Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I "Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы; стратегические приоритеты в соответствующей сфере социально-экономического развития"
Муниципальное образование "Майкопский район" (далее - Майкопский район) обладает определенным культурным потенциалом, способным оказать особое влияние на формирование социокультурной среды, в том числе на развитие библиотечного и музейного дела, художественного образования, кинопоказа, художественно-творческой деятельности и народно - прикладного творчества.
На сегодняшний день сеть муниципальных учреждений культуры включает в себя следующие муниципальные бюджетные учреждения: муниципальное бюджетное учреждение "Межпоселенческая библиотечная система Майкопского района" (далее - МБУ "МБС") с 29 библиотеками-филиалами; муниципальное бюджетное учреждение "Межпоселенческий Центр народной культуры Майкопского района", структурными подразделениями которого являются 26 сельских Домов культуры и культурно-туристский Центр; муниципальное бюджетное учреждение "Краеведческий музей Майкопского района имени супругов И.В. и Е.И. Жерноклевых" (далее - МБУ "КММР").
Приобщение к единому культурному пространству Майкопского района с целью развития самодеятельного художественного творчества, народно-прикладного искусства, традиционной народной культуры и национальных культур народов, проживающих на территории Майкопского района, обеспечивается муниципальным бюджетным учреждением "Межпоселенческий Центр народной культуры Майкопского района" (далее - МБУ "МЦНК").
С целью развития творческой активности талантливых детей и молодежи, нравственного и эстетического воспитания, совершенствования системы поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей и молодежи, МБУ "МЦНК" ежегодно проводит конкурсы, фестивали, концерты, выставки, творческие состязания, что создает условия для повышения мотивации учащихся в овладении исполнительским мастерством. Зрительный зал МБУ "МЦНК", имеющий функционал и кинозал, имеет 400 посадочных мест. В 2018 году было проведено 890 публичных киносеансов, которые посетило 7981 человек, за первое полугодие 2019 года - 548 киносеансов, количество зрителей - 6362. Низкая активность посещений кинозала объясняется невозможностью демонстрировать кинопремьеры.
В последние годы большой интерес общества обращен к истокам традиционной народной культуры и любительскому искусству как фактору сохранения единого культурного пространства. Сельские Дома культуры удовлетворяют широкий диапазон запросов и нужд населения в сфере культуры, способствуют полноценной реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. Востребованность у населения Майкопского района услуг культурно-досуговых учреждений высока, среднее количество в одном клубном формировании в сельских Домах культуры составляет 15 человек. 17 коллективов художественной самодеятельности имеют звание "Народный".
Ежегодно театральной студией МБУ "МЦНК" осуществляется постановка 2 новых спектаклей, в 2018 году зрительской аудитории было представлено - 4 спектакля, с охватом зрителей - 635 человек, в среднем 1 спектакль - 159 человек. Удельный вес посетителей культурно-массовых мероприятий от численности населения района составляет 10%.
Одним из ведущих направлений деятельности клубного учреждения является укрепление межнациональных отношений, сохранение и развитие культуры, традиций и обрядов разных народов, населяющих Майкопский район. Работа учреждений культуры осуществляется в тесном сотрудничестве с национальными общественными организациями Республики Адыгея.
В сфере народно-прикладного творчества задействовано более 60 человек. Коммерческий (независимый) сектор культурного комплекса в районе отсутствует.
Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации в Майкопском районе осуществляется путем библиотечного обслуживания и развития музейного дела.
Общедоступные библиотеки являются востребованным социальным институтом, услугами которых пользуется около 30% жителей района. Аналогичный показатель для Республики Адыгея составляет 38%. Низкий уровень значения показателя в районе объясняется недостаточным количеством новых книг в сельских библиотеках, слабой пропагандой книжного чтения и развитием информационных технологий, которые заменяют молодежи чтение литературы.
Межпоселенческая библиотечная система оснащена персональными компьютерами в количестве 27 единиц компьютерной техники. 7 библиотек имеют доступ к сети Интернет. Объем электронных библиотечных каталогов к общему объему фондов составляет 2%, аналогичный показатель в республике - 32%. На базе районной библиотеки создан центр правовой информации.
Краеведческий музей Майкопского района имени супругов И.В. и Е.И. Жерноклевых оснащен персональными компьютерами, имеется доступ к сети Интернет. Ежегодно краеведческий музей посещает более 17% от численности населения Майкопского района. Текущий объём музейного фонда краеведческого музея составляет 13775 единиц. Для размещения музея используются приспособленные помещения с недостаточными площадями.
Несмотря на внимание органов всех уровней власти к регулированию сферы услуг учреждений культуры на территории Майкопского района, в обществе отсутствуют представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики, и продолжает существовать ряд факторов, сдерживающих общее культурное развитие Майкопского района:
- требует улучшения материально-техническая оснащенность учреждений культуры. Техническое оснащение требует существенного обновления с учетом современных требований к технике и технологиям;
- низкий уровень обеспеченности жителей библиотечной книгой;
- ухудшение ассортимента и качества предоставляемых культурно-досуговых услуг соседствует с устаревшими применяемыми технологиями и формами работы;
- отсутствие кадрового резерва в сфере культуры. В системе учреждений наблюдаются тенденции "старения" и снижения квалификации кадров, рост несоответствия их профессиональных знаний и умений требованиям сегодняшнего дня.
В период 2020 - 2024 годы приоритеты государственной политики в сфере развития культуры определены в следующих нормативных актах:
1) Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
2) постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма";
3) постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 ноября 2013 г. N 272 "О государственной программе Республики Адыгея "Развитие культуры" на 2020 - 2024 годы;
4) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
5) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
6) Решение Совета народных депутатов N 53-РС от 28.11.2018 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Майкопский район" до 2030 года".
Исходя из приоритетов государственной политики и обозначенных проблем в сфере реализации муниципальной программы, целью программы является развитие сети культурно-досуговых учреждений, с высоким качеством образования в сфере культуры, сохраняющей и приумножающей богатое культурное наследие.
Для достижения цели Программы поставлено четыре задачи, решение которых предусмотрено в четырех подпрограммах, для которых данные задачи являются целями. Количество подпрограмм в муниципальной программе обусловлено охватом всех направлений культурной жизни в Майкопском районе: организация культурного досуга, музейная деятельность, библиотечное обслуживание. Четвертая подпрограмма направлена на обеспечение централизованного технического обеспечения учреждений культуры.
Кроме выполнения муниципальных заданий на выполнение муниципальных услуг по созданию условий для организации культурно-досугового обслуживания населения, обеспечения музейной деятельности, библиотечному обслуживанию населения (осуществление функций и полномочий в сфере культуры, определенных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), реализация
Программы предусматривает: создание условий для развития творческих индустрии, удовлетворяющих потребности в культурно-досуговых услугах; создание условий для притока в сферу культуры квалифицированных и мотивированных кадров; использование современных информационно-коммуникационных технологий для повышения доступности услуг сферы культуры.
Набор целевых показателей муниципальной программы отражает эффективность предоставления муниципальных услуг в сфере культуры и выполнение требований нормативных актов, регулирующих сферу культуры. Сведения о целевых показателях (индикаторах) муниципальной программы приведен в Приложении N 1 муниципальной программы.
В рамках реализации программы существует вероятность возникновения рисков.
Одним из них является риск финансового обеспечения, который связан с финансированием Программы в неполном объеме. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности муниципальной программы и высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения бюджетных источников. Финансирование Программы в неполном объеме влечет за собой снижение ее эффективности и, соответственно, необходимость корректировки целевых показателей (индикаторов) и ожидаемых результатов Программы в сторону снижения. Законодательные риски связаны с существенными изменениями законодательства как на федеральном, так и на региональном уровнях, что может привести к административным или иным ограничениям в ходе реализации Программы. Организационные риски связаны с риском принятия ошибочных управленческих решений, низким качеством межведомственного взаимодействия, недостаточным контролем над реализацией Программы.
Для управления и минимизации указанных рисков в ходе реализации Программы предусматривается: создание эффективной системы управления на основе четкого распределения полномочий и ответственности исполнителей Программы; мониторинг реализации Программы, включающий регулярный анализ исполнения основных мероприятий, достижения значений целевых показателей (индикаторов) Программы и подпрограмм; при необходимости - корректировка целевых показателей (индикаторов) и их значений, корректировка основных мероприятий Программы, перераспределение объемов финансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.