Решение Верховного суда Республики Тыва от 24 мая 2019 г. N 3а-11/2018
Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В.,
при секретаре Кара-оол О.К.,
с участием представителей административного истца - прокурора Республики Тыва Чадамба Д.О., Монгуш П.А., представителя административного ответчика - Правительства Республики Тыва Калзан А.А., представителя заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва Демир-оол С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Тыва к Правительству Республики Тыва о признании недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 05 июня 2017 года N 253 "Об утверждении Порядка предоставления государственной поддержки на реализацию проекта "Кыштаг для молодой семьи" (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 27 декабря 2017 года N 582) в части пункта 9 Порядка предоставления государственной поддержки на реализацию проекта "Кыштаг для молодой семьи", установил:
прокурор Республики Тыва (с учетом уточнений требований) обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Республики Тыва о признании недействующим пункта 9 Порядка предоставления государственной поддержки на реализацию проекта "Кыштаг для молодой семьи", утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 05.06.2017 года N 253, в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 27.12.2017 года N 582. В обоснование иска указал на то, что пункт 9 Порядка предоставления государственной поддержки на реализацию проекта "Кыштаг для молодой семьи" устанавливает, что максимальный размер субсидии составляет 900 тыс.рублей или не более 90% от стоимости проекта, что противоречит положениям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Такая формулировка не предусматривает конкретный размер субсидии и не позволяет рассчитать размер полагающейся к выплате субсидии каждому получателю с учетом стоимости допустимых видов расходов, на которые получатель изъявил желание израсходовать субсидию. Установление максимального размера субсидии, не превышающего 900 тыс. руб., неприменим в отсутствие формулы от какой суммы расходов необходимо произвести расчет для получения точного размера субсидий, который не будет превышать этот предел. Кроме того, указание формулировки "не более 90%" в процессе правоприменения позволяет произвольно определять диапазон процентов от суммы субсидии, которая также является неизвестной. Анализ пункта 9 вышеуказанного Порядка в новой редакции постановления Правительства Республики Тыва от 27 декабря 2017 года N 582 показал, что во всех приведенных формулах расчет суммы, подлежащей перечислению получателю субсидии, равен 90% от суммы затрат. Однако в первом абзаце пункта 9 Порядка имеется формулировка о том, что максимальный размер субсидии - 900 тыс. руб. или не более 90%, что имеет неоднозначное толкование ввиду существенной разницы между значениями словосочетания "не более 90%" (то есть от 0,1 до 90 включительно ) и значений самих формул, где сумма субсидии равна 90% от затрат (то есть только 90%). Неопределенность размера субсидии ведет к широте усмотрения правоприменителя, что является коррупциогенным фактором. Оспариваемый акт вызывает неоднозначное толкование, не отвечает критериям определенности, ясности и недвусмысленности.
В своем возражении на административное исковое заявление Правительство Республики Тыва с указанными в административном исковом заявлении доводами прокурора не согласилось, указав, что оспариваемое положение постановления Правительства Республики Тыва от 05 июня 2017 года N 253 "Об утверждении Порядка предоставления государственной поддержки на реализацию проекта "Кыштаг для молодой семьи" не создает угрозы нарушения прав граждан, юридических лиц, так как расчет размера субсидии, подлежащей предоставлению, в каждом случае производится согласно формуле, которая не допускает иного толкования и расчета размера субсидии, чем установлено положениями пункта 9 Порядка предоставления государственной поддержки на реализацию проекта "Кыштаг для молодой семьи". Абзацем первым пункта 9 Порядка устанавливается максимальный размер субсидии - 900 тыс.рублей или не более 90% от стоимости проекта. При установлении по каждому направлению субсидирования конкретного размера субсидии, который не превышает 90% от понесенных затрат, положения пункта 9 Порядка, устанавливающие норму, согласно которой возмещению подлежит не более 90% от стоимости проекта, не содержат никакой неопределенности. Формулировка "не более 90%" в совокупности с установленными формулами расчета субсидии по каждому направлению субсидирования не позволяет произвольно определять диапазон процентов от суммы субсидии. Оспариваемое положение постановления Правительства Республики Тыва от 05 июня 2017 года N 253 "Об утверждении Порядка предоставления государственной поддержки на реализацию проекта "Кыштаг для молодой семьи" не содержит противоречий федеральному законодательству и факторов, имеющих коррупциогенный характер.
В судебном заседании представители административного истца Чадамба Д.О., Монгуш П.А. административный иск поддержали по основаниям, приведенным в иске.
Представитель административного ответчика - Правительства Республики Тыва по доверенности Калзан А.А. просила в удовлетворении иска отказать по доводам, указанным в возражении на иск, пояснив, что оспариваемое положение постановления Правительства Республики Тыва не противоречит федеральному законодательству, поскольку не содержит никакой неопределенности, так как им установлено, что размер вышеуказанной субсидии устанавливается в размере не более 90% от стоимости проекта, но при этом размер субсидии не может превышать 900 тыс. рублей.
Представитель заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва по доверенности Демир-оол С.Н. просила отказать в удовлетворении требований прокурора.
Представитель заинтересованного лица - Министерства финансов Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1). С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан (часть 3).
Частью 7 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Республики Тыва от 05 июня 2017 года N 253 (в редакции от 27.12.2017 г. N 582) утвержден Порядок предоставления государственной поддержки на реализацию проекта "Кыштаг для молодой семьи".
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2001 года N 1277 (в ред. от 17.02.2015 г.) "О порядке опубликования и вступления в силу конституционных законов Республики Тыва, законов Республики Тыва, иных нормативных правовых актов Республики Тыва" официальным опубликованием нормативного правового акта органа исполнительной власти Республики Тыва считается первая публикация его полного текста в газетах "Тувинская правда", "Шын" или в приложениях к газетам "Тувинская правда" "Нормативные акты Республики Тыва", "Шын", "Тыва Республиканын хоойлу-дурумнери", либо первое размещение (опубликование) на официальном сайте органа исполнительной власти Республики Тыва.
Первоначальный текст оспариваемого постановления Правительства Республики Тыва опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.06.2017 года, официальном портале Республики Тыва http://gov.tuva.ru, 06.06.2017 года, в периодическом издании "Шын", N 68-69, 15.06.2017 года, в периодическом издании "Тувинская правда", N 69, 04.07.2017 года.
Изменения, внесенные постановлением Правительства Республики Тыва от 27 декабря 2017 года N 582 "О внесении изменений в пункт 9 Порядка предоставления государственной поддержки на реализацию проекта "Кыштаг для молодой семьи", также опубликованы 29.12.2017 года на официальном портале Республики Тыва http://gov.tuva.ru, в периодическом издании "Тувинская правда", N 38, 10.04.2018 года.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В части 2 статьи 7 Закона Республики Тыва от 30.12.2016 года N 245-ЗРТ (ред. от 19.12.2017 года) "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" указано, что категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в республиканский бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий, положения об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии их получателем утверждаются Правительством Республики Тыва.
В соответствии со статьями 1, 15 Конституционного закона Республики Тыва от 31.12.2003 N 95 ВХ-1 (ред. от 07.07.2017) "О Правительстве Республики Тыва", Правительство Республики Тыва осуществляет исполнительную власть в Республике Тыва и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Тыва.
Правительство Республики Тыва в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Тыва, настоящим Конституционным законом, законами Республики Тыва, указами Главы - Председателя Правительства Республики Тыва издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Республики Тыва. Постановления и распоряжения Правительства Республики Тыва обязательны к исполнению в Республике Тыва. Постановления и распоряжения Правительства Республики Тыва подписываются Главой - Председателем Правительства Республики Тыва либо по его поручению первым заместителем Председателя Правительства Республики Тыва, одним из заместителей Председателя Правительства Республики Тыва согласно распределению должностных обязанностей между ними.
Постановление Правительства Республики Тыва от 05 июня 2017 года N 253 "Об утверждении Порядка предоставления государственной поддержки на реализацию проекта "Кыштаг для молодой семьи"" и постановление Правительства Республики Тыва от 27 декабря 2017 года N 582 "О внесении изменений в пункт 9 Порядка предоставления государственной поддержки на реализацию проекта "Кыштаг для молодой семьи" подписаны заместителем Председателя Правительства Республики Тыва Б. Монгуш.
В соответствии с распоряжением Главы Республики Тыва "О распределении обязанностей между первым заместителем и заместителями Председателя Правительства Республики Тыва" заместитель Председателя Правительства Республики Тыва Монгуш Б.Н. в случаях временного отсутствия Главы Республики Тыва исполняет его обязанности на основании распоряжения Главы; ведет вопросы проведения единой государственной политики в сферах регулирования и развития сельского хозяйства, агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения, поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Из анализа вышеуказанных норм законодательства и текста оспариваемого акта следует, что оспариваемое постановление Правительства Республики Тыва принято Правительством Республики Тыва в пределах своих полномочий, является нормативным правовым актом, так как оно издано в установленном порядке органом государственной власти, опубликовано в официальном издании, содержит правовые нормы обязательные для неопределенного круга лиц, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.
Пункт 9 Порядка предоставления государственной поддержки на реализацию проекта "Кыштаг для молодой семьи", утвержденный постановлением Правительства Республики Тыва от 05 июня 2017 года N 253 (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 27 декабря 2017 года N 582) устанавливает, что "максимальный размер субсидии - 900 тыс. рублей или не более 90 процентов от стоимости проекта.
Субсидии на возмещение части затрат на строительство животноводческих стоянок (помещений для содержания скота, жилых домов и хозяйственных построек) предоставляются в размере 90 процентов от фактических затрат заявителя.
Формула расчета субсидии:
, где
S - сумма субсидии;
A - фактические затраты заявителя.
Субсидии на возмещение части затрат на оформление земельного участка предоставляются в размере 90 процентов от фактических затрат заявителя.
Формула расчета субсидии:
, где
S - сумма субсидии;
A - фактические затраты заявителя.
Субсидии на возмещение части затрат на приобретение льготной древесины предоставляются в размере 90 процентов от фактических затрат заявителя.
Формула расчета субсидии:
, где
S - сумма субсидии;
A - фактические затраты заявителя.
Субсидии на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственных животных предоставляются в размере 90 процентов от фактических затрат заявителя.
Формула расчета субсидии:
, где
S - сумма субсидии;
A - фактические затраты заявителя.
Субсидии на возмещение части затрат на обеспечение животноводческих стоянок водоснабжением и альтернативными источниками электроснабжения предоставляются в размере 90 процентов от фактических затрат заявителя.
Формула расчета субсидии:
, где
S - сумма субсидии;
A - фактические затраты заявителя.
Субсидии на возмещение процентных ставок за полученный целевой кредит на приобретение сельскохозяйственных (племенных) животных в российских кредитных организациях при заключении кредитного договора предоставляются по следующей формуле:
S = О x Ст / 365(366) x Д, где
S - размер субсидии;
О - остаток ссудной задолженности, из которой исчисляется размер субсидии (рублей);
Ст - ставка рефинансирования Банка России на дату заключения (предоставления) кредита в процентах годовых (рублей);
365 (366) - количество дней в году;
Д - количество дней пользования кредитом (займом) в расчетном периоде.
Субсидии на возмещение части затрат на расходы, связанные с ведением производственной деятельности фермерского хозяйства, а именно: на приобретение и транспортировку кормов, на транспортные расходы по доставке сельскохозяйственных животных, на оказание услуг по искусственному осеменению животных.
Формула расчета субсидии:
, где
S - сумма субсидии;
A - фактические затраты заявителя".
Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 года N 887.
В подпункте "г" пункта 4 Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается следующая информация: г) размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения.
В соответствии с экспертным заключением по результатам проведения правовой экспертизы на постановление Правительства Республики Тыва от 05.06.2017 г. N 253 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Тыва от 27 декабря 2017 г. N 582), проведенной Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Тыва от 09.02.2018 г. N 88, формула расчета субсидии не предусматривает конкретный размер субсидии и не позволяет рассчитать размер полагающейся к выплате субсидии каждому получателю с учетом стоимости допустимых видов расходов, на которые получатель изъявил желание израсходовать субсидию (все виды расходов, несколько или всего один). Установление максимального размера субсидии, не превышающего 900 тыс. рублей, неприменимо в отсутствие конкретной формулы от какой суммы расходов необходимо произвести расчет для получения точного размера субсидий, который не будет превышать этот предел. Кроме этого, указание формулировки "не более 90 процентов" в процессе правоприменения позволяет произвольно определять диапазон процентов от суммы субсидии, которая также является неизвестной.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что оспариваемое прокурором положение нормативного правового акта не содержит никакой неопределенности, так как им установлено, что размер вышеуказанной субсидии устанавливается в размере не более 90% от стоимости проекта, но при этом размер субсидии не может превышать 900 тыс. рублей.
Из анализа приведенного в абзаце первом пункта 9 Порядка предоставления государственной поддержки на реализацию проекта "Кыштаг для молодой семьи" положения и его буквального толкования следует, что максимальный размер субсидии может составлять либо 900 тыс. рублей либо не более 90% от стоимости проекта.
Таким образом, из оспариваемой прокурором нормы следует, что она не определяет конкретный размер субсидии, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что такое положение правового акта по своему содержанию носит неопределенный характер, не отвечает общеправовым критериям ясности и вызывает неоднозначное толкование, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, то есть не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что оспариваемый акт признается недействующим полностью или в части, если он вызывает неоднозначное толкование.
Поскольку постановление Правительства Республики Тыва от 05 июня 2017 года N 253 "Об утверждении Порядка предоставления государственной поддержки на реализацию проекта "Кыштаг для молодой семьи" (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 27 декабря 2017 года N 582) в части пункта 9 Порядка предоставления государственной поддержки на реализацию проекта "Кыштаг для молодой семьи" не соответствует вышеприведенному федеральному законодательству, то требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Судом установлено, что в текущем году осуществляется прием заявок на получение вышеуказанной субсидии в соответствии с пунктом 20 Порядка предоставления государственной поддержки на реализацию проекта "Кыштаг для молодой семьи", утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 05 июня 2017 года N 253 (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 27 декабря 2017 года N 582), согласно которому заявитель до 1 июля текущего года подает в структурное подразделение Минсельхозпрода РТ, уполномоченное на прием, рассмотрение документов и принятие решения о предоставлении субсидий, заявку на получение субсидии в произвольной форме, в двух экземплярах с приложением копий документов по приведенному перечню.
Следовательно, поскольку оспариваемое постановление Правительства Республики Тыва применялось, суд считает необходимым признать его недействующим в части пункта 9 Порядка предоставления государственной поддержки на реализацию проекта "Кыштаг для молодой семьи" со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в газете "Тувинская правда", а также размещению на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru), "Официальном портале Республики Тыва (http://gov.tuva.ru).
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление прокурора Республики Тыва удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Республики Тыва от 05 июня 2017 года N 253 "Об утверждении Порядка предоставления государственной поддержки на реализацию проекта "Кыштаг для молодой семьи" (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 27 декабря 2017 года N 582) в части пункта 9 Порядка предоставления государственной поддержки на реализацию проекта "Кыштаг для молодой семьи".
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в газете "Тувинская правда", а также размещению на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru), "Официальном портале Республики Тыва (http://gov.tuva.ru).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 29 мая 2018 года.
Судья |
Т.В. Кунгаа |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Тыва от 24 мая 2019 г. N 3а-11/2018
Текст решения опубликован не был