Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу департамента здравоохранения
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 20 декабря 2018 г. N 1119-о
Подготовка
волонтеров в области профилактики табачной, алкогольной, наркотической зависимостей и ВИЧ-инфекции в молодежной среде
(методические рекомендации)
Климович В.Ю., Котова М.Б., Александров А.А.
Сокращения
Зависимость - табачная, алкогольная, наркотическая зависимость
Профилактика - профилактика развития табачной, алкогольной, наркотической зависимости и ВИЧ-инфекции
Введение
В последнее время эпидемия различного рода зависимостей охватила всю нашу страну и особенно коснулась подрастающего поколения. Масштаб проблемы столь велик, что сейчас каждый человек, имеющий отношение к воспитанию, образованию и развитию подрастающего поколения, должен иметь хотя бы начальное представление о проведении профилактической работы с молодежью.
На сегодняшний день специалистов, работающих в области профилактики различного рода зависимостей среди молодежи, недостаточно, а специальную подготовку по проведению профилактической работы с этой возрастной категорией проходят далеко не все педагоги и воспитатели. Родители также оказываются порой бессильны перед угрозой формирования зависимого поведения своих детей. Отсутствие знаний, навыков и часто современных социально-адаптивных стратегий собственного поведения не позволяет взрослым оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку подрастающему поколению.
В этих условиях правильным решением будет привлечение самой молодежи к активному поиску ответа на вопрос о выборе эффективного жизненного стиля. Сегодня необходимо развивать технологии, позволяющие включить ее саму в решение самых острых социальных проблем современности, в реализацию социально значимых проектов, дать молодым людям возможность проявить свою индивидуальность.
Именно такой технологией профилактической работы в области профилактики табачной, алкогольной, наркотической зависимостей и ВИЧ-инфекции в молодежной среде является организация волонтерского движения. Технология, основанная на принципе "равный-равному", подразумевающим процесс передачи знаний и убеждений от равных по возрасту категорий равным, позволяет не только реализовать один из наиболее эффективных подходов к профилактике зависимостей и ВИЧ-инфекции в молодежной среде, но и позволяет привлечь к профилактической работе новые ресурсы. Это обусловлено тем фактом, что, участвуя в передачи знаний и представлений о проблеме, сам представитель молодежи формирует свои убеждения относительно данной проблемы. Поэтому молодые люди, вовлеченные в профилактическую работу среди сверстников, сами получают определенного рода "профилактическую прививку" и приобретают индивидуальный иммунитет против различного рода негативных явлений нашей жизни. Они не только приобретают сумму определенных знаний и обучаются соответствующим навыкам поведения; у них формируется активная жизненная позиция, позволяющая использовать свои знания и навыки в окружающем социуме.
Кроме того, процесс работы волонтеров со сверстниками осуществляется внутри подростковой субкультуры, доступность к которой взрослым ограничена возрастом, социальным статусом, языком, стилями коммуникации и эффективностью влияния. Тем самым снимается момент возрастного сопротивления вмешательству взрослых и повышается результативность любого профилактического воздействия.
Данные методические рекомендации предназначены для специалистов различных учреждений и ведомств, работающих с молодежью в области здоровьесбережения и профилактики табачной, алкогольной, наркотической зависимостей и ВИЧ-инфекции в молодежной среде.
Основания для активизации волонтерского движения в области профилактики
- Формирование основ здорового образа жизни подрастающего поколения - это многогранный процесс, который требует общих усилий как можно большего числа людей, разных специалистов, организаций, и прежде всего, - самой молодежи.
- Значительный масштаб распространения зависимостей, ставящий на повестку дня необходимость привлечения к решению наиболее социально значимых вопросов современности в качестве дополнительных сил представителей молодого поколения.
- Отсутствие необходимого количества специально обученных и подготовленных специалистов в области профилактики зависимого поведения молодежи требует привлечения все больше подготовленных "общественных" кадров, особенно из числа самой молодежи, способных эффективно включиться в профилактическую работу.
Основные принципы работы волонтеров
- Добровольность - отсутствие принуждения к работе в качестве волонтера.
- Безвозмездность - отсутствие оплаты труда волонтера; при этом предполагается, что определенные затраты волонтера, связанные с его деятельностью, могут быть компенсированы (затраты на транспорт, питание и др.).
- Солидарность с принципами и целями волонтерской организации. Это означает, что деятельность волонтера направлена на достижение целей той волонтерской организации, к которой он принадлежит, и не противоречит ее принципам.
- Законность - деятельность волонтера не должна противоречить законодательству Российской Федерации.
- Социальная значимость - волонтерская деятельность должна быть актуальной, своевременной, отвечать целям и потребностям местного сообщества, а также национальным интересам.
- Уважение индивидуальности и внутреннего мира каждого человека и принятие его как неповторимой личности.
- Добросовестность - доведение до конца взятых на себя обязательств, качественное исполнение работы.
Соблюдение этих принципов способствует развитию активной жизненной позиции волонтера, повышает уровень его образованности, нравственности, может улучшить его собственное физическое и психическое здоровье и помочь успешному достижению поставленных перед ним целей.
Цель подготовки волонтеров в области профилактики зависимого поведения молодежи - обучение представителей молодежных волонтерских организаций и объединений теоретическим и практическим вопросам работы со сверстниками в области профилактики табачной, алкогольной, наркотической зависимостей и ВИЧ-инфекции в молодежной среде.
Этапы организации волонтерской деятельности
I этап (подготовительный)
1. Формирование волонтерской группы с целью подготовки ее для работы в области профилактики табачной, алкогольной, наркотической зависимостей и ВИЧ-инфекции в молодежной среде
- Проведение установочных собраний и акций в среде организованной молодежи с презентацией идеи создания волонтерской группы.
- Публикация в СМИ информации о создании волонтерской группы.
- Создание на базах образовательных, досуговых и иных учреждений стендов, отражающих идею создания волонтерской группы.
- Распространение печатных объявлений о создании волонтерской группы.
- Выпуск полиграфической продукции (листовки, брошюры), отражающей идеи волонтерства.
- Организация встреч со специалистами, связанными с работой в области профилактической работы с молодежью.
- Использование определенных атрибутов в одежде, указывающих на принадлежность к волонтерской группе.
2. Выработка основных концептуальных положений будущего волонтерского объединения
- Определение критериев формирования волонтерской группы (возраст участников, пути привлечения их к участию в группе и т.п.)
- Формулирование цели работы группы (например, овладение навыками проведения профилактического тренинга с учащимися среднего школьного возраста)
- Отбор форм и методов работы,
- Планирование ожидаемых результатов
3. Формирование волонтерских групп
- Волонтерские группы создаются преимущественно из учащихся старших классов общеобразовательных школ, а также I - II курсов колледжей и институтов
- Волонтерские группы могут быть одновозрастные (ученики одного класса, студенты одного курса) и разновозрастные, собранные по интересам, но разные по возрасту.
- К выявлению потенциальных участников волонтерской группы на основе имеющихся лидерских качеств возможно привлекать специалистов-психологов.
- Участие в волонтерской деятельности осуществляется на основе соблюдения основных принципов волонтерской деятельности
- Оптимальное число участников волонтерской группы - 20 - 25 человек
II этап (обучающий)
Обучения волонтеров навыкам профилактической работы со сверстниками проводится в ходе полного цикла занятий, разбитых на четыре блока. Каждый блок включает 7 занятий продолжительностью 1,5 академических часа. В ходе занятий используются как лекционные, так и практические интерактивные формы обучения. Каждый блок заканчивается итоговым занятием, в ходе которого волонтеры отвечают на вопросы ведущего занятия.
После прохождения обучения волонтеры должны обладать знаниями в области профилактики табачной, алкогольной, наркотической зависимостей и ВИЧ-инфекции.
На основании полученных знаний волонтеры должны уметь:
- работать с различными целевыми группами в области профилактики табачной, алкогольной, наркотической зависимостей и ВИЧ-инфекции;
- разрабатывать и проводить занятия (лекции, беседы, дискуссии, деловые игры, тренинги и т.п.) в области профилактики табачной, алкогольной, наркотической зависимостей и ВИЧ-инфекции
- создавать проекты в области профилактики табачной, алкогольной, наркотической зависимостей и ВИЧ-инфекции
- организовывать и проводить информационно-профилактические открытые мероприятия (акции, викторины, соревнования и т.п.
Темы блока 1. Знакомство с психоактивными веществами (табак, алкоголь, наркотики) и профилактика зависимости от них
1. Психоактивные вещества и последствия их употребления. Мое отношение к алкоголизму и наркомании. Основное содержание: понятие и основные виды психоактивных веществ; наркотические и токсикоманические вещества; немедицинское употребление наркотиков: последствия употребления психоактивных веществ (для человека и для общества); биологические, социальные и психологические факторы риска развития зависимости от психоактивных веществ; защитные факторы; формирование позиции непримиримости по отношению к алкоголю и наркотикам.
2. Зависимость от психоактивных веществ и роль первой пробы в ее возникновении. Основное содержание: понятие зависимости, классификация основных ее видов; химические зависимости; механизм развития зависимости; роль первой пробы в формировании зависимости от ПАВ.
3. Мифы о психоактивных веществах. Основное содержание: подростковые мифы о психоактивных веществах; критика их содержания.
4. Что такое профилактика. Основное содержание: понятие профилактики, ее основные виды; цели и особенности первичной, вторичной и третичной профилактики; специфический, неспецифический и альтернативный компоненты профилактического воздействия.
5. Стратегии и принципы профилактической работы. Основное содержание: основные стратегии в осуществлении работы по профилактики зависимостей; особенности их реализации; характеристика основных принципов профилактической работы.
6. Формы и методы профилактической работы с молодежью. Основное содержание: классификация форм профилактической работы; индивидуальные и групповые формы; характеристика индивидуальных форм работы с молодежью и субъекты профилактики, ее осуществляющие; понятие интерактивных групповых форм работы и их преимущества; характеристика основных интерактивных форм работы с группой (интерактивная лекция, деловая игра, групповая тематическая дискуссия и метод мозгового штурма) профилактический тренинг и принципы его проведения.
7. Итоговое занятие по темам блока 1. Основное содержание: тестовый письменный опрос участников по темам данного блока.
Темы блока 2. Социально-психологические умения и навыки
1. Общение. Основное содержание: понятие общения; его функции; виды общения; вербальные и невербальные средства общения и их характеристика.
2. Принятие решения. Проблема выбора. Основное содержание: этапы принятия решения и характеристика каждого из них; совместное принятие решения; феномен выбора в жизни человека; причины, обусловливающие сложность осуществления выбора; пути решения проблемы выбора.
3. Групповое давление. Основное содержание: понятие группового давления; его основные виды; умение распознавать признаки группового давления; навыки сопротивления групповому давлению.
4. Самооценка и уверенность в себе. Основное содержание: понятие самооценки; виды самооценки; связь самооценки и уровня притязаний человека; признаки поведения уверенного и неуверенного в себе человека; навыки уверенного поведения.
5. Построение отношений с окружающими людьми. Основное содержание: место человека в системе межличностных отношений; понятие значимых других в жизни человека; способы установления и поддерживания дружеских отношений; навыки построения отношений с близкими людьми; права и обязанности; разрыв нежелательных отношений
6. Стресс и способы борьбы с ним. Основное содержание: понятие стресса; характеристика стадий развития стресса; способы выхода из стрессовой ситуации.
7. Итоговое занятие по темам блока 2. Основное содержание: тестовый письменный опрос участников по темам данного блока.
Темы блока 3. Работа с группой
1. Понятие группы и групповой динамики. Основное содержание: понятие и виды групп; группа как объект психологической работы; понятие, этапы и закономерности групповой динамики.
2. Этапы развития группы. Правила работы с группой. Основное содержание: характеристика основных этапов развития группы; технология вхождения в группу; ожидания участников и работа с ними; структура тренинга; установление правил работы группы; использование различных типов разогрева группы.
3. Эффективные методы и формы работы с группой. Основное содержание: характеристика наиболее эффективных методов и форм работы с группой; отработка навыков использование данных форм и методов в работе с группой.
4. Способы донесения информации. Виды вопросов. Основное содержание: роль информации в повышении эффективности тренинговой работы; способы доведения информации до участников тренинговой группы; виды вопросов; использование различных видов вопросов в профилактическом тренинге.
5. Основы построения и проведения профилактического тренинга. Основное содержание: понятие профилактического тренинга; структура профилактического тренинга; роль ведущего тренинг на каждом из этапов профилактического тренинга; проблемные ситуации в работе с группой; оценка эффективности тренинговой работы с группой; пути получения обратной связи.
6. "Я могу принять участие в тренинге". Основное содержание: - участие добровольцев в проведении тренинга и разбор его результатов.
7. Итоговое занятие по темам блока 3. Основное содержание: тестовый письменный опрос участников по темам данного блока.
Темы блока 4. Профилактическая работа волонтеров
1. Особенности профилактической работы с разными целевыми группами молодежи. Основное содержание: понятие целевой группы профилактики; виды целевых групп; характеристика возрастных особенностей каждой из целевых групп; особенности профилактической работы с различными целевыми группами.
2. Работа с разными целевыми группами молодежи и разбор ее результатов. Основное содержание: участие добровольцев в работе с различными целевыми группами молодежи и разбор ее результатов.
3. Особенности проведения различных профилактических мероприятий с молодежью. Основное содержание: характеристика отдельных профилактических мероприятий для молодежи (например, интерактивные лекции и беседы, установочный доклад или сообщение по теме, открытая профилактическая акция, вечера встреч, профилактическая викторина, информационное видео занятие, групповая тематическая дискуссия, создание профилактического проекта и т.п.).
4. Различные виды профилактических мероприятий с группами молодежи и разбор их результатов. Основное содержание данного занятия - участие добровольцев в проведении различных профилактических мероприятий с молодежью и разбор его результатов.
5. Проектная деятельность как форма профилактической работы с молодежью. Основное содержание темы: понятие проекта и проектной деятельности; преимущества проектной деятельности в работе с молодежью; принципы использования проектной деятельности в профилактической работе; этапы создание профилактических проектов; способы оценки профилактического эффекта от проектного продукта и пути его дальнейшего использования в работе с молодежью.
6. Участие в создании профилактического проекта. Разбор результатов. Основное содержание данного занятия - участие добровольцев в реализации какого-либо профилактического проекта с молодежью и разбор его результатов.
7. Итоговое занятие по темам блока 3. Основное содержание: тестовый письменный опрос участников по темам данного блока.
Методы работы, используемые при обучении волонтеров
1. Интерактивная лекция
Варианты интерактивных лекций (лекций, подразумевающих двустороннюю коммуникацию участников).
- лекция-беседа с использование своего рода диалога с аудиторией;
- лекция-дискуссия, когда предметом обсуждения являются мнения участников, высказанных в ходе дискуссии;
- лекция с разбором и анализом конкретных ситуаций (возможно, с привлечением видеоматериалов);
- лекция с заранее запланированными ошибками: направлена на повышение уровня квалификации волонтеров в области экспертной деятельности;
- лекция-прессконференция подразумевает получение ответов от участников группы на заранее поставленные вопросы;
- мини-лекция, занимающая небольшое количество времени на занятии.
2. Профилактическая беседа в группе
Данный метод предполагает, что ведущий проводит беседу со слушателями по следующей схеме: вопрос ведущего - ответ слушателей - комментарии и корректировка ведущего.
Этапы подготовки беседы
1. Определение целевой группы: каждая группа должна быть однородной по своему составу.
2. Определение темы: каждая группа должна обсуждать только одну тему.
3. Составление плана и списка вопросов для обсуждения
4. Подготовка места для проведения беседы.
5. Определение продолжительности (1 - 2 часа).
Примеры тематики профилактических бесед
- Основные причины употребления молодежью психоактивных веществ
- Молодежные мифы о табаке, алкоголе и наркотиках
3. Групповая тематическая дискуссия
Дискуссия возникает тогда, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме на основании своих знаний и опыта. Это обмен мнениями. Групповая дискуссия позволяет рассматривать и примерять различные точки зрения на те или иные реальные события или проблемы. В дискуссии могут принимать участие двое и более человек. Наиболее конструктивный вариант - 6 - 8 человек. Такое число участников позволяет каждому в полной мере выразить свое мнение и внимательно выслушать партнеров по дискуссии. В конце занятия ведущему нужно подытожить рассуждения всех сторон и обсудить сходство и различие позиций.
Пример тематики групповой дискуссии
- Изучение отношения представителей определенной молодежной группы к проблеме табакокурения.
- Быть независимым - что это значит?
4. Метод мозгового штурма
Принципы проведения
- Высказывание как можно большего числа идей.
- Все идеи записываются.
- Ни одна идея не отрицается.
- Ни одна идея не обсуждается и не комментируется - для этого еще придет время.
Каждый участник предлагает группе свою идею. Ведущий следит за тем, чтобы ни одна идея (на данном этапе) не комментировалась, не оценивалась, не отвергалась (даже самая фантастическая) и составляет общий список идей.
Процесс выбора идей
- Ведущий просит участников высказать отношение к идеям из списка: уточнение, развитие идеи, позитивные стороны, критические замечания, контраргументы, содержательная оценка.
- Выделение идей, разделяемых большинством; идея, набравшая наибольшее количество голосов, и будет общим решением проблемы.
Примеры тематики мозгового штурма
1. Всем вам известно, какой вред обществу наносят психоактивные вещества. Среди них есть нелегальные, запрещенные законом, а также легальные (алкоголь, табак, некоторые лекарственные средства) и, следовательно, они свободно продаются.
а) Они стали обыденным явлением в молодежной субкультуре, число молодежи, употребляющих их, постоянно растет. Предложите систему мероприятий, направленных на решение данной проблемы.
б) Какие методы снижения вреда наркотиков вы считаете наиболее эффективными?
2. Из анкет и опроса в молодежной среде было выявлено, что одной из причин, которая толкнула к приему психоактивных веществ, было неумение справиться со своими эмоциональными проблемами.
а) Подскажите, как молодые люди могут психологически разрядиться без вреда для себя и окружающих.
3. Каковы последствия потребления ПАВ среди молодых людей?
5. Деловая игра
Деловая игра - это метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, в которой участвуют различные игроки, наделенные различной информацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам.
Особенности метода "деловая игра"
- В игре четко определены границы ее начала и конца, последовательность прохождения этапов.
- Игра моделирует ситуацию, включающую множество факторов.
- Игра направлена на развитие совокупности навыков.
- Для игры характерно проблемное содержание: конкуренция, конфликт интересов участников, недостаток ресурсов. Конфликтная ситуация заставляет игроков искать эффективные способы выполнения задачи.
- Ориентация на игровой исход обеспечивает максимальное вовлечение участников в процесс игры, проживание ими сымитированных, но все же приближенных к реальным условиям ситуаций.
Пример тематики деловой игры: "Профилактика наркомании глазами подростков". В ходе ее проведения участники, разделенные на четыре команды, предлагают план организованных действий групп родителей, педагогов, органов власти и органов нарко контроля по профилактике наркомании среди подрастающего поколения. Экспертами при оценке предложенных участниками проектов могут выступать представители всех этих указанных структур.
6. Метод ролевой игры
Ролевые игры - это небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций.
Что важно знать ведущему при проведении ролевой игры:
1) Тема ролевой игры должна быть значима для участников.
2) Необходимо брать такие ситуации, которые могут быть решены в рамках тренинга (эти ситуации можно выявить путем опроса группы).
3) Важен правильный подбор лиц, которые должны принять участие в игре:
- важно выбрать тех лиц, на которых ориентируется группа;
- впервые в игру лучше включать людей более уверенных;
- бывает так, что кто-то ведет себя эффективно - надо обратить внимание на его достоинства, при этом можно привлечь в игру еще одного участника.
Примеры тематики ролевых игр
- Ты и закон
- Разумный выбор
- Суд над сигаретой.
7. Групповой профилактический тренинг
Профилактический тренинг представляет собой обучающую работу в активной (игровой) форме с элементами психокоррекции, направленную на повышение уровня информированности участников группы по проблеме различного рода зависимостей, выработка и развитие у них навыков противостояния формированию зависимостей и формирование позитивных ценностей и мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья.
Принципы построения и проведения профилактического тренинга
- Четкое определение целевой группы.
- Обязательное предварительная диагностика уровня информированности группы.
- Наличие специфического (аспекты, касающиеся проблемы ПАВ и зависимого поведения) и неспецифического (знания и навыки, повышающие уровень социально-психологической компетенции участников) компонента профилактики.
- Комбинация различных профилактических стратегий.
Этапы профилактического тренинга
1. знакомство (5% времени всего тренинга);
2. выяснение ожиданий участников (3%);
3. принятие правил группы (5%);
4. оценка уровня информированности (5 - 10%);
5. актуализация проблемы для каждого участника (10 - 30%);
6. информационный блок (о причинах и последствиях заболеваний, влиянии на личность и общество, профилактике, лечении, реабилитации) (20 - 40%);
7. приобретение практических навыков (20 - 60%);
8. завершение работы, получение обратной связи (5%), подведение итогов, выполнения ожиданий, изменение уровня информированности.
Методы оценки профилактического тренинга
- обсуждение с персональными высказываниями,
- анкетирование,
- заметки тренера,
- субъективная оценка участников,
- эти же методы по прошествии времени.
8. Метод проектов
Самостоятельная познавательная, творческая и игровая деятельность в исследовании и решении проблемы путем создание некоего конечного продукта в виде реального или интеллектуального объекта.
Принципы использования проектной деятельности в профилактике
1. Определить тему проекта и форму получения конечного продукта
2. Четко соблюдать этапы создания проекта
- Подготовительный этап - планирование работы над проектом (актуальность, цели, источники информации, методы реализации, ожидаемые результаты, сроки, консультативная помощь).
- Аналитический этап - самостоятельное получение новой информации из намеченных источников и ее анализ.
- Этап обобщения (технологический этап) - структурирование полученной информации и создание конечного продукта.
- Презентационный этап - демонстрация, защита и обсуждение конечного продукта.
3. Определение роли ведущего на каждом из этапов создания проекта
- наблюдение за ходом исследования;
- оказание учащимся необходимой помощи;
- корректировка деятельности;
- помощь в обобщении результатов и подведении итогов;
- осуществление профилактического воздействия на учащихся.
Примеры профилактических проектов
- Проведение опроса по проблеме молодежного курения.
Итоговый проектный продукт - выпуск стенной газеты по результатам опроса.
- Изучение отношения студентов к рекламе табачной и алкогольной продукции.
Итоговый проектный продукт - создание мультимедийной презентации
- Подготовка развернутых сообщений к профилактическим занятиям.
Итоговый проектный продукт - выступления с сообщениями на занятиях.
III этап (включение в профилактическую деятельность)
Включение волонтеров в профилактическую работу следует проводить постепенно при участии руководителя группы, который призван осуществлять поэтапную интеграцию волонтеров в профилактический процесс.
Формы проведения профилактической работы волонтерами
- Распространение информации о проблеме табачной, алкогольной, наркотической зависимости и ВИЧ-инфекции в молодежной среде (через раздачу полиграфической продукции, расклейку плакатов и т.п.),
- Сбор данных об отношении молодежи к проблеме зависимостей с помощью проведения анкетирования, тестирования, опросов и их обработка,
- Помощь в организации профилактических открытых мероприятий (акций, выставок, соревнований, игр) в молодежной среде.
- Проведение части профилактического занятия или тренинга в организованных молодежных коллективах совместно со специалистом.
- Оказание помощи специалисту, ведущему подготовку волонтеров, в организации и проведения занятий с волонтерами.
- Самостоятельное проведение профилактических мероприятий в организованных молодежных коллективах.
- Создание плакатов, брошюр, видеороликов по тематике здорового образа жизни.
- Овладение навыками экспертной деятельности в области профилактики табачной, алкогольной и наркотической зависимостей и ВИЧ-инфекции в молодежной среде.
IV этап (оценочный)
Оценка результатов профилактической деятельности волонтерской группы
- Получение отзыва от руководителя группы.
- Получения обратной связи от самих участников волонтерской группы.
- Проведение опросов и анкетирования представителей молодежных групп, с которыми работали волонтеры.
- Разбор записанных на видео проведенных профилактических мероприятий.
Способы поощрения участников волонтерских групп
- устная похвала,
- вручение грамоты, благодарственного письма или помещение фотографии на стенде или доске почета,
- выдача волонтеру знака отличия или фирменной нашивки, означающую повышение статуса участника группы или отметку качества работы,
- личная благодарность от известного человека (представителя администрации района, города или "звезды"),
- представление на конференции или выставке,
- публичное признание заслуг с привлечением прессы или телевидения, коллег и друзей,
- поручение волонтеру более ответственной или более трудной работы.
Заключение
Настоящие методические рекомендации помогут организовать подготовку волонтеров в области профилактики табачной, алкогольной, наркотической зависимостей и ВИЧ-инфекции в молодежной среде, что явится неоспоримым вкладом в повышение уровня информированности молодежи об одной из наиболее значимых проблем современности и о путях ее решения.
Список литературы
1. Арович, Я. Методы работы с волонтерами / под ред. М.Ю. Киселева, И.И. Комаровой // Школа социального менеджмента: Сборник статей. - М.: Карапуз, 2004. - С. 8-9, 75-85.
2. Вишневский Ю.Р., Шанко В.Т. Социология молодежи. Нижний Тагил. 1995 г.с. 123
3. Волонтер и общество. Волонтер и власть, семинар-тренинг, 5 - 9 января 2000 года, г. Киров (2000; Москва): Материалы из опыта и разработки исполкома ДИМСИ /Сост. С.В. Тетерский. Ред. Л.Е. Никитина; Общерос. Обществ. орг. "Детские и молодеж. соц. Инициативы" ДИМСИ. - М.:Academia, 2000.-75 с.: ил. - (Волонтер и общество. Волонтер и власть.
4. Волонтерское движение: организационные, целевые, ценностно-смысловые, информационно-методические основы / Е.В. Мартынова, Е.Г. Попова. - Екатеринбург: ГОУ ВПО "УГТУ-УПИ", 2004.-111 с.
5. Волонтерство // Mama.ru: Сообщество родителей [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые данные. Режим доступа: // http://www.mama.ru/club/inomama/2453/92569/
6. Грибанов В.В., Грибанова Г.И. Инициативные самодеятельные молодежные движения. - Л.: Мысль, 1991. - 310 с.
7. Иванова, А.С. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика/А.С. Иванова // Социологические исследования. - 2005. - N 5. - С. 15-22.
8. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/
9. Логинова, Л.Г. Работа подросткового добровольческого движения по первичной профилактике наркоалкогольной зависимости: Опыт социал. Центра молодежи Кузбасса /Л.Г. Логинова // Внешкольник. - 2007. - N 4. - С. 20-21.
10. Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И.А. // Социальная работа. - 2006. -N2. - С. 35-38.
11. Маковей, Н.В. Педагогические условия подготовки студентов вуза к волонтерской деятельности / Н.В. Маковей, Н.А. Кора; Федер. агентство по образованию, Амур. гос. ун-т. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2006. 146,[1] с.: ил., табл.
12. Митрохина, О.В. Подготовка несовершеннолетних к волонтерской деятельности по профилактике безнадзорности среди сверстников / О.В. Митрохина. - М., 2004.-218 с.
13. Подготовка волонтеров: программы, рекомендации, модели опыта. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2007 - 60 с.
14. Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учеб. пособие. - М.: Владос, 2009. - 432 с.
15. Шиндаулетова, С.С. Проблемы правового регулирования волонтерской деятельности: Обзор/С.С. Шиндаулетова. - СПб: Фортесс, 2008.-44 с.
16. Циткилов П. Я. Информационно-методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. - 2007. - N 5. - С. 58 - 60.
17. Энциклопедия социальной работы / под ред Е.И. Холостовой. - М., 2003. - 346 с.
Дополнительные источники:
1. Казарян М.Ю. Социальная работа в молодёжных организациях. - Москва. 2000 г.
2. Козлов, Л.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. - М., 2007. - 214 с.
3. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Инфра-М, 2005.-427 с.
4. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д. п. н. проф. Н. Ф. Басова - М.: Издательско - торговая корпорация "Дашков и К"; 2007. 382.
5. Социальная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Орловской области: Региональный опыт. - Орел: Институт социальной работы, 2009.-126 с.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.