Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I "Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы; стратегические приоритеты в соответствующей сфере социально-экономического развития"
Эффективное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста и достижения других стратегических целей социально-экономического развития муниципального образования "Майкопский район".
Основными результатами реализации бюджетных реформ стали:
- формирование и исполнение районного бюджета по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам;
- организация бюджетного процесса на основе принятия и исполнения расходных обязательств муниципального образования "Майкопский район";
- внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, включая переход от сметного финансирования учреждений к финансовому обеспечению заданий на оказание муниципальных услуг;
- переход к среднесрочному финансовому планированию, утверждению районного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в формате "скользящей трехлетки";
- переход на отраслевые системы оплаты труда работников бюджетных учреждений;
- создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главным распорядителем средств районного бюджета.
Начиная с проекта районного бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, введена практика формирования аналитического распределения бюджетных ассигнований по муниципальным долгосрочным и ведомственным целевым программам. В 2010 - 2012 годах была проведена реформа системы финансового обеспечения оказания муниципальных услуг. В полном объеме обеспечена реализация Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ), который стал основополагающим документом для установления правового статуса муниципальных учреждений в форме казенных, бюджетных или автономных. Цель этой реформы - мотивация учреждений к повышению качества предоставления услуг населению.
В 2018 году утвержден Порядок проведения мониторинга соблюдения сельскими поселениями муниципального образования "Майкопский район" требований бюджетного законодательства и оценки качества управления бюджетным процессом, в соответствии с которым ежегодно, начиная с 2018 года, проводится мониторинг и подводится оценка качества управления общественными финансами Администрациями сельских поселений.
В 2017 году в муниципальном образовании "Майкопский район" разработаны порядок и методика бальной оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств, введен регулярный мониторинг качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств за год.
В 2011 - 2012 годах развитие бюджетной системы муниципального образования продолжилось в рамках Программы по повышению эффективности бюджетных расходов муниципального образования "Майкопский район".
Министерством финансов Республики Адыгея ежеквартально и за год проводится оценка качества управления муниципальными финансами. По показателям, установленным для оценки качества управления муниципальными финансами, муниципальное образование "Майкопский район" в последние годы достигало высших значений.
Результатом проведенной работы стало формирование целостной системы управления муниципальными финансами муниципального образования "Майкопский район".
Вместе с тем, несмотря на достигнутые успехи в совершенствовании и развитии бюджетного процесса за последние годы, дальнейшее его развитие и работа по повышению эффективности управления муниципальными финансами невозможны без принятия действенных мер по решению ряда проблем. В их числе:
- внедрение четкой системы оценки эффективности бюджетных расходов;
- дальнейшее развитие системы программно-целевого метода бюджетного планирования,
- совершенствование муниципального внутреннего финансового контроля, предварительного и последующего контроля;
- переход к долгосрочному бюджетному планированию;
- создание единой информационной системы осуществления бюджетного процесса, интегрированной в деятельность всех участников бюджетного процесса.
Изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования муниципального финансового контроля, внесенные Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и принятие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" требуют дальнейшего развития системы муниципального внутреннего финансового контроля, предварительного и последующего контроля.
Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы в существенной степени зависит от разработки и утверждения долгосрочных параметров районного бюджета, в связи с чем муниципальная программа определяет принципиальные тенденции развития муниципальных финансов муниципального образования "Майкопский район".
К ним относятся:
- сбалансированность районного бюджета;
- наращивание собственных налоговых и неналоговых доходов;
- сохранение объема муниципального долга на экономически безопасном уровне;
- формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
- взвешенный, экономически обоснованный подход при принятии новых расходных обязательств.
Муниципальная программа имеет существенные отличия от большинства других муниципальных программ муниципального образования "Майкопский район". Она является "обеспечивающей", то есть - ориентирована через развитие правового регулирования и методического обеспечения на создание общих для всех участников бюджетного процесса условий и механизмов их реализации.
Следует также учитывать, что качество управления муниципальными финансами, в том числе эффективность расходов районного бюджета, зависит от действий всех участников бюджетного процесса.
Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы определены в следующих стратегических документах:
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике;
основные направления бюджетной и налоговой политики, разрабатываемые в составе материалов к проектам решений о бюджете муниципального образования "Майкопский район" на очередной финансовый год и плановый период.
При реализации Программы возможно возникновение следующих рисков: Внешними рисками для районного бюджета, которые оказывают влияние на сбалансированность и устойчивость бюджета являются:
- изменение экономической ситуации в Российской Федерации, Республике Адыгея. Для минимизации последствий риска будут учитываться рекомендации Министерства финансов Российской Федерации, Республики Адыгея, по результатам экономического мониторинга будет производиться корректировка бюджета;
- изменение бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации. Решения, принимаемые на уровне Российской Федерации и Республики Адыгея, приводящие к увеличению расходов районного бюджета, не обеспеченные доходами. В целях минимизации последствий риска будет осуществляться мониторинг изменений федерального и республиканского законодательства на стадии разработки проектов правовых актов. Для управления рисками при необходимости будет осуществляться внесение изменений в бюджет муниципального образования "Майкопский район".
Внутренними рисками реализации Программы являются:
- риск наращивания расходов районного бюджета, необеспеченных доходами, увеличение объема дефицита районного бюджета. Для минимизации риска необходимо проведение жесткой бюджетной политики в муниципальном образовании "Майкопский район";
- риски принятия ошибочных управленческих решений. Для минимизации рисков выполняется финансово-экономическое обоснование планируемых решений, в том числе в части влияния на объем муниципального долга муниципального образования "Майкопский район" и оценки исполнения и обслуживания принятых долговых обязательств муниципального образования "Майкопский район". Проводится обсуждение значимых решений, в том числе публичное;
- организационные риски. Связаны с ошибками в управлении реализацией Программы, необходимостью координировать действия большого количества соисполнителей Программы, что может привести к невыполнению в установленные сроки отдельных мероприятий. Мерами по управлению данной группой рисков являются мониторинг реализации мероприятий Программы, закрепление персональной ответственности руководителей за достижение непосредственных и конечных результатов, блок показателей по оценке качества финансового контроля в системе показателей мониторинга и оценки качества финансового менеджмента главного распорядителя средств бюджета.
- правовые риски. Существует риск несвоевременного принятия подзаконных актов органами государственной власти Республики Адыгея, муниципальных правовых актов органами местного самоуправления муниципального образования "Майкопский район", необходимых для реализации норм бюджетного законодательства.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) программы приведены в Приложении N 1 муниципальной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.