Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства Кемеровской
области - Кузбасса
от 31 октября 2019 г. N 637
1.1. Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и поддержка жилищно-коммунального хозяйства
Одним из приоритетов жилищной политики Кемеровской области является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.
В настоящее время деятельность коммунального комплекса Кемеровской области характеризуется низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
Причиной возникновения этих проблем является высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость. В результате накопленного износа растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов.
Развитие государственно-частного партнерства - одно из приоритетных направлений модернизации коммунальной инфраструктуры.
Основными задачами модернизации являются:
повышение надежности функционирования объектов, эффективности качества предоставления услуг;
привлечение средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе для развития концессионных механизмов и кредитования указанных проектов.
Модернизация коммунальной инфраструктуры основывается на следующих базовых принципах:
финансирование проектов с привлечением внебюджетных источников;
развитие различных форм государственно-частного партнерства с целью привлечения средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации.
Основная особенность концессии в отличие от других вариантов реализации инвестиционных проектов заключается в том, что у инвестора -концессионера не возникает права собственности на объект концессионного соглашения.
На любом этапе исполнения концессионного соглашения создаваемое имущество является государственной или муниципальной собственностью, а инвестор получает право эксплуатации объекта на определенный срок.
Концессия на сегодняшний день - наиболее прогрессивная форма управления объектами жизнеобеспечения, позволяющая сохранить их в государственной или муниципальной собственности и в то же время модернизировать, провести реконструкцию, снизить потери, повысить энергоэффективность.
С целью обеспечения выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в Кузбассе реализуется региональный проект "Чистая вода" в рамках национального проекта "Экология", направленный на обеспечение качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения жителей Кузбасса.
Состояние питьевой воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения
В Кемеровской области для обеспечения населения питьевой водой в 2018 году эксплуатировалось 813 водопроводов и 725 нецентрализованных источников питьевого водоснабжения общего пользования.
Из общего количества 22 водопровода используют воду поверхностных водоемов, 791 - подземные воды.
Централизованным водоснабжением обеспечивается 98,5% проживающего в области населения, в том числе в городских поселениях - 99,1%, в сельских поселениях - 94,5%. Нецентрализованным водоснабжением обеспечивается 1,5% населения, в том числе в городских поселениях - 0,9%, в сельских поселениях- 5,4%.
В качестве источников централизованного водоснабжения населения Кемеровской области в 2018 году использовались поверхностные, подземные и подрусловые воды.
Доля источников централизованного водоснабжения населения, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям из-за отсутствия зон санитарной охраны, составляет 30,1%.
Доля водопроводов, не соответствующих гигиеническим нормативам из-за отсутствия сооружений очистки водопроводной воды, составляет 11,9% (2017 - 12,0%, 2016 - 12,1%; 2015 - 12,4%).
За период с 2011 по 2018 год доля источников централизованного водоснабжения населения Кемеровской области, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям из-за отсутствия зон санитарной охраны, снизилась на 5,9%.
В 2018 году доля источников централизованного водоснабжения, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям из-за отсутствия зон санитарной охраны, составила 30,1% (2017 - 30,5%; 2016 - 33,1%; 2015 - 35,5%), в том числе из открытых водоемов - 13,6%, подземных вод - 31,1%.
Наибольшее количество водопроводов, для которых не установлены зоны санитарной охраны, расположены на следующих административных территориях области: Гурьевский район - 93,9%, Ленинск-Кузнецкий район - 66,5%, Беловский район - 61,3%, Кемеровский район - 58,3%, Тисульский район - 43,8 %, г. Тайга - 33%, Крапивинский район - 42,8%, Прокопьевский район - 40,4%, Топкинский район - 31,2%, г. Междуреченск - 10%, г. Мыски - 10%, Чебулинский район - 21,4%, Яйский район - 21,3%, Мариинский район - 17,3%, Новокузнецкий район - 16,5%, Ижморский район - 16,0%, Тяжинский район - 8,5%.
В 2018 году доля проб воды источников централизованного водоснабжения населения Кемеровской области, не соответствующих санитарным требованиям по санитарно-химическим показателям, составила 31,3 % (2017 - 35,8%; 2016 - 34,5%), в том числе из поверхностных водоемов - 28,7 % (2017 - 52,1%; 2016 - 36,6%), подземных вод - 32,9%.
Доля проб воды источников централизованного водоснабжения, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в 2018 году составила 29,3% (2017 - 30,0%; 2016 - 14,8%), в том числе из поверхностных водоемов - 50,1% , подземных вод - 4,0%.
В 2018 году доля проб воды в источниках централизованного водоснабжения, не соответствующих санитарным требованиям по микробиологическим показателям, превышала среднеобластной показатель (29,3%) в 4 административных территориях Кемеровской области: гг. Кемерово, Новокузнецк, Осинники, Юрга. По санитарно-химическим показателям 31,3% - в 14 административных территориях Кемеровской области: гг. Тайга, Осинники, Новокузнецк, Юрга, районы: Беловский, Кемеровский, Ленинск-Кузнецкий, Новокузнецкий, Прокопьевский, Тисульский, Топкинский, Чебулинский, Юргинский, Яшкинский.
Доля проб воды из поверхностных источников централизованного водоснабжения, не соответствующих санитарным требованиям по санитарно-химическим показателям, превышала среднеобластной показатель 28,7% в 6 административных территориях Кемеровской области: гг. Тайга, Осинники, Юрга, Прокопьевск, Новокузнецк, Березовский; по микробиологическим показателям 50,1% - в 2 административных территориях: гг. Новокузнецк, Юрга.
Доля проб воды из подземных источников централизованного водоснабжения, не соответствующих санитарным требованиям по микробиологическим показателям, превышала среднеобластной показатель 4,0% в 9 административных территориях: гг. Белово, Кемерово, Мыски, Новокузнецк, районы: Беловский, Мариинский, Прокопьевский, Тисульский, Тяжинский; по санитарно-химическим показателям 32,9% - в 9 административных территориях: Ленинск-Кузнецкий, Новокузнецкий, Прокопьевский, Тисульский, Топкинский, Юргинский, Яйский, Яшкинский, Чебулинский районы.
Природное состояние подземных вод Кемеровской области характеризуется повышенным содержанием железа, марганца, жесткостью, характерными для всей Западной Сибири.
В целях обеспечения населения доброкачественной питьевой водой на водопроводных сооружениях применяются соответствующие технологии по очистке и обеззараживанию воды источников централизованного водоснабжения населения. В Кемеровской области в технологии очистки воды на водопроводных сооружениях из открытых водоемов в гг. Новокузнецке, Междуреченске, Осинники, Прокопьевске, Киселевске, Кемерово, Юрге, Анжеро-Судженске, Таштаголе, Березовском используются классические схемы очистки и обеззараживания водопроводной воды (осветление воды с использованием отстойников и скорых фильтров, применение коагулянтов и флокулянтов, обеззараживание воды гипохлоритом натрия).
Подземные воды перед подачей в распределительную сеть поселений подвергаются соответствующей очистке (обезжелезивание, демангация, умягчение, аэрация, осветление) и обеззараживанию.
Ряд водопроводных сооружений Кемеровской области не имеет необходимого комплекса сооружений по очистке воды источников централизованного водоснабжения населения до питьевого качества.
В 2018 году доля водопроводов, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям из-за отсутствия необходимого комплекса сооружений очистки воды водных объектов, источников централизованного водоснабжения населения до питьевого качества, составляет 11,9% (2017 - 12,1%; 2016 - 12,2%). Наибольшее число водопроводов, на которых отсутствует необходимый комплекс сооружений очистки водопроводной воды, расположены на следующих административных территориях: Крапивинский район - 63,3%, Кемеровский район - 47,9%, г. Ленинск-Кузнецкий - 32,3%, Промышленновский район - 32,0%, г. Таштагол и г. Новокузнецк - по 20,0%, Ленинск-Кузнецкий район - 19,6%, Топкинский район - 18,7%, Новокузнецкий район - 2,3%, Мариинский район - 1,9%.
В динамике за период с 1996 года качество водопроводной воды из распределительной сети Кемеровской области имеет существенную тенденцию к улучшению по микробиологическим показателям.
В 2018 году доля проб воды из распределительной сети централизованного водоснабжения, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составляет 8,7% (2017 - 9,4%; 2016 - 9,4%; 2015 - 11,7%).
По микробиологическим показателям доля проб воды из распределительной сети централизованного водоснабжения, не соответствующих гигиеническим нормативам, составляет 1,7% (2017 - 1,8%; 2016 - 2,1%; 2015 - 2,0%).
В динамике за последние 5 лет качество водопроводной воды из распределительной сети Кемеровской области имеет существенную тенденцию к улучшению по санитарно-химическим показателям и микробиологическим показателям.
Пробы воды из распределительной сети, не соответствующие гигиеническим нормативам по паразитологическим показателям, за последние 9 лет не обнаружены.
В 2018 году доля проб воды из распределительной сети централизованного водоснабжения Кемеровской области, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям по санитарно-химическим показателям, превышала среднеобластной показатель 8,7% в 16 территориях Кемеровской области, в том числе: в гг. Мыски, Тайге, Таштаголе, в районах: Беловском, Ижморском, Кемеровском, Ленинск-Кузнецком, Прокопьевском, Промышленновском, Тисульском, Топкинском, Тяжинском, Чебулинском, Юргинском, Яйском, Яшкинском.
Доля проб воды из распределительной сети централизованного водоснабжения, не соответствующих санитарным требованиям по микробиологическим показателям, превышала среднеобластной показатель 1,7% в 15 территориях Кемеровской области, в том числе: в гг. Гурьевске, Мыски, Тайге, Таштаголе, в районах: Кемеровском, Ленинск-Кузнецком, Мариинском, Новокузнецком, Прокопьевском, Тисульском, Топкинском, Тяжинском, Чебулинском, Юргинском, Яшкинском.
В 2018 году доля населения Кемеровской области, обеспеченного доброкачественной питьевой водой, составила 85% и остается на уровне 2017 года. За последние 3 года данный показатель вырос на 4,5% (2017 - 85%; 2016 - 83,7%; 2015 - 80,5%).
В течение последних 8 лет отмечается положительная тенденция увеличения доли населения Кемеровской области, обеспеченного доброкачественной питьевой водой.
Анализ результатов оценки состояния централизованных систем водоснабжения (инвентаризации)
В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению субъектами Российской Федерации, участвующими в федеральном проекте "Чистая вода", оценки состояния объектов систем водоснабжения, в том числе на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.01.2019 N 68/пр, проведена оценка состояния объектов систем водоснабжения, в том числе на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения.
Доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, по итогам инвентаризации составляет 91,11% населения, проживающего на территории Кемеровской области.
Доля городского населения Кемеровской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, по итогам инвентаризации составляет 94,49 % населения, проживающего на территории Кемеровской области.
Физический износ сетей водоснабжения Кемеровской области составляет 52,01 %, объектов водозабора - 60,45 %, объектов водоподготовки - 49,19 %, водонасосных объектов - 35,09 %.
По результатам инвентаризации объектов питьевого водоснабжения выявлены муниципальные образования, качество питьевого водоснабжения в которых не соответствует установленным требованиям, в том числе вследствие значительного морального и физического износа объектов водоснабжения (наиболее значительный износ отмечен на объектах водозабора), обеззараживающих установок, способных очистить воду до нормативных значений.
Низкий показатель доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения в Крапивинском, Тисульском, Ленинск-Кузнецком, Яшкинском, Таштагольском, Яйском и Мариинском муниципальных районах.
По результатам проведенной инвентаризации основными проблемами по обеспечению населения Кемеровской области качественной питьевой водой являются:
отсутствие обеспеченности качественной питьевой водой населения сельских территорий;
неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводных сетей;
отсутствие очистных сооружений или несоответствие технологии очистки воды качеству воды водоисточника;
отсутствие зон санитарной охраны водоисточников;
отсутствие регистрации права собственности на объекты водоснабжения.
Наибольшее количество населения, получающего питьевую воду, не соответствующую показателям качества и безвредности, проживающего в зоне риска, и потребность в капитальных вложениях в водоподготовку - на территории следующих муниципальных образований Кемеровской области: Крапивинский (17,8 тыс. человек), Мариинский (15,1 тыс. человек), Таштагольский (12,6 тыс. человек), Ленинск-Кузнецкий (10,0 тыс. человек), Топкинский (6,9 тыс. человек) муниципальные районы, Осинниковский городской округ (3,5 тыс. человек).
В рамках реализации Государственной программы на территории Кемеровской области уже осуществляются мероприятия по строительству, модернизации (реконструкции), капитальному ремонту объектов водоснабжения с целью улучшения качества водоснабжения.
Крапивинский муниципальный район: с 2018 года для приведения качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", обеспечения населения необходимым количеством воды, модернизации устаревшего и изношенного оборудования реализуется проект по строительству водоводов до пгт Крапивинский с установкой 3 РВЧ на площадке насосной станции, установкой нового насосного оборудования, установкой станции повышения давления, прокладкой кольцевого водопровода по пгт Крапивинский, реконструкцией насосных станций в соответствии с проектно-сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу. Реализация мероприятий осуществляется за счет средств консолидированного бюджета Кемеровской области в размере 552,53 млн. рублей. Завершение работ планируется в 2021 году.
Мариинский муниципальный район: на территории района выполнены работы по строительству артезианской глубоководной скважины с установкой насосного оборудования с частотным регулированием в с. Суслово за счет средств консолидированного бюджета Кемеровской области в размере 6,51 млн. рублей.
Таштагольский муниципальный район: в 2018-2019 годах выполнены работы по реконструкции водонасосной станции на р. Тельбес пгт Мундыбаш за счет средств консолидированного бюджета Кемеровской области в размере 50,9 млн. рублей.
Тисульский муниципальный район: осуществляется реконструкция наружного магистрального водопровода протяженностью 1,1 км в пгт Тисуль, ул. Розы Люксембург, ул. Пролетарская (2-й этап).
Прокопьевский городской округ: выполняются работы по строительству водопровода от автодороги в районе ш. им. Дзержинского до ул. Кустарная, д. 22а, объем финансирования 64,3 млн. рублей.
Тайгинский городской округ: реконструкция здания насосной станции первого подъема водозабора на р. Яя с размещением станции очистки питьевой воды в г. Тайге, объем финансирования 129,9 млн. рублей. Модернизация системы водоснабжения г. Тайги, объем финансирования 167,02 млн. рублей в рамках заключенного концессионного соглашения.
Ленинск-Кузнецкий городской округ: выполняются работы по строительству водопроводной сети от гидроузла N 2 до водопроводной камеры на территории сельского рынка за счет средств консолидированного бюджета Кемеровской области в размере 90,0 млн. рублей.
Новокузнецкий городской округ: осуществлено строительство сетей водоснабжения Куйбышевского района по улицам: Технической, Арбатской, Даурской, Спасской, Гончарова, за счет средств консолидированного бюджета Кемеровской области в размере 65,0 млн. рублей.
Осинниковский городской округ: в 2020 году запланирована к реализации реконструкция водозаборного колодца с установкой погружного насоса на водозаборе N 1 за счет средств консолидированного бюджета Кемеровской области в размере 6,9 млн. рублей.
Юргинский городской округ: в 2020 году запланировано к реализации строительство сетей водоснабжения Искитимской части г. Юрги, протяженностью 9,0 км за счет средств консолидированного бюджета Кемеровской области в размере 37,5 млн. рублей. Строительство 3-й очереди центрального водопровода пристанционной части г. Юрги, объем финансирования 16,4 млн. рублей.
Березовский городской округ: в 2020-2021 годах запланировано строительство внутриквартальных водопроводных сетей в районе ул. Энтузиастов, г. Березовский, за счет средств консолидированного бюджета Кемеровской области в размере 14,7 млн. рублей.
Яйский муниципальный район: в 2021 году запланировано выполнение работ по реконструкции водозабора пгт Яя, объем финансирования 28,0 млн. рублей.
Увеличение доли населения Кемеровской области, обеспеченного качественной питьевой водой в результате реализации данных мероприятий, будет оценено по итогам инвентаризации объектов водоснабжения в следующих отчетных периодах.
За счет субсидий на мероприятия по повышению качества водоснабжения в 2019-2024 годах в рамках регионального проекта "Чистая вода" планируется увеличить долю населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в Беловском городском округе.
Расчет бюджетной эффективности вложения бюджетных средств
Показатель бюджетной эффективности использования средств федерального бюджета определяется как рейтинговый отбор объектов по формуле:
С = А / В, где:
А - объем инвестиций из федерального бюджета на реализацию объекта;
В - плановый показатель увеличения доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, приведенный к общей численности населения Кемеровской области.
Результаты рейтингового отбора эффективности вложения бюджетных средств по каждому объекту, включенному в региональный проект "Чистая вода" приведены в таблице.
Позиция в рейтинге |
Наименование объекта |
Объем инвестиций из федерального бюджета, тыс. рублей |
Плановый показатель увеличения доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, приведенный к общей численности населения Кемеровской области, процентов |
Значение показателя бюджетной эффективности использования бюджетных средств, тыс. рублей/ процентов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Строительство водовода от гидроузла N 7 до 3-го микрорайона и реконструкция гидроузла N 7, Беловский городской округ |
107 368,6 |
0,3 |
357 895,3 |
2 |
Реконструкция водозаборных скважин с установкой водоочистных станций, п. Новостройка, Кемеровский муниципальный округ |
41 075,3 |
0,1 |
410 753,0 |
3 |
Строительство насосно-фильтровальной станции в пгт Каз, Таштагольский муниципальный район |
156 888,6 |
0,2 |
784 443,0 |
4 |
Строительство насосно-фильтровальных станций с. Борисово, п. Зеленовский, с. Березовка, с. Каменка, д. Шевели, с. Барачаты, с. Банново, с. Тараданово, п. Красные Ключи, Крапивинский муниципальный округ |
69 875,7 |
0,1 |
698 757,0 |
Обоснование выбора программных объектов и мероприятий
Мероприятия по повышению качества водоснабжения с 2019 по 2024 год реализуются путем предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения, которые находятся и (или) будут находиться в муниципальной собственности (далее - субсидии), в соответствии с региональным проектом "Чистая вода".
В региональный проект "Чистая вода" включены мероприятия, обеспечивающие высокую эффективность расходования субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Кемеровской области на софинансирование мероприятий по строительству объектов питьевого водоснабжения в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Порядок отбора объектов питьевого водоснабжения и предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений осуществляется в соответствии с Порядком проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.08.2011 N 367 "Об оценке эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения", и Положением о субсидиях бюджетам муниципальных районов (городских округов) из областного бюджета, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.08.2007 N 234 "Об утверждении Положения о субсидиях бюджетам муниципальных районов (городских округов) из областного бюджета".
Объекты, на реализацию которых предоставляется субсидия, должны быть реализованы с применением перспективных технологий водоподготовки, включенных в справочник перспективных технологий водоподготовки и очистки воды с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса, и с учетом оценки риска угрозы здоровью населения.
Порядок перехода к использованию перспективных технологий водоподготовки на объектах
Переход к использованию перспективных технологий водоподготовки на объектах водоподготовки осуществляется органами местного самоуправления, планирующими принять участие в реализации регионального проекта "Чистая вода", с учетом следующего:
1. До проектирования определяются:
планируемые к использованию водоисточники;
показатели воды из источников питьевого водоснабжения;
необходимая производительность станции водоподготовки;
методы водоочистки по целевому назначению на основании справочника перспективных технологий водоподготовки и очистки воды с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса, и с учетом оценки риска угрозы здоровью населения.
2. На основании полученных данных готовится техническое задание на проектирование.
3. В ходе проектирования ведется мониторинг применения перспективных технологий водоподготовки, установленных техническим заданием на проектирование, подготовленным с учетом справочника перспективных технологий водоподготовки и очистки воды с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса, и с учетом оценки риска угрозы здоровью населения.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 31 октября 2019 г. N 637 "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.