Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства области
от 25.10.2019 N 803-пп
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Оренбургской области
на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента от 7 мая 2018 года), стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, бюджетном прогнозе Оренбургской области на долгосрочный период до 2030 года, утвержденном постановлением Правительства Оренбургской области от 13 ноября 2014 года N 871-пп, государственных программах Оренбургской области (далее - государственные программы). Кроме того, при определении бюджетной и налоговой политики на ближайшую перспективу использованы сценарные условия социально-экономического развития Оренбургской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
I. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики
в 2018 году и первой половине 2019 года
Доходы областного бюджета
В 2018 году основную часть доходов областного бюджета обеспечили поступления от налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций и акцизов по подакцизным товарам.
Высокий уровень исполнения достигнут за счет увеличения поступлений по налогу на прибыль организаций, занимающих лидирующие позиции в структуре налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.
Основной прирост поступлений налога на прибыль организаций в 2018 году обеспечен предприятиями топливно-энергетического комплекса, в том числе консолидированной группой налогоплательщиков.
Увеличились поступления налога на прибыль в таких "несырьевых" отраслях экономики области, как электроэнергетика и обрабатывающие производства.
Отмечается рост поступлений налога на доходы физических лиц, который объясняется, в первую очередь, увеличением фонда начисленной заработной платы, а также увеличением прочих доходов физических лиц (сумм, полученных от продажи имущества и имущественных прав, сумм вознаграждения).
На увеличение поступлений акцизов по подакцизным товарам существенное влияние оказало изменение структуры распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.
Увеличились поступления налога на имущество организаций, что обусловлено:
изменением федерального законодательства в части отмены льгот в отношении движимого имущества;
поэтапным увеличением ставок по отдельным видам имущества, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации;
проведением инвентаризации налоговых льгот, установленных на региональном уровне;
увеличением налогооблагаемой базы за счет инвестиционной политики, проводимой Правительством Оренбургской области.
Увеличению поступлений в бюджеты муниципальных образований Оренбургской области в 2018 году способствовала передача в бюджеты муниципальных районов (по нормативу 100,0 процента) и городских округов (по нормативу 60,0 процента) государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий при подаче документов через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в части, подлежащей зачислению в областной бюджет.
Исполнение консолидированного бюджета Оренбургской области за I полугодие 2019 года характеризуется следующими особенностями:
высокое исполнение по налогу на прибыль организаций, которое обеспечено за счет увеличения поступлений от организаций, осуществляющих деятельность в сфере добычи газа, нефти и производства нефтепродуктов;
замедление темпа роста налога на доходы физических лиц, обусловленное увеличением сумм возврата налога из консолидированного бюджета;
прирост поступлений акцизов по подакцизным товарам, который связан с увеличением норматива зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъекты Российской Федерации, а также изменением порядка распределения акцизов на крепкую алкогольную продукцию и установлением нового норматива распределения в целях компенсации выпадающих доходов в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций;
увеличение поступлений по налогу на имущество организаций за счет роста налогооблагаемой базы в связи с оптимизацией налоговых льгот на федеральном и региональном уровнях, а также прироста поступлений от предприятий-инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории Оренбургской области;
снижение поступлений по государственной пошлине за совершение юридически значимых действий федеральными органами исполнительной власти через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в связи с увеличением количества обращений в электронной форме.
На исполнение консолидированного бюджета Оренбургской области в 2019 году оказывают влияние изменения законодательства Российской Федерации и Оренбургской области.
Внесены изменения в Закон Оренбургской области от 14 ноября 2012 года N 1156/343-V-ОЗ "О патентной системе налогообложения", согласно которым с 1 января 2019 года предусматривается индексация размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по отдельным видам предпринимательской деятельности.
Предоставлено право плательщикам единого налога на вмененный доход и налогоплательщикам, применяющим патентную систему налогообложения, уменьшать соответствующие налоги на расходы по приобретению контрольно-кассовых аппаратов (в размере не более 18 тыс. рублей за один кассовый аппарат).
С 1 января 2019 года освобождается от обложения налогом на имущество организаций имущество онкологических диспансеров, перинатальных центров, многопрофильных больниц, в структуру которых входят онкологические диспансеры и (или) перинатальные центры, принятое на учет с 1 января 2015 года и используемое для оказания медицинской помощи по онкологии, акушерству и гинекологии.
С 2019 года отменен вычет по транспортному налогу в размере платы в систему "Платон" за движение большегрузных транспортных средств по федеральным трассам.
С 1 января 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Закон Оренбургской области от 16 ноября 2002 года N 322/66-III-ОЗ "О транспортном налоге" и направленные на оптимизацию налоговых льгот (налоговых ставок) по транспортному налогу, не влияющих на стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности с учетом соблюдения принципов адресности и нуждаемости, а также поддержку многодетных семей в Оренбургской области.
В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 15 апреля 2019 года N 63-ФЗ, начиная с налогового периода 2018 года физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, предоставляются дополнительные налоговые вычеты:
по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 кв. метров площади одного земельного участка;
по налогу на имущество физических лиц - в размере 5 кв. метров общей площади квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв. метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.
До 31 декабря 2020 года для начинающих предпринимателей при применении упрощенной или патентной системы налогообложения при осуществлении деятельности в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытового обслуживания предусмотрены 2-летние "налоговые каникулы".
Расходы областного бюджета
В 2018 году закончился промежуточный этап реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 - 606 (далее - указы Президента), поэтому первоочередным в отчетном году было обеспечение реализации поставленных задач, а также новых векторов, обозначенных в Указе Президента от 7 мая 2018 года, и исполнение в полном объеме принятых социальных обязательств.
В 2019 году Оренбургская область приступила к реализации национальных проектов, рассчитанных на период до 2024 года, которые трансформировались из указов Президента. В рамках 11 национальных проектов в области реализуется 51 региональный проект. На эти цели в 2019 году из областного бюджета направлено 13,4 млрд. рублей.
В целях обеспечения поставленных задач осуществлялась политика ограничения расходов по таким направлениям, как содержание органов государственной власти Оренбургской области, обслуживание государственного долга Оренбургской области, проводился комплекс мероприятий по эффективному использованию энергоресурсов, потребляемых коммунальных услуг, применялись механизмы предоставления средств под фактическую потребность.
Проведение данных мероприятий позволило в 2018 году своевременно выплачивать заработную плату, в соответствии с графиками предоставлять межбюджетные трансферты муниципальным образованиям Оренбургской области, производить социальные выплаты. В полном объеме были выполнены указы Президента. По итогам 2018 года и первой половины 2019 года показатели средней заработной платы работников бюджетной сферы, поименованных в указах Президента, достигнуты по всем категориям.
За 2018 год основу расходной части областного бюджета составляли бюджетные ассигнования, направляемые в социальную сферу: на образование, здравоохранение, спорт, культуру и социальную политику. В 2018 году объем бюджетных ассигнований, направленных в социальную сферу, составил 52,9 млрд. рублей, или 66,0 процента от общего объема расходов.
В связи с выполнением указов Президента в 2018 году были увеличены расходы на заработную плату педагогических работников, что привело к увеличению расходов на государственный стандарт общего и дошкольного образования на 605,2 млн. рублей по сравнению с 2017 годом, на среднее профессиональное образование - на 170,0 млн. рублей.
Размер финансовой помощи, оказанной местным бюджетам для достижения необходимых показателей по заработной плате работников культуры и педагогов дополнительного образования детей, в 2018 году составил 260,6 млн. рублей.
Заработная плата работников бюджетной сферы в Оренбургской области увязана со средней заработной платой по экономике области.
Минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) в 2018 году увеличивался дважды: с 1 января - до 9 489 рублей и с 1 мая - до 11 163 рублей. Поскольку МРОТ выплачивается с учетом районного коэффициента, его фактический размер в Оренбургской области с 1 мая составил 12 837 рублей. С 1 января 2019 года МРОТ составляет 12 972 рубля. Соответствующее увеличение расходов было в полном объеме предусмотрено в областном и местных бюджетах.
В полном объеме и своевременно в 2018 году и в первой половине 2019 года выполнены все социальные обязательства перед населением области, а также приняты новые расходные обязательства. Социальная поддержка за счет средств областного бюджета оказывается с учетом принципов адресности и нуждаемости.
Расходы на областную адресную инвестиционную программу в 2018 году составили 3,4 млрд. рублей, из которых более 70 процентов всех бюджетных инвестиций направлено на строительство объектов муниципальной собственности.
При активной работе Правительства Оренбургской области и профильных министерств в областной бюджет из федерального бюджета на капитальные вложения привлечено 1,3 млрд. рублей (объекты образования, коммунальной инфраструктуры, дорожные объекты).
В 2018 году на дорожную деятельность было направлено более 7,3 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 1,3 млрд. рублей.
В целях совершенствования системы программно-целевого планирования проводилась работа по следующим направлениям:
1) увеличение доли программных расходов бюджетов. Результатом работы явилось достижение уровня "программных" расходов областного бюджета до 98,7 процента к общему объему расходов, уровня "программных" расходов местных бюджетов - до 96,6 процента;
2) совершенствование методологии формирования и реализации государственных программ:
отражение в составе государственных программ межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета, с показателями результативности их предоставления;
закрепление правовой возможности для реализации приоритетных проектов Оренбургской области и ведомственных проектов органов исполнительной власти Оренбургской области в качестве основных мероприятий государственных программ либо подпрограмм государственных программ;
включение в состав государственных программ налоговых расходов (налоговых льгот, пониженных ставок налогов как мер государственной поддержки);
обеспечение открытости сведений о показателях (индикаторах) государственных программ.
По результатам оценки эффективности государственных программ за 2018 год степень выполнения мероприятий государственных программ составила 98,7 процента, достижение значений показателей результативности - 94,3 процента. Работа, направленная на повышение результативности мероприятий государственных программ и достижение значений показателей результативности, продолжена в текущем году.
Одним из ключевых направлений работы по совершенствованию методологии государственных программ стало внедрение механизма реализации региональных и приоритетных проектов в рамках государственных программ Оренбургской области.
В составе закона Оренбургской области об областном бюджете на текущий финансовой год и на плановый период сформировано отдельное приложение по распределению бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных проектов Оренбургской области.
В 2018 году из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Оренбургской области и входящих в ее состав муниципальных образований поступило 33 субсидии на общую сумму 3,6 млрд. рублей.
Получены следующие результаты оценки эффективности использования межбюджетных субсидий:
в полном объеме выполнены показатели результативности, установленные соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, в отношении 29 субсидий - 98 показателей из 109 установленных (90,0 процента);
не выполнены в полном объеме показатели результативности в отношении 4 субсидий - 11 из 109 показателей (10 процентов).
На 2019 год между федеральными органами исполнительной власти и Правительством Оренбургской области заключено 49 соглашений на софинансирование расходных обязательств Оренбургской области и муниципальных образований Оренбургской области в объеме 6,2 млрд. рублей.
В 2018 году проведена работа, направленная на повышение эффективности межбюджетного субсидирования, в том числе путем внесения изменений в правила предоставления субсидий.
Уточнены требования к критериям отбора муниципальных образований Оренбургской области для предоставления субсидий, показатели результативности использования, условия перечисления субсидий.
Предусмотрен ряд требований по сопровождению субсидий в электронной форме, в том числе казначейскому сопровождению. Заключение соглашений о предоставлении субсидий, представление отчетности об их использовании осуществляется в специализированных автоматизированных системах.
Предусмотрены санкции за несоблюдение получателями субсидий установленного уровня софинансирования расходов, основания для неприменения санкций за нарушения условий соглашений о предоставлении субсидий, в том числе возможность установления в правилах предоставления субсидий дополнительных оснований для неприменения указанных санкций, определена процедура принятия решения о неприменении санкций.
Уточнены основания для изменения показателей результативности использования субсидий. Увеличен срок возврата средств в областной бюджет в случае нарушения условий соглашений о предоставлении субсидий.
Предусмотрена возможность включения в правила предоставления субсидий условий о раздельном отражении расходов на реализацию отдельных мероприятий и установлению в отношении расходов на их осуществление дифференцированных уровней софинансирования.
Муниципальным образованиям Оренбургской области из областного бюджета в 2018 году предоставлено 30 межбюджетных субсидий в объеме 4,1 млрд. рублей. На обеспечение условий софинансирования расходов из местных бюджетов направлено 0,7 млрд. рублей. Условия софинансирования муниципальными образованиями Оренбургской области выполнены в полном объеме.
В 2018 году и в первом полугодии 2019 года продолжена начатая с 2017 года работа по заключению с городскими округами и муниципальными районами Оренбургской области соглашений о мерах по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов. Такие соглашения предусматривают обязательства по достижению показателей социально-экономического развития (рост налоговых и неналоговых доходов, рост объема инвестиций, сокращение муниципального долга и другое), осуществлению мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов (проведение оценки эффективности налоговых льгот, утверждение плана по отмене налоговых льгот, признанных неэффективными, неустановление обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Оренбургской области к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области и другое).
На 2019 год соглашения о мерах по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов дополнены такими показателями и мероприятиями, как отсутствие роста просроченной кредиторской задолженности, достижение средней заработной платы работников учреждений культуры и педагогических работников учреждений дополнительного образования, обеспечение заработной платы не ниже установленного МРОТ, реализация программ консолидации бюджетных средств с бюджетным эффектом, централизация закупок со стоимостью контракта 5 млн. рублей и более.
За недостижение установленных показателей социально-экономического развития предусмотрена финансовая ответственность муниципального образования Оренбургской области.
В целях повышения операционной эффективности управления средствами областного бюджета в 2018 году и первой половине 2019 года реализованы следующие мероприятия:
исполнение областного бюджета с применением казначейского сопровождения договоров (соглашений) при расходовании средств, предоставляемых юридическим лицам из областного бюджета, в целях усиления контроля за их целевым использованием;
ограничения на авансовые платежи по контрактам (договорам), заключаемым государственными учреждениями области, в целях сокращения дебиторской задолженности по расходам областного бюджета.
В 2018 - 2019 годах министерство финансов Оренбургской области продолжило практику осуществления мероприятий, направленных на повышение открытости бюджетных данных. Был обеспечен свободный доступ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" к бюджетным данным, продолжена практика публикации интернет-брошюр "Бюджет для граждан", в актуальном состоянии поддерживается портал "Бюджет для граждан". Также на сайтах органов исполнительной власти Оренбургской области и органов законодательной власти Оренбургской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается информация об областном бюджете.
С целью обеспечения вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений в Оренбургской области обеспечено развитие механизма инициативного бюджетирования. На каждую инициативу сельского населения, отобранную на конкурсной основе, направлено до 1 млн. рублей средств из областного бюджета.
По итогам 2018 года в Оренбургской области реализовано 38 проектов инициатив сельских жителей общей стоимостью 43,6 млн. рублей. Вклад областного бюджета составил 29,3 млн. рублей.
Сбор конкурсных заявок осуществлялся с использованием электронной системы в режиме онлайн, элементы которой были доработаны по направлению упрощения пользовательского интерфейса.
Осенью 2018 года был проведен конкурсный отбор инициативных проектов на 2019 год. Была подана 121 заявка. Победителями признаны 110 проектов, общая стоимость которых составила 112,4 млн. рублей. При этом вклад областного бюджета составлял большую часть - 77,5 млн. рублей, или 69,0 процента.
Отмечается рост интереса граждан к механизму инициативного бюджетирования: в 2018 году в процесс выбора инициативных проектов было вовлечено 9 тыс. человек, в 2019 году - 29 тыс. человек (рост в 3,2 раза).
Оренбургская область по итогам 2018 года вошла в группу субъектов Российской Федерации с высоким качеством управления региональными финансами.
Комплексная оценка итогов работы за 2018 год включала в себя анализ индикаторов, характеризующих планирование и исполнение бюджета, управление государственным долгом и собственностью, качество оказания государственных услуг, финансовые взаимоотношения с муниципалитетами, прозрачность бюджетного процесса и выполнение указов Президента.
Оценка проводится Министерством финансов Российской Федерации ежегодно, по ее результатам присваивается одна из трех степеней качества управления региональными финансами: высокое качество управления региональными финансами, надлежащее и низкое.
По результатам ежегодного мониторинга и оценки качества управления региональными финансами, проводимого Министерством финансов Российской Федерации, Оренбургской области присвоена I (высокая) степень качества.
Дефицит областного бюджета
В 2018 году бюджетная политика была направлена на минимизацию бюджетного дефицита. По итогам исполнения областного бюджета сложился профицит в размере 11,7 млрд. рублей. Дефицит областного бюджета на 2019 год составляет 4,7 млрд. рублей и полностью покрывается остатками средств на счете областного бюджета.
II. Внешние условия реализации бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
На налоговую политику Оренбургской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов будут оказывать влияние внешние факторы, прежде всего изменения в федеральном законодательстве:
1) по налогу на прибыль организаций.
До 2024 года включительно пролонгируется зачисление в федеральный бюджет суммы налога на прибыль организаций, исчисленной по ставке 3,0 процента, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 17,0 процента, в целях последующего распределения одного процентного пункта указанного налога между бюджетами наименее обеспеченных регионов.
Продляется 50-процентный перенос убытков на будущее до 2024 года включительно.
Вносятся изменения, ограничивающие возможность учета правопреемниками убытков, полученных организациями, реорганизуемыми в форме присоединения или слияния.
Устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0,0 процента в отношении доходов, получаемых региональными и муниципальными музеями, театрами и библиотеками. На постоянной основе продляется действие налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0,0 процента для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность.
Субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы.
Снимается ограничение на применение инвестиционного налогового вычета участниками консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН), расширение сферы его применения в части компенсации затрат налогоплательщиков, осуществляющих строительство объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур в рамках договора о комплексном освоении территории.
Предусматривается предоставление застройщикам возможности уменьшать налоговую базу на расходы, понесенные в связи со строительством объектов социальной инфраструктуры, передаваемых в государственную и муниципальную собственность.
Предусматривается введение для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития порядка, в соответствии с которым суммы неуплаченного налога восстанавливаются в случае расторжения соглашения об условиях ведения деятельности на указанных территориях по вине резидентов, по аналогии с порядком, установленным для налогоплательщиков, применяющих льготные налоговые режимы.
Действует мораторий на создание новых КГН и ограничение на внесение изменений в действующие договоры о создании КГН в части присоединения или выхода организаций из этих групп с установлением предельного срока действия договора о создании КГН до 1 января 2023 года;
2) по налогу на доходы физических лиц.
Освобождаются от налогообложения единовременные компенсационные выплаты в размере, не превышающем 1,0 млн. рублей, медицинским работникам в рамках программы "Земский доктор", произведенные с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года. Планируется установление аналогичной налоговой преференции для учителей.
Сокращается с 5 до 3 лет минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, по истечении которого доход, полученный физическим лицом от продажи такого объекта, освобождается от обложения налогом в случае, если объект недвижимого имущества является единственным жилым помещением, находящимся в собственности налогоплательщика;
3) упрощенная система налогообложения.
Предусматривается введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение упрощенной системы налогообложения в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников;
4) единый сельскохозяйственный налог.
Предусматривается внесение изменений, устанавливающих порядок зачисления в местные бюджеты сумм единого сельскохозяйственного налога в зависимости от места осуществления производства сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей (промышленной) переработки;
5) патентная система налогообложения.
В целях поддержки субъектов малого предпринимательства планируется расширить полномочия субъектов Российской Федерации по регулированию патентной системы налогообложения:
предоставить полномочия по установлению ограничений для применения патентной системы налогообложения по общей площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности; по общему количеству автотранспортных средств и судов водного транспорта, используемых при применении патентной системы налогообложения; по общему количеству объектов стационарной и нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания и (или) их общей площади;
предоставить право устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на единицу физического показателя (на единицу средней численности наемных работников; на единицу количества автотранспортных средств; на 1 тонну грузоподъемности транспортных средств; на одно пассажирское место; на 1 кв. метр площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков; на один объект стационарной и нестационарной торговой сети, объект организации общественного питания и (или) на 1 кв. метр площади объекта торговой сети и объекта организации общественного питания).
Предполагается расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, в том числе за счет включения в него вида предпринимательской деятельности, связанного с животноводством и оказанием услуг в области животноводства, а также вида предпринимательской деятельности, связанного с растениеводством и оказанием услуг в области растениеводства;
6) штрафы и взыскания.
С 1 января 2020 года устанавливается единый принцип зачисления доходов от штрафов в тот бюджет, из которого осуществляется финансирование органа, выявившего нарушение.
Централизацию доходов от отдельных штрафов предлагается компенсировать передачей 5,0 процента платы за негативное воздействие на окружающую среду и 100,0 процента акциза на спирт этиловый из непищевого сырья, 50,0 процента акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья и спиртосодержащую продукцию, а также зачислением в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты всех штрафов, налагаемых мировыми судьями, штрафов, выявленных должностными лицами органов муниципального контроля.
III. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Доходы областного бюджета
Для обеспечения стабильного социально-экономического развития Оренбургской области путем привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест на территории Оренбургской области планируется установить специальные налоговые условия для специальных инвестиционных контрактов.
В Оренбургской области будет продолжена реализация положения Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", предусматривающего особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности и особенности налогообложения резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).
С целью создания комфортных налоговых условий для реализации новых инвестиционных проектов Оренбургской области в законодательство Оренбургской области интегрируется механизм инвестиционного налогового вычета (право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с реконструкцией или модернизацией существующих производств в части имущества по 3 - 7 амортизационным группам).
Планируется продолжить работу по переходу к налогообложению объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости.
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 28 сентября 2017 года N 693-п "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Оренбургской области" в 2019 году проводится государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения. Результаты такой оценки могут оказать существенное влияние на изменение налоговой базы в отношении указанной категории земель и, как следствие, на уровень поступлений земельного налога в местные бюджеты.
В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов:
планируется государственную пошлину (подлежащую зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, подлежащей зачислению в областной бюджет, с 1 января 2020 года зачислять по нормативу 100,0 процента в бюджеты городских округов Оренбургской области;
на региональном уровне утверждены положения, согласно которым ежегодно максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор при применении патентной системы налогообложения (Закон Оренбургской области от 14 ноября 2012 года N 1156/343-V-ОЗ "О патентной системе налогообложения");
реализуется механизм поощрения муниципальных образований Оренбургской области за достижение высоких темпов роста налогов при применении специальных налоговых режимов (постановление Правительства Оренбургской области от 15 мая 2012 года N 414-п "Об утверждении методики проведения оценки качества управления муниципальными финансами и результативности мер по повышению эффективности бюджетных расходов городских округов и муниципальных районов Оренбургской области").
Сохраняют актуальность следующие задачи:
1. Внедрение системы управления налоговыми расходами (выпадающими доходами областного бюджета, обусловленными налоговыми льготами, преференциями по налогам и сборам, предусмотренным в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ и (или) целями социально-экономической политики, не относящимися к государственным программам) и обеспечение ее интеграции в бюджетный процесс.
2. Распределение действующих налоговых льгот по местным налогам по муниципальным программам.
3. Приведение методики оценки эффективности налоговых льгот, в том числе предоставляемых физическим лицам, в соответствие с общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 796.
4. Определение конечных сроков действия льготных режимов и целевых индикаторов, механизмов регулярной оценки эффективности льготы с точки зрения поставленных целей и механизмов корректировки или отмены в случае, если поставленные цели не достигаются.
В 2020 - 2022 годах продолжится работа по реализации комплекса мер, направленных на улучшение администрирования доходов консолидированного бюджета, в том числе за счет дальнейшей цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации и потоков данных в единое информационное пространство с последующей автоматизацией ее анализа на основе внедрения современных технологий обработки больших массивов. При этом особое внимание будет уделяться повышению собираемости налога на доходы физических лиц, а также созданию единой информационной среды налоговых органов.
В целях улучшения условий исполнения физическими лицами обязанности по уплате платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации, с 2019 года им предоставлено право добровольного перечисления в бюджетную систему Российской Федерации единого платежа в счет предстоящей уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц, которое дополняется правом перечисления налога на доходы физических лиц на основании налогового уведомления.
Результатами проводимой работы должно стать дальнейшее увеличение платежей в бюджеты всех уровней, обеление соответствующих секторов экономики.
Расходы областного бюджета
Формирование бюджетных ассигнований областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов будет осуществляться с учетом необходимости решения задач, поставленных в Указе Президента от 7 мая 2018 года, приоритетного направления бюджетных средств на реализацию национальных проектов.
Планирование предельных объемов бюджетных ассигнований областного бюджета на 2020 и 2021 годы осуществляется исходя из "базовых" объемов, утвержденных Законом Оренбургской области от 20 декабря 2018 года N 1417/367-VI-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", с учетом особенностей планирования бюджетных ассигнований, установленных методикой формирования областного бюджета.
В соответствии с соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Оренбургской области, заключенным с Министерством финансов Российской Федерации, для Оренбургской области установлены мероприятия и значения показателей, обязательные к реализации и достижению.
Аналогичные условия будут установлены и обязательны для муниципальных образований Оренбургской области, являющихся получателями дотации из областного бюджета.
Кроме того, Оренбургская область является получателем бюджетных кредитов из федерального бюджета, следовательно, планирование основных параметров областного бюджета должно производиться с учетом соблюдения целевых показателей, установленных подписанными соглашениями о предоставлении Оренбургской области бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Формирование расходов областного бюджета на 2020 - 2022 годы будет осуществляться исходя из следующих приоритетов.
Приоритетным остается сохранение в 2020 - 2022 годах достигнутого соотношения между уровнем оплаты отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Оренбургской области.
Специалистам государственных учреждений, не поименованным в указах Президента, фонд оплаты труда будет увеличен с 1 января 2020 года исходя из необходимости доведения средней заработной платы указанных специалистов до 70 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Оренбургской области, за исключением специалистов подразделений государственной противопожарной службы Оренбургской области.
Специалистам подразделений государственной противопожарной службы Оренбургской области фонд оплаты труда будет увеличен с учетом доведения средней заработной платы до 32 000 рублей в месяц в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации.
Работникам, не поименованным в указах Президента и не отнесенным к вышеназванным категориям, фонд оплаты труда будет проиндексирован на ожидаемый уровень инфляции с 1 октября 2020 года.
Объем расходов на оплату труда должен учитывать обеспечение минимального размера оплаты труда в соответствии с решениями, принятыми на федеральном уровне.
Расходы на коммунальные услуги в 2020 году будут предусмотрены с учетом увеличения общего объема расходов на ожидаемый уровень инфляции, а также с учетом расходов на оплату коммунальных услуг по вновь вводимым объектам.
Средства на выполнение публичных нормативных обязательств должны быть запланированы в полном объеме с учетом изменения численности получателей социальных выплат и пособий.
Обеспечение лекарственными препаратами граждан для лечения редких (орфанных) заболеваний будет осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Объем расходов на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование будет определяться исходя из численности категорий неработающего населения и тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях укрепления материально-технической базы организаций здравоохранения планируется строительство детской областной больницы в г. Оренбурге на 430 коек.
В 2020 году будет продолжена работа по переводу на финансовое обеспечение учреждений спортивной подготовки в соответствии с требованиями федеральных стандартов и программ спортивной подготовки.
В 2020 году и плановом периоде 2021 и 2022 годов участие в государственных программах Российской Федерации будет осуществляться исходя из единого предельного уровня софинансирования расходных обязательств Оренбургской области за счет средств федерального бюджета, установленного на 2020 и 2021 годы, - 75,0 процента и на 2022 год - 82,0 процента, уровня софинансирования расходных обязательств Оренбургской области, возникающих при реализации национальных проектов, в размере 96,0 процента и уровней софинансирования, установленных в соглашениях с федеральными органами исполнительной власти.
Государственная поддержка сельского хозяйства с 2020 года будет претерпевать изменения как по структуре, так и по механизмам предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям и будет направлена, в первую очередь, на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования.
С 2020 года развитие сельских территорий Оренбургской области будет осуществляться в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий". В первоочередном порядке средства на реализацию мероприятий будут направляться муниципальным образованиям Оренбургской области на завершение строительства объектов, ранее начатого в рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" и финансируемого с привлечением средств федерального бюджета в 2018 - 2019 годах в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий из федерального бюджета.
Финансирование мероприятий в сфере дорожного хозяйства будет осуществляться исключительно за счет средств дорожного фонда Оренбургской области, объем которого в связи с изменением источников его формирования будет увеличен. Средства будут направлены на развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, а также местного значения, прирост протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, увеличение удельного веса сельских населенных пунктов, имеющих связь по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог, а также повышение безопасности дорожного движения.
Решение задачи по улучшению демографической ситуации будет осуществляться путем строительства (выкупа) объектов, оснащенных оборудованием и средствами обучения и воспитания, для размещения муниципальных дошкольных образовательных организаций для детей в возрасте до 3 лет и муниципальных общеобразовательных организаций.
В соответствии с Указом Президента от 7 мая 2018 года поставлена задача по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, для этого в 2019 - 2024 годах Оренбургской областью будет обеспечиваться расселение непригодного для проживания жилищного фонда.
В 2020 - 2022 годах будет продолжена реализация регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" на территории Оренбургской области, что позволит создать благоприятные условия проживания жителей области, обеспечить более эффективную эксплуатацию многоквартирных домов, сформировать активную гражданскую позицию населения через вовлечение его в работу по благоустройству дворовых территорий, повысить уровень и качество жизни граждан.
В предстоящем периоде продолжится работа по повышению качества и эффективности реализации государственных программ как основного инструмента стратегического бюджетного планирования, а также эффективности и результативности предоставления межбюджетных субсидий в рамках государственных программ.
Эффективное управление расходами будет обеспечиваться посредством реализации государственных программ, в которых учтены все приоритеты развития социальной сферы, агропромышленного комплекса, коммунальной и транспортной инфраструктуры, обеспечения жильем отдельных категорий граждан и другие направления.
Будет продолжено проведение ежегодной оценки эффективности государственных программ на этапе формирования проекта областного бюджета и на этапе оценки результатов исполнения областного бюджета; ежегодной оценки потребности в оказании государственных услуг (дважды в год) и оценки эффективности результативности предоставления межбюджетных субсидий.
На основе ежеквартального мониторинга реализации государственных программ и выполнения соглашений с органами местного самоуправления Оренбургской области и федеральными органами государственной власти о предоставлении субсидий будут формироваться предложения по внесению изменений в программы и соглашения о предоставлении субсидий.
Процесс исполнения областного бюджета на долгосрочную перспективу сохранит направленность на операционную эффективность использования бюджетных средств и продолжит последовательно реализовываться по следующим направлениям:
дальнейшее совершенствование инструментов кассового планирования и прогнозирования с учетом приоритизации бюджетных расходов на социально значимые мероприятия и реальных финансовых возможностей областного бюджета, а также оценки качества прогнозирования;
систематический мониторинг и контроль за своевременным использованием денежных средств, выделенных в рамках реализации национальных проектов, с целью обеспечения достижения целей, поставленных в Указе Президента от 7 мая 2018 года;
ограничение предельных объемов авансовых платежей по закупкам областных государственных учреждений;
дальнейший мониторинг просроченной кредиторской задолженности, в том числе по исполненным государственным контрактам, и принятие мер по ее сокращению и ликвидации;
применение механизма казначейского сопровождения;
предоставление межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в бюджеты муниципальных образований Оренбургской области под фактическую потребность;
осуществление контроля в сфере закупок в рамках законодательства Российской Федерации;
обеспечение открытости бюджетного процесса.
В целях обеспечения прозрачности и открытости государственных финансов, повышения доступности и понятности информации о бюджете будет продолжена регулярная практика размещения интернет-брошюры "Бюджет для граждан" к закону Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также наполнение актуальным контентом интернет-портала "Бюджет для граждан" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Работа по содействию реализации проектов инициативного бюджетирования в Оренбургской области будет продолжена и в 2020 - 2022 годах. К 2022 году не менее 22,0 процента населения от численности жителей населенных пунктов, заявившихся на конкурсный отбор, будут вовлечены в процедуры отбора предложений и распределении части бюджетных средств путем реализации ежегодно не менее 50 объектов общественной инфраструктуры, отобранных на конкурсной основе.
Межбюджетные отношения
В 2019 году в Бюджетный кодекс Российской Федерации были внесены значительные изменения, затрагивающие межбюджетные отношения, что потребует внесения изменений в законодательство Оренбургской области.
С 2020 года вводится новый вид межбюджетных трансфертов - "горизонтальные субсидии" - субсидии между бюджетами субъектов Российской Федерации, между бюджетами муниципальных образований.
Вводится обязательность заключения между муниципальным районом и главами администраций сельских поселений, входящих в его состав, соглашений, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов поселений.
При выполнении требования о неснижении объема дотации конкретному муниципальному образованию, предоставляемой из областного бюджета, будет учитываться объем указанной дотации, замененный дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц.
С 2020 года планируется зачисление в местные бюджеты государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, подлежащей зачислению в областной бюджет, в бюджеты муниципальных районов - по нормативу 100,0 процента, в бюджеты городских округов - 60,0 процента.
Уточняются подходы к расчету уровней дотационности муниципальных образований Оренбургской области, согласно которым из общего объема доходов местных бюджетов будут исключаться не только субвенции, но и иные межбюджетные трансферты между муниципальными районами и поселениями, предоставляемые в рамках заключаемых между ними соглашений о передаче полномочий по решению вопросов местного значения.
Устанавливается особый порядок расчета уровня дотационности для преобразованных муниципальных образований Оренбургской области, что не будет ограничивать органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области при принятии решений, связанных с преобразованием (объединением) муниципальных образований Оренбургской области.
В предстоящем бюджетном цикле новый импульс получит работа по преобразованию муниципальных образований Оренбургской области.
Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" введен новый вид муниципального образования - муниципальный округ. В Оренбургской области имеется успешный опыт преобразования муниципальных образований в городские округа, поэтому новый вид муниципального образования - муниципальный округ - представляется перспективным.
В 2020 - 2022 годах будет продолжена работа по передаче полномочий между муниципальными районами и сельскими поселениями, а также по преобразованию муниципальных образований в муниципальные округа.
Дефицит областного бюджета
В условиях экономии бюджетных средств одним из важных направлений бюджетной политики в текущем финансовом году и на предстоящие 3 года будет являться минимизация дефицита областного бюджета как по плановым значениям, так и по фактическим.
В целях минимизации имеющихся рисков несбалансированности областного и местных бюджетов органы государственной власти Оренбургской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области должны обеспечить направление дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита, а не на увеличение расходных обязательств.
Источниками финансирования погашения долговых обязательств Оренбургской области будут являться государственные ценные бумаги, кредиты от кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов субъектов и прочие источники финансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.