Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Министерства
образования и науки
Республики Адыгея
от 25 сентября 2019 г. N 1262
Руководство
по соблюдению обязательных лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности
Настоящие Рекомендации по соблюдению обязательных лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности (далее - Рекомендации) подготовлены в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Рекомендации разработаны в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, а также устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.
Рекомендации разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и о лицензировании, действующим по состоянию на 30.06.2019.
Руководство содержит рекомендации по соблюдению лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 и подпунктами "а" - "ж" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности".
1. Общие положения
Лицензионный контроль за осуществлением образовательной деятельности (далее - лицензионный контроль) осуществляется отделом надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Адыгея в рамках переданного полномочия Российской Федерации в сфере образования - лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Адыгея.
К таким организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся:
дошкольные образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели их деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
общеобразовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели их деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
профессиональные образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели их деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения (за исключением федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
организации дополнительного образования, осуществляющие в качестве основной цели их деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
организации дополнительного профессионального образования, осуществляющие в качестве основной цели их деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам;
организации, осуществляющие обучение, которые на основании лицензии наряду с основной деятельностью осуществляют образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
Лицензионный контроль следует рассматривать с двух позиций:
1. Лицензионный контроль, осуществляемый в рамках оказания государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 N 244 "Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности". Согласно положениям статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионный контроль осуществляется в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в установленных законодательством случаях. При этом лицензионный контроль осуществляется лицензирующим органом посредством проведения внеплановых проверок без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.
2. Лицензионный контроль, осуществляемый в рамках исполнения государственной функции на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2017 N 1197 "Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью".
В данном случае лицензионный контроль осуществляется в отношении лицензиатов, включенных в установленном порядке в ежегодный план проведения плановых проверок на соответствующий год, посредством проведения плановых выездных или плановых документарных проверок. В рамках исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля могут быть проведены внеплановые проверки по основаниям, исчерпывающий перечень которых установлен законодательством Российской Федерации.
В обеих вышерассмотренных позициях к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных законодательством Российской Федерации в сфере лицензирования отдельных видов деятельности.
Предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Республики Адыгея. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.
Перечень лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности (далее - лицензионные требования) установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности", и является исчерпывающим.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом.
2. Содержание лицензионных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий но лицензионному контролю за образовательной деятельностью
1. Наличие па праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам (подпункт "а" пункта 4 и подпункт "а" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности).
Лицензионное требование, предъявляемое как к соискателю лицензии, так и к лицензиату.
При оценке соблюдения данного лицензионного требования проверяется:
- наличие у соискателя лицензии/лицензиата правоустанавливающих документов на используемые в образовательном процессе здания, строения, сооружения, помещения, земельные участки;
- законность основания использования соискателем лицензии/лицензиатом объектов недвижимого имущества (в частности, действительность предоставленного соискателю лицензии/лицензиату имущественного права, соблюдение обязательных требований к сделке и условий ее заключения).
Соискатель лицензии/лицензиат может владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимым имуществом на основании имеющегося у него:
- права собственности имуществом (частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности) (статьи 209 - 215 Гражданского кодекса Российской Федерации);
- права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268 Гражданского кодекса Российской Федерации);
- права хозяйственного ведения имуществом (статья 294 Гражданского кодекса Российской Федерации) или права оперативного управления имуществом (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом правоустанавливающими документами, свидетельствующими о наличии у соискателя лицензии/лицензиата законного основания владения, пользования и распоряжения объектами недвижимого имущества (в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации имущественное право подлежит государственной регистрации), являются:
- свидетельство о государственной регистрации права собственности;
- свидетельство о праве оперативного управления;
- свидетельство о праве хозяйственного ведения;
- свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Во-вторых, соискатель лицензии/лицензиат может временно владеть и пользоваться или временно пользоваться недвижимым имуществом на основании заключенного договора с собственником (уполномоченным представителем собственника) передаваемого недвижимого имущества:
- договора аренды, договора субаренды (§ 1 и § 4 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации);
- договора безвозмездного пользования (глава 34 Гражданского кодекса Российской Федерации);
- договора о сетевой форме реализации образовательных программ (при использовании соискателем лицензии/лицензиатом ресурсов (недвижимого имущества) иной организации) ("смешанный договор" в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. К таковым правилам относятся требования к форме договора, существенным условия договора (например, предмет договора, цена, срок действия договора и пр.). В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Рекомендации по недопущению нарушений данного лицензионного требования
Для соискателя лицензии/лицензиата - собственника недвижимого имущества либо обладателя недвижимого имущества на праве оперативного управления, праве хозяйственного ведения, праве постоянного бессрочного пользования (в отношении земельных участков):
- право собственности, другие вещные права на недвижимое имущество (право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного (бессрочного) пользования) подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней;
- в случае использования в образовательной деятельности здания, строения, сооружения в целом (не отдельных помещений), то обязательным условием соблюдения лицензионного требования является наличие зарегистрированного в установленном порядке права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором расположено здание, строение, сооружение, либо наличие иного законного основания пользования земельным участком (договора аренды, договора безвозмездного пользования).
Соискателю лицензии/лицензиату с целью заключения договора аренды, субаренды, безвозмездного пользования в отношении зданий, строений, сооружений, помещений, территории, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам, а также договора о сетевой форме реализации образовательных программ (при использовании в качестве ресурсов недвижимого имущества) необходимо удостовериться в наличии или исполнении следующих фактов и действий:
1) о наличии у лица, с которым планируется заключить соответствующий договор зарегистрированного в установленном порядке права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления, права постоянного (бессрочного) пользования (в отношении земельных участков);
2) наличие согласия собственника недвижимого имущества / учредителя лица на передачу государственного или муниципального недвижимого имущества во временное владение и пользование иному лицу (при заключении договора с государственными или муниципальными учреждениями);
3) наличие согласия арендодателя недвижимого имущества - при заключении договора субаренды, либо наличие в договоре субаренды условия о том, что передача в субаренду осуществляется без согласия арендодателя;
3) наличие положительного заключения региональной (муниципальной) комиссии по оценке последствий заключения договора (при заключении договора с государственной или муниципальной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей);
4) наличие в договоре всех существенных условий договора, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации;
5) подписание акта приема-передачи недвижимого имущества после заключения договора.
2. Наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами (подпункт "б" пункта 4 и подпункт "б" пункта б Положения о лицензировании образовательной деятельности).
Лицензионное требование, предъявляемое как к соискателю лицензии, так и к лицензиату.
Требования к материально-техническому обеспечению образовательной деятельности, оборудованию помещений могут быть установлены федеральными государственными образовательными стандартами и (или) образовательной программой. Соответственно соискатель лицензии или лицензиат обеспечивает соблюдение установленных требований к условиям реализации заявленной к лицензированию или реализуемой основной образовательной программы.
Материально-технические условия реализации основной и дополнительной образовательной программы должны обеспечивать:
- возможность достижения обучающимися установленных федеральным государственным образовательным стандартом и (или) образовательной программой требований к результатам освоения образовательной программы;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.), санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены), социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки), пожарной и электробезопасности, требований охраны труда, своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
- возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательной организации.
В зависимости от реализуемых образовательных программ материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предъявляемым к:
- участку (территории) организации, осуществляющей образовательную деятельность (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и их оборудование);
- зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки);
- помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания;
- помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями, иностранными языками;
- актовому залу;
- спортивным залам, игровому и спортивному оборудованию, бассейнам;
- помещениям для медицинского персонала;
- мебели, оснащению и хозяйственному инвентарю;
- расходным материалам и канцелярским принадлежностям.
Требования к материально-техническим условиям реализации основных общеобразовательных программ установлены соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами:
- дошкольного общего образования (раздел III);
- начального общего образования (раздел IV);
- основного общего образования (раздел IV);
- среднего общего образования (раздел IV);
- образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (раздел III);
- начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (раздел III).
Требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательных программ среднего профессионального образования установлены соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами по соответствующей профессии и специальности среднего профессионального образования.
Требования к материально-техническим условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта установлены соответствующими федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ.
В отношении реализации других образовательных программ (дополнительных общеразвивающих программ, дополнительных
профессиональных программ, образовательных программ профессионального обучения) материально-технические условия реализации должны быть предусмотрены в соответствующей образовательной программе.
При этом следует учитывать, что в соответствии с частями 14 и 15 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) в случаях, установленных федеральным законом, другими федеральными законами, уполномоченными федеральными государственными органами разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, а также примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы, программы профессионального обучения.
Указанными примерными или типовыми дополнительными профессиональными программами, программами профессионального обучения, в большинстве случаев, предусмотрены минимальные требования к материально-техническому обеспечению образовательной деятельности, которые должны быть выполнены организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализации соответствующих образовательных программ.
Рекомендации по недопущению нарушений данного лицензионного требования
1) осуществить самоанализ существующих материально-технических условий реализации образовательных программ на предмет:
- возможности достижения обучающимися установленных требований к результатам освоения образовательной программы;
- соответствия санитарным и пожарным нормам, требованиям, предъявляемым к охране труда работников;
соответствия требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами (для основных образовательных программ), федеральными государственными требованиями (для дополнительных предпрофессиональных программ), примерными или типовыми образовательными программами (для основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ - в установленных случаях);
2) иметь в наличии документы, подтверждающие право владения и пользования оборудованием, используемым в образовательной деятельности (право аренды, субаренды, безвозмездного пользования, лизинга и т.д.);
3) иметь документы, подтверждающие в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях наличие лицензии на программное обеспечение (программные продукты), используемое в образовательном процессе.
3. Наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (подпункт "г" пункта 4 и подпункт "г" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности).
Лицензионное требование, предъявляемое как к соискателю лицензии, так и к лицензиату.
Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная деятельность - это деятельность по реализации образовательных программ. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Таким образом, образовательная программа - это не только отдельный локальный нормативный акт, а совокупность документов, отражающих основные характеристики образовательной деятельности.
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом N 273-ФЗ, формы промежуточной аттестации обучающихся (пункт 22 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ).
Календарный учебный график - документ, определяющий чередование учебной деятельности (аудиторной и внеаудиторной) по календарным периодам учебного года, сроки начала и окончания учебного года, продолжительность учебного года, каникул, учебной недели, аудиторного занятия, а также сроки проведения всех форм аттестации.
Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) - документ, разработанный в отношении каждого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и содержащий перечень разделов и (или) тем, а также рассматриваемых в них вопросов с учетом их трудоемкости.
Оценочные материалы - это контрольные задания, а также описание форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися учебного материала по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).
Методические материалы - это совокупность учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых для каждого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 273-ФЗ в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию дополнительные образовательные программы.
К основным образовательным программам относятся:
- основные общеобразовательные программы:
- образовательные программы дошкольного образования;
- образовательные программы начального общего образования;
- образовательные программы основного общего образования;
- образовательные программы среднего общего образования.
- основные профессиональные образовательные программы -
- программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
- программы подготовки специалистов среднего звена.
- основные программы профессионального обучения:
- программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
- программы переподготовки рабочих, служащих;
- программы повышения квалификации рабочих, служащих.
К дополнительным образовательным программам относятся:
- дополнительные общеобразовательные программы:
- дополнительные общеразвивающие программы;
- дополнительные предпрофессиональные программы;
- дополнительные профессиональные программы:
- программы повышения квалификации;
- программы профессиональной переподготовки.
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.
Порядок разработки примерных основных образовательных программ утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.05.2014 N 594 "Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ".
Рекомендации по недопущению нарушений данного лицензионного требования
1) при разработке образовательной программы исходить из того, что образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
2) наименование образовательной программы должно соответствовать видам, установленным статьей 12 Федерального закона N 273-ФЗ;
3) удостовериться, что организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе реализовывать конкретную образовательную программу в рамках лицензированного уровня/вида образования, подвида дополнительного образования;
4) разработку образовательной программы осуществить в соответствии с требованиями к ее структуре, содержанию и условиям реализации, установленными федеральными государственными образовательными стандартами либо федеральными государственными требованиями, соответствующими порядками организации и реализации образовательных программ, а также на основании или с учетом примерных или типовых образовательных программ (в соответствии с требованиями законодательства в зависимости от вида образовательной программы);
5) утверждение образовательной программы (ее согласование с иной организацией/органом при необходимости) должно осуществляться в соответствии с порядком, установленным в локальном нормативном акте организации, осуществляющей образовательную деятельность, по вопросу регламентации порядка разработки и утверждения образовательных программ.
4. Наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам (подпункт "д" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности).
Лицензионное требование предъявляется к лицензиату.
Выполнение данного лицензионного требования предполагает наличие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, педагогических работников, работающих по трудовым договорам, в том числе на условиях совместительства, либо оказывающих услуги по договору гражданско-правового характера.
Требования к образовательному цензу, квалификации педагогических работников, условиям привлечения их к трудовой деятельности установлены:
- Трудовым Кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом N 273-ФЗ;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций";
- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей образования";
- федеральными государственными образовательными стандартами;
- федеральными государственными требованиями;
- профессиональными стандартами.
Статьей 331 Трудового Кодекса Российской Федерации установлено, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования, то есть Федеральным законом N 273-ФЗ.
В соответствии со статьей 331 TK РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности);
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством, также запрещается.
В качестве подтверждения соблюдения условий допуска работников к педагогической деятельности является наличие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, на каждого из педагогических работников (как состоящих в штаге, так и привлекаемых по договорам гражданско-правового характера) справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования. Отсутствие указанных справок является нарушением рассматриваемого лицензионного требования и квалифицируется как признак состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Рекомендации по недопущению нарушений данного лицензионного требования
1) привлекать педагогических работников только на основании заключенных трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера;
2) наименования должностей педагогических работников должны соответствовать наименованиям соответствующих должностей, установленных номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678;
3) при привлечении педагогических работников необходимо соблюдать предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к их образовательному цензу - не допускается привлечение на должности педагогических работников лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования (лиц с основным или средним общим образованием, незаконченным средним профессиональным или высшим образованием);
4) при привлечении педагогических работников необходимо соблюдать предусмотренные законодательством Российской Федерации условия допуска лиц к осуществлению педагогической деятельности - требовать до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (как в отношении штатных работников, так и в отношении работающих по совместительству, по договорам гражданско-правового характера).
При отсутствии указанных справок на момент назначения на должность педагогического работника руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность, необходимо в оперативном порядке организовать работу по получению педагогическими работниками указанных документов с целью их хранения в личных делах педагогических работников;
5) при привлечении педагогических работников необходимо соблюдать предусмотренные законодательством Российской Федерации квалификационные требования - требования к уровню образования, направлению подготовки, опыту практической деятельности. В случае назначения в порядке исключения на должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, необходимо иметь рекомендации аттестационной комиссии организации, осуществляющей образовательную деятельность, о возможности назначения указанных лиц на должности педагогических работников;
6) проанализировать уровень образования, направления подготовки, дополнительное профессиональное образование, имеющиеся у каждого из педагогических работников, на предмет их соответствия установленным квалификационным требованиям. При необходимости приведения квалификации педагогических работников в соответствие с установленными квалификационными требованиями осуществить планирование мероприятий по дополнительному профессиональному образованию педагогических работников (с указанием сроков реализации) и реализовать указанные мероприятия.
5. Наличие печатных и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (подпункт "е" пункта б Положения о лицензировании образовательной деятельности).
Лицензионное требование предъявляется к лицензиату.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона N 273-ФЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами.
Например, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (за исключением дошкольного образования) установлено, что норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы общего образования;
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы общего образования.
Фонд дополнительной литературы должен включать:
отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу;
- научно-популярную и научно-техническую литературу;
- издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах;
- справочно-библиографические и периодические издания;
- собрание словарей;
- литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.
Учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования.
При отсутствии федеральных государственных образовательных стандартов нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося устанавливаются образовательной программой.
При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
- учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Как правило, реализация программы подготовки специалистов среднего звена должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей):
- во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети "Интернет";
- каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий);
- библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет;
- библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся;
- каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований российских журналов.
Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств предусматривают следующие требования к наличию печатных и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов:
- дополнительная предпрофессиональная программа обеспечивается учебно-методической документацией но всем учебным предметам;
выполнение обучающимся в рамках внеаудиторной работы домашнего задания обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
Количество учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов может быть подтверждено утвержденными списками литературы, библиотечными реестрами, балансовыми списками и т.п. Следует обратить внимание, что если программное обеспечение (например, электронные базы периодических изданий, электронные библиотеки и т.п. ресурсы) требуют лицензионного права пользования, то у организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть в наличии соответствующие подтверждающие документы.
Фактическое наличие учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов, а также их состояние проверяется путем их визуального осмотра должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки. При проверке также учитывается наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов, хранящихся на электронных носителях.
С целью оценки соблюдения данного лицензионного требования лицензиату целесообразно подготовить справку о наличии у него печатных и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам с указанием по каждой из реализуемых образовательных программ перечня учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов, используемых в образовательном процессе.
Рекомендации по недопущению нарушений данного лицензионного требования
1) Организациям, осуществляющим образовательную по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, проанализировать комплектацию библиотечного фонда на предмет соответствия входящих в него учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов:
- установленной норме обеспеченности учебными изданиями, требованиям к году их издания;
- состава фонда дополнительной литературы установленным к нему требованиям;
- утвержденному федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- выпуска учебных пособий организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Организациям, осуществляющим образовательную по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, проанализировать комплектацию библиотечного фонда и условия доступа к нему на предмет соответствия входящих в него учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов, их доступности:
- установленной норме обеспеченности учебными изданиями, требованиям к году их издания;
- установленной норме обеспеченности официальными, справочно-библиографическими и периодическими изданиями;
- установленным требованиям и условиям доступа обучающихся к библиотечным и информационным ресурсам, в том числе сети "Интернет".
Организациям, осуществляющим образовательную деятельность, иметь документы, подтверждающие в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях наличие лицензии на программное обеспечение (программные продукты), используемое в образовательном процессе в качестве, например, электронной базы периодических изданий, электронной библиотеки и т.п.
6. Наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (подпункт "д" пункта 4 и подпункт "ж" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности).
Лицензионное требование, предъявляемое как к соискателю лицензии, так и к лицензиату.
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления в том числе такого вида деятельности как образовательная деятельность.
Форма санитарно-эпидемиологического заключения утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.10.2000 N 381 "О бланках типовых документов, используемых центрами Госсанэпиднадзора".
Требования к организации питания и охране здоровья обучающихся и предусмотрены статьей 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и статьей 41 Федерального закона N 273-ФЗ соответственно.
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, самостоятельно.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организацию питания обучающихся;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
- профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
- обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
- обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется в образовательных организациях (либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации), реализующих следующие образовательные программы:
- основные общеобразовательные программы (образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования);
- образовательные программы среднего профессионального образования;
- дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
- дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств.
При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
Таким образом, подтверждением соблюдения лицензионного требования является наличие у соискателя лицензии / лицензиата санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать / используется для осуществления образовательной деятельности. При этом санитарные нормы (СанПин), указанные в санитарно-эпидемиологическом заключении должны соответствовать видам планируемых к реализации / реализуемых образовательных программ. Например, при намерении общеобразовательной организации наряду с реализацией образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования реализовывать и образовательную программу дошкольного образования, санитарно-эпидемиологическое заключение должно содержать указание на соответствие образовательной организации как СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", так и СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Рекомендации по недопущению нарушений данного лицензионного требования
1) санитарно-эпидемиологическое заключение должно быть выдано соискателю лицензии/лицензиату (наименование соискателя лицензии/лицензиата, указанное в санитарно-эпидемиологическом заключении, должно соответствовать действующему на момент проведения проверки наименованию организации);
2) санитарно-эпидемиологическое заключение подтверждает соответствие зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которое планируется использовать при осуществлении образовательной деятельности, санитарным нормам, предъявляемым к видам образовательных программ, планируемых к реализации/реализуемых соискателем лицензии/лицензиатом соответственно;
3) санитарно-эпидемиологическое(-ие) заключение(-я) должно(ы) быть получено(-ы) по всем адресам мест осуществления образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельности (даже при отсутствии указания адресов мест осуществления образовательной деятельности в приложении к лицензии).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 25 сентября 2019 г. N 1262 "Об утверждении Руководства по соблюдению... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.