Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства
сельского хозяйства
Калужской области
от 30 сентября 2019 г. N 348
Ведомственная целевая программа
"Развитие питомниководства плодово-ягодных культур в Калужской области"
Паспорт ведомственной целевой программы "Развитие питомниководства плодово-ягодных культур в Калужской области"
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Министерство сельского хозяйства Калужской области (далее - Министерство) |
||||
Наименование ведомственной целевой программы (далее - ВЦП) |
"Развитие питомниководства плодово-ягодных культур в Калужской области" |
||||
Наименование подразделения, ответственного за реализацию ВЦП |
Отдел осуществления государственных полномочий в области земледелия |
||||
Дата и номер приказа, которым утверждена ВЦП |
от 30.09.2019 N 348 |
||||
Цель ВЦП |
Обеспечение отрасли промышленного плодоводства Калужской области оздоровленным, сертифицированным, высококачественным посадочным материалом |
||||
Задачи ВЦП |
Создание условий для развития материально-технической базы питомниководства плодово-ягодных культур |
||||
Сроки реализации ВЦП |
2020 - 2022 годы |
||||
Целевые индикаторы по годам реализации Программы |
- валовой сбор плодово-ягодной продукции (тонн): 2020 г. - 3700; 2021 г. - 4100; 2022 г. - 4700; - производство оздоровленного, сертифицированного, высококачественного посадочного материала (тыс. шт.): 2020 год - 204; 2021 год - 255; 2022 год - 410; - реализация оздоровленного, сертифицированного, высококачественного посадочного материала (тыс. шт.): 2020 год - 170; 2021 год - 212; 2022 год - 304 |
||||
Объемы финансирования: всего, в том числе по годам реализации ВЦП |
Источник финансирования |
Всего (тыс. руб.) |
В том числе по годам |
||
2020 |
2021 |
2022 |
|||
Областной бюджет* |
50232,0 |
16744,0 |
16744,0 |
16744,0 |
* объемы финансовых средств, направляемых на реализацию ВЦП из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
1. Краткая характеристика базового состояния отрасли промышленного плодоводства, целесообразность и необходимость разработки ВЦП
Ведомственная целевая программа "Развитие питомниководства плодово-ягодных культур в Калужской области" разработана для решения стратегической задачи производства посадочного материала плодово-ягодных культур и увеличения объемов производства плодов и ягод, наполнения потребительского рынка плодово-ягодной продукцией собственного производства. Это является составной частью обеспечения продовольственной безопасности и направлено на достижение приоритетных целей деятельности министерства сельского хозяйства Калужской области.
Садоводство - динамично развивающая отрасль аграрного сектора Калужской области, без продукции которой невозможна организация полноценного питания населения. Основной задачей отрасли является производство плодов, ягод, продукции их переработки и обеспечение ими населения области.
В настоящее время в области промышленным садоводством занимается три сельскохозяйственные организации, в которых активно ведется работа по закладке многолетних плодовых и ягодных насаждений. Площади садов в текущем году выросли почти на 20%, площади ягодников на 60%.
Объемы производства продукции в сельскохозяйственных организациях области в последние годы стабильно растут (в 2019 году к уровню 2018 года ожидается рост производства плодов на 14% и ягод на 9%. Уровень производства соответственно составит 3500 тонн и 35 тонн).
Таблица 1
Информация о развитии садоводства в Калужской области
|
ед. изм. |
2018 г. |
2019 г. (прогноз) |
2019 г. в % к 2018 г. |
Площадь многолетних плодово-ягодных насаждений | ||||
Площадь садов |
га |
1380 |
1650 |
119,6 |
Площадь ягодников |
га |
84 |
134 |
159,5 |
Производство плодов и ягод | ||||
Производство плодов |
тонн |
3073 |
3500 |
114,0 |
Производство ягод |
тонн |
32 |
35 |
109,4 |
Калужская область относится к регионам, не вывозящим плоды за свои пределы, так как существующий уровень производства фруктов не обеспечивает потребности своего населения.
Рациональное здоровое питание человека предусматривает регулярное потребление плодов и ягод в течение всего года. Рекомендуемая норма потребления фруктов и ягод в год должна составлять 100 кг на человека (в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 2016 года N 614 "Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания"), а в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения в годовом рационе человека должно быть 146 - 219 кг фруктов и ягод.
В Калужской области в последние годы годовое потребление фруктов и ягод на душу населения составляет 56 кг, что на 5,6 кг меньше чем в среднем по России, на 7 кг меньше чем в среднем по Центральному федеральному округу и более чем на 40 кг меньше рекомендуемой нормы потребления.
У наших соседей годовое потребление фруктов и ягод на душу населения составляло: в Тульской области - 70 кг, в Орловской - 62 кг, в Смоленской - 56 кг, в Брянской - 49 кг.
В 2018 году в хозяйствах всех категорий Калужской области произведено 23 кг плодов и ягод в расчете на душу населения, в том числе в сельскохозяйственных организациях области только около 3 кг плодов и ягод в расчете на душу населения. Оставшаяся часть потребляемых населением фруктов и ягод восполняется за счет импортной продукции и из других регионов России.
В то же время, внутреннее производство фруктов и ягод в России крайне недостаточно. Например, по оценкам специалистов, с учетом необходимого объема яблок для продажи в свежем виде (более 2 млн. тонн) дефицит внутреннего производства сейчас превышает 1 млн. тонн. Потенциальная емкость рынка к 2020 году оценивается экспертами в 3 млн. тонн. Отечественные садоводы не смогут обеспечить достаточные объемы производства, если российское питомниководство не будет развиваться быстрыми темпами.
Ускоренное развитие отрасли питомниководства необходимо рассматривать как задачу государственного значения в обеспечении продовольственной безопасности страны, решение которой позволит обоснованно и в интересах всего населения удовлетворить спрос на плодово-ягодную продукцию отечественного производства.
В последние годы благодаря государственной поддержке на закладку и уход за многолетними насаждениями отрасль садоводства стала развиваться более активно, в том числе за счет заметного роста производства посадочного материала. Так, в 2019 году производство посадочного материала вырастет к уровню 2018 года на 38%, в том числе: семечковые на 42%, косточковые на 43%, ягодные на 18%.
Таблица 2
Производство посадочного материала
|
Ед. изм. |
2018 г. |
2019 г. (прогноз) |
2019 г. в % к 2018 г. |
Посадочный материал |
тыс. шт. |
298 |
410 |
137,6 |
В том числе: |
|
|
|
|
Семечковые |
тыс. шт. |
240 |
340 |
141,7 |
Косточковые |
тыс. шт. |
7 |
10 |
142,9 |
Ягодные |
тыс. шт. |
51 |
60 |
117,6 |
Вместе с тем отсутствие необходимого количества качественного посадочного материала сдерживает темпы закладки садов интенсивного типа и приводит к закупкам саженцев за пределами области и Российской Федерации.
В отрасли отмечается высокая зависимость промышленного производства фруктов и ягод в России от импортного посадочного материала. На закладку промышленных садов ежегодно требуется около 20 млн. саженцев. По различным оценкам, в России производится порядка 10-12,8 млн. саженцев различных культур, а импорт составляет 20-35%.
Основная страна-экспортер плодовых саженцев в Россию - Италия. На нее приходится более 70% импорта в стоимостном выражении.
С 2013 года "Россельхознадзор" ввёл временные ограничения на посадочный материал, ввозимый из стран ЕС. Сейчас есть только 5 стран, у которых аттестованы 23 питомника - это Польша, Венгрия, Германия, Латвия и Финляндия - ввоз посадочного материала из этих зон разрешен. По остальным странам от импортера необходимо обращение в "Россельхознадзор" о начале поставок подкарантинной продукции из иностранных государств.
Конкурентоспособность продукции питомников Калужской области остается низкой, что связано с отсутствием новых маточных насаждений. Острая необходимость улучшения сортового состава вновь закладываемых насаждений, повышение конкурентоспособности садовой продукции местного производства требует срочной замены старых маточников, расширения испытания новых сортов в условиях области.
В связи с выходом нового ГОСТ 34231-2017 "Материал посадочный плодовых и ягодных культур. Термины и определения", закладка маточных насаждений питомников для производства посадочного материала, используемого в дальнейшем для производственных плантаций должна выполняться посадочным материалом высших категорий: исходные растения, базисные растения или сертифицированные растения.
Это возможно с учетом наличия оснащенной материальной базы. В области имеется первичная основа создания коллекции производственно-значимых генотипов основных плодово-ягодных сортов и подвоев, их тестирование на вирусы и болезни с оздоровлением саженцев в настоящий момент активно ведутся, но для увеличения объемов потенциально возможного производства до 2-3 миллионов саженцев ежегодно необходимо расширение площадей защищенного грунта, модернизация с автоматизацией производства микрорастений в лаборатории.
Увеличение производства посадочного материала позволит выигрывать в конкуренции с импортным посадочным материалом и сдерживать рост цен реализации садовой продукции в области.
Реализация Программы будет в целом способствовать:
- формированию конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции в области;
- обеспечению населения региона собственной продукцией, снижению зависимости от привозной (в том числе импортной) продукции;
- созданию новых рабочих мест в сельской местности и росту занятости населения, развитию сельских территорий.
2. Цель ВЦП
Цель: обеспечение отрасли промышленного плодоводства Калужской области оздоровленным, сертифицированным, высококачественным посадочным материалом.
3. Задача ВЦП
В рамках ВЦП предусматривается решение следующей задачи:
создание условий для развития материально-технической базы питомниководства плодово-ягодных культур.
4. Сроки реализации ВЦП
Реализация ВЦП рассчитана на 2020 - 2022 годы.
5. Целевые индикаторы ВЦП
Целевые индикаторы ВЦП и их значения по годам приведены в таблице 3.
Таблица 3
Целевые индикаторы ВЦП
Целевой индикатор* |
Единица измерения |
2019 г.** |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2022 г. в % к 2019 г. |
1. Валовой сбор плодово-ягодной продукции |
Тонн |
3535 |
3700 |
4100 |
4700 |
132,9 |
2. Производство оздоровленного, сертифицированного, высококачественного посадочного материала |
Тыс. шт. |
144 |
204 |
255 |
410 |
284,7 |
3. Реализация оздоровленного, сертифицированного, высококачественного посадочного материала |
Тыс. шт. |
102 |
170 |
212 |
304 |
298,0 |
*- в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах;
** - прогнозные показатели.
6. Перечень программных мероприятий ВЦП
Перечень программных мероприятий представлен в приложении N 1 к ВЦП.
7. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Объемы финансирования на реализацию ВЦП на период 2020 - 2022 годов за счет средств областного бюджета составляют* - 50232,0 тыс. руб., из них по годам:
2020 год - 16744,0 тыс. руб.,
2021 год - 16744,0 тыс. руб.,
2022 год - 16744,0 тыс. руб.
* - объемы финансовых средств, направляемых на реализацию ВЦП из областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Обоснование потребностей в необходимых финансовых ресурсах приводится в приложении N 2 к ВЦП.
Таблица 4
Общая потребность в финансировании мероприятий ВЦП и его источники, тыс. руб.
N |
Мероприятия |
Источник финансирования |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Всего за 2020 - 2022 гг. |
1 |
Предоставление субсидий юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг |
Областной бюджет |
16744,0 |
16744,0 |
16744,0 |
50232,0 |
|
Итого |
Областной бюджет |
16744,0 |
16744,0 |
16744,0 |
50232,0 |
Предоставление субсидий из областного бюджета на реализацию мероприятий ВЦП будет осуществляться в порядке, установленном Правительством Калужской области.
8. Ожидаемая оценка эффективности расходования бюджетных средств
Реализация ВЦП создаст условия и предпосылки для устойчивого развития питомниководства, и соответственно промышленного производства плодов и ягод в сельскохозяйственных организациях, что позволит поднять уровень потребления фруктов населением области.
Увеличение объемов производства отечественной продукции садоводства окажет положительное влияние на продовольственную безопасность и снизит импорт плодово-ягодной продукции.
За период реализации ВЦП объемы производства оздоровленного, сертифицированного, высококачественного посадочного материала составят: саженцев плодовых культур - 639 тыс. шт., саженцев ягодных кустарников - 230 тыс. шт.
Таблица 5
Производство посадочного материала за 2020 - 2022 годы
|
Ед. изм. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Всего за 2020 - 2022 гг. |
Посадочный материал |
тыс. шт. |
204 |
255 |
410 |
869 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
Семечковые |
тыс. шт. |
164 |
175 |
292 |
631 |
Косточковые |
тыс. шт. |
0 |
|
8 |
8 |
Ягодные |
тыс. шт. |
40 |
80 |
110 |
230 |
Реализация мероприятий ведомственной целевой программы позволит увеличить в 2022 году производство плодов и ягод в сельскохозяйственных организациях до 4700 тонн.
Показателем социальной эффективности реализации ВЦП являются сохранение существующих, создание новых рабочих мест в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, повышение занятости сельского населения области. В результате реализации ВЦП в отрасли плодоводства планируется создать 40 рабочих мест и сохранить не менее 53 рабочих мест.
Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов ВЦП и затрат на ее реализацию по формуле:
,
где Эобщ - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
- ежегодный прирост выручки от реализации продукции отраслей, участвующих в ВЦП, в стоимостном выражении;
Ф - объем финансирования производства продукции по ВЦП.
Из таблицы 6 следует, что затраты на финансирование ВЦП возмещаются через прирост выручки от реализации продукции.
Таблица 6
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по ВЦП
Показатели |
Ед. изм. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Всего за 3 года |
Выручка от реализации продукции питомниководства (ТП) |
Млн. руб. |
24,0 |
53,0 |
76,0 |
153,0 |
Ежегодный прирост выручки от реализации продукции питомниководства |
Млн. руб. |
17,0 |
29,0 |
23,0 |
69,0 |
Финансирование ВЦП - всего (Ф) |
Млн. руб. |
16,744 |
16,744 |
16,744 |
50,232 |
Показатели эффективности (Эобщ.) |
% |
101,5 |
173,2 |
137,4 |
137,4 |
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденной Калугастатом, а также ведомственной отчетности.
9. Методика оценки эффективности ВЦП
Для оценки эффективности реализации ВЦП используется методика типовой оценки эффективности реализации ведомственных целевых программ, утвержденная приказом министерства экономического развития Калужской области от 05.06.2008 N 592-п "Об утверждении типовой оценки эффективности реализации ведомственных целевых программ" (в редакции приказа министерства экономического развития Калужской области от 16.11.2016 N 1177-п).
10. Система управления реализацией ВЦП
Система управления ВЦП направлена на достижение поставленных ВЦП целей и задач и эффективности от проведения каждого мероприятия, а также получение долгосрочных устойчивых результатов.
Предоставление субсидий юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг будет осуществляться в соответствии с порядком предоставления субсидий, утверждаемым Правительством Калужской области на следующие направления:
- на возмещение части фактически произведенных затрат на строительство производственных объектов и их оснащение в питомниках плодовых (ягодных) культур для производства оздоровленного, сертифицированного посадочного материала;
- на возмещение части фактически произведенных затрат на приобретение специализированного оборудования для лабораторий микроклонального размножения питомникам плодовых (ягодных) культур, производящим оздоровленный, сертифицированный посадочный материал;
- на возмещение части фактически произведенных затрат на приобретение специализированной техники и оборудования питомникам плодовых (ягодных) культур, производящим оздоровленный, сертифицированный посадочный материал.
Общее руководство, контроль и мониторинг хода реализации ВЦП осуществляют заместитель министра - начальник управления по развитию растениеводства и земельных отношений министерства сельского хозяйства Калужской области.
Ответственными исполнителями мероприятий ВЦП являются отдел осуществления государственных полномочий в области земледелия, отделы министерства сельского хозяйства Калужской области по направлениям своей деятельности.
Отдел осуществления государственных полномочий в области земледелия осуществляет:
- координацию деятельности по реализации мероприятий ВЦП;
- рассмотрение материалов о ходе реализации ВЦП и по мере необходимости уточнение мероприятий, предусмотренных ВЦП, объемов финансирования, и внесение изменений в ВЦП;
- размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации ВЦП.
Отдел осуществления государственных полномочий в области земледелия и отдел экономики и прогнозирования развития АПК в течение пяти дней после утверждения ВЦП или внесения в нее изменений:
- размещает текст утвержденной ВЦП в сети Интернет на портале органов власти Калужской области;
- представляет в министерство экономического развития Калужской области копию утвержденной ВЦП (внесения изменений в ВЦП) с нормативным правовым актом об утверждении.
Отдел бюджетного финансирования осуществляет:
- подготовку отчета об использовании бюджетных средств в рамках реализации мероприятий ВЦП.
Отдел организационно-контрольной и юридической работы осуществляет:
- организацию юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов по реализации ВЦП;
- взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам опубликования ВЦП и освещения хода реализации ее мероприятий.
Отдел осуществления государственных полномочий в области земледелия несет ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий и за достижение утвержденных значений целевых индикаторов ВЦП, ежегодно не позднее 1 марта представляет в министерство экономического развития Калужской области и министерство финансов Калужской области отчет о выполнении ВЦП с пояснительной запиской, включающей оценку результативности реализации ВЦП, причины и обоснования отклонения фактически достигнутых значений целевых индикаторов ВЦП от запланированных, а также меры по повышению эффективности, выявлению факторов, негативно влияющих на реализацию ВЦП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.