Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Правительства области
от 25.10.2019 N 803-пп
Основные направления
долговой политики Оренбургской области
на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
I. Итоги реализации государственной долговой политики Оренбургской области в 2018 году и текущее состояние государственного долга Оренбургской области
Государственный долг Оренбургской области (далее - государственный долг) по состоянию на 1 января 2019 года составил 24 437,1 млн. рублей, или 33,5 процента от доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, и по сравнению с 1 января 2018 года снизился на 2 578,3 млн. рублей, или на 9,5 процента.
В структуре государственного долга по состоянию на 1 января 2019 года 47,1 процента, или 11 519,7 млн. рублей, занимают государственные ценные бумаги Оренбургской области.
В течение 2018 года Оренбургской области произведены выплаты по частичному погашению основного долга по ранее размещенным государственным облигациям в размере 2 079,8 млн. рублей.
Объем государственного долга по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января 2019 года составил 12 885,5 млн. рублей, или 52,73 процента в общей структуре государственного долга.
Оренбургская область участвует в программе реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета, предоставленных в 2015 - 2017 годах. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" 25 декабря 2017 года заключены соглашения с Министерством финансов Российской Федерации, в соответствии с которыми реструктуризированная задолженность Оренбургской области по бюджетным кредитам составила 6 060,2 млн. рублей и будет погашаться в рассрочку до 2024 года.
Условия программы реструктуризации предусматривают погашение основного долга в 2018 - 2019 годах в размере 5,0 процента суммы задолженности ежегодно, в 2020 году - в размере 10,0 процента суммы задолженности, в 2021 - 2024 годах - равными долями по 20,0 процента суммы задолженности ежегодно.
В 2018 году по реструктуризированным бюджетным кредитам, ранее привлеченным в целях финансирования дефицита областного бюджета, погашение составило 303,0 млн. рублей.
По условиям соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов Оренбургская область должна была обеспечить объем государственного долга в 2018 году на уровне не более 46,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2018 год (фактическое значение - 33,5 процента), в том числе объем государственного долга по государственным ценным бумагам и кредитам кредитных организаций (далее - рыночный долг), - на уровне не более 25,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2018 год (фактическое значение - 15,8 процента).
В 2019 году необходимо обеспечить объем государственного долга на уровне не более 43,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год, в том числе рыночного долга, - на уровне не более 24,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год.
В 2018 году Оренбургская область использовала краткосрочные бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации как механизм ликвидации кассовых разрывов, что позволило финансировать расходные обязательства областного бюджета, не прибегая к рыночным заимствованиям. Их объем составил 9 000,0 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2019 года вышеуказанные бюджетные кредиты полностью погашены, проценты за их пользование составили 2,1 млн. рублей.
В целях обеспечения ликвидности областного бюджета и своевременного исполнения расходных обязательств области за 2018 год привлечены кредиты от кредитных организаций в сумме 2 500,0 млн. рублей, погашено 2 500,0 млн. рублей. Задолженность по кредитам кредитных организаций по состоянию на 1 января 2019 года отсутствует.
Объем государственного долга по государственным гарантиям по состоянию на 1 января 2019 года сложился в размере 31,9 млн. рублей, что составляет 0,13 процента в общей структуре государственного долга.
Основные показатели реализации государственной долговой политики Оренбургской области в 2017 - 2018 годах
Расходы по обслуживанию государственного долга за 2018 год составили 1 458,1 млн. рублей, или 96,1 процента к годовым бюджетным назначениям, и по сравнению с 2017 годом снизились на 177,5 млн. рублей.
|
|
|
(млн. рублей) |
N |
Наименование показателя |
на 01.01.2018 |
на 01.01.2019 |
1. |
Объем государственного долга, в том числе: |
27 015,4 |
24 437,1 |
объем государственного долга по государственным ценным бумагам |
13 599,5 |
11 519,7 |
|
объем государственного долга по бюджетным кредитам |
13 378,0 |
12 885,5 |
|
объем государственного долга по кредитам от кредитных организаций |
0,0 |
0,0 |
|
объем государственного долга по государственным гарантиям |
37,9 |
31,9 |
|
2. |
Объем расходов на обслуживание государственного долга |
1 635,6 |
1 458,1 |
3. |
Объем доходов областного бюджета, в том числе: |
75 416,5 |
90 766,4 |
налоговые и неналоговые доходы областного бюджета |
59 223,8 |
73 065,5 |
|
объем безвозмездных поступлений |
16 192,7 |
17 700,9 |
|
4. |
Отношение государственного объема долга к доходам областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, процентов |
45,6 |
33,5 |
5. |
Объем расходов областного бюджета |
75 469,1 |
79 047,7 |
6. |
Объем расходов, осуществляемый за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета |
4 408,8 |
4 432,1 |
7. |
Объем расходов областного бюджета, за исключением субвенций, поступающих из федерального бюджета |
71 060,3 |
74 615,6 |
8. |
Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга к расходам областного бюджета, за исключением субвенций, поступающих из федерального бюджета, процентов |
2,3 |
2,0 |
По состоянию на 1 июля 2019 года государственный долг составил 22 545,3 млн. рублей.
Основная сумма долгового портфеля Оренбургской области - это задолженность по бюджетным кредитам, привлеченным от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на долю которых в структуре государственного долга приходится 12 885,5 млн. рублей, или 57,2 процента.
Объем долговых обязательств по государственным ценным бумагам Оренбургской области составляет 9 659,8 млн. рублей, или 42,8 процента от общей суммы государственного долга.
Государственный долг по кредитам, полученным от кредитных организаций, и по ранее выданным государственным гарантиям по состоянию на 1 июля 2019 года отсутствует.
Расходы по обслуживанию государственного долга за 6 месяцев 2019 года составили 460,9 млн. рублей, или 28,8 процента к годовым бюджетным назначениям.
В соответствии с Правилами проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531, в Оренбургской области реализуется план мероприятий по оздоровлению государственных финансов Оренбургской области на 2017 - 2020 годы, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области от 31 марта 2017 года N 224-п.
II. Цели, принципы и задачи государственной долговой политики Оренбургской области
Государственная долговая политика Оренбургской области является частью государственной политики в сфере бюджетной деятельности в Оренбургской области и определяет основные цели, задачи и направления деятельности Правительства Оренбургской области по управлению государственным долгом на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
Долговая политика является важнейшим компонентом системы управления финансами Оренбургской области. Как часть бюджетной политики представляет собой комплекс мероприятий по привлечению государственных заимствований Оренбургской области (далее - государственные заимствования) для обеспечения финансовыми ресурсами бюджетных обязательств, их обслуживанию и управлению.
Основными целями государственной долговой политики Оренбургской области являются:
обеспечение исполнения расходных обязательств Оренбургской области;
недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении областного бюджета;
поддержание государственного долга в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств Оренбургской области;
сохранение финансовой устойчивости и сбалансированности областного бюджета.
Государственная долговая политика Оренбургской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - государственная долговая политика Оренбургской области) будет основываться на следующих принципах:
безусловное выполнение долговых обязательств Оренбургской области;
оптимизация структуры государственного долга в целях сокращения расходов на его обслуживание;
соблюдение ограничений по объему государственного долга и расходам на его обслуживание, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и заключенными соглашениями;
сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне, контроль за объемом государственного долга и расходами на его обслуживание;
обеспечение равномерности погашения долговых обязательств Оренбургской области по годам;
недопущение необоснованных государственных заимствований посредством обеспечения взаимосвязи принятия решения о государственных заимствованиях с потребностями областного бюджета в привлечении заемных средств;
создание необходимых условий для снижения стоимости и обеспечения оптимальных сроков государственных заимствований;
обеспечение доступности информации о государственном долге.
В процессе управления государственным долгом будут решаться следующие задачи:
отнесение Министерством финансов Российской Федерации Оренбургской области к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
реализация мероприятий, направленных на рост доходов, оптимизацию расходов областного бюджета и сокращение государственного долга;
повышение эффективности государственных заимствований;
сокращение рисков, связанных с осуществлением государственных заимствований;
развитие рыночных инструментов государственных заимствований и инструментов управления государственным долгом;
совершенствование учета и отчетности по обслуживанию государственного долга и обеспечение раскрытия информации о государственном долге;
соблюдение сроков исполнения долговых обязательств Оренбургской области;
привлечение государственных заимствований в объемах, дополняющих доходы областного бюджета до размеров, необходимых и достаточных для обеспечения исполнения принятых расходных обязательств Оренбургской области;
минимизация расходов на обслуживание государственного долга;
сохранение репутации Оренбургской области как надежного заемщика, безупречно и своевременно выполняющего свои финансовые обязательства;
повышение эффективности операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств областного бюджета;
выполнение условий соглашений о реструктуризации обязательств (задолженности) Оренбургской области по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета.
III. Риски при реализации государственной долговой политики Оренбургской области
Основными рисками при реализации государственной долговой политики Оренбургской области являются:
риск снижения поступления доходов в областной бюджет, влекущего увеличение потребности в осуществлении государственных заимствований и соответственно увеличение размера государственного долга;
риск роста процентной ставки, следствием которого является вероятность неблагоприятного для Оренбургской области изменения стоимости государственных заимствований в зависимости от времени и объема потребности в заемных ресурсах;
риск рефинансирования, то есть вероятность невозможности провести рефинансирование накопленных долговых обязательств по приемлемым процентным ставкам (текущим либо более низким) или невозможность рефинансировать текущие обязательства вовсе;
риск снижения ликвидности рынка.
С целью снижения вышеуказанных рисков реализация государственной долговой политики Оренбургской области осуществляется на основе прогнозов поступления доходов, финансирования расходов и привлечения государственных заимствований, анализа исполнения бюджета предыдущих лет с соблюдением следующих требований:
при планировании государственных заимствований должны учитываться экономические возможности по привлечению ресурсов, текущая и ожидаемая конъюнктура на рынках заимствований;
государственные заимствования должны носить планомерный характер, при этом объемы государственных заимствований должны распределяться в течение года таким образом, чтобы снизить риск ухудшения условий государственных заимствований;
при исполнении областного бюджета необходимо осуществлять управление ликвидностью счета областного бюджета для сглаживания пиков платежей по финансированию дефицита областного бюджета и погашению государственного долга.
IV. Основные факторы, инструменты и мероприятия государственной долговой политики Оренбургской области
Основными факторами, определяющими характер и направление государственной долговой политики Оренбургской области, являются:
реализация Указа Президента от 7 мая 2018 года, посланий Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации;
проводимая Центральным банком Российской Федерации политика по обеспечению стабильной и низкой инфляции.
Основными инструментами реализации государственной долговой политики Оренбургской области являются:
привлечение временно свободных остатков средств на счетах государственных бюджетных учреждений Оренбургской области и государственных автономных учреждений Оренбургской области для покрытия кассовых разрывов в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
выпуск государственных облигаций Оренбургской области преимущественно с амортизационными выплатами и на возможно длительный срок обращения;
привлечение кредитов от кредитных организаций в рамках возобновляемых кредитных линий с возможностью досрочного погашения кредитов;
мониторинг исполнения областного бюджета с целью определения возможных кассовых разрывов, покрытие которых будет осуществляться за счет привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации в Управлении Федерального казначейства по Оренбургской области;
обеспечение регулярного раскрытия актуальной информации о проводимой долговой политике Оренбургской области, а также об объеме и составе накопленных долговых обязательств Оренбургской области, о сроках их погашения и процентных ставках.
Основными мероприятиями государственной долговой политики Оренбургской области являются:
реализация положений Федерального закона от 2 августа 2019 года N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг";
направление остатков средств на едином счете областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений, имеющих целевое значение и подлежащих возврату в доход федерального бюджета), образовавшихся на начало текущего финансового года, и доходов, фактически полученных при исполнении областного бюджета сверх утвержденного законом Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период общего объема доходов, на замещение государственных заимствований и погашение государственного долга;
равномерное распределение выплат по погашению государственного долга;
осуществление среднесрочных (от 1 года до 5 лет) и долгосрочных (более 5 лет) государственных заимствований. Привлечение краткосрочных государственных заимствований (менее 1 года) возможно только для поддержания текущей ликвидности областного бюджета;
осуществление регулярного мониторинга рынка кредитных ресурсов для оптимизации структуры государственного долга с целью сокращения стоимости обслуживания долговых обязательств Оренбургской области и при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры проведение работы по замещению ранее привлеченных кредитов на кредиты под более низкие процентные ставки;
привлечение в областной бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1,0 процента годовых;
включение в состав источников финансирования дефицита областного бюджета и программу государственных заимствований бюджетных кредитов из федерального бюджета осуществляется после принятия решений о предоставлении таких кредитов (за исключением бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации);
отказ от планирования предоставления государственных гарантий Оренбургской области;
обеспечение дефицита областного бюджета в 2020 - 2022 годах на уровне не более 10,0 процента от суммы доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год с возможностью его превышения на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета;
обеспечение в 2020 - 2022 годах годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств Оренбургской области со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, на уровне не более 13,0 процента от общего объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за соответствующий финансовый год;
обеспечение доли общего объема государственного долга:
на 1 января 2021 года - не более 41,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год;
на 1 января 2022 года - не более 39,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2021 год;
на 1 января 2023 года - не более 37,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2022 год;
обеспечение доли общего объема долговых обязательств Оренбургской области по государственным ценным бумагам Оренбургской области и кредитам, полученным от кредитных организаций:
на 1 января 2021 года - не более 24,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год;
на 1 января 2022 года - не более 25,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2021 год;
на 1 января 2023 года - не более 26,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2022 год;
поддержание минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств Оренбургской области с учетом ситуации на финансовом рынке;
обеспечение в 2020 - 2022 годах годового объема расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга на уровне не более 5,0 процента объема расходов областного бюджета за соответствующий финансовый год, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета;
обеспечение прозрачности государственной долговой политики Оренбургской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.