Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации города Омска
от 25 октября 2019 года N 727-п
Информация
о совершенствовании механизмов реализации схемы размещения нестационарных торговых объектов в городе Омске
Совершенствование механизмов реализации схемы размещения нестационарных торговых объектов в городе Омске является одним из приоритетных направлений деятельности Администрации города Омска.
Правовые основы организации и развития мелкорозничной нестационарной торговли были заложены еще в конце 2009 года статьей 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Именно в тот период была утверждена первая схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (постановление Администрации города Омска от 22 ноября 2011 года N 1556-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска"). Органом, уполномоченным на размещение нестационарных торговых объектов, являлся департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
Федеральным законом "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлена возможность размещения нестационарных торговых объектов без предоставления земельных участков.
В соответствии с Решением Омского городского Совета от 20 мая 2015 года N 342 "О внесении изменений в отдельные Решения Омского городского Совета" уполномоченными органами на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска являются администрации административных округов города Омска.
В этот период начался новый этап реформы мелкорозничной торговли, целью которого стало введение новых принципов размещения, функционирования и администрирования мелкорозничной торговли с одновременным решением самых острых и назревших вопросов, которые никак не решались в предыдущие годы, в первую очередь, освобождение городских магистралей от хаотически размещенных неформатных объектов в местах, наиболее неблагоприятных для развития города и комфорта людей.
В 2014 году был разработан целый ряд муниципальных нормативных правовых актов города Омска, направленных на решение задач упорядочения размещения нестационарных торговых объектов.
В первую очередь, Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденный постановлением Администрации города Омска от 23 декабря 2014 года N 1812-п (далее - Порядок).
Данным Порядком предусмотрены требования к разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, контроль за размещением и эксплуатацией нестационарных торговых объектов.
Порядком определены процедуры взаимодействия всех структурных подразделений Администрации города Омска при размещении нестационарных торговых объектов, а также рассмотрения обращений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов.
В этом же году впервые были утверждены требования к объемно-пространственным характеристикам киосков и павильонов.
Итогом проделанной работы является постановление Администрации города Омска от 4 августа 2014 года N 1041-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска", которым утверждена обновленная схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
В целях борьбы с таким негативным явлением, как размещение нестационарных торговых объектов без правовых оснований принято постановление Администрации города Омска от 30 января 2014 года N 95-п "Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске", которым регулируется процедура выявления самовольно размещенных нестационарных торговых объектов и порядок выноса самовольно размещенных нестационарных торговых объектов.
В 2018 году в целях совершенствования механизмов реализации схемы размещения нестационарных торговых объектов в городе Омске муниципальные нормативные правовые акты города Омска, регламентирующие размещение нестационарных торговых объектов, претерпели ряд значительных изменений.
Постановлением Администрации города Омска от 9 августа 2018 года N 812-п "Об утверждении требований к архитектурному облику нестационарных торговых объектов на территории города Омска" утверждены новые требования к архитектурному облику нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
Порядком предусмотрены новые типы торговых объектов - торговые галереи, торгово-остановочные комплексы.
Порядок выноса самовольно размещенных нестационарных торговых объектов дополнился процедурой демонтажа таких объектов во внесудебном порядке - это еще один существенный шаг в сторону упорядочения нестационарной торговли.
На первом этапе реализации поставленной задачи:
1) осуществлен переход на более прозрачный порядок заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов сроком на 5 лет, чего ранее не было;
2) предусмотрен порядок проведения аукционов на право размещения нестационарных торговых объектов с подачей предложений в закрытой и открытой форме;
3) мелкой рознице придан (в большинстве случаев) новый, цивилизованный, внешний облик путем внедрения типовых архитектурных решений и типовых требований;
4) введен принцип платности размещения нестационарных торговых объектов на новых условиях. Если к примеру в 2014 году плата в бюджет города Омска за размещение нестационарных торговых объектов составляла 108 млн. руб. в год, то в 2018 году эта сумма возросла до 275 млн. руб. (при приблизительно одинаковом количестве торговых объектов) за счет изменения порядка расчета платы за размещение нестационарного торгового объекта;
5) введен принцип специализации торговых объектов.
В целом, к концу первого этапа новые принципы удалось реализовать, однако движение вперед ставит новые проблемы и обозначает новые риски, которым необходимо адекватно противодействовать в ближайшее время путем внесения изменений в муниципальные нормативные правовые акты города Омска:
1) создать механизм системного и планомерного размещения нестационарных торговых объектов для восполнения дефицита торговых площадей, так как одна из функций нестационарной торговли - восполнение дефицита стационарных магазинов шаговой доступности.
При высоком фактическом уровне обеспеченности населения города Омска площадью торговых объектов в среднем по городу имеет место неравномерность размещения торговых объектов.
По территориям, на которых осуществляется территориальное общественное самоуправление, норматив обеспеченности торговыми площадями выполняется только на 31 такой территории из 76.
Кроме этого, в условиях отсутствия в отдельных микрорайонах стационарных розничных объектов недостаточно стабильно организована торговая деятельность в форматах нестационарной и выездной торговли;
2) проблема недостаточного правового регулирования отдельных сегментов мелкорозничной торговли, необходимых современному мегаполису и востребованных как гражданами, так и предпринимателями.
Мобильная торговля (торговля через специализированные автомагазины) - мелкорозничный формат, который наиболее подходит для условий мегаполиса с его дефицитом пространства, объективно меняющимися планами по развитию территорий.
В связи с тем, что осуществление мобильной торговли предполагает серьезные инвестиции хозяйствующего субъекта, то данный вид нестационарной торговли должен быть освобожден от излишнего администрирования.
Необходима разработка иных принципов юридического оформления права на размещение таких объектов, коренным образом отличающихся от общих принципов размещения нестационарных торговых объектов;
3) проблема сроков заключения договоров на размещение нестационарного торгового объекта как одна из основных проблем устойчивого и цивилизованного развития малого торгового бизнеса.
В действующих нормативных актах ни федерального, ни местного уровня не урегулирован вопрос о пролонгации договоров на размещение нестационарных торговых объектов по истечении срока действия договора для субъектов - участников аукционов.
Вместе с тем не имеется экономического или иного смысла в том, чтобы каждые пять лет производить перераспределение мест размещения нестационарных торговых объектов. Это приводит участников бизнес сообщества в нестабильные, временные условия, хотя и на более длительный срок, чем до 2015 года, но недостаточный в масштабах планирования и развития любого бизнеса.
Возможность продления договоров без проведения конкурентных процедур была рассмотрена Министерством промышленности и торговли Российской Федерации еще в 2014 году при утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года.
На сегодняшний день пролонгация договоров на размещение нестационарных торговых объектов успешно применяется в следующих городах: Санкт-Петербург, Ульяновск, Волгоград, Киров;
4) проблема отсутствия должного контроля за размещением нестационарных торговых объектов, расположенных в границах земельных участков, находящихся в собственности или во владении и пользовании граждан и юридических лиц.
Эта проблема в первую очередь касается размещения нестационарных торговых объектов на придомовых территориях.
В соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно пункту 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденного постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64, на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, павильоны, летние кафе.
Пунктом 74 постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" предусмотрено, что временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.
Кроме того, существует муниципальная практика установления запрета на размещение нестационарных торговых объектов на придомовой территории, закрепленная в следующих нормативных правовых актах муниципальных образований Российской Федерации:
- постановление Мэрии города Череповца от 9 июня 2011 года N 2469 "О размещении нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории города";
- постановление ЗАТО город Североморск от 9 апреля 2014 года N 300 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача подтверждений на право осуществления торговой деятельности в нестационарных торговых объектах";
- постановление Администрации города Нефтеюганска от 14 мая 2019 года N 88-нп "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Нефтеюганска";
- постановление администрации городского округа "Город Чита" от 17 мая 2012 года N 151 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов";
5) проблема визуализации схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В настоящее время в Администрации города Омска существует два программных продукта, позволяющих систематизировать, хранить, анализировать и графически визуализировать пространственные (географические) данные, связанные с размещением, в том числе нестационарных торговых объектов.
Одна из этих программ (Интерактивная карта мест размещения нестационарных объектов) активно используется в управлении делами Администрации города Омска для учета рекламных конструкций.
Введение визуализированной схемы размещения нестационарных торговых объектов позволит повысить уровень управления размещением нестационарных торговых объектов на территории города Омска, даст возможность более качественно вести учет заключаемых договоров и отслеживать незаконно размещенные нестационарные торговые объекты. Данная работа уже начата и к концу 2020 года будет закончена.
Таким образом, схема размещения нестационарных торговых объектов является развивающейся, преобразующейся вместе с потребностями города, его жителей и бизнеса, которая должна быть предсказуема для функционирования мелкой розницы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Омска от 25 октября 2019 г. N 727-п "О совершенствовании механизмов реализации схемы размещения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.