Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Парламентского Собрания
Союза Беларуси и России
от 17 июня 2019 года N LVI-4
О деятельности
Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
в 2018 году
Общие положения
В 2018 году Парламентское Собрание провело 39 регламентных мероприятий, в том числе пятьдесят четвертую и пятьдесят пятую сессии Парламентского Собрания (18 июня в г. Бресте и 21 - 22 декабря в г. Москве, рассмотрено в общей сложности 26 вопросов), два заседания Совета Парламентского Собрания (18 июня в г. Бресте и 21 декабря в г. Москве, рассмотрено 23 вопроса) и 35 заседаний комиссий Парламентского Собрания (326 вопросов), в том числе расширенное заседание Комиссии по законодательству и Регламенту с участием депутатов - членов Комиссии по экономической политике и Комиссии по бюджету и финансам.
5-6 июля в г. Москве Парламентское Собрание организовало и провело научно-практическую конференцию "Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства". Помимо пленарного заседания работа конференции велась в рамках трех секций: "Формирование единого правового пространства - приоритетное направление дальнейшего развития Союзного государства", "Согласованная аграрная политика Беларуси и России - важнейшее условие продовольственной безопасности Союзного государства", "Общее информационное пространство Союзного государства - реалии и перспективы".
Итогом проведения конференции стала выработка научно обоснованных предложений по нормативно-правовому регулированию процессов взаимодействия Беларуси и России в области экономики, по формированию общего информационного пространства Союзного государства, а также по последующему практическому использованию рекомендаций.
В отчетном году продолжилась практика проведения парламентских слушаний.
8 июня в г. Калининграде состоялись парламентские слушания "Обеспечение равных условий субъектам хозяйствования Республики Беларусь и Российской Федерации". Принятые по итогам слушаний рекомендации были составлены с учетом перечня требующих устранения барьеров и ограничений во взаимной торговле. Отмечается, что необходима гармонизация правил поставок товаров в торговые сети государств-участников для обеспечения доступа товаров одного государства-участника в торговые сети другого государства-участника.
Продолжение обсуждения вопросов гармонизации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в торгово-экономической сфере состоялось в ходе Форума приграничных территорий Республики Беларусь и Российской Федерации по законодательному обеспечению делового сотрудничества (28-29 ноября, г. Брянск). В его рекомендациях были определены основные задачи и принципы приграничного делового сотрудничества, обозначены основные проблемы, снижающие его эффективность, и выработаны предложения по их урегулированию. Были также затронуты вопросы обеспечения равных условий для предприятий и организаций двух стран, допуска субъектов хозяйствования одного государства на рынки другого государства-участника. Совету Министров Союзного государства предложено подготовить проект Конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и местных властей, определяющей условия развития приграничного сотрудничества в рамках Союзного государства.
14 сентября в г. Ростове-на-Дону были проведены парламентские слушания "Роль Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России во взаимодействии молодежных организаций Беларуси и России".
Следует отметить, что в отчетном году инициатива союзных депутатов по учреждению Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России получила дальнейшее развитие. Было проведено два заседания Молодежной палаты (17 июня, г. Брест; 20-21 декабря, г. Москва). В ходе первого заседания были избраны председатель Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, его первый заместитель и заместители председателя. Были сформированы комиссии Молодежной палаты, избраны председатели и заместители председателей комиссий. Кроме того, представители Молодежной палаты принимали активное участие в мероприятиях Парламентского Собрания (сессиях, заседаниях комиссий и заседаниях постоянно действующего семинара).
В течение года на заседаниях комиссий регулярно рассматривались ход и результаты реализации Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018 - 2022 годы.
В 2018 году состоялось пять заседаний постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства (далее - постоянно действующий семинар):
пятьдесят второе заседание, тема заседания - "Состояние и основные направления совершенствования обеспечения транспортной безопасности в Союзном государстве" (12-13 апреля, г. Минск);
пятьдесят третье заседание, тема заседания - "Участие молодежи Республики Беларусь и Российской Федерации в решении актуальных задач молодежной политики в Союзном государстве" (19-20 апреля, г. Минск);
пятьдесят четвертое заседание, тема заседания - "Молодежная палата при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России" (17 июня, г. Брест);
пятьдесят пятое заседание, тема заседания - "Форум приграничных территорий Республики Беларусь и Российской Федерации по законодательному обеспечению делового сотрудничества" (28 - 29 ноября, г. Брянск);
пятьдесят шестое заседание, тема заседания - "Стратегические направления интеграции молодежной политики Союзного государства" (20 - 21 декабря, г. Москва).
Нормотворческая деятельность
В 2018 году комиссии Парламентского Собрания (при ведущей роли Комиссии по законодательству и Регламенту) продолжили работу по развитию правовой системы Союзного государства.
На заседаниях комиссий в течение года рассматривались итоги выполнения научно-исследовательских работ по направлениям сближения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, проведенных по заказу Постоянного Комитета Союзного государства, на следующие темы:
"Анализ положений Договора о создании Союзного государства в части определения право субъектности Союзного государства";
"Анализ положений статей 58-61 Договора о создании Союзного государства в части порядка их применения на территориях государств - участников Договора о создании Союзного государства";
"Торгово-экономическое сотрудничество - в части обеспечения равных условий субъектам хозяйствования (устранение барьеров и ограничений)";
"Сравнительно-правовой анализ нормативно-правовой базы в сфере защиты прав потребителей и конкуренции (антимонопольная политика) - в части создания необходимых условий для проведения согласованной антимонопольной политики";
"Сравнительно-правовой анализ нормативно-правовой базы в сфере агропромышленного комплекса - в части выработки согласованной политики государственной поддержки субъектов хозяйствования" с учетом планируемой повестки пятого Форума регионов Беларуси и России.
Основным направлением в работе Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту (далее - комиссия) в отчетный период явилось содействие формированию единого правового пространства Союзного государства.
Депутаты - члены комиссии вошли в состав рабочей группы по обеспечению выполнения первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства в сфере формирования единого правового пространства, сформированной приказом Государственного секретаря Союзного государства от 12 февраля 2018 года N 12, и приняли участие в заседаниях данной рабочей группы 1 марта и 7 августа.
Комиссия являлась ответственной за подготовку работы секции "Формирование единого правового пространства - приоритетное направление дальнейшего развития Союзного государства" научно-практической конференции "Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства". В рекомендациях секции нашли отражение определенные участниками проблемные вопросы в области обеспечения равных прав субъектам хозяйствования Беларуси и России и предложения, направленные на правовое урегулирование обозначенных вопросов.
Еще одним направлением деятельности комиссии в отчетном году была работа по сближению законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации. Комиссия участвовала в подготовке проекта Концепции сближения законодательства государств - участников Договора о создании Союзного государства. В рамках этой работы были проведены мониторинг исполнения положений Договора о создании Союзного государства, а также сравнительно-правовой анализ законодательства Беларуси и России. Комиссия подготовила и направила в Постоянный Комитет Союзного государства пакет замечаний и предложений по проекту Концепции, которые были учтены.
Депутаты - члены комиссии приняли участие в работе пятого Форума регионов Беларуси и России. В ходе работы секции "Унификация и гармонизация законодательства Союзного государства как основа эффективного и плодотворного российско-белорусского сотрудничества" участники определили три приоритетных направления сближения законодательства двух стран и выработали научно обоснованные предложения по организации дальнейшей работы. Определены конкретные вопросы, требующие законодательного решения.
Комиссией были подготовлены проекты трех принятых Парламентским Собранием постановлений, определяющих основополагающие направления сближения законодательства Беларуси и России.
На заседаниях комиссии было обсуждено предложение (включенное впоследствии в рекомендации пятого Форума регионов Беларуси и России) о проработке вопросов использования в рамках Союзного государства потенциала модельного законотворчества. Подготовка заключения о целесообразности использования модельного законотворчества и его формах планируется в 2019 году.
В течение отчетного периода комиссия занималась вопросами гармонизации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в торгово-экономической сфере.
В ходе работы на данном направлении комиссией были подготовлены и проведены два мероприятия: парламентские слушания "Обеспечение равных условий субъектам хозяйствования Республики Беларусь и Российской Федерации" и пятьдесят пятое заседание постоянно действующего семинара "Форум приграничных территорий Республики Беларусь и Российской Федерации по законодательному обеспечению делового сотрудничества" (совместно о Комиссией Парламентского Собрания по экономической политике).
В отчетном году комиссия продолжила работу по гармонизации законодательства в области обеспечения равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации.
Для рассмотрения на Совете и сессии Парламентского Собрания был подготовлен вопрос о ходе реализации рекомендаций парламентских слушаний "Сближение, законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации по вопросам обеспечения равных прав граждан Союзного государства" (16 декабря 2017 года, г. Брянск). Кроме того, по итогам проведения данных парламентских слушаний был сформирован пакет вопросов для обсуждения с представителями заинтересованных министерств в ходе заседания рабочей группы по рассмотрению вопросов обеспечения равных прав граждан Беларуси и России, состоявшегося 14 марта.
Особое внимание комиссия уделила уведомительному порядку приема на работу граждан Республики Беларусь в Российской Федерации, в том числе обсуждению данного вопроса в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Вопрос также рассматривался на заседании комиссии 21 декабря с приглашением представителей Министерства внутренних дел, Министерства труда и социальной защиты и Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В ходе заседания и последующего обсуждения удалось выработать вариант решения существующей проблемы, который был отражен в решении комиссии, направленном в Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Комиссия последовательно проводила работу, направленную на совершенствование нормативного регулирования бюджетных правоотношений и вопросов собственности в Союзном государстве. В течение отчетного года были рассмотрены вопросы:
о разработке, реализации и эффективности программ и проектов Союзного государства;
о ходе работы по урегулированию вопросов собственности, созданной и (или) приобретенной за счет средств бюджета Союзного государства.
С учетом проведенной работы предложено в 2019 году выйти на проведение "правительственного часа" по данной проблематике (совместно с Комиссией Парламентского Собрания по экономической политике).
В ходе расширенного заседания Комиссии по законодательству и Регламенту депутаты отметили, что в проекте новой редакции Порядка разработки и реализации программ Союзного государства нашли отражение предложения Парламентского Собрания, направленные на совершенствование процедуры согласования проектов программ, на закрепление контрольных функций за ходом реализации программ, на внедрение результатов программ.
В 2018 году работа по формированию нормативно-правовой базы Союзного государства велась и в ряде других комиссий Парламентского Собрания.
В частности, на заседаниях Комиссии по экономической политике рассматривались проекты новой редакции Порядка разработки и реализации программ Союзного государства и Порядка разработки и реализации проектов Союзного государства. В ходе рассмотрения депутатами - членами комиссии мер по повышению эффективности программ и проектов Союзного государства были высказаны предложения по внесению изменений в соответствующие проекты нормативных правовых актов.
Не остались без внимания Комиссии по экономической политике вопросы, связанные с собственностью, созданной и (или) приобретенной за счет средств бюджета Союзного государства (включая контроль выполнения Протокольного решения Группы высокого уровня Совета Министров Союзного государства от 8 июня 2017 г. N 5 "Об организации в Российской Федерации работы по учету имущества, созданного и (или) приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства"). Депутаты - члены комиссии рекомендовали Министерству экономического развития Российской Федерации в возможно короткие сроки завершить процесс согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации доработанного проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об организации в Российской Федерации работы по учету имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, за исключением объектов интеллектуальной собственности" и внести его в установленном порядке на утверждение Правительства Российской Федерации.
Вопросы состояния и определения направлений сближения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в области национальной безопасности с целью нормативно-правового регулирования сферы безопасности Союзного государства регулярно рассматривались на заседаниях Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью. При непосредственном участии депутатов - членов комиссии в течение года завершилась работа над следующими нормативными правовыми актами:
Военная доктрина Союзного государства (одобрена Постановлением Совета Министров Союзного государства от 13 декабря 2018 г. N 21);
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимодействии в области обеспечения транспортной безопасности.
Комиссией по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий в 2018 году планировалось проведение парламентских слушаний "Правовое регулирование в области охраны и использования объектов животного мира и среды обитания на территории Союзного государства в рамках трансграничных биосферных резерватов". Целью слушаний было сближение законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в области охраны и использования объектов животного мира и среды обитания на территории Союзного государства.
Вместе с тем на подготовительном этапе в ходе переписки с профильными министерствами и ведущими (в области законодательства) научными центрами Республики Беларусь и Российской Федерации было установлено, что проведение аналитических и сравнительно-правовых исследований возможно на условиях возмездного гражданско-правового договора и требует привлечения заинтересованных органов государственного и национального управления.
Отсутствие же сравнительно-правового анализа законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь не позволяет комиссии определить исчерпывающий перечень министерств, ведомств, научных учреждений, имеющих отношение к развитию и совершенствованию законодательной базы Союзного государства по вопросам, относящимся к компетенции комиссии, и лишает возможности самостоятельно составить перечень актуальных проблемных вопросов в части сближения законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь.
В сложившейся ситуации проведение парламентских слушаний было признано невозможным.
В отчетном году депутаты - члены Комиссии по бюджету и финансам, анализируя состояние нормативно-правового регулирования вопросов собственности Союзного государства, рекомендовали Министерству экономического развития Российской Федерации разработать порядок учета и использования объектов интеллектуальной собственности, созданных и (или) приобретенных в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, а также предложили профильным министерствам завершить работу по подготовке и согласованию нормативных правовых документов, регулирующих порядок учета и дальнейшего использования собственности, созданной за счет средств бюджета Союзного государства.
Интеграция в экономической сфере
В течение 2018 года Парламентским Собранием планомерно велась работа, направленная на создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов.
Помимо этого, деятельность Парламентского Собрания в сфере союзной экономической интеграции была нацелена на всемерную поддержку процессов формирования единого союзного научно-технологического пространства, контроля за ходом разработки, реализации и финансирования программ Союзного государства экономической направленности, содействие дальнейшему развитию межрегионального сотрудничества Беларуси и России.
Основная работа на этом направлении союзной интеграции ведется Комиссией Парламентского Собрания по экономической политике (далее - комиссия).
В рамках поддержки процессов формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства на заседании 22 марта депутаты - члены комиссии заслушали представителя Департамента науки и технологии Министерства образования и науки Российской Федерации с информацией о работе Научно-технической комиссии по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства.
На заседании комиссии 1 июня депутаты - члены комиссии рассмотрели информацию о ходе работы по реализации Основных направлений формирования и функционирования единого научно-технологического пространства Союзного государства. Депутаты отметили положительную динамику, способствующую осуществлению перехода от формирования основы единого научно-технологического пространства к созданию и совершенствованию организационных, правовых, информационных и финансово-экономических условий его формирования и эффективного функционирования. Они также обратили внимание на недостаточную работу Комиссии по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства в части проведения отбора приоритетных тематик, формирования Примерного перечня приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства, а также проведения мониторинга реализации программ и проектов Союзного государства.
На заседании комиссии 10 октября была изучена информация о ходе выполнения Постановления Парламентского Собрания от 18 июня 2018 года N LIV-5 "О ходе работы по реализации Основных направлений формирования и функционирования единого научно-технологического пространства Союзного государства". Депутаты - члены комиссии отметили недостаточную работу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Государственного Комитета по науке и технологиям Республики Беларусь по выполнению задач, предусмотренных Планом работы Комиссии по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства на 2018 год (далее - План). Исполнителям было рекомендовано активизировать работу по выполнению мероприятий, предусмотренных пунктами 6 (Обеспечение мониторинга, анализ результатов и оценка эффективности реализации программ и проектов Союзного государства) и 8 (Осуществление коммерциализации результатов выполнения программ Союзного государства) Плана. Также в целях выполнения поручений вышеназванного постановления Парламентского Собрания исполнителям рекомендовано организовать работу Комиссии по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства по подготовке и внесению в установленном порядке на утверждение Советом Министров Союзного государства актуализированного Примерного перечня приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства.
В течение отчетного года комиссией осуществлялся регулярный контроль за ходом реализации программ Союзного государства и подготовкой проектов новых программ, являющихся важнейшим фактором, стимулирующим инновационное, высокотехнологичное производство в рамках экономической интеграции Беларуси и России. Депутаты - члены комиссии рассмотрели вопрос о внедрении в хозяйственный оборот государств-участников результатов, полученных и (или) приобретенных в ходе реализации следующих программ Союзного государства: "Технология - СГ", "Автоэлектроника", "Луч", "СКИФ-НЕДРА" и "Союзный тепловизор". Было принято решение регулярно заслушивать отчеты государственных заказчиков программ Союзного государства экономического профиля по данному вопросу.
В ходе расширенного заседания Комиссии по законодательству и Регламенту в числе прочих вопросов были рассмотрены меры по повышению эффективности расходования денежных средств на реализацию программ и проектов Союзного государства. В целях определения эффективности их реализации депутаты предложили Комитету государственного контроля Республики Беларусь и Счетной палате Российской Федерации провести анализ по внедрению в хозяйственный оборот Беларуси и России результатов реализации программ и мероприятий Союзного государства за период с 2012 по 2016 год.
Как и в предшествующие годы, в отчетный период результаты выполнения союзных программ (в соответствии с предметом ведения) систематически анализировались и другими комиссиями Парламентского Собрания, предлагались меры по устранению государственными заказчиками недостатков, выявленных в процессе реализации программ. Кроме того, депутаты Парламентского Собрания оценивали целесообразность и необходимость разработки проектов новых союзных программ и мероприятий.
Так, в ходе заседания Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам 27 - 28 февраля 2018 года в г. Витебске депутаты обсудили возможность создания в рамках Союзного государства на территории Тюменской области совместного белорусско-российского предприятия по выпуску спецобуви (при участии белорусской кожевенно-обувной компании "Марко"). Предполагается, что организация такого предприятия создаст около 300 новых рабочих мест и будет функционировать в целях импортозамещения и поддержки отечественного производителя. В настоящее время проект концепции соответствующей программы Союзного государства прорабатывается с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Кроме того, Комиссия Парламентского Собрания по бюджету и финансам совместно с профильными комиссиями Парламентского Собрания в течение 2018 года последовательно отслеживала ход подготовки и утверждения новых программ и мероприятий Союзного государства.
В частности, совместно с Комиссией Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий была проведена большая работа по подготовке и утверждению концепции Программы совместной деятельности России и Беларуси в рамках Союзного государства по защите населения и реабилитации территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. По результатам переговоров председателя Комиссии по бюджету и финансам с заместителем Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации и заместителем Министра финансов Российской Федерации 22 февраля состоялось совещание в МЧС России с участием всех заинтересованных лиц. Были подготовлены предложения по устранению замечаний, высказанных Министерством финансов Российской Федерации по проекту концепции. Аналогичное совещание представителей белорусской стороны прошло 1 марта в Представительстве Постоянного Комитета в г. Минске.
В ходе заседания Комиссии по бюджету и финансам 30 мая большое внимание было уделено ходу согласования указанного проекта концепции. Была заслушана информация председателя Комиссии по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий и представителей государственных заказчиков программы. Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий было предложено устранить высказанные замечания, подготовить и направить в Совет Министров Союзного государства до 15 июня 2018 года проект концепции в соответствии с Порядком разработки и реализации программ Союзного государства.
В рамках депутатского контроля за выполнением решений, принятых на заседаниях комиссий, депутат - член Комиссии по бюджету и финансам 13 июня провел рабочее совещание с председателем Комиссии по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий и представителями Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Был заслушан отчет о работе по подготовке указанного проекта концепции и о соблюдении сроков, указанных в решении Комиссии по бюджету и финансам.
Комиссия по бюджету и финансам совместно с Комиссией Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам несколько раз в течение года обсуждала ход работы по подготовке к финансированию в 2019 году из бюджета Союзного государства Фестиваля-эстафеты городов-побратимов Орши (Республика Беларусь) и Смоленска (Российская Федерация) "Днепровские звезды".
В ходе обсуждения 30 мая хода согласования новых программ и проектов, включенных в проект бюджета Союзного государства на 2018 год, депутаты - члены Комиссии по бюджету и финансам выразили озабоченность длительностью согласования проектов по созданию музея-усадьбы Ф.М. Достоевского в Брестской области и Ржевского мемориала советскому солдату в Тверской области и предложили Комиссии по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам провести анализ хода подготовки мероприятий,
Комиссия по безопасности, обороне и борьбе с преступностью сопровождала выполнение следующих программ Союзного государства: "Развитие и совершенствование единой системы технического прикрытия железных дорог региона" на период 2016 - 2020 годов; "Совершенствование пограничной безопасности Союзного государства" на период 2017 - 2021 годов; "Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации" на период 2018 - 2021 годов; "Совершенствование системы защиты информационных ресурсов Союзного государства и государств - участников Договора о создании Союзного государства в условиях нарастания угроз в информационной сфере" на 2018 - 2022 годы.
Помимо этого, в отчетный период депутаты - члены комиссии заслушивали информацию представителей профильных министерств и ведомств о ходе подготовки проекта концепции программы Союзного государства "Совершенствование инфраструктуры пенитенциарных учреждений Беларуси и России, социального и медицинского обеспечения спецконтингента, включая улучшение условий содержания несовершеннолетних правонарушителей" на 2018 - 2021 годы.
Комиссия по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий контролировала реализацию в 2018 году программы Союзного государства "Развитие системы гидрометеорологической безопасности Союзного государства" на 2017 - 2021 годы. Кроме того, комиссия в течение года неоднократно рассматривала ход подготовки и согласования проекта концепции Программы совместной деятельности Беларуси и России в рамках Союзного государства по защите населения и реабилитации территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, о чем будет подробно рассказано далее.
Организация и совершенствование бюджетного процесса
В 2018 году, реализуя свои полномочия участника бюджетного процесса Союзного государства, Парламентское Собрание принимало бюджет Союзного государства, осуществляло предварительный, текущий и последующий контроль за его исполнением.
Комиссии, входящие в состав Парламентского Собрания, в отчетном году в рамках своей компетенции рассматривали вопросы финансирования и хода выполнения программ и мероприятий Союзного государства (в части, касающейся предмета ведения каждой из комиссий), анализировали материалы, предоставляемые Счетной палатой Российской Федерации и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, и принимали решения, направленные на устранение выявленных контрольными органами недостатков. Они также участвовали в определении параметров проекта бюджета Союзного государства на 2019 год.
Ведущая роль на этом направлении парламентской деятельности принадлежит Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам (далее - комиссия).
Заседание комиссии 27 - 28 февраля было посвящено рассмотрению предварительных итогов исполнения бюджета Союзного государства в 2017 году, хода исполнения бюджета Союзного государства в 2018 году и возможности включения новых мероприятий и программ в бюджет Союзного государства на предстоящий период. Депутатам - членам комиссии была представлена оперативная информация Постоянного Комитета об исполнении бюджета за 2017 год. Проанализировав материалы, депутаты - члены комиссии отметили, что мероприятия и программы, предусмотренные всеми разделами бюджета, профинансированы в полном объеме, однако выразили озабоченность низким освоением средств по некоторым разделам бюджета. В частности, по программе "Развитие системы гидрометеорологической безопасности Союзного государства" кассовое исполнение составило 73,9 процента годовых бюджетных назначений. Решение комиссии по данному вопросу направлено в профильные комиссии Парламентского Собрания с рекомендацией рассмотреть ход исполнения программ и мероприятий в ходе очередных заседаний, а также продолжить практику заслушивания главных распорядителей средств бюджета, допустивших низкий процент кассового исполнения бюджета.
При рассмотрении информации о возможном включении новых мероприятий и программ в бюджет Союзного государства на предстоящий период внимание депутатов - членов комиссии было обращено на то обстоятельство, что начиная с 2020 года профицит бюджета Союзного государства будет исчерпан. В случае отсутствия других источников пополнения бюджета Союзного государства, кроме долевых взносов, включение новых программ, проектов и мероприятий станет проблематичным. Поэтому поиск новых источников и новых форм пополнения бюджета Союзного государства как никогда актуален.
В ходе заседания 30 мая депутатам - членам комиссии была представлена информация о ходе исполнения бюджета Союзного государства в 2018 году. Депутаты вновь обратили внимание на низший уровень кассового исполнения бюджета при реализации ряда программ и мероприятий Союзного государства и предложили соответствующим комиссиям Парламентского Собрания заслушать государственных заказчиков о причинах низкого уровня показателей выполнения программ и недостаточного освоения бюджетных средств. При этом особую озабоченность вызвал ход реализации мероприятия Союзного государства "Оказание комплексной медицинской помощи отдельным категориям граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в 2018 году.
30 октября в соответствии с представленными Постоянным Комитетом Союзного государства материалами депутаты рассмотрели ход исполнения бюджета Союзного государства за первое полугодие 2018 года. Были заслушаны государственные заказчики программ и мероприятий, по которым исполнение в первом полугодии составило менее 50 процентов. Депутаты признали неудовлетворительным исполнение бюджета Союзного государства за первое полугодие 2018 года по программам "Разработка новых спинальных систем с использованием технологий прототипирования в хирургическом лечении детей с тяжелыми врожденными деформациями и повреждениями позвоночника", "Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации", а также по Плану совместных мероприятий по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации и мероприятию "Оказание комплексной медицинской помощи отдельным категориям граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В свете состоявшегося обсуждения депутаты рекомендовали Совету Министров Союзного государства при заслушивании государственных заказчиков о ходе реализации программ и проектов Союзного государства, по которым освоение бюджетных средств составляет менее 50 процентов в первом полугодии, применять меры персональной ответственности к должностным лицам, допустившим невыполнение положений Декрета о бюджете.
Одной из важнейших тем на заседании стало обсуждение вопроса выполнения Советом Министров Союзного государства поручений Высшего Государственного Совета Союзного государства по устранению недостатков, выявленных при исполнении бюджета Союзного государства за 2016 год. По итогам обсуждения депутаты приняли решение обратиться в соответствующие министерства и ведомства Республики Беларусь и Российской Федерации по таким нерешенным вопросам, как проведение реструктуризации или списание задолженности, образовавшейся в результате предоставления бюджетных кредитов на возмездной и возвратной основе в 1998 - 2002 годах, как безнадежного долга, проведение инвентаризации имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ и мероприятий Союзного государства, и постановка указанного имущества на бюджетный учет.
На заседании комиссии 21 декабря депутаты обсудили отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2017 год и приняли заключение по данному вопросу. Депутаты - члены комиссии также подготовили и рассмотрели проекты постановлений сессии и решений Совета Парламентского Собрания по "бюджетному" блоку вопросов - проектам Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства "О внесении изменений и дополнений в Декрет Высшего Государственного Совета "О бюджете Союзного государства на 2018 год" и Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2019 год".
В отчетный период при активном участии депутатов - членов комиссии во исполнение статей 21, 22 и 24 Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2018 год" и на основании соответствующих решений Совета Министров Союзного государства согласительной комиссией по бюджету Союзного государства были одобрены финансирование в 2018 году четырех новых программ Союзного государства и двух проектов Союзного государства:
программы Союзного государства "Совершенствование пограничной безопасности Союзного государства",
программы Союзного государства "Разработка инновационных энергосберегающих технологий и оборудования для производства и эффективного использования биобезопасных комбикормов для ценных пород рыб, пушных зверей и отдельных видов животных",
программы Союзного государства "Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации",
программы Союзного государства "Совершенствование системы защиты информационных ресурсов Союзного государства и государств - участников Договора о создании Союзного государства в условиях нарастания угроз в информационной сфере" ("Паритет"),
проекта Союзного государства "Капитальный ремонт, реставрация и музеефикация сооружений Брестской крепости в мемориальном комплексе "Брестская крепость-герой",
проекта Союзного государства "Развитие образовательной и научной деятельности Белорусско-Российского университета на базе инновационных технологий",
а также участие в финансировании мероприятия "Пятый Форум регионов Беларуси и России".
Социальная политика
На протяжении отчетного года одним из основных направлений деятельности Парламентского Собрания было проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В течение отчетного года на заседаниях Комиссии по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам* (далее - комиссия) рассматривались следующие вопросы:
проблемы и перспективы дальнейшего расширения российско-белорусского сотрудничества в области культуры;
деятельность Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России;
опыт работы по организации оздоровления детей и молодежи Беларуси и России в Детском реабилитационно-оздоровительном центре "Жемчужина" и Детском санаторно-оздоровительном комплексе "Жемчужина России";
участие молодежи Союзного государства в проекте "Международный молодежный бизнес-инкубатор";
организация молодежного туризма в Республике Беларусь и Российской Федерации;
реконструкция Мемориального комплекса "Памяти сожженных деревень Могилёвской области";
учреждение грантов (премии) для молодых ученых Союзного государства;
предложения Министерства спорта и туризма Республики Беларусь по Всероссийской патриотической программе "Дороги Победы".
По инициативе комиссии были проведены пятьдесят третье и пятьдесят четвертое заседания постоянно действующего семинара.
Участники пятьдесят третьего заседания постоянно действующего семинара обсудили участие молодых парламентариев и молодежи в работе Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России с целью содействия союзным депутатам в вопросах регулирования прав и законных интересов молодежи и молодежных организаций Республики Беларусь и Российской Федерации, развития и реализации инновационного потенциала молодежи Беларуси и России, создания совместных программ, проектов, мероприятий, направленных на сотрудничество и расширение двусторонних молодежных обменов в рамках Союзного государства. Одной из главных рекомендаций семинара было предложение в адрес Парламентского Собрания Союза Беларуси и России активизировать процесс формирования Молодежной палаты.
В рамках мероприятий пятьдесят четвертого заседания постоянно действующего семинара было проведено первое заседание Молодежной палаты при Парламентском Собрании.
По инициативе Комиссии по безопасности, обороне и борьбе с преступностью ежегодно проводится мероприятие Союзного государства "Военно-патриотическая смена учащихся суворовских военных (Нахимовского военно-морского) и кадетских училищ Беларуси и России" (Всероссийский детский центр "Орленок", г. Туапсе Краснодарского края). В отчетном году в период с 9 по 30 августа в смене приняли участие почти 400 воспитанников специализированных военно-учебных заведений Союзного государства. Мероприятия смены призваны выработать у подрастающего поколения осознанную гражданскую позицию, а также морально-психологические качества, навыки и умения, необходимые будущим защитникам Отечества.
В отчетный период Комиссия Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий продолжила начатую в 2017 году работу по организации оказания в лечебно-оздоровительных центрах Беларуси и России оздоровительных и реабилитационных услуг детям из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
На заседании комиссии 29 мая было проанализировано выполнение министерствами здравоохранения Российской Федерации и Республики Беларусь ранее принятого решения комиссии в части подготовки документов по созданию в рамках Союзного государства указанных многопрофильных реабилитационно-оздоровительных центров. Депутаты - члены комиссии приняли к сведению, что Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Федеральным медико-биологическим агентством Министерства здравоохранения Российской Федерации подготовлены пояснительные записки и бюджетные заявки на 2019 год в целях организации данного мероприятия. Они также рассмотрели предложение Министерства здравоохранения Российской Федерации об изменении названия мероприятия на "Санаторно-курортное лечение детей из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также от последствий других аварий и техногенных катастроф".
На заседании комиссии 3 октября был принят к сведению протокол рабочего совещания, состоявшегося 25 сентября в формате видеоконференции в Постоянном Комитете Союзного государства с участием председателя комиссии и представителей министерств здравоохранения Республики Беларусь и Российской Федерации по вопросу согласования названия мероприятия Союзного государства. Так как в компетенцию названных министерств входит оказание гражданам медицинской помощи и услуг медицинской реабилитации, депутатами было принято решение согласиться с предложением принять следующее название: мероприятие Союзного государства по оказанию медицинских реабилитационных услуг детям из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также от последствий других аварий и техногенных катастроф.
Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному медико-биологического агентству и Министерству здравоохранения Республики Беларусь было предложено выступить государственными заказчиками мероприятия по созданию в рамках Союзного государства центров по оказанию медицинских реабилитационных услуг детям из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также от последствий других аварий и техногенных катастроф, и до 1 апреля 2019 года подготовить и направить в установленном порядке в Постоянный Комитет Союзного государства бюджетную заявку для включения данного мероприятия в проект бюджета Союзного государства на 2020 год.
Как и в предшествующие годы, комиссия уделяла большое внимание ходу реализации мероприятия Союзного государства "Оказание комплексной медицинской помощи отдельным категориям граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Депутаты - члены комиссии поддержали предложение Постоянного Комитета Союзного государства о целесообразности и необходимости придания мероприятию статуса ежегодно проводимого.
Деятельность по обеспечению безопасности и обороны
В 2018 году депутаты - члены Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью (далее - комиссия) регулярно рассматривали вытекающие из Договора о создании Союзного государства вопросы, касающиеся обеспечения безопасности Союзного государства и повышения его обороноспособности, в частности, вопросы функционирования региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации, пограничной и миграционной политики, проведения совместной оборонной политики, координации деятельности в области военного строительства, военно-технического сотрудничества, оборонного заказа, совместного использования военной инфраструктуры, и другие.
На протяжении года депутаты - члены комиссии взаимодействовали с органами управления и исполнительной власти Республики Беларусь и Российской Федерации, Постоянным Комитетом Союзного государства, государственными заказчиками-координаторами и государственными заказчиками программ и мероприятий по профилю комиссии в целях обеспечения;
анализа деятельности по сближению законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в области национальной безопасности с целью нормативно-правового регулирования сферы безопасности Союзного государства;
хода разработки Военной доктрины Союзного государства;
анализа деятельности по совершенствованию транспортной безопасности на территории Союзного государства.
Помимо программ Союзного государства по профилю комиссии, упомянутых выше, в отчетный период внимание депутатов - членов комиссии было сосредоточено на реализации Плана совместных мероприятий по противодействию терроризму на территории Союзного государства в 2018 году и Плана совместных мероприятий по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации на 2018 год.
Еще одно мероприятие, в котором ежегодно принимают участие депутаты - члены комиссии, - научно-практическая конференция "Комплексная защита информации". Одной из целей конференции является выработка теоретических и практических предложений в сфере обеспечения обороны и безопасности Союзного государства. В отчетном году она проводилась с 22 по 24 мая в г. Суздале.
На пленарных и секционных заседаниях были заслушаны и обсуждены доклады ученых, специалистов, представителей государственных органов России, Беларуси и Союзного государства по широкому спектру научных и практических направлений в области информационной безопасности. Были рассмотрены актуальные вопросы безопасности информационного пространства государств-участников. Осуществлялся обмен опытом по вопросам использования защищенных информационных технологий в различных сферах жизни общества и государства.
Как было отмечено выше, в отчетный период комиссия контролировала ход подготовки и проведения мероприятия Союзного государства "Военно-патриотическая смена учащихся суворовских военных (Нахимовского военно-морского) и кадетских училищ Беларуси и России".
Деятельность в сфере экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий
Вопросы охраны окружающей среды, а также совместных действий Республики Беларусь и Российской Федерации в области экологической безопасности, предупреждения природных и техногенных катастроф и ликвидации их последствий, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС, находятся в компетенции Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий (далее - комиссия).
Как уже упоминалось, в отчетный период внимание комиссии было сосредоточено на решении следующих вопросов:
совершенствование нормативно-правового обеспечения экологической безопасности Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках подготовки Концепции сближения законодательства государств-участников. В ходе обсуждения итогов научно-исследовательских работ, проведенных по заказу Постоянного Комитета, депутатами - членами комиссии была отмечена важность проведения научно-юридического анализа совместной политики в области экологической безопасности, гидрометеорологии, мониторинга и охраны окружающей среды за весь период существования Союзного государства, оценки достигнутых результатов и необходимость определения перспектив совместной деятельности в данном направлении;
подготовка и согласование проекта концепции Программы совместной деятельности Беларуси и России в рамках Союзного государства по защите населения и реабилитации территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
реализация мероприятия Союзного государства "Оказание комплексной медицинской помощи отдельным категориям граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
создание в рамках Союзного государства многопрофильных реабилитационно-оздоровительных центров по оказанию оздоровительных и реабилитационных услуг детям из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также от последствий других аварий и техногенных катастроф.
Ход согласования проекта концепции Программы совместной деятельности Беларуси и России в рамках Союзного государства по защите населения и реабилитации территорий, пострадавших в результате катастрофы на (Чернобыльской АЭС (далее - проект концепции) был рассмотрен на заседании комиссии 29 мая.
Депутаты - члены комиссии выразили озабоченность тем обстоятельством, что подготовленный Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (МЧС Республики Беларусь) проект концепции на этапе согласования с Министерством финансов Российской Федерации (Минфин России) был значительно изменен. По информации МЧС России (государственного заказчика-координатора) и Постоянного Комитета, Минфином России были в очередной раз высказаны замечания по проекту концепции, требующие его доработки. При этом в ходе доработки первоначального варианта проекта концепции объем средств, выделяемых из бюджета Союзного государства, был сокращен на 47 процентов и составил 76 процентов от объема финансирования предыдущей программы. Из программы были исключены мероприятия, которые, по мнению Минфина России, не соответствуют названию проекта концепции и не относятся к защите населения и реабилитации территорий, будучи связанными с медициной (ведение Единого чернобыльского регистра России и Беларуси, оснащение медучреждений), оснащением лесных хозяйств, а также информационной и социально-психологической работой с населением и специалистами.
Депутаты - члены комиссии согласились с предложениями министерств здравоохранения Республики Беларусь и Российской Федерации, Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, местных органов власти, руководителей предприятий и организаций, расположенных на загрязненных радионуклидами территориях, о необходимости сохранении в рамках проекта концепции комплекса совместных мероприятий по обеспечению безопасной жизнедеятельности граждан России и Беларуси, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, повышению качества жизни граждан, проживающих на загрязненных территориях, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на приграничных территориях радиоактивного загрязнения.
В связи с этим было принято решение: отмечая важность мероприятий, не вошедших в проект концепции, просить МЧС России подготовить предложения по их финансированию из бюджета Союзного государства через новые мероприятия и программы Союзного государства.
Продолжение согласования проекта концепции состоялось в ходе заседания комиссии 3 октября. Была заслушана информация МЧС России и МЧС Республики Беларусь о том, что проект концепции в ходе межведомственного согласования с заинтересованными федеральными и республиканскими органами власти доработан в части исключения отдельных мероприятий, в том числе касающихся медицинских аспектов преодоления последствий чернобыльской катастрофы, и предусматривает два направления деятельности:
совершенствование системы радиационной безопасности населения и аграрного производства в условиях радиоактивного загрязнения территорий России и Беларуси для обеспечения возвращения к нормальной жизнедеятельности;
создание условий по возврату радиоактивно загрязненных территорий государств - участников Союзного государства к нормальной жизнедеятельности.
В связи с этим депутаты - члены комиссии пришли к выводу, что решение комиссии от 29 мая 2018 года МЧС России и МЧС Республики Беларусь не выполнено. Вместе с тем было принято к сведению заверение МЧС России о направлении в комиссию до 17 октября 2018 года доработанного проекта концепции во исполнение упомянутого решения комиссии. Депутаты - члены комиссии также приняли решение обратиться в Комиссию Парламентского Собрания по бюджету и финансам с предложением провести совместное заседание комиссий по данному вопросу в ноябре 2018 года.
В течение отчетного года в поле зрения депутатов - членов комиссии находились и другие вопросы, имеющие отношение к ее компетенции.
Так, на заседании комиссии 29 мая был рассмотрен вопрос "Об определении дополнительных приоритетных сфер, по которым необходимо проведение научно-исследовательских работ по профилю деятельности комиссии".
Было отмечено, что Договором о создании Союзного государства и Программой действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации норм указанного Договора предусмотрено поэтапное проведение гармонизации или унификации законодательства Беларуси и России в области охраны окружающей среды. В связи с этим требуются проведение научно-юридического анализа осуществления совместной политики в области экологической безопасности, гидрометеорологии, мониторинга и охраны окружающей среды за весь период существования Союзного государства, оценка достигнутых результатов и определение перспектив совместной деятельности на данном направлении.
По итогам проведенного обсуждения комиссия рекомендовала Постоянному Комитету сформировать подгруппу по экологии при рабочей группе по обеспечению выполнения первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства в сфере формирования единого правового пространства для проведения мониторинга исполнения положений Договора о создании Союзного государства, а также сравнительно-правового анализа действующей договорно-правовой базы в рамках Союзного государства и национального законодательства государств-участников на предмет выявления отраслей и институтов, подлежащих гармонизации и унификации. Кроме того, комиссия сочла целесообразным рекомендовать Постоянному Комитету включить охрану окружающей среды в число иных приоритетных сфер, подлежащих сравнительно-правовому анализу.
В ходе этого же заседания депутаты - члены комиссии заслушали информацию об использовании министерствами и ведомствами Республики Беларусь и Российской Федерации положений рекомендаций сорок второго заседания постоянного действующего семинара в части решения актуальных экологических проблем на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Констатировалось, что на этапе согласования проекта концепции указанные рекомендации не были учтены в полной мере. В частности, Минфином России из проекта концепции программы были исключены следующие направления деятельности:
разработка единой системы лесохозяйственных мероприятий с применением новых технологий в лесохозяйственной деятельности и радиационного мониторинга лесов на территориях, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
развитие совместной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на приграничных радиоактивно загрязненных территориях России и Беларуси;
совершенствование технологий оценки радиационных рисков и прогнозирования медицинских радиологических последствий для пострадавшего населения;
применение новых технологий для повышения эффективности оказания специализированной медицинской помощи населению России и Беларуси, пострадавшему вследствие чернобыльской катастрофы;
проведение информационно-консультативных мероприятий по формированию радиоэкологической культуры населения радиоактивно загрязненных территорий России и Беларуси;
развитие в рамках Союзного государства эффективных механизмов взаимодействия психологических служб России и Беларуси по оказанию психологической помощи и поддержке граждан на различных этапах чрезвычайных ситуаций радиационного характера.
Учитывая важность мероприятий, не вошедших в проект концепции, было принято решение просить Постоянный Комитет изыскать возможность увеличения расходов на реализацию программы в ходе ее исполнения в последующие годы.
На заседании комиссии 3 октября была заслушана информация об опыте создания и деятельности трансграничного биосферного резервата ЮНЕСКО "Большой Алтай". Было отмечено, что Беларусь и Россия Накопили достаточно опыта и сформировали нормативно-правовую базу в области регулирования особо охраняемых природных территорий, в силу чего необходимо продолжать практику разработки и реализации программ и проектов Союзного государства, направленных на создание и развитие трансграничных особо охраняемых природных территорий, сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов. В связи с этим депутаты - члены комиссии сочли целесообразным распространение опыта создания трансграничного биосферного резервата ЮНЕСКО "Большой Алтай" на трансграничную особо охраняемую природную территорию "Заповедное Поозерье", в состав которой входят национальный парк "Себежский" (Российская Федерация), республиканский ландшафтный заказник "Красный Бор" (Республика Беларусь) и ландшафтный заказник "Освейский" (Республика Беларусь). Они также отметили, что это будет играть важную роль в укреплении природоохранного сотрудничества в рамках Союзного государства.
Международная деятельность
В отчетном 2018 году в Парламентском Собрании продолжилась работа (прежде всего по линии Комиссии по вопросам внешней политики), направленная на установление и дальнейшее развитие связей с международными парламентскими организациями и национальными парламентами государств ближнего и дальнего зарубежья, решение вопросов евразийской экономической интеграции, развитие института наблюдения за выборами в высшие органы законодательной и исполнительной власти государств - участников Договора о создании Союзного государства и других государств. В рамках этой деятельности велось информирование международного сообщества о состоянии белорусско-российской интеграции и роли Парламентского Собрания в этом процессе.
Реализуя статус постоянного наблюдателя, предоставленный Парламентскому Собранию, союзные парламентарии принимали участие в:
заседании Совета ПА ОДКБ (12 апреля, г. Санкт-Петербург);
заседании Совета и сорок седьмом пленарном заседании МПА СНГ (12-13 апреля, г. Санкт-Петербург). Представители Парламентского Собрания приняли участие в обсуждении вопросов межкультурного диалога стран Содружества, его состояния, перспектив и правового обеспечения;
заседании Совета и сорок восьмом пленарном заседании МПА СНГ (29 ноября, г. Санкт-Петербург). Представитель Парламентского Собрания также выступил на организованной ПА ОДКБ Международной научно-практической конференции по проблематике экономической безопасности с докладом "Основной фактор экономической безопасности государств - членов ОДКБ - адекватные национальные инновационные системы";
пятьдесят первом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ПАЧЭС (21 - 22 июня, г. Тирана). Глава делегации Парламентского Собрания, выступая на пленарном заседании, дал высокую оценку парламентскому измерению деятельности ЧЭС, отметил важность дальнейшего развития сотрудничества Парламентского Собрания и ПАЧЭС, всестороннего обмена опытом, особенно в поисках новых подходов к решению насущных проблем региона;
пятьдесят втором пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ПАЧЭС (27 - 28 ноября, г. Ереван). Представитель Парламентского Собрания выступил с докладом по актуальным вопросам регионального экономического сотрудничества. Следует отметить, что присутствовавшие на мероприятие украинские депутаты использовали любой предлог для грубых нападок на внешнюю политику России, которые, однако, не нашли поддержки со стороны членов делегаций национальных парламентов;
138-й (24 - 28 марта, г. Женева) и 139-й (14 -18 октября, г. Женева) ассамблеях Межпарламентского Союза. Союзные парламентарии выступили на пленарных заседаниях ассамблеи, заседаниях постоянных комитетов по делам ООН, вопросам мира и международной безопасности, а также вопросам демократии и прав человека. Председатель Комиссии по вопросам внешней политики на сегодняшний день является заместителем председателя Бюро Постоянного комитета МПС по вопросам мира и международной безопасности.
На 139-й ассамблее МПС состоялась общая дискуссия на тему "Ведущая роль парламентов в области укрепления мира и развития в эпоху инновационных и технологических преобразований". Глава делегации Парламентского Собрания впервые председательствовал на заседании Постоянного комитета МПС по вопросам мира и международной безопасности. Обсуждался вопрос недопустимости использования наемников в качестве средства подрыва мира и нарушения прав человека. Депутаты Парламентского Собрания провели встречи с коллегами из Китая, Турции, Индонезии, Сербии, Чехии, Болгарии, Индии и Сербии. Обсуждались вопросы практического парламентского взаимодействия;
25-м пленарном заседании Генеральной ассамблеи Межпарламентской Ассамблеи Православия (25 - 29 июня, г. Афины).
В рамках каждого из перечисленных мероприятий депутаты Парламентского Собрания выступали активными проводниками согласованной внешней политики государств-участников.
На протяжении года поддерживались тесные рабочие контакты с руководством Латиноамериканского парламента (ПАРЛАТИНО) на предмет подготовки соглашения о сотрудничестве, подписание которого запланировано на май 2019 года.
В течение отчетного года было организовано участие депутатов Парламентского Собрания в наблюдении за выборами в высшие органы власти государств - участников СНГ и других стран:
Президента Российской Федерации (18 марта, гг. Москва, Казань, Грозный, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Калининград и Краснодар),
депутатов Меджлиса Туркменистана (25 марта),
Президента Азербайджанской Республики (11 апреля), а также за внеочередными выборами депутатов Национального Собрания Республики Армения (9 декабря).
В рамках миссии наблюдения за выборами представители Парламентского Собрания посетили в общей сложности более 100 избирательных участков, провели десятки встреч в избирательных штабах кандидатов и способствовали соблюдению легитимности избирательных кампаний и местного избирательного законодательства. Наблюдатели от Парламентского Собрания общались с представителями местных иностранных СМИ, способствуя повышению авторитета Парламентского Собрания.
Комиссия по вопросам внешней политики выступила с инициативой о проведении в 2019 году парламентских слушаний на тему "Роль парламентской дипломатии в решении актуальных вопросов международной повестки дня".
Информационная политика
В 2018 году Парламентское Собрание при ведущей роли Комиссии по информационной политике (далее - комиссия) продолжило работу по развитию союзных средств массовой информации и формированию общего информационного пространства Союзного государства.
В ходе заседания, состоявшегося 27 марта, депутаты - члены комиссии обсудили ход реализации Плана мероприятий по созданию общего информационного пространства Союзного государства на 2016 - 2020 годы, утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 12 мая 2016 года N 21 (далее - План).
Была заслушана и принята к сведению информация Постоянного Комитета, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства информации Республики Беларусь о проделанной в 2017 году работе по реализации мероприятий, предусмотренных Планом. Совету Парламентского Собрания было предложено в период проведения очередной сессии Парламентского Собрания в рамках "правительственного часа" заслушать информацию руководства профильных министерств о работе, проводимой по выполнению резолюции Высшего Государственного Совета Союзного государства от 30 июня 2017 г. N 3 "Об отмене роуминга на территории Союзного государства".
Вопрос был рассмотрен в рамках "правительственного часа" в ходе пятьдесят пятой сессии Парламентского Собрания. Перед депутатами Парламентского Собрания выступили руководители Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь. По итогам состоявшегося обсуждения депутаты констатировали, что к настоящему времени профильными министерствами не Найдено решение данного вопроса, признали его особую социальную значимость и предложили активизировать работу по выработке необходимых для отмены роуминга решений.
Дважды в течение отчетного года (27 марта и 16 ноября) депутаты - члены комиссии рассматривали вопросы, связанные с деятельностью Телерадиовещательной организации Союзного государства (далее - ТРО Союза).
На заседании 27 марта обсуждались вопросы финансирования ТРО Союза в 2018 году. Депутаты - члены комиссии сочли, что финансирование ТРО Союза на 2018 год не в полной мере соответствует необходимым финансовым потребностям организации, посчитали необходимым увеличить данное финансирование до 80 миллионов российских рублей и предложить руководству ТРО Союза в установленном порядке обратиться в Совет Министров Союзного государства для увеличения бюджетного финансирования.
На заседании 16 ноября был рассмотрен вопрос "О статусе Телерадиовещательной организации Союзного государства на территории Республики Беларусь". Поводом к обсуждению послужило предложенное Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь изменение в закон Республики Беларусь "О рекламе", согласно которому средства массовой информации Союзного государства, зарегистрированные в Российской Федерации, на территории Республики Беларусь будут считаться иностранными средствами массовой информации и им будет запрещено заниматься коммерческой деятельностью.
В ходе состоявшегося осуждения было отмечено, что коммерческая деятельность средств массовой информации Союзного государства направлена как на наполнение бюджета Союзного государства, так и на развитие и совершенствование собственной материально-технической базы. Министерству информации Республики Беларусь и Министерству антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь было предложено урегулировать данный вопрос до его внесения и рассмотрения в Национальном собрании Республики Беларусь.
В ходе заседания 1 июня депутаты - члены комиссии обсудили роль и возможности социальных сетей в информационном пространстве Союзного государства. Было отмечено, что профессиональное использование возможностей социальных сетей в современных условиях позволит значительно увеличить информированность граждан Российской Федерации и Республики Беларусь, а также мирового сообщества об интеграционных процессах, происходящих в Союзном государстве.
В связи с этим Постоянному Комитету было предложено совместно с профильными министерствами Республики Беларусь и Российской Федерации рассмотреть возможность и целесообразность разработки проекта концепции использования социальных сетей в информационном пространстве Союзного государства, который, в частности, включал бы увеличение финансирования на эти цели СМИ Союзного государства, выработку системы грантов и материального поощрения иных информационных структур, осуществляющих продвижение идей союзного строительства в социальных сетях.
Депутаты - члены комиссии регулярно обращаются к рассмотрению того, как союзные интеграционные процессы освещаются в региональных средствах массовой информации. В отчетном году предметом их рассмотрения стали СМИ Гомельской и Гродненской областей. Было отмечено, что они вносят существенный вклад в освещение интеграционных процессов Союзного государства и способствуют эффективному формированию общего информационного пространства Союзного государства.
На заседании 1 июня депутаты - члены комиссии поддержали инициативу редакции газеты "Слуцкий край" об организации в 2019 году в региональных СМИ конкурса на лучшие работы по тематике строительства Союзного государства. Инициаторам данного мероприятия было предложено в установленном порядке направить необходимые материалы в Постоянный Комитет для его включения в проект бюджета Союзного государства на 2019 год.
При активном участии депутатов - членов комиссии было организовано и проведено заседание секции "Общее информационное пространство Союзного государства - реалии и перспективы" научно-практической конференции "Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства".
Выступившие отметили необходимость дальнейшего совершенствования работы союзных средств массовой информации. Обсуждались реальная потребность наращивания использования ресурсов сети Интернет и необходимость вхождения в социальные сети. Это направление, по мнению участников обсуждения, представляется особенно важным, поскольку позволяет значительно и качественно расширить молодежную аудиторию, которая в первую очередь является пользователем Интернета и социальных сетей.
Участники конференции отметили отсутствие бренда "Союзное государство", важность его создания и активного продвижения в обществе.
Мероприятия с участием депутатов Парламентского Собрания
В 2018 году депутаты Парламентского Собрания традиционно участвовали в мероприятиях интеграционной направленности, проводимых Парламентским Собранием и иными органами и организациями. Наиболее значимыми, помимо уже упомянутых выше, были следующие мероприятия:
торжественные собрания, посвященные Дню единения народов Беларуси и России (2 апреля, гг. Москва, Минск);
пятый Форум регионов Беларуси и России (10 -12 октября, г. Могилев);
XXVII Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске" (11-17 июля);
XIII фестиваль Союзного государства "Творчество юных" (21 - 25 августа, г. Анапа);
Международная научно-практическая конференция "Аграрная политика Союзного государства: опыт, проблемы, перспективы" (6-7 сентября, г. Горки Могилевской области);
XIII фестиваль "Молодежь - за Союзное государство" (14-18 сентября, г. Ростов-на-Дону);
"круглый стол" на тему "Достижения и перспективы сотрудничества Белорусского республиканского союза молодежи и Российского Союза Молодежи" (13 сентября, г. Ростов-на-Дону);
заседание совместной Коллегии министерств обороны Республики Беларусь и Российской Федерации (24 октября, г. Минск);
олимпиада школьников "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность" (23 - 28 октября, г. Новосибирск);
II Международная конференция "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов" (8 ноября, г. Москва);
Международная конференция "Роль взаимодействия фракций политических партий и блоков в межпарламентском сотрудничестве стран СНГ" (22 ноября, г. Москва);
Международная научно-практическая конференция Парламентской Ассамблеи ОДКБ по проблематике экономической безопасности (28 ноября, г. Санкт-Петербург).
О задачах на 2019 год
В 2019 году, ознаменованном празднованием 20-й годовщины подписания Договора о создании Союзного государства, усилия депутатов Парламентского Собрания будут сосредоточены на решении задачи сближения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации.
Это во многом обусловлено тем, что инициированное депутатами Парламентского Собрания проведение мониторинга исполнения положений Договора о создании Союзного государства и сравнительно-правового анализа действующей договорно-правовой базы в рамках Союзного государства и национального законодательства государств-участников послужило толчком к разработке проекта Концепции сближения законодательства государств - участников Договора о создании Союзного государства. После его доработки, утверждения Высшим Государственным Советом Союзного государства и разработки программы поэтапного сближения национального законодательства государств-участников Концепция станет действенным инструментом создания единого правового пространства Союзного государства.
Будет продолжена работа по реализации Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018 - 2022 годы.
Кроме того, одним из возможных направлений деятельности Парламентского Собрания в 2019 году может стать взаимодействие с рабочими группами по выработке предложений о дальнейшем развитии белорусско-российской интеграции, созданными в Республике Беларусь и Российской Федерации по итогам прошедших в конце 2018 года встреч президентов двух стран. Выстраивание взаимодействия с рабочими группами может идти как по официальным каналам от имени Парламентского Собрания, так и по линии депутатов Парламентского Собрания, вошедших в состав рабочих групп.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 17 июня 2019 г. N LVI-4 "О деятельности Парламентского... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.