Инструкция по подготовке управлений, объединений, предприятий и учебных заведений гражданской авиации к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период
(утв. МГА СССР 26 октября 1987 г. N 50/и)
1. Общие положения
1.1. Эксплуатация авиационной техники, обеспечение безопасности и регулярности полетов в значительной степени зависят от метеорологических условий. В практике работы управлений* и предприятий гражданской авиации определялись два периода: осенне-зимний и весенне-летний, каждый из которых характеризуется климатическими особенностями в различных районах страны.
1.2. В целях обеспечения высокого уровня безопасности и регулярности полетов предстоящий# период работы в управлениях и на предприятиях гражданской авиации должна быть проведена соответствующая подготовка всех структурных звеньев.
1.3. Подготовка управлений ГА к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период проводится в сроки, определенные приказом начальника управления ГА, в зависимости от климатических условий и географии полетов.
Сроки подготовки к работе в предстоящий период начальник управления ГА докладывает в Главную инспекцию МГА.
Комплекс мероприятий по подготовке к работе в предстоящем периоде должен быть направлен на:
- обеспечение ритмичности в работе и исключение случаев попадания неподготовленных экипажей, авиаспециалистов и авиационной техники в особые метеорологические условия;
- своевременную и качественную подготовку систем, зданий и сооружений, обеспечивающих бесперебойную, ритмичную работу по перевозке пассажиров и обслуживанию народного хозяйства.
Должностные лица несут персональную ответственность за своевременную и качественную подготовку служб, авиапредприятий и управлений по направлению деятельности.
1.4. Начальники управлений ГА за месяц до начала подготовки к работе в соответствующий период подготавливают и направляют на предприятия гражданской авиации методические рекомендации, отражающие особенности организации и проведения производственного процесса, которые необходимо учитывать при подготовке и выполнении полетов.
2. Основные задачи подготовки управлений и предприятий ГА к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период
2.1. Проведение организационных и массово-политических мероприятий, направленных на мобилизацию работников ГА, обеспечение высокого качества подготовки авиаспециалистов, слаженности в работе коллектива, повышения ответственности каждого работника за качественное выполнение производственных заданий в сложный осенне-зимний период и в период весенне-летних массовых перевозок и интенсивных авиационных работ.
2.2. Обеспечение высокого уровня подготовки летного, диспетчерского, инженерно-технического состава и специалистов наземных служб, тренировка экипажей, обучение специалистов правилам и методам технической эксплуатации воздушных судов, средств РТО и связи и наземной техники с учетом особенностей работы в предстоящий период.
2.3. Высококачественная подготовка авиационной техники и средств обеспечения полетов, предусматривающая своевременное и полное выполнение регламентных и дополнительных работ и обеспечивающая высокий уровень безопасности и регулярность полетов.
2.4. Проведение комплекса профилактических работ по подготовке и поддержанию в исправном состоянии наземного оборудования, средств механизации, зданий и сооружений в целях обеспечения их безотказной работы при техническом обслуживании и подготовке воздушных судов к вылету.
3. Организация подготовки к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период
3.1. В управлениях гражданской авиации
3.1.1. За месяц до начала подготовки заместители начальника управления разрабатывают проект плана подготовки управления ГА к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период.
3.1.2. Раздел плана массово-политических мероприятий, направленных на подготовку работников ГА к работе в предстоящем периоде разрабатывается политическим отделом управления за месяц до начала подготовки на авиапредприятиях.
3.1.3. Проводится совещание командно-руководящего состава управлений ГА в целях:
- ознакомления, обсуждения и корректировки проекта плана подготовки управления с учетом анализа местных условий и специфики работы, методических рекомендаций МГА по подготовке подразделений и служб к предстоящему периоду;
- изучения анализа авиационных происшествий и предпосылок к ним, случаев повреждений воздушных судов на земле в прошлые годы, выработки профилактических мероприятий на предстоящий период;
- изучения особенностей тренировки летного состава, подготовки и технической эксплуатации воздушных судов, средств РТО и связи и наземной техники к работе в предстоящий период;
- обобщения и распространения передового опыта.
3.1.4. После совещания проект плана представляется на утверждение начальнику управления ГА, который издает приказ об организации и проведении подготовки управления гражданской авиации к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период.
Копия плана и приказа высылаются на авиапредприятия не позднее чем за 20 дней до начала подготовки.
3.1.5. Командно-летному составу предоставляется тренировка на тренажерах и воздушных судах согласно программам подготовки.
3.2. На предприятиях гражданской авиации
3.2.1. В соответствии с требованиями приказа и планом подготовки управления ГА заместителями командира ОАО, командирами летных отрядов, начальниками отделов и служб разрабатывается проект плана подготовки авиапредприятия с учетом местных особенностей и специфики работы с поступлением в ЛО и службы не позднее чем за 15 дней до начала подготовки.
3.2.2. Разрабатывается план массово-политических мероприятий, направленных на подготовку работников всех служб, авиационной и наземной техники и радиотехнических средств обеспечения полетов к работе в предстоящий период.
3.2.3. Проводится совещание командно-руководящего состава по изучению, обсуждению и корректировке плана подготовки авиапредприятия с учетом недостатков в организации и проведении подготовки в соответствующем периоде предыдущих лет.
После совещания проект плана утверждается командиром авиапредприятия.
3.2.4. В соответствии с утвержденным планом издается приказ командира авиапредприятия, в котором определяются главные задачи подготовки, состав преподавателей, назначаются комиссии по приему зачетов по службам; по приемке воздушных судов; по приемке спецавтотранспорта; по приемке наземного оборудования и средств механизации; по контролю за ходом подготовки и готовностью авиапредприятия к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период.
3.2.5. Перед началом подготовки к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период в управлениях, летных подразделениях и службах по согласованию с парткомом (партбюро) проводятся партийные, комсомольские и профсоюзные собрания для обсуждения задач коллективов при подготовке к работе в предстоящий период. Оформляются средства наглядной агитации по пропаганде требований к летной работе, эксплуатации авиационной и наземной техники.
3.2.6. Командно-руководящим составом совместно с руководством общественных организаций организуется социалистическое соревнование за качественную подготовку к работе в предстоящий период среди летных подразделений и служб.
3.3. В летном отряде
Организацию и проведение сезонной подготовки командно-летного, инспекторского и летного состава всех категорий осуществлять в строгом соответствии с требованиями пункта 4.5.4 Руководства по организации летной работы, утвержденного приказом МГА от 29.01.87 N 25.
3.4. Особенности подготовки учебных заведений по летной службе
3.4.1. Теоретическая подготовка начальников летных учебных заведений проводится согласно планам, разработанным УУЗ МГА.
3.4.2. Подготовка командно-летного состава до командира летного отряда включительно проводится под руководством начальника учебного заведения до начала подготовки в летных отрядах.
3.4.3. Подготовка курсантов и слушателей к полетам в осенне-зимний (весенне-летний) период проводится в авиаэскадрильях по соответствующим задачам и упражнениям курсов учебно-летной подготовки с обязательным присутствием их на летно-технической конференции.
3.4.4. Проверка готовности подразделений учебного заведения к работе в предстоящий период проводится комиссией, назначенной начальником училища. По результатам проверки составляется акт, на основании которого издается приказ о готовности учебного заведения к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период. Копия акта и приказа представляется в УУЗ МГА.
3.4.5. УУЗ МГА по плану-графику организует и проводит проверки уровня организации и качества сезонной подготовки в учебных заведениях.
3.5. По службе движения и АМСГ (АМЦ)
3.5.1. На авиапредприятиях в соответствии с приказом командира ОАО разрабатывается план подготовки службы движения и АМСГ (АМЦ) к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период как раздел общего плана ОАО и представляется на утверждение командиру авиапредприятия.
3.5.2. План подготовки службы движения и АМСГ (АМЦ) разрабатывается на основе анализов безопасности полетов при УВД за последние три года, задач по улучшению организации УВД и метеообеспечения полетов и с учетом опыта прошлых лет и допущенных при УВД ошибок.
3.5.3. В процессе подготовки проверяется совместно со специалистами баз ЭРТОС состояние радиотехнического обеспечения полетов, уточняется перекрытие зон УВД радиосвязью УКВ и радиолокационным контролем, оперативность включения резервных РТС и источников их электропитания.
Проверяется соответствие инструкции по производству полетов, технологий работы, должностных инструкций диспетчеров, а также оборудование рабочих мест требованиям НПП ГА, НГЭА СССР-80 и Типовой документации службы движения гражданской авиации.
3.5.4. Проверяется совместно с представителями АМСГ (АМЦ) состояние метеообеспечения полетов: организация штормового оповещения, своевременность информации службы движения об изменении метеоусловий, соответствие документов по метеообеспечению полетов требованиям HMO ГА, состояние объектов метеообеспечения, метеорологической техники, средств и линий связи.
На заседаниях совместных комиссий управления ГА и УГКС разрабатываются мероприятия по подготовке объектов метеообеспечения полетов к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период.
3.5.5. Теоретические и практические занятия организуются и проводятся в целях:
- изучения местных климатических особенностей и характера возможных в предстоящий период опасных для полетов метеоявлений;
- изучения причин авиационных происшествий и предпосылок к ним при УВД, включая все опасные сближения воздушных судов в полете и повреждения воздушных судов на земле по вине диспетчеров в соответствующих периодах прошлых лет;
- проверки практической работы руководителей полетов и навыков диспетчеров на рабочих местах по УВД в объеме, предусмотренном технологией работы и указаниями МГА по этим вопросам.
3.5.6. Проверяется знание руководителями полетов и диспетчерским составом основных руководящих документов по организации УВД (Воздушного Кодекса Союза ССР, ОПП, НПП ГА, НСД ГА, Технологии работы диспетчеров, инструкций по производству полетов и резервированию средств РТО и связи, Правил и фразеологии радиообмена, НМО ГА, Устава о дисциплине работников ГА), а также причин авиационных происшествий и предпосылок к ним при УВД и мер по их предупреждению.
3.5.7. Оформляются средства наглядной агитации по пропаганде требований подготовки к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период, хода подготовки, результатов смотра лучших объектов и диспетчерских смен.
3.5.8. В целях изучения особенностей организации УВД и метеообеспечения в предстоящий период проводится техническая конференция специалистов службы движения, метеообеспечения полетов и других служб, взаимодействующих с ними при обеспечении полетов.
3.5.9. Специалисты АМСГ (АМЦ) проходят подготовку к обеспечению полетов в осенне-зимний (весенне-летний) период по программе, утвержденной Управлением авиации Госкомгидромета СССР.
3.5.10. Служба движения и АМСГ (АМЦ) считаются подготовленными к работе в предстоящий период, если не менее 90 процентов лиц диспетчерского состава службы движения и специалистов АМСГ (АМЦ) прошли подготовку в полном объеме, знают руководящие документы и имеют практические навыки на рабочем месте, оцененные не ниже "хорошо". Состояние диспетчерских пунктов, оборудования, документов и справочного материала отвечает требованиям МГА.
3.6. По инженерно-авиационной службе
3.6.1. Разрабатывается план подготовки АТБ к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период в соответствии с требованиями руководящих документов (НТЭРАТ, директив и указаний МГА) как раздел общего плана подготовки авиапредприятия.
3.6.2. Составляется график подготовки самолетно-вертолетного парка к осенне-зимнему (весенне-летнему) периоду, который утверждается начальником АТБ. Самолетам и вертолетам, подлежащим консервации и хранению в течение всего осенне-зимнего (весенне-летнего) периода, подготовку к эксплуатации в соответствующем периоде проводить при расконсервации и подготовке к полетам.
3.6.3. Для инженерно-технического состава организуется и проводится занятие по изучению особенностей технической эксплуатации авиационной техники. Проведение занятий поручается наиболее подготовленным специалистам АТБ. Конспекты утверждаются главным инженером (зам. главного инженера по АиРЭО) или начальником АТБ. Разрабатываются наглядные пособия, плакаты с характерными особенностями технической эксплуатации воздушных судов, выполнения дополнительных работ, наиболее часто встречающихся при обслуживании недостатков и отказов авиатехники.
3.6.4. В программы занятий включаются вопросы, отражающие особенности работы и технического обслуживания авиационной техники. Обращается особое внимание на изучение средств подогрева, обучение правилам и методам борьбы с обледенением воздушных судов на земле, грамотной эксплуатации топливной, высотной, гидравлической, водяной и противообледенительной систем воздушных судов, систем управления, анероидно-мамбранных приборов. При этом проводится разбор причин отказов авиационной техники, связанных с нарушением правил эксплуатации систем воздушных судов. Уделяется серьезное внимание правилам и особенностям выполнения работ по буксировке воздушных судов и опробования двигателей на местах стоянок, а также правил техники безопасности.
3.6.5. Проводится техническая конференция с участием старших бортинженеров и инженеров летных отрядов по особенностям эксплуатации воздушных судов в осенне-зимний (весенне-летний) период с подробным разбором авиационных происшествий и предпосылок к ним, случаев повреждений воздушных судов на земле из-за нарушений правил эксплуатации авиатехники в полете и на земле в соответствующих периодах прошлых лет.
3.6.6. После окончания занятий и проведения технической конференции проверяются знания работниками АТБ особенностей эксплуатации и технического обслуживания авиационной техники. Лица, показавшие при проверке неудовлетворительные знания, к техническому обслуживанию техники не допускаются до повторной сдачи зачетов. Результаты проверки и оценка записываются в журнал технической учебы.
3.6.7. При подготовке авиационной техники к эксплуатации в осенне-зимний (весенне-летний) период на воздушном судне выполняются дополнительные работы, связанные с особенностями их эксплуатации. Дополнительные работы определяются регламентом технического обслуживания воздушного судна и выполняются как правило с периодическими видами технического обслуживания.
Для воздушных судов каждого типа определяется дополнительный перечень и объемы работ, не предусмотренных регламентом, выполнение которых необходимо и обязательно для качественной подготовки авиатехники в конкретных условиях эксплуатации (климатические условия, специфика эксплуатации условий работы, районы базирования и другие). Перечень дополнительных работ прилагается к карте-наряду на техническое обслуживание.
3.6.8. Проводится тщательная дефектация самолетов (вертолетов) и их систем, бытового и буфетно-кухонного оборудования. Своевременно производится замена смазки во втулках несущих и рулевых винтов вертолетов. Особое внимание обращается на выполнение доработок по бюллетеням промышленности и указаний МГА.
3.6.9. На всех воздушных судах проводится проверка съемного оборудования, чехлов, заглушек, бортового аварийно-спасательного оборудования, химаппаратуры, их исправности и работоспособности. Сезонное авиационно-техническое имущество после соответствующей обработки укомплектовывается и сдается на хранение на технические склады. На оборудовании, снятом с воздушного судна, должны быть бирки с номером воздушного судна.
3.6.10. На новой авиационной технике, поступившей с заводов, после окончания работ по подготовке предприятий к эксплуатации в осенне-зимний (весенне-летний) период выполняются работы, связанные с особенностями эксплуатации в предстоящем периоде. Ремонтные заводы выполняют работы по подготовке ВС к эксплуатации в осенне-зимний (весенне-летний) период по заявкам эксплуатационных предприятий, оговоренных приемо-сдаточным актом.
3.6.11. Проводится разовая проверка выполнения доработок по указаниям МГА и технической документации, правильности ее ведения, наличия формуляров и паспортов на все агрегаты. Вся техническая документация, регламентирующая порядок проведения подготовки к соответствующему периоду эксплуатации, комплектуется, проверяется главным инженером и хранится в ОТК АТБ.
3.6.12. Воздушное судно считается подготовленным к эксплуатации в осенне-зимний (весенне-летний) период, когда работы, предусмотренные регламентом технического обслуживания и указаниями МГА, выполнены в полном объеме, воздушное судно осмотрено комплексной комиссией и в его формуляре произведена запись: "Самолет (вертолет) к эксплуатации в осенне-зимний (весенне-летний) период подготовлен", указаны вид выполненного технического обслуживания, номер карты-наряда, дата, подпись лица, ответственного за ведение формуляра.
3.6.13. Подготовка и ремонт наземного оборудования, средств механизации, подъемных транспортных средств (стремянок, средств подогрева и удаления обледенения, гидроподъемников, швартовочных приспособлений, якорных креплений, электроталей, электроколоток, колодок и другого оборудования) организуются и проводятся в соответствии с календарным планом работ и регламентами технического обслуживания. Особое внимание уделяется качеству подготовки средств подогрева двигателей и кабин воздушных судов.
3.6.14. Проводится профилактическое обслуживание всего стендового оборудования и контрольно-проверочной аппаратуры. Проверяются сроки годности оборудования и его соответствие НТП. По результатам проверки производится запись в паспорте или формуляре.
3.6.15. Проверяется состояние зданий и сооружений АТБ (ангаров, доков, тепляков), предангарных и гоночных площадок, струеотклоняющих щитов, а также работоспособность и пожарная безопасность отопительных систем и приборов, электронагревателей, систем вентиляции и кондиционирования.
Проверка производится с представителями ОКС, ОЭНС, ЭСТОП, по результатам проверки составляется акт с указанием сроков устранения отмеченных недостатков.
3.6.16. С учетом особенностей работы в соответствующем периоде эксплуатации совместно с ОМТС предприятий пересматриваются перечни неснижаемого запаса запасных частей, агрегатов и материалов, возвратно-обменного фонда и принимаются меры по их укомплектованию.
3.6.17. Своевременно подаются заявки в ОМТС ОАО на средства подогрева, инструмент, чехлы, спецодежду, жидкость "Арктика", утеплительные материалы.
3.6.18. Проводится химчистка, стирка и ремонт специального технического обмундирования, чехлов, мягкого инвентаря воздушных судов.
3.6.19. Каждое воздушное судно, подготовленное к эксплуатации в осенне-зимний (весенне-летний) период осматривается комплексной комиссией, состоящей из представителей АТБ, летных отрядов, службы организации перевозок и назначенной приказом командира авиапредприятия. Председателем комиссии назначается начальник АТБ или его заместители. О недостатках, обнаруженных при осмотре, производится запись в ведомости дефектации. После устранения недостатков производится повторное комиссование и комиссией дается заключение о допуске воздушного судна к эксплуатации в соответствующий период.
3.6.20. Проверяются технические средства для проведения аварийно-спасательных и эвакуационных работ.
3.6.21. Авиационно-техническая база считается подготовленной, если 90 процентов приписного парка ВС осмотрено и принято комиссией ОАО (ПО), исключая из расчета ВС, находящиеся на заводах в ожидании ремонта и находящиеся на хранении на весь предстоящий период эксплуатации, работники АТБ прошли подготовку в полном объеме и сдали зачеты по эксплуатации авиатехники, наземное оборудование и средства механизации для технического обслуживания ВС отремонтированы, проведено профилактическое обслуживание стендового оборудования и контрольно-проверочной аппаратуры.
3.7. По наземным службам (аэродромной, спецавтотранспорта, электросветотехнического обеспечения полетов, эксплуатации зданий и сооружений)
3.7.1. Подготовка аэродромов, зданий и сооружений, спецавтотранспорта, аэродромных средств механизации, светотехнического оборудования и электроустановок начинается не позднее чем за два месяца до начала соответствующего периода работы и проводится в строгом соответствии с требованиями НАС ГА, НСС ГА, НАСТОПиЭ ГА и Руководства по эксплуатации специальных зданий и сооружений ГА.
3.7.2. Разрабатывается план подготовки наземных служб к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период и утверждается командиром авиапредприятия. В плане указываются ответственные лица и сроки выполнения намеченных мероприятий. При составлении плана особое внимание уделяется разработке мероприятий, направленных на исключение ранее имевших место недостатков.
3.7.3. С работниками наземных служб организуются и проводятся занятия по изучению особенностей эксплуатации аэродромов, зданий и сооружений, светотехнического, теплотехнического и сантехнического оборудования, энергоустановок, спецмашин, а также случаев повреждений воздушных судов на земле по вине работников наземных служб в соответствующий период прошлых лет.
Особое серьезное внимание уделяется правилам и особенностям подготовки аэродромов, зданий и котельного оборудования, изучению Технологии взаимодействия служб движения с аэродромной и другими наземными службами аэропорта обеспечивающими полеты, Руководства по организации движения воздушных судов, спецавтотранспорта и средств механизации на аэродромах ГА.
Проводятся совместно с другими службами практические занятия по правилам подъезда и отъезда спецтранспорта от воздушных судов.
По окончании занятий знания особенностей работы в данный период проверяются специально назначенной приказом по авиапредприятию комиссией. Результаты проверки оформляются протоколом, который является основанием для допуска к работе в текущий период.
3.7.4. Проводится тщательное обследование состояния покрытий ВПП, РД, МС, перронов, концевых и боковых полос безопасности, запасных и вспомогательных ГВПП, грунтовой территории летного поля, водосточно-дренажной сети. Результаты обследования оформляются актами, принимаются меры по устранению дефектов, влияющих на безопасность полетов. Территория летного поля очищается от посторонних предметов, оборудования и сооружений непроизводственного назначения, представляющих опасность при выкатывании воздушных судов за пределы ВПП, РД, МС, перронов.
3.7.5. Проверяется состояние светотехнического оборудования аэропортов в соответствии с требованиями НАСТОПиЭ ГА, устанавливается оперативный контроль за расходом электрической энергии в соответствии с выделяемыми лимитами.
3.7.6. Проводится сезонное техническое обслуживание спецмашин и аэродромных механизмов в соответствии с заводскими инструкциями с последующей записью в формулярах.
3.7.7. На аэродроме и прилегающих к нему территориях проверяются все предупреждающие знаки безопасности движения спецтранспорта и пешеходов и обновляется их покраска.
3.7.8. Обеспечить постоянную исправность и устойчивую работу средств для замера коэффициента сцепления.
3.7.9. Проводится ревизия технического состояния инженерных сооружений и систем водопровода, канализации, теплоснабжения, вентиляции, котельного оборудования и природоохранных объектов и принимаются меры по устранению недостатков, влияющих на безопасность, надежность и эффективность их эксплуатации.
3.7.10. При подготовке к работе в осенне-зимний период:
- выполнить в соответствии с годовыми планами необходимые объемы работ капитального и текущего ремонта аэропортов, зданий, сооружений, подъездных путей к объектам и площадок для автолабораторий ПАЛ, спецтранспорта и аэродромных средств механизации, светосистем и электроустановок, объектов, оборудования и сетей теплотехнического и сантехнического обеспечения, газопылеулавливающих установок. Подготовка сезонной техники (льдоуборочных, снегоуборочных машин и др.) планируется и проводится по окончании предшествующего осенне-зимнего периода;
- в расчете на средний и максимальный снегопад и гололед составить план организации работ по содержанию аэродрома, в котором должны быть указаны очищаемые и уплотняемые поля, места выкладки снега, очередность выполнения снего-льдоуборочных работ, необходимое для этих целей количество бригад, порядок и количество дополнительно вызываемого водительского состава, специальных аэродромных машин и механизмов, эффективность их использования для подготовки аэродрома к полетам в установленные сроки;
- заготовить необходимое количество и обеспечить надежное хранение химического реагента, котельно-печного топлива и горючего для резервных дизель-генераторов, а также строительных материалов для выполнения аварийных и ремонтных работ.
3.7.11. При подготовке к работе в весенне-летний период:
- тщательно проверить состояние аэродромных и прилегающих к ним грунтовых участков летного поля, водосточно-дренажных устройств и инженерных сетей, заделать швы и трещины в покрытиях, устранить выявленные неисправности, восстановить ровность поверхности грунтовой части летного поля, произвести подсев трав и другие агротехнические мероприятия, обновить маркировочные знаки, отремонтировать отмостки сопряжения искусственных покрытий с грунтовой частью летного поля;
- обновить покраску арматуры огней светотехнических систем посадки, маркировку осветительных мачт, выполнить полугодовой регламент по обслуживанию светотехнических систем, закончить работы по улучшению изоляции кабельных колей электропитания огней.
3.7.12. Подготовленный спецтранспорт и аэродромные механизмы осматриваются комиссией под председательством руководителя авиапредприятия и допускаются к работе в соответствующий период на основании акта осмотра спецтехники, утвержденного руководителем авиапредприятия.
3.7.13. Наземные службы считаются подготовленными к работе в предстоящий период, если запланированные мероприятия по подготовке зданий, сооружений, подъездных путей к объектам, площадок для автолабораторий ПАЛ, электросветосистем, электроустановок, теплотехнических и сантехнических систем, оборудования и объектов, природоохранных объектов и спецтранспорта выполнены в полном объеме; коэффициент исправности аэродромной техники, укомплектованность водительского состава и укомплектованность аэродромных бригад, кочегарами и операторами котельных составляет не менее 90 процентов; все приписные аэродромы МВЛ проверены и признаны пригодными к работе; создан необходимый запас химических реагентов для борьбы с гололедом и котельно-печного топлива; подготовлено не менее 85 процентов спецтранспорта; машины для работы на летной полосе радиофицированы и оборудованы проблесковыми огнями.
3.8. По службе организации перевозок, бортпроводников и агентствам
3.8.1. Подготовка пассажирских и служебных помещений, агентств, аэровокзалов, цехов бортпитания, служб бортпроводников и грузовых служб начинается не позднее, чем за полтора месяца до начала соответствующего периода и проводится в соответствии с инструкциями, правилами и указаниями МГА.
3.8.2. Разрабатывается план подготовки службы организации перевозок, ABC, службы бортпроводников к работе в осенне-зимний (весенне-летний) периоды и утверждается командиром авиапредприятия. При составлении плана особое внимание уделяется разработке мероприятий по обеспечению наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в авиаперевозках, по обслуживанию пассажиров и грузовой клиентуры, проведению рекламно-информационной работы, а также исключению случаев повреждений воздушных судов на земле и обеспечению безопасности полетов работниками указанных служб.
3.8.3. Теоретические и практические занятия организуются и проводятся в целях:
- изучения особенностей работы в осенне-зимний (весенне-летний) периоды и отработки взаимодействия служб в период задержки воздушных судов, скопления пассажиров;
- изучения техники безопасности при организации погрузочно-разгрузочных работ на складах, воздушных судах, в цехах бортового питания и при обслуживании пассажиров в аэровокзалах, агентствах и на борту воздушных судов;
- изучения особенностей эксплуатации бытового пассажирского и буфетно-кухонного оборудования, специфики транспортировки, хранения и сроков реализации продуктов питания и напитков в соответствующий период навигации;
- изучения основных руководящих документов, регламентирующих организацию перевозок, обслуживание пассажиров и грузовой клиентуры, а также правил движения спецавтотранспорта и средств механизации на аэродромах;
- изучения случаев повреждения воздушных судов на земле по вине работников СОП в соответствующий период прошлых лет;
- изучения результатов анализа жалоб пассажиров и мер по их предотвращению, а также передовых методов их обслуживания.
3.8.4. По окончании занятий принимаются зачеты и оформляются соответствующие допуски к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период.
3.8.5. Проводится сезонное техническое обслуживание средств механизации в соответствии с действующими инструкциями.
3.8.6. Служба организации перевозок, служба бортпроводников и агентство считаются подготовленными к работе в предстоящий период, если запланированные мероприятия выполнены в полном объеме, средства механизации, помещения, рабочие места и специалисты подготовлены и обеспечивают работы в предстоящем периоде.
3.9. По службе эксплуатации радиотехнического оборудования и связи
3.9.1. Подготовка службы ЭРТОС к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период ведется по планам управлений, производственных объединений ГА, авиапредприятий управлений ГА (раздел радиотехническое обеспечение полетов) и по планам баз ЭРТОС авиапредприятий и учебных заведений ГА.
3.9.2. Основные направления работ, включаемых в планы:
организационные и массово-политические мероприятия, соцсоревнование;
подготовка (обучение, тренировка) персонала службы (базы) с учетом особенностей работы и эксплуатации средств РТО и связи в соответствующий период и в аварийных ситуациях;
проверка технического состояния, соответствия действующим нормам (требованиям) и, при необходимости, ремонт объектов, подъездных путей к ним, зданий, сооружений, антенно-фидерных устройств, линейно-кабельных сооружений, оборудования, электросетей, основных и резервных источников электроснабжения объектов, электрозащитных, отопительных устройств, средств пожаротушения, охраны труда;
обеспечение объектов ЗИПами, горюче-смазочными материалами и другим необходимым имуществом;
контроль за ходом выполнения планов, проверка готовности службы (базы) к работе в соответствующий период.
3.9.3. За полтора месяца до начала соответствующего периода работы разрабатываются предложения (наименование работ, сроки исполнения, исполнители) отдела (головной базы) ЭРТОС, баз ЭРТОС для включения в план подготовки управления, производственного объединения, авиапредприятия, учебного заведения ГА к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период, а также мероприятия, которые должны включаться в квартальные, месячные планы работы базы.
В предложениях указываются основные мероприятия, выполняемые службой (базой) ЭРТОС и другими службами по подготовке персонала и объектов РТО и связи базового и приписных аэропортов.
Другие работы, выполнение которых не требует помощи (участия) других служб и контроля со стороны руководства авиапредприятия (учебного заведения) включаются в план работы базы ЭРТОС.
3.9.4. Служба (база) ЭРТОС считается подготовленной к работе в соответствующий период, если все запланированные мероприятия полностью выполнены и нет ограничения по радиотехническому обеспечению полетов.
3.10. По службе горюче-смазочных материалов
3.10.1. Проводится техническое обслуживание сооружений, технологического оборудования и контрольно-измерительных средств.
3.10.2. Организуются занятия по особенностям эксплуатации сливно-наливных устройств, средств фильтрации, заправки и проведения аэродромного контроля качества авиаГСМ в предстоящем периоде.
3.10.3. При подготовке к работе в весенне-летний период на временных аэродромах и площадках ПАНХ осуществляются мероприятия, предусмотренные в "Правилах поставки и контроля качества авиаГСМ для временных аэродромов и площадок ПАНХ".
Обеспечение авиаГСМ на оперативных точках разрешается только после приемки в эксплуатацию с оформлением акта средств хранения, выдачи, транспортирования и заправки авиаГСМ, а также при наличии приказа по авиапредприятию о назначении ответственных лиц для работы с авиаГСМ.
3.10.4. Осуществляется подготовка производства дистиллированной воды и средств контроля ее качества.
3.10.5. При подготовке к работе в осенне-зимний период создается необходимый запас специальных жидкостей "Арктика" и "ТГФ-М", оформляются допуска к работе с указанными жидкостями. Контролируется качество спецжидкостей в емкостях хранения и в расходных бачках.
3.10.6. В соответствии с графиком осуществляется зачистка резервуаров, ТЗ, АЦ, МЗ, расходных бачков ПВК жидкости и производится проверка измерительных средств.
3.10.7. Служба горюче-смазочных материалов считается подготовленной к работе в предстоящем периоде, если создан необходимый запас авиаГСМ и спецжидкостей, проведены профилактические мероприятия по подготовке средств приема, хранения, транспортирования, фильтрации, заправки и контроля качества авиаГСМ; имеются утвержденные технологические карты, должностные инструкции, специалисты прошли подготовку и обладают достаточными теоретическими знаниями и практическими навыками по выполнению возложенных функциональных обязанностей.
3.11. По поисковой и аварийно-спасательной подготовке экипажей воздушных судов и аварийно-спасательных команд предприятий ГА
3.11.1. Разрабатывается план подготовки летного состава бортпроводников и расчетов аварийно-спасательных команд к выполнению задач по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов в указанный период и утверждается командиром авиапредприятия. Составляется расписание занятий в каждой службе.
При составлении плана особое внимание уделяется практической отработке и закреплению навыков по действиям за минимальные сроки в экстремальных условиях.
3.11.2. Проверяются знания поисковых экипажей воздушных судов по применению аппаратуры АРК У2 (АРК УД) и при необходимости дается дополнительная тренировка (на тренажере или воздушном судне) по упражнениям "Программы подготовки поисковых экипажей". Проводятся занятия по методам и способам поиска ВС потерпевших бедствие. Проверяется оборудование ВС поисковой аппаратурой АРК-У2 и наличие аварийных радиостанций Р-855 УМ.
3.11.3. С летным составом и бортпроводниками проводятся занятия по изучению и применению бортовых аварийно-спасательных средств, аварийных радиостанций и порядка работы с ними, использование пиротехнических и светосигнальных средств для обозначения места бедствия.
3.11.4. Проводятся занятия с отработкой практических навыков по оказанию взаимопомощи и доврачебной медицинской помощи с целью выживаемости пассажиров и членов экипажей в экстремальных условиях при вынужденной посадке вне аэродрома.
3.11.5. Каждый член экипажа летного состава и бортпроводники самостоятельно отрабатывают на тренажере или на воздушном судне порядок открытия аварийных выходов, приведение бортовых средств эвакуации из воздушного судна в рабочее состояние при действиях по аварийному расписанию.
3.11.6. Не менее двух раз в каждом периоде проводятся тренировки с аварийно-спасательными командами предприятий по оповещению и сбору и действиям расчетов АСК при проведении поисковых и аварийно-спасательных работ. Проверяется наличие спецаппаратуры аварийного оповещения расчетов АСК и схем прохождения информации с мест АП.
3.11.7. При проверке теоретических знаний обращается внимание на знание требований Воздушного Кодекса, НПП ГА-85, РПАСОП ГА-86 в части проведения поисковых и аварийно-спасательных работ.
3.11.8. Службы предприятия считаются подготовленными к работе в предстоящий период, если запланированные мероприятия по поисковой и аварийно-спасательной подготовке выполнены в полном объеме. Летный состав, бортпроводники и члены АСК после теоретических занятий провели тренировки и практически отработали необходимые приемы, о чем произведена соответствующая запись.
3.12. По противопожарной охране объектов и воздушных судов
3.12.1. Разрабатывается план подготовки служб предприятий к работе в указанный период и утверждается командиром авиапредприятия.
3.12.2. Пожарно-техническими комиссиями провести обследование объектов в объеме требований НПО ГА и устранить выявленные недостатки.
3.12.3. Провести занятия в службах и вторичные противопожарные инструкции с работниками авиапредприятия по особенностям пожарной безопасности в предстоящий период.
3.12.4. Не реже одного раза в каждом периоде проиграть оперативные планы и карточки пожаротушения с уведомлением взаимодействующих частей МВД и других ведомств.
3.12.5. Провести сезонное обслуживание пожарной техники, испытание пожарного оборудования и техническое обслуживание систем и установок пожарной автоматики.
3.12.6. Отработать нормативы по пожарно-строевой подготовке и тушению пожаров на воздушных судах с учетом особенностей каждого периода.
3.12.7. Пополнить запасы воды, пенообразователя и других средств тушений пожаров.
3.12.8. К осенне-зимнему периоду (дополнительно) обеспечить размещение пожарной техники и пожарного оборудования в обогреваемых помещениях.
3.12.9. К весенне-летнему периоду (дополнительно) очистить территорию от появившихся после таяния снега сгораемых материалов, убрать траву со складов ГСМ, с мест стоянок воздушных судов, объектов ЭРТОС и мест, прилегающих к ним.
3.13. По охране объектов и воздушных судов
3.13.1. Организовать охрану воздушных судов с учетом особенностей предстоящего периода, наличие и размещение самолетно-вертолетного парка в базовых аэропортах и на точках ПАНХ, скорректировать дислокацию постов ВОХР, сторожевой охраны, уточнить маршруты и графики автопатрульных нарядов ВОХР.
3.13.2. Проверить наличие и исправность оружия и боеприпасов ВОХР и летного состава, провести сверку учетных данных с данными бухгалтерии предприятия, подготовить оружие к эксплуатации в предстоящем периоде.
3.13.3. Проверить выполнение сезонного технического обслуживания средств охранной сигнализации, устойчивость работы средств радиосвязи и их подготовку к эксплуатации.
3.13.4. Проверить готовность подъездных дорог к охраняемым объектам.
3.13.5. Привести караульные помещения ВОХР в соответствие с требованиями приказа и указаниями МГА.
3.13.6. Предприятие считается подготовленным к работе в предстоящий период, если запланированные мероприятия по охране, противопожарному обеспечению выполнены в полном объеме, отработано взаимодействие с органами МВД и другими ведомствами.
3.14. По службе материально-технического снабжения
3.14.1. Для подготовки службы материально-технического снабжения к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период разрабатывается план, который утверждается командиром авиапредприятия.
3.14.2. В плане необходимо предусмотреть выполнение следующих работ:
- проведение специальных занятий с работниками службы по вопросам подготовки и работы в осенне-зимний (весенне-летний) период;
- выполнение плановых работ по подготовке складских и служебных помещений, их утеплению, освещению и ограждению, приведению в порядок складских территорий;
- подготовка средств складской механизации;
- подготовка пожарного оборудования складов и их территорий, приобретение и замена средств пожаротушения в соответствии с требованиями наступающего периода;
- обеспечение надлежащих температурных режимов хранения приборов, агрегатов и оборудования в данный период;
- обеспечение неснижаемых запасов запасных частей и агрегатов и проведение необходимых корректировок их перечней с учетом наступающего периода;
- обеспечение необходимым имуществом служб предприятий для своевременной подготовки их к работе в соответствующем периоде.
3.14.3. Служба материально-технического снабжения считается подготовленной к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период, если план мероприятий по подготовке выполнен в полном объеме.
4. Контроль за ходом и качеством подготовки, организация проверок и порядок представления донесений о готовности управлений, предприятий ГА к работе в предстоящем периоде
4.1. На предприятиях гражданской авиации
4.1.1. Подготовка подразделений и служб к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период на авиапредприятиях организуется и проводится под непосредственным руководством командира авиапредприятия.
4.1.2. Командно-руководящий состав авиапредприятия в соответствии с планом основных работ организует качественную подготовку подразделений и служб к работе в предстоящем периоде и оказывает подчиненным подразделениям, службам и аэропортам необходимую практическую помощь.
4.1.3. Проверка готовности служб ОАО к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период проводится комиссией, назначенной командиром авиапредприятия. Председателем комиссии назначается один из заместителей командира ОАО.
4.1.4. По результатам проверки служб ОАО составляется акт по установленной форме (приложение 1).
4.1.5. После утверждения акта командиром ОАО издается приказ о готовности авиапредприятия к работе в предстоящем периоде. Копии акта и приказа представляются в инспекцию управления ГА.
4.2. В управлениях гражданской авиации
4.2.1. Подготовка управлений и предприятий ГА к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период организуется и проводится под руководством начальника управления и его заместителей, которые несут ответственность за готовность подчиненных служб к работе в предстоящем периоде.
4.2.2. Работники аппарата управления ГА в соответствии с планом основных мероприятий оказывают помощь в подготовке авиапредприятий к работе в предстоящем периоде на местах.
4.2.3. После получения докладов и актов о готовности авиапредприятий к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период руководство управления ГА организует и проводит проверку готовности авиапредприятий к работе в предстоящем периоде комиссиями. По результатам проверок составляются справки. Вскрытые при проверке недостатки устраняются немедленно или в указанные сроки. Об устранении недостатков командир авиапредприятия представляет письменное донесение начальнику управления ГА.
4.2.4. На основании полученных актов и справок по результатам проверки готовности авиапредприятий к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период инспекция управления ГА разрабатывает доклад и проект приказа о готовности к работе в предстоящем периоде и представляет их на Совет управления.
4.2.5. Готовность управления ГА к работе в предстоящий период начальник управления ГА докладывает в Главную инспекцию МГА.
4.3. В управлениях МГА, Главной инспекции МГА
4.3.1. Организация, контроль и ответственность за подготовку управлений ГА к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период возлагается на соответствующие управления МГА.
4.3.2. В период хода подготовки управления МГА обязаны знать о состоянии дел и оказывать управлениям и предприятиям ГА практическую помощь на местах.
4.3.3. Главная инспекция МГА по плану-графику, утвержденному Министром гражданской авиации, организует и проводит выборочно проверки уровня организации и качества проводимой работы и готовности управлений и авиапредприятий к работе в предстоящем периоде.
4.3.4. О вскрытых недостатках и их причинах начальник Главной инспекции МГА докладывает Министру гражданской авиации.
Результаты проверок обобщаются Главной инспекцией МГА. По итогам проверки издается приказ МГА.
______________________________
* В дальнейшем под управлением следует понимать также производственные объединения и учебные заведения ГА
Приложение 1
Типовая форма акта УТВЕРЖДАЮ
Командир _______________ ОАО
____________________________
(инициалы, фамилия)
____________________ 19__ г.
АКТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ГОТОВНОСТИ СЛУЖБ
______________________ ОАО _______________________ управления (объединения) гражданской авиации
В соответствии с планом основных мероприятий по подготовке ОАО к
работе в осенне-зимний (весенне-летний) период комиссия авиапредприятия
под председательством ___________________________________________________
(должность, инициалы, фамилия)
в период с _________________________ по _________________________ 19__ г.
провела проверку готовности служб __________________________________ ОАО.
Комиссией проверены _______________________________________________
(службы ОАО)
_________________________________________________________________________
Проверкой установлено, что (отмечаются положительные результаты работ командно-руководящего состава предприятий по выполнению требований приказов, указаний МГА и управлений ГА по подготовке к предстоящему периоду работы. Указываются выполненные мероприятия и процент их выполнения по ОАО и отдельно по службам процент подготовленного летного, диспетчерского состава и техников АМСГ, подготовленных воздушных судов, автоспецтранспорта и средств перронной механизации, укомплектованность служб, смен, звеньев, бригад и аварийно-спасательных расчетов.
Вместе с тем комиссией вскрыты недостатки:
по летной службе ________________________________________________________
_________________________________________________________________________
по службе движения и АМСГ _________________________________________
_________________________________________________________________________
по инженерно-авиационной службе ___________________________________
_________________________________________________________________________
по наземным службам _______________________________________________
_________________________________________________________________________
по службе организации перевозок и службе бортпроводников __________
_________________________________________________________________________
по службе (базе) эксплуатации радиотехнического оборудования и
связи ___________________________________________________________________
по службе горюче-смазочных материалов _____________________________
_________________________________________________________________________
по аварийно-спасательной службе и охране аэропортов _______________
_________________________________________________________________________
по службе материально-технического снабжения ______________________
_________________________________________________________________________
Выводы и предложения ______________________________________________
(дается оценка каждой службе, делаются выводы о готовности служб и ОАО в
целом к работе в предстоящем периоде, вносятся предложения о проведении
дополнительных мероприятий по устранению выявленных недостатков).
Министр гражданской авиации СССР |
А.Н. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструкция по подготовке управлений, объединений, предприятий и учебных заведений гражданской авиации к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период (утв. МГА СССР 26 октября 1987 г. N 50/и)
Текст инструкции приводится по изданию Министерства гражданской авиации СССР (Москва, 1987 г.)
Настоящая инструкция разработана во исполнение Плана дополнительных мероприятий к Целевой программе повышения безопасности полетов ГА на 1986-1990 гг. от 31.12.86 N 1.63-70 (п. 1.3) с целью обеспечения безопасности полетов на основе дальнейшего совершенствования организации подготовки подразделений и служб управлений, объединений, предприятий и учебных заведений гражданской авиации к работе в сезонные периоды.
Инструкция определяет круг обязательных мероприятий, проводимых при подготовке к полетам в осенне-зимний или весенне-летний период. Требования Инструкции распространяются на авиаспециалистов предприятий и организаций ГА, связанных с организацией и обеспечением полетов.
С введением в действие данной Инструкции утрачивает силу Инструкция по подготовке управлений и предприятий гражданской авиации к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период от 31.01.79 N 1/И
Приказом Минтранса России от 4 декабря 2020 г. N 541 настоящий документ признан утратившим силу с 4 декабря 2020 г.