Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Новосибирской области
от 28 октября 2019 г. N 418-п
Порядок
формирования перечня налоговых расходов Новосибирской области и оценки налоговых расходов Новосибирской области
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет процедуры формирования перечня налоговых расходов Новосибирской области и оценки налоговых расходов Новосибирской области.
2. В целях настоящего Порядка применяются следующие понятия и термины:
налоговые расходы Новосибирской области - выпадающие доходы областного бюджета Новосибирской области (далее - областной бюджет), обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам (далее - льготы), предусмотренными в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ и (или) целями социально-экономической политики Новосибирской области, не относящимися к государственным программам;
перечень налоговых расходов Новосибирской области - документ, содержащий сведения о распределении налоговых расходов Новосибирской области в соответствии с целями государственных программ Новосибирской области, структурных элементов государственных программ Новосибирской области и (или) целями социально-экономической политики Новосибирской области, не относящимися к государственным программам Новосибирской области, а также о кураторах налоговых расходов, формируемый министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области (далее - МФ и НП НСО) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
куратор налогового расхода - областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области (иной государственный орган, организация), ответственный в соответствии с полномочиями, установленными нормативными правовыми актами Новосибирской области, за достижение соответствующих налоговому расходу Новосибирской области целей государственной программы Новосибирской области и (или) целей социально-экономической политики Новосибирской области, не относящихся к государственным программам Новосибирской области;
плательщики - плательщики налогов;
нормативные характеристики налоговых расходов Новосибирской области - сведения о положениях нормативных правовых актов Новосибирской области, которыми предусматриваются льготы, наименованиях налогов, по которым установлены льготы, категориях плательщиков, для которых предусмотрены льготы, а также иные характеристики по перечню согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
оценка налоговых расходов Новосибирской области - комплекс мероприятий по оценке объемов налоговых расходов Новосибирской области, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам, а также по оценке эффективности налоговых расходов Новосибирской области;
оценка объемов налоговых расходов Новосибирской области - определение объемов выпадающих доходов областного бюджета, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам;
оценка эффективности налоговых расходов Новосибирской области - комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот исходя из целевых характеристик налоговых расходов Новосибирской области;
структурный элемент государственной программы Новосибирской области - основное (общепрограммное) мероприятие государственной программы Новосибирской области;
социальные налоговые расходы Новосибирской области - целевая категория налоговых расходов Новосибирской области, обусловленных необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения;
стимулирующие налоговые расходы Новосибирской области - целевая категория налоговых расходов Новосибирской области, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов областного бюджета;
технические налоговые расходы Новосибирской области - целевая категория налоговых расходов Новосибирской области, предполагающих уменьшение расходов плательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет областного бюджета;
фискальные характеристики налоговых расходов Новосибирской области - сведения об объеме льгот, предоставленных плательщикам, о численности получателей льгот, об объеме налогов, задекларированных ими для уплаты в консолидированный бюджет Новосибирской области, а также иные характеристики, предусмотренные приложением N 2 к настоящему Порядку;
целевые характеристики налогового расхода Новосибирской области - сведения о целях предоставления, показателях (индикаторах) достижения целей предоставления льготы, а также иные характеристики, предусмотренные приложением N 2 к настоящему Порядку;
базовый год - год, предшествующий году начала получения плательщиком льготы, либо шестой год, предшествующий отчетному году, если льгота предоставляется плательщику более 6 лет;
программные налоговые расходы - налоговые расходы, соответствующие целям и задачам государственных программ Новосибирской области;
непрограммные налоговые расходы - налоговые расходы, не относящиеся к государственным программам Новосибирской области;
нераспределенные налоговые расходы - налоговые расходы, реализуемые в рамках нескольких государственных программ Новосибирской области.
3. В целях осуществления оценки налоговых расходов Новосибирской области МФ и НП НСО:
1) формирует перечень налоговых расходов Новосибирской области;
2) принимает нормативный правовой акт, предусматривающий:
а) типовую форму представления куратором налогового расхода результатов оценки эффективности налогового расхода Новосибирской области;
б) типовую форму сводного отчета о результатах оценки эффективности налоговых расходов Новосибирской области;
3) обобщает результаты оценки эффективности налоговых расходов Новосибирской области, проводимой кураторами налоговых расходов, выявляет неэффективные налоговые расходы Новосибирской области;
4) обеспечивает получение и свод информации от главных администраторов доходов областного бюджета о фискальных характеристиках налоговых расходов Новосибирской области, необходимой для проведения их оценки, доводит указанную информацию до кураторов налоговых расходов в соответствии со сроками, установленными в пункте 13 настоящего Порядка.
4. В целях оценки налоговых расходов Новосибирской области кураторы налоговых расходов:
1) представляют сведения для формирования перечня налоговых расходов Новосибирской области в части распределения налоговых расходов по государственным программам Новосибирской области, структурным элементам государственных программ Новосибирской области и (или) целям социально-экономической политики Новосибирской области, не относящимся к государственным программам Новосибирской области.
Отнесение налоговых расходов Новосибирской области к государственным программам Новосибирской области осуществляется исходя из целей государственных программ Новосибирской области, структурных элементов государственных программ Новосибирской области и (или) целей социально-экономической политики Новосибирской области, не относящихся к государственным программам.
В случае если налоговые расходы направлены на достижение целей и решение задач двух и более государственных программ, они относятся к нераспределенным налоговым расходам;
2) осуществляют оценку эффективности налоговых расходов Новосибирской области и направляют результаты такой оценки в МФ и НП НСО по типовой форме, утвержденной МФ и НП НСО.
II. Формирование перечня налоговых расходов Новосибирской области
5. Проект перечня налоговых расходов Новосибирской области на очередной финансовый год и плановый период (далее - проект перечня налоговых расходов) формируется МФ и НП НСО ежегодно до 25 марта по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Проект перечня налоговых расходов с заполненной информацией по графам 1-5 направляется МФ и НП НСО на согласование ответственным исполнителям государственных программ Новосибирской области, а также в заинтересованные областные исполнительные органы государственной власти (иные государственные органы, организации), которые предлагаются МФ и НП НСО к определению в качестве кураторов налоговых расходов (далее - предлагаемые кураторы налоговых расходов).
6. Ответственные исполнители государственных программ Новосибирской области, предлагаемые кураторы налоговых расходов в срок до 10 апреля рассматривают проект перечня налоговых расходов на предмет предлагаемого распределения налоговых расходов Новосибирской области, а также определяют распределение налоговых расходов Новосибирской области по государственным программам Новосибирской области, структурным элементам государственных программ Новосибирской области и (или) целям социально-экономической политики Новосибирской области, не относящимся к государственным программам Новосибирской области.
Ответственными исполнителями государственных программ Новосибирской области, предлагаемыми кураторами налоговых расходов заполняются графы 6-7 проекта перечня налоговых расходов. Данная информация направляется в МФ и НП НСО в течение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, совместно с замечаниями и предложениями по уточнению проекта перечня налоговых расходов, при их наличии. В случае если указанные замечания и предложения предполагают изменение предложенного МФ и НП НСО куратора налогового расхода, замечания и предложения подлежат согласованию с новым предлагаемым куратором налогового расхода и направлению в МФ и НП НСО в течение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
В случае если указанные замечания и предложения не направлены в МФ и НП НСО в течение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, проект перечня налоговых расходов считается согласованным в соответствующей части.
Согласование проекта перечня налоговых расходов в части позиций, изложенных идентично позициям перечня налоговых расходов Новосибирской области на текущий финансовый год и плановый период, не требуется, за исключением случаев внесения изменений в перечень государственных программ Новосибирской области, структурные элементы государственных программ Новосибирской области и (или) случаев изменения полномочий предлагаемых кураторов налогового расхода.
При наличии разногласий по проекту перечня налоговых расходов МФ и НП НСО обеспечивает проведение согласительных совещаний с соответствующими предлагаемыми кураторами налогового расхода до 20 апреля. Разногласия, не урегулированные по результатам согласительных совещаний, до 30 апреля рассматриваются первым заместителем Председателя Правительства Новосибирской области, курирующим деятельность заместителя Председателя Правительства Новосибирской области, в полномочия которого входит формирование решений в сфере финансов и налоговой политики.
7. Перечень налоговых расходов Новосибирской области утверждается нормативным правовым актом МФ и НП НСО и размещается на официальном сайте МФ и НП НСО в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения.
8. В случае внесения в текущем финансовом году изменений в перечень государственных программ Новосибирской области, структурные элементы государственных программ Новосибирской области и (или) изменения полномочий кураторов налоговых расходов, в связи с которыми возникает необходимость внесения изменений в перечень налоговых расходов Новосибирской области, кураторы налоговых расходов не позднее 10 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений направляют в МФ и НП НСО соответствующую информацию для уточнения МФ и НП НСО перечня налоговых расходов Новосибирской области.
9. Перечень налоговых расходов Новосибирской области с внесенными в него изменениями формируется до 1 октября текущего финансового года и подлежит уточнению в течение 3 месяцев после принятия закона об областном бюджете Новосибирской области на очередной финансовый год и плановый период.
Уточненный перечень налоговых расходов Новосибирской области размещается на официальном сайте МФ и НП НСО в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу закона об областном бюджете Новосибирской области на очередной финансовый год и плановый период.
III. Формирование информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов Новосибирской области.
Порядок оценки налоговых расходов Новосибирской области
10. В целях оценки налоговых расходов Новосибирской области главные администраторы доходов областного бюджета по запросу МФ и НП НСО представляют в МФ и НП НСО информацию о фискальных характеристиках налоговых расходов Новосибирской области за отчетный финансовый год, а также информацию о стимулирующих налоговых расходах Новосибирской области за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году.
11. Оценка эффективности налоговых расходов Новосибирской области осуществляется куратором налогового расхода в соответствии с методикой оценки эффективности налоговых расходов Новосибирской области.
12. Методики оценки эффективности налоговых расходов Новосибирской области разрабатываются и утверждаются правовыми актами кураторов налоговых расходов.
13. В целях проведения оценки эффективности налоговых расходов Новосибирской области МФ и НП НСО на основании информации главных администраторов доходов областного бюджета распределяет и ежегодно направляет кураторам налоговых расходов информацию, относящуюся к ведению куратора налогового расхода:
1) в срок до 10 апреля - сведения за год, предшествующий отчетному году, а также в случае необходимости уточненные данные за иные отчетные периоды, содержащие:
а) сведения о количестве плательщиков, воспользовавшихся льготами;
б) сведения о суммах выпадающих доходов консолидированного бюджета Новосибирской области по каждому налоговому расходу Новосибирской области;
в) информацию о базовом объеме налогов, задекларированном для уплаты в консолидированный бюджет Новосибирской области плательщиками налогов, имеющими право на налоговые льготы, освобождения и иные преференции, установленные нормативными правовыми актами Новосибирской области;
г) информацию об объеме налогов, задекларированном для уплаты в консолидированный бюджет Новосибирской области плательщиками налогов, имеющими право на налоговые льготы, освобождения и иные преференции, за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году;
2) в срок до 25 июля - сведения об объеме льгот за отчетный финансовый год, а также по стимулирующим налоговым расходам Новосибирской области сведения о налогах, задекларированных для уплаты плательщиками налогов, имеющими право на льготы, в отчетном году.
14. Оценка эффективности налоговых расходов Новосибирской области осуществляется кураторами соответствующих налоговых расходов и включает:
1) оценку целесообразности налоговых расходов Новосибирской области;
2) оценку результативности налоговых расходов Новосибирской области.
15. Критериями целесообразности налоговых расходов Новосибирской области являются:
1) соответствие налоговых расходов Новосибирской области целям государственных программ Новосибирской области, структурным элементам государственных программ Новосибирской области и (или) целям социально-экономической политики Новосибирской области, не относящимся к государственным программам Новосибирской области;
2) востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за пятилетний период.
При необходимости кураторами налоговых расходов могут быть установлены иные критерии целесообразности предоставления льгот для плательщиков.
16. В случае несоответствия налоговых расходов Новосибирской области хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, куратору налогового расхода Новосибирской области необходимо представить в МФ и НП НСО предложения о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков.
17. В качестве критерия результативности налогового расхода Новосибирской области определяется как минимум один показатель (индикатор) достижения целей государственной программы Новосибирской области и (или) целей социально-экономической политики Новосибирской области, не относящихся к государственным программам Новосибирской области, либо иной показатель (индикатор), на значение которого оказывают влияние налоговые расходы Новосибирской области.
Оценке подлежит вклад налоговых льгот (расходов), предусмотренных для плательщиков, в достижение планового значения показателя (индикатора) государственной программы Новосибирской области и (или) достижения целей социально-экономической политики Новосибирской области, не относящихся к государственным программам Новосибирской области, который рассчитывается как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот.
18. Оценка результативности налоговых расходов Новосибирской области включает оценку бюджетной эффективности налоговых расходов Новосибирской области.
19. В целях оценки бюджетной эффективности налоговых расходов Новосибирской области осуществляются сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Новосибирской области и (или) целей социально-экономической политики Новосибирской области, не относящихся к государственным программам Новосибирской области, а также оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Новосибирской области.
20. Сравнительный анализ включает сравнение объемов расходов областного бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения целей и (или) решения задач государственной программы Новосибирской области и (или) целей социально-экономической политики Новосибирской области, не относящихся к государственным программам Новосибирской области, и объемов предоставленных льгот (расчет прироста показателя (индикатора) государственной программы Новосибирской области и (или) достижения целей социально-экономической политики Новосибирской области, не относящихся к государственным программам Новосибирской области, на 1 рубль налоговых расходов Новосибирской области и на 1 рубль расходов областного бюджета для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов).
В качестве альтернативных механизмов достижения целей и (или) решения задач государственной программы Новосибирской области и (или) целей социально-экономической политики Новосибирской области, не относящихся к государственным программам Новосибирской области, могут учитываться в том числе:
субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет средств областного бюджета;
предоставление государственных гарантий Новосибирской области по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы;
совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы.
21. В целях оценки бюджетной эффективности стимулирующих налоговых расходов Новосибирской области, обусловленных льготами, по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций наряду со сравнительным анализом, указанным в пункте 20 настоящего Порядка, рассчитывается оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) указанных налоговых расходов в соответствии с пунктом 22 настоящего Порядка. Показатель совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) является одним из критериев для определения результативности налоговых расходов Новосибирской области.
Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Новосибирской области определяется отдельно по каждому налоговому расходу Новосибирской области. В случае если для отдельных категорий плательщиков, имеющих право на льготы, предоставлены льготы по нескольким видам налогов, оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов Новосибирской области определяется в целом по указанной категории плательщиков.
22. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Новосибирской области определяется за период с начала действия для плательщиков соответствующих льгот или за 5 отчетных лет, а в случае, если указанные льготы действуют более 6 лет, - на день проведения оценки эффективности налогового расхода Новосибирской области (E) по следующей формуле:
Е = , где:
i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5;
mi - количество плательщиков, воспользовавшихся льготой в i-м году;
j - порядковый номер плательщика, имеющий значение от 1 до m;
Nij - объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Новосибирской области j-м плательщиком в i-ом году.
При определении объема налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Новосибирской области плательщиками, учитываются начисления по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, налогам, подлежащим уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (за исключением системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), и земельному налогу.
В случае если на день проведения оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Новосибирской области для плательщиков, имеющих право на льготы, льготы действуют менее 6 лет, объемы налогов, подлежащих уплате в консолидированный бюджет Новосибирской области, оцениваются (прогнозируются) по данным кураторов налоговых расходов;
Boj - базовый объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Новосибирской области j-м плательщиком в базовом году;
gi - номинальный темп прироста налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в i-ом году по отношению к показателям базового года.
Номинальный темп прироста налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации определяется Министерством финансов Российской Федерации и доводится до субъектов Российской Федерации в срок, установленный пунктом 17 общих требований к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796.
МФ и НП НСО в течение 3 рабочих дней со дня получения от Министерства финансов Российской Федерации информации о значении показателя gi "Номинальный темп прироста доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в i-ом году по отношению к базовому году" доводит данное значение до кураторов налоговых расходов;
- расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований Новосибирской области, рассчитывается по формуле:
= , где:
- целевой уровень инфляции (4 процента);
- реальная процентная ставка, определяемая на уровне 2,5 процента;
- кредитная премия за риск, рассчитываемая для целей настоящего Порядка в зависимости от отношения государственного долга Новосибирской области по состоянию на 1 января текущего финансового года к доходам (без учета безвозмездных поступлений) за отчетный период.
Если указанное отношение составляет:
менее 50 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 1 проценту;
от 50 до 100 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 2 процентам;
более 100 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 3 процентам.
23. Базовый объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Новосибирской области j-м плательщиком в базовом году (), рассчитывается по формуле:
= , где:
- объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Новосибирской области j-м плательщиком в базовом году;
- объем льгот, предоставленных j-му плательщику в базовом году.
24. По итогам оценки эффективности налогового расхода Новосибирской области куратор налогового расхода формулирует выводы о достижении целевых характеристик налогового расхода Новосибирской области, вкладе налогового расхода Новосибирской области в достижение целей и (или) решение задач государственной программы Новосибирской области и (или) целей социально-экономической политики Новосибирской области, не относящихся к государственным программам Новосибирской области, а также о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для областного бюджета) альтернативных механизмов достижения целей и (или) решение задач государственной программы Новосибирской области и (или) целей социально-экономической политики Новосибирской области, не относящихся к государственным программам Новосибирской области.
Перечень показателей для проведения оценки налоговых расходов Новосибирской области, результаты оценки эффективности налоговых расходов Новосибирской области, рекомендации по результатам указанной оценки, включая рекомендации о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам льгот, направляются кураторами налоговых расходов в МФ и НП НСО ежегодно до 20 мая текущего года.
По итогам отчетного финансового года на основании информации, указанной в подпункте 2 пункта 13 настоящего Порядка, кураторы налоговых расходов уточняют информацию и направляют уточненную информацию согласно приложению N 2 к настоящему Порядку в МФ и НП НСО ежегодно в срок до 5 августа текущего года.
IV. Порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов Новосибирской области
25. МФ и НП НСО ежегодно до 1 июня формирует оценку налоговых расходов Новосибирской области на основе данных, представленных кураторами налоговых расходов, и направляет информацию в Министерство финансов Российской Федерации.
В срок до 20 августа МФ и НП НСО направляет уточненную информацию, сформированную на основе уточненных данных, представленных кураторами налоговых расходов, в Министерство финансов Российской Федерации.
26. По результатам оценки налоговых расходов Новосибирской области МФ и НП НСО выявляет неэффективные налоговые расходы Новосибирской области, при необходимости вносит предложения по изменению или отмене неэффективных налоговых расходов Новосибирской области, а также по изменению оснований, порядка и условий их предоставления.
27. Результаты оценки налоговых расходов Новосибирской области (с предложениями по неэффективным налоговым расходам Новосибирской области) направляются МФ и НП НСО ежегодно до 1 октября Губернатору Новосибирской области и в Законодательное Собрание Новосибирской области.
28. Результаты рассмотрения оценки налоговых расходов Новосибирской области учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на очередной финансовый год и плановый период, а также при проведении оценки эффективности реализации государственных программ Новосибирской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.