Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к указу Губернатора области
от 05.11.2019 N 498-ук
6. Мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий на территории Оренбургской области
В настоящем разделе изложены предложения по мероприятиям по организации рационального использования охотничьих угодий на территории Оренбургской области, включая предложения по развитию охотничьего хозяйства на территории Оренбургской области, а также по нормам пропускной способности охотничьих угодий Оренбургской области.
6.1. Основные направления и мероприятия по развитию охотничьего хозяйства на территории Оренбургской области
Охотничье хозяйство как отрасль - это сфера материального производства, в процессе которого осуществляются воспроизводство и устойчивое пользование охотничьими животными для обеспечения потребности населения в охоте, иных связанных с ней услуг, продукции охотничьего хозяйства и иной сопутствующей продукции, на основе сохранения и улучшения охотничьих угодий и учета интересов иных отраслей (сельского и лесного хозяйства) (Мельников В.К., Мельников В.В., 2008).
Государственная политика по развитию охотничьего хозяйства нацелена на повышение эффективности использования охотничьих ресурсов, их воспроизводства и выявления новых (в том числе инновационных) направлений и технологий добычи, в том числе с использованием гуманных методов охоты.
С этих позиций сохранения и рационального использования охотничьих ресурсов первоочередными задачами государственной политики в области развития охотничьего хозяйства являются:
периодическое уточнение и прогноз приоритетов использования охотничьих ресурсов;
предоставление доступа к охоте максимальному количеству охотников, сохранение биоразнообразия, получение максимально возможного дохода от ведения закрепленного охотничьего хозяйства;
увеличение поголовья отдельных видов животных с учетом территориальных особенностей;
стимулирование инициативы и предпринимательства отечественных разработчиков и производителей охотничьего инвентаря, включая малые и средние предприятия;
развитие системы подготовки и переподготовки кадров в сфере охотничьего хозяйства;
внедрение международных стандартов на гуманный отлов диких животных и сертификация методов отлова.
К основным функциям охотничьего хозяйства относятся: повышение ценности охотничьих ресурсов в результате организации их неистощительного использования; повышение продуктивности популяций видов охотничьих животных за счет использования экологического резерва, регулирования половой и возрастной структуры, поддержания численности; охрана охотничьих ресурсов и среды их обитания, в том числе от браконьеров, нарушителей, хищников, защита от стихийных бедствий; восстановление численности охотничьих ресурсов при их нерациональном использовании; разведение охотничьих животных.
Основу охотничьего хозяйства составляют охотничьи ресурсы и охотничьи угодья, являющиеся средой обитания охотничьих ресурсов. Поэтому первостепенное значение придается их сохранению и организации их рационального использования.
В охотничьем хозяйстве существенные особенности имеют используемые технологии: технологии добывания (охоты), технологии первичной обработки полученной продукции, технологии воспроизводства (методы учета численности, нормирования добычи, увеличения сохранности молодняка, борьбы с животными, наносящими вред охотничьему хозяйству, восстановления численности и т.д.), технологии регулирования половой и возрастной структуры, выращивания трофейных особей и т.д. В составе технологий воспроизводства наиболее целесообразно использовать нормирование добычи, нормирование дневных и сезонных норм добычи, регулирование сроков охоты, размеров охотничьих участков и пропускной способности хозяйств и т.д.
В охотничьем хозяйстве определенные особенности имеет и получаемая продукция. Она отличается большим видовым разнообразием мясо-дичной и пушной продукции, специфическим аминокислотным составом мяса, использованием части продукции в качестве трофеев (клыков, бивней, черепов, рогов, шкур и других частей), применением некоторых производных охотничьих животных в качестве лекарственно-технического сырья (медвежья желчь, ранее использовали и лебединую, мускус бобра речного, кабарги, панты, хвосты и эмбрионы оленей и др.). Специфично и предоставление услуг в процессе охоты, а также сопутствующих платных услуг, напрямую не связанных с производством охоты: гостиничный бизнес в малонаселенной местности, предоставление транспорта, организация спортинга (стрельбы по летящим мишеням, повышающей мастерство стрельбы в целом), предоставление услуг по рыбалке и многое другое.
Получение большинства видов продукции охотничьего хозяйства прямо или опосредованно связано с численностью охотничьих ресурсов. Пути повышения численности (организация охраны, подкормки, проведение ветеринарно-профилактических мероприятий, регулирование половозрастного состава популяций охотничьих животных и др.) представлены в разделе 7.
В целом охотничье хозяйство Оренбургской области характеризуется следующими особенностями:
охотничьи угодья востребованы организациями различных форм собственности;
ресурсы большинства видов охотничьих ресурсов достигают уровня, допускающего их использование, хотя и могут быть прогрессивно повышены с помощью специальных методов (интенсификация охотничьего хозяйства);
численность охотников (или их доля от общей численности населения) достаточно высока, то есть охота востребована, хотя несколько изменились приоритеты.
Перечисленные особенности являются основными предпосылками для развития охотничьего хозяйства Оренбургской области. Вместе с тем это свидетельствует о востребованности охоты, а также о перспективности развития охотхозяйственной отрасли Оренбургской области.
В качестве перспективных направлений развития охотничьего хозяйства на территории Оренбургской области могут быть рассмотрены такие направления, как организация охотничьего туризма, а для высокоразвитых охотничьих хозяйств - полувольное (вольерное) разведение охотничьих животных, организация стрелковых комплексов, охотничье собаководство, развитие побочного лесопользования, предоставление таксидермических услуг.
Охотничий туризм. Мировой опыт ведения охотничьего хозяйства показал, что специализация на охотничьем туризме приносит немалый дополнительный доход. В условиях Оренбургской области привлекательными объектами охоты для туристов (как иностранцев, так и российских) являются косуля сибирская, кабан, лось.
Причины, побуждающие охотников выезжать за рубеж, различны:
ограниченность числа местных видов охотничьих ресурсов при значительной плотности населения животных (это характерно для стран Западной Европы и отчасти США);
недостаточность угодий, когда на одного охотника приходится небольшая площадь охотничьих угодий (14 гектаров в Италии, 27 гектаров во Франции, 28 гектаров в Дании, около 50 гектаров в Англии, Греции, Испании (рассчитано по данным В.В. Дежкина, 1983);
желание познакомиться с видовым разнообразием животных, способами охоты, природой других стран, их обычаями;
престижность "высоких" охот, редких трофеев среди членов клуба, желание стать известными своими охотничьими достижениями в национальных и международных охотничьих организациях, таких, например, как Сафари Клаб Интернейшнл (SCI).
Важной составляющей охотничьего туризма является соотношение цены и качества услуги, что во многом зависит от уровня обслуживания клиентов, который определяется:
четкой организацией работ по выполнению всех формальностей (своевременное оформление и направление приглашений, бронирование авиа- и железнодорожных билетов, оформление CITES, разрешений на ввоз и вывоз оружия, организация встреч и проводов в пунктах трансфера, доставка до места охоты и возвращение в пункт отправления);
условиями размещения в районе охоты (полевой стационарный или "летучий" лагерь, охотничий дом, охотничья база в угодьях, гостиница в населенном пункте или арендованный дом, привлекательность их расположения);
уровнем комфортности и наличием удобств (душа, горячей и холодной воды, благоустроенного туалета), включая интерьер и внешний вид, чистоту помещения и прилегающей территории, частоту смены полотенец и спальных принадлежностей;
качеством питания (разнообразие, качество и своевременность приготовления пищи, приспособление времени приема ее к режиму охоты, возможность выполнения индивидуальных заказов, учет особенностей питания некоторых клиентов, например, больных диабетом, чистота в столовой и на кухне, наличие столовых и чайных приборов, сервировка);
уровнем обслуживания в процессе охоты (пунктуальность организаторов, обслуживающего персонала, знание ими угодий и размещения животных в период охоты, квалификация и внешний вид егерей, рациональное использование времени тура с целью обеспечения результативности охоты);
качеством транспортного обслуживания (наличие транспорта, его техническое и санитарное состояние, квалификация водителей);
доброжелательностью и профессионализмом персонала, его способностью решать возникающие вопросы в интересах клиентов-охотников.
По приведенным критериям определяется стоимость обслуживания одного дня охоты. По их совокупной оценке она в России оказывается одной из самых низких по сравнению с другими странами и колеблется от 50-60 до 90-130 долларов США.
Среди основных недостатков в организации охотничьих туров, которые могут привести к снижению спроса на охотничий туризм, недостаточная подготовка к турам, недостаточная комфортность жилья, неудовлетворительная организация питания.
Большое значение для повышения успешности охотничьего туризма имеет повышение профессионализма егерей, обслуживающих иностранных и отечественных охотников. Кроме того, важное значение имеет знание иностранных языков.
Полувольное (вольерное) разведение охотничьих животных - одно из направлений разведения охотничьих животных. Во всем мире особенно быстро прогрессирует многоцелевое вольерное разведение диких копытных животных: для получения мясной диетической продукции и лекарственно-технического сырья (панты), выпуска их в природу "под выстрел" или для создания вольных группировок, а также для демонстрации животных посетителям по типу экологического парка, в том числе для фото-киносъемки. Актуальность вольерного разведения копытных животных в условиях Оренбургской области обусловлена тем, что могут быть созданы условия для обеспечения гарантированных охот на них, быстрейшего создания вольерных группировок, а следовательно, для получения дополнительной продукции и доходов. Полувольное разведение охотничьих животных характеризуется достаточно низкими издержками по сравнению с традиционным животноводством (не нужно строить капитальных ферм, дикие животные требуют меньше ухода, меньше подвержены различным заболеваниям).
При организации вольерного содержания копытных животных в первую очередь необходимо выбрать форму: это может быть охотничий парк или охотничья ферма. Охотничьими парками обычно называют достаточно большие по площади (до нескольких тысяч гектаров) огороженные участки с содержащимися в них животными, добывающими корм самостоятельно или с подкормкой в зимний период, тогда как на небольших по площади (несколько гектаров) фермах животных кормят завозимыми кормами круглогодично. Однако при высокой плотности населения животных даже в крупных парках естественная растительность со временем деградирует и животных требуется подкармливать весь год. Рано или поздно парки превращаются в фермы. Поэтому разница между ними в этом контексте не принципиальна, хотя на практике имеет место.
В охотничьих парках животные живут практически в естественных и зачастую суровых климатических условиях при минимальном уходе со стороны человека, заключающемся главным образом в охране, регулярной подкормке и профилактике заболеваний. Принцип организации охотничьих ферм иной: животных содержат и выращивают почти как домашний скот, в небольших по площади вольерах или загонах для последующей реализации или выпуска в охотничьи угодья. На охотничьих фермах продуктивность и сохранность животных выше, чем в охотничьих парках, соответственно, выше и доходность ферм в пересчете на единицу площади.
Выбор видов копытных животных для разведения зависит от ряда факторов: рыночного спроса на них, финансовых возможностей собственника, площади вольера, биологической продуктивности животных, возможности их приобретения, обеспечения кормами и пр. Размеры вольеров могут быть различными: от нескольких гектаров до тысячи гектаров и более. Крупные вольеры всегда рентабельнее, но их строительство обходится достаточно дорого. Компактные вольеры эксплуатируются более интенсивно, но в силу малого размера при высокой плотности населения животных растительный покров на их территориях со временем деградирует. Поэтому подкормка в них заменяется полноценным кормлением, что увеличивает материальные и трудовые затраты. Оптимальное соотношение лесных и открытых участков в вольере 1:2-3 в пользу открытых. При организации вольера необходимо также учитывать наличие удобных подъездных путей, электрокоммуникаций и рыночного спроса на выращиваемых животных.
Строительные решения, проработку инфраструктуры, организацию территории вольера, планирование половозрастной структуры содержащегося поголовья, особенности кормления, содержания, ветеринарно-профилактического обеспечения и иные аспекты создания и функционирования вольерного комплекса целесообразно осуществлять с привлечением специализированной проектной организации.
В отношении содержащихся в вольерах животных необходимо регулярное осуществление селекционной работы. Основные принципы этой работы достаточно просты. На племя оставляют самых крупных и жизнестойких животных с максимальными трофейными характеристиками и репродуктивным потенциалом.
При этом выбраковке подлежат:
животные с явными признаками болезни (растрепанная или свалявшаяся шерсть вне периода линьки, кашель, чрезмерное истощение, сильно запачканный зад, хромота, сгорбленность, ненормальное поведение);
травмированные животные;
уродливые особи;
особи с сильно задержанной линькой (с наличием летней шерсти зимой) и аномальной окраской;
старые животные;
поздно родившие самки вместе с их приплодом;
самые слабые и отстающие в развитии детеныши;
неполноценные самцы;
мелкие для своего возраста животные;
чрезмерно агрессивные животные;
излишне доместицированные, "ручные" животные (за исключением специально прирученных особей для их демонстрации посетителям вольерного комплекса).
В целом полувольное разведение копытных животных имеет значительный потенциал развития в нашей стране. Можно прогнозировать, что это направление охотничьего хозяйства будет развиваться по мере возрастания потребности в охотничьих ресурсах.
Дичеразведение. Одной из новых систем ведения охотничьего хозяйства, обеспечивающих его интенсификацию, является дичеразведение. С помощью этого приема возможно насыщать охотничьими ресурсами охотничьи угодья к началу охоты. К этому есть определенные экономические, биологические и охотхозяйственные предпосылки.
Емкость большинства современных охотничьих угодий в летне-осенний период обеспечивает жизненные условия для большей численности охотничьих ресурсов, по сравнению с той, какая возможна при ослабленном естественном воспроизводстве. Именно на воспроизводство в первую очередь оказывают влияние отрицательные факторы, обусловленные деятельностью человека. Таким образом, летне-осенняя емкость оказывается "незаполненной". С помощью искусственного дичеразведения становится возможным реализовать этот резерв за счет выпуска в угодья молодняка, выведенного на дичефермах.
Зимние условия обитания всегда были трудным периодом для охотничьих животных, особенно в трансформированных угодьях. Для большинства видов охотничьих птиц отход за зиму превышает 50 процентов осенней численности, а в отдельные годы составляет 70-80 процентов. Перезимовавшее поголовье под действием свойственных антропогенным ландшафтам факторов, ослабляющих естественное воспроизводство, не обеспечивает высокой численности охотничьих животных к сезону охоты. Летне-осенняя емкость угодий вновь оказывается "незаполненной". Поэтому выпуски охотничьих животных, выращенных на фермах, необходимо проводить ежегодно и имитировать результат высокого уровня естественного воспроизводства. Основную массу выпущенных охотничьих животных необходимо отстреливать в охотничий сезон. В противном случае они погибнут зимой и не обеспечат заметного увеличения численности на будущий год. Вот почему искусственное дичеразведение рассматривается как особая система ведения охотничьего хозяйства в трансформированных угодьях.
Объектами дичеразведения обычно являются представители семейств тетеревиных, фазановых, гусиных и утиных. Наиболее полно разработаны приемы и методы получения, выкармливания и воспитания молодняка фазана, серой куропатки, перепела, кряквы в промышленных объемах. Поэтому при организации дичеразведения в первую очередь необходимо ориентироваться на эти виды животных.
Как показывает опыт дичеферм, технология получения молодняка не вызывает проблем. Однако имеется множество фактов, когда выращенный молодняк остается невостребованным как охотничьими хозяйствами, так и охотниками. Это объясняется тем, что строительство и эксплуатация ферм, приобретение кормов, инкубаторов требуют больших материальных затрат, которые окупаются при условии реализации многотысячного поголовья выращенных птиц. Мелкие дичефермы, выращивающие по нескольку сотен птенцов, чаще всего нерентабельны, вследствие невостребованности продукции по причине не удовлетворяющих потребителя цен.
Организация стрелковых комплексов
В настоящее время имеется немало охотников, для которых охота и деятельность, связанная с нею, являются популярными и престижными занятиями. Они приобретают дорогие ружья, снаряжение, экипировку, но часто не имеют навыков стрельбы. Сам процесс охоты также не всегда для них интересен. Такие охотники предпочитают гарантированные охоты, в частности на копытных животных в полувольных условиях, и любят потренироваться в стрельбе, оплатив соответствующую услугу. С учетом этого многим хозяйствам, организующим гарантированные охоты и предоставляющим хорошие условия проживания и питания на базах, целесообразно устроить на своей территории стрелковые стенды. В настоящее время имеется множество типов метательных машин, проектов оборудования стендов.
Охотничье собаководство. В Оренбургской области проводится активная работа по охотничьему собаководству. Ежегодно проводятся областные и межрайонные выставки охотничьих собак. Охотничьи выставки проводятся с целью определения качества поголовья собак, показа, выявления, отбора племенного материала, обмена опытом в охотничьем собаководстве и поощрения владельцев собак. Регулярно для освежения крови и привития универсально-зверовых качеств лучших линий, проверенных в экстерьерном и рабочем качестве потомков, завозятся дополнительные производители. Кроме того, проводится натаска некоторых пород в присутствии эксперта. Высокий уровень ведения кинологической работы свидетельствует об интенсивном охотничьем хозяйстве. В Оренбургской области целесообразно разведение следующих групп пород: гончие, легавые и спаниели.
6.2. Нормы пропускной способности охотничьих угодий Оренбургской области
Пропускная способность любого хозяйства подразделяется на территориальную и фактическую. Под территориальной пропускной способностью понимается число охотников, которые могут охотиться на территории хозяйства без нарушения принципов рационального пользования угодьями и правил техники безопасности при охоте. Территориальная пропускная способность рассчитывается на основании норматива площади, необходимой для охоты 1 человеку или бригаде при условии соблюдения требований безопасности. Имеется в виду, что число ежедневно продаваемых путевок не должно превышать дневную территориальную пропускную способность. Этот расчет имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, нормативы площади весьма приблизительны. Во-вторых, количественный состав бригад непостоянен. В-третьих, размер участка, необходимого для проведения охоты, зависит от плотности населения животных в целом, а также от ее пространственной структуры (концентрации на каких-либо участках). В-четвертых, что немаловажно, интенсивное освоение угодий происходит вблизи автодорог, охотничьих баз и т.д., а отдаленные труднодоступные угодья плохо посещаются, то есть на практике территориальная пропускная способность в целом по хозяйству не исчерпывается, хотя отдельные участки испытывают повышенную нагрузку. В-пятых, на одной и той же территории не могут одновременно проходить результативные охоты на разные виды охотничьих ресурсов разнопрофильными группами охотников. Учитывая вышеперечисленное, применение расчета территориальной пропускной способности для большинства видов охот дает явно завышенные результаты.
При расчете пропускной способности необходимо помнить, что единовременное проведение охоты на всей территории пригодных угодий отрицательно сказывается на условиях существования охотничьих животных, вызывая их откочевку за пределы хозяйства. Поэтому единовременно охота может производиться только на 60-75 процентов пригодных угодий в зависимости от природно-климатических и социально-экономических условий района, расположения хозяйства.
Поскольку территориальная пропускная способность имеет своей целью обеспечение безопасности стрелков, при определении нормативов необходимо учитывать предельную дальность полета дробового или пулевого снаряда. Показатели наибольшей дистанции полета отдельной дробины, а следовательно, и безопасной дальности стрельбы различной дробью при угле возвышения 20-30 градусов представлены в таблице 79.
Таблица 79
Наибольшая дальность полета дроби разного диаметра
Номер дроби |
Диаметр, миллиметров |
Наибольшая дальность полета, метров |
9 |
2,00 |
200 |
7 |
2,50 |
250 |
5 |
3,00 |
300 |
3 |
3,50 |
350 |
1 |
4,00 |
400 |
2/0 |
4,50 |
450 |
4/0 |
5,00 |
500 |
Картечь |
6,00 |
600 |
Источник: настольная книга охотника-спортсмена, 1955
Предельная дальность полета пуль, выпущенных из дробового ружья под большим углом возвышения (40-50 градусов), достигает 1000-1500 метров. При такой стрельбе пуля на излете может контузить или ранить человека при попадании, например, в лицо.
Необходимо распределить в угодьях охотников на безопасном расстоянии один от другого, если производится условно "пассивная" охота из укрытия. В случае если производится ходовая охота, ее участники часто не знают о местонахождении друг друга, а следовательно, норматив для ходовой охоты должен быть значительно увеличен. В таблице 80 приведены нормы территориальной пропускной способности охотничьих угодий Оренбургской области для гладкоствольного оружия на различные виды охот с учетом дальности полета того или иного номера дроби, в зависимости от вида охоты, охотничьих ресурсов и с учетом необходимости ограничить производство охоты лишь на 60-75 процентов территории. При применении нарезного оружия нормы территориальной пропускной способности охотничьих угодий необходимо увеличить вдвое по сравнению с таковыми для гладкоствольного оружия. Это связано с тем, что на охоте выстрел из нарезного оружия опаснее, чем из гладкоствольного. Согласно Типовым правилам по технике безопасности при обращении с охотничьим оружием и проведении охот с применением охотничьего огнестрельного оружия на территории РСФСР (утверждены ЦНИЛ Главохоты РСФСР 05.05.1983), при добыче оленей, лосей и других "стрельба из гладкоствольного оружия ведется пулями на дистанции верного выстрела, не далее 50 метров, а из нарезного оружия не более чем на дистанции прямого выстрела...".
Таблица 80
Нормы территориальной пропускной способности охотничьих угодий Оренбургской области для гладкоствольного оружия
Виды охотничьих ресурсов, группы видов охотничьих ресурсов |
Технология охоты |
Используемая дробь, |
Количество участников, |
Норма площади |
Заяц |
загоном |
до 1 |
до 5 |
2500 |
Заяц |
тропление |
до 1 |
1 |
1000 |
Полевая и луговая дичь |
с легавой собакой |
от 9 до 7 |
1-2 |
300 |
Утки |
из шалаша и на перелетах |
от 7 до 3 |
1 |
65 |
Селезни уток весной |
с подсадной и чучелами |
от 7 до 4 |
1 |
40 |
Копытные животные |
загоном |
пули |
до 10 |
5000 |
Копытные животные |
с подхода |
пули |
1 |
3000 |
Поскольку ходовая охота на уток производится главным образом вдоль берегов водоемов, при расчете территориальной пропускной способности для этого вида охотничьих ресурсов следует исходить из протяженности береговой линии водоемов. При этом также необходимо учитывать дальность полета дроби. Для обеспечения безопасности стрельбы и результативности охоты на каждого охотника должно приходиться минимум 500 метров береговой линии.
Фактическая пропускная способность основывается на численности охотничьих животных, установленных дневных нормах отстрела и указывает количество охотников, которое может принять хозяйство за сезон. Этот вид пропускной способности необходимо назвать плановым, потому что на практике расчеты по этому показателю трудновыполнимы. Это связано с тем, что теоретически каждый охотник может добыть норму отстрела мелких охотничьих животных или погасить имеющиеся разрешения на добычу копытных животных в первый же день охоты. При этом пропускная способность приравнивалась бы к величине, полученной в результате деления квоты добычи каждого вида охотничьих ресурсов для хозяйства на дневную норму охотника. На деле этого не происходит: часто охотник возвращается без добычи, а значит, фактическая пропускная способность от посещения им хозяйства в этом случае не сокращается. В любом случае расчет фактической пропускной способности целесообразен лишь для тех видов охотничьих ресурсов, для которых утверждается лимит добычи согласно приказу Минприроды России от 30 апреля 2010 года N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях". Минимальная фактическая пропускная способность конкретного хозяйства по этим видам охотничьих ресурсов приравнивается к квоте их добычи.
Для охотничьих ресурсов, в отношении которых не утверждается лимит добычи, нормативы допустимой добычи на конкретный сезон не устанавливаются. В Оренбургской области действует распоряжение министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 3 июля 2014 года N 142-р "О нормах допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и нормах пропускной способности в охотничьих угодьях Оренбургской области", определяющее в том числе предельные суточные нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов:
заяц (русак, беляк) - 1 особь в сутки на одного охотника;
серая куропатка - до 3 особей в сутки на одного охотника;
перепел - до 5 особей в сутки на одного охотника;
голуби, горлица обыкновенная - до 5 особей в сутки на одного охотника;
тетерев обыкновенный - 1 особь в сутки на одного охотника;
вальдшнеп - до 2 особей в сутки на одного охотника;
утка - до 3 особей в сутки на одного охотника;
гусь - до 2 особей в сутки на одного охотника;
болотно-луговая дичь - до 5 особей в сутки на одного охотника.
6.3. Информация о выделении зон, планируемых для создания общедоступных охотничьих угодий и закрепленных охотничьих угодий на территории Оренбургской области
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" охотничьи угодья подразделяются на закрепленные, которые передаются в долгосрочное пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, и общедоступные, где физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты. Согласно части 3 той же статьи, общедоступные угодья должны составлять не менее 20 процентов общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации.
В ходе выполнения работ по разработке Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Оренбургской области было выявлено, что на территории Оренбургской области насчитывается 107 охотпользователей (105 юридических лиц и 2 индивидуальных предпринимателя), за которыми закреплено 4188554 гектара, или 33,86 процента охотничьих угодий области. Площадь общедоступных охотничьих угодий соответственно составляет около 8071967 гектаров, или 65,25 процента. Таким образом, площадь общедоступных охотничьих угодий в 3 раза выше доли площади субъекта Российской Федерации, установленной статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Большая площадь общедоступных охотничьих угодий позволяет планировать создание в перспективе новых закрепленных охотничьих угодий посредством проведения аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений. Создание новых закрепленных охотничьих угодий обосновано еще и тем, что на переданных в пользование территориях значительно выше уровень охраны охотничьих угодий и проведения биотехнических мероприятий, чем в общедоступных угодьях. В результате активной работы охотпользователей в закрепленных охотничьих угодьях значительно увеличивается численность (и плотность населения) охотничьих животных, что является одной из основных целей ведения охотничьего хозяйства.
Анализ существующего распределения закрепленных и общедоступных охотничьих угодий позволил выделить на территории Оренбургской области зоны, планируемые для создания закрепленных охотничьих угодий в разрезе муниципальных районов и городских округов (таблица 81).
При планировании зон для создания закрепленных охотничьих угодий учитывалось два основных фактора: доля территории района или городского округа, которую занимают общедоступные охотничьи угодья в настоящее время, и месторасположение крупных населенных пунктов (в частности, районных центров или городов). В ряде районов и городских округов Оренбургской области создание новых закрепленных охотничьих угодий не планируется, поскольку в настоящее время большую их часть уже занимают закрепленные охотничьи угодья. В остальных районах и городских округах территории для создания закрепленных охотничьих угодий планировались на удалении от центров муниципальных районов и городских округов, где проживает большое число охотников. Описание границ планируемых охотничьих угодий (далее - ПОУ) приведено в приложении Г.
Таблица 81
Планируемые для создания закрепленные охотничьи угодья на территории Оренбургской области
Наименование района, городского округа |
Наименование участка планируемых охотничьих угодий |
Площадь, гектаров |
Абдулинский городской округ |
ПОУ N 1-1 |
13823 |
ПОУ N 1-2 |
19260 |
|
Итого по Абдулинскому городскому округу |
33083 |
|
Адамовский район |
ПОУ N 2-1 |
17283 |
Итого по Адамовскому району |
17283 |
|
Акбулакский район |
ПОУ N 3-1 |
14239 |
ПОУ N 3-2 |
26877 |
|
ПОУ N 3-3 |
30365 |
|
ПОУ N 3-4 |
31743 |
|
Итого по Акбулакскому району |
103224 |
|
Александровский район |
ПОУ N 4-1 |
52792 |
ПОУ N 4-2 |
33657 |
|
Итого по Александровскому району |
86449 |
|
Асекеевский район |
ПОУ N 5-1 |
12425 |
ПОУ N 5-2 |
10247 |
|
Итого по Асекеевскому району |
22672 |
|
Беляевский район |
ПОУ N 6-1 |
25218 |
Итого по Беляевскому району |
25218 |
|
Бугурусланский район |
ПОУ N 7-1 |
27621 |
ПОУ N 7-2 |
14304 |
|
Итого по Бугурусланскому району |
41925 |
|
Бузулукский район |
ПОУ N 8-1 |
12486 |
ПОУ N 8-2 |
30222 |
|
ПОУ N 8-3 |
8380 |
|
Итого по Бузулукскому району |
51088 |
|
Гайский городской округ |
ПОУ N 9-1 |
24585 |
ПОУ N 9-2 |
49562 |
|
Итого по Гайскому городскому округу |
74147 |
|
Домбаровский район |
ПОУ N 11-1 |
35976 |
ПОУ N 11-2 |
35731 |
|
ПОУ N 11-3 |
20701 |
|
Итого по Домбаровскому району |
92408 |
|
Илекский район |
ПОУ N 12-1 |
35643 |
Итого по Илекскому району |
35643 |
|
Кваркенский район |
ПОУ N 13-1 |
23603 |
ПОУ N 13-2 |
30014 |
|
Итого по Кваркенскому району |
53617 |
|
Красногвардейский район |
ПОУ N 14-1 |
46413 |
ПОУ N 14-2 |
15962 |
|
ПОУ N 14-3 |
572 |
|
Итого по Красногвардейскому району |
62947 |
|
Кувандыкский городской округ |
ПОУ N 15-1 |
75930 |
Итого по Кувандыкскому городскому округу |
75930 |
|
Матвеевский район |
ПОУ N 17-1 |
4856 |
ПОУ N 17-2 |
15531 |
|
Итого по Матвеевскому району |
20387 |
|
Новоорский район |
ПОУ N 18-1 |
13174 |
ПОУ N 18-2 |
46639 |
|
ПОУ N 18-3 |
42041 |
|
Итого по Новоорскому району |
101854 |
|
Новосергиевский район |
ПОУ N 19-1 |
24090 |
Итого по Новосергиевскому району |
24090 |
|
Оренбургский район |
ПОУ N 21-1 |
15662 |
Итого по Оренбургскому району |
15662 |
|
Первомайский район |
ПОУ N 22-1 |
61353 |
ПОУ N 22-2 |
63494 |
|
Итого по Первомайскому району |
124847 |
|
Переволоцкий район |
ПОУ N 23-1 |
1797 |
ПОУ N 23-2 |
22853 |
|
ПОУ N 23-3 |
10735 |
|
Итого по Переволоцкому району |
35385 |
|
Пономаревский район |
ПОУ N 24-1 |
37973 |
ПОУ N 24-2 |
13999 |
|
ПОУ N 24-3 |
19896 |
|
Итого по Пономаревскому району |
71868 |
|
Сакмарский район |
ПОУ N 25-1 |
21342 |
ПОУ N 25-2 |
17622 |
|
Итого по Сакмарскому району |
38964 |
|
Саракташский район |
ПОУ N 26-1 |
37485 |
Итого по Саракташскому району |
37485 |
|
Северный район |
ПОУ N 28-1 |
46231 |
Итого по Северному району |
46231 |
|
Соль-Илецкий городской округ |
ПОУ N 29-1 |
66385 |
ПОУ N 29-2 |
5869 |
|
Итого по Соль-Илецкому городскому округу |
72254 |
|
Сорочинский городской округ |
ПОУ N 30-1 |
30042 |
Итого по Сорочинскому городскому округу |
30042 |
|
Ташлинский район |
ПОУ N 31-1 |
26414 |
Итого по Ташлинскому району |
26414 |
|
Тоцкий район |
ПОУ N 32-1 |
32059 |
ПОУ N 32-2 |
29353 |
|
Итого по Тоцкому району |
61412 |
|
Тюльганский район |
ПОУ N 33-1 |
10651 |
Итого по Тюльганскому району |
10651 |
|
Шарлыкский район |
ПОУ N 34-1 |
41015 |
ПОУ N 34-2 |
50149 |
|
Итого по Шарлыкскому району |
91164 |
|
Всего по Оренбургской области |
1584344 |
В случае если планируемые к закреплению охотничьи угодья будут закреплены (таблица 81), общая площадь общедоступных охотничьих угодий составит 6487623 гектара, или 52,9 процента охотничьих угодий Оренбургской области. На основании вышеизложенного допускается увеличение площадей и формирование новых границ, планируемых охотничьих хозяйств на общедоступных территориях, до 80 процентов охотничьих угодий Оренбургской области, на основании поступивших заявлений от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
6.4. Информация о выделении планируемых зон охраны охотничьих ресурсов на территории Оренбургской области
Для охраны охотничьих ресурсов на территории Оренбургской области расположены ООПТ, на которых охота запрещена или установлены ограничения на ведение охотничьего хозяйства. На территории Оренбургской области расположены 4 ООПТ, общая площадь которых составляет 109675 гектаров. Они имеют различный статус (федеральный и региональный).
Для обеспечения сохранения, воспроизводства и восстановления диких животных, среды их обитания и поддержания целостности естественных сообществ в Оренбургской области (Оренбургском районе) планируется создание Нежинского охотничьего заказника площадью 6695 гектаров.
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Указ Губернатора Оренбургской области от 5 ноября 2019 г. N 498-ук "О внесении изменений в Указ Губернатора Оренбургской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.