Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Администрации города Обнинска
от 23 октября 2019 г. N 1920-п
Техническое задание
на выполнение работ по организации и обеспечению функционирования автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на автомобильном транспорте общего пользования на территории муниципального образования "Город Обнинск"
Перечень обозначений и сокращений настоящего технического задания
Сокращение |
Расшифровка |
Заказчик |
Администрация города Обнинска |
Оператор |
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие по результатам конкурса договор с заказчиком на выполнение работ по организации и обеспечению функционирования автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на автомобильном транспорте общего пользования на территории муниципального образования "Город Обнинск" |
Система (АСУОП) |
Автоматизированная система учета и безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на автомобильном транспорте общего пользования на территории муниципального образования "Город Обнинск" |
Расчетный центр |
Участник Системы, кредитная организация, действующая на основании лицензии Центрального Банка Российской Федерации, обеспечивающая осуществление расчетов между оператором, агентами и транспортными перевозчиками. Использует автоматизированную систему в части обмена данными в рамках Системы |
Процессинговый центр (ПЦ) |
Специализированный вычислительный центр, состоящий из программно-аппаратных средств, каналов связи, прикладного и системного программного обеспечения, необходимых для обеспечения в автоматическом режиме информационного взаимодействия между участниками системы по обслуживанию Транспортных карт, обработки транзакций, формируемых при функционировании Системы, формирования отчетов и уведомлений Участникам системы о взаиморасчетах |
CSV |
Comma Separated Values. текстовый формат, предназначенный для представления табличных данных |
NFC |
Near Field Communication, NFC ("коммуникация ближнего поля") - технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия |
Online-режим |
Устройство, находящееся в состоянии подключения к Internet, функционирующее только при подключении к Internet |
Offline-режим |
Устройство, не находящееся в данный момент в состоянии подключения к Internet, в противоположность Online-режиму |
SAM |
Secure Application Module - модуль приложений безопасности. Модуль, управляющий подсистемой безопасности в программном обеспечении терминальных устройств Системы. Используется для проверки подлинности данных, шифрования данных, хранимых в памяти терминальных устройств, шифрования данных, передаваемых между терминальными устройствами и Системой |
АРМ |
Автоматизированное рабочее место |
БД |
База данных |
Билет |
Проездной документ, подтверждающий право проезда пассажира в общественном транспорте |
Блок-лист |
Перечень утраченных (утерянных, украденных) Транспортных карт, заблокированных к обслуживанию в Системе |
Деблок-лист |
Перечень Транспортных карт, ранее заблокированных к обслуживанию в Системе, но теперь разрешенных для использования |
ИБП |
Источник бесперебойного питания |
Номинал (Транспортной карты) |
Значение счетчика карты, при достижении которого изменяется величина скидки на проезд. Изменение величины скидки производится при осуществлении операции пополнения Транспортной карты |
ОС |
Операционная система |
ПО |
Программное обеспечение |
Пункт пополнения |
Специализированный пункт агента, оборудованный терминалом пополнения |
СУБД |
Система управления базой данных |
Терминал пополнения |
Специализированное устройство, оборудованное считывателем Транспортных карт, предназначенное для совершения операций подключения, пополнения, активации и проверки остатка |
ТЗ |
Техническое задание |
Транзакция |
Информационный файл, формируемый при обмене данными между терминалом пополнения, транспортным терминалом, терминалом ревизора и программно-аппаратным комплексом Системы |
Транспортная карта (ТК) |
Пластиковая (картонная) карта, электронное средство платежа, предназначенное для осуществления пользователем в зависимости от используемого им вида Транспортной карты, операции подключения к Системе, пополнения, регистрации (оплаты) проезда, активации, проверки остатка предоплаты и включающее в себя в электронном виде часть или все обязательные реквизиты билета, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации |
Транспортное приложение |
Программное обеспечение, представленное в объективной форме, совокупность данных и команд, записываемая в область данных физического или эмулируемого чипа стандарта Mifare Classic/Mifare Plus/CIPURSE и предназначенная для осуществления пользователем, в зависимости от используемого им вида транспортного приложения, операции подключения к Системе, пополнения, активации, проверки остатка предоплаты, регистрации (оплаты) проезда в транспортных средствах перевозчиков, включающее в себя в электронном виде часть или все обязательные реквизиты билета, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации |
Транспортный терминал |
Специализированное устройство, переносное или стационарно установленное (оборудованный терминал для прохода пассажиров) в транспортном средстве транспортного перевозчика, предназначенное для считывания информации, хранящейся в памяти Транспортной карты, операции регистрации проезда в данном транспортном средстве по установленному тарифу |
ТС |
Транспортное средство |
Управляющая информация (терминалов) |
Специализированный набор данных терминальных устройств, предназначенный для штатного функционирования и управления устройствами в рамках Системы |
Эмитент |
Организация, осуществляющая эмиссию (выпуск) Транспортных карт |
1. Цель внедрения Системы
Целью внедрения Системы является повышение качества транспортного обслуживания населения на автомобильном транспорте общего пользования, в том числе имеющих право на меры социальной поддержки, путем внедрения (введения) современных способов безналичной оплаты проезда, получение достоверных данных о количестве выполняемой работы (количество перевезенных пассажиров) организациями и/или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и багажа на территории муниципального образования "Город Обнинск".
Внедрение АСУОП позволит решить следующие задачи:
- введение современных способов безналичной оплаты проезда;
- автоматизация сбора выручки;
- стимулирование населения к переходу на более удобные и эффективные способы оплаты проезда.
- возможность соблюдения транспортными перевозчиками Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации";
2. Описание услуг
Реализация мероприятий в виде фиксации поездок и подсчета количества перевезенных пассажиров, совершаемых за наличный расчет, с использованием электронных транспортных карт, бесконтактных банковских карт (VISA, MasterCard, МИР), а также с помощью NFC - устройств, по маршрутам общего пользования, посредством применения специальных технических средств (транспортных терминалов), обработки полученной информации. При этом обработка информации включает информационный обмен между участниками Системы.
3. Ожидаемые результаты оказания услуг
3.1. Формирование учета пассажиропотока в режиме реального времени.
3.2. Своевременное обеспечение Организатора конкурса достоверной информацией о количестве перевезенных пассажиров.
3.3. Автоматизация процессов оплаты проезда на общественном транспорте.
3.4. Повышение защищенности проездных документов от незаконного использования и воспроизведения.
3.5. Использование информационно-коммуникационных технологий для социально-экономического развития города Обнинска в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N 2769-р "Об утверждении Концепции региональной информатизации".
3.6. Повышение эффективности использования бюджетных средств.
4. Требования к Системе
4.1. Общие требования к Системе.
ПО АСУОП и иное прикладное и специальное ПО должны размещаться на собственной или арендованной технологической площадке и вычислительных мощностях Исполнителя (далее - ЦОД) на территории Калужской области.
Программный комплекс АСУОП должен обеспечивать стабильное функционирование в режиме на вычислительных мощностях и общесистемном ПО (включая операционные системы и системы управления базами данных).
Должно обеспечиваться соответствие ключевых инженерных систем серверов - система электроснабжения, система бесперебойного электропитания, система климат-контроля - критерию избыточности .
Помещение ЦОД должно быть изолировано от других помещений стенами, оборудовано системой контроля доступа, обеспечивающей многоуровневый контроль доступа как на уровне периметров, так и внутри периметров.
Должно быть обеспечено наличие каналообразующего сетевого оборудования не менее чем двух независимых операторов связи, функционирующего и подключенного к сетям связи.
Система контроля климата должна быть выполнена с использованием промышленных кондиционеров и обеспечивать поддержание температуры и влажности воздуха в серверном помещении в соответствии с международными стандартами.
Бесперебойное электроснабжение в момент переключения между вводами должно быть обеспечено источником бесперебойного питания (ИБП) двойного преобразования с избыточностью . Электропитание серверов должно гарантировать отсутствие вынужденных простоев на уровне 99,995%.
Серверное оборудование должно иметь отказоустойчивые двойные блоки питания с возможностью включения в независимые лучи питания и обеспечивать хранение резервной копии данных АСУОП.
4.2. Ключевые показатели Системы.
На момент ввода Системы в эксплуатацию должно быть обеспечено соответствие следующим параметрам:
- оборудование для основной и резервной базы данных Системы способно предоставлять все основные функции и поддерживать работоспособность Системы в соответствии с требованиями эксплуатации при средней нагрузке не менее 1000000 (один миллион) транзакций в день;
- число действующих в Системе Транспортных карт - до 600000 (шестьсот тысяч) карт;
- число пунктов пополнения - не менее 100;
- возможность обслуживания в Системе не менее двадцати Транспортных перевозчиков;
- количество транспортных средств Транспортных перевозчиков - не менее 600 ед.;
- возможность приема и обслуживания в Системе транспортных карт для льготного проезда граждан в соответствии с принятым нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Под льготным проездом подразумевается проезд с предоставлением скидки на оплату за проезд или без оплаты (безлимитный проездной билет).
4.3. Требования к режимам функционирования Системы.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к режимам функционирования городского и пригородного пассажирского транспорта в целом, Система должна функционировать круглогодично в автоматическом режиме, обеспечивая непрерывный круглосуточный режим работы, за исключением регламентных остановок для проведения технических и профилактических работ.
В целях недопущения блокирования функций по обслуживанию граждан на транспорте с использованием Транспортных карт, в силу возможного наличия перебоев в работе каналов связи должна быть обеспечена возможность функционирования терминального оборудования транспортных перевозчиков Системы в режиме Offline в течение установленного настройками Системы периода времени.
4.4. Требования к функционалу Системы.
Функционал системы должен обеспечивать:
- функционирование в автоматическом режиме, обработку транзакций, формируемых при функционировании, формирование отчетов, обеспечение информационной безопасности, резервного копирования данных Системы в режиме реального времени;
- изменения параметров и настроек Системы, регистрации и изменения данных, содержащихся в справочниках Системы;
- реализацию учета оплаты (регистрации) проезда пользователями Транспортных карт;
- предоставление в пользование Транспортных карт гражданам, учет приема денежных средств в счет предоплаты за услуги пассажирской перевозки, сбор информации о предоставленных в пользование Транспортных картах и передачи ее в ПЦ;
- формирование отчетных форм в интерактивном режиме, сохранение и импортирование сформированных отчетных форм Системы.
Основные требования, предъявляемые к совместимости обмена данными между подсистемами Системы и внешними системами:
- согласованные форматы импорта/экспорта данных;
- использование стандартизованных промышленных протоколов и интерфейсов обмена данными;
- разработка и утверждение совместных регламентов по взаимодействию информационных систем.
4.5. Требования к функционалу администрирования Системы.
4.5.1. Инструменты администрирования Системы должны обладать следующими обязательными функциями:
- управление пользователями и их ролями;
- регистрация пользователей в Системе;
- управление правами пользователей, назначение роли пользователю;
- создание новых ролей в Системе.
4.5.2. Инструменты управления справочником видов Транспортной карты должны обладать следующими обязательными функциями:
- просмотр справочника видов Транспортной карты;
- добавление вида Транспортной карты;
- редактирование вида Транспортной карты;
- редактирование номиналов вида Транспортной карты;
- редактирование ограничений по времени использования вида Транспортной карты;
- редактирование видов транспорта, в которых обслуживается вид Транспортной карты.
4.5.3. Инструменты управления справочником агентов должны обладать следующими обязательными функциями:
- просмотр списка агентов;
- изменение данных об агентах;
- управление терминалами пополнения агентов:
- просмотр списка терминалов, имеющихся у конкретного агента.
4.5.4. Инструменты редактирования свойств терминала пополнения должны вносить изменения в следующих обязательных разделах:
- поле описания терминала;
- типы тарифов, разрешенных к работе на терминале;
- значение максимальной суммы по платежам, принятым терминалом в счет пополнения Транспортных карт на время автономной работы терминала;
статус терминала (активен, заблокирован);
- настройка и редактирование списка видов Транспортной карты, обслуживаемых конкретным терминалом пополнения.
4.5.5. Инструменты получения информации о карте должны позволять построение запросов в следующих разрезах:
- поиск карты по ее номеру;
- добавление карты в блок-лист (с указанием причины);
- удаление карты из блок-листа (с указанием причины);
- добавление карты в деблок-лист (с указанием причины);
- удаление карты из деблок-листа (с указанием причины);
- изменение статуса карты (карта изъята из обращения, в работе и т.д.);
- просмотр истории пополнений карты за период;
- просмотр истории поездок по карте за период;
- просмотр истории изменения статусов карты за период;
- просмотр действующих в Системе видов Транспортной карты;
- управление справочником видов Транспортной карты;
- отображение списка видов Транспортной карты.
4.5.6. Инструменты редактирования вида Транспортной карты должны обеспечивать изменение следующих параметров:
- название вида Транспортной карты;
- алгоритм обработки вида Транспортной карты;
- стоимость подключения вида Транспортной карты к Системе.
4.5.7. Инструменты редактирования правил пополнения вида Транспортной карты должны обеспечивать возможность изменения следующих параметров:
- срока действия вида Транспортной карты после проведения пользователем операции последнего пополнения (в днях или месяцах);
- разрешения пополнения вида Транспортной карты в пунктах пополнения (разрешено/запрещено);
- правил пополнения;
- состояния вида Транспортной карты (активен, не активен);
- номинала вида Транспортной карты;
- ограничения по времени использования вида Транспортной карты;
- ограничения по виду транспорта, на котором может обслуживаться вид Транспортной карты.
4.5.8. Функции по управлению справочником транспортных перевозчиков должны обеспечивать возможность:
- создания справочника транспортных предприятий - транспортных перевозчиков;
- создания подразделений для транспортных перевозчиков;
- редактирования транспортных предприятий - транспортных перевозчиков и их подразделений;
- удаления транспортных предприятий - транспортных перевозчиков и их подразделений.
4.5.9. Функции по работе со справочником маршрутов должны обеспечивать возможность:
- добавления маршрутов;
- изменения описания маршрутов;
- изменения статуса маршрутов (статусы - активен, заблокирован);
- поиска маршрутов;
- настройки зональных маршрутов;
- добавления зонального маршрута;
- редактирования остановок зонального маршрута;
- редактирования тарифов зонального маршрута;
- ведения информации о видах Транспортной карты, обслуживаемых на маршруте;
- хранения и просмотра истории с датами исправлений по всем изменениям в каждом маршруте.
4.5.10. Функции просмотра, добавления тарифов на проезд на маршрутах транспортных перевозчиков должны обеспечивать возможность:
- установки и настройки значений скидок на проезд для Транспортных карт;
- установки видов Транспортной карты, принимаемых к обслуживанию транспортным перевозчиком.
4.5.11. Функции по распределению транспортных терминалов между транспортными перевозчиками должны обеспечивать возможность:
- закрепления терминалов за транспортными перевозчиками/подразделениями;
- перераспределения терминалов между транспортными перевозчиками/подразделениями;
- отслеживания истории принадлежности терминалов транспортными перевозчиками/подразделениям.
4.6. Требования к протоколированию событий.
Все события, возникающие при передаче данных участниками системы, должны быть зарегистрированы. Передаваемые данные должны быть сохранены в архиве в неизменном виде. Период хранения информации в архиве должен определяться административными регламентами Системы.
Регистрация возникающих событий с указанием даты и времени события должна осуществляться в системном журнале. Должны быть зарегистрированы следующие события:
- старт и остановка Системы;
- запросы участников к ПЦ;
- возникновение ошибок в прикладной части Системы;
- установление защищенных сеансов связи и их прекращение;
- изменение настроек Системы.
4.7. Требования к сохранности информации при авариях.
4.7.1. Перечень событий, при которых должна обеспечиваться сохранность информации в Системе:
- выключение электропитания в сетях общего пользования. Стабильность питания должна быть обеспечена устройствами резервного питания, обеспечивающими требуемые показатели по уровню, качеству, бесперебойности электропитания, в соответствии с регламентами обеспечения бесперебойной работы Системы. Регламенты обеспечения бесперебойной работы должны быть разработаны при внедрении Системы;
- выход из строя серверного оборудования в результате механического повреждения его компонентов. Сохранность данных должна быть обеспечена в результате проведения резервного копирования данных, хранящихся в Системы.
4.7.2. Требования к системе резервирования.
Для обеспечения непрерывного и надежного функционирования АСУОП должна быть разработана и реализована система резервирования для следующих компонентов:
- серверное оборудование (должно быть реализовано "горячее" резервирование серверов);
- коммуникационное оборудование (должны быть обеспечены каналы связи нескольких провайдеров и резервирование схем коммуникаций);
- каналы связи (должны быть в наличии проложенные запасные кабели, линии связи).
Должны быть предусмотрены дисковые накопители и схемы резервного копирования данных и сформированы оборотные фонды оборудования.
При наступлении событий, связанных с физическим уничтожением серверного оборудования Системы в целом либо отдельных его частей, восстановление Системы должно осуществляться в сроки и в порядке, определяемом соответствующими регламентами. В качестве источников информации для восстановления данных должны использоваться резервные копии данных, дистрибутивы Системы, операционной системы, СУБД и прочего ПО, задействованного при создании Системы.
4.8. Требования к функции резервного копирования данных.
Выполнение резервного копирования данных ПЦ согласно разработанным и утвержденным регламентам. Резервирование основной БД Системы должно осуществляться в режиме реального времени.
4.9. Обеспечение информационной безопасности.
Контроль доступа к данным Системы осуществляется путем предоставления доступа только авторизованным участникам системы. Доступ к данным Системы предоставляется Оператором только после регистрации участников в Системе уполномоченным лицом Оператора согласно требуемым правам и привилегиям.
Предоставление доступа к данным Системы производится с использованием уникального имени пользователя и пароля либо с использованием цифровых сертификатов.
4.10. Требования к защите информации от несанкционированного доступа.
Несанкционированный доступ к данным Системы должен быть ограничен следующими средствами:
- административными и организационными средствами - размещение серверного и коммуникационного оборудования ПЦ Системы и средств обеспечения ее бесперебойной работы должно осуществляться исполнителем в физически защищенных помещениях. Доступ в указанные помещения должен быть строго ограничен с помощью соответствующих технических средств контроля. Должны быть разработаны специальные административные регламенты, контролирующие порядок доступа в указанные помещения, а также регулирующие доступ к данным Системы;
- административными программными средствами операционной системы к отдельным ее компонентам и приложениям;
- ограничение доступа к данным Системы административными программными средствами СУБД в соответствии с ролями пользователей;
- осуществлением передачи информации по каналам связи и хранением резервных копий данных Системы с применением средств криптографической защиты;
- межсетевыми экранами для отделения сетей общего пользования от создаваемых в рамках Системы ведомственных сетей с особыми требованиями к безопасности, которые должны быть определены соответствующими регламентами, обеспечивающими сетевую безопасность;
- записываемая на Транспортную карту информация, помимо встроенных средств криптозащиты микропроцессора, должна быть защищена от несанкционированной модификации с помощью специализированных криптографических алгоритмов;
- способы управления ключами доступа MIFARE должны обеспечивать возможность применения схемы диверсификации ключей доступа для каждого сектора бесконтактного чипа MIFARE Транспортной карты, должны использоваться уникальные ключи доступа для каждой карты, каждого сектора каждой карты, рассчитанные по криптографическому алгоритму на основании уникальных параметров карты и транспортного приложения;
- должен обеспечиваться контроль корректности и целостности данных, служащих основанием взаиморасчетов в Системе.
4.11. Требования по патентной чистоте.
Используемое в Системе программное обеспечение должно иметь законное происхождение и не нарушать авторские права третьих лиц.
4.12. Требования по стандартизации и унификации.
Система должна использовать стандартные решения, базирующиеся на применении типовых протоколов и интерфейсов взаимодействия, предусматривающих возможность сопряжения и совместной работы оборудования и программного обеспечения разных производителей, а также для сопряжения с внешними информационными системами.
В качестве базового стандарта взаимодействия устройств регистрации проезда (транспортных терминалов), терминалов пополнения и Транспортных карт, входящих в состав Системы, принимаются спецификации Mifare Classic 1k, Mifare Plus, Mifare Ultralight, CIPURSE.
Все технические решения, принятые в Системе, должны соответствовать требованиям национальных стандартов Российской Федерации или (при отсутствии) международных стандартов. Технические средства, применяемые в составе Системы, должны иметь сертификаты или другие документы предприятия-поставщика, подтверждающие их соответствие техническим условиям.
4.13. Требования к процессинговому центру.
Процессинговый центр должен представлять собой единый программно-аппаратный комплекс, развернутый в ЦОД.
4.13.1. Информационные функции:
- обеспечение штатного функционирования Системы, отвечающей требованиям настоящего ТЗ;
- хранение системных справочников Системы, содержащих данные по всем обслуживаемым/заблокированным в Системе Транспортным картам, видам Транспортных карт, участникам системы и т.д.;
- получение, проверка целостности и аутентичности данных, поступающих от участников Системы;
- формирование электронных документов для взаиморасчетов в Системе;
- контроль обращения Транспортных карт в Системе, поддержка актуальности данных по картам, рассылка данных по заблокированным картам Участникам системы в рамках функционирования Системы.
4.14. Требования к транспортным картам.
Типы используемых в Системе бесконтактных микропроцессоров (карт):
Mifare Classic 1K, Mifare Plus, Mifare Ultralight, Java-кары с поддержкой эмуляции карты стандарта Mifare Classic 1k, CIPURSE.
Система должна поддерживать возможность использования в качестве Транспортной карты NFC SIM-карты и сотовые телефоны с поддержкой технологии NFC с эмуляцией на микропроцессоре карты стандарта Mifare Classic 1K.
Система должна поддерживать возможность использования бесконтактных банковских карт платежных систем, используемых на территории Российской Федерации, в качестве средств оплаты на транспортных терминалах.
4.14.1. Функции сервиса удаленного обслуживания транспортных карт.
Сервис удаленного обслуживания транспортных карт Системы должен обеспечивать возможность приема платежей в счет обслуживания Транспортных карт (приобретения, пополнения, продления срока действия проездных размещаемых на транспортной карте) в on-line режиме для агентов, использующих данный сервис. Производительность сервиса удаленного обслуживания транспортных карт Системы должна быть не менее 10 запросов от агентов в секунду.
Сервис удаленного обслуживания транспортных карт Системы должен иметь следующий основной функционал:
1. Предоставлять унифицированный SOAP протокол взаимодействия с сервисом удаленного обслуживания транспортных карт автоматизированной системой учета оплаты проезда. Взаимодействие с сервисом удаленного обслуживания всех видов транспортных карт осуществляется с целью обеспечения для агентов возможности приема платежей в счет обслуживания транспортных карт (приобретения, пополнения, продления срока действия проездных, размещаемых на транспортной карте, изменение вида обслуживаемых карт).
2. Обеспечивать шифрование/дешифрование данных, передаваемых между сервисом удаленного обслуживания транспортных карт и информационными системами агентов, используя аппаратные модули безопасности (АМБ).
3. Обрабатывать полученные данные о текущем состоянии транспортного приложения и передавать информационным системам агентов варианты пополнения/продления по каждому конкретному билету.
4. По команде информационной системой агента формировать данные о новом состоянии транспортного приложения.
5. Сервис удаленного обслуживания транспортных карт Системы должен работать в режиме 24/7, за исключением регламентных остановок для проведения технических и профилактических работ, и обеспечивать возможность обработки не менее 50 одновременных обращений от информационных систем агентов.
4.15. Требования к терминальному оборудованию оплаты (регистрации) проезда.
Транспортный терминал должен оборудоваться устройством для чтения/записи карт с бесконтактным микропроцессором стандарта MIFARE 1K.
Транспортный терминал и Транспортные карты должны взаимодействовать согласно стандарту ISO/IEC 14443.
Транспортный терминал должен иметь не менее двух разъемов для подключения SAM-модулей по интерфейсу ISO7816.
Информация по осуществлению оплаты/регистрации проезда должна накапливаться в транспортном терминале и передаваться в Систему посредством процедуры инкассации терминала удаленно через GPRS-модем или при помощи персонального или мобильного компьютера с использованием порта RS232/USB.
Объем памяти транспортного терминала должен удовлетворять потребностям Системы по работе с транзакциями, стоп-листом и другой управляющей информацией (не менее 8МВ). Транспортный терминал должен обеспечивать надежное (не извлекаемое сторонним воздействием) хранение ключей безопасности. Внутренняя энергонезависимая память должна обеспечивать сохранность ключей при выключении внешнего питания.
Транспортный терминал не должен включать в конструктивный состав электронную контрольную ленту защищенную (ЭКЗЛ).
В цикле обслуживания карты должны быть выполнены следующие действия:
- проверка Транспортной карты на наличие в блок-листе карт;
- проверка бесконтактной банковской карты в блок-листе банковских карт;
- проверка Транспортной карты на наличие в деблок-листе карт;
- проверка Транспортной карты на наличие в блок-листе терминалов;
- проверка бесконтактной банковской карты на возможность приема оплаты;
- проверка срока действия Транспортной карты;
- проверка ТК на наличие отложенное онлайн-пополнение;
- проверка ограничений на тип транспорта и ограничения по времени;
- нахождение действующего тарифа для обслуживания транспортного приложения Транспортной карты или банковской карты;
- проверка наличия необходимой суммы (лимита) на Счетчике карты;
- уменьшение Счетчика карты на значение стоимости тарифа за проезд (в рублях или поездках в зависимости от вида используемой схемы);
- проверка срока действия транспортного приложения Транспортной карты;
- регистрация факта поездки с перезаписью данных транспортного приложения Транспортной карты.
Транспортный терминал должен обеспечивать визуальное отображение информации об оплате/регистрации проезда.
Транспортный терминал должен обеспечивать формирование транспортных транзакций по итогу обслуживания карт.
Транспортный терминал должен обеспечивать печать билета в соответствии с требованиями приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", а также иметь программную возможность выдачи билета в рамках исполнения Федерального закона от 02.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 54-ФЗ следует читать как "от 22.05.2003"
Транспортный терминал должен обеспечивать печать итоговых отчетов о работе кондуктора/водителя:
- детализацию по каждой категории пассажиров;
- данные по оплате наличными;
- итоговый результат.
Транспортный терминал должен обеспечивать обмен данными с АРМ подсистемы транспортного предприятия посредством выгрузки данных терминала удаленно через GPRS-модем или при помощи персонального или мобильного компьютера с использованием порта RS232/USB.
Транспортный терминал должен иметь возможность загрузки следующей исходной информации при выдаче на маршрут:
- номера маршрутов и идентификационные данные водителя-кондуктора (терминал должен позволять загружать данные до 1000 водителей-кондукторов и до 300 маршрутов для одного перевозчика) с возможностью изменения маршрута на рейсе);
- действующие тарифы для различных видов транспортной карты (необходимое количество тарифов для каждого маршрута, как для городских, так и для зональных);
- блок-лист карт;
- деблок-лист карт;
- блок-лист терминалов.
Транспортный терминал по истечении настраиваемого периода бездействия должен анализировать необходимость осуществления сеанса связи для передачи транзакций и приема текущих блок/деблок-листов.
При смене рейса транспортный терминал должен в автоматическом режиме иметь возможность проводить сеанс связи с ПЦ Системы для передачи транзакций, приема текущих блок/деблок-листов.
По окончании смены транспортный терминал должен обеспечивать выгрузку из памяти в зашифрованном виде в ПЦ Системы информации об оплатах/регистрациях по картам (транзакций). В момент передачи данных терминал в автоматическом режиме должен запросить и принять:
- новое программное обеспечение, если это было определено для данного терминала;
- изменения конфигурационных параметров и тарифных настроек, если они произошли с момента последнего сеанса связи, при этом должна быть возможность определить дату применения параметров и настроек, отличную от текущей;
- блок-лист карт;
- деблок-лист карт;
- блок-лист терминалов.
Транспортный терминал должен обладать собственной операционной и файловой системой.
Транзакции терминала должны быть защищены от изменения.
4.15.1. Требования по конструкции.
Транспортный терминал должен иметь LCD дисплей с разрешением не менее точек.
Масса транспортного терминала не должна превышать 570 гр.
Транспортный терминал должен быть оборудован скоростным принтером (до 28 строки/сек.) с детектором окончания бумаги.
Внешний считыватель бесконтактных смарт-карт должен иметь длину кабеля не менее 4 метров.
4.15.2. Требования по условиям эксплуатации.
Питание транспортного терминала должно осуществляться от аккумуляторной батареи емкостью не менее 2150 mAh.
Диапазон рабочих температур транспортного терминала -20°C до +50°C и влажности до 90%.
4.15.3. Требования к функционалу программного обеспечения транспортных терминалов.
В случае действия Транспортных карт или банковских бесконтактных карт по расчетной схеме, должен производиться расчет стоимости проезда и уменьшение счетчика карты на величину стоимости тарифа с учетом скидок, льгот и т.п.
В случае действия Транспортных карт по учетной схеме, должна производиться регистрация факта поездки по картам.
Должна производиться регистрация факта оплаты проезда за наличные денежные средства и печать соответствующего билета.
Должны быть реализованы функции по настройке терминала (смена маршрута, рейса, кондуктора).
Должно производиться отображение текущих данных терминала - название маршрута, номер рейса.
Должно производиться формирование транзакций по поездкам с использованием транспортных карт, по поездкам, оплаченным наличными средствами, служебных транзакций (открытие/закрытие смены, открытие/закрытие рейса, смена маршрута и т.д.).
Отображение информации по картам - представление следующей информации:
- вид Транспортной карты;
- срок действия Транспортной карты;
- значение счетчика карты;
- срок действия Транспортной карты.
Должна производиться выгрузка транспортных транзакций для их передачи в ПЦ.
Должна производиться печать билета об оплате проезда/регистрации поездки.
Должна производиться печать кассовых отчетов о работе кондуктора.
4.16. Терминал пополнения.
4.16.1. Технические требования.
Терминал пополнения должен оборудоваться бесконтактным считывателем для карт с бесконтактным микропроцессором стандарта MIFARE 1K.
Терминал пополнения и транспортные карты должны взаимодействовать согласно стандарту ISO/IEC 14443.
Транспортный терминал должен иметь не менее двух разъемов для подключения SAM-модулей по интерфейсу ISO7816.
Терминал пополнения должен быть оборудован принтером для печати чеков.
Терминал пополнения должен содержать встроенный модем приема-передачи данных стандарта сотовой связи GSM/GPRS либо иметь возможность подключения внешнего модема стандарта сотовой связи.
Терминал пополнения должен иметь интерфейс RS232 для обмена данными с персональным компьютером.
Информация по осуществлению операций пополнения карт (транзакции пополнения) должна накапливаться в терминале пополнения и передаваться в Систему посредством выгрузки данных терминала удаленно через GPRS-модем (основной канал связи) или при помощи персонального или мобильного компьютера (резервный канал связи).
Объем памяти терминала пополнения должен удовлетворять потребностям Системы по работе с транзакциями пополнения, стоп-листом и другой управляющей информацией (не менее 16 МВ).
Считыватель бесконтактных карт терминала пополнения должен обеспечивать надежное (не извлекаемое сторонним воздействием) хранение ключей безопасности. Внутренняя энергонезависимая память должна обеспечивать сохранность ключей при выключении внешнего питания. Должна быть исключена передача ключей по каким-либо коммуникационным каналам и линиям связи, к которым подключен считыватель транспортных карт терминала пополнения.
Терминал пополнения должен обеспечивать возможность печати чеков, время печати должно составлять не более 2 секунд (в зависимости от формы чека время печати может варьироваться).
Встроенный графический принтер должен использовать стандартную термобумагу длиной рулона не менее 20 метров. Принтер должен быть оснащен детектором окончания бумаги.
4.16.2. Функциональные требования.
Должны обеспечиваться считывание данных с Транспортных карт, совместимость с картами, требования к которым изложены в настоящем ТЗ.
Должны обеспечиваться запись данных на Транспортные карты, совместимость с картами, требования к которым изложены в настоящем ТЗ.
В цикле обслуживания карты должны быть выполнены следующие действия:
- проверка Транспортной карты на наличие в блок-листе карт;
- проверка Транспортной карты на наличие в деблок-листе карт;
- проверка Транспортной карты на наличие в блок-листе терминалов;
- проверка срока действия Транспортной карты;
- проверка срока действия транспортного приложения;
- нахождение действующего тарифа для обслуживания транспортного приложения Транспортной карты;
- проверка тарифных ограничений для обслуживания транспортного приложения Транспортной карты;
- запись новых значений транспортного приложения Транспортной карты, соответствующих выбранному тарифу;
- сохранение транзакции пополнения в памяти терминала;
- печать чека о пополнении/продлении срока действия карты.
Терминал пополнения должен содержать следующие функции по отображению информации:
- отображение пользовательского меню терминала, включающего в себя список допустимых операций по пополнениям карт, печать отчетов и их копий;
- просмотр информации по карте;
- отображение меню системной и управляющей информации для настройки и конфигурирования терминала.
Терминал пополнения должен обладать собственной операционной и файловой системой.
Меню терминала должно быть интуитивно понятным. Действия в меню должны трактоваться однозначно.
Терминал пополнения должен обеспечивать возможность синхронизации даты и времени с ПЦ при проведении сеанса связи.
Терминал пополнения должен обеспечивать возможность печати следующих отчетов:
- отчет о подключении карты к Системе (продаже карты);
- отчет о пополненных картах за смену;
- отчет по инкассации терминала пополнения.
Терминал пополнения должен обеспечивать возможность печати копий перечисленных отчетов.
Транзакции терминала должны быть защищены от изменения.
4.16.3. Требования по конструкции.
Терминал пополнения должен иметь LCD-дисплей с разрешением не менее точек.
Терминал пополнения должен быть оборудован скоростным принтером (до 28 строки/сек.) с детектором окончания бумаги.
Внешний считыватель бесконтактных смарт-карт должен иметь длину кабеля не менее 0,8 метра.
Терминал должен иметь цифро-буквенную клавиатуру.
Питание терминала - переменный ток 180 - 240 В, 50/60 Гц.
4.16.4. Требования по условиям эксплуатации.
Терминал пополнения должен быть тепло-, холодо и влагоустойчив в рабочих климатических условиях применения при температуре от 0 до +40 °C, относительной влажности 90% при 30 °C и атмосферном давлении 70 - 106,7 кПа (537 - 800 мм рт. ст.).
В случае использования в работе терминала встроенного или подключенного внешнего модема сотового стандарта передачи данных должны быть обеспечены условия уверенного приема сигнала оператора сотовой связи.
Температура хранения терминала - 0 °C до +40 °C.
4.17. Требования к функционалу программного обеспечения терминалов пополнения:
- пополнение Транспортной карты денежными средствами;
- продление срока действия Транспортных карт;
- формирование транзакций пополнения;
- просмотр и печать информации по Транспортным картам;
- изменение вида Транспортной карты в соответствии со справочником разрешенных переходов;
- печать отчетов, чеков, их копий;
- настройка и удаленная загрузка печатных форм;
- выгрузка транзакций пополнения в ПЦ во время проведения сеанса связи с ПЦ;
- функционал завершения смены кассира с печатью необходимых отчетов.
4.18. Общие требования к организационному обеспечению.
В целях обеспечения штатного функционирования Системы необходимо наличие подразделений, организаций, производящих регламентное, техническое и программное обслуживание Системы. Количество персонала и функциональные требования определяются исходя из потребностей оператора, участников Системы в процессе функционирования Системы.
Порядок взаимодействия обслуживающего персонала Системы и оператора, участников Системы определяется в виде соглашений, регламентов или иных ад
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.