рублей; 2024 год - 12000,0 тыс. рублей. За счет внебюджетных источников - 31000,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 7000,0 тыс. рублей; 2021 год - 6000,0 тыс. рублей; 2022 год - 6000,0 тыс. рублей; 2023 год - 6000,0 тыс. рублей; 2024 год - 6000,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
рост критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов до 5385 рублей на 1 жителя; обеспечение доли просроченной кредиторской задолженности в расходах бюджетов муниципальных образований Алтайского края в размере не более 2 процентов; отсутствие муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), в которых имеется просроченная кредиторская задолженность по выплате заработной платы работникам муниципальных учреждений; увеличение доли внебюджетных средств, привлеченных для финансирования проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, в общем объеме средств, до 10 процентов. |
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2
Настоящая подпрограмма определяет систему мер, направленных на поддержание и стимулирование устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края, развитие инициативного бюджетирования.
В силу объективных факторов различного характера (исторических, географических, климатических и иных) уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований Алтайского края значительно дифференцирован, что обусловлено неравномерностью размещения налоговой базы на территории региона и значительным количеством муниципалитетов.
Разрыв между максимальным и минимальным уровнем бюджетной обеспеченности муниципальных образований Алтайского края в 2014-2019 годах составляет от 3,6 до 4,4 раза.
Таблица 1
Бюджетная
обеспеченность муниципальных районов, городских округов Алтайского края до выравнивания в 2014-2019 годах
Наименование |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Минимальный уровень бюджетной обеспеченности, руб. на 1 жителя |
2672 |
2875 |
3005 |
2933 |
3144 |
2795 |
Максимальный уровень бюджетной обеспеченности, руб. на 1 жителя |
11681 |
11036 |
10671 |
10885 |
12065 |
11280. |
Разрыв между максимальным и минимальным уровнем бюджетной обеспеченности |
4,4 |
3,8 |
3,6 |
3,7 |
3,8 |
4,0 |
Регулирование бюджетной обеспеченности муниципальных образований в Алтайском крае осуществляется посредством использования механизма финансового выравнивания и закрепления дополнительных доходных источников за местными бюджетами.
Выравнивание бюджетной обеспеченности в Алтайском крае осуществляется в соответствии с методиками, утвержденными законами Алтайского края от 03.11.2005 N 89-ЗС, от 03.11.2005 N 90-ЗС.
В 2018 году внесены изменения в методику распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов, утвержденной законом Алтайского края от 03.11.2005 N 90-ЗС. Введено 2 новых коэффициента удорожания стоимости бюджетных услуг: коэффициент дифференциации заработной платы, коэффициент общей удаленности (муниципальных образований от административных центров районов и административного центра края). Введение новых коэффициентов позволило учесть территориальную и пространственную специфику Алтайского края, экономические различия муниципалитетов в целях определения их бюджетной обеспеченности.
В 2019 году объем фонда финансовой поддержки поселений составил 79,2 млн. рублей (на уровне 2018 года), объем фонда финансовой поддержки муниципальных районов, городских округов - 1,5 млрд. рублей (в 1,5 раза выше уровня 2018 года). Разрыв в уровне бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов до и после выравнивания сократился с 4,0 до 1,9 раза. Количество получателей дотаций в 2019 году увеличилось на 11 и составило 49.
Кроме того, часть поступлений от федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, по решению субъекта Российской Федерации может быть передана в местные бюджеты. Законом Алтайского края от 31.08.2005 N 62-ЗС "О нормативах отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами" для местных бюджетов установлены единые нормативы отчислений от отдельных видов налоговых доходов. В 2018 году по переданным нормативам в бюджеты муниципальных образований края поступило 2Д млрд. рублей.
Указанные меры создают дополнительный стимул в дальнейшей работе органов местного самоуправления по увеличению доходного потенциала.
В качестве стимулирования органов местного самоуправления к наращиванию собственных доходов ежегодно в законе о краевом бюджете предусматриваются дотации на сбалансированность.
В рамках расширения практики инициативного бюджетирования в 2017-2018 годах был реализован 231 проект развития общественной инфраструктуры, основанный на местных инициативах, в 51 муниципальном районе и 3 городских округах. Всего на реализацию проектов было направлено 214,1 млн. рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета - 131.3 млн. рублей, местных бюджетов - 50,3 млн. рублей, населения - 18,6 млн. рублей, юридических лиц - 13,9 млн. рублей. В 2019 году были признаны победителями 213 проектов от 49 муниципальных районов и 2 городских округов. Объем финансирования из краевого бюджета планируется в сумме 127.3 млн. рублей.
Важной задачей в рамках реализации мероприятий настоящей подпрограммы является дальнейшая поддержка муниципальных образований края, сохранение сложившихся приоритетов в сфере межбюджетного регулирования.
Сфера реализации подпрограммы 2 определяет ее цели, задачи, структуру и состав мероприятий.
II. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 2, цели, задачи и показатели достижения целей и решения задач, ожидаемые конечные результаты подпрограммы 2, сроки и этапы реализации подпрограммы 2
1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 2
Приоритетами региональной политики в сфере реализации подпрограммы 2 являются: создание условий для обеспечения равных финансовых возможностей оказания гражданам Алтайского края муниципальных услуг за счет выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований края; создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края; развитие инициативного бюджетирования.
2. Цель, задачи и показатели достижения цели и решения задач подпрограммы 2
Целью подпрограммы 2 является создание условий для поддержания и стимулирования устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края.
Задачами подпрограммы 2 являются:
сокращение дифференциации муниципальных образований по уровню бюджетной обеспеченности;
обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований;
развитие инициативного бюджетирования.
Решение установленных задач будет оцениваться следующим перечнем показателей:
критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов;
доля просроченной кредиторской задолженности в расходах бюджетов муниципальных образований Алтайского края;
количество муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), в которых имеется просроченная кредиторская задолженность по выплате заработной платы работникам муниципальных учреждений;
доля внебюджетных средств, привлеченных для финансирования проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, в общем объеме средств.
3. Ожидаемые конечные результаты подпрограммы 2
Основными ожидаемыми конечными результатами реализации подпрограммы 2 будут являться:
рост критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов до 5385 рублей на жителя;
обеспечение доли просроченной кредиторской задолженности в расходах бюджетов муниципальных образований Алтайского края в размере не более 2 процентов;
отсутствие муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), в которых имеется просроченная кредиторская задолженность по выплате заработной платы работникам муниципальных учреждений;
увеличение доли внебюджетных средств, привлеченных для финансирования проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, в общем объеме средств, до 10 процентов.
Сведения о показателях подпрограммы 2 и их значениях приведены в таблице 1 государственной программы.
4. Сроки и этапы реализации подпрограммы 2
Подпрограмма 2 "Поддержание и стимулирование устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Алтайского края" реализуется с 2020 по 2024 год.
III. Объем финансирования подпрограммы 2
Общий объем финансирования подпрограммы 2 за счет всех источников финансирования составляет 8688566,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 3154686,0 тыс. рублей;
2021 год - 1383470,0 тыс. рублей;
2022 год - 1383470,0 тыс. рублей;
2023 год - 1383470,0 тыс. рублей;
2024 год - 1383470,0 тыс. рублей.
За счет средств из федерального бюджета - 460566 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 90686,0 тыс. рублей;
2021 год - 92470,0 тыс. рублей;
2022 год - 92470,0 тыс. рублей;
2023 год - 92470,0 тыс. рублей;
2024 год - 92470,0 тыс. рублей.
За счет средств краевого бюджета - 8085000,0 тыс. рублей, том числе по годам:
2020 год - 2993000,0 тыс. рублей;
2021 год - 1273000,0 тыс. рублей;
2022 год - 1273000,0 тыс. рублей;
2023 год - 1273000,0 тыс. рублей;
2024 год - 1273000,0 тыс. рублей.
За счет средств местных бюджетов - 112000,0 тыс. рублей, том числе по годам:
2020 год - 64000,0 тыс. рублей;
2021 год - 12000,0 тыс. рублей;
2022 год - 12000,0 тыс. рублей;
2023 год - 12000,0 тыс. рублей;
2024 год - 12000,0 тыс. рублей.
За счет внебюджетных источников - 31000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 7000,0 тыс. рублей;
2021 год - 6000,0 тыс. рублей;
2022 год - 6000,0 тыс. рублей;
2023 год - 6000,0 тыс. рублей;
2024 год - 6000,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
IV. Методика оценки эффективности подпрограммы 2
При оценке эффективности подпрограммы 2 следует учитывать, что рост значений следующих показателей свидетельствует о положительной тенденции:
критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов;
доля внебюджетных средств, привлеченных для финансирования проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, в общем объеме средств.
Снижение значений следующих показателей также свидетельствует о положительной тенденции:
доля просроченной кредиторской задолженности в расходах бюджетов муниципальных образований Алтайского края;
количество муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), в которых имеется просроченная кредиторская задолженность по выплате заработной платы работникам муниципальных учреждений.
V. Механизм реализации подпрограммы 2
Министерство финансов Алтайского края осуществляет текущее управление и мониторинг реализации подпрограммы 2:
организует реализацию подпрограммы 2, принимает решение о внесении изменений в подпрограмму 2 и несет ответственность за достижение показателей подпрограммы 2, а также конечных результатов ее реализации;
рекомендует участникам подпрограммы 2 осуществить разработку отдельных мероприятий и планов их реализации; готовит ежеквартальные и годовые отчеты.
КАУ "Алтайский центр финансовых исследований", органы местного самоуправления (по согласованию):
осуществляют реализацию мероприятий подпрограммы 2 в рамках своей компетенции;
предоставляют Министерству финансов Алтайского края информацию, необходимую для проведения оценки эффективности подпрограммы 2 и подготовки ежеквартальных и годовых отчетов.
Подпрограмма 3
"Повышение качества управления муниципальными финансами"
Паспорт
подпрограммы 3 "Повышение качества управления муниципальными финансами"
Соисполнитель государственной программы |
Министерство финансов Алтайского края |
Участники подпрограммы |
органы исполнительной власти Алтайского края |
Цель подпрограммы |
создание условий для повышения качества управления муниципальными финансами |
Задача подпрограммы |
содействие повышению качества управления муниципальными финансами |
Перечень мероприятий подпрограммы |
осуществление оценки качества управления муниципальными финансами; предоставление грантов муниципальным районам, городским округам в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления; премирование муниципальных образований в целях поощрения и распространения применения примеров лучшей муниципальной практики; проведение экспертизы местных бюджетов; проведение мониторинга исполнения переданных муниципальным районам полномочий по формированию и предоставлению дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений; проведение мониторинга соблюдения муниципальными образованиями выполнения соглашений, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов; оказание методической помощи органам местного самоуправления |
Показатели подпрограммы |
количество муниципальных районов, городских округов с высоким качеством управления муниципальными финансами; доля муниципальных образований, утвердивших бюджеты на очередной финансовый год и плановый период; количество муниципальных районов, городских округов Алтайского края, в которых дефицит бюджета, предельный объем муниципального долга, объем расходов на обслуживание муниципального долга превышают уровень, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации; количество муниципальных районов, городских округов Алтайского края, получающих гранты в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления; количество муниципальных образований Алтайского края - победителей регионального этапа Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2020-2024 годы |
Объемы финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы 3 за счет средств краевого бюджета составляет 100000 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 20000 тыс. рублей; 2021 год - 20000 тыс. рублей; 2022 год - 20000 тыс. рублей; 2023 год - 20000 тыс. рублей; 2024 год - 20000 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
рост количества муниципальных районов, городских округов с высоким качеством управления муниципальными финансами до 32; рост доли муниципальных образований, утвердивших бюджеты на очередной финансовый год и плановый период в размере не менее 15 процентов; отсутствие муниципальных районов, городских округов Алтайского края, в которых дефицит бюджета, предельный объем муниципального долга, объем расходов на обслуживание муниципального долга превышают уровень, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации; предоставление 4 муниципальным образованиям Алтайского края грантов в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления; премирование не менее 3 муниципальных образований Алтайского края - победителей регионального этапа Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика". |
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 3
Настоящая подпрограмма определяет систему мер, направленных на повышение качества управления муниципальными финансами.
Оценка качества управления муниципальными финансами осуществляется с 2012 года в рамках реализации приказа комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края от 26.06.2012 N 47.
Таблица 1
Результаты
оценки качества управления муниципальными финансами в муниципальных районах и городских округах Алтайского края в 2014-2018 годах
Наименование |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Темп роста 2018 к 2014 |
Количество муниципальных районов, городских округов: |
|
|
|
|
|
|
с высоким качеством |
10 |
11 |
28 |
21 |
36 |
в 3,6 р. |
с низким качеством |
11 |
17. |
22 |
37 |
19 |
173% |
с неудовлетворительным качеством |
49 |
42 |
19 |
11 |
14 |
- |
% муниципальных районов, городских округов с низким и неудовлетворительным качеством управления муниципальными финансами |
86% |
84% |
59% |
70% |
48% |
|
За период 2014-2018 годов отмечается рост качества управления муниципальными финансами в крае (в 3,6 раза), однако количество муниципальных районов и городских округов с низким и неудовлетворительным качеством управления муниципальными финансами еще значительное. По итогам 2018 года количество муниципальных районов и городских округов с низким и неудовлетворительным качеством управления муниципальными финансами составило 48% в общем количестве муниципальных районов и городских округов.
С 2018 года Министерством финансов Алтайского края осуществляется экспертиза местных бюджетов всех типов муниципальных образований. По итогам оценки дотационности муниципальных образований Алтайского края за период 2016-2018 гг. экспертизе подлежали 84 муниципальных образования из 719 (12% от общего количества), в том числе 1 городской округ - ЗАТО Сибирский, и 83 сельских поселения из 33 муниципальных районов. Из них 13 проектов решений (16% от подлежащих экспертизе) составлены на трехлетний период (2019-2021 годы).
По результатам проведенной оценки проектов решений о бюджетах поселений на 2019 год (2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов) и иных документов и материалов, а также мониторинга исполнения местных бюджетов, регулярно проводимого Министерством финансов Алтайского края, отмечается необходимость:
повышения качества составления документов и материалов, характеризующих местные бюджеты;
осуществления мониторинга соблюдения муниципальными образованиями требований бюджетного законодательства в части соблюдения требований бюджетного законодательства;
распространения примеров лучшей муниципальной практики деятельности органов местного самоуправления;
оказания методической помощи муниципальным образованиям края в части формирования бюджетов.
Сфера реализации подпрограммы 3 определяет ее цели, задачи, структуру и состав мероприятий.
II. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 3, цель, задача и показатели достижения цели и решения задачи, ожидаемые конечные результаты подпрограммы 3, сроки и этапы реализации подпрограммы 3
1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 3
Приоритетами региональной политики в сфере реализации подпрограммы 3 являются обеспечение соблюдения требований бюджетного законодательства органами местного самоуправления, распространение примеров лучшей муниципальной практики в сфере решения вопросов местного значения.
2. Цель, задачи и показатели достижения цели и решения задач подпрограммы 3
Целью подпрограммы 3 является создание условий для повышения качества управления муниципальными финансами.
Задачей подпрограммы 3 является содействие повышению качества управления муниципальными финансами.
Решение установленных задач будет оцениваться следующим перечнем показателей:
количество муниципальных районов, городских округов с высоким качеством управления муниципальными финансами;
доля муниципальных образований, утвердивших бюджеты на очередной финансовый год и плановый период;
количество муниципальных районов, городских округов Алтайского края, в которых дефицит бюджета, предельный объем муниципального долга, объем расходов на обслуживание муниципального долга превышают уровень, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации;
количество муниципальных районов, городских округов Алтайского края, получающих гранты в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;
количество муниципальных образований Алтайского края - победителей регионального этапа Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика".
3. Ожидаемые конечные результаты подпрограммы 3
Основными ожидаемыми конечными результатами реализации подпрограммы 3 будут являться:
рост количества муниципальных районов, городских округов с высоким качеством управления муниципальными финансами до 32;
рост доли муниципальных образований, утвердивших бюджеты на очередной финансовый год и плановый период в размере не менее 15 процентов;
отсутствие муниципальных районов, городских округов Алтайского края, в которых дефицит бюджета, предельный объем муниципального долга, объем расходов на обслуживание муниципального долга превышают уровень, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации;
предоставление 4 муниципальным образованиям Алтайского края грантов в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;
премирование не менее 3 муниципальных образований Алтайского края - победителей регионального этапа Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика".
Сведения о показателях подпрограммы 3 и их значениях приведены в таблице 1 государственной программы.
4. Сроки и этапы реализации подпрограммы 3
Подпрограмма 3 "Повышение качества управления муниципальными финансами" реализуется с 2020 по 2024 год.
III. Объем финансирования подпрограммы 3
Общий объем финансирования подпрограммы 3 за счет средств краевого бюджета составляет 100000 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 20000 тыс. рублей;
2021 год - 20000 тыс. рублей;
2022 год - 20000 тыс. рублей;
2023 год - 20000 тыс. рублей;
2024 год - 20000 тыс. рублей.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
IV. Методика оценки эффективности подпрограммы 3
При оценке эффективности подпрограммы 3 следует учитывать, что рост значений следующих показателей свидетельствует о положительной тенденции:
количество муниципальных районов, городских округов с высоким качеством управления муниципальными финансами;
доля муниципальных образований, утвердивших бюджеты на очередной финансовый год и плановый период;
количество муниципальных районов, городских округов Алтайского края, получающих гранты в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;
количество муниципальных образований Алтайского края - победителей регионального этапа Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика".
Снижение значений следующих показателей также свидетельствует о положительной тенденции:
количество муниципальных районов, городских округов Алтайского края, в которых дефицит бюджета, предельный объем муниципального долга, объем расходов на обслуживание муниципального долга превышают уровень, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации.
IV. Механизм реализации подпрограммы 3
Министерство финансов Алтайского края осуществляет текущее управление и мониторинг реализации подпрограммы 3:
организует реализацию подпрограммы 3, принимает решение о внесении изменений в подпрограмму 3 и несет ответственность за достижение ее показателей, а также конечных результатов ее реализации;
рекомендует участникам подпрограммы 3 осуществить разработку отдельных мероприятий и планов их реализации; готовит ежеквартальные и годовые отчеты.
Органы исполнительной власти Алтайского края:
осуществляют реализацию мероприятий подпрограммы 3 в рамках своей компетенции;
предоставляют Министерству финансов Алтайского края информацию, необходимую для проведения оценки эффективности подпрограммы 3 и подготовки ежеквартальных и годовых отчетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.