Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2019 г. N 12-КГ19-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Фролкиной С.В.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 сентября 2019 г. гражданское дело по иску Петровой Инны Валерьяновны к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл о возложении обязанности произвести социальные выплаты по кассационной жалобе Петровой И.В. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 июля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 4 октября 2018 г., которыми в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителя Петровой И.В. по доверенности Столяровой А.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Петрова И.В. 19 июня 2018 г. обратилась в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл о возложении обязанности произвести социальные выплаты.
В обоснование заявленных требований Петрова И.В. указала на то, что 29 апреля 2015 г. она заключила с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл договор N 1864 о предоставлении социальных выплат на возмещение части процентной ставки по кредитам, привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности (далее также - договор о предоставлении социальных выплат).
По условиям договора о предоставлении социальных выплат Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, именуемое в договоре как государственный заказчик, приняло на себя обязательство предоставлять Петровой И.В. социальные выплаты на возмещение части процентной ставки по кредиту, привлечённому в банке ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" в сумме ... руб. по кредитному договору от 2 апреля 2015 г. N ... на строительство индивидуального жилья. В договоре также указано, что социальные выплаты производятся за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности, утверждённым постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 г. N 228 (далее также - Положение о предоставлении социальных выплат).
Заключая данный договор, Петрова И.В. полагала, что указанные выплаты предоставляются государственным заказчиком - Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл с даты заключения договора о предоставлении социальных выплат (29 апреля 2015 г.) и до окончания действия кредитного договора (2 апреля 2020 г.).
Однако постановлениями Правительства Республики Марий Эл от 14 ноября 2016 г. N 503 и от 29 декабря 2017 г. N 495 в 2017 и 2018 годах предоставление социальной выплаты в виде возмещения за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл части процентной ставки по кредитам (займам) на строительство индивидуального жилья в сельской местности нуждающимся в таком жилье гражданам, проживающим в Республике Марий Эл, было приостановлено.
По мнению Петровой И.В., предусмотренная Положением о предоставлении социальных выплат государственная поддержка в виде возмещения части процентной ставки по кредитам, привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности, представляет собой меру социальной поддержки, что означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.
Петрова И.В., ссылаясь на то, что она взятые на себя обязательства по кредитному договору исполняет надлежащим образом, а Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл необоснованно в одностороннем порядке отказывается с 1 января 2017 г. от исполнения своих обязательств по договору о предоставлении социальных выплат, просила возложить на названное министерство обязанность осуществить за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл социальные выплаты на возмещение части процентной ставки по кредитному договору от 2 апреля 2015 г. N ... за период с 1 января 2017 г. по 19 июня 2018 г. в размере 271 575, 33 руб., взыскать в её пользу судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 руб.
Представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл в суде иск не признал.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 июля 2018 г. Петровой И.В. отказано в удовлетворении иска.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 4 октября 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Петровой И.В. ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 19 марта 2019 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 6 августа 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, сведений о причинах неявки не представил. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 2 апреля 2015 г. между Петровой И.В. и ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" было заключено соглашение о кредитовании N ... (далее также - кредитный договор), по которому Петровой И.В. предоставлен кредит на сумму руб. под 29,5% годовых сроком до 2 апреля 2020 г. Этим же договором утверждён график погашения кредита.
29 апреля 2015 г. между Петровой И.В. и Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл заключён договор N 1864 о предоставлении социальных выплат на возмещение части процентной ставки по кредитам, привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности.
Согласно пункту 1.1 договора о предоставлении социальных выплат Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл приняло на себя обязательство предоставлять Петровой И.В. социальные выплаты на возмещение части процентной ставки по кредиту, привлечённому в банке ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" в сумме 1 000 000 руб. по кредитному договору от 2 апреля 2015 г. N ... на строительство индивидуального жилья, находящегося по адресу: ...
Пунктом 1.2 договора о предоставлении социальных выплат предусмотрено, что социальные выплаты производятся за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности, утверждённым постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 г. N 228.
В пункте 2.1 договора о предоставлении социальных выплат указано, что социальные выплаты предоставляются в размере, снижающем до трёх процентов действующую процентную ставку кредитного договора (89,83%), при условии фактически уплаченных в полном объёме процентов по кредиту.
Социальная выплата предоставляется при условии оформления кредитного договора, своевременного погашения суммы кредита получателем в соответствии с условиями кредитного договора и полной своевременной оплаты получателем начисленных процентов по кредиту, что должно быть подтверждено справкой (выпиской) со ссудного счёта, выданной банком (пункт 2.2 договора о предоставлении социальных выплат).
Договор о предоставлении социальных выплат действует с 29 апреля 2015 г. в течение пяти лет до полной выплаты всей суммы полагающейся социальной выплаты в соответствии с условиями данного договора. Социальные выплаты в течение срока действия договора осуществляются при условии выделения бюджетных ассигнований на эти цели из республиканского бюджета Республики Марий Эл на следующий финансовый год (пункт 4.1 договора о предоставлении социальных выплат).
Судом также установлено, что Петровой И.В. своевременно и в полном объёме исполняются обязательства по соглашению о кредитовании от 2 апреля 2015 г., заключённому с ОАО "Российский сельскохозяйственный банк", по графику погашения кредита.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14 ноября 2016 г. N 503 "О приостановлении в 2017 году действия некоторых постановлений Правительства Республики МарийЭл" приостановлено до 1 января 2018 г. действие постановления Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 г. N 228 "Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности".
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 декабря 2017 г. N 495 "О приостановлении в 2018 году действия некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл" приостановлено в 2018 году действие постановления Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 г. N 228 "Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности".
Петровой И.В. с даты заключения договора о предоставлении социальных выплат (29 апреля 2015 г.) и по 31 декабря 2016 г. Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл предоставлялись социальные выплаты на возмещение части процентной ставки по кредитному договору от 2 апреля 2015 г., с 1 января 2017 г. и до даты обращения Петровой И.В. в суд (19 июня 2018 г.) эти выплаты не производятся.
Разрешая спор и принимая решение об отказе Петровой И.В. в удовлетворении исковых требований о возложении на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл обязанности произвести социальные выплаты, суд первой инстанции сослался на нормы статей 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации и Положения о предоставлении социальных выплат за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности, утверждённого постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 г. N 228, и исходил из того, что ввиду приостановления действия постановления Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 г. N 228 в 2017 и 2018 годах в республиканском бюджете не были предусмотрены расходы на социальные выплаты на возмещение части процентных ставок по кредитам, привлекаемым гражданами на строительство или приобретение жилья, вследствие чего отсутствуют основания возложения на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл обязанности осуществить за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл социальные выплаты на возмещение Петровой И.В. части процентной ставки по кредитному соглашению за период с 1 января 2017 г. по 19 июня 2018 г.
По мнению суда первой инстанции, не предоставление Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл Петровой И.В. в 2017-2018 годах социальных выплат на возмещение части процентной ставки по кредитному соглашению, заключённому Петровой И.В. с ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" 2 апреля 2015 г., не является односторонним отказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от исполнения своих обязательств по договору о предоставлении социальных выплат от 29 апреля 2015 г., поскольку согласно этому договору предоставление названных выплат обусловлено выделением средств на эти цели из республиканского бюджета Республики Марий Эл. Петрова И.В., будучи свободной в заключении договора, добровольно подписала его на таких условиях.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального права.
В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанными в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу пунктов "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В целях содействия улучшению жилищных условий граждан Республики Марий Эл и привлечения дополнительных источников финансирования для строительства индивидуального жилья в сельской местности в Республике Марий Эл в виде кредитов (займов) постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 г. N 228 было утверждено Положение о предоставлении социальных выплат за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности.
В пункте 2 Положения о предоставлении социальных выплат приведены определения и понятия, используемые в названном положении.
Так, под государственным заказчиком понимается Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, под претендентом - гражданин Российской Федерации, зарегистрированный по месту жительства на территории Республики Марий Эл, признанный нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, или состоящий в органах местного самоуправления на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях; под заёмщиком - претендент, заключивший с кредитной организацией или Республиканским фондом жилья и ипотеки Республики Марий Эл договор о предоставлении кредита (займа) на строительство жилья в сельской местности.
Согласно пункту 3 Положения о предоставлении социальных выплат право на социальные выплаты имеют граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства на территории Республики Марий Эл, нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, или состоящие в органах местного самоуправления на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Социальные выплаты предоставляются на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности.
Расходы на предоставление социальных выплат финансируются в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на социальные выплаты на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности, на соответствующий финансовый год (пункт 4 Положения о предоставлении социальных выплат).
В соответствии с пунктом 5 Положения о предоставлении социальных выплат социальные выплаты предоставляются государственным заказчиком на основании договора о предоставлении социальных выплат на возмещение процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности, заключённого государственным заказчиком с заёмщиком.
Социальные выплаты предоставляются с даты заключения договора о предоставлении социальных выплат между заёмщиком и государственным заказчиком при условии своевременного погашения суммы кредита (займа) заёмщиком в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа) и своевременной оплаты заёмщиком процентов по кредиту (займу) в полном объёме в период действия кредитного договора (договора займа) (пункт 6 Положения о предоставлении социальных выплат).
Социальная выплата предоставляется в размере, снижающем до трёх процентов действующую процентную ставку по кредитному договору (договору займа) (пункт 18 Положения о предоставлении социальных выплат).
В силу пункта 19 Положения о предоставлении социальных выплат социальные выплаты предоставляются на срок не более пяти лет в размере предельной части кредита (займа), определяемой произведением социальной нормы общей площади строящегося индивидуального жилья (но не более социальной нормы общей площади жилья, определённой в соответствии с пунктом 16 Положения) на стоимость 1 кв.м общей площади жилья (но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья, в соответствии с пунктом 16 Положения).
В пункте 17 Положения о предоставлении социальных выплат определены условия их предоставления, а именно оформление кредитного договора (договора займа), своевременное погашение суммы кредита (займа) заёмщиком в соответствии с условиями кредитного договора за период пользования кредитом (займом) и фактическая уплата в полном объёме процентов по кредитному договору (договору зама).
Социальные выплаты не предоставляются для возмещения процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, и при нецелевом использовании кредита (займа) (пункт 20 Положения о предоставлении социальных выплат).
Таким образом, во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации и в нормативных положениях на уровне субъекта Российской Федерации - Республики Марий Эл, в целях содействия улучшению жилищных условий граждан предусмотрены меры социальной поддержки граждан, зарегистрированных на территории Республики Марий Эл и нуждающихся в жилых помещениях, в виде социальной выплаты на возмещение за счёт средств республиканского бюджета части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности. Такая социальная выплата предоставляется гражданам на срок не более пяти лет при условии оформления ими кредитного договора, своевременного погашения суммы кредита (займа), фактической уплаты в полном объёме процентов по кредитному договору (договору займа).
Петрова И.В. на основании договора о предоставлении социальных выплат от 29 апреля 2015 г. является субъектом правоотношений по получению социальной выплаты за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по заключённому ею 2 апреля 2015 г. с ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" соглашению о кредитовании.
Постановлениями Правительства Республики Марий Эл от 14 ноября 2016 г. N 503 и от 29 декабря 2017 г. N 495 в 2017 и 2018 годах предоставление социальной выплаты в виде возмещения за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл части процентной ставки по кредитам (займам) на строительство индивидуального жилья в сельской местности нуждающимся в таком жилье гражданам, проживающим в Республике Марий Эл, было приостановлено.
Согласно сформулированной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции в законодательном регулировании в социальной сфере должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определённость, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П, от 23 апреля 2004 г. N 9-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 4 апреля 2006 г. N 89-О и другие).
При изменении или отмене ранее установленных мер социальной поддержки законодатель субъекта Российской Федерации обязан соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает его ответственность за качество принимаемых решений, сохранение присущей природе законодательных актов разумной стабильности правового регулирования, обеспечение надлежащей правовой определённости, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость законодательной политики в социальной сфере. В силу указанного принципа, который распространяется не только на права, закреплённые непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и на права, приобретаемые на основании закона, наделение законодателя субъекта Российской Федерации полномочием устанавливать и отменять дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан не означает, что он обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказываться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств. Напротив, он должен, предпринимая все усилия к их сохранению, находить баланс конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов, а если, с учётом состояния бюджета субъекта Российской Федерации, это оказывается объективно невозможным, - по крайней мере, максимально смягчить негативные последствия для лиц, имевших основанные на законодательном регулировании ожидания и рассчитывавших на получение соответствующих мер социальной поддержки. Иное не только противоречило бы природе социального государства, но и расходилось бы с вытекающим из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации и обращённым к органам публичной власти требованиям обеспечения признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 г. N 13-П).
Из приведённых нормативных положений с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует:
1. Одним из направлений жилищной политики Российской Федерации как социального государства является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке социальных выплат в различных формах на приобретение или строительство жилых помещений.
2. К числу социальных выплат для реализации гражданами права на жилище в субъекте Российской Федерации - Республике Марий Эл - относится социальная выплата, осуществляемая за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности. Эта выплата, предоставляемая за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, направлена на создание условий для реализации ими конституционного права на жилище.
3. Субъекту Российской Федерации, установившему в нормативных правовых актах условия и порядок представления нуждающимся в обеспечении жильём гражданам мер социальной поддержки, направленных на решение их жилищной проблемы, и предоставившему этим гражданам меры социальной поддержки, необходимо сохранять разумную стабильность правового регулирования в этой сфере общественных отношений и в случае принятия решения о приостановлении предоставления названных мер социальной поддержки, вызванных в том числе недостаточностью бюджетных средств, следует решить вопрос о правах лиц, получавших ранее такие меры социальной поддержки и рассчитывавших на их получение в будущем в соответствии с действующим правовым регулированием.
Как видно из материалов дела, приостанавливая в 2017 и 2018 годах действие нормативного правового акта - постановления Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 г. N 228, предусматривающего предоставление нуждающимся в улучшении жилищных условиям гражданам социальной выплаты за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности, - органы законодательной власти Республики Марий Эл не установили какого-либо компенсаторного механизма, направленного на смягчение неблагоприятных последствий такого приостановления для нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, которые приобрели право на эту меру социальной поддержки, получали её, решив тем самым свою жилищную проблему на основании действующих в субъекте Российской Федерации - Республике Марий Эл - нормативных актов. Следовательно, субъектом Российской Федерации - Республикой Марий Эл - не были соблюдены принципы социального государства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государственных органов (в данном случае государственных органов Республики Марий Эл), а также требования справедливости и соразмерности, которые должны соблюдаться при осуществлении правового регулирования в социальной сфере.
Судебными инстанциями приведённые нормативные положения в их взаимосвязи с нормами Конституции Российской Федерации и позицией Конституционного Суда Российской Федерации о принятых на себя государством и субъектом Российской Федерации (Республикой Марий Эл) социальных обязательствах и о недопустимости отказа от исполнения этих обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств в бюджете на финансирование социальных программ, а также о том, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления, к спорным отношениям применены не были, в связи с этим нельзя признать правомерным вывод судебных инстанций о том, что приостановление предоставления Петровой И.В. социальных выплат по договору о предоставлении социальных выплат от 29 апреля 2015 г. на возмещение процентной ставки по кредиту на основании постановления Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 г. N 228 не является односторонним отказом от исполнения обязательств.
Судебными инстанциями, отказавшими Петровой И.В. в удовлетворении исковых требований о возложении на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл обязанности произвести социальные выплаты за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по кредитному соглашению, заключённому между Петровой И.В. и ОАО "Российский сельскохозяйственный банк", не принято во внимание то, что Петрова И.В. в целях решения её жилищной проблемы и обеспечения её жильём уполномоченным государственным органом Республики Марий Эл - Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл - была в установленном законом порядке включена в число лиц, имеющих право на социальную выплату за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по кредитам, привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности. Признав право Петровой И.В. на получение названной социальной выплаты, субъект Российской Федерации - Республика Марий Эл в лице Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл тем самым взяла на себя определённое публично-правовое обязательство, в связи с чем произвольный отказ (то есть без принятия мер по недопущению негативных последствий для получателей мер социальной поддержки) от него не допустим. Поскольку Петрова И.В. в силу Положения о предоставлении социальных выплат за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности, утверждённого постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 июля 2011 г. N 228, приобрела право на получение мер социальной поддержки, получала эти выплаты по договору о предоставлении социальных выплаты от 29 апреля 2015 г. в период с 29 апреля 2015 г. по 31 декабря 2016 г., то она была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты в период всего срока действия кредитного соглашения, заключённого между ней и ОАО "Российский сельскохозяйственный банк", то есть с 2 апреля 2015 г. по 2 апреля 2020 г. Отсутствие же у субъекта Российской Федерации (Республики Марий Эл) бюджетных средств на эти цели не может являться препятствием к реализации предоставленного истцу права на меры социальной поддержки и не освобождает субъект Российской Федерации от обязанности предпринять соответствующие меры с целью максимального смягчения негативных последствий такой ситуации для лиц, имевших право на меры социальной поддержки и получавших их.
Кроме того, следует учитывать, что исходя из положений статей 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Петровой И.В. на получение мер социальной поддержки, установленных нормативными правовыми актами Республики Марий Эл, не может быть поставлено в зависимость от распределения бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий в Республике Марий Эл по обеспечению социальных выплат в виде возмещения части процентной ставки по кредитам.
Обоснование судебными инстанциями вывода об отказе Петровой И.В. в иске о возложении обязанности на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл произвести социальные выплаты ссылкой на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе положения статьи 421 этого кодекса о свободе договора, без учёта специального нормативного правового акта - Положения о предоставлении социальных выплат за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности, утверждённого постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 г. N 228, - нельзя признать правильным.
В данном случае спорные отношения связаны с реализацией гражданином права на получение мер социальной поддержки (социальной выплаты на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности), и эти отношения урегулированы в том числе нормами специального нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (Республики Марий Эл) - Положения о предоставлении социальных выплат за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности, утверждённого постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 г. N 228, которым предусмотрена возможность получения нуждающимися в жилых помещениях гражданами, зарегистрированными по месту жительства на территории Республики Марий Эл (к таким гражданам в данном случае относится Петрова И.В.), государственной поддержки в форме социальной выплаты на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам) на строительство индивидуального жилья в сельской местности.
Решение о предоставлении названной меры социальной поддержки или об отказе в её предоставлении принимается Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, которое наделено в силу своего правового статуса полномочиями по осуществлению публично значимых функций, в частности полномочиями по рассмотрению заявлений кандидатов на предоставление названной меры социальной поддержки, проверке представленных документов для получения социальных выплат.
Отношениям в сфере предоставления мер социальной поддержки, регулируемым указанным нормативным правовым актом Республики Марий Эл, присущи особенности: эти отношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. В рамках данных отношений один из их участников, в данном случае Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, осуществляет публично-властные полномочия по исполнению и применению нормативных правовых актов по отношению к другому участнику - гражданину, реализующему предоставленное ему нормативным правовым актом право на получение мер социальной поддержки. В связи с этим субъекту Российской Федерации - Республике Марий Эл - в случае приостановления или отмены действия нормативного правового акта, регламентирующего предоставление гражданам мер социальной поддержки, следовало принять меры по дальнейшей реализации прав лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки и реализовавших такое право, предусмотрев для таких лиц соответствующие компенсационные мероприятия, направленные на смягчение неблагоприятных последствий приостановления или отмены действия нормативного правового акта о предоставлении мер социальной поддержки.
Ввиду изложенного суждение судебных инстанций о том, что договором между Петровой И.В. и Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (государственным заказчиком) и Положением о предоставлении социальных выплат установлено условие предоставления социальных выплат - выделение средств бюджетного ассигнования на эти цели из республиканского бюджета Республики Марий Эл, а потому не предоставление социальных выплат Петровой И.В. Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл в 2017 и 2018 годах нельзя рассматривать как односторонний отказ от исполнения обязательств по договору о предоставлении социальных выплат от 29 апреля 2015 г., является неправомерным.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о том, что ввиду приостановления действия в 2017 и 2018 годах постановления Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 г. N 228 "Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности" отсутствуют основания для предоставления Петровой И.В. по договору от 29 апреля 2015 г. социальной выплаты в виде возмещения части процентной ставки по кредиту на строительство индивидуального жилья, является ошибочным и противоречит правовому регулированию спорных отношений по предоставлению гражданам мер социальной поддержки.
С учётом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 июля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 4 октября 2018 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
Председательствующий |
Фролкина С.В. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2019 г. N 12-КГ19-2
Текст определения опубликован не был