Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
Порядок
организации претензионно-исковой работы в администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" и муниципальных учреждениях, участия юристов администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" и муниципальных учреждений в судебных процессах
(утв. постановлением администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" от 28 декабря 2018 г. N 542-п)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан с учетом положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает порядок организации претензионно-исковой работы в администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" (далее - администрация) и муниципальных учреждениях, порядок организации работы по защите интересов администрации и муниципальных учреждений при рассмотрении дел, относящихся к подведомственности и подсудности соответствующих судов общей юрисдикции и арбитражных судов в Российской Федерации, определяет порядок участия юристов органа местного самоуправления и муниципальных учреждений в судебных процессах.
2. Судебная защита интересов администрации и муниципальных учреждений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Тыва, нормативными правовыми и иными актами органов местного самоуправления муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва"
3. Юрист администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" осуществляет координацию, методическое обеспечение и контроль за осуществлением муниципальными учреждениями защиты интересов указанных учреждений.
4. Юрист администрации ежемесячно направляет в Министерство юстиции Республики Тыва сведения о судебных разбирательствах, по которым в качестве ответчиков привлечены органы местного самоуправления муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" и муниципальные учреждения, по форме, утверждаемой Министерством.
II. Порядок рассмотрения материалов судебных дел, поступающих в администрацию муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва"
1. Материалы судебных дел, поступающие в администрацию муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" (извещения, заявления, жалобы, ходатайства, протоколы судебных заседаний и судебные акты, принятые судом по делу и иные документы), регистрируются в приемной администрации в день их поступления и направляются председателю администрации. Днем поступления материалов судебного дела в администрацию муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" считается день его регистрации в администрации.
2. Председатель администрации не позднее следующего рабочего дня направляет материалы юристу для организации представления интересов органа в суде.
Материалы судебных дел, требующие незамедлительного рассмотрения, регистрируются и передаются в день их поступления.
3. Юрист не позднее следующего рабочего дня представляет председателю администрации служебную записку с указанием следующих сведений:
- наименование суда, в производстве которого находится дело;
- дата судебного заседания;
- состав лиц, участвующих в деле, с указанием их процессуального статуса;
- предмет заявленных требований, сумма требований (если подлежит оценке);
- кандидатуры сотрудников юридической службы, предлагаемых для представления интересов администрации;
- предложения по перечню мер, которых необходимо принять для обеспечения надлежащей защиты интересов администрации;
- дополнительная информация по делу (при необходимости).
При необходимости информация, указанная в настоящем пункте, докладывается юристом незамедлительно.
4. Председатель администрации незамедлительно производит согласование кандидатур сотрудников, которые будут представлять по доверенности интересы администрации в суде, исходя из сложности дела, а также личных и деловых качеств представителей.
5. Представитель с согласия председателя администрации власти имеет право привлекать к осуществлению представления интересов администрации в суде иные структурные подразделения и их работников, к компетенции которых относятся правоотношения, являющиеся предметом судебного разбирательства, а также юристов муниципальных учреждений, в том числе запрашивать у них необходимую информацию.
Юрист муниципального учреждения, сотрудник структурного подразделения, к компетенции которого относятся правоотношения, являющиеся предметом судебного разбирательства, привлеченные представителем к участию в суде, несет дисциплинарную ответственность за отказ от участия в суде (при отсутствии обстоятельств, влекущих возникновение конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции") или уклонение от дачи необходимых пояснений, представления материалов.
6. Представитель несет персональную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей по представлению интересов администрации в суде. В случае ненадлежащего исполнения обязанностей, повлекшего возникновение бюджетных обязательств на основе судебного акта представитель несет регрессную ответственность, в соответствии с требованиями гражданского законодательства.
7. Юрист осуществляет контроль за ходом судебных разбирательств, по которым администрация привлечена к участию, и контроль за участием в судебных процессах подведомственных учреждений путем обобщения данных сведений не реже одного раза в месяц.
8. Участие в судах осуществляется на основании доверенности, выданной в установленном законом порядке.
Доверенность оформляется на бланке администрации, подписывается председателем администрации, скрепляется печатью администрации.
В доверенности, выданной на представление интересов органа в суде, не могут быть предусмотрены полномочия представителя на полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела, передачу полномочий другому лицу (передоверие), получение присужденного имущества или денежных средств.
9. При необходимости наделения представителя дополнительными полномочиями по конкретному делу, не предусмотренными в доверенности, юрист направляет председателю администрации служебную записку с указанием причин такой необходимости.
Указанное обращение предварительно согласовывается с заместителем председателя администрации, курирующим отрасль, являющуюся предметом судебного разбирательства.
10. При согласовании председателем администрации вопроса наделения представителя необходимыми полномочиями, юристом подготавливается проект соответствующей доверенности.
III. Порядок организации рассмотрения материалов судебных дел, поступающих в муниципальные учреждения
1. Материалы судебных дел, поступающие в муниципальные учреждения, регистрируются ответственным работником учреждения в день их поступления и направляются руководителю. Материалы, требующие незамедлительного рассмотрения, регистрируются и передаются в день их поступления.
Днем поступления материала судебного дела в муниципальное учреждение считается день его регистрации.
2. Не позднее дня, следующего за днем регистрации материалов судебных дел, руководитель муниципального учреждения обязан:
- определить представителя в суде (далее - представитель учреждения);
- уведомить о поступлении материалов судебного дела администрацию муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" .
3. Представитель муниципального учреждения не позднее трех рабочих дней со дня получения судебных материалов представляет руководителю учреждения докладную записку с указанием следующих сведений:
- наименование суда, в производстве которого находится дело;
- дата судебного заседания;
- состав лиц, участвующих в деле, с указанием их процессуального статуса;
- предмет заявленных требований, сумма требований (если подлежит оценке);
- предложения по перечню мер, которых необходимо принять для обеспечения надлежащей защиты интересов учреждения;
- дополнительная информация по делу (при необходимости).
При необходимости информация, указанная в настоящем пункте, докладывается представителем незамедлительно.
4. Представитель с согласия руководителя муниципального учреждения имеет право привлекать к осуществлению представления интересов в суде иные структурные подразделения и их работников, к компетенции которых относятся правоотношения, являющиеся предметом судебного разбирательства, в том числе, запрашивать у них необходимую информацию.
Сотрудник структурного подразделения, к компетенции которого относятся правоотношения, являющиеся предметом судебного разбирательства, привлеченный представителем к участию в суде, несет дисциплинарную ответственность за отказ от участия в суде (при отсутствии обстоятельств, влекущих возникновение конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции") или уклонение от дачи необходимых пояснений, материалов.
5. Представитель муниципального учреждения несет персональную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей по представлению интересов учреждения в суде. В случае ненадлежащего исполнения обязанностей, повлекшего возникновение бюджетных обязательств на основе судебного акта, представитель несет регрессную ответственность в соответствии с гражданским законодательством.
Руководитель учреждения несет персональную ответственность за ненадлежащую организацию обеспечения представительства в суде.
6. Руководитель муниципального учреждения осуществляет контроль за ходом судебных разбирательств, по которым учреждение привлечено к участию.
7. Участие в судах осуществляется на основании доверенности, выданной в установленном законом порядке.
Доверенность оформляется на бланке учреждения, подписывается руководителем, скрепляется печатью этой организации, чьи интересы представляются в суде.
8. В доверенности, выданной учреждением, не могут быть предусмотрены полномочия представителя муниципального учреждения на полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела, передачу полномочий другому лицу (передоверие), получение присужденного имущества или денежных средств.
9. При необходимости наделения представителя муниципального учреждения дополнительными полномочиями по конкретному делу, не предусмотренными в доверенности, руководитель муниципального учреждения направляет председателю администрации письменное обращение с указанием причин такой необходимости.
Администрация муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" рассматривает обращение не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления и сообщает муниципальному учреждению о целесообразности либо об отсутствии необходимости наделения представителя указанными в обращении полномочиями.
IV. Порядок организации претензионно-исковой работы в администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" (муниципальных учреждениях)
1. Претензионно-исковая работа в администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" и муниципальных учреждениях ведется на принципах оперативности, своевременного и полного предоставления достоверной информации.
2. Претензионно-исковая работа должна обеспечивать:
- защиту и восстановление имущественных и неимущественных прав и интересов администрации (муниципального учреждения);
- анализ причин, вызывающих неисполнение договорных обязательств администрацией (муниципального учреждения) и ее контрагентами.
3. Организацию и ведение претензионно-исковой работы осуществляет юрист администрации (муниципального учреждения). Юрист обязан направлять и координировать претензионно-исковую работу структурных подразделений администрации (муниципального учреждения).
4. Структурные подразделения администрации (муниципального учреждения), осуществляющие контроль за выполнением договорных обязательств, при установлении фактов их нарушения контрагентами обязаны не позднее трехдневного срока с момента установления факта нарушения уведомить юриста и оформить претензию в адрес контрагента. Проект претензии согласовывается с юристом.
5. В случае получения полного или частичного отказа в удовлетворении претензии или неполучении в срок ответа на претензию структурные подразделения должны не позднее трехдневного срока информировать об этом юриста в письменной форме и представить все необходимые документы для предъявления иска.
6. Юрист рассматривает документы, достоверно свидетельствующие о нарушениях и обоснованности предъявляемых претензий, переданные ей соответствующими структурными подразделениями, подготавливает проекты исковых заявлений и иных процессуальных документов.
7. Подготовленные юристом процессуальные документы согласовываются с руководителем администрации (муниципального учреждения) и предъявляются в суд с соблюдением правил подсудности.
8. Требования юриста о подготовке и передаче необходимой для ведения претензионно-исковой работы документации (копий или выписок из договоров, спецификаций, технических обоснований и пр.) являются обязательными для исполнения подразделениями, которым по характеру выполняемых ими производственно-хозяйственных и управленческих функций такие требования предъявляются.
9. Юрист администрации (муниципального учреждения) обязана обеспечивать:
- проведение ежемесячного мониторинга ситуации на предмет возникновения в ближайшей перспективе требований имущественного и неимущественного характера;
- принятие исчерпывающих мер для досудебного урегулирования спорных вопросов в целях сокращения количества обращений граждан и организаций в суды с исками и заявлениями к администрации (муниципальному учреждению);
- неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации при осуществлении предоставленных полномочий, договорных обязательств;
- исключение случаев неисполнения в установленные процессуальным законодательством сроки законных требований судей и вступивших в законную силу судебных актов, организацию и обеспечение контроля их исполнения.
V. Порядок подготовки к судебному разбирательству
1. При подготовке к судебному разбирательству представитель (представитель муниципального учреждения) не позднее пяти рабочих дней с момента поступления судебных материалов обеспечивает:
а) оперативное и своевременное получение необходимой информации, связанной с рассмотрением судебного дела (дата, время, фактическое принятие судом к производству заявлений (исков), апелляционных, кассационных и надзорных жалоб, заявлений о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и пр.);
б) формирование отдельного дела по судебному материалу;
в) внесение информации в электронную базу данных судебных;
г) подготовку и своевременное направление в суд (сторонам и иным лицам, участвующим в деле) исковых заявлений (заявлений), отзывов, возражений, ходатайств и иных процессуальных документов, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
д) принятие необходимых мер по привлечению иных лиц, чьи права и обязанности могут быть затронуты решением суда (судебным актом);
е) совершение иных необходимых действий, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.
2. Представителем в обязательном порядке составляется план участия в судебном рассмотрении дела, в котором указываются:
- наименование суда, в производстве которого находится дело;
- номер дела;
- состав лиц, участвующих в деле, с указанием их процессуального статуса;
- предмет заявленных требований (с необходимыми пояснениями), сумма требований (если подлежит оценке);
- нормативный материал и судебная практика (при наличии таковой) по соответствующей категории дел;
- правовые аргументы, на которых будет строиться правовая позиция органа (учреждения).
План участия в судебном рассмотрении дела согласовывается с руководителем администрации (муниципального учреждения).
VI. Участие в судебном разбирательстве
1. Представитель:
а) участвует в судебных разбирательствах на основании доверенности, оформленной согласно приложениям к настоящему Порядку;
б) в обязательном порядке представляет отзыв (возражение) на исковое заявление, административное исковое заявление;
в) в обязательном порядке представляет отзыв на возражения к исковому заявлению, административному исковому заявлению администрации (муниципального учреждения);
г) получает копии судебных актов (определения, решения, постановления) не позднее семи рабочих дней с момента изготовления судебного акта первой инстанции в окончательной форме, принимает меры к своевременному истребованию копий судебных актов вышестоящих судебных инстанций;
д) принимает все предусмотренные законом меры для защиты интересов администрации (муниципального учреждения) в суде.
2. При участии в судебном разбирательстве представитель обязан обеспечить надлежащее представление интересов администрации (муниципального учреждения), полноту и аргументированность направленных в суд документов; своевременно реагировать на незаконные и необоснованные судебные постановления.
3. Председатель администрации (руководитель муниципального учреждения) обязан инициировать применение в установленном порядке мер дисциплинарного и иного воздействия к специалистам администрации (муниципальных учреждений), уполномоченным представлять интересы органа в суде, не участвовавшим без уважительных причин в судебных заседаниях или не представляющим без уважительных причин в суд запрошенных судьями документов или иных материалов.
4. В случае временного отсутствия представителя председателем администрации (руководителем муниципального учреждения) исполнение его обязанностей по представлению интересов в суде поручается другому сотруднику.
5. По результатам каждого судебного заседания представитель подает председателю администрации (руководителю муниципального учреждения) служебную записку с информацией о результатах судебного заседания.
6. Руководитель муниципального учреждения информирует председателя администрации о вынесенном судебном акте в течение семи рабочих дней с момента его получения.
VII. Обжалование судебных актов
1. При наличии основания для обжалования судебного акта, в срок не позднее трех рабочих дней до окончания срока обжалования судебного акта, представитель администрации направляет в апелляционную, кассационную и надзорную инстанции соответствующую жалобу, согласованную с председателем администрации в соответствии с действующим процессуальным законодательством.
Жалоба, подаваемая от имени муниципального учреждения, должна быть согласована с председателем администрации.
2. В случае отсутствия оснований для обжалования представитель администрации готовит мотивированное заключение о нецелесообразности обжалования судебного акта, которое согласовывается с председателем администрации.
Заключение о нецелесообразности обжалования судебного акта, подготовленное муниципальным учреждением, согласовывается с председателем администрации.
Мотивированное заключение приобщается к материалам дела и должно содержать аргументированную позицию со ссылкой на нормативные правовые акты Российской Федерации и судебную практику с учетом всех обстоятельств, установленных судом при рассмотрении дела.
3. Во всех случаях обжалования судебных постановлений другими участниками судебного разбирательства (если их доводы противоречат позиции органа, учреждения) представитель (представитель муниципального учреждения) должен направлять в соответствующий судебный орган письменные возражения относительно поступившей жалобы.
4. Представителем (представителем муниципального учреждения) обеспечивается эффективность апелляционного, кассационного и надзорного обжалования судебных постановлений.
VIII. Организация рассмотрения частных определений (постановлений) судебных органов
1. Поступившие в администрацию муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" и муниципальные учреждения частные определения (постановления) суда и судебные запросы регистрируются в установленном порядке.
2. При поступлении частного определения (постановления) суда назначается разбирательство в целях проверки фактов и обстоятельств, отраженных в частном определении (постановлении) суда.
3. Если в ходе разбирательства установлены виновные должностные лица, чьи противоправные действия привели к нарушениям законности, они привлекаются к ответственности в установленном порядке.
4. При наличии оснований частное определение (постановление) суда подлежит обжалованию в порядке, установленном процессуальным законодательством.
5. О принятых по частному определению (постановлению) суда мерах юристом готовится проект ответа и представляется председателю администрации (руководителю муниципального учреждения).
IX. Порядок работы по исполнению судебных актов
1. Организация работы по исполнению вступивших в законную силу судебных актов возлагается на заместителей председателя администрации, руководителей структурных подразделений администрации, курирующих вопросы, являющиеся предметом судебного решения, и руководителей муниципальных учреждений.
2. При поступлении в администрацию муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" (муниципальное учреждение) материалов по исполнительному производству устанавливается:
- соответствие исполнительного документа требованиям, предъявляемым к нему законом;
- возможность предъявления исполнительного документа согласно срокам, установленным законодательством об исполнительном производстве, а также необходимость подачи заявления о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного документа;
- возможность добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в установленный срок;
- необходимость обжалования постановления о возбуждении исполнительного производства или постановления о возвращении исполнительного документа и иных действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;
- необходимость (целесообразность) совершения иных процессуальных действий, влияющих на сроки, порядок и способ исполнения судебных актов.
3. При отсутствии обстоятельств, препятствующих исполнению судебных актов, заместителями председателя администрации, руководителями структурных подразделений администрации, руководителями муниципальных учреждений должны быть приняты исчерпывающие меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, а также меры, исключающие возможность возложения на должника ответственности (штрафа, пени) за неисполнение судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.