Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Службы государственной
охраны объектов культурного
наследия Калининградской области
от 23.10.2019 N 342
Методика
проведения оценки коррупционных рисков в Службе государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области
1. Общие положения
1.1. Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом антикоррупционной политики Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области (далее - Служба), позволяющая обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности Службы и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции в Службе.
1.2. Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных процессов и видов деятельности Службы, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения государственными гражданскими служащими Службы коррупционных правонарушений, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды Службой.
1.3. Настоящая методика проведения оценки коррупционных рисков в Службе (далее - Методика) разработана с учетом Методических рекомендаций по проведению оценки коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции, утвержденных протоколом заседания проектного комитета от 13.07.2017 N 47 (7), а также Рекомендаций по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации, подготовленных Минтрудом России.
2. Порядок оценки коррупционных рисков
2.1. Оценка коррупционных рисков в деятельности Службы проводится на регулярной основе ежегодно до 25 декабря.
На основании оценки коррупционных рисков составляется перечень коррупционно-опасных функций, который утверждается приказом руководителя (директора) Службы, и разрабатывается комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.
2.2. Оценку коррупционных рисков в деятельности Службы осуществляет должностное лицо, назначенное приказом руководителя (директора) Службы ответственным за профилактику коррупционных правонарушений.
2.3. Этапы проведения оценки коррупционных рисков:
1) проведение анализа деятельности Службы с выделением отдельных процессов и составных элементов процессов (подпроцессов);
2) определение "критических точек" (элементов (подпроцессов), при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений;
3) составление для подпроцессов, реализация которых связана с коррупционным риском, описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:
- характеристику выгоды или преимущество, которое может быть получено государственным гражданским служащим Службы или Службой при совершении коррупционного правонарушения;
- должности в Службе, которые являются "ключевыми" для совершения коррупционного правонарушения (потенциально коррупциогенные должности);
возможные формы осуществления коррупционных платежей (денежное вознаграждение, услуги, преимущества и т.д.);
4) разработка на основании проведенного анализа карты коррупционных рисков Службы (сводное описание "критических точек" и возможных коррупционных правонарушений);
5) формирование перечня должностей, связанных с высоким коррупционным риском;
6) разработка комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков. В зависимости от специфики конкретного процесса такие меры разрабатываются для каждой "критической точки" и включают в себя:
проведение обучающих мероприятий для государственных гражданских служащих Службы по вопросам противодействия коррупции;
- создание форм отчетности по результатам принятых решений (например, ежегодный отчет о деятельности, о реализации программы и т.д.);
- внедрение систем электронного взаимодействия с гражданами и организациями;
осуществление внутреннего контроля за исполнением государственными гражданскими служащими Службы своих обязанностей (проверочные мероприятия на основании поступившей информации о проявлениях коррупции);
- регламентацию сроков и порядка реализации подпроцессов с повышенным уровнем коррупционной уязвимости.
2.4. Принципы оценки коррупционных рисков:
1) законность.
Оценка коррупционных рисков осуществляется в точном соответствии с законом. Правовой основой оценки коррупционных рисков в Службе являются Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральный закон от 25 декабря 2006 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Закон Калининградской области от 28 июня 2005 года N 609 "О государственной гражданской службе Калининградской области", Закон Калининградской области от 26 мая 2017 N 73 "О противодействии коррупции в Калининградской области";
2) полнота.
Коррупционные риски могут возникать при реализации любой административной процедуры (действия). Соблюдение принципа полноты оценки коррупционных рисков позволяет значительно сократить вероятность того, что отдельные административные процедуры (действия), при реализации которых возможно возникновение коррупционного риска, будут проигнорированы, поскольку изначально они не признаны коррупционно-опасными;
3) рациональное распределение ресурсов.
Оценку коррупционных рисков следует проводить, учитывая возможности кадровых, финансовых и иных ресурсов Службы для ее реализации;
4) всесторонность определения коррупционных рисков.
Выявление коррупционных факторов и анализ вероятных способов совершения коррупционных правонарушений (коррупционных схем) позволяет разработать наиболее эффективные меры предупреждения коррупции в Службе;
5) взаимосвязь результатов оценки коррупционных рисков с проводимыми антикоррупционными мероприятиями.
Результаты оценки коррупционных рисков являются основой для определения перечня должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками;
6) своевременность и регулярность оценки коррупционных рисков.
Проводить оценку коррупционных рисков целесообразно на системной основе. Углубленную оценку коррупционных рисков рекомендуется проводить при любом существенном изменении законодательства в соответствующей Службе сфере контрольно-надзорной деятельности, организационно-штатной структуры, выявлении коррупционных правонарушений, свидетельствующих о возникновении коррупционных рисков.
Раз в год целесообразно проводить текущую оценку коррупционных рисков, предполагающую анализ функций Службы, на предмет необходимости принятия дополнительных мер, направленных на минимизацию негативных последствий выявленных рисков;
7) гласность.
Служба размещает информацию о результатах оценки коррупционных рисков на своей странице официального сайта Правительства Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://gov39.ru/vlast/sluzhby/gookn/ в разделе "Противодействие коррупции" с учетом требований законодательства Российской Федерации.
3. Карта коррупционных рисков
3.1. Карта коррупционных рисков (далее - Карта) представляет собой составленный в табличном формате перечень коррупционно-опасных функций, типовых ситуаций, возникающих при их реализации, должностей в Службе, исполнение обязанностей по которым предполагает участие государственного гражданского служащего Службы в реализации функций, включенных в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, и меры по минимизации (устранению) коррупционного риска.
3.2. Карта содержит:
1) зоны повышенного коррупционного риска (коррупционно-опасные функции и полномочия), которые считаются наиболее предрасполагающими к возникновению коррупционных правонарушений;
2) перечень должностей Службы, связанных с определенной зоной повышенного коррупционного риска (с реализацией коррупционно-опасных функций и полномочий);
3) типовые ситуации, характеризующие выгоды или преимущества, которые могут быть получены отдельными государственными гражданскими служащими Службы при совершении коррупционного правонарушения;
4) меры по устранению или минимизации коррупционно-опасных функций.
3.3. Карта разрабатывается должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных правонарушений в Службе, в соответствии с формой, указанной в приложении к настоящей Методике, и утверждается руководителем (директором) Службы.
3.4. Актуализация карты коррупционных рисков производится ежегодно, не позднее 25 декабря года, следующего за истекшим, а также в следующих случаях:
1) по результатам ежегодного проведения оценки коррупционных рисков в Службе;
2) в случае внесения изменений в должностные регламенты государственных гражданских служащих Службы, должности которых указаны в Карте;
3) в случае внесения изменений в положение о Службе, утвержденное постановлением Правительства Калининградской области от 02 декабря 2014 года N 804 "О Службе государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области";
4) при изменении организационно-штатной структуры Службы, в том числе при введении либо упразднении должностей Службы;
5) в случае выявления фактов коррупции в Службе.
3.5. Утвержденная в установленном порядке карта коррупционных рисков размещается на странице Службы официального сайта Правительства Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Противодействие коррупции" в течение 5 рабочих дней со дня ее утверждения.
3.6. Общее руководство работой по формированию (актуализации) карты коррупционных рисков в Службе осуществляет руководитель (директор) Службы.
3.7. Формирование (актуализация) карты коррупционных рисков осуществляется на основании перечня коррупционно-опасных функций Службы и состоит из следующих этапов:
1) идентификация типовых ситуаций, возникающих при реализации коррупционно-опасных функций, включенных в перечень коррупционно опасных функций, и должностей в Службе, исполнение обязанностей по которым предполагает участие государственных гражданских служащих Службы в реализации функций, включенных в перечень;
2) оценка коррупционных рисков;
3) управление коррупционными рисками.
3.8 Идентификация типовых ситуаций, возникающих при реализации коррупционно-опасных функций, включенных в перечень коррупционно-опасных функций и должностей в Службе, исполнение обязанностей по которым предполагает участие государственных гражданских служащих Службы в реализации функций, включенных в перечень, проводится на основании:
1) данных анализа поступивших в Службу обращений граждан и юридических лиц, содержащих информацию о фактах коррупции;
2) данных анализа материалов, размещенных в средствах массовой информации, о фактах коррупции в Службе;
3) результатов работы по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются государственные гражданские служащие Службы, и принятых мерах по их предотвращению;
4) результатов рассмотрения вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) должностных лиц Службы, и принятых мерах.
3.9. Идентификация типовых ситуаций, возникающих при реализации коррупционно-опасных функций, включенных в перечень коррупционно опасных функций, и должностей в Службе, исполнение обязанностей по которым предполагает участие государственных гражданских служащих Службы в реализации функций, включенных в перечень, должна учитывать ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые могут повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение государственными гражданскими служащими Службы должностных (служебных) обязанностей.
3.10. Результатом идентификации типовых ситуаций, возникающих при реализации коррупционно-опасных функций, включенных в перечень коррупционно-опасных функций, и должностей в Службе, исполнение обязанностей по которым предполагает участие государственных гражданских служащих Службы в реализации функций, включенных в перечень, является:
1) определение перечня ситуаций, событий, комбинаций обстоятельств, которые могут повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение государственными гражданскими служащими Службы должностных (служебных) обязанностей;
2) описание факторов риска, условий возникновения ситуаций, событий, комбинаций обстоятельств, которые могут повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение государственными гражданскими служащими Службы должностных (служебных) обязанностей;
3) определение перечня должностей в Службе, исполнение обязанностей по которым предполагает участие государственных гражданских служащих Службы в реализации функций, включенных в перечень;
4) предварительная оценка риска.
3.11. Результаты идентификации типовых ситуаций, возникающих при реализации коррупционно-опасных функций, включенных в перечень коррупционно-опасных функций и должностей в Службе, исполнение обязанностей по которым предполагает участие государственных гражданских служащих Службы в реализации функций, включенных в перечень, заносятся в Карту по форме согласно приложению к настоящей Методике.
4. Оценка коррупционных рисков
4.1. Оценка коррупционных рисков проводится с целью планирования деятельности по управлению рисками.
4.2. Основными задачами оценки коррупционных рисков являются:
1) определение частоты возникновения и уровня потенциальной опасности коррупционного риска;
2) обобщение оценки коррупционных рисков, выявление соответствия организации исполнения коррупционно-опасных функций требованиям законодательства о противодействии коррупции;
3) разработка рекомендаций (мероприятий) по управлению рисками и контроль за их выполнением.
4.3. Рекомендации (мероприятия) по управлению коррупционными рисками направлены на минимизацию (устранение) коррупционных рисков и подразделяются на правовые и организационные:
1) правовые мероприятия по управлению коррупционными рисками включают в себя разработку и принятие локальных нормативных актов, устанавливающих порядок исполнения функций, включенных в перечень коррупционно-опасных функций;
2) организационные мероприятия по управлению коррупционными рисками включают в себя:
- изменение порядка исполнения функции, включенной в перечень коррупционно-опасных функций;
- антикоррупционное обучение, просвещение и переподготовку государственных гражданских служащих Службы, замещающих должности в Службе, исполнение обязанностей по которым предполагает участие государственных гражданских служащих Службы в реализации функций, включенных в перечень коррупционно-опасных функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.