Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Жейновой С. И.,
при секретаре Ивановой Д. В.,
с участием прокурора Волковой М.Н.,
представителя административного истца Ларина П. А., представителя административного ответчика Кострицкого С. И., представителя заинтересованного лица Денисовой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N За - 366/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "УРАЛИНВЕСТКОМ" о признании нормативного правового акта недействующим в части,
установил:
30 ноября 2017 года Правительством Свердловской области в целях реализации статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) принято Постановление N 880-ПП, пунктом 1 которого определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень) (л.д. 52-53).
Первоначальный текст документа опубликован 30 ноября 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru (л.д. 60).
Пунктом 252 в названный перечень включено здание, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Маяковского, д. 25а, кадастровый номер 66:41:0702047:33 (л.д. 53).
Постановлениями Правительства Свердловской области от 20 сентября 2018 года N 616-ПП, от 24 января 2019 года N 25-ПП, от 16 июля 2019 года N 415-ПП в Перечень внесены изменения по иным объектам, пункт 252 Перечня действует в первоначальной редакции (л.д. 73-74).
Общество с ограниченной ответственностью "УРАЛИНВЕСТКОМ" (далее - ООО "УРАЛИНВЕСТКОМ", являющееся собственником помещения в вышеуказанном здании, обратилось в суд с административным иском о признании недействующим с 01 января 2018 года пункта 252 Перечня, ссылаясь на то, что включение объекта в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 НК РФ. Кроме того, указывает на наличие вступившего в законную силу решения Свердловского областного суда от 27 ноября 2018 года по делу N За-386/2018, вынесенного по иному налоговому периоду (2017 год) в отношении этого же объекта, в котором уже были оценены доказательства, которые послужили основанием для включения объекта в Перечень на 2018 год.
Представитель административного истца Ларин П. А. в судебном заседании доводы иска поддержал в полном объеме по предмету и основаниям.
Представитель административного ответчика Правительства Свердловской области Кострицкий С. И., представитель заинтересованного лица Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Денисова О.Н. возражали против удовлетворения административного иска, поддержав доводы письменных возражений на административный иск (л.д. 47-51, 121-127), указали, что оспариваемое постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормы не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца. Основанием для включения в Перечень принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества послужил пункт 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку объект недвижимости не менее 20% общей площади фактически используется для размещения офисов и соответствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы настоящего административного дела, а также материалы дела N За-386/2018, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса 1 административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Правительство Свердловской области, является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области; свои полномочия Правительство Свердловской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 9, 49, 52 Устава Свердловской области).
В соответствии с подпунктом 7-3 статьи 13 Областного закона от 04 ноября 1995 года N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" Правительство Свердловской области определяет перечень указанных в федеральном законе объектов недвижимого имущества, в отношении которых в соответствии с законом Свердловской области налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
В целях реализации приведенных полномочий постановлением Правительства Свердловской области от 10 декабря 2014 года N 1139-ПП исполнительным органом государственной власти Свердловской области, который осуществляет (помимо иных функций) также формирование перечня объектов указанного недвижимого имущества для его утверждения Правительством Свердловской области, было определено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 17 декабря 2014 года N 5237 создана комиссия по формированию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Комиссия); утверждены положение и состав Комиссии.
Задачей созданной Комиссии является формирование перечня объектов недвижимого имущества (пункт 3 Положения о комиссии); решения Комиссии оформляются протоколами заседаний Комиссии по форме согласно приложению к настоящему Положению (пункт 19 Положения о комиссии). Комиссия вправе принимать решения путем проведения заочного голосования (пункт 21 Положения о комиссии), Комиссией определены объекты, подлежащие включению в Перечень.
30 ноября 2017 года на заседании Правительства Свердловской области по результатам голосования было принято Постановление N 880-ПП, которым на 2018 год определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость (л.д. 54-57); принятое постановление опубликовано 30 ноября 2017 года на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru) N 15504 и 04 декабря 2017 года на "Официальном интернет-портале правовой информации" N 6600201712040009 (л.д. 60).
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости был включен в Перечень уполномоченным органом - Правительством Свердловской области с соблюдением установленного порядка в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган государственной власти Свердловской области вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.
Как установлено при рассмотрении дела, ООО "УРАЛИНВЕСТКОМ" с 04 августа 2011 года является собственником помещения с кадастровым номером 66:41:0702047:766 в здании, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Маяковского, д. 25а (л.д. 19-23).
В связи с включением вышеуказанного здания в Перечень у ООО "УРАЛИНВЕСТКОМ" возникла обязанность по уплате налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Законом Свердловской области от 27 ноября 2003 года N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" с 01 января 2015 года введен указанный налог, налоговая база по которому определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), общая площадь которых составляет свыше 5 000 кв. м., и помещения в них (статья 1-1).
Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Здание по адресу: г. Екатеринбург, ул. Маяковского, д. 25а, кадастровый номер 66:41:0702047:33 расположено на земельном участке с кадастровым номером 66:41:01100025:39, отнесенном к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - под здания и сооружения завода (л.д. 128-130).
Следовательно, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, которое не предполагает размещение на нем офисных зданий делового и коммерческого назначения, здание с кадастровым номером 66:41:0702047:33 не может быть признано определенным в целях применения пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, что не оспаривалось представителями административного ответчика и заинтересованного лица.
Согласно техническому паспорту вышеуказанное здание имеет назначение административное (конторское), использование: конторское, общественное питание (л.д. 80-97).
Как следует из возражений представителя Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области на административное исковое заявление, пояснений, данных в судебном заседании, при включении здания в Перечень уполномоченный орган исходил из содержания технического паспорта на объект недвижимого имущества и его фактического использования. В материалы дела представлен акт обследования фактического использования объекта недвижимости, составленный по состоянию на 28 августа 2015 года (л.д.75).
Вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 27 ноября 2018 года по административному делу N За-З 86/2018 признан недействующим Пункт 253 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2016 года N 927-ПП.
Как следует из содержания решения Свердловского областного суда от 27 ноября 2018 года, материалов административного дела N За-З86/2018, при включении здания с кадастровым номером 66:41:0702047:33 в Перечень на 2017 год, Министерство также исходило из содержания технического паспорта на объект недвижимого имущества и его фактического использования, подтвержденного этим же самым актом обследования фактического использования объекта недвижимости, составленным по состоянию на 28 августа 2015 года (т.1, л.д. 121-135 дела N За-З86/2018).
Оценивая в рамках рассмотрения дела N За-З 86/2018 документы, послужившие основанием для включения в Перечень на 2017 год (технический паспорт на здание и акт обследования фактического использования объекта недвижимости, составленный по состоянию на 28 августа 2015 года), суды пришли к выводу о том, что по данным технического паспорта на здание, его помещения не могут быть однозначно отнесены к "офисам", при этом общая площадь помещений, предусматривающих разрешение торговых объектов, составляет менее 20%. Относительно акта обследования фактического использования объекта недвижимости, составленного по состоянию на 28 августа 2015 года, судом первой и апелляционной инстанции сделан вывод о том, что данный документ достоверно не подтверждает фактическое использование более 20% площади здания в целях размещения офисов, поскольку действительное размещение поименованных на сайте юридических лиц и занимаемая ими площадь не устанавливались. Зафиксированные на фотографиях кафе-бар и столовая как предприятия общественного питания подлежат размещению в помещениях, которые согласно технического паспорта имеют производственное, техническое и складское назначение.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Обстоятельства, связанные с оценкой послуживших основанием для включения в Перечень на 2017 год и в последующем на 2018 год документов (технического паспорта на здание и акта обследования фактического использования объекта недвижимости, составленный по состоянию на 28 августа 2015 года) уже являлись предметом оценки суда по ранее рассмотренному административному делу N За-386/2018, поэтому, учитывая положения части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не подлежат оспариванию при рассмотрении судом настоящего административного дела.
Иная оценка представителями административного ответчика и заинтересованного лица приведенных выше доказательств, не является основанием для неприменения решения Свердловского областного суда от 27 ноября 2018 года (дело N За-386/2018), которое вступило в законную силу и имеет преюдициальное значение для разрешения настоящего спора.
В силу предписания части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Вместе с тем, бесспорных, отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств тому, что 20 и более процентов помещений от общей площади здания с кадастровым номером 66:41:0702047:33 предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, а также фактически используется в этих целях, административным ответчиком не представлено. Не отвечают требованиям относимости и допустимости и представленные в материалы дела протоколы общего собрания собственников помещений от 06 октября 2016 года N 2016-М/1 (л.д. 98) и от 16 октября 2012 года N 2012-М (л.д. 100).
Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ), суд приходит к выводу, что включение здания с кадастровым номером 66:41:0702047:33 в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 НК РФ и влечет нарушение прав административного истца как собственника помещений в данном здании, поэтому пункт 252 Перечня подлежит признанию недействующим.
С учетом положений пункта 2 статьи 375 НК РФ, пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пункт 252 Перечня подлежит признанию недействующим с момента вступления Постановления Правительства Свердловской области от 30 ноября 2017 года N 880-ПП в силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "УРАЛИНВЕСТКОМ" удовлетворить.
Пункт 252 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2017 года N 880-ПП, признать недействующим со дня вступления указанного Постановления в силу.
Настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области, а сообщение о его принятии - опубликованию в официальном печатном издании Правительства Свердловской области.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Свердловский областной суд.
Председательствующий |
Жейнова С. И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 20 сентября 2019 г. N 3а-366/2019 "По административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "УРАЛИНВЕСТКОМ" о признании нормативного правового акта недействующим в части"
Текст решения опубликован в "Областной газете" от 30 октября 2019 г. N 199 (8741), на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 30 октября 2019 г.