Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 25.10.2019 N 802-пп
Прогноз
социально-экономического развития Оренбургской области
на 2020 - 2024 годы
Общая оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Оренбургской области за отчетный период
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области (Оренбургстат), численность населения области на 1 января 2019 года составила 1963 тыс. человек, что на 14,7 тыс. человек меньше численности предыдущего года. В Оренбургской области 1183,5 тыс. человек (60,3 процента) - городские жители и 779,5 тыс. человек (39,7 процента) - сельские жители.
Возрастно-половая структура населения Оренбургской области характеризуется процессом демографического старения.
Численность населения трудоспособного возраста на 1 января 2019 года составила 54,01 процента от общей численности населения, что ниже показателя на 1 января 2017 года на 1,47 процента.
Удельный вес граждан в возрасте 65 лет и более в общей численности населения составляет 14,4 процента (2017 год - 13,6 процента).
В 2018 году в области зарегистрировано 21769 родившихся (94,7 процента к 2017 году) и 26188 умерших (99,3 процента). Естественная убыль населения за 2018 год составила 4419 человек.
Темп экономического роста в регионе за 2017 год, по данным Росстата, превысил среднероссийское значение (101,6 процента) и составил 102,1 процента к уровню 2016 года. В текущих ценах объем валового регионального продукта (далее - ВРП) составил 823,1 млрд. рублей. ВРП на душу населения составил 414,9 тыс. рублей, среди субъектов Приволжского федерального округа (далее - ПФО) за 2017 год Оренбургская область занимала 4 место, среди всех субъектов Российской Федерации - 30 место.
В структуре ВРП значительное место сохраняется за промышленными видами деятельности - 53,5 процента; на сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство приходится 9,3 процента; строительство - 7,1 процента; торговлю оптовую и розничную; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 6,6 процента; транспортировку и хранение - 4,7 процента; другие сферы экономики - 18,8 процента.
Исходя из итоговых значений, характеризующих состояние базовых отраслей экономики Оренбургской области, в 2018 году ВРП оценивается на уровне 930,9 млрд. рублей, или 102,5 процента в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года.
В 2018 году по сравнению с 2017 годом социально-экономическое развитие области характеризуется следующими основными показателями: индекс промышленного производства - 103,7 процента; индекс производства продукции сельского хозяйства - 90,4 процента; инвестиции в основной капитал - 110,9 процента; объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "строительство", - 115,8 процента; ввод в действие жилых домов - 102,2 процента; оборот розничной торговли - 102,9 процента; объем платных услуг населению - 101,9 процента.
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника в 2018 году составила 30 370,5 рубля, или 110,7 процента к уровню 2017 года.
По итогам 2018 года на основании данных Федеральной службы государственной статистики, среди регионов Российской Федерации Оренбургская область занимает 4 место в ПФО и 35 место в России по общему индексу промышленного производства; 2 место в ПФО и 20 место в России - по динамике инвестиций в основной капитал; 8 место в ПФО и 30 место в России - по объему введенного жилья; 9-10 места в ПФО и 38-39 места в России - по обороту розничной торговли; 4 место в ПФО - по валовому сбору зерна (в весе после доработки), 3 место - по количеству поголовья крупного рогатого скота, 5 место - по поголовью свиней, 6 место - по производству скота и птицы на убой (в живом весе), 5 место - по производству молока.
За 8 месяцев 2019 года отмечается положительная динамика развития по большинству макроэкономических показателей.
Индекс промышленного производства за январь - август 2019 года составил 101,7 процента к уровню аналогичного периода 2018 года.
Рост промышленного производства обусловлен увеличением добычи полезных ископаемых на 4,8 процента, отдельных видов обрабатывающих производств (производство пищевых продуктов увеличилось на 4,0 процента, производство кокса и нефтепродуктов - на 23,9 процента, производство резиновых и пластмассовых изделий - на 10,4 процента, производство прочей неметаллической продукции - на 3,8 процента, производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования - на 11,5 процента, производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов - на 7,7 процента).
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в январе - августе 2019 года в действующих ценах составил 26 936,1 млн. рублей. Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 92,7 процента.
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "строительство", составил 47 459,8 млн. рублей, или 106,9 процента. В августе 2019 года организациями всех форм собственности построено 2186 новых квартир, за 8 месяцев 2019 года - 6349 новых квартир общей площадью 526,7 тыс. кв. метров, что составляет 95,7 процента к уровню аналогичного периода 2018 года.
Выше уровня января - августа 2018 года складывается динамика оборота розничной торговли (102,3 процента в сопоставимых ценах), объема платных услуг населению (100,0 процента), оборота общественного питания (103,7 процента).
Ситуация на региональном рынке труда характеризуется как стабильная. К концу августа 2019 года в государственных учреждениях службы занятости населения состояли на учете 16694 не занятых трудовой деятельностью гражданина, из них 13044 имели статус безработного, в том числе 10581 человек получал пособие по безработице.
Уровень зарегистрированной безработицы на 1 сентября 2019 года составил 1,30 процента.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в январе - июле 2019 года составила 32 030,4 рубля и увеличилась на 6,9 процента. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, составила 102,0 процента.
Оценка факторов и ограничений социально-экономического роста Оренбургской области на среднесрочный период
На развитие Оренбургской области оказывают влияние как внешние, так и внутренние экономические и социальные факторы.
К внешним ограничениям экономического роста относится влияние неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов, замедляющих темп роста притока прямых иностранных инвестиций, а также введение ключевыми странами взаимных торговых ограничений по поставке и использованию товарной продукции.
К внутренним факторам, которые могут отрицательно повлиять на тенденции социально-экономического развития области в среднесрочном периоде, относится снижение промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционных вложений в экономику, усиление конкуренции с другими регионами в части привлечения инвесторов.
В разрезе видов экономической деятельности по вкладу в ВРП основным источником экономического роста в прогнозном периоде будет развитие промышленности. Среди основных причин, ограничивающих развитие базовых видов промышленности, лидируют недостаточный спрос на производимую продукцию и оказываемые услуги, высокое фискальное давление, недостаток финансовых средств для внедрения цифровых технологий и других инноваций.
Кроме этого, негативно влияют на развитие промышленного производства в регионе недостаток конкурентоспособной на мировых рынках высокотехнологичной продукции; остановка и сокращение объемов производства ряда ведущих предприятий: акционерное общество (далее - АО) Машиностроительный концерн "Ормето-ЮУМЗ"; общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "ТПК "Орские заводы"; ООО "Светлинский ферроникелевый завод"; АО "Бузулукский механический завод"; закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) "Завод синтетического спирта". Есть и другие предприятия, которые находятся в зоне риска в прогнозируемом периоде.
В числе причин, лимитирующих развитие сельского хозяйства, следует отметить технологическое отставание сельского хозяйства из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию; ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции; существенное возрастание конкуренции в результате вступления страны во Всемирную торговую организацию; медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при недостаточном развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда.
Важной частью общей макроэкономической политики является тарифное регулирование. Ограничение темпов роста тарифов естественных монополий уровнем инфляции в среднесрочной перспективе будет оставаться структурным фактором снижения инфляционного давления и повышения инвестиционной активности частного сектора, а также будет стимулировать повышение эффективности компаний инфраструктурного сектора.
Сдерживающим фактором развития региональной экономики остается также демографическая ситуация, характеризующаяся отрицательной динамикой естественного и миграционного прироста населения.
Несмотря на имеющиеся факторы и ограничения социально-экономического роста, реализация последовательной и согласованной макроэкономической государственной политики в прогнозном периоде будет обеспечивать стабильность основных макроэкономических параметров. Одновременно поддержку экономического роста в среднесрочной перспективе будет оказывать реализация приоритетных национальных проектов.
Приоритеты социально-экономического развития исходя из задач, определенных национальными и региональными проектами, а также государственными программами Оренбургской области. Сценарные варианты развития региона
Прогноз социально-экономического развития разработан на основании одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, а также с учетом приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.
Прогноз ориентирован на достижение национальных целей развития и ключевых целевых показателей национальных проектов, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента N 204).
Основные параметры прогноза развития экономики сформированы в двух вариантах.
Первый вариант - консервативный, ориентирован на менее благоприятную экономическую ситуацию в условиях низких цен на нефть и газ, ослабления курса рубля и сдержанных темпов роста макроэкономических показателей.
Второй - базовый сценарий, принят за основу прогноза и базируется на ускорении развития экономики на фоне роста инвестиционных вложений, производительности труда, потребительского спроса.
Ключевые задачи развития региона определены стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, принятой постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп, и государственными программами. В 2020 году планируется утверждение нового документа стратегического развития области.
Государственные программы Оренбургской области разрабатываются в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 28 апреля 2011 года N 279-п "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Оренбургской области".
В 2019 году на территории региона реализуются 26 государственных программ Оренбургской области. На 2020 год планируется принятие еще одной государственной программы - "Комплексное развитие сельских территорий".
Распределение бюджетных ассигнований областного бюджета по государственным программам Оренбургской области
(по состоянию на 15 октября 2019 года)
|
|
|
|
|
(тыс. рублей) |
N |
Наименование |
Срок реализации программы |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
1. |
Государственная программа "Развитие здравоохранения Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
23 443 841,7 |
22 453 986,8 |
22 992 071,5 |
2. |
Государственная программа "Развитие системы образования Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
23 518 875,9 |
23 337 324,6 |
22 214 044,2 |
3. |
Государственная программа "Социальная поддержка граждан в Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
14 324 797,9 |
14 877 174,0 |
14 602 034,6 |
4. |
Государственная программа "Доступная среда" |
2019 - 2024 годы |
197 842,5 |
179 759,0 |
177 967,4 |
5. |
Государственная программа "Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
1 487 778,1 |
1 107 698,0 |
1 152 259,9 |
6. |
Государственная программа "Управление земельно-имущественным комплексом Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
184 520,6 |
185 095,3 |
184 895,8 |
7. |
Государственная программа "Содействие занятости населения Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
1 547 382,9 |
1 521 873,8 |
1 529 553,0 |
8. |
Государственная программа "Оказание содействия добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом" |
2019 - 2024 годы |
3 900,0 |
3 900,0 |
3 900,0 |
9. |
Государственная программа "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
245 491,7 |
261 571,7 |
552 601,7 |
10. |
Государственная программа "Защита населения и территории Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
418 277,9 |
425 674,0 |
425 674,0 |
11. |
Государственная программа "Развитие культуры Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
1 813 082,8 |
1 817 882,4 |
1 776 688,1 |
12. |
Государственная программа "Охрана окружающей среды Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
162 292,1 |
152 817,4 |
153 016,9 |
13. |
Государственная программа "Воспроизводство и использование природных ресурсов Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
577 824,4 |
498 294,1 |
422 648,9 |
14. |
Государственная программа "Развитие физической культуры, спорта и туризма" |
2019 - 2024 годы |
1 576 921,6 |
1 662 058,9 |
1 174 692,9 |
15. |
Государственная программа "Экономическое развитие Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
522 306,0 |
558 096,2 |
897 769,0 |
16. |
Государственная программа "Цифровая экономика Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
346 339,4 |
363 842,6 |
346 714,8 |
17. |
Государственная программа "Развитие транспортной системы Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
10 790 641,1 |
14 153 235,3 |
13 283 715,8 |
18. |
Государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
4 068 932,1 |
4 051 720,2 |
4 090 906,5 |
19. |
Государственная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
72 850,0 |
102 570,0 |
4 280,0 |
20. |
Государственная программа "Реализация региональной политики в Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
1 492 166,6 |
1 399 569,7 |
1 410 922,8 |
21. |
Государственная программа "Профилактика терроризма и его идеологии на территории Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
83 328,0 |
74 956,0 |
74 972,0 |
22. |
Государственная программа "Управление государственными финансами и государственным долгом Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
11 965 584,1 |
7 447 443,3 |
7 413 083,1 |
23. |
Государственная программа "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
833 340,1 |
839 153,7 |
577 584,5 |
24. |
Государственная программа "Содействие созданию новых мест с целью ликвидации второй смены в общеобразовательных организациях Оренбургской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения" |
2016 - 2025 годы |
1 625 171,7 |
1 549 923,1 |
969 095,2 |
25. |
Государственная программа "Патриотическое воспитание и допризывная подготовка граждан в Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
187 752,9 |
25 421,3 |
28 308,4 |
26. |
Государственная программа "Формирование комфортной городской среды в Оренбургской области" |
2018 - 2022 годы |
1 155 740,6 |
764 740,6 |
789 537,3 |
27. |
Государственная программа "Комплексное развитие сельских территорий"*) |
2020 - 2025 годы |
593 020,2 |
263 979,3 |
282 298,3 |
*) Планируется принятие
Производство валового регионального продукта
В 2019 году показатель ВРП оценивается в сумме 971,3 млрд. рублей, или 101,2 процента к уровню 2018 года в сопоставимых ценах. Положительный вклад в рост ВРП продолжат вносить развитие промышленного и сельскохозяйственного производств, инвестиционная активность, рост потребительского спроса.
В прогнозном периоде до 2024 года в результате реализации комплекса мер, направленных на решение задач, поставленных Указом Президента N 204, ожидается ускорение экономического роста.
По оценочным расчетам, значительных изменений в структуре ВРП до 2024 года не прогнозируется.
Ведущим фактором роста в этот период останется наращивание объемов промышленного производства и инвестиций в основной капитал. Темпы роста ВРП в 2020 году прогнозируются на уровне 101,1 процента по консервативному варианту и 101,5 процента по базовому варианту с последующим ростом в 2024 году к оценке 2019 года на 9,2 - 12,8 процента по консервативному и базовому вариантам соответственно.
В целом прогнозируется выход экономики в этот период на сбалансированный рост темпами, чуть ниже среднероссийских.
Правительством Оренбургской области осуществляется комплекс мер, направленных на повышение ВРП области: привлечение инвестиций в экономику, создание и развитие инвестиционной инфраструктуры (индустриальные парки, промышленные парки и кластеры, инвестиционные площадки), государственная поддержка, содействие в создании новых производств и рабочих мест, модернизации производственных мощностей предприятий.
Промышленное производство
В 2019 году индекс промышленного производства оценивается на уровне 101,7 процента, объем отгруженной продукции в фактических ценах составит оценочно более 1,0 трлн. рублей.
Наибольшую долю в промышленном производстве занимает добыча полезных ископаемых, по оценке, она составит 58,0 процента от общего объема продукции, отгруженной промышленными предприятиями. Индекс производства в добыче полезных ископаемых ожидается на уровне 105,1 процента к уровню 2018 года.
Индекс производства обрабатывающих производств составит, по оценке, 97,1 процента. Снижение производства связано в основном с сокращением металлургического производства в АО "Уральская Сталь" в результате снижения цен на черные металлы на мировом рынке и продолжающейся на предприятии реализацией проектов по модернизации производственных мощностей.
При этом в обрабатывающих производствах ожидается рост в производстве пищевых продуктов, обработке древесины, производстве кокса и нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых изделий, прочей неметаллической продукции, производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, мебели и других.
В 2020 году общий индекс промышленного производства ожидается на уровне 100,9 - 101,0 процента в сопоставимых ценах к оценке предыдущего года по консервативному и базовому вариантам. Объем промышленного производства составит, по прогнозу, 1,05 - 1,08 трлн. рублей по двум вариантам соответственно.
В перспективе в 2024 году общий индекс промышленного производства по консервативному варианту увеличится на 3,9 процента, по базовому - на 5,8 процента к уровню оценки 2019 года.
Рост промышленного производства будет обеспечен предполагаемой стабилизацией добычи нефти и газа на ведущих предприятиях: публичное акционерное общество (далее - ПАО) "Оренбургнефть", ООО "Газпром добыча Оренбург", роста объемов производства ООО "Газпромнефть-Оренбург", ООО "Сладковско-Заречное"; ростом добычи и переработки прочих полезных ископаемых предприятиями ПАО "Гайский ГОК", ООО "Руссоль", АО "Оренбургские минералы", АО "Орское карьероуправление"; наращиванием объемов выпуска продукции предприятиями металлургического производства (АО "Уральская Сталь", ООО "Медногорский медно-серный комбинат"), производства кокса и нефтепродуктов (ПАО "Орскнефтеоргсинтез", АО "Уральская Сталь"), химических веществ и химических продуктов (АО "Новотроицкий завод хромовых соединений"), прочей неметаллической минеральной продукции (ООО "Южно-уральская Горно-перерабатывающая Компания", ООО "Волма-Оренбург"), резиновых и пластмассовых изделий (ООО "Пластик"), готовых металлических изделий (открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Завод бурового оборудования"), автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (ООО "Оренбургский радиатор"), электрооборудования (ОАО "Уралэлектро", АО "Инвертор"), пищевых продуктов (ООО "Горторг", ООО МПЗ "Ташлинский", ООО "Оренбив", ООО "Сорочинский маслоэкстракционный завод" и другие).
Сельское хозяйство
В 2019 году объем производства валовой сельскохозяйственной продукции, произведенной всеми категориями хозяйств, ожидается на уровне 113,76 млрд. рублей, или 101,0 процента в сопоставимой оценке к уровню 2018 года, том числе в растениеводстве - 101,8 процента, в животноводстве - 100,2 процента.
Причины невысокого роста: в растениеводстве - атмосферная и почвенная засуха в южных и юго-восточных районах области, в животноводстве - сокращение поголовья скота в сельскохозяйственных предприятиях и личных подсобных хозяйствах, нестабильность закупочных цен на молоко. Это не позволило в первой половине текущего года стабилизировать ситуацию по сохранению поголовья молочных коров и выполнению показателей производства молока и мяса.
В перспективе 2020 - 2024 годов развитие ситуации в агропромышленном комплексе области характеризуется положительной динамикой всех основных показателей производства продукции сельского хозяйства.
В 2020 году индекс производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года прогнозируется по консервативному варианту - 102,7 процента, по базовому варианту - 105,5 процента, в 2024 году - 101,0 процента и 104,6 процента по базовому и консервативному вариантам соответственно к уровню предыдущего года.
Основными направлениями развития животноводства остаются сохранение и восстановление поголовья скота, совершенствование селекционно-племенной работы с маточным поголовьем, развитие мясного и молочного скотоводства, укрепление кормовой базы животноводства и улучшение работы ветеринарной службы.
Рост производства продукции растениеводства будет обеспечен за счет поддержки элитного семеноводства, реализации комплекса мер по технической и технологической модернизации отрасли, повышения плодородия почв, расширения посевов озимых культур, поддержки экспортно ориентированных организаций АПК.
Инвестиции
В 2019 году прогнозируется объем инвестиций в основной капитал на уровне 223,88 млрд. рублей, что составит 104,3 процента к уровню предыдущего года. Этому будет способствовать как завершение крупных инвестиционных проектов, так и начало реализации новых проектов:
ООО "А7 Агро" - реализация инвестиционной программы, в том числе ввод до 3 тыс. гектаров земель по программе мелиорации;
ООО "Агро-Альянс ОМФ" - проект по развитию производства на Орской макаронной фабрике стоимостью 1,9 млрд. рублей;
ООО "Пластик" - проект "Расширение и повышение экономичности производства изделий из пластмассы в 2016 - 2020 гг." стоимостью 979,2 млн. рублей;
ОАО "Орскнефтеоргсинтез" - реализация проекта "Строительство комплекса замедленного коксования" стоимостью 35 млрд. рублей, завершение работ и ввод в эксплуатацию запланированы на 2023 год;
ООО "Медногорский медно-серный комбинат" - проект строительства второй очереди кислородной станции, сдача которой запланирована на 2020 год;
модернизация производства ПАО "Гайский ГОК" (в 2019 году объем инвестиций планируется в объеме 10 млрд. рублей);
ввод 3 солнечных электростанций группой компаний "Хевел";
ООО "Соленые озера" - продолжение реализации проекта "Строительство первой очереди рекреационно-оздоровительного комплекса "Соленые озера" стоимостью 1,2 млрд. рублей;
реализация инвестиционных проектов в нефтегазодобывающих компаниях ПАО "Оренбургнефть", ООО "Газпромнефть-Оренбург", ООО "Сладковско-Заречное" и других.
Дополнительным источником привлечения инвестиций в регион становятся также созданные территории опережающего социально-экономического развития: "Новотроицк" и "Ясный".
В 2020 году инвестиционная активность предприятий области по базовому варианту прогнозируется на уровне 104,2 процента. Вместе с тем в абсолютной величине ожидается прирост инвестиций в сумме 18 735 млн. рублей. Темпы роста инвестиций по сравнению с 2019 годом будут осуществляться в основном за счет средств предприятий с привлечением внебюджетных источников. По консервативному варианту темп роста составит 102,1 процента, что в абсолютной величине составит прирост в сумме 14 302 млн. рублей.
В 2024 году рост инвестиций составит 102,1 процента по консервативному и 104,2 процента по базовому вариантам прогноза к уровню предыдущего года. Это связано с улучшением общего инвестиционного климата, увеличением объема инвестиционных вложений предприятий, осуществляющих модернизацию и расширение производства, а также вложениями новых инвесторов в территории опережающего социально-экономического развития.
Основными направлениями государственной политики Правительства Оренбургской области остаются стимулирование инвестиционной деятельности, привлечение новых инвесторов на территорию региона.
Строительство
В 2019 году объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "строительство", оценивается в 67,4 млрд. рублей, что составит в сопоставимой оценке к уровню 2018 года 101,1 процента.
План по вводу жилья на 2019 год - 920 тыс. кв. метров (100,9 процента к уровню 2018 года). Плановый показатель обеспеченности жителей региона жильем (введенная общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 человека) в 2019 году составит 0,46 кв. метров.
В соответствии с Указом Президента N 204 предусмотрено увеличение объема жилищного строительства к 2024 году в 1,5 раза по сравнению с 2017 годом.
В случае развития экономики по:
консервативному сценарию - в 2024 году в Оренбургской области запланировано сдать в эксплуатацию 1,261 млн. кв. метров жилья, а за весь период с 2019 по 2024 годы - 6,322 млн. кв. метров;
базовому сценарию - в 2024 году в регионе запланировано сдать в эксплуатацию 1,351 млн. кв. метров жилья, а за весь период с 2019 по 2024 годы - 6,753 млн. кв. метров.
Вместе с тем достижение показателей напрямую зависит от платежеспособности населения, а также от адаптированности строительного сообщества к изменениям в законодательстве Российской Федерации о долевом строительстве.
Малое и среднее предпринимательство
В рамках государственной программы "Экономическое развитие Оренбургской области" разработан и реализуется комплекс мер, направленных на развитие малого и среднего бизнеса как важнейшего ресурса экономического развития и социальной стабильности региона.
На период 2019 - 2024 годов разработаны и реализуются 4 региональных проекта:
1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности - предусматриваются мероприятия, направленные на вывод из теневого сектора экономики самозанятых граждан, сохранение пониженных налоговых ставок для бизнеса и прочее. Продолжится реализация регионального проекта "Скорая помощь предпринимателю" - это решение неотложных проблемных вопросов ведения бизнеса выездной командой квалифицированных специалистов в городах и районах нашего региона.
2. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию - направление предусматривает многоканальную систему оказания финансовой и гарантийной поддержки, в том числе с участием Корпорации МСП, МСП Банка и других.
Разработана и внедряется линейка новых микрофинансовых продуктов для субъектов МСП. Установлены льготные процентные ставки по микрозаймам для субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере производства, производящих и/или реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, а также для субъектов МСП, осуществляющих деятельность на территории моногородов, или относящихся к социальному предпринимательству.
3. Создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства - в рамках данного направления будет работать единый центр развития малого и среднего предпринимательства "Мой бизнес", который объединит на своей площадке все институты развития МСП, пройдет трансформация бизнес-инкубаторов, продолжатся поддержка экспортной деятельности субъектов МСП и развитие бизнеса в моногородах.
4. Популяризация предпринимательства - предусматривается реализация комплекса мероприятий, направленных на создание положительного образа предпринимателя, выявление людей, склонных к ведению бизнеса, и их активное вовлечение в предпринимательскую деятельность.
Особое внимание уделяется развитию системы организаций инфраструктуры поддержки бизнеса: помимо функционирования региональных микрофинансовых организаций, Гарантийного фонда и двух бизнес-инкубаторов (оказывающих имущественную поддержку начинающим предпринимателям) работают центр поддержки предпринимательства, центр поддержки экспорта и центры молодежного инновационного творчества.
В результате реализации перечисленных мер, а также ежегодного участия региона в конкурсах Минэкономразвития России по привлечению средств федерального бюджета на государственную поддержку бизнеса:
количество малых и средних предприятий в 2019 году составит, по оценке, 19120 единиц и к 2024 году по базовому варианту прогноза достигнет 20701 единица - это 100,01 процента к уровню 2018 года и на 1581 единицу больше, чем в 2019 году (темп роста 108,3 процента);
оборот малых и средних предприятий по всем видам деятельности увеличится с 417,25 млрд. рублей в 2019 году (по оценке) до 547,06 млрд. рублей в 2024 году (по базовому варианту) - увеличение по сравнению с 2018 годом почти в 1,4 раза, или на 150,06 млрд. рублей;
среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, в 2019 году оценивается на уровне 135,17 тыс. человек (94,3 процента к уровню 2018 года) и к 2024 году достигнет 150,94 тыс. человек по базовому варианту прогноза (увеличение по сравнению с 2018 годом на 7,54 тыс. человек, или на 5,3 процента);
численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в 2018 году составила 191 тыс. человек (включая индивидуальных предпринимателей) и к 2024 году достигнет 255 тыс. человек по базовому варианту прогноза (увеличение к уровню 2018 года на 64 тыс. человек, или на 33,5 процента).
Потребительский рынок
Инфраструктура сферы торговли Оренбургской области представлена предприятиями разных форматов, здесь работают:
около 370 объектов оптовой торговли;
свыше 10 тысяч стационарных торговых объектов с общей торговой площадью более 1 млн. кв. метров, из них:
2879 - продовольственных;
3703 - непродовольственных;
3591 - со смешанным ассортиментом товаров;
3661 предприятие питания на 191072 посадочных места, в том числе 1349 предприятий общедоступной сети на 63744 посадочных мест;
15 розничных рынков и 81 ярмарочная площадка с общим числом торговых мест свыше 15,5 тысячи.
Обеспеченность площадью торговых объектов в Оренбургской области составила:
стационарных торговых объектов - 771,4 кв. метра на 1000 жителей при нормативе 509 кв. метров;
нестационарных торговых объектов на 10 000 жителей:
киоски и павильоны по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции - 7,5 кв. метра при нормативе 8 кв. метров;
киоски и павильоны по продаже продукции общественного питания - 0,9 кв. метра при нормативе 0,9 кв. метра;
киоски и павильоны по продаже печатной продукции - 0,91 кв. метра при нормативе 1,5 кв. метра;
торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на розничных рынках, - 1,9 кв. метра на 1000 жителей при нормативе 1,4 кв. метра.
В 2019 году отмечается рост оборота розничной торговли, при этом недостаточный платежеспособный спрос позволяет оценить показатель в 101,3 процента к уровню 2018 года.
По мере роста доходов населения в 2020 - 2024 годах динамика потребления населения будет восстанавливаться. Прогнозируется расширение сети торговли, обновление ее структуры, внедрение более совершенных инновационных форм и методов продажи товаров и услуг.
В 2020 - 2024 годах повышение покупательной способности населения, обусловленное ростом реальных располагаемых денежных доходов, будет способствовать увеличению оборота розничной торговли: в 2020 году - на 0,5 - 0,6 процента, в 2024 году - на 2,3 - 2,7 процента по консервативному и базовому вариантам прогноза.
На 2019 год прогнозируется незначительное снижение общего объема платных услуг населению по сравнению с 2018 годом на 0,2 процента. Определяющим фактором, влияющим на развитие рынка платных услуг населению, остается рост платежеспособного спроса населения, политика по регулированию цен на услуги естественных монополий.
В 2020 году прогнозируется объем платных услуг населению с ростом на 0,4 процента по консервативному и на 1,5 процента - по базовому вариантам прогноза соответственно.
В период до 2024 года сохранится положительная динамика объема платных услуг: 102,4 процента и 103,0 процента по консервативному и базовому вариантам прогноза к уровню предыдущего года.
Демография
Прогноз демографических показателей на период до 2024 года представлен в двух вариантах.
Первый вариант (консервативный) построен с учетом сложившихся тенденций. Он отражает пессимистичный сценарий демографической ситуации нарастания депопуляционных процессов: снижение рождаемости, в том числе числа детей, рожденных одной женщиной фертильного возраста, рост общей смертности и рост естественной убыли населения. За счет миграционной убыли уменьшится численность населения трудоспособного возраста, темп которой составит около 15-17 тыс. человек в год. Вследствие перечисленных процессов к 2024 году численность населения снизится до 1882,66 тыс. человек.
Второй вариант (базовый) построен на основании Правительственной телеграммы от 2 августа 2019 года N НР 12-6/10/В-6174 Министра труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом высокого варианта прогноза Росстата.
Прогноз опубликован в статистическом бюллетене Федеральной службы государственной статистики (Росстат) "Предположительная численность населения Российской Федерации до 2035 года" (Москва, 2018). Данный вариант прогноза предусматривает рост показателя рождаемости при снижении коэффициента общей смертности. При этом, за счет превышения коэффициента рождаемости и роста суммарного коэффициента рождаемости будет происходить естественный прирост населения.
Миграционный прирост населения замедлит убыль численности трудоспособного населения. Численность населения старше трудоспособного возраста будет возрастать за счет роста ожидаемой средней продолжительности жизни при рождении.
Реализация мер, направленных на стабилизацию и рост численности населения, будут осуществляться в течение 2019 - 2024 годов по следующим направлениям: развитие первичной медико-санитарной помощи, борьба с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, развитие детского здравоохранения, подготовка квалифицированных кадров, внедрение цифровых технологий.
В рамках обозначенных направлений будут завершены формирование сети и обеспечение доступности первичной медицинской помощи, внедрение пациенто-ориентированной# модели медицинской организации.
Произойдет наращивание объемов рентген-эндоваскулярных# вмешательств при остром коронарном синдроме. Пациенты будут обеспечены медикаментозной профилактикой развития сердечно-сосудистых заболеваний. Не менее 95,0 процента пациентов будут обеспечены диспансерным наблюдением и льготным отпуском лекарственных препаратов.
Оснащение онкологической службы новейшим оборудованием будет способствовать раннему выявлению онкологических заболеваний, позволит сократить сроки диагностики, привести качество оказания медицинской помощи в соответствии с современными требованиями, клиническими рекомендациями и протоколами.
Проведение ремонта в медицинских организациях детского профиля позволит обеспечить комфортность пребывания детей, улучшить качество и доступность специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, снизить показатели смертности и заболеваемости детского населения.
Допуск к профессии получат квалифицированные специалисты, которым будет обеспечена возможность обучения без отрыва от основного места работы, а также отработки практических навыков на базе федеральных и региональных симуляционных центров.
Пациенты получат доступ к услугам и сервисам - запись на прием к врачу, получение сведений об оказанных медицинских услугах и их стоимости, электронные медицинские документы, оценка удовлетворенности качеством работы медицинских организаций.
Труд и занятость
Ситуация на рынке труда Оренбургской области в 2019 - 2024 годах будет развиваться под влиянием демографических факторов и в значительной степени определяться общей ситуацией в экономике.
Показатели по численности занятого населения, рабочей силе, общей численности безработных граждан и уровню общей безработицы (методология Международной организации труда (далее - МОТ) на 2019 - 2024 годы определены в соответствии с данными материалов выборочного обследования населения.
В 2019 году предполагается, что численность рабочей силы останется на уровне 2018 года и составит 1005,4 тыс. человек. Уровень общей безработицы снизится на 0,1 процентного пункта и составит 4,3 процента от рабочей силы. Численность занятых в экономике увеличится на 1,2 тыс. человек и составит 961,9 тыс. человек.
В прогнозном периоде ситуация с занятостью будет развиваться следующим образом. По базовому варианту 2024 года численность рабочей силы по сравнению с 2019 годом увеличится на 7,8 тыс. человек и составит 1013,2 тыс. человек, численность занятых в экономике - на 9,1 тыс. человек и составит 971,0 тыс. человек.
Будет отмечаться сокращение общей численности безработных граждан (по методологии МОТ), которая в 2019 году составит 43,5 тыс. человек, в 2024 году - 42,2 тыс. человек. Уровень общей безработицы в 2019 - 2024 годах снизится с 4,3 до 4,2 процента.
Показатели регистрируемой безработицы будут зависеть от результатов реализации подпрограммы "Реализация политики занятости населения Оренбургской области" государственной программы "Содействие занятости населения Оренбургской области".
Уровень жизни населения
В 2019 году, по оценке, фонд заработной платы работников организаций Оренбургской области составит 239 122,4 млн. рублей, или 105,7 процента к уровню 2018 года. В среднесрочной перспективе темпы роста фонда заработной платы по базовому варианту прогноза составят: 2020 год - 105,6 процента, 2024 год - 107,5 процента.
В 2019 году продолжится повышение заработной платы отдельной категории работников бюджетной сферы: образование, здравоохранение, наука, культура, социальное обслуживание. Зарплаты остальной категории бюджетников проиндексированы с 1 октября 2019 года на 4,3 процента.
В 2019 году среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, по оценке, составит 32 667,0 рубля, или 107,6 процента к 2018 году.
В среднесрочной перспективе рост заработной платы составит по базовому варианту прогноза: 2020 год - 106,5 процента, 2024 год - 107,5 процента. По консервативному варианту рост заработной платы в 2020 году составит 106,1 процента, в 2024 году - 106,5 процента.
Реальная заработная плата в 2019 году, по оценке, составит 102,5 процента к 2018 году, в 2024 году по базовому варианту прогноза - 103,4 процента к 2023 году.
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности), по прогнозу, увеличится с 29 335,0 рубля в 2019 году до 41 722,5 рубля в 2024 году по базовому варианту.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2019 году оцениваются на уровне 100,6 процента.
В среднесрочной перспективе за счет устойчивого роста наиболее весомых доходных компонентов (оплата труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты) реальные располагаемые доходы населения продолжат динамично расти на протяжении всего прогнозного периода.
В 2024 году реальные располагаемые денежные доходы населения составят 102,4 процента и 102,7 процента по консервативному и базовому вариантам прогноза соответственно.
Внешнеэкономическая деятельность
Торговыми партнерами Оренбургской области в 2018 году в экспортно-импортных операциях являлись 89 стран (по итогам 2017 года - 84 страны).
Внешняя торговля Оренбургской области имеет ярко выраженную экспортно ориентированную структуру. Структурообразующими экспортными товарами является продукция топливно-энергетического комплекса (48,9 процента всего регионального экспорта) и черной металлургии (31,4 процента).
Основу импорта Оренбургской области составляют закупки продукции машиностроения (31,7 процента регионального импорта), топливно-энергетического комплекса (26,1 процента), химической промышленности (13,1 процента) и черных металлов (11,8 процента).
В 2019 году сохранились мировые тенденции, негативно влияющие на внешнеэкономические показатели Оренбургской области с 2014 года, в том числе: экономические санкции в отношении России и ответные антисанкции в связи с ситуацией на Украине, нестабильная ситуация на мировых рынках нефти и металлов.
Объем экспорта товаров Оренбургской области в 2019 году, по оценке, составит 1 846,2 млн. долларов США (снижение к уровню 2018 года на 33,0 процента). Объем импорта в область в 2019 году оценивается в сумме 268,0 млн. долларов США (снижение к уровню 2019 года в 2,0 раза).
В 2020 году объем экспорта по консервативному варианту незначительно снизится к уровню 2019 года (на 1,2 процента) и составит 1 823,2 млн. долларов США, по базовому варианту - 1 871,2 млн. долларов США с ростом к уровню 2019 года на 1,4 процента.
Объем импорта в область в 2020 году прогнозируется по консервативному варианту в сумме 265,1 млн. долларов США (незначительное снижение к уровню 2019 года - на 1,1 процента), по базовому варианту - 270,6 млн. долларов США (рост - на 1,0 процента).
В перспективе в 2024 году прогнозируется стабильный рост объемов экспорта: по консервативному варианту - на 4,3 процента к уровню оценки 2019 года до 1 925,8 млн. долларов США, по базовому варианту - на 11,1 процента до 2 050,7 млн. долларов США.
Объем импорта в Оренбургскую область в 2024 году составит по консервативному варианту 280,0 млн. долларов США с ростом к оценке 2019 года на 4,5 процента, по базовому варианту - 295,1 млн. долларов США с ростом на 10,1 процента.
Туризм
Туристская индустрия Оренбургской области - это:
150 туристических фирм, из них 8 туроператоров по внутреннему туризму;
3 туристско-информационных центра;
264 коллективных средств размещения, из них: 193 гостиницы, 27 санаторно-курортных учреждений, 44 - туристические базы, дома отдыха и иные средства размещения;
6 горнолыжных комплексов.
Туристический потенциал Оренбургской области представлен 2173 объектами археологического наследия; 743 объектами культурного наследия (памятники истории и культуры); 4 историческими поселениями; 39 музеями, из которых - 2 государственных музея, 25 муниципальных музеев, 10 музеев, входящих в состав структурных подразделений учреждений культуры, 2 частных музея; 346 особо охраняемыми природными территориями, из которых - 2 государственных заповедника и 1 национальный парк; 245 православными культовыми сооружениями (церкви), 145 мусульманскими культовыми сооружениями (мечети), 1 иудейским культовым сооружением (синагога), 2 католическими культовыми сооружениями (костел).
На территории Оренбургской области реализуется ряд инвестиционных проектов в сфере туризма, самый крупный из них - комплексный инвестиционный проект "Туристско-рекреационный кластер "Соленые озера" на базе бальнеологического курорта "Соленые озера" с участием федерального, областного, местного бюджетов и частных инвестиций.
Инвестиционный проект "Кувандык365", который реализуется на базе действующего горнолыжного комплекса и предполагает создание круглогодичного курорта в Кувандыкском городском округе.#
Вышеуказанные инвестиционные проекты входят в реестр приоритетных инвестиционных проектов Оренбургской области и получают государственную поддержку.
Ведется работа по развитию детского туризма. Особое внимание уделяется межрегиональному и международному сотрудничеству в сфере туризма.
Оренбургская область вошла в международный туристический маршрут по Великому Шелковому пути и межрегиональный брендовый туристский маршрут по Приволжскому федеральному округу "Великий Волжский путь", межрегиональный маршрут "Россия - родина космонавтики", с проектом "Оренбуржье - колыбель Аленького цветочка" в федеральный проект "Сказочная Россия", в межрегиональный проект "Теплая Россия".
По итогам проведенного анализа, за последние пять лет показатели сферы туризма значительно увеличились: въездной туристский поток - на 43,3 процента; объем платных услуг туристических агентств, туроператоров и прочих услуг по бронированию и сопутствующих им услуг - на 29,1 процента; объем услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению временного жилья - на 82,0 процента.
В 2019 году ожидается увеличение туристского потока в Оренбургскую область на 4,9 процента по сравнению с 2018 годом, что составит 1689 тыс. человек.
В 2024 году ожидается увеличение туристского потока в регион на 16,8 процента по сравнению с 2019 годом, что в итоге составит 1974,2 тыс. человек по базовому варианту прогноза.
Основные параметры прогноза социально-экономического развития Оренбургской области на 2020 - 2024 годы
Наименование показателя |
Единица измерения |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
||||
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
||||
Валовой региональный продукт | |||||||||||||
Валовой региональный продукт |
млн. рублей |
930 932,0*) |
971 308,4 |
974 136,9 |
1 009 539,1 |
1 031 338,2 |
1 068 905,1 |
1 092 971,0 |
1 135 081,0 |
1 157 193,9 |
1 210 037,2 |
1 229 936,3 |
1 293 699,2 |
Индекс физического объема валового регионального продукта |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
102,5*) |
101,2 |
101,1 |
101,5 |
101,8 |
102,3 |
101,9 |
102,6 |
102,0 |
102,8 |
102,1 |
103,0 |
Промышленное производство | |||||||||||||
Индекс промышленного производства |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
103,7 |
101,7 |
100,9 |
101,0 |
100,6 |
100,9 |
100,8 |
101,2 |
100,8 |
101,3 |
100,9 |
101,3 |
Индекс производства - добыча полезных ископаемых |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
102,1 |
105,1 |
100,5 |
100,6 |
100,3 |
100,4 |
100,4 |
100,5 |
100,5 |
100,6 |
100,4 |
100,5 |
Индекс производства - обрабатывающие производства |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
106,4 |
97,1 |
101,5 |
101,6 |
101,1 |
101,5 |
101,4 |
102,4 |
101,4 |
102,3 |
101,6 |
102,4 |
Индекс производства - обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
102,0 |
92,8 |
101,7 |
101,5 |
101,2 |
101,8 |
101,0 |
101,9 |
101,1 |
101,8 |
101,1 |
101,9 |
Индекс производства - водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
129,6 |
114,1 |
100,4 |
100,7 |
100,0 |
101,1 |
100,0 |
101,3 |
100,0 |
101,3 |
100,0 |
101,3 |
Сельское хозяйство | |||||||||||||
Продукция сельского хозяйства |
млн. рублей |
107 928,8 |
113 759,4 |
121 235,0 |
123 833,2 |
126 688,8 |
135 793,3 |
132 269,6 |
146 942,2 |
138 274,6 |
159 584,9 |
144 978,7 |
172 935,2 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
90,4 |
101,0 |
102,7 |
105,5 |
100,8 |
106,0 |
100,7 |
104,5 |
100,8 |
104,8 |
101,0 |
104,6 |
Производство важнейших видов продукции в натуральном выражении: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
валовой сбор зерна (в весе после доработки) |
тыс. тонн |
2033,6 |
2193,0 |
2650,0 |
2700,0 |
2700,0 |
3200,0 |
2750,0 |
3700,0 |
2820,0 |
4200,0 |
2870,0 |
4500,0 |
мясо и субпродукты пищевые убойных животных |
тыс. тонн |
20,6 |
20,8 |
21,5 |
21,6 |
22,3 |
22,5 |
23,1 |
23,4 |
23,9 |
24,3 |
24,7 |
25,3 |
молоко |
тыс. тонн |
667,9 |
670,0 |
670,0 |
671,0 |
671,0 |
672,0 |
672,0 |
673,0 |
673,0 |
674,0 |
674,0 |
675,0 |
яйца |
млн. штук |
1029,7 |
968,4 |
968,4 |
968,5 |
968,5 |
968,6 |
968,6 |
968,7 |
968,7 |
968,8 |
968,8 |
968,9 |
Инвестиции, строительство | |||||||||||||
Инвестиции в основной капитал |
млн. рублей |
204 238,1 |
223 884,4 |
238 186,6 |
242 619,2 |
253 154,2 |
263 426,8 |
269 067,7 |
285 744,8 |
285 981,6 |
310 251,1 |
303 666,7 |
336 859,5 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
110,9 |
104,3 |
102,1 |
104,2 |
102,0 |
104,3 |
102,1 |
104,2 |
102,1 |
104,3 |
102,1 |
104,2 |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. метров общей площади |
911,5 |
920,0 |
920,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1050,0 |
1050,0 |
1171,0 |
1171,0 |
1261,0 |
1261,0 |
1351,0 |
процентов к уровню предыдущего года |
102,2 |
100,9 |
100,0 |
108,7 |
108,7 |
105,0 |
105,0 |
111,5 |
111,5 |
107,7 |
107,7 |
107,1 |
|
Малое и среднее предпринимательство | |||||||||||||
Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года) |
единиц |
20698 |
19120 |
19130 |
19337 |
19282 |
19660 |
19475 |
19997 |
19675 |
20378 |
19887 |
20701 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) на предприятиях малого и среднего предпринимательства, включая микропредприятия |
тыс. человек |
143,4 |
135,2 |
135,3 |
137,4 |
135,9 |
140,2 |
136,7 |
143,4 |
137,9 |
147,0 |
139,4 |
150,9 |
Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия |
млрд. рублей |
397,0 |
417,3 |
435,2 |
436,9 |
453,0 |
461,0 |
471,6 |
486,9 |
490,5 |
515,2 |
510,6 |
547,1 |
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей |
тыс. человек |
191,0 |
192,0 |
192,9 |
214,0 |
193,9 |
227,0 |
194,8 |
238,0 |
195,8 |
247,0 |
196,7 |
255,0 |
Потребительский рынок | |||||||||||||
Индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год |
процентов к уровню предыдущего года |
102,4 |
105,0 |
104,0 |
103,7 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
Оборот розничной торговли |
млн. рублей |
307 946,0 |
327 860,0 |
339 713,8 |
339 722,0 |
356 870,7 |
359 347,7 |
379 288,2 |
384 169,7 |
402 356,2 |
409 530,2 |
428 074,8 |
437 411,1 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
102,9 |
101,3 |
100,5 |
100,6 |
101,4 |
102,2 |
101,9 |
102,5 |
102,1 |
102,6 |
102,3 |
102,7 |
Объем платных услуг населению |
млн. рублей |
88 928,4 |
93 631,8 |
97 390,6 |
98 362,6 |
102 898,9 |
104 441,2 |
108 836,4 |
111 010,2 |
115 675,6 |
118 795,8 |
123 308,4 |
127 376,4 |
Индекс физического объема платных услуг населению |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
101,9 |
99,8 |
100,4 |
101,5 |
101,3 |
101,9 |
101,8 |
102,3 |
102,0 |
102,7 |
102,4 |
103,0 |
Финансы | |||||||||||||
Прибыль прибыльных организаций |
млн. рублей |
213 736,9 |
213 032,3 |
211 162,4 |
213 291,8 |
213 245,6 |
216 583,7 |
216 740,3 |
220 302,6 |
217 560,9 |
221 629,4 |
218 531,3 |
223 068,9 |
Темп роста прибыли прибыльных организаций |
процентов к уровню предыдущего года |
135,3 |
99,7 |
99,1 |
100,1 |
101,0 |
101,5 |
101,6 |
101,7 |
100,4 |
100,6 |
100,5 |
100,7 |
Труд и занятость | |||||||||||||
Численность населения (в среднегодовом исчислении) |
тыс. человек |
1970,4 |
1958,3 |
1943,5 |
1981,1 |
1932,0 |
1984,4 |
1913,8 |
1989,3 |
1898,6 |
1995,7 |
1882,7 |
2003,0 |
Численность рабочей силы |
тыс. человек |
1005,4 |
1005,4 |
1006,6 |
1006,7 |
1007,9 |
1008,0 |
1007,9 |
1008,0 |
1010,5 |
1010,6 |
1013,0 |
1013,2 |
Численность занятых в экономике |
тыс. человек |
960,7 |
961,9 |
963,1 |
963,2 |
964,2 |
964,5 |
964,2 |
965,8 |
968,3 |
968,4 |
970,8 |
971,0 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
тыс. человек |
13,7 |
14,8 |
14,8 |
14,8 |
14,9 |
14,8 |
14,9 |
14,4 |
14,9 |
14,4 |
14,9 |
14,4 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
процентов |
1,4 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,4 |
1,5 |
1,4 |
1,5 |
1,4 |
Потребность в привлечении иностранных работников |
тыс. человек |
16,4 |
15,3 |
15,2 |
14,2 |
14,3 |
13,3 |
13,4 |
12,4 |
13,0 |
12,0 |
12,6 |
11,6 |
Фонд заработной платы работников организаций |
млн. рублей |
226 196,8 |
239 122,4 |
251 421,5 |
252 578,3 |
267 556,5 |
271 566,7 |
284 727,3 |
291 982,6 |
302 999,7 |
313 933,5 |
322 748,0 |
337 534,2 |
Темп роста фонда заработной платы работников организаций |
процентов к уровню предыдущего года |
106,0 |
105,7 |
105,1 |
105,6 |
106,4 |
107,5 |
106,4 |
107,5 |
106,4 |
107,5 |
106,5 |
107,5 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций |
рублей |
30 370,5 |
32 667,0 |
34 659,7 |
34 790,4 |
36 877,9 |
37 399,7 |
39 238,1 |
40 204,7 |
41 749,3 |
43 220,1 |
44 463,0 |
46 461,6 |
Темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций |
процентов к уровню предыдущего года |
110,7 |
107,6 |
106,1 |
106,5 |
106,4 |
107,5 |
106,4 |
107,5 |
106,4 |
107,5 |
106,5 |
107,5 |
Реальная заработная плата работников организаций |
процентов к уровню предыдущего года |
108,1 |
102,5 |
102,0 |
102,7 |
102,3 |
103,4 |
102,3 |
103,4 |
102,3 |
103,4 |
102,4 |
103,4 |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) |
рублей |
27 275,0 |
29 335,0 |
31 124,4 |
31 241,8 |
33 116,4 |
33 584,9 |
35 235,8 |
36 103,8 |
37 490,9 |
38 811,6 |
39 927,8 |
41 722,5 |
Темп роста среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) |
процентов к уровню предыдущего года |
109,1 |
107,6 |
106,1 |
106,5 |
106,4 |
107,5 |
106,4 |
107,5 |
106,4 |
107,5 |
106,5 |
107,5 |
Денежные доходы населения | |||||||||||||
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
процентов к уровню предыдущего года |
102,5**) |
100,6 |
101,0 |
101,7 |
102,1 |
102,3 |
102,3 |
102,5 |
102,3 |
102,5 |
102,4 |
102,7 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения |
процентов |
13,9**) |
13,9 |
13,4 |
12,7 |
12,6 |
11,1 |
11,9 |
9,6 |
11,4 |
8,4 |
10,8 |
7,3 |
Внешнеэкономическая деятельность | |||||||||||||
Экспорт товаров |
млн. долл. США |
2 757,2 |
1 846,2 |
1 823,2 |
1 871,2 |
1 828,8 |
1 899,3 |
1 852,7 |
1 936,6 |
1 882,7 |
1 984,3 |
1 925,8 |
2 050,7 |
Импорт товаров |
млн. долл. США |
529,0 |
268,0 |
265,1 |
270,6 |
266,0 |
275,0 |
270,1 |
280,7 |
274,3 |
287,4 |
280,0 |
295,1 |
Туризм | |||||||||||||
Численность иностранных граждан, прибывших в регион по цели поездки туризм |
тыс. человек |
239,2 |
289,0 |
311,9 |
315,0 |
333,6 |
337,0 |
364,3 |
368,0 |
378,2 |
382,0 |
391,1 |
395,0 |
Численность российских граждан, выехавших за границу |
тыс. человек |
27,6 |
28,2 |
28,7 |
28,8 |
29,2 |
29,3 |
29,5 |
29,7 |
29,8 |
30,1 |
30,2 |
30,6 |
Количество российских посетителей из других регионов (резидентов) |
тыс. человек |
1370,7 |
1400,0 |
1436,1 |
1445,7 |
1474,4 |
1485,1 |
1502,5 |
1517,6 |
1532,7 |
1548,1 |
1563,6 |
1579,2 |
*) Оценка.
**) Данные предварительные.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Оренбургской области от 25 октября 2019 г. N 802-пп "О прогнозе социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.