Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Прогнозу социально-экономического
развития Удмуртской Республики
на 2020 год и плановый период
2021 и 2022 годов
Пояснительная записка
к основным показателям прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
Разработка прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов осуществлялась на основе методических рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации, сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на период 2021 и 2022 годов.
При разработке прогноза учитывались:
статистическая информация о социально-экономическом развитии Удмуртской Республики за 2015 - 2018 годы и январь - сентябрь 2019 года;
План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2014 года N 383;
материалы исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, разработанные с учетом производственных и инвестиционных планов развития предприятий Удмуртской Республики;
статистическая и аналитическая информация Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике.
Прогноз социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов разработан в 2 вариантах.
Базовый вариант (вариант 1) предполагает сдержанный внутренний спрос - как потребительский, так и инвестиционный.
Целевой вариант (вариант 2) предполагает оживление инвестиционного и потребительского спроса, учитывает реализацию региональных проектов федеральных национальных проектов (программ) и достижение национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204).
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития, факторов и ограничений экономического роста Удмуртской Республики на среднесрочный период. Направления социально-экономического развития Удмуртской Республики
Экономическая ситуация 2018 года характеризовалась постепенным восстановлением позитивной динамики валового регионального продукта. Темп роста в сопоставимых ценах оценочно составит 101% (в 2017 году - 99,4%).
На экономику республики в 2018 году, как и на Россию в целом, положительное влияние оказал мировой спрос на энергоносители. Объем отгруженных промышленных товаров собственного производства в 2018 году составил 680,4 млрд рублей, что на 21,6% выше уровня 2017 года. Индекс промышленного производства составил 102,2%. Это 8 место в Приволжском федеральном округе.
В обрабатывающем секторе также отмечена положительная динамика. Индекс производства по обрабатывающим отраслям составил 104,2%. Рост отмечен в производстве электрического оборудования, компьютеров, электронных и оптических изделий, в деревообрабатывающем, автотранспортном, металлургическом производстве. Также отмечен рост индекса физического объема военной продукции.
Объем продукции сельского хозяйства составил 64,5 млрд рублей, или 101,0% в сопоставимых ценах к уровню 2017 года.
В 2018 году объем подрядных работ составил 31,2 млрд рублей, или 69,2% в сопоставимых ценах к 2017 году, что связано со снижением строительства объектов коммерческого назначения, уменьшением заказов крупных промышленных предприятий республики и других инвесторов на ремонт, реконструкцию и строительство объектов. При этом в 2018 году введено в действие 717,1 тыс. кв. м жилых домов, что на 8,9% больше, чем в 2017 году. По этому показателю Удмуртия является лидером в Приволжском федеральном округе.
Объем инвестиций в основной капитал в Удмуртской Республике в 2018 году составил 97,9 млрд рублей и увеличился к уровню 2017 года на 10.4% в сопоставимых ценах.
Динамика розничного товарооборота - в стадии восстановительного роста после падения в кризисные 2015 - 2016 годы. Розничный товарооборот составил 246,1 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 3,8% больше уровня 2017 года. Объём платных услуг населению вырос на 0,3%, составив 65,8 млрд рублей.
Инфляция на потребительском рынке Удмуртии в 2018 году (на конец года) сложилась на уровне 103,8%. Среднегодовой индекс потребительских цен составил 102,2%.
В 2018 году реальная заработная плата выросла на 7,4%, при этом реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 1,5%.
За 9 месяцев текущего года объем промышленного производства составил 480,9 млрд рублей, индекс промышленного производства - 108,0%.
Сельскохозяйственной продукции произведено на сумму 54,8 млрд рублей, или 102,4% к январю - сентябрю 2018 года.
Продолжается рост потребительского спроса. Оборот розничной торговли увеличился на 1,1%, оборот общественного питания - на 1,9%.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника (далее - номинальная заработная плата) за январь - август 2019 года выросла на 6,1% к аналогичному периоду 2018 года и составила 33 267 рублей, реальная заработная плата выросла на 2,3%.
Введено 604 тыс. кв. м жилья, что на 7,3% больше, чем в соответствующем периоде 2018 года.
Валовой региональный продукт
В 2018 году объем валового регионального продукта (далее - ВРП) оценочно составит 622,7 млрд рублей, или 101% к уровню 2017 года (в 2017 году ВРП снизился на 0,6%).
Характер развития экономики в 2018 году в отличие от условий предыдущего года определялся одновременным ростом спроса на внешнем и внутреннем рынках. Вклад экспорта в ВРП в 2018 году повысился до 4,2% против 3,4% в 2017 году.
Положительная динамика в 2018 году наблюдалась в основных базовых отраслях экономики, которые формируют 70% ВРП. Рост определялся приростом валовой добавленной стоимости промышленного производства на 2,2%, оптовой и розничной торговли - на 5,8%, транспортировки и хранения - на 3,2%, деятельности в области информатизации и связи - на 6,1%, сельского хозяйства - на 1,0%. Отмечается положительная динамика инвестиций в основной капитал: согласно первым оценкам Росстата, годовой прирост инвестиций в основной капитал составил 10,4%.
Вместе с тем на невысокие темпы роста ВРП в 2018 году повлияло снижение объема работ в строительстве на 30,8%, что связано со снижением строительства объектов коммерческого назначения, уменьшением заказов крупных промышленных предприятий республики и других инвесторов на ремонт, реконструкцию и строительство объектов.
С учетом итогов развития основных отраслей экономики за 9 месяцев текущего года объём ВРП в 2019 году оценивается на уровне 646,4 млрд рублей, или 101,2% к уровню 2018 года.
Прогноз объёма ВРП на 2020 - 2022 годы рассчитан с учетом тенденций развития отраслей экономики Удмуртской Республики в прогнозном периоде, а также реализации комплекса мер, направленных на решение задач, поставленных Указом N 204.
Наибольший вклад в прирост ВРП в 2020 - 2022 годах будут вносить базовые несырьевые отрасли (обрабатывающие производства, строительство, транспортировка и хранение, сельское хозяйство). Реализация национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" в республике будет способствовать повышению производительности труда базовых несырьевых отраслей по варианту 1 прогноза на 6%, по варианту 2 - на 10,4% к уровню 2019 года. Это позволит предприятиям увеличить собственный выпуск продукции, в том числе на экспорт. Ввиду ограниченного влияния увеличения производительности труда на рост ВРП вклад роста производительности труда к 2022 году в рост ВРП оценивается в пределах 1,2 - 1,4 процентного пункта.
В период с 2020 по 2022 годы в структуре ВРП на 2,4% повысится доля отраслей, формирующих основные объемы инвестиций (обрабатывающие производства). Доля промышленности в ВРП увеличится до 48,9%. С учетом реализации национальных проектов "Производительность труда и поддержка занятости", "Международная кооперация и экспорт" ожидается рост добавленной стоимости промышленности в 2022 году на 3,5% к уровню 2019 года по варианту 1 прогноза.
Начиная с 2020 года определяющим фактором экономического роста станет повышение темпов роста инвестиций в основной капитал. Вклад инвестиций в рост ВРП возрастет до 2,7 и 3,3 процентного пункта по варианту 1 и варианту 2 прогноза соответственно. Одновременно ожидается повышение вклада потребления домашних хозяйств, связанное с прогнозируемым увеличением доходов населения, что ускорит динамику оборота розничной и оптовой торговли до 107,0% к уровню 2019 года по варианту 1.
В сфере строительства в прогнозном периоде по варианту 1 до 2022 года при росте объемов производства и увеличении инвестиционной активности прогнозируется рост добавленной стоимости в пределах 1%, в том числе обусловленный реализацией национального проекта "Жилье и городская среда".
С учетом вышеперечисленных факторов в 2022 году темп роста ВРП в сопоставимых ценах к уровню 2019 года составит по варианту 1 - 103,8%, по варианту 2 - 107,2%.
Прогноз объема ВРП на 2020 год относительно предыдущего прогноза по варианту 1 выше на 0,2%, по варианту 2 - без изменений. Темп роста в сопоставимых ценах по варианту 1 выше на 0,2 процентного пункта, по варианту 2 - 0,5 процентного пункта.
Промышленное производство
В 2018 году в промышленном производстве наблюдалась положительная динамика. Объем промышленного производства составил 680,4 млрд рублей, индекс промышленного производства, характеризующий изменение фактического объема производимой продукции, составил 102,2%.
Структурные изменения в производстве в 2018 году определялись повышением роли сырьевого сектора экономики и ориентированной на него инфраструктуры. Доля сырьевого сектора в промышленности увеличилась на 2,9% к 2017 году в текущих ценах и составила 37,2%, что связано с ростом цен на нефть. При этом добыча нефти снизилась на 154,9 тыс. тонн к 2017 году и составила 10 545 тыс. тонн.
В обрабатывающем секторе также отмечена положительная динамика. Индекс производства по обрабатывающим отраслям составил 104,2%. Рост индекса производства отмечен в производстве электрического оборудования, компьютеров, электронных и оптических изделий, в деревообрабатывающем, автотранспортном, металлургическом производстве. Рост в машиностроительном комплексе определялся увеличением государственных заказов и прямых субсидий, а также восстановлением спроса на автотранспортные средства и продукцию военного назначения.
За 9 месяцев 2019 года промышленными предприятиями Удмуртской Республики отгружено товаров собственного производства на сумму 480,9 млрд рублей, что в фактических ценах составляет 106,2% к соответствующему периоду 2018 года. Индекс промышленного производства составил 108,0%.
По информации промышленных предприятий Удмуртской Республики, во II квартале текущего года по сравнению с предыдущим кварталом увеличился уровень использования производственных мощностей, наиболее существенно по предприятиям, осуществляющим производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования. Кроме того, по сравнению с предыдущим кварталом увеличился период обеспеченности предприятий заказами, составив в среднем 8,6 месяца.
По итогам 2019 года индекс промышленного производства оценивается на уровне 101,6%. Рост объемов производства в 2019 году ожидается по таким отраслям, как:
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (107,0%);
производство электрического оборудования (108,0%);
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (107,0%);
производство пищевых продуктов (102,0%);
металлургическое производство (101,6%);
деревообрабатывающее производство (101,6%).
Суммарно эти виды деятельности занимают 65,8% в формировании индекса производства по обрабатывающим производствам. В 2019 году индекс производства по обрабатывающей промышленности оценивается на уровне 102,7%.
Вместе с тем снижение объемов производства ожидается в добыче полезных ископаемых (99,5%). Объем добычи составит 10 490 тыс. тонн (за 9 месяцев 2019 года - 7 832 тысячи тонн, или 99,3% к январю - сентябрю 2018 года).
В 2020 - 2022 годы (за три года) по варианту 1 ожидается рост промышленного производства на 3,5% в сопоставимых ценах, при реализации 2 варианта - на 5,7%. В фактических ценах по варианту 1 прогноза объем отгруженной продукции увеличится на 14,4% и превысит 806 млрд рублей, по варианту 2 - на 16,2% (819,7 млрд рублей).
В прогнозном периоде ожидается позитивная динамика, которая будет обеспечена в том числе увеличением выпуска конкурентоспособной и высокотехнологичной гражданской продукции предприятиями оборонно-промышленного комплекса региона.
С учетом сложившихся ограничений и тенденций развития промышленного производства рост объемов производства в 2022 году ожидается в таких отраслях, как: производство компьютеров и электронных изделий (114% к уровню 2019 года), металлургическое производство (112% к уровню 2019 года), производство мебели (112,7% к уровню 2019 года), производство прочих неметаллических продуктов (112% к уровню 2019 года), общее машиностроение (104,9% к уровню 2019 года), пищевая промышленность (104,8% к уровню 2019 года), производство готовых металлических изделий (103% к уровню 2019 года), производство химических продуктов (103% к уровню 2019 года).
Прогноз объема отгруженной продукции на 2020 год относительно предыдущего прогноза по варианту 1 выше на 15,9%, по варианту 2 - на 13.5%, что связано с уточнением фактического значения объема промышленного производства за 2018 год. В фактических ценах объем отгруженной продукции увеличился на 21,6% по отношению к 2017 году, в том числе из-за увеличения цен производителей промышленных товаров (индекса-дефлятора) - на 19%. Оценочный индекс-дефлятор был определен на уровне 109,4%. Наибольший вклад в рост цен оказали предприятия добывающей отрасли за счет увеличения цены на нефть на внутреннем рынке на 41,8% по отношению к 2017 году. Индекс промышленного производства по обоим вариантам выше на 1 процентный пункт.
Добыча полезных ископаемых
Объем отгруженных товаров предприятиями добывающей отрасли в 2018 году составил 253,4 млрд рублей, индекс производства - 98,3%. Добыто 10.5 млн тонн нефти (98,6% к уровню 2017 года).
За январь - сентябрь 2019 года объем отгрузки по добыче полезных ископаемых составил 189,0 млрд рублей, или 101,4% к соответствующему периоду 2018 года в фактических ценах. Индекс промышленного производства составил 100,3%. Объем добычи нефти составил 7 832 тысячи тонн, или 99,3% к соответствующему периоду 2018 года. По итогам 2019 года объем добычи оценивается на уровне 10 490 тыс. тонн, или 99,5% к уровню 2018 года.
По варианту 1 прогнозируется снижение добычи нефти к 2022 году до 10 млн тонн в год (94,8% к уровню 2018 года), по варианту 2 - до 10,1 млн тонн (95,8% к уровню 2018 года).
Нефтяными компаниями республики осуществлена переоценка запасов нефти и пересмотрены плановые показатели ее извлечения в сторону уменьшения с учетом естественного истощения природных ресурсов и фактической выработанности запасов. Тем не менее ввод в разработку низкорентабельных запасов, увеличение коэффициента извлечения нефти на "зрелых" месторождениях за счет увеличения объемов разбуривания месторождений, внедрения новых технологий и методов интенсификации добычи нефти, проведения геологоразведочных работ позволяют придерживаться стратегической цели топливной отрасли на период 2018 - 2022 годов - поддержание уровня добычи нефти не ниже 10,0 млн тонн в год.
Обрабатывающие производства
В 2018 году объем отгруженных товаров предприятиями обрабатывающей промышленности составил 377,6 млрд рублей, индекс производства - 104,2%.
За 9 месяцев 2019 года предприятиями обрабатывающей промышленности отгружено товаров на сумму 257,9 млрд рублей, что на 10,3% больше, чем в соответствующем периоде 2018 года в фактических ценах. Индекс промышленного производства составил 114,7%.
Среди обрабатывающих производств рост индекса промышленной продукции наблюдается:
в производстве бумаги и бумажных изделий - в 2,6 раза;
в производстве электрического оборудования - на 40,2%;
в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, - на 25,2%;
в обработке древесины и производстве изделий из дерева - на 22,0%;
в производстве мебели - на 21,5%;
в производстве машин и оборудования (не включенных в другие группировки) - на 18,4%;
в металлургическом производстве - на 10,7%;
в производстве прочей неметаллической минеральной продукции - на 10,6%;
в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов - на 6,6%;
в производстве пищевых продуктов - на 4,3%.
В формировании индекса производства по обрабатывающим производствам данные виды деятельности суммарно занимают 75,2%.
По итогам 2019 года индекс производства по обрабатывающим производствам оценивается на уровне 102,7%. Рост во многом связан с условиями заключенного государственного оборонного заказа.
На прогнозный период 2020 - 2022 годов ожидается позитивная динамика, которая будет обеспечена в том числе увеличением выпуска конкурентоспособной и высокотехнологичной гражданской продукции предприятиями оборонно-промышленного комплекса республики.
С учетом сложившихся ограничений и тенденций развития промышленного производства рост объемов производства обрабатывающих отраслей в 2022 году к уровню 2019 года по варианту 1 составит 106,0%.
Наиболее существенный рост в 2020 - 2022 годы ожидается в таких отраслях, как:
производство металлургическое;
производство компьютеров, электронных и оптических изделий;
производство мебели;
производство прочей неметаллической минеральной продукции;
производство пищевых продуктов;
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (общее машиностроение).
Отрицательная динамика объемов производства в 2020 - 2022 годах будет наблюдаться в отраслях:
производство кожи и изделий из кожи;
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации.
При реализации варианта 2 прогноза в 2020 - 2022 годах планируется прирост объемов производства обрабатывающей отрасли на 2,4 - 3,7% ежегодно.
Динамика и объем обрабатывающих производств будет определяться производством продукции машиностроительного комплекса.
В машиностроении и металлообработке в 2020 - 2022 годах прогнозируется рост по варианту 1 прогноза на 5,3%, по варианту 2 - на 9,2% к уровню 2019 года.
В настоящее время на развитие высокотехнологичных секторов экономики республики сдерживающее влияние оказывает ряд ограничений, в том числе технологическое отставание отдельных производств, введение секторальных санкций, ограничивших доступ предприятий страны к отдельным зарубежным технологиям и капиталам, низкая производительность труда, недостаток финансовых ресурсов (в том числе на проведение НИОКР), зависимость от поставок импортных комплектующих. Данная ситуация будет исправляться на рынке высокотехнологичных секторов экономики за счет вступления Удмуртской Республики в 2019 году в национальные проекты "Производительность труда и поддержка занятости", "Международная кооперация и экспорт", которые направлены на расширение как внутреннего, так и внешнего рынка сбыта продукции, а также на предоставление финансовой поддержки предприятиям для реализации проектов, направленных на повышение производительности труда.
Увеличению объемов производства в обрабатывающей отрасли будет способствовать реализация инвестиционных проектов:
создание совместного предприятия по производству теплообменных и холодильных систем (технопарк "Метеор") (стоимость проекта 505,8 млн рублей, срок реализации - 2018 - 2022 годы);
организация производства алюминиевых конденсаторов нового поколения (ОАО "Элеконд") (стоимость проекта 498 млн рублей, срок реализации - 2016 - 2020 годы);
пилотный проект по внедрению цифрового радиовещания формата РАВИС в Удмуртской Республике (АО "СРЗ") (стоимость проекта 138,6 млн рублей, срок реализации - 2022 год);
разработка и освоение нового медицинского изделия "Модернизированный электрокардиограф ЭКЗТЦ-3/6-04 М" (АО "Ижевский мотозавод "Аксион холдинг") (стоимость проекта 14,4 млн рублей, срок реализации 2013 - 2021 годы);
выход на проектную мощность предприятия по производству электротехнического оборудования (АО "Ижевский мотозавод "Аксион холдинг") (стоимость проекта 98,3 млн рублей, срок реализации - 2016 - 2020 годы).
К числу перспектив развития отрасли относится развитие новых направлений, таких как катера (боевые и гражданские) и яхты, беспилотные летательные аппараты, боевая и гражданская экипировка, аксессуары, порошковая металлургия. Ожидается динамичный рост производства легковых автомобилей благодаря повышенному спросу населения.
В металлургическом производстве индекс производства в 2022 году к уровню 2019 года по варианту 1 составит более 111%, по варианту 2 - почти 117% к уровню 2019 года. Увеличению объемов производства будут способствовать выход АО "ТВЭЛ" на европейский рынок, развитие неядерного производства.
В обработке древесины и производстве изделий из дерева индекс производства в 2022 году к уровню 2019 года по варианту 1 составит 101,6%, по варианту 2 - 106,7%. Увеличению объемов отрасли будет способствовать введение в 2019 году в эксплуатацию энергетического центра по утилизации древесных отходов. В настоящее время внедряется новый проект по строительству современного энергоэффективного завода по производству пиломатериалов экспортного качества (объем инвестиций - 0,7 млрд рублей за счет собственных средств; срок реализации проекта - декабрь 2020 года, количество новых мест - 30 единиц).
В производстве химических веществ и химических продуктов индекс производства в 2022 году к уровню 2019 года по варианту 1 составит 103,1%, по варианту 2 - 104,0%. В качестве фактора роста производства отрасли отмечается рост спроса на продукцию вследствие проводимой политики импортозамещения.
В производстве прочей неметаллической минеральной продукции индекс производства в 2022 году к уровню 2018 года по варианту 1 составит 103,1%, по варианту 2 - 111,3%. Наиболее значимый вклад в развитие отрасли вносит производство стеклянной тары, в том числе за счет реализации инвестиционных проектов.
Основной вклад в развитие легкой промышленности вносит производство одежды и определяет динамику развития отрасли в целом. По обоим вариантам прогноза индекс производства в 2022 году останется на уровне 2019 года. В прогнозном периоде сохранится низкий уровень производительности труда и недостаток квалифицированных рабочих кадров, так как процесс технического и технологического обновления в легкой промышленности осуществляется низкими темпами.
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
В 2018 году объем производства составил 40,8 млрд рублей или 109,5% в сопоставимых ценах к уровню 2017 года. В 2018 году
ООО "Удмуртэнергонефть" завершена масштабная реконструкция ПС 110 кВ "Кыква", обеспечивающей значительные транзитные перетоки электрической энергии и мощности в энергосистеме Удмуртской Республики.
В Удмуртской Республике производство электроэнергии по сравнению с 2017 годом увеличилось на 13% и составило 3 896,6 тысячи МВт-часов. Потребление электроэнергии достигло 9 799,9 тысячи МВт-часов, что на 0,6% выше потребления 2017 года.
Структура энергопотребления характеризуется относительной стабильностью. Основными потребителями электроэнергии являются организации экономики. В 2018 году на их долю пришлось 82,1% потребленной электроэнергии. Для нужд населения республики использовано 11,3% всей потребленной электроэнергии. К наиболее энергоемким видам деятельности относятся добыча полезных ископаемых (25,4% от общего объема потребления электроэнергии в 2018 году), обрабатывающие производства (17,5%), транспортировка и хранение (11,5%), обеспечение электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (6,8%).
Республика остается энергодефицитной, не обеспечивая свои потребности в электроэнергии, 57,5% электроэнергии закупается у других субъектов Российской Федерации и на Федеральном оптовом рынке электрической энергии и мощности.
За 9 месяцев 2019 года объем отгруженных товаров предприятиями отрасли составил 28,1 млрд рублей, темп роста к соответствующему периоду 2018 года - 103,8% в фактических ценах, индекс производства - 100,9%.
В 2019 - 2022 годах не прогнозируется какой-либо значительный ввод энергетических мощностей. Индекс производства в 2022 году к уровню 2018 года планируется на уровне 103,8% по варианту 1 прогноза, 104,5% - по варианту 2.
Индекс тарифов на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей, составит: в 2019 году - 105,9%, 2020 году - 104,2%, 2020 - 2021 годах - 104,0%.
Сельское хозяйство
В 2018 году по растениеводству не достигнуты рекордные показатели урожая 2017 года: валовой сбор зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки) составил 629,8 тыс. тонн, производство картофеля - 408 тыс. тонн, производство овощей - 121,4 тыс. тонн.
В 2019 году производство зерновых и зернобобовых культур оценочно составит 672,9 тыс. тонн (рост на 7%), производство картофеля сохранится на уровне 2018 года и составит около 408 тыс. тонн, овощей - 122 тыс. тонн (рост на 0,5%). Индекс производства продукции растениеводства ожидается на уровне 101,7%.
В 2018 году производство молока составило 781,3 тыс. тонн, скота и птицы на убой (в живом весе) - 174,6 тыс. тонн, яйца - 1 051,2 млн штук.
В 2019 году производство молока оценочно составит 790 тыс. тонн, скота и птицы на убой (в живом весе) - 175,0 тыс. тонн, яйца - 1 061,7 млн штук. Индекс производства продукции животноводства оценивается на уровне 101,4%.
В 2019 году темп роста продукции сельского хозяйства прогнозируется на уровне 101,5%. Объем продукции сельского хозяйства составит 66,1 млрд рублей.
Прогноз развития сельскохозяйственного производства в 2020 - 2022 годах разработан с учетом сложившейся динамики производства, зависимости от погодных условий, комплекса мер государственной поддержки, направленной на стимулирование роста производства и модернизации.
С 2019 года в рамках федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" в отрасли реализуется аналогичный региональный проект, в рамках которого предусмотрена грантовая поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.
В среднесрочной перспективе на развитие агропромышленного комплекса будет влиять реализация экспортного потенциала организациями агропромышленного комплекса, в том числе в части продукции с высокой добавленной стоимостью. В 2020 году в рамках федерального проекта "Международная кооперация и экспорт" запланирована реализация аналогичного регионального проекта.
С 2020 года прогнозируется стабильный прирост производства продукции сельского хозяйства. В 2020 - 2022 годах индекс производства по варианту 1 ожидается на уровне 101,7 - 101,9%, по варианту 2 - 101,8 - 102,2%.
Прогноз объема продукции сельского хозяйства на 2020 год относительно предыдущего прогноза по варианту 1 ниже предыдущего прогноза на 2,7%, по варианту 2 - на 2,6%. Это связано с уточнением статистических данных за 2018 год на 1,3 млрд рублей, пересчитанных по итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года. Темп роста в сопоставимых ценах по варианту 1 выше предыдущего прогноза на 0,9 процентного пункта, по варианту 2 - на 0,7 процентного пункта.
Инвестиции
В 2018 году в экономику республики инвестировано 97,9 млрд рублей, темп роста в сопоставимых ценах составил 110,4%. Объем инвестиций по крупным и средним предприятиям республики составил 59,7 млрд рублей. Значительную долю в общем объеме инвестиций занимали собственные средства предприятий - 78,8% (или 47,1 млрд рублей), доля заемных средств составила 21,2% (или 12,7 млрд рублей).
Основная доля инвестиций направлена на развитие предприятий, осуществляющих добычу топливно-энергетических полезных ископаемых (24,4%), в обрабатывающие производства (26,2%), обеспечение электрической энергией, газом и паром (8,6%), транспортировку и хранение (8%), сельское хозяйство (6,7%), оптовую и розничную торговлю (5,6%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (5,6%).
Оценка объема инвестиций на 2019 год и прогноз на 2020 - 2022 годы сформированы с учетом фактически достигнутых значений показателя за 2018 год и 1 полугодие 2019 года с учетом планируемого объема инвестиций по инвестиционным проектам, реализуемым и планируемым к реализации на территории Удмуртской Республики в 2019 - 2022 годы и планируемого объема инвестиций по региональным проектам федеральных национальных проектов (программ).
В 2019 году прогнозируется увеличение объема инвестиций до 107,7 млрд рублей (104,7% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах). В 2020 - 2022 годах темпы роста инвестиций по варианту 1 оцениваются в пределах 103,8 - 104,6%, по варианту 2 - в пределах 105,8 - 107,0%.
Прогноз объема инвестиций на 2020 год относительно предыдущего прогноза по варианту 1 выше на 34,4%, по варианту 2 - на 35,5%. Темп роста в сопоставимых ценах по варианту 1 выше на 3,8 процентных пункта, по варианту 2 - на 5,5 процентных пункта. Темпы роста инвестиций спрогнозированы с учетом достижения к 2024 году целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по достижению целей, установленных Указом N 204.
Строительство. Ввод жилья
В 2018 году объем выполненных работ по виду экономической деятельности "строительство" составил 31,2 млрд рублей, или 69,2% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах.
За 9 месяцев 2019 года объем строительных работ составил 20,8 млрд рублей и снизился на 11,1% по отношению к аналогичному периоду 2018 года, что связано со снижением строительства объектов коммерческого назначения, уменьшением заказов крупных промышленных предприятий республики и других инвесторов на ремонт, реконструкцию и строительство объектов.
По предварительной оценке объем подрядных работ в текущем году составит 32,3 млрд рублей, или 98% к уровню 2018 года.
В прогнозном периоде при росте производства и увеличении инвестиционной активности прогнозируется умеренная положительная динамика: по варианту 1 - в пределах 100,3 - 101%, по варианту 2 - 100,9 - 101,5%.
Прогноз объема подрядных работ на 2020 год относительно предыдущего прогноза по варианту 1 ниже на 13,4%, по варианту 2 - на 13,6%. Это связано как со снижением объемов строительства объектов коммерческого назначения, уменьшением заказов крупных промышленных предприятий, так и методикой расчета показателя. Согласно методике, на ежемесячной основе отслеживаются данные только от крупных и средних строительных организаций. Темпы роста в сопоставимых ценах по обоим вариантам соответствуют предыдущему прогнозу.
В 2018 году введено в эксплуатацию 717,1 тыс. кв. м жилья, что на 8,9% больше, чем в 2017 году. Ввод жилья в республике обеспечивается в том числе за счет комплексной застройки жилых микрорайонов и строительства жилых комплексов.
За 9 месяцев 2019 года сдано 604 тыс. кв. м общей площади жилых домов, что на 7,3% больше, чем в январе - сентябре 2018 года.
В 2019 году запланирован ввод в эксплуатацию 732 тыс. кв. м жилья. При прогнозировании учтено, что с 1 июля 2019 года вступил в силу новый механизм финансирования жилищного строительства, и средства граждан, депонированные на счетах эскроу, поступают в распоряжение застройщика только после завершения строительства.
В целях обеспечения своевременного ввода в эксплуатацию многоквартирных и жилых домов принято распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 9 апреля 2019 года N 357-р "Об утверждении Задания по вводу в эксплуатацию жилья на территории городских округов и муниципальных районов в Удмуртской Республике в 2019 году".
По информации Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, в 2018 году осуществлялось строительство 123 жилых многоквартирных домов. В 2019 году 58 застройщиков осуществляют строительство 94 жилых многоквартирных домов (МКД) общей площадью 1,4 млн кв. м. Таким образом, уже сейчас наблюдается тенденция увеличения инвестиционных затрат застройщиков, что привело к снижению количества строящихся МКД в 2019 году, и, как следствие, прогнозируется снижение объемов ввода в 2021 году.
В 2020 - 2022 годах ежегодный ввод жилья в эксплуатацию прогнозируется по варианту 1 на уровне 781 - 865 тыс. кв. м, по варианту 2 - 785 - 870 тыс. кв. м.
Прогноз ввода в действие жилых домов на 2020 год относительно предыдущего прогноза по варианту 1 выше на 25,2%, по варианту 2 - на 21,7%. Увеличение связано с установлением параметров национального проекта "Жильё и городская среда" для Удмуртской Республики, предусматривающего софинансирование программ стимулирования жилищного строительства в части комплексного развития территорий. Для получения субсидий на строительство объектов социальной сферы необходимо выполнение установленных показателей по проектам развития территории, что достигается застройщиками в рамках принятых обязательств.
Кроме того, внесены изменения в получение разрешительных документов на индивидуальное жилищное строительство, для граждан введен уведомительный характер при начале или окончании строительства. Это увеличило объем введенного жилья, построенного населением, за 9 месяцев 2019 года на 34,9% к аналогичному периоду прошлого года.
Внешнеэкономическая деятельность
В 2018 году экспорт из Удмуртской Республики увеличился на 22,7% по сравнению с 2017 годом и составил 402,6 млн долларов США.
По предварительной оценке в 2019 году ожидается увеличение экспорта по сравнению с 2018 годом на 11,7% до 450 млн долларов США.
Наибольшую долю в общем объеме экспорта занимает продукция машиностроительного комплекса (23%), а также металлургической промышленности (19%).
При стабилизации курса доллара в 2019 году рост общего объема импорта оценивается на 1,04% (до 387 млн долларов США). При этом ожидается увеличение импорта продовольственных товаров и сырья на 9%, текстиля и текстильных изделий и продукции химической промышленности - на 4%.
Основными факторами, влияющими на стоимостные объемы экспорта и импорта в прогнозный период, остаются:
мировые цены на нефть;
динамика курса рубля к мировым валютам;
геополитический фактор;
кризисные явления в экономике.
По варианту 1 в 2020 году ожидается сохранение объемов экспортных поставок оборонной промышленности, уменьшение объемов экспорта нефтепродуктов. С учетом этих факторов прогнозируется увеличение общего объема экспорта республики в 2020 году на 6,6%.
При дальнейшем росте цен на нефть в 2021 - 2022 годах, увеличении объемов экспорта продукции оборонно-промышленного комплекса и сохранении объемов экспорта нефтепродуктов прогнозируется рост экспорта из республики в пределах 6,6% ежегодно.
По варианту 2 в 2020 году ожидается рост экспорта на 9%, в 2021 - 2022 годах экспорт будет увеличиваться на 5,9 - 6,1% в год.
По мере укрепления рубля и увеличения потребительского спроса населения темп роста импорта ожидается в пределах 100,5 - 100,8% в год.
С учетом факторов, приведенных выше, прогноз объемов экспорта на 2020 год выше предыдущего прогноза по варианту 1 - на 17,9%, по варианту 2 - на 12,4%. Прогноз импорта на 2020 год ниже предыдущего прогноза по варианту 1 - на 2,3%, по варианту 2 - на 6,5%.
Потребительский рынок
Розничный товарооборот
Объем розничного товарооборота за 2018 год составил 246,1 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 3,8% больше уровня 2017 года. Наибольшее влияние на рост товарооборота оказали розничные продажи товаров, которые выросли на 3,9%. Структура потребления не претерпела заметных изменений: в 2018 году на продовольственные товары пришлось 49,1% розничных продаж, на непродовольственные товары - 50,9%.
На фоне замедления темпов роста номинальной заработной платы и сокращения реальных доходов населения наблюдается охлаждение потребительского спроса. За 9 месяцев 2019 года розничный товарооборот увеличился на 1,1% к аналогичному периоду прошлого года (в январе - сентябре 2018 года - на 3,4%) и составил 186,3 млрд рублей.
Оборот розничной торговли также увеличился на 1,1% в сопоставимых ценах и составил 176,7 млрд рублей. Оборот предприятий питания составил 9,6 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 1,9% выше соответствующего периода предыдущего года.
После снижения Центральным банком Российской Федерации ключевой процентной ставки до 7% ожидается увеличение потребительского кредитования. В результате по итогам 2019 года объём розничного товарооборота вырастет на 1,9% и составит 255,5 млрд рублей.
В прогнозируемом периоде потребительский спрос будет определяться динамикой реальных доходов населения. По варианту 1 прогнозируется рост объема розничного товарооборота в 2022 году по отношению к 2019 году на 7,1% в сопоставимых ценах, объем продаж составит 305,7 млрд рублей. По варианту 2 объем розничного товарооборота к 2022 году увеличится на 7,5% в сопоставимых ценах по отношению к 2019 году, объём продаж составит 308,3 млрд рублей.
Прогноз темпа роста розничного товарооборота на 2020 год относительно предыдущего прогноза по 1 варианту не изменился, по 2 варианту ниже на 2,2%.
Платные услуги населению
Объем платных услуг населению в 2018 году составил 65,8 млрд рублей. Реальный рост остался незначительным, составив лишь 0,3%. В среднем за год оказываемые населению платные услуги подорожали на 3,9%. Удельный вес платных услуг в потребительских расходах населения на конец года составил 27.6%. Основными видами платных услуг являются жилищно-коммунальные услуги (32,4%), услуги связи (13,2%), транспортные и бытовые услуги (13,9% и 12,3% соответственно).
В 2019 году индексация тарифов жилищно-коммунальных услуг производилась в два этапа. В среднем по республике рост цен на коммунальные услуги с 1 января составил 4,0%, с 1 июля - 3,6%. Рост тарифов в г. Ижевске и ряде муниципальных образований республики связан с передачей в концессию объектов ЖКХ и увеличением инвестиционной составляющей в тарифе с целью проведения модернизации теплосетевого хозяйства.
В январе - сентябре 2019 года наблюдалось снижение потребительского спроса на услуги, обусловленное адаптацией к повышению налога на добавленную стоимость и замедлением темпа роста реальной заработной платы. В результате населению республики оказано платных услуг на сумму 50,8 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 0,8% меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года.
По мере увеличения доходов населения прогнозируется рост потребительского спроса на платные услуги. За счет сохранения динамики потребления основных услуг в 2019 году ожидается сохранение потребительской активности населения на уровне предыдущего года.
В 2022 году темп роста платных услуг к уровню 2019 года в сопоставимых ценах по варианту 1 составит 103,7%, по варианту 2 - 105,8%.
Прогноз объема платных услуг населению на 2020 год относительно предыдущего прогноза по варианту 1 выше на 0,6%, по варианту 2 ниже на 0,7%. В основном изменения произошли вследствие уточнения Удмуртстатом отчетных данных по объему платных услуг за 2018 года на 1,9 млрд рублей. Темп роста в сопоставимых ценах по варианту 1 ниже на 0,5 процентного пункта, по варианту 2 - на 0,9 процентного пункта по причине ожидаемого замедления темпов роста портфеля потребительских кредитов ввиду изменения условий потребительского кредитования.
Инфляция
Среднегодовая инфляция на потребительском рынке Удмуртской Республики в 2018 году сложилась на уровне 102,2%, что ниже целевого уровня Центрального банка Российской Федерации (104,0%) и среднероссийского значения индекса потребительских цен (102,9%).
В декабре 2018 года темп роста инфляции составил 103,8% (к декабрю 2017 года), увеличившись с 101,4% в декабре 2017 года (к декабрю 2016 года). По сравнению с предыдущим годом рост цен наблюдался во всех секторах потребительского рынка. Основной вклад в инфляцию внесла динамика цен на непродовольственные товары (1,5 процентного пункта из 3,8%). Наибольший рост цен произошел на дизельное топливо (+21,5%), автомобильный бензин (+13,2%) и отечественные сигареты (+15,7%). В ноябре - декабре 2018 года возросла потребительская активность ввиду предстоящего повышения ставки налога на добавленную стоимость, что также форсировало рост индекса потребительских цен. Кроме того, ускорению инфляции способствовали общесистемные факторы: ослабление курса рубля и рост потребительского кредитования.
В республике осуществляется целенаправленная работа по сбалансированности товарных рынков и недопущению ускоренного роста цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию, насыщения регионального рынка продовольственными товарами, не производимыми в республике.
В начале II полугодия 2019 года отмечается замедление инфляции. Среднегодовой темп прироста потребительских цен в сентябре снизился до 3,7% после достижения пиковых значений в феврале 2019 года (4,2%), связанных с повышением налога на добавленную стоимость, тарифов на жилищно-коммунальные услуги, ростом цен на топливо. По итогам 2019 года темп роста индекса потребительских цен в годовом выражении составит 103,6%.
Сдерживающее влияние на инфляцию продолжит оказывать замедление потребительского спроса и динамика реальных денежных доходов населения. За I полугодие 2019 года реальные денежные доходы населения в Удмуртской Республике снизились на 1,3%. Темпы роста реальной заработной платы сохранялись на относительно низком уровне (102,3% в январе - августе 2019 года против 109,5% в январе - августе 2018 года).
Сохранение текущих тенденций экономического развития обеспечит замедление темпов роста индекса потребительских цен. По варианту 1 в 2020 году прогнозируется среднегодовая инфляция на уровне 3,1%, по варианту 2 - 3%. В 2021 - 2022 годах среднегодовая инфляция оценивается в пределах 3,5 - 4,0% по обоим вариантам.
При прогнозировании индекса потребительских цен была учтена предпосылка, что Центральному банку Российской Федерации удастся удержать инфляцию в пределах таргета (4,0%) на протяжении рассматриваемого периода.
Прогноз инфляции на 2020 год (к декабрю 2019 года) относительно предыдущего прогноза по обоим вариантам ниже на 0,7 процентного пункта.
Малое и среднее предпринимательство
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы России (далее - ЕРМСП), количество субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) в 2018 году составило 58 306, в том числе юридических лиц - 25 557 единиц, индивидуальных предпринимателей - 32 749 единиц.
В 2018 году на тысячу человек населения Удмуртии приходилось 38,6 субъекта МСП. По итогам 2018 года данный показатель сохранился на уровне предыдущего года.
В малом и среднем бизнесе трудоустроены более четверти занятых в экономике жителей республики. Более одной пятой части ВРП Удмуртии создается такими организациями.
По данным Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике, сумма налоговых поступлений от субъектов МСП за 2018 год составила 24,2 млрд рублей. Темп роста к уровню 2017 года - 125,2%.
Среднесписочная численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства (по данным ЕРМСП, в соответствии с методикой расчета, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 23 апреля 2019 года N 239) за 2018 год составила 209,0 тыс. человек, в том числе занято у юридических лиц 146,7 тыс. человек.
По данным ЕРМСП, по итогам 2018 года на территории Удмуртской Республики действовало 2 652 малых предприятия и 55 445 микропредприятий.
Наибольший удельный вес в общем количестве малых предприятий (в т. ч. микропредприятий) за 2018 год, по данным Удмуртстата, занимают предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов - 36,7%, строительные предприятия - 12,9%, предприятия, задействованные в обрабатывающих производствах, - 10,6%.
По данным Удмуртстата, наибольшее количество занятых на малых предприятиях (в т. ч. микропредприятиях) в 2018 году отмечалось в сфере торговли - 26,2%, в обрабатывающих производствах - 17,4%, в строительстве - 12,1%.
Оборот малых предприятий (в т. ч. микропредприятий) без учета индивидуальных предпринимателей в 2018 году составил 373,4 млрд рублей (темп роста к 2017 году - 107,9%). Наибольший удельный вес в обороте малых предприятий приходится на торговые предприятия - 54,5%, на промышленность - 22,0% и строительство - 5,6%.
По данным ЕРМСП по итогам 2018 года на территории Удмуртской Республики действовало 209 средних предприятий. В структуре средних предприятий наибольший удельный вес приходится на сельскохозяйственные предприятия - 33,5%, торговые предприятия - 26,3%, обрабатывающие производства - 18,7%.
Среднесписочная численность занятых на средних предприятиях в 2018 году составила 25,1 тыс. человек.
Оборот средних предприятий без учета индивидуальных предпринимателей в 2018 году составил 57,2 млрд рублей (на 2,6% больше значения 2017 года).
При сохранении неблагоприятных условий в экономике, продолжающемся постепенном падении реальных доходов населения, росте налоговой нагрузки на бизнес продолжится сокращение количества субъектов МСП и занятых в сфере малого бизнеса. На количество занятых в сфере малого и среднего предпринимательства также оказывает давление неблагоприятная демографическая ситуация и миграционный отток населения. Меры поддержки, реализуемые на федеральном и региональном уровне, в первую очередь в рамках национальных проектов, частично снивелируют негативное влияние указанных факторов, но не приведут к росту значений показателей в краткосрочной перспективе, так как будут иметь отложенный эффект.
При значительном усилении мер поддержки, ориентированных на вывод малых и средних предприятий на внешние рынки в целях замещения падающего внутреннего спроса на товары (работы, услуги) малого и среднего бизнеса, усилением спроса со стороны внешних рынков, общий синергетический эффект мер поддержки будет существенно выше, что позволит уже в ближайшей перспективе повлиять на рост показателей сектора малого и среднего предпринимательства. Еще больший положительный эффект может быть достигнут благодаря введению налоговых послаблений для малого бизнеса и введению ограничений на распространение крупных торговых сетей, агрессивно вытесняющих в регионах местный торговый малый и средний бизнес.
Уровень жизни населения
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника
В 2018 году номинальная заработная плата в республике составила 31 808 рублей, увеличившись на 9,7% по отношению к значению 2017 года.
За январь - август 2019 года номинальная заработная плата составила 33 267 рублей и возросла на 6,1% к соответствующему периоду 2018 года. По итогам 2019 года номинальная заработная плата оценочно составит 33 780 рублей, или 106,2% к уровню 2018 года.
Следует отметить, что начиная с 2019 года в Удмуртской Республике, так же как и в Российской Федерации, ожидается замедление темпов роста номинальной заработной платы из-за сформировавшейся высокой базы в 2018 году. В 2018 году на рост номинальной заработной платы оказали влияние мероприятия по достижению целевых показателей по оплате труда медицинских, педагогических, социальных работников и работников учреждений культуры.
Номинальная заработная плата к 2022 году увеличится по сравнению с 2018 годом в пределах 28,2 - 29,1%, составив по варианту 1 прогноза 40 764 рубля, по варианту 2 - 41 072 рубля.
Росту номинальной заработной платы в прогнозируемом периоде будет способствовать реализация в республике национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости", предусматривающего в целях повышения производительности труда переобучение и переквалификацию работников предприятий - участников проекта. Переобученные работники будут трудоустраиваться на создаваемые высокооплачиваемые высокопроизводительные рабочие места, что окажет определенное положительное влияние на уровень номинальной заработной платы в целом. Указанные тенденции будут способствовать положительной динамике номинальной заработной платы во внебюджетном секторе, где рост производительности труда является одним из определяющих факторов роста номинальной заработной платы.
Прогноз номинальной заработной платы на 2020 год относительно предыдущего прогноза по варианту 1 выше на 1,4%, по варианту 2 - на 1,2%.
Фонд заработной платы
В 2018 году фонд заработной платы увеличился на 7,7% и составил 186,9 млрд рублей. В 2019 году фонд оплаты труда оценочно составит 194,6 млрд рублей и увеличится к уровню предыдущего года на 4,1%.
Прогноз фонда заработной платы на 2020 - 2022 годы рассчитан исходя из прогноза номинальной заработной платы работников организаций и их среднесписочной численности. С учетом прогнозируемого увеличения номинальной заработной платы, а также роста численности работников организаций начиная с 2021 года по варианту 1 прогноза рост фонда заработной платы составит в среднем 6,5% ежегодно, по варианту 2 - 6,8%.
Фонд заработной платы к 2022 году по сравнению с 2018 годом увеличится по варианту 1 на 20,9%, составив 235 290 млн рублей, по варианту 2 - на 21,9% (237 215 млн рублей).
Прогноз фонда заработной платы на 2020 год относительно предыдущего прогноза по варианту 1 выше на 2,1%, по варианту 2 - на 1,5%.
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения
Среднегодовая величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2018 году составила 9 026 рублей, что на 103,2% выше уровня 2017 года. Рост показателя связан с ростом стоимости основных продовольственных товаров, занимающих значительный удельный вес в потребительской корзине продуктов питания.
За I полугодие 2019 года величина прожиточного минимума в среднем на душу населения увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 109,5%. В целом в 2019 году прогнозируется увеличение данного показателя на 103,6% относительно предыдущего года (до 9 351 рубля), что связано с ростом потребительских цен на продукты питания, входящие в потребительскую корзину.
В среднесрочном периоде рост величины прожиточного минимума в среднем на душу населения оценивается на уровне прогнозируемых темпов роста потребительских цен на товары и услуги.
По варианту 1 прогноза величина прожиточного минимума в среднем на душу населения к 2022 году составит 10 377 рублей, по варианту 2 - 10 367 рублей и увеличится к 2019 году соответственно на 111,0% и 110,9%.
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения на 2020 год относительно предыдущего прогноза по варианту 1 ниже на 1,5%, по варианту 2 - на 1,4% (вследствие пересмотра прогнозных значений индекса потребительских цен).
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума
Динамика доходов населения сказывается на численности населения, проживающего за чертой бедности. По предварительным данным органов статистики, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения в 2018 году в Удмуртской Республике составила 12,0%.
При росте номинальных денежных доходов населения в 2019 году прогнозируется снижение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 10,7%.
Снижению уровня бедности населения в республике будет способствовать доведение минимального размера оплаты труда работников до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации.
Прогноз на 2020 - 2024 годы учитывает национальные цели развития Российской Федерации, определенные в Указе N 204. В соответствии с данными целями к 2024 году в Удмуртской Республике уровень бедности населения должен снизиться вдвое к уровню 2017 года и составить 6,1%.
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума на 2020 год относительно предыдущего прогноза по варианту 1 ниже на 1,4 процентного пункта, по варианту 2 - на 1,2 процентного пункта. Целевые значения данного показателя по годам планового периода 2019 - 2024 годов определены согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 года N 915, которым утверждена методика расчета целевых значений уровня бедности населения для каждого года планового периода.
Реальные располагаемые денежные доходы населения
Реальные располагаемые денежные доходы населения по предварительным статистическим данным в 2018 году в Удмуртской Республике составили 98,5% к уровню 2017 года.
По итогам 2019 года при сохраняющихся темпах роста номинальной заработной платы и снижающихся темпах инфляции реальные располагаемые денежные доходы населения оценочно составят к уровню 2018 года 99,5%.
Прогноз реальных располагаемых денежных доходов населения рассчитан с учетом прогнозируемого роста номинальной заработной платы, индексации социальных выплат, увеличения минимального размера оплаты труда, мер поддержки потребительского спроса и адресной государственной поддержки отдельных категорий граждан.
В 2020 году по варианту 1 прогноза ожидается сохранение реальных располагаемых денежных доходов населения на уровне оценки 2019 года, по варианту 2 - незначительный рост до 100,1%.
Благодаря положительной динамике реальной заработной платы и социальных трансфертов в 2021 - 2022 годах рост реальных располагаемых доходов населения прогнозируется на 0,7 - 1,0% ежегодно.
Прогноз реальных располагаемых денежных доходов населения на 2020 год относительно предыдущего прогноза по варианту 1 ниже на 0,2 процентного пункта, по варианту 2 - на 0,1 процентного пункта.
Труд и занятость
Среднесписочная численность работников организаций
В 2018 году среднесписочная численность работников организаций составила 489,7 тыс. человек, сократившись по отношению к предыдущему году на 9,3 тыс. человек, или на 1,9%.
В январе - августе 2019 года тенденция не изменилась, среднесписочная численность работников организаций уменьшилась на 1,7% к аналогичному периоду предыдущего года, составив 478,6 тыс. человек.
Наибольшее сокращение числа работников отмечено в организациях таких видов деятельности, как обрабатывающие производства (на 4,0 тыс. человек, или 3,4%), государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (на 2,4 тыс. человек, или 6,6%), сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (на 1,4 тыс. человек или 5,0%), строительство (на 0,8 тыс. человек, или 3,8%).
Одновременно увеличилась занятость в организациях таких видов экономической деятельности, как деятельность в области информации и связи (на 0,5 тыс. человек, или на 5,8%), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (на 0,3 тыс. человек, или 4,4%), деятельность профессиональная, научная и техническая (на 0,4 тыс. человек, или 2,4%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (на 0,3 тыс. человек, или 3,1%).
С учетом сложившихся тенденций численность работников организаций в 2019 году не превысит 480,1 тыс. человек, что соответствует прогнозному значению показателя.
В последние годы наблюдалось снижение предложения рабочей силы: отмечалось сокращение численности трудовых ресурсов и численности занятых в экономике, в значительной мере обусловленное сокращением численности населения в трудоспособном возрасте. В прогнозном периоде ожидается рост численности занятого в экономике населения, а также среднесписочной численности работников организаций. Связано это в первую очередь с изменениями в пенсионном законодательстве в соответствии с Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".
С 2021 года прогнозируется тенденция к увеличению среднесписочной численности работников организаций. В 2022 году по варианту 1 среднесписочная численность работников организаций составит 481,0 тыс. человек, по варианту 2 - 481,3 тыс. человек.
Прогноз среднесписочной численности работников организаций на 2020 год относительно предыдущего прогноза по варианту 1 выше на 0,7 процентного пункта, по варианту 2 - на 0,25 процентного пункта.
Уровень официально зарегистрированных безработных
Уровень регистрируемой безработицы в Удмуртской Республике на 1 октября 2019 года составил 0,85% от экономически активного населения (на 1 января 2019 года этот показатель соответствовал 0,82%).
Численность зарегистрированных безработных граждан на 1 октября 2019 года составила 6 635 человек. Это на 154 человека больше, чем на 1 января 2019 года (6 481 человек).
Увеличение численности безработных граждан произошло почти во всех районах Удмуртской Республики.
В первую очередь это связано с вступлением в силу Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", в соответствии с которым изменился размер и порядок выплаты пособия по безработице. Установленный Правительством Российской Федерации минимальный размер пособия по безработице в 2019 году увеличился с 850 до 1500 рублей (плюс уральский коэффициент), максимальный размер - с 4 900 до 8 000 рублей (плюс уральский коэффициент), отдельно для граждан предпенсионного возраста (за 5 лет до пенсии) - 11 280 рублей (плюс уральский коэффициент).
Наибольшее увеличение числа безработных граждан произошло в Кизнерском, Балезинском и Кезском районах и связано с окончанием срока реализации проекта по утилизации химических отходов на объекте уничтожения химического оружия филиала ФБУ "ФУ БХУХО" и ликвидацией ООО "ПродОптТрейд" в п. Кез.
В целях улучшения ситуации на рынке труда Удмуртской Республики продолжится реализация подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы "Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики". Положительно на ситуацию на рынке труда повлияет также и реализация мероприятий по профессиональному обучению в рамках федеральных проектов "Старшее поколение" и "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография".
Учитывая сохранение экономического роста, дальнейшее развитие экономики и соответствующий рост потребности в трудовых ресурсах приведет к увеличению рабочей силы и к снижению уровня безработицы.
Ожидается, что в 2022 году уровень регистрируемой безработицы снизится с 1,15% в 2019 году до 1,01% по варианту 1 и до 0,98% по варианту 2.
Прогноз уровня регистрируемой безработицы на конец 2020 года относительно предыдущего прогноза по варианту 1 ниже на 0,02 процентного пункта, по варианту 2 - выше на 0,01 процентного пункта.
Численность постоянного населения в среднегодовом исчислении
С 2017 года естественный прирост населения в республике сменился естественной убылью в результате заметного снижения рождаемости.
По итогам 2018 года в Удмуртской Республике родилось 16 423 человека (на 1 454 меньше, чем в 2017 году). В то же время наблюдалось незначительное снижение смертности населения - в 2018 году умерло 18 079 человек, или на 56 человек меньше, чем в предыдущем году. Естественная убыль населения значительно увеличилась, достигнув за 2018 год 1 656 человек (2017 год - 258 человек).
Помимо естественной убыли численность населения республики уменьшается и за счет миграционного оттока. За 2018 год миграционная убыль населения составила 3 998 человек, увеличившись на 474 человека по сравнению с 2017 годом.
В результате среднегодовая численность населения в 2018 году сократилась на 4,7 тыс. человек, или на 0,3% и составила 1 510,2 тыс. человек. Сложившиеся в демографической ситуации тенденции сохраняются и в 2019 году. За январь - июль 2019 года рождаемость в республике в сравнении с аналогичным периодом 2018 года заметно уменьшилась (с 11,2 до 9,8 на 1 000 человек населения), при этом продолжилось снижение смертности (с 12,6 до 12,1 на 1 000 человек населения). Естественная убыль населения возросла, составив 2 032 человека (за аналогичный период 2018 года 1 257 человек).
При этом можно отметить сокращение масштабов миграционной убыли населения республики, составившей в январе - августе 2019 года 917 человек (январь - август 2018 года 1 589 человек).
В 2019 году население республики оценочно составит 1 505,2 тыс. человек, что на 5,0 тыс. человек, или 0,3% меньше, чем в 2018 году.
В ближайшие годы по обоим вариантам прогноза сохранятся процессы естественной и миграционной убыли населения, что предопределит дальнейшее сокращение численности населения Удмуртской Республики.
Ожидается, что мероприятия по сокращению уровня смертности, прежде всего граждан трудоспособного возраста, будут способствовать снижению отдельных возрастных коэффициентов смертности. Однако по варианту 1 в условиях ускоренного старения населения республики не удастся снизить общий коэффициент смертности, по варианту 2 прогноза в среднесрочном периоде ожидается снижение показателя смертности населения.
Сокращение рождаемости населения объективно обусловлено сокращением числа женщин репродуктивного (фертильного) возраста (только за последние 5 лет их численность сократилась на 22,0 тыс. человек, или 6,0%, за 10 лет - на 68,0 тыс. человек, или 16,4%), в том числе численности женщин в основных репродуктивных возрастах (от 20 до 35 лет). В последние годы общая численность женщин 20 - 35 лет сократилась еще больше (на 27,7 тыс. человек, или 14,9%).
По варианту 1 прогноза ожидается дальнейшее сокращение рождаемости населения, вариант 2 предполагает преодоление сложившейся тенденции и рост рождаемости благодаря мерам, направленным на усиление государственной поддержки семей с детьми, установленным на федеральном и региональном уровнях.
Сценарии прогноза показателя миграционного прироста (убыли) населения сформированы с учетом основных тенденций изменения социальных и экономических факторов развития Удмуртской Республики. В ближайшие годы сохранится отток населения в рамках межрегиональной миграции. Интенсивность миграционной убыли сохранится на высоком уровне, при этом в обоих вариантах прогноза предполагается ее постепенное ослабление.
В 2022 году численность населения республики составит по варианту 1 1488,8 тыс. человек, по варианту 2 - 1496,1 тыс. человек.
Прогноз среднегодовой численности населения на 2020 год относительно предыдущего прогноза по варианту 1 ниже на 0,1%, по варианту 2 - на 0,3%.
Прогноз
ресурсного обеспечения государственных программ Удмуртской Республики за счет всех источников финансирования на 2020 - 2022 годы
Наименование |
Объем финансирования, тыс. руб. |
||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
|
Государственная программа Удмуртской Республики "Социальная поддержка граждан" |
9 019 444,0 |
9 037 010,8 |
9 739 030,6 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие здравоохранения" |
30 153 380,9 |
30 564 646,8 |
31 272 289,3 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики" |
1 005 925,9 |
1227154,4 |
1 276 240,5 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие образования" |
2 296 7043,9 |
23 079 300,9 |
23 336 817,1 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики" |
1 133 822,4 |
1 186 212,5 |
1 241 302,4 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Культура Удмуртии" |
1 190 409,6 |
1 198 745,0 |
1 256 778,4 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений" |
50 451,3 |
50 449,8 |
52 467,8 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Окружающая среда и природные ресурсы" |
561 854,8 |
440 716,5 |
862 336,5 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие архивного дела" |
126 522,6 |
127 054,4 |
132 136,7 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие системы государственной регистрации актов гражданского состояния в Удмуртской Республике" |
122 978,4 |
95 026,9 |
98 828,0 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики" |
96 4495,6 |
1 001 936,6 |
1 116363,5 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие промышленности и потребительского рынка" |
529 816,1 |
506 037,7 |
508 279,2 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие лесного хозяйства" |
849 267,5 |
875 890,7 |
878 188,6 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" |
19 796 858,7 |
19 945 384,3 |
20 703 106,9 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике" |
2 701 051,2 |
2 555 866,5 |
2 653 301,1 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики" |
2 216 321,5 |
2 355 588,9 |
2 463 453,6 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие транспортной системы Удмуртской Республики" |
5 937 459,5 |
5 997 161,5 |
6 146 691,9 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике" |
27 280 143,3 |
27 336 415,3 |
27 358 707,2 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие информационного общества в Удмуртской Республике" |
154 589,7 |
127 340,9 |
127 340,9 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Управление государственным имуществом" |
77 646,9 |
79 205,8 |
82 372,9 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Управление государственными финансами" |
9 217 564,0 |
11 233 425,4 |
11 825 319,1 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Удмуртской Республике" |
526 087,3 |
526 087,3 |
568 266,0 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Удмуртской Республике" |
411 672,1 |
404 564,7 |
430 256,1 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Совершенствование системы государственного управления в Удмуртской Республике" |
1 871,8 |
1 871,8 |
1 946,6 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие печати и массовых коммуникаций" |
255 631,0 |
261 598,9 |
|
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике" |
0,0 |
18 976,8 |
|
Государственная программа Удмуртской Республики "Противодействие незаконному обороту наркотиков в Удмуртской Республике" |
2 874,7 |
2 874,7 |
2 989,6 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Доступная среда" |
4 633,3 |
4 633,3 |
0,0 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Формирование современной городской среды на территории Удмуртской Республики" |
131 791,4 |
131 791,4 |
137 063,1 |
Итого |
137 391 609,4 |
140 372 970,5 |
144 271 873,6 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.